украинские мифы и легенды

Легенды и Мифы Великой Укрии (пантеон богов и демонов)

украинские мифы и легенды

Пантеон укрских богов

Пуу-Тин – верховное божество укров, грозное, всемогущее и непредсказуемое.

Согласно поверью, от воли Пуу-Тин зависит абсолютно все в мире, от погоды до количества волос на голове каждого укра. Наводнение, неурожай, пожар, война и даже если просто кошка бросает новорожденных котят – все это Пуу-Тин.

По легенде Пуу-Тин живет далеко на Восходе, в страшном замке Каре-Ма-Алин, башни которого увенчаны звездами, алыми от крови убитых укров. Трон его сложен из человеческих костей, а у ног покоится гигантский медведь, способный пожрать солнце и луну. Бесчисленные орды могучих и безжалостных Зеленых Демонов прислуживают этому грозному божеству, и даже кошмарных духов преисподней Ноох-чи, одним видом своим повергающих любого смертного в ужас, сумел он подчинить своей воле. В мрачном царстве Пуу-Тин хранится волшебная труба, дарующая огонь. И горе тому, кто прогневит грозного бога: ждет его холодная и голодная зима без огня и света.

Это могущественное божество внушает смертным такой ужас, что даже по имени его называть нельзя, дабы не накликать беды. Два десятка метафорических имен и прозвищ, придуманных древними украми для Пуу-Тин, составляют основу современной укрской словесной культуры. На их основе сложены сотни пословиц, песен и заклинаний.

Чтобы задобрить Пуу-Тин шаманы племени несколько раз в год устраивают на священном Майдане торжественные обряды с разжиганием костров (дабы не иссякала Волшебная Труба, дарующая огонь), с ритуальными плясками и скачками, с коллективным чтением заклинаний и исполнением гимнов, посвященных Пуу-Тин.

Лее-Нин – древнее полузабытое божество, демиург, отец Пуу-Тин.

У древнего народа соо-вок, от которого по некоторым данным произошли укры и 14 других племен, Лее-Нин почитался как верховное божество, творец вселенной и податель всяческих благ. Недаром его идолы до сих пор во множестве сохранились на землях, занимаемых украми и другими потомками некогда могущественной высокоразвитой цивилизации соо-вок. Однако со временем представления об этом божестве по невыясненной причине сменились на прямо противоположные: нынешние укрские шаманы считают Лее-Нин злым духом, мечтающим искоренить укрский народ. Несмотря на то, что в современном пантеоне он занимает всего лишь второе место после своего сына Пуу-Тин, простые укры испытывают перед ним не меньший трепет. Считается, что частицы силы Лее-Нин заключены в идолах, поэтому он всегда незримо присутствует на земле. По одному из поверий, чтобы избавиться от вечного страха, нужно разрушить их все, чем укры и занимаются с завидным упорством. По другой легенде, когда падет последний каменный Лее-Нин, этот грозный бог, напротив, вернется в мир и покарает нечестивых.

Интересно, что отрицание Лее-нин и его культа создало серьезный логический разрыв во всей мифологической системе укров. В их легендариуме отсутствует история сотворения мира, а о происхождении самого племени шаманы говорят, что укры произошли от древних укров, которые в свою очередь появились сами собой из ниоткуда.

Любопытно, что отрицание мифа о создании вселенной Лее-Нин не мешает украм считать исконно своими земли, по легенде подаренные этим божеством Предкам племени, в то время еще входившим в цивилизацию соо-вок. Древние святилища, мельницы и кузни, построенные во славу Лее-Нин, укры также считают своими, хотя используют лишь малую их часть ввиду утраты необходимых для этого знаний.

В поверьях современных укров образ его значительно упрощен. По невыясненной пока причине в какой-то момент именем Стаа-лин стали обозначать различные трагические события, которым шаманы племени, ввиду утраты большей части научных знаний, унаследованных от соо-вок, не могли дать разумного объяснения, как то холодная зима или неурожай.

Одно из прозвищ Стаа-Лин – Голодоморец.

Гиир-Киин, Черный Стрелок – грозный бог войны на службе у Пуу-Тин.

По легенде Гиир-Киин появляется там, где собирается три и более членов племени, недовольных нынешним вождем. Увидевший Стрелка тут же проникается его воинственным духом и начинает строгать себе копье или подыскивать дубинку. Излечиться от такой одержимости невозможно, поэтому одержимых, а также их родственников, стараются немедленно уничтожить. А шаманы Священного Майдана бдительно следят за тем, чтобы члены племени не собирались по трое и более, за исключением случаев, когда их специально созывают для проведения обряда.
Как и имя Пуу-Тин, имя Черного Стрелка строжайше затабуировано.

Этот бог обладает собственной свитой из множества демонов и второразрядных мифологических существ.

Мото-Ро – один из спутников Гиир-Киин, изображается в виде злобного карлика, облаченного в доспехи.
По легенде передвигается на волшебной колеснице, неуязвимой для стрел и копий. В бою может превращаться сразу я пятьсот демонов ноох-чи.

Ко-Жу-Гет – еще одно воинственное божество, которому также приписывается власть над различными стихиями, предводитель Зеленых Демонов. Армии его бесчисленны, и сколько бы ни били их светлые духи А-Тоо, редеющие ряды неизменно пополняются все новыми тварями. По легенде каждый Зеленый Демон может превратиться в кошку и в таком виде незаметно проникнуть куда угодно. Сам Ко-Жу-Гет превращается в гигантского медведя. По одной из версий – в того самого, что лежит у трона Пуу-Тин и мечтает пожрать луну и солнце.

Рам-Зан – верховный демон ноох-чи. Эта разновидность злых духов не столь могущественна, как Зеленые Демоны, зато отличается особой свирепостью и науязвимостью.

По легенде когда-то ноох-чи вели длительную кровопролитную войну с Пуу-Тин, но в конце концов вынуждены были признать власть верховного божества. Что представляют из себя эти существа, до конца не понятно. Судя по всему, они обладают способностью становиться невидимыми и создавать иллюзии.

Кис-Эль-Оо – коварный бог обмана и лжи из свиты Пуу-Тин.

Голос его навевает морок, заставляя поверить в то, чего нет. Например, в вежливость Зеленых Демонов, в то, что Лее-Нин создал вселенную или что великий вождь пьет огненную воду и ворует лучшие куски добытых мамонтов, вместо того чтобы заботиться о процветании племени.
Шаманы священного Майдана неустанно борются с попытками Кис-Эль-Оо затуманить разум укров и если слышат где-то его голос, тут же стараются заглушить его, распевая священный гимн «Ще не вмерла Великая Укрия».

Аа-Лин-Аа – прекрасная вечно юная богиня любви, супруга Пуу-Тин.

Она знает три тысячи любовных поз и способна возбудить страсть даже в дряхлом старце. Считается, что произнесение ее имени помогает излечиться от мужского бессилия.

Кроме того Аа-Лин-Аа почитается как покровительница спортивных игрищ.

Изображается, как и Аа-Лин-Аа, в образе прекрасной девы, но всякий укр знает, что внешность обманчива и, встретив случайно Няш-Мяш, ни в коем случае нельзя поддаваться ее обаянию, особенно если совесть твоя нечиста. Богиня по глазам читает о всех совершенных человеком грехах и карает мгновенно и беспощадно.

Если на землях какого-то племени видели Раа-Гоз в человеческом обличии, это значит, что либо у тамошнего вождя скоро появится новое копье с уникальным бронзовым наконечником, либо начнется война.

Жии-Рик – бог-трикстер, вносящий разлад и сумятицу в мир богов и в мир людей. Основная его функция – произносить речи, от толкования которых зависят судьбы мира. Укры верят, что устами Жии-Рик метафорически изъясняется сам Пуу-Тин, поэтому каждое его слово жрецы долго обсуждают, выискивая в нем скрытые смыслы.

Кроме того, этот бог порой напрямую вмешивается в земные дела, влияя на них самым непредсказуемым образом. Так, например, однажды, когда светлые духи А-Тоо почти уже насмерть победили злого карлика Мото-Ро, явился Жии-Рик и подарил извечному врагу укров волшебную колесницу, неуязвимую для стрел и копий, на которой тот и бежал с поля боя.

А-Тоо – светлые духи, защищающие Укрию от Гиир-Киина и Зеленых Демонов. Укры верят, что где-то на Восходе, у самых границ зловещего царства Пуу-Тин, могучие и бесстрашные А-Тоо в сияющих доспехах и белоснежными крыльями за спиной много веков ведут нескончаемую войну с великим злом. Жрецы бога правды Тым-Чуу говорят, что защитники Укрии бессмертны и, сколь трудной ни была бы битва, потерь не несут. При этом несколько раз в год великий вождь призывает юношей из укрских деревень пройти посвящение в А-тоо. Шаманы священного Майдана проводят специальный обряд, превращающий простого укра в бессмертного А-Тоо, после чего он отправляется на Восход. Что происходит с посвященными потом, науке не известно, поскольку никто из них еще ни разу не возвращался.

Повелевают духами А-Тоо могущественные покровители Великой Укрии Сээ-Мэн, Яяш-Роош и Ляш-Оок.

Банд-Эр-Аа – бог порядка и гармонии.

При всей популярности этого божества, о нем мало что известно. Согласно древнему пророчеству, Банд-Эр-Аа однажды придет и порядок наведет, но где и когда это случится – предания не уточняют. Тем не менее, шаманы и рядовые члены племени не устают его призывать и даже устраивают в его честь красочные шествия с факелами.

Изображения этого божества часто встречаются в наскальной росписи укрских пещер.

Тым-Чуу – великий бог правды, единственный, кто способен противостоять коварному Кис-Эль-Оо. Изображается в виде человека с непомерно большой головой (в ней хранится Великая Истина). Тым-Чуу принадлежит священный Шлем Прозрения, позволяющий пронзать разумом времена и пространства в поисках Истины.

Псаа-Ки – жена Тым-Чуу, глашатай светлых духов небесного царства Эв-Роо. Изображается в виде прекрасной девы, обутой в одну сандалию. Вторую по легенде она потеряла на пути в святилище Оо-фис, где избранным открываются тайны мироздания. А голова ее так тяжела от знаний, что может в любой момент отвалиться, поэтому ее приходится поддерживать при помощи волшебных бус. Псаа-Ки говорит со смертными от лица светлейшего О-Ба-Маа и даже порой сообщает им сакральные знания о тайном устройстве мироздания, не заметном глазу простого смертного. Например, она открыла украм тайну, что в бескрайних степях Рос-тоо на самом деле сокрыты непреступные горы, а под корнями Великого Леса Бе-Ла-Руу плещется бескрайнее море.

Часть 3

Так, что-то у меня сегоня ни сил не времени заниматься «Пантеоном», поэтому третью часть буду постить поштучно.

Нуу-Лан – великая богиня сытости и достатка, антипод Голодоморца. Зимой, когда демон тьмы и холода Ми-Леер затыкает волшебную трубу и очаги в жилищах укров гаснут, шаманы созывают свою паству на священный Майдан, чтобы ритуальными прыжками и вызжиганием волшебных покрышек призвать Нуу-Лан. По легенде если укры будут прыгать достаточно усердно, богиня явится на зов с большой корзиной печенья.

Интересно, что ритуал вызова Нуу-Лан, обладая огромной сакральной силой, при этом не имеет четко направленного вектора действия, что приводит к непредсказуемым результатам. Каждый раз, начиная обряд, шаман не знает точно, что за силы явятся на зов. Так, например, когда в деревне Кии-Е в последний раз призывали Нуу-Лан, вместе с ней откликнулись Э-Тиин-Ге, Ээш-Тоо, и еще полтора десятка светлых духов небесного царства Эв-Роо. Когда же некоторое время спустя аналогичный ритуал пытались провести близ деревни Доо-Не на восточной окраине укрских земель, явился Гиир-Киин с пятьюдесятью демонами, изгнал шаманов и обратил жителей деревни в воинственных ваат-ни.

Шахчерти – многочисленные третьеразрядные темные существа, обитающие губоко под землей, где они добывают для Верхнего Мира свет и тепло. Шахчерт черен лицом, во лбу его горит подземным пламенем третий глаз, а в руках сжаты кирка и лопата. Большую часть времени шахчерты пьют огненную воду и задирают добропорядочных укров, а когда сильно проголодаются – спускаются в свои норы и приносят людям немного черных камней, которые меняют на еду и, опять же, на огненную воду.

Большинство шахчертей живут далеко на Восходе, где Трехликий не дает им лениться, заставляя непрестанно добывать свет и тепло, которое потом меняет на листья дерева лаа-вэ. На землях Великой Укрии и других человеческих племен эти твари тоже обитают. Когда-то Великая Пресветлая богиня Тээт-Чер заточила их в рабство по всему миру, чтобы они денно и ношно раздували Подземный Огонь, неся свет и тепло в дома богов и людей. Но коварный Гиир-Киин сбил засовы с их темниц в Укрии, и вырвались они на поверхность и начали творить безобразия.

Как юноши из укрских деревень проходят посвящение, вступая в ряды небесных воинов А-Тоо, так и молодые ваа-т-ник проходят ритуал при-ся-гаа, чтобы пополнить ряды нечестивых Зеленых Демонов. И если укры любят яркую одежду цветов неба и солнца, то ваа-т-ник украшают свои одеяния зловещими полосатыми ленточками цветов огня и дыма, за что их еще называют коо-ло-раа.

Одеты же ваа-т-ник чаще всего в броню, защищающую их от пуль, холода и отрезвляющего слова Тым-Чуу. Их любимое развлечение – нападать на укров небольшими группами и пытаться обратить их в свою веру. Единственное спасение для подвергшегося такому нападению – обозвать ваа-т-ник запретным словом и гордо удалиться, потому что небольшая поначалу сила этих тварей возрастает, если с ними пытаются бороться.

Легенда о предательстве земли Кырам и постигшей ее каре богов

Была в Великой Укрии благословенная земля Кырам, где всегда светило солнце, плескалось теплое море и цвели всякие цветы, какие только есть в подлунном мире. И жили там злые, глупые, неблагодарные люди, не способные ценить блага, дарованные им свыше. Много раз обращались к жителям Кырама вожди и шаманы великой Укрии, призывая их прийти на священный Майдан, прочесть со всеми могущественное заклинание, встать на светлый путь, ведущий в небесное царство Эв-Роо. Но не слышали глупцы этих мудрых слов. Не ходили он на священный Майдан, не пели заклинаний, не исполняли обрядов, не ждали пришествия всемилостивого Бан-Дер-Аа, а вместо небесного царства Эв-Роо обращали свои взоры к обители зла Каре-Ма-Алин.

И был день, когда во всех деревнях во всех краях великой Укрии кричали «Здобулы!», и новый верховный шаман, мудрейший Туур-Чи, приоткрыл уже ворота в небесное царство, и совсем уже близка была великая Перемога, которой укры ждали веками и которую всячески приближали ритуальными прыжками и сожжением священных покрышек. И только жители земли Кырам не прыгали, не кричали и не приближали великую Перемогу. Потому что явился им нечестивый Пуу-Тин и сказал такие слова:

— О, жители благословенной земли Кырам, отриньте веру великих укров! Не чтите боле матери всего сущего Ха-Ля-Ваа и не ждите великой Перемоги, а поклонитесь мне и отдайте мне ваше море, и берега, и все, что есть на них. А взамен дам я вам сколько угодно тепла и света из волшебной трубы, посвящу вас в демоны Ко-Ло-Раа с правом украшать ваши одеяния ленточками цвета огня и дыма, и научу вас выращивать священные деревья ла-ве.

Бессовестно лгал нечестивый Пуу-Тин, ибо каждый знает: не растут деревья ла-ве на земле Кырам. И только милостивые вожди деревни КууЕ могут прислать туда малую толику священных листьев. Но глупы были жители Кырама, и не умели они ценить милость вождя и шаманов. Поверили они сладким речам нечестивого Пуу-Тин и восстали против шаманов, и призвали себе вождями поганых безбожников Ак-Сёё и Чаа-Лы.

И решил тогда верховный шаман Туур-Чи вразумить неразумных, и обратился он к ним с такими словами:

— О, неразумные жители земли Кырам! Уймите ваш гнев и поклонитесь, как прежде, великой матери нашей Ха-Ля-Ваа и всемилостивому Банд-Эр-Аа. А за то дарую вам великую мову укров, дабы забыли вы поганый язык ваа-тни и приблизились к небесному царству Эв-Роо.

Но лишь громче зашумели неразумные жители земли Кырам и обернули жилища свои полотнищами цветов снега, воды и крови, которые так любит нечестивый Пуу-Тин.

И тогда второй раз обратился к ним верховный шаман Туур-Чи:

— О, неразумные жители земли Кырам! Снимите с ваших жилищ тряпки цветов темного бога и повесьте гордые полотнища цветов крови и дыма, как завещал великий Бан-Дер-Аа. А чтобы проще было это сделать, пошлю я вам в помощь жрецов и монахов секты Бан-Дер-Лоо, дабы помогли они вам очиститься от скверны и возвратиться к истинной вере.

Но вновь не вняли неразумные мудрым речам, и провели они на площади Наа-хим кровавый обряд, призывая темных богов Восхода.

И в безлунную ночь вышли из моря на той окраине земли Кырам, что смотрит на Восход, десять тысяч кошек. И терял дар речи от ужаса всякий, кто их видел, ибо были они черны, как сама бездна, и молчаливы, и зловещим зеленым огнем горели во мраке их глаза. И проникли те кошки в жилище всех жителей земли Кырам, которые не отреклись от Великого Вождя и веры в Перемогу, и во все пещеры, где спали воины войска Великой Укрии. А с рассветом ударились кошки оземь и обернулись зелеными демонами

И тогда в третий раз возвысил свой голос верховный шаман Туур-Чи:

— О, неразумные жители земли Кырам! Восстаньте против нечестивых прислужников поганого Пуу-тин! Гоните его с земли вашей, а зато будет даровано вам право и впредь жить в составе единой и неделимой, самостийной и незалежной, унитарной Великой Укрии и отчислять ваши налоги в деревню КууЕ.
Но и в третий раз не вняли мудрым речам шамана жители земли Кырам. И пошли они, погоняемые огненными мечами зеленых демонов, в святилища, и пели славу нечестивому Пуу-Тин, и признали его верховным богом.

И созвал тогда верховный шаман Туур-Чи всех жителей деревни КууЕ на священный Майдан. Семь дней и семь ночей молились они светлым богам небесного царства Эв-Роо, дабы покарали боги зеленых демонов и подлых предателей земли Кырам. И были услышаны их молитвы, и страшная кара постигла предателей. Навеки закрылись для нечестивых вождей земли Кырам золотые ворота небесного царства Эв-Роо. И повернулись вспять реки, питающие проклятую землю, и солнце над нею померкло. Тьма и голод пришли в Кырам. Не цветут там отныне цветы, не растет кокос и не доятся крокодилы, не плодится скот и птицы облетают отныне это место по параболической траектории, а море замерзло вместе с рыбой и купающимися обывателями. Ни шагу теперь ступить и ни слова сказать не смеют подлые предатели, потому что неустанно стерегут их зеленые демоны с огненными мечами, а всех недовольных ссылают в заснеженную землю Сиибирр лепить снеговиков. Горько плачут предатели и умоляют великого вождя Поро-Сё принять их обратно, но непреклонен вождь. Ибо каждому злодеянию – достойная кара.

Так гласит легенда.

Тут следует отметить, что несколько иная версия этой легенды сохранилась в балладе «Кырам уплыл» известного барда Каа-Ги из племени коло-раа. Однако укрские источники однозначно указывают на то, что доверять словам этого сочинителя не стоит, ибо «был он трижды проклят великим жрецом Тур-Чи за свою подлую ложь, и оплеван был его портрет каждым честным укром. И не в радость с тех пор злоязыкому барду бесплатные свет и тепло из волшебной трубы и даже зеленые листья дерева ла-ве, коими щедро одаряет его нечестивый Пуу-Тин за поганые его песни. Ибо нет ничего страшнее проклятья великих укров!»

Источник

История Украины, достопримечательности Украины, на сайте uhistory.ru

ПОИСК ПО САЙТУ

История Украины

Легенды Украины

Легенда о калине.

Основание Киева.

Источник «Лукошко сказок»,

Украинская легенда

Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду.

В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек. Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шелковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.

(Перепечатано из газеты В.И.Олийника «На пороге вечности»)

Легенда о девушке-Украине, которую Господь одарил песней

Что же ты не подошла ко мне раньше? Я все таланты раздал. Как же помочь тебе?

Девушка хотела уже идти, но Господь Бог, подняв правую руку, остановил ее.

— Есть у меня бесценный дар, который прославит тебя на весь мир. Это песня.

Взяла девушка-Украина дар i крепко прижала его к сердцу. Поклонилась низко Всевышнему и с ясным лицом и верой понесла песню в народ.

Там где рождается легенда …

Возникнув в эпоху Средневековья на семи холмах, как и много древних городов, Львов, неповторимый в своем виде и красоте, шел к нам в будущее, обрастая легендами. В этих легендах выступали служители церкви, князья, короли, бояре, воины, простые люди, которые жили в этом прекрасном городе, а их тяжелый и настойчивый труд делал этот город лучше и лучше. Нужно ли нам сегодня эти легенды? Ох, как нужны! Нам очень важно их сохранить, чтобы общаться через них с прошлым, с жителями города предыдущих эпох, чтобы каждый день самостоятельно чувствовать легендарный запах и привкус родной истории…

Все строения Львова отмечены печатью тайн и окутанные жуткими загадками. Особенно остро это ощущается, гуляя по ночному городу. Современная иллюминация только усиливает эффект ирреальность. В помещении СБУ на улице Ветовского (бывшее КГБ), в советское время писались «уголовные дела» на священников, было замучено много людей – жертв террора. Проходя мимо этого здания, особенно вечером, почти физически ощущаешь волны страха, отчаяния и боли, которыми она насыщена. Говорят, что работники, которые дежурят тут ночью, нередко слышат странные звуки и стоны. Наверно, это души несчастных жертв не могут найти себе покоя.

Одной из любимых легенд украинских историков является легенда о «Ожерелье багдадского купца». Она рассказывает о справедливости князя Льва, сына короля Даниила Галицкого, в честь которого и названо наш город. После смерти отца он, возглавив престол, прославился среди жителей справедливостью, сдержанностью, заботливостью. Еще в старину Львов был одним из основных торговых центров. Тут были купцы из стран Запада и Востока, привозили одни товары, отсюда везли другие. Приезжали продавцы еще и из арабских стран. В легенде рассказывается о купце Абдурахмане из Багдада. Он привез во Львов ладан, мирру, наенский перец, цинамон, гвоздику и другие товары. Продал все, но осталось очень оригинальное ожерелье с драгоценными камнями, вправленными в золото. Чтобы не везти его в Багдад, Абдурахман решил оставить ожерелье у знакомого львовского купца. Но большим было его удивление, когда, вернувшись через год, он не мог получить свое сокровище. Крамар отрицал наличие ожерелья у него, так утверждала и его жена. Поглощенный заботами Абдурахман жаловался на торговца в учреждения и суды, но никто не мог ему помочь, потому что не было свидетелей. Тогда решил Абдурахман обратится к самому князю Льву. Когда сириец попал на прием к князю и выложил ему свой хлопоты, тот задумался над тем, как справедливо разрешить этот спор. Нет ни одного доказательства того, что купец оставил ожерелье именно тому торговцу. Через некоторое время князь сказал сирийцу идти, а на следующий день ждать должника в магазине. Утром на следующий день Абдурахман сел на пороге магазина, и хотя торговец его прогонял, он снова и снова возвращался и ждал… Но тут появился князь Лев на баском арабском скакуне. Достигнув магазина, где сидел сириец, князь обратился к Абдурахману с укором, почему тот не зашел к нему, предложив зайти в ближайшее время. Все это происходило в присутствии многих людей, которые слышали разговор между князем и багдадским купцом. Услышал ее и торговец с женой. Перепуганные, они поспешили отдать сирийцу его ожерелье. На следующий день Абдурахман появился в дворце князя Льва и на коленях благодарил ему за помощь. А Лев в свою очередь приказал схватить торговца с женой и прибить к дверям магазина, как предостережение для всех, кто старался обмануть покупателей. Еще рассказывали люди, что во времена князя Льва можно было положить среди улицы кошелек с деньгами и, вернувшись на следующий день, застать его на том же месте нетронутым.

Особенно трагичностью веет легенда о бедной девушке, которая как-то пришла к ставку, который сейчас в Шевченковской роще, стирать белье и, наклонившись к воде, не могла выпрямиться, потому что кто-то будто держал ее за косу. Когда она поинтересовалась, кто ее держит, то услышала в ответ: «Мы колокола, нас трое: Пан Злотый, пан Серебряный и их слуга Медный. Кого выбираешь?». Задумавшись, девушка выбрала слугу, так как сама была служанкой. Медный колокол выпрыгнул из воды, предложив девушке отнести его в церковь. Девушка сначала заколебалась, но, обняв и подняв колокол, убедившись, что он легенький, понесла его в церковь. Когда же подошла к колокольне, он вырвался из ее рук и зацепился рядом с другими. Несравненный голос имел этот колокол, но не долго звонил. Через несколько лет девушка заболела и умерла. Рассказывают, что в этот день, когда она умерла, он очень протяжно гудел, а потом, сам, раскачавшись, начал громко звонить, пока из-за великой скорби не треснул и навеки не замолчал.

Множество львовских легенд рассказывают о неистовой любви. Особенно мне нравится легенда начала ХХ столетия. Как-то в году 1910 молодой успешный львовский адвокат влюбился в молодую тридцатилетнюю женщину, владелицу виллы «Пивония» на Погулянке, и примерно два года они жили вместе. Известный психиатр, друг адвоката отметил какие-то странные изменения в поведении своего товарища. Тот, в свою очередь, пожаловался врачу на половую почти патологическую зависимость от своей любимой. Психиатр проникнулся бедой своего друга, решив его спасти. Он пересмотрел все старые истории болезней, и среди них нашел и историю нашей героини. Она обращалась к психопатологу еще в 1875 году, и ей уже тогда было 45. То есть на то время ей было не меньше 80. У психиатра появилось желание и самому познакомиться с Сарой Брага (так звали эту женщину). Адвоката на тот момент уже не стало. Поговаривали, что умер он от неизвестной болезни. Кроме того, как выявилось, до него у Сары было еще шестеро мужей, судьба которых также неизвестна.

Осознавая невероятную опасность, которая его караулила, врач, все-таки, решился поселиться в доме Сары Брага. Тяжело и представить, каких усилий ему стоило не податься соблазнительной демонической женщине. Чувствуя свое бессилие, Сара начала стареть, на лице появились морщины, на голове – седые волосы… Не помогали не просьбы, ни истерики – врач был неумолимым. Совершенно случайно он открыл тайну Сары. Как-то вечером, сидя в гостиной возле камина, психиатр читал Библию. В ней рассказывалось о Саре из Мидии, у которой было семеро мужей, принесенных позднее в жертву демону Асмодею. Когда врач прочитал вслух отрывок из Старого Завета, Сара крикнула и выбежала из комнаты. А когда психиатр кинулся за ней, то увидел ее мертвое тело на лестнице. Какая жуткая, но одновременно привлекательная история, не так ли?!

В давние времена, лет четыреста тому назад, в львовской ратуше появилось привидение. Приходило оно в полночь в виде черного гроба, который летал по залам и лестницам, а эхо разносило его страшный стон. Никто не мог пояснить появление черного гроба, да вот один из лавников, а так назывались в древнем Львове судьи, которые вели криминальные дела, разгадал тайну. Один раз коллегия лавников не достаточно тщательно рассмотрела судебное дело, и приговорили невинного человека к смерти. Со временем нашли настоящего виновника преступления, но было уже поздно – невинный пострадал. После этого в ратуше начал появляться черный гроб, как грозное предостережение для неправдивых судей.

Следующая легенда, была записана львовским писателем Стефаном Грабинским, произведения которого впервые для современников презентовал Юрий Винничук. 1861 года было запущено в действие железнодорожный маршрут Львов-Перемышль. Он был первым в Галиции и в Украине в целом. И вот через несколько лет после этого события на львовских путях начали появляться загадочные и чудные происшествия. Напуганное «железнодорожное» начальство хотело всячески скрыть их, но про эти чудеса уже начали калякать бульварные журналы. На львовских путях появился какой-то загадочный поезд. Он с неслыханный скоростью неожиданно появлялся в самых неожиданных местах, и с невероятным грохотом так само неожиданно исчезал в невидимом направлении, однако, не создавая ни одного столкновения и ни одной аварии. Этот поезд невозможно было ни догнать, ни задержать. Разгневанные железнодорожники были в отчаянии, потому что пассажиры, напуганные слухами, все меньше и меньше пользовались поездами. Мистический локомотив однажды вечером появился и на львовском дворике. Люди ждали поезд из Вены, который прибывал из западного направления точно секунда в секунду. Уже было видно из окон веселые лица пассажиров, когда совсем из противоположного, восточного направления гигантская серая масса поезда-привидения, как шальной вихрь, летела по тем самым путям на встречу венскому. Ужас охватил всех – столкновения не миновать! Но «бешеный» поезд вместо того, чтобы вдребезги разбить своего товарища моментальным столкновением, с молниеносным неистовством пролетает, как мгла, насквозь через все вагоны поезда Вена-Львов… и исчезает во тьме. На перроне спокойно стоит неповрежденный пассажирский поезд, и только очень напуганные застывшие лица пассажиров, повернутые в западном направлении, свидетельствует, что что-то страшное и мистическое произошло на львовском перроне. Шальной поезд не очень часто, но еще несколько месяцев терроризировал железнодорожников и пассажиров разных поездов, а потом исчез так само бесследно, как и появился. Вот так!

Если собрать все легенды Львова, то выйдет невероятно захватывающая подборка – про привидений и влюбленных, про замки и подвалы, про тюрьмы и камеры пыток, про героев и драконов… Кстати, вы знали, что на территории собора святого Юра расположена пещера, в которой когда-то жил дракон? И знаете, чем питался этот древний «Горыныч»? Волшебными молодыми панночками! Вот такое здоровое питание.

Тяжело представить Львов без особенного аромата кофе, каким будто пропитана каждая улочка. Среди них прячется немало кофеен или «каварень», как говорили когда-то. У каждой из них своя легенда, своя загадка и, разумеется, свой особенный рецепт приготовления кофе… К счастью, далеко в прошлом времена, когда кофе запрещали, считая, что его опьяняющий аромат монахов отвлекал от молитвы, а добропорядочных граждан побуждал к опасным и не совсем требуемым политическим дискуссиям. Сейчас кофе – залог прекрасного настроения. Именно потому Лемберг и ассоциируется со всеми легендами, мифами, тайнами и загадками, которые создаются за чашечкой крепкого черного кофе.

Можно много рассказывать о Львове: про его историческую ценность, про уникальность географического положения: во время дождя с одной стороны львовского дома часть воды стекает в бассейн Чорного моря, а с другого – в Балтийского… Но остановимся еще на одной изюменке Львова. На тому, без чего Львов был бы не Львовом – на пиве. Такого вкусного и живого пива нет нигде в мире. Однако и тут не обошлось без легенд. А как же!

1425 годом датированный первый сохранившейся до нашего времени устав цеха львовских пивоваров. Во второй половине ХVII столетия граф Станислав Потоцкий предоставил монахам-иезуитам, которые поселились на его земле, право построить в предместье Львова, на улице Клепаровской, пивоварню, «чтобы пиво варить свое и хорошее». Вот так у 1715 году появилось первое в Украине промышленное пивоваренное предприятие. Чтобы передать всю эту богатейшую историю потомкам, 14 октябрь 2005 года при предприятии открыли первый в Украине Музей пива.

Особенная гордость музея – квалификационное свидетельство пивовара, которое подтверждает: напиток варили только мастера. Львовский магистрат видал его господину, который освоил эту специальность 1797 года. А вот другой, не менее старательный человек, за свое внимание к качеству пива был награжден… любовью!

Имеется в виду инженер Роберт Домс, который в ХІХ столетии владел пивоварней. Каждое утро этот господин прямо в кровати дегустировал свежее сваренное пиво. А приносила ему янтарный напиток в огромной, почти десятилитровой «гальбе» с краником, молодая приветливая служанка Зося. Безусловно, это пиво было очень хорошее, потому что, в результате, Роберт влюбился и женился на девушке. Продав свою пивоварню, он уехал с возлюбленной в Швейцарию. А нам на память оставил ту легендарную кружку, которую до сегодняшнего дня называют «Зоськой» и считают талисманом музея.

После стольких интересных историй про пиво время и сам напиток попробовать. Для этого в музее есть специальный дегустационный зал. А захотите дольше посидеть с друзьями за замечательным львовским пивом, вкусными угощеньями и клубными концертами, поднимитесь этажом выше в ресторанчик «Хмельной Дом Роберта Домса». Кто знает, может, и вы там встретите свою любовь?…

Незаурядным легендарным привкусом наполнены и львовские аптеки. Дело в том, что до прихода советской власти каждая аптека имела свое имя, как корабли, рестораны, кондитерские: «Под черным орлом», «Под золотой звездой», «Под Фемидой», «Под венгерской короной», «Под Святым Духом»… В те времена северно-западное предгорье Карпат было переполнено нефтью. Поскольку двигатель внутреннего сгорания, дизельный мотор или реактивная авиация были делом рук будущего, потому и не очень понятной была потребность в нефти. Как-то один предприниматель из Борислава, захотел получить хоть какую-то пользу от этой вязкой жидкости, доставил во Львов, в аптеку «Под золотою звездой» (сегодня Коперника, 1) целую бочку нефти. Он, планировав получить за нее немалое вознаграждение, пытался убедить аптекарей каким-то способом перегнать нефть в алкоголь. Йоган Зег и Игнацио Лукасевич, наилучшие знатоки своего дела, забыв о производстве лекарств, месяцами возились над этим заданием. Но получить спирт они так и не смогли. Вместо этого, нагревая нефть от 150◦С до 315◦С, специалисты научились получать газ и первыми в мире начали пользоваться газовыми лампами. Ну а уже позднее, на том месте основали кафе с названием «Газовая лампа».

Легенды Львова такие же магические, как и его узкие улочки, скверы, мостовая… Однажды, очень давно, во Львов приехал бедный музыкант. Жители города, затаив дыхание, часами слушали его чистый, чудесный голос на центральной площади, а молодые панночки по уши влюблялись в грустного певца. Сам парень даже в своих песнях был непоправимо грустным. Все это потому, что влюбился бедный в гордую красавицу, которая каждый день проходила мимо, не замечая ни его любви к ней, ни на удивление особенного таланта юноши. Как-то в холодный осенний вечер плелся музыкант следом за панночкой аж до самого дома, в котором она жила. Целую ночь играл он под ее темными окнами мелодии о любви, только под утро замолкли и голос, и струны влюбленного. Проснувшись, люди увидели мертвое тело юноши, сердце которого не выдержало из-за великой нераздельной любви. С того времени, говорят старые люди, в глубокой тишине и сейчас можно услышать, как пронзительно львовский дождь напевает забытую мелодию любви, а древний город плачет вместе с ним…

Тысячелетняя история Львова на своем пути видела и кровавые войны, и наводнения, и нашествия ожесточенных врагов, и страшные пожары… Но каждый раз этот «город львов, которые спят» возрождался заново, показывая всему миру животворящую силу, незаурядную волю к жизни…

Автор статьи Ирен Файчак

Земной исполин Кара-Даг

Богата легендами Страна Коньяков. Ещё древние тавры передавали из поколения в поколение историю самого сильного извержения Кара-Дага, произошедшего в доисторические времена.
Было это давным-давно, когда на Земле ещё не было людей, а населяли её только звери. В то время боги часто спускались на землю побродить по бескрайним лесам или присылали за плодами и нектаром своих легкокрылых слуг-ангелов. Земля была тёплой и цветущей и всем на ней находилось место. Огромные многоголовые животные питались травой, щедро растущей под ласковым солнцем. Бескрайние леса шумели лиственными кронами вековых деревьев, обдуваемые лёгким ветром.
Но однажды боги подземных царств сговорились и наслали на солнце ледяной вихрь. И погасло солнце, как пламя, залитое ливнем. Холод и мрак стали распространяться по всей земле. Льдом и снегом покрылись зелёные луга и раскидистые деревья. И гибли многие звери, а остальные, чтобы выжить, стали пожирать друг друга.
Долго терпела Земля. Но однажды восстал земной исполин — Кара-Даг, и изверглись из него потоки горячей лавы. 12 дней и 12 ночей стекали они по его склонам и отогревали застывшую землю.
И послали боги небес на землю ангелов с золотыми амфорами. И черпали ангелы карадагскую лаву, и уносили ее на Солнце. И отогрелось погасшее солнце, и воспылало вновь. И растаяли льды, и зацвели луга, и бескрайние леса снова потянулись к небу по всей земле.
Утих величественный Кара-Даг, застыла лава. И вырос на его склонах виноград — в память о единении горы и солнца. Многие столетия спустя появились на этих землях люди. И годами служили они виноградным лозам, впитавшим в себя солнце и огонь земли. И стали делать из виноградных ягод напиток, подобный согревающей землю лаве. Имя этому напитку — коньяк. В благодарность за своё спасение солнце освятило его и теперь мерцает в каждой его капле, согревая людей.
И только ангелы по-прежнему спускаются с золотыми амфорами на коктебельскую землю и уносят к небу свою долю искристого нектара, многие тысячелетия не дающего погаснуть огромному коктебельскому солнцу.

Кара-Даг — Черная Гора

Вечерами разливались в Отузской долине чарующие трели девичьих голосов. То пели они свои дивные песни, возвращаясь с виноградных полей. Направляясь домой, девушки всегда с опаской оглядывались на Кара-Даг — Черную гору, нависающую над долиной и заслоняющую голубое небо. В ее недрах обитало страшное чудовище — одноглазый великан-людоед.
Днем он спал, но даже его мирный храп был похож на раскаты грома, а когда он поворачивался, гора дрожала до основания. Поздним вечером, когда совсем стемнеет, великан просыпался и вылезал из логова. Сверкая глазом, он начинал оглушительно реветь, так что эхо перекатывалось по Крымским горам.
Жители деревни прятались где могли, а мужчины отводили к подножию Черной горы быка или пару овец. Привязав скотину на видном месте, они удалялись, а великан успокаивался до следующего вечера. Но в месяц свадеб людоед требовал еще большой жертвы. Даже десятки овец и быков не были достаточными. Он ревел целую ночь, и от рева его дрожали окна, и потухал огонь в очагах. Затем он хватал огромные камни и сбрасывал их в долину. Скатываясь по склонам горы, они превращались в лавину, которая сметала все на своем пути.
И тогда напуганные люди выбирали одну из невест и отдавали ее в жертву великану…
Много лет он властвовал над Отузской долиной, но люди терпели. Никто из них не знал, как от него избавиться. Но однажды сильный и смелый юноша решился бросить вызов чудовищу. Жители деревни смеялись над ним, ведь никто не верил, что великана можно истребить.
Дождавшись месяца свадеб, юноша выполнил свою клятву. Когда солнце зашло, он направился к горе-великану. Спустились сумерки, на темно-синем небе появилась большая луна и покрыла серебристой чешуей морскую гладь. В селении затихли людские голоса, блеяние овец, мычание коров, там и сям вспыхивали вечерние огоньки. Любуясь красотой селения, юноша вспомнил о своей возлюбленной Эльбис и запел старинную песенку:

Любовь — это птичка весны,
Пришла ей пора прилететь.
Спросил я старуху-гречанку,
Как птичку любви мне поймать?
Гречанка ответила так:
«Глазами ты птичку лови,
Она на уста упадет
И в сердце проникнет твое… »

И тогда из ущелья появился великан. Очарованный пением, он попросил юношу принести ему птичку любви и тот согласился. На следующий вечер юноша снова отправился на Кара-Даг, взяв с собой свою суженую.
Увидев огромного великана, Эльбис в ужасе остановилась. Но, взглянув на своего любимого, поборола страх и отважно шагнула навстречу опасности. Она обратилась к людоеду и попросила открыть глаз пошире, чтобы рассмотреть птичку. Красота Эльбис была настолько ослепительна, что великан от изумления широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка натянула лук и пустила в светящийся глаз великана каменную ядовитую стрелу. Взвыл великан и рванулся было к смельчакам, чтобы раздавить их, но, ничего не видя, споткнулся о камень и сорвался в свою глубокую нору.
От гнева великана гора шевелилась, как живая: громадные камни, и даже целые утесы откалывались от нее и с шумом падали в море. От его гневного дыхания плавилась земля и стекала со склонов огненными потоками сквозь трещины. Целую ночь стоял над Кара-Дагом беспрерывный гул, вершина горы извергала огонь, дым и пепел. Зловещая черная туча заволокла небо, сверкали молнии и гремел гром.
А на рассвете выпал дождь и все утихло. Когда люди вышли из своих убежищ, то замерли от удивления. Черной горы больше не существовало. На ее месте поднялись к небу новые утесы и причудливой формы скалы, напоминающие диких зверей. Море уже больше не сердилось и ласково омывало отвесные стены скал, заливало многочисленные бухточки и пещеры и что-то радостно бормотало.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *