Укок горный алтай как добраться на машине
Плато Укок («Зона покоя Укок»)
Природный парк Укок (официальное наименование — природный парк «Зона покоя Укок») расположен на юго-востоке Кош-Агачского района, неподалеку от Талдуринского ледника, на территории Республики Алтай, в южной части одноименного плоскогорья. Особо охраняемой природная зона стала с 2005 года. В природном парке сохраняется уникальное многообразие редких видов растений и животных, а также ценные памятники архитектуры.
Природный резерват основан в 1994 году. В 1998 году красивейший парк в составе единого национального природного объекта «Золотые горы Алтая» был внесен в список ЮНЕСКО. Зона имела статус «временной категории» до 2004 года, а в 2005 году парк был отнесен к «постоянной категории».
На плато сосредоточено более 150 археологических памятников. Захоронения относятся к различным хронологическим периодам, начиная с палеолита.
На плато Укок сходятся границы России, Монголии (хребет Сайлюгем), Китая (хребет Южный Алтай) и Казахстана. Плато знаменито своей уникальной природой и археологическими находками.
Жители Алтая считают, что на горе Табын-Богдо-Ола обитают духи, а сама местность является священной. Коренные жители верят, что здесь существует горный мир, второй слой небес. Ученые же считают, что плато служило сакральным центром для скифов, гуннов и других центральноазиатских народов. Совсем недавно были обнаружены так называемые геоглифы — рисунки, видные только с воздуха, что дает основания говорить о связи древних обитателей местности с потусторонними силами, внеземными цивилизациями, фантомами и другими непознанными явлениями. Сейчас многие люди считают плато Укок особым местом силы.
Площадь парка «Зона покоя Укок» — 254 204 гектара.
Плато расположено на высоте около 3 км над уровнем моря.
Находки и достопримечательности природного парка:
Мумия «Алтайская принцесса» на плато Укок
Плато прославилось, когда в результате раскопок в 1993 году была найдена мумия древней женщины. Местные жители и СМИ назвали ее «Алтайская принцесса». Возраст женщины — примерно 25 лет, причина смерти — рак молочной железы.
Коренные алтайцы верят, что женщина — хранительница покоя, проводница между мирами, которая не давала злу проникнуть из подземного мира. Некоторые алтайцы считают, что принцессу необходимо захоронить обратно. По их мнению, извлечение мумии из кургана вызвало страшные стихийные бедствия, случившиеся на Горном Алтае.
В 2014 году Совет старейшин Республики Алтая принял решение захоронить мумию, однако директор музея, где она хранится, ответил, что такое решение компетентно принимать Министерство культуры Российской Федерации. Группа жителей во главе с шаманом обращались в суд, но им отказали в удовлетворении иска. Однако некоторые академики отмечают, что найденная мумия относится на самом деле к среднему слою общества и призывы к ее возвращению на Алтай используются политиками для своей выгоды. Обвинения во всех бедах также опровергают тем фактом, что ранее найденные на Алтае мумии давно вывезены и находятся в Эрмитаже. Кстати, вместе с «принцессой», на кургане было обнаружено еще два захоронения, в одном из которых — мужчина, сохранившийся не хуже «Алтайской принцессы», но не получивший такой же славы.
Раскопки кургана Ак-Алах-3 сначала обнаружили объекты железного века, а под ними — саркофаг из лиственницы. Это захоронение сохранилось благодаря тому, что воды проникли в колоду с телом и превратились в толщу льда. В ходе изучения выяснилось, что захоронение относится к пазырыкской культуре Алтая железной эпохи, то есть оно пережило более 2500 лет. Захороненные вместе с женщиной жертвенные шесть коней с седлами и сбруей указывали на знатность погребенной. Одежда и предметы туалета, детали конской упряжи сохранились благодаря мерзлоте практически в первозданном виде. Анализ ДНК показал индоевропейское происхождение женщины.
Обнаруженная мумия лежала на боку с подтянутыми ногами. На руках женщина имела много татуировок, а на голове — парик из волос, шерсти и войлока высотой в 90 см. С 2012 года мумия находится в Национальном музее Горно-Алтайска, не доступная для просмотра.
Посещение плато
Перед визитом необходимо узнать, что на плато выделяют три зоны:
Чтобы попасть в природный парк «Зона покоя Укок» нужны следующие документы:
Из-за того, что на территории Кош-Агачского района находится природный очаг чумы, для посещения плато нужно поставить прививку от чумы за 10 дней до визита. Прививку ставят в больницах Горно-Алтайска и села Кош-Агач.
Как добраться до плато Укок
До парка и плато очень сложно добираться, место труднодоступное, поэтому путешественники обычно долго готовятся к походу.
Как добраться до плато Укок самостоятельно
Доехать до природного парка можно на автомобиле: из Горно-Алтайска следовать по Чуйскому тракту (трасса Р-256) через село Кош-Агач. Время в пути — около 9 часов, расстояние — примерно 570 км.
Второй вариант: с автовокзала Горно-Алтайска доехать на автобусе до города Акташ, от него — на автомобиле примерно 100 км до села Кош-Агач, а оттуда ехать по направлению к Джазатору. Время в пути от Кош-Агача до плато — около 2,5 часов.
Дорога на автомобиле от Кош-Агача до природного парка Укок:
Панорамный вид плато с подъездной дороги:
Поездка на Укок, 2012
Ну вот, очередным пунктом наших автопутешествий стало плато Укок, расположенное на Горном Алтае.
Просидев все лето дома (шашлыки и дачи в счет не идут) и потратив время на что-то в нашем понимании полезное, мы пришли к выводу, что рано или поздно придется чем-то жертвовать, при этом жертвовать отдыхом никто не хотел.
Так было принято решение присоединиться к друзьям и поехать на Алтай, а именно на плато Укок, расположенное на стыке четырех государств — России, Китая, Монголии и Казахстана.
На всю поездку мы выделили одну неделю, в течение которой мы должны были добраться до Укока, провести там несколько дней, а если останется время, то отправиться в сторону ледника Актру или реки Чулышман.
Как проехать на плато Укок (маршрут на карте Google)
Приготовления
Всё началось с пропусков.
Плато Укок считается пограничной территорией. Чтобы попасть туда, вам нужно получить специальный пропуск (для этого нужно подать заявление в пограничную комендатуру Кош-Агача, в котором указать запланированные к посещению места). Сначала мы хотели подать документы заранее, а потом приехать в Кош-Агач (последний населенный пункт перед въездом в пограничную территорию) и получить уже готовые пропуска. Но что-то не сложилось, и все решили получать разрешение прямо на месте.
К слову, это абсолютно ненапряжная процедура.
Следом мы закупили продукты на неделю, запаслись водой, взяли спальники и решили, что всю неделю будем спать в машине. Кто пробовал спать в Mitsubishi Pajero II, знает какая неровная поверхность образуется при откидывании передних сидений, поэтому для выравнивания поверхности мы отнесли в салон небольшой матрас.
Важным моментом в такой поездке являются теплые вещи — куртки, перчатки, шарфы и термобелье, потому что по ночам на Укоке может быть отрицательная температура. Мы взяли всё, кроме шапок, и очень зря, кстати.
Поехали!
День первый
Было принято решение выдвигаться во второй половине дня, и утро тянулось очень долго: все старались доделать то, что не успели в последние дни. В итоге из Новосибирска мы выехали примерно часа в 3, но перед тем как двигаться на Алтай, мы заехали ещё за одним участником в Бердск и были уже немного замученные.
Из-за позднего выезда из города, едем до глубокой ночи. Первая остановка была на берегу Катуни уже после полуночи.
День второй
Утро. Проснулись и сразу увидели небо и деревья над головой.
В первую ночь спали вообще раздетые (в смысле без курток). Потом было намного холоднее.
А в этой записи можно получше рассмотреть наше спальное место в машине — Поездка по Хакасии.
Место первой остановки на берегу Катуни.
Все попили чай и уже собирают то, что осталось от нашего ночного лагеря.
Проезжаем горные перевалы и мелкие населенные пункты.
Небольшая остановка на месте слияния Катуни и Чуи. Участники поездки.
Туристы, чо. Остановились у водопада, но до самого верха добрался только Вовка в сопровождении Юли и Алёнки.
Село Акташ — ещё одна остановка.
Северо-Чуйский хребет.
Едем дальше, чтобы найти место для лагеря и остановиться на ночлег.
Очень долго катались и спорили, где нам остановится, но в конце концов свернули с трассы, заехали в какой-то поселок недалеко от Кош-Агача, проехали его насквозь и остановились там.
День 3
Прекрасное утро! Все проснулись, умылись… Неплохое место, речка рядом.
Но когда все умылись и помыли посуду в этой речке, выяснилось, что воооон в той куче пены (нижний левый угол) лежит какое-то дохлое животное. Сошлись на том, что это либо олень, либо теленок — сложно сказать. Но приятного было мало 🙂
Сам «теленок» был найден совершенно случайно: в одной из машин ехало 2 таксы, и одна из них унюхала тушу и полезла за ней в воду. Поскольку в горных реках течение очень сильное, ее стало быстро уносить куда-то под ветки. Штурману экипажа хайлюкса в лице Юли пришлось лезть её спасать.
Очень классный пёс Стефан, который тухлыми тушами не интересуется, в отличие от дамы.
Немного ракурсов лагеря.
После завтрака мы поехали в сторону Кош-Агача — в комендатуру, где мы оформляли пропуск. Зто заняло 1,5 часа. Точнее мы пришли, заполнили бланки и ушли на полтора часа, а потом пришли и забрали общий пропуск в погранзону и природный парк «Зону покоя Укок».
Кстати, природный парк «Зона покоя Укок» официально включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Очень забавный туалет в одном из кафе Кош-Агача, мы прозвали его «телепорт» 😉
В Кош-Агаче была последняя заправка, так что пришлось заправлять полный бак и все канистры. После завершения дел мы выдвинулись в сторону перевала Теплый ключ.
За Кош-Агачем хорошая дорога закончилась, и началась грунтово-щебенчато-каменистая. Сотовая связь тоже пропала.
Через некоторое время мы проехали погранзаставу и встретили возвращавшихся с Укока ребят. Они нас предупредили, что на горном перевале Теплый ключ есть место, где посреди дороги валяются два здоровенных камня размерами с машину — проехать можно, но как-то «очково» (это слово в полной мере описывает эмоции, которые мы испытали, проезжая их), потому что приходится подъезжать к самому обрыву.
Эти же ребята сказали, что в Джазаторе сейчас много воды, и что вброд на машине его будет очень сложно переплыть, если вообще возможно. Поэтому ответственные за прокладывание нашего маршрута утвердились в своем желании ехать через перевал Теплый ключ.
Движемся к перевалу.
Все спускают колеса, чтобы не трясло на каждой кочке.
А мы ещё и выкусываем часть диффузора, т.к. он стал задевать за крыльчатку.
Подъезжаем к Джумалинским ключам (радоновый источник, также называемый Теплым ключом). Бесплатных домиков в этом месте уже нет, появились предприимчивые люди, которые решили собирать с людей деньги почти за всё: за стоянку машины — деньги, за палатку — деньги, за домики — ещё большие деньги. Посмотрели на снующие туда-сюда толпы людей и решили найти местечко поспокойнее, чтобы отдохнуть и поспать перед штурмом горного перевала.
Пока катались и искали место, наткнулись на заброшенный Калгутинский рудник.
Видно, что ещё недавно здесь работали люди. Последняя запись датирована 2008-м годом.
Но уже вечерело и, отъехав от Теплого ключа, мы остановились на ночевку.
День 4
Утро. Вид потрясающий.
Вова решил покреативить, и мы состряпали фотопародию на старую версию клипа Depeche Mode «Enjoy the silence» %)
Подъезжаем всё ближе к горному перевалу. Сюда стоит ехать хотя бы ради таких видов.
А вот и дорога, по которой мы пробирались через горный перевал Теплый ключ. 15 км за 3 или 4 часа, не считая остановки.
Вдруг посреди перевала повалил снег, все зеркала залипило и ничего не было видно.
Вокруг всё очень быстро стало белым.
Вскоре показались те самые 2 камня размером с машину. Снег валил так, что дальше метра ничего не было видно. Протискиваясь аккуратно между камнями, немного поцарапали пластик на заднем крыле.
Добравшись до седловины перевала, увидели домик с печкой, где и остановились на пару часов, чтобы переждать непогоду.
Отдохнули, поели, едем дальше.
Кстати, по дороге через перевал мы несколько раз собрали подобные камни мостом. К счастью, мост остался жив.
Проехали несколько глубоких бродов и подъехали к зоне покоя Укок. Никого вокруг, кроме сусликов и сурков. И тишина.
Перед въездом в природный парк «Зона покоя Укок» находим объявление. С учетом того, что ни одного дерева на Укоке не растет, запрет на вырубку деревьев выглядит довольно забавно.
Наша первая остановка на Укоке. Здесь и решили ночевать. Недалеко от домика протекал горный ручей, в котором мы пару раз набирали воду.
День 5
Наутро исследовали с Вованом местность — обнаружили несколько мест, где по общему предположению, расположены курганы.
После традиционного завтрака отправились дальше.
Заброшенная погранзастава Аргамджи.
Суровая «челябинская» качалка под открытым небом.
Единственная закрытая на замок дверь на всей погранзаставе.
В траве валяются галеты.
В траве можно найти кучу старых гильз. Видимо, утилизировали патроны.
В бывшей бане до сих пор висят мочалки.
Хорошенько осмотрев бывшую погранзаставу, мы двинулись дальше, впереди нас ждали веселые броды. Фотографировать в этом месте было крайне неудобно, поэтому приводим пару фотографий Ольги Салий.
Видео Паулова Романа о нашем заплыве (самый конец)
Подъехали к бывшей (или нынешней?) границе с Китаем. Мы подумали, что её перенесли, потому что от столбов и колючей проволоки в месте, где мы ехали, почти ничего не осталось.
Где-то столбики ещё целые.
Постепенно подъехали к месту, где вроде как находится могильник принцессы Укока.
Предположительное место раскопок. Я говорю «предположительное», потому что потом нам сказали, что настоящее место погребения Укокской принцессы рядом с рекой Ак-Алаха, недалеко от моста.
Двигаясь дальше, наткнулись на геологов, которые занимаются какими-то исследованиями, связанными с прокладыванием газопровода. «Покой» покоем, а газопровод по расписанию.
Ручей по дороге к реке Ак-Алаха.
За рекой Ак-Алаха расположено место стоянки с домиком, где мы остановились на обед. Фотографий не делали.
После обеда решили прокатиться до озера Укок. Едем в сторону погранзаставы.
Подъехали к действующей погранзаставе — Челябинской казачьей (или Алахинской), чтобы проехать к озеру Укок. Здесь у нас проверили документы и мы поехали в сторону озера.
Ехали по накатанной дороге, всё логично.
Справа на фотографии можно увидеть маленькую табличку: на ней написано, что мы приближаемся к границе с Китаем. Мы эту табличку успешно игнорируем, думая, что дорога тут одна и движемся мы правильно.
Проезжаем этот брод, довольно глубокий, между прочим.
И тут происходит очень важный момент: одна машина застревает в грязи, и мужчины начинают копошиться — раскручивать лебедку, тянуть и т.д. Пока они этим занимались, вдалеке мы заметили подъезжающий к нам Урал. Когда он подъехал и остановился, первая мысль была «наверное хотят помочь».
Из Урала вышли двое чуваков в форме (один из них с автоматом) и спросили где наш «главный». После этого они подошли к Саше, на которого был оформлен коллективный пропуск в погранзону, и объяснили, что мы чуть не попали под административное правонарушение, и если бы проехали чуть дальше, то попали бы в Китай. В общем, они проверили наши багажники, документы, пропуск, и сказали, что мы не туда свернули. Оказывается, мы проехали нужный поворот ещё до таблички с предупреждением. Но мы решили, что уже поздно и ехать сейчас на озеро смысла нет. Так мы двинулись в обратную сторону, к стоянке у реки Ак-Алаха, где обедали днём.
Кстати, с Алтая мы приехали с трещиной на лобовом стекле. Сначала она была совсем маленькой, а к концу поездки значительно разрослась.
Ну да фиг с ним, с лобовым.
На стоянку мы приехали затемно и там уже кто-то был. Поговорив с людьми у костра, Саша предложил остановиться здесь же, только чуть отъехав от чужого лагеря, чтобы никому не мешать.
День 6
Наутро выяснилось, что эти люди приехали на реку Ак-Алаха, чтобы сплавляться. Целых две недели до места, где Катунь сливается с Чуей. А ведь на улице было достаточно холодно.
Позавтракав на нашей стоянке, мы не теряли время зря и отправились на якобы «настоящий» могильник принцессы Укока. Информация, конечно же, не проверенная.
Это место находится совсем недалеко от мостика через Ак-Алаху, никаких табличек и объявлений здесь нет.
Дальше было много споров на тему «куда поехать?», «каким путем?» и т.д. В конце концов, все сошлись во мнении, что пора ехать домой, и, скорее всего, через горный перевал Теплый ключ. Время было уже позднее, поэтому решили двинуться в сторону перевала, пройти его немного и остановиться на ночевку перед развилкой на старую дорогу и Теплый ключ.
На развилке мы встретили людей на уазике, которые выезжали со старой дороги, и Саша не упустил шанс пообщаться с ними и расспросил их про её качество. Так мы получили информацию, что старая дорога в относительно нормальном состоянии и ехать через неё намного лучше и быстрее, чем через Теплый ключ.
День 7
Переночевав, мы рискнули и отправились в сторону дома по старой дороге.
Качество этой дороги действительно не идет ни в какое сравнение с Теплым ключом, хотя и здесь встречаются сложные участки, засыпанные крупными камнями, или с большим уклоном.
Проехав старую дорогу примерно за 2,5 часа, мы двинулись в сторону погранзаставы и выезда с Укока.
Карта Укока и правила посещения зоны покоя на погранзаставе.
Далее мы проехали Кош-Агач и подъехали к недостроенной Чуйской ГЭС.
На карте рядом с Акташом мы нашли заброшенный ртутный рудник, на который решили посмотреть.
Дорога в гору, к руднику.
Судя по всему, какая-то порода.
Административные здания, стекла целые.
А кое-что уже не сохранилось.
Горная река, которая протекает рядом с рудником.
На этом основная часть нашего трипа закончилась. После мы проехали разве что к нижнему лагерю Актру, где провели ночь и впервые за неделю нормально помылись в бане.
Странным образом оказалось, что фотографии мы там не делали. Поэтому, на этом моменте можно закончить рассказ о нашем путешествии.