указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Получить высшее онлайн? Да это фикция, а не образование! Или нет?

Стали появляться программы высшего образования, где обучение организовано полностью онлайн. Не из-за пандемии, а вообще. Разбираемся в формате.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Онлайн-бакалавриат или онлайн-магистратура — это же не настоящее высшее образование, да? Обычные онлайн-курсы, которым хитрые маркетологи придумали солидное название?

А вот и нет, это полноценные программы высшего образования. Студенты учатся в вузе, выпускники получают дипломы бакалавра или магистра (в зависимости от программы). Поступление на обучение происходит так же, как и на любую другую программу бакалавриата или магистратуры. Так, поступающим в бакалавриат нужно подать документы в вуз и иметь результаты ЕГЭ не ниже определённого проходного балла. Просто процесс обучения организован дистанционно, онлайн.

Например, у Skillbox и РАНХиГС есть программа онлайн-бакалавриата
по IT-направлению — Data Science & Machine Learning. Поступившие на неё студенты учатся в одном из институтов в структуре РАНХиГС — Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. А именно — в Институте экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС. Выпускники получат диплом бакалавра РАНХиГС по специальности «Прикладная информатика».

Все знания и навыки по этой программе соответствуют уровню РАНХиГС и требованиям, которые рынок труда предъявляет специалистам по Data Science & Machine Learning. Занятия проводят преподаватели РАНХиГС, а также приглашённые практики из IT-компаний, эксперты по Data Science & Machine Learning.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Ну то есть это старая добрая «заочка» под новым красивым названием?

Нет, это именно очная форма обучения, и именно такая форма будет указана в дипломах выпускников. Просто студентам не нужно приезжать на занятия в вуз (даже когда закончится пандемия), потому что все занятия организованы в электронном формате.

Вы сидите у себя дома или где угодно ещё (главное, чтобы был доступ к интернету) и слушаете лекцию, которую преподаватель в этот же момент читает в аудитории вуза или в специально оборудованной студии. Это удобно — ради очного обучения в таком формате не нужно переезжать в город, где расположен вуз.

Факт использования для обучения электронного формата и дистанционных технологий сам по себе не превращает очную форму обучения в заочную.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

На «заочке» тоже часто используют онлайн, но она же от этого не становится «очкой». В чём тогда отличие-то?

Главное отличие очной (или, как её ещё называют неформально, дневной) формы от заочной не в технологиях, а в том, как строится учебная программа.

Процесс обучения по любой образовательной программе вуза состоит из:

Так вот, в «заочке» обычно больше самостоятельных занятий и меньше аудиторных (контактных) часов, чем в очной форме обучения. Занятия с преподавателями в «заочке», как правило, бывают только во время установочной сессии (они длятся примерно по 1-2 недели каждый семестр).

Ещё одно отличие: заочно учатся, как правило, дольше, чем очно. Например, срок обучения в бакалавриате очно обычно четыре года, а заочно — на полгода-год дольше. Так получается, потому что у «очки» интенсивность занятий выше — обычно студенты занимаются каждый будний день по несколько часов, тогда как «заочка» рассчитана в основном на работающих людей, у которых меньше времени на учёбу.

В очных онлайн-бакалавриате или онлайн-магистратуре такое же количество контактных часов и такая же продолжительность обучения (четыре года в бакалавриате и два года в магистратуре), как если бы занятия проходили непосредственно в аудиториях вуза.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

А в дипломе будет отмечено, что человек окончил именно онлайн-бакалавриат или онлайн-магистратуру?

Понятия «онлайн-бакалавриат» и «онлайн-магистратура» условные, как особая форма образования в законе они не закреплены. С точки зрения законодательства это «очная форма образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

В дипломе указывается:

В приложении к диплому будет также отмечено, что форма обучения очная, и указано, какой был срок обучения. Но закон не требует отражать в дипломе, какие технологии применялись в образовательном процессе.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Высшее образование, полностью организованное онлайн, — это вообще законно? Это какой-то новый экспериментальный формат?

Это абсолютно законно, и это не экспериментальный формат.

Экспериментальным онлайн-образование считалось только до принятия Федерального закона от 29.12.12 №233-ФЗ «Об образовании в РФ». С момента его вступления в силу, то есть с 2013 года, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии стали рабочими инструментами, которые вправе применять любые образовательные организации, в том числе вузы (ч. 2 ст. 13, ст. 16 закона №233-ФЗ).

Правда, какое-то время не хватало подзаконных актов, но в 2017 году Министерство образования и науки утвердило Порядок применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (приказ №816 от 23.08.17). Там разрешены в том числе образовательные программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Никаких запретов для реализации в таком формате программ высшего образования нет.

Другое дело, что вузы не сразу почувствовали необходимость в запуске программ высшего образования с применением таких технологий, они не были уверены в востребованности этого формата и не всегда обладали достаточной для него технической базой.

Ситуацию изменил, с одной стороны, массовый переход на дистанционное обучение из-за пандемии, с другой — рост популярности онлайн-обучения на онлайн-курсах и накопление успешного опыта у таких платформ, как Skillbox. Всё вместе это поспособствовало тому, что в вузах стали задумываться о запуске онлайн-бакалавриатов и онлайн-магистратур.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Подождите, но если онлайн-формат — та же дневная форма обучения, только занятия идут по интернету, а не вживую, значит, можно и отсрочку от армии получить?

Да. Учащиеся получают абсолютно все льготы, предусмотренные законом для студентов очных отделений, в том числе отсрочку от армии.

Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает отсрочку от призыва на военную службу для граждан, обучающихся программам бакалавриата, специалитета и магистратуры (подп. «а» п. 2 ст. 24 закона). Для отсрочки важны три условия:

Тот факт, что студент учится онлайн, а не ездит в вуз на занятия, не лишает его права на отсрочку от армии.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

А по содержанию такие программы высшего образования тоже какие-то особенные или фишка только в том, что все занятия проходят онлайн?

Тут всё зависит от конкретных программ и особенностей вуза: внимательно читайте описание программ и не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы о них. К примеру, у программ, которые в партнёрстве с разными вузами организует Skillbox, главная особенность в том, что у них есть как прочный академический фундамент, так и практико-ориентированность. Они привязаны к профессиональным стандартам, то есть учат именно тем навыкам, которые понадобятся выпускникам в работе.

У вузов накоплен огромный опыт преподавания теории, а Skillbox привносит в программу глубокое знание рынка труда, потребностей работодателей и упрощает студентам трудоустройство. Вот в чём это выражается:

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Но ведь наверняка работодатели будут смотреть на бакалавров, которые учились онлайн, скептически — как сейчас часто смотрят на выпускников-заочников…

Это вряд ли. Во-первых, скептического отношения к онлайн-формату обучения стоит ожидать только в тех специальностях, которым сложно или даже невозможно качественно обучиться дистанционно, — например, специальности врача. Или в профессиях, полное онлайн-обучение которым хотя и возможно, но пока непривычно.

Но есть профессии, для которых онлайн-формат давно практикуют.
Это IT-специальности (программисты) и диджитал-специальности (например, диджитал-маркетологи, менеджеры в цифровом бизнесе). Так сложилось, что многие представители этих профессий учились азам профессии по интернету, в том числе на онлайн-курсах. Работодателей этим точно не удивить и не отпугнуть.

Во-вторых, учась на таких программах в престижных вузах, выпускники получают дипломы, которые высоко котируются у работодателей.

В-третьих, все программы, которые Skillbox запускает в партнёрстве с вузами (например, Data Science & Machine Learning в партнёрстве с РАНХиГС), ориентированы на подготовку дефицитных специалистов, то есть работодатели их очень ждут. Мы изучаем потребности рынка и даём актуальные знания и практику.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

У студентов, получающих высшее образование онлайн, есть расписание занятий, или вся учебная программа строится из видеозаписей, которые можно смотреть когда угодно?

Расписание, конечно, есть, но онлайн-формат даёт возможность сделать процесс учёбы гибче.

Так, в программах высшего образования от Skillbox и вузов-партнёров часть лекций проходит в формате прямой трансляции по расписанию вуза, часть — в формате видеозаписей либо вебинаров с экспертами-практиками на платформе Skillbox.

Все лекции и другие занятия, которые прошли в прямой трансляции, записываются и тоже выкладываются на платформу Skillbox, так что студенты могут посмотреть их в любое время на протяжении всех лет обучения.

Семинарские и практические занятия проходят по расписанию, но малый формат учебных групп позволяет предварительно согласовывать время, удобное большинству студентов, с учётом возможностей преподавателя. Благодаря такому подходу учиться на программе могут студенты, живущие в разных часовых поясах.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

А экзамены как проходят? Надо приезжать на очные сессии в вуз или всё онлайн, то есть «списывай на здоровье»?

В программах, организованных Skillbox в партнёрстве с вузами, экзамены проходят онлайн, приезжать в вуз не нужно, но списать так же трудно, как в учебной аудитории.

Мы пользуемся платформой Examus — это технология, разработанная для дистанционного проведения экзаменов. Платформа умеет проводить аутентификацию пользователей и фиксировать нарушения во время сдачи, а за студентами во время экзамена через камеру следят наблюдатели. Сам студент может сдавать экзамен как из дома, так и в специальном помещении Examus в своём городе.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Когда ездишь на занятия в вуз, можно в любой момент забежать в деканат и уточнить любой вопрос. А как быть, если учишься по интернету? Обрывать телефоны? Писать в деканат email в надежде, что кто-нибудь когда-нибудь ответит?

Всё зависит от того, как организованы процессы при реализации конкретных образовательных программ. Например, если вы будете учиться по одной из программ, запущенных Skillbox в партнёрстве с вузами, то обрывать телефоны не придётся и без внимания ваши обращения точно не останутся.

Мы всё продумали: группе студентов (а группы у нас специально маленькие) назначается куратор, он поддерживает своих подопечных на протяжении всего срока обучения. Куратор поможет, например, получить справку, уточнить расписание, узнать порядок прохождения практики. Он постоянно на связи и по email, и в Telegram — все вопросы решаются оперативно.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Где можно узнать о таких учебных программах «онлайн-вышки» подробнее?

Вот здесь, например, подробнее про условия бакалавриата для супервостребованных IT-специалистов — по Data Science & Machine Learning. Она разработана РАНХиГС и Skillbox.

Следите за нашими новостями — мы готовим к запуску ещё несколько онлайн-программ высшего образования по совершенно разным направлениям.

Источник

Что нужно знать о трудоустройстве после дистанционного обучения?

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Прошли те времена, когда решающим фактором при приеме на работу был диплом об имеющемся образовании. Сегодня многие получают его «для галочки», «чтобы был». Но даже на собеседованиях редко спрашивают, где учился соискатель. В основном работодатель задает вопросы об имеющихся знаниях, навыках, личных качествах, которые помогают эффективно справляться с обязанностями. Обучение необходимо не просто для «корочки». Именно от уровня знаний во многом будет зависеть то, какую должность в итоге вы займете и какую зарплату будете получать.

Сегодня распространен формат дистанционного образования. Существует большое количество учебных заведений, которые предлагают разные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. На них слушатели изучают актуальную информацию по профилю, которая помогает им в будущем быть продуктивнее и эффективнее в работе.

Как работодатели относятся к программам дистанционного обучения?

Отношение работодателей к дистанционному образованию двоякое: одни сомневаются в квалификации специалиста, а другие, наоборот, приветствуют тягу к знаниям. На самом деле правы и те, и другие. Дистанционный формат предполагает самостоятельное изучение материала, и то, насколько качественно он будет усвоен, зависит от самого слушателя. Ответственность за стремление стать лучше в профессиональном плане полностью ложится на плечи работника.

Многие современные руководители все же понимают всю «прелесть» дистанта. Они отмечают следующие плюсы такой формы обучения:

Работодатели в своем большинстве приветствуют дистанционный формат получения новых знаний. Часто это инициатива самого специалиста – от начальника практически ничего не требуется, а в результате от получает более «совершенного» сотрудника для своей компании.

Как найти работу после дистанционного обучения?

Если считаете, что найти работу после дистанционного обучения очень сложно, то вы ошибаетесь. Опять же повторим, что руководители зачастую не смотрят на то, какое образовательное учреждение вы закончили. Они уделяют больше внимания вашей профессиональной компетенции.

Поиск работы начинается с составления резюме. В нем хочется рассказать о себе многое, но огромную «простыню» никто не будет читать внимательно. Постарайтесь сделать его максимально емким, но информативным. В резюме следует указать:

В резюме также можно указать контакты лиц, которые смогут порекомендовать вас как специалиста. Обязательно прочитайте написанное и отредактируйте недочеты.

Далее необходимо найти профильные сайты по поиску работы и разместить там информацию о себе. Не ждите, что вас сразу же завалят приглашениями на встречу. Проявляйте активность и самостоятельно просматривайте вакансии, отравляя отклики на подходящие. Посещайте тематические группы в социальных сетях, заходите на сайты компаний в раздел «Вакансии», в которых вам хотелось бы работать, поспрашивайте знакомых – используйте все возможности и не отказывайтесь от предложений, где уровень зарплаты не соответствует вашим ожиданиям. В этом случае вы сможете получить уникальный опыт и практику, что в будущем поможет устроиться на более высокооплачиваемую должность.

указывается ли в дипломе дистанционная форма обучения

Особенности обучения с применением дистанционных образовательных технологий

На дистанционном обучении слушатель занимается в удобное для него время, находясь в любом месте. Весь процесс организован через интернет. Информация передается посредством электронных учебников и справочников, видео- или аудиофайлов, презентаций и т.п. Применяются такие методики, как лекции, вебинары, практические задания, самостоятельные исследования, опросы и пр. При необходимости организуются индивидуальные видеоконсультации с преподавателями. В конце обучения проводится проверка знаний. Как правило, это онлайн-тест, при прохождении которого выдается документ об образовании установленного образца.

Как выбрать место для дистанционного обучения?

Учебные заведения, практикующие дистанционное образование, должны соответствовать ряду критериев:

Дистанционное обучение – это хорошая альтернатива очному и заочному образованию, имеющая массу плюсов. Этот формат доступен каждому. Было бы желание!

Источник

О праве каждого на образование без электронного обучения и применения дистанционных информационных технологий

Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.

Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.

Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).

Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.

А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.

Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:

Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.

B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.

C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.

F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.

G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.

H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).

При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.

I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.

K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.

L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).

По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *