указывает на необходимость связи научных знаний с практикой повседневной жизни

Тема: Закономерности и принципы процесса обучения (3).

1. Установите соответствие между принципами обучения и их характеристиками:

1) принцип воспитывающего обучения + предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности

2) принцип единства группового и индивидуального обучения + раскрывает значение коллективной деятельности для развития личности в процессе обучения

3) принцип сознательности и творческой активности обучаемых + утверждает субъектность ученика в учебном процессе

— указывает на необходимость связи научных знаний с практикой повседневной жизни

2. Установите соответствие между принципами обучения и их характеристиками:

1) принцип систематичности и последовательности + требует соблюдения логических связей в процессе обучения, что обеспечивает прочное усвоение большого объема учебного материала

2) принцип научности + обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения

3) принцип связи теории и практики + обучение строится на основе гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни

— процесс обучения строиться с учётом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся

3. Установите соответствие между основными принципами обучения и их характеристиками:

1) принцип доступности + требует осуществления обучения с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся

2) принцип наглядности + требует построения процесса обучения на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися через зрительные, моторные и тактильные ощущения

3) принцип систематичности и последовательности + требует соблюдения логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно

— требует гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни

Тема: Основные направления развития образования (3).

+ доступность и преемственность ступеней и уровней образования

+ разрастании рынка образовательных услуг

— стабильность и консерватизм образовательных программ

— ориентация образования на «среднего ученика»

+ гуманизации и демократизации

+ дифференциации и индивидуализации

— дискретности воспитания и образования

— централизации управления образованием

+ вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса

+ самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности

— автономность образовательных программ

— приоритетность субъект-субъектных отношений в процессе образования

Тема: Содержание образования (3).

— приказы директора школы

Тема: Формы и методы обучения (3).

Тема: Личность воспитанника и факторы ее развития (3).

2. Сообщение знаний о морали и формирование отношений к ней как к общечеловеческой ценности составляют цель ___ воспитания.

указывает на необходимость связи научных знаний с практикой повседневной жизни

указывает на необходимость связи научных знаний с практикой повседневной жизни

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

указывает на необходимость связи научных знаний с практикой повседневной жизни

Источник

Принципы обучения

Принцип обучения включает в себя …

знание о закономерностях и противоречиях педагогического процесса, требования и правила их выполнения и условия его реализации

требования и правила выполнения педагогического процесса

тезис, выведенный из какой–то доктрины

утверждение, основанное на научном законе, управляющем педагогическим процессом

Первая попытка создания системы дидактических принципов была предпринята …

Установите соответствие между принципами обучения и их характеристиками

Принцип систематичности и последовательности – соблюдение логических связей в процессе обучения обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно

Принцип сознательности, активности, самодеятельности учащихся – собственная познавательная активность ученика является важным фактором обучаемости

Установите соответствие между принципами обучения и их характеристиками

(Научность в обучении – принцип, согласно которому обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. Связь теории с практикой – принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Доступность в обучении – принцип, согласно которому процесс обучения строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности)

Установите соответствие между основными принципами обучения и их характеристиками

принцип доступности – требует осуществления обучения с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся

принцип наглядности – требует построения процесса обучения на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися через зрительные, моторные и тактильные ощущения

принцип систематичности и последовательности – требует соблюдения логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно

Реализация принципа научности в обучении заключается в …

в максимальном приближении изложения основных понятий и теорий к уровню современного понимания данных вопросов наукой

поддержании оптимизма учащихся и уверенности в успехе

объяснении на простом, доступном языке

использовании увлекательных фактов, сведений, примеров

Принцип … требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся.

сознательности и активности

систематичности и последовательности

Принцип … требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых.

личностного подхода в обучении

сознательности и активности

Принцип … предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.

связи теории с практикой

Впервые в научный оборот принцип обучения на высоком уровне трудности ввел …

(Здесь имеется в виду не только превышение «средней нормы», но и раскрытие духовных сил ребенка. Обучать детей в зоне ближайшего развития, значит обучать на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством педагога)

Установите соответствие между принципами обучения и их характеристиками

Принцип самостоятельности – предполагает создание оптимальных условий для превращения учащихся в субъектов собственной познавательной деятельности

Принцип связи между целями и результатами обучения – предполагает оптимизацию факторов, оказывающих воздействие на дидактический процесс

(Принцип самостоятельности предполагает ограничения зависимости учащихся от учителя, когда учитываются все проявления естественных склонностей детей к самостоятельной деятельности, а также сознательное создание оптимальных условий для развития самостоятельности в деятельности и мышлении учащихся, превращения их в субъектов собственной познавательной деятельности.

Принцип связи между целями и результатами обучения касается функционирования и оптимизации многих факторов, оказывающих непосредственное (методы работы учителей и учащихся, количество рабочего времени, знания и умения учащихся) или косвенное (уровень умственного развития, способности учащихся, образование и педагогическая культура учителей, семья и окружение) воздействие на дидактический процесс.

Принцип обучения и воспитания детей в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса)

К принципам обучения, соответствующим компоненту содержания обучения по Ю.К. Бабанскому, относятся …

принцип научности обучения; связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности обучения; доступности обучения

принципы: наглядности обучения; сознательности и активности обучения при руководящей роли преподавателя в обучении

принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения

принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых

К содержательным принципам обучения относится принцип …

К организационно-методическим принципам обучения относится принцип …

единства группового и индивидуального обучения

(К организационно-методическим принципам обучения относится принцип единства группового и индивидуального обучения. Данная группа принципов вытекает из того, что организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера)

Установите соответствие между принципами обучения и их характеристиками

принцип воспитывающего обучения – предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности

принцип единства группового и индивидуального обучения – раскрывает значение коллективной деятельности для развития личности в процессе обучения

принцип сознательности и творческой активности обучаемых – утверждает субъектность ученика в учебном процессе

(Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.

Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Применение этого принципа обусловлено тем, что индивид становится личностью благодаря, с 1-й стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с др. – своему стремлению к обособлению. Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив как специфическая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи. В коллективе личность развивается и проявляет себя благодаря действию механизмов персонализации, референтности, отраженной субъектности, каждый из которых оказывается задействованным в процессе группового обучения.

Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектность в учебном процессе. Применение этого принципа обусловлено тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. Реализации принципа сознательности и творческой активности способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе. Обучаемые должны научиться принимать самостоятельные решения, делать целесообразный выбор и прогнозировать свое продвижение в обучении. Отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности учащихся, от ненужной опеки, излишнего администрирования является необходимым условием реализации идеи самоуправления в обучении)

Конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения, называются …

(Правила обучения раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Некоторые теоретики-дидактики и учителя-практики выступают против выделения и строгого следования правилам обучения, однако категорическое отрицание правил обучения является неправомерным)

Принцип прочности усвоения знаний достигается при соблюдении следующего правила …

новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления

используются однообразные подходы, методы, формы, средства обучения

процесс усвоения не сопровождается систематическим контролем за его качеством

обучающийся не проявляет интеллектуальную познавательную активность

Установите соответствие между закономерностями и принципами обучения

Взаимосвязь процессов обучения, образования и развития – принцип развивающего обучения

Взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся – принцип доступности обучения

Установите соответствие между принципами обучения и правилами их реализации в практике школьного обучения

Принцип сознательности и активности учащихся – учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач

Принцип доступности – необходимо совпадение темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися

Принцип научности – в процессе изучения закономерностей развития объективного мира у учащихся должно формироваться научное мировоззрение

(К правилам реализации принципа сознательности и активности в обучении относятся след. правила: «Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения», «Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике», «Важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения» и т.д.

1-м из главных правил принципа доступности является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися.

Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки. В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, с происходящими дискуссиями и только что возникшими гипотезами. В процессе изучения закономерностей развития объективного мира у учащихся должно формироваться научное мировоззрение)

Источник

Закономерности и принципы обучения.

Обучение – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на человека с целью формирования у него системы знаний, умений и навыков. Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться.

Закономерности обучения – устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в учебном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Принципы обучения – это основное, исходное начало, положение, на которое опирается теория и практика учебного процесса. Выделяют следующие принципы обучения:

Принцип научности.

Данный принцип ориентирует педагога на формирование у обучающихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала педагогом доводилось до уровня системности в сознании обучающихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными дисциплинами.

Принцип наглядности.

Принцип наглядности предполагает формирование у обучающихся представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений реальной жизни или их изображений.

Наглядность имеет две стороны, находящиеся в единстве: образовательную и воспитательную. Образовательная среда содействует усвоению знаний, развитию познавательных способностей, а воспитательная способствует развитию внимания, мышления, воображения, чувств, эстетических вкусов, навыков наблюдения и др.

4. Принцип самостоятельности и сознательности.

Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.

Реализация принципа в обучении предполагает выполнение следующих условий:

а) соответствие познавательной деятельности учащихся закономерностям процесса учения;

б) познавательная активность учащихся в процессе учения;

в) осознание учащимися процесса учения;

г) владение учащимися методами умственной работы в процессе познания «нового».

5. Принцип связи теории с практикой ориентирует педагога на необходимость гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни.

При обучении практика служит главным образом для:

§ углубления понимания учащимися теории,

§ проверки усвоенных знаний.

6. Принцип эффективности и доступности (принцип посильности) предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе; недопустимость его чрезмерной усложненности и перегруженности. Обучение теряет смысл, если содержание или методы объяснения недоступны для учащихся.

Правила применения данного принципа (Я.А.Коменский):

1) начинать обучение в раннем возрасте, до формирования умственных способностей;

2) осуществлять соответствующую нравственную подготовку;

3) обучать от более общего к более частному;

4) обучать от более легкого к более трудному;

5) обучать от более простого к более сложному;

6) продвигаться вперед не спеша;

7) не отягощать избытком научного материала;

8) не навязывать знаний, не соответствующих возрасту детей;

9) передавать знания через посредство наибольшего количества внешних чувств;

10) начинать изучение с известных детям фактов, постепенно продвигаясь к неизвестному;

11) объяснять разнообразными способами.

7. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Овладение знаниями, умениями, навыками достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой – хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти).

8. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Принцип выражает необходимость воспитывать учащихся как учебный коллектив, создавать условия для активной организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить с целью успешного обучения и содействия развития положительных задатков к каждому ребенку.

Дата добавления: 2019-08-30 ; просмотров: 4286 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Связь теории с практикой

Смотреть что такое «Связь теории с практикой» в других словарях:

связь теории с практикой — teorijos ir praktikos ryšys statusas T sritis švietimas apibrėžtis Didaktikos principas, reikalaujantis jutiminį pažinimą sieti su teoriniu, teorinį pažinimą – su darbine, gamybine, visuomenine praktine veikla. Šio principo realizavimas užtikrina … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Марксизм — (Marxism) Определение марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Информация об определении марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Содержание Содержание 1. Биография Карла Маркса 2. Этапы развития 3. Марксизм и… … Энциклопедия инвестора

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ — одна из левых, наиболее радикальных версий марксизма, разработка которой принадлежит в первую очередь В.И. Ленину. В Советском Союзе и в др. странах т.н. социалистического лагеря М. л. являлся ядром официальной коммунистической идеологии. М. л.… … Философская энциклопедия

Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия

МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является … Философская энциклопедия

БИОЛОГИЯ — уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы:… … Российская педагогическая энциклопедия

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — одно из названий современной логики, пришедшей во втор. пол. 19 нач. 20 в. на смену традиционной логике. В качестве др. названия современного этапа в развитии науки логики используется также термин символическая логика. Определение… … Философская энциклопедия

Лафарг — Поль (1842 1911) теоретик и практик марксизма, один из основателей и вождей французской социалистической партии. Р. в Сант Яго на о ве Куба. По окончании средней школы в Бордо поступил на медицинский факультет в Париже. За участие в международном … Литературная энциклопедия

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение к рой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения,… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

ЛЕКЦИЯ № 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Тема 2.3 Закономерности и принципы обучения

1. Закономерности и принципы обучения.

2. Система закономерностей и принципов по Ю.К. Бабанскому.

3. Схема разработки принципов обучения.

4. Содержание принципов обучения.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере её предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

Благодаря этому она осуществляет две функции:

1) теоретическую (дидактическую и прогностическую)

2) практическую (нормативную и инструментальную)

Выделяют общую и частную дидактику. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а так же результатами к которым он приводит.[1]

Частные дидактики (конкретные) называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания форм и методы преподавания различных учебных предметов.

Закономерности и принципы обучения:

На основе закономерностей должны быть определены принципы, реализуемые путем выполнения определенных правил. Способы передачи и усвоения содержания материала должны подчиняться этим правилам. Ю.К. Бабанский разработал систему закономерностей и принципов в соответствии с компонентами обучения.

Принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики и носят объективный характер. Незнание принципов или нежелание следовать их требованиям делает процесс противоречивым и малоэффективным.

Система закономерностей и принципов по Ю.К. Бабанскому:

Компоненты обученияЗакономерности обученияПринципы обучения
Цель и задачиПроцесс обучения обусловлен потребностями обществаПринцип связи обучения с жизнью, с практикой
МотивыЭффективность обучения определяется характером, мотивом ученияПринцип учета интересов и потребностей учащихся
СодержаниеСодержание обучения зависит от целей и задачНаучность, систематичность, последовательность, доступность
Методы и средстваМетоды и средства организации, стимулирования и контроля взаимосвязаны и зависят от задач и содержания обученияНаглядность, сознательность и активность, сочетание различных методов и средств обучения
Контроль, корректировкаОбратная связь в обучении определяется уровнем организации контроля и корректировкиОбъективность, сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
РезультатВзаимоконтроль компонентов обучения при необходимых условиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные знания, умения, навыкиПрочность, осознанность и действенность результатов обучения

Принципы обучения– общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике обучения. В современной дидактике можно выделить такие принципы обучения: социальная обусловленность и научность обучения; социальная обусловленность и научность обучения; целеустремленность, систематичность и последовательность в обучении; доступность и высокий уровень трудности обучения; практическая направленность в обучении; прочность овладения компонентами профессиональной компетенции; дифференцированный и индивидуальный подход в обучении; комплексность и единство обучения и воспитания; демократизация; положительный эмоциональный фон педагогического процесса; культуросообразности; сотрудничество; субъектность; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью; эстетизация детской жизни.

Схема разработки принципов обучения (В.А. Беликов):

1. Название принципа;

2. Компонент обучения, характеризуемый этим принципом;

3. Закономерности, лежащие в основе принципа;

4. Сущность принципа;

5. Правила, вытекающие из данного принципа;

6. Возможные способы выполнения правил.

Распишем содержание принципов:

указывает на необходимость связи научных знаний с практикой повседневной жизни

Контрольные вопросы по теме:

1. Перечислите известные вам закономерности обучения.

2. Перечислите известные вам принципы обучения.

3. Какова система закономерностей и принципов по Ю.К. Бабанскому?

4. Что включено в схему разработки принципов обучения.

5. Какова суть каждого из принципов обучения?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *