украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Богородице на праздники Ее какие подобает приносить цветы и букеты добродетелей.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами
Православные прихожане, посетив храм или собор во время престольных или особых церковных праздников, обращают внимание на внутреннее убранство.Но многие из людей замечают, что украшение цветами храма на Пасху или Рождество, Вербное Воскресенье или Покров, Троицу или Благовещение Пресвятой Богородицы имеют различия.
Отличия в декоре зависят от основного цвета праздника и внутреннего интерьера церкви. Для Богородичных праздников главный цвет – голубой, для Рождества Христова – белый, для Вербного воскресенья и Троицы – зеленый, для Пасхи – белый и красный.

При этом растения, которые флористы используют для оформления храмов, должны подчеркивать внутренний интерьер и не оскорблять чувства верующих.

Особое значение в Православии придается празднику Воскресения Христова. Поэтому храмовая флористика на Пасху ставит перед собой сложные задачи: как гармонично оформить Дом Божий, как отобразить православную символику и как не отвлекать людей от устремления к Богу.

Поэтому пробуем разобраться в вопросе «Как украсить храм на Пасху?». И начнем с того, что узнаем какие требования к флористическому оформлению предъявляются в православной церкви.

Правила украшения храма на Пасху

В отличие от богатого и роскошного убранства католических храмов, в православных церквях допускают цветочные украшения, но в менее пышном исполнении. При этом украшать разрешается далеко не все предметы в храме.

Строгих норм украшения не существует, но существуют некоторые ограничения и требования к оформлению дома Божьего. Поэтому на сегодняшний день негласные правила по украшению выглядят следующим образом:

Следуя этим правилам можно приступить к флористическому оформлению храма.

Но стоит отметить, что праздник Пасхи допускает небольшое отклонение от указанных правил и позволяет оформлять храмы и соборы чуть более пышно, чем в другие крупные праздники.

Это связано с тем, что праздник выступает символом возрождения, воскрешения, он выражает самые светлые людские чувства и говорит о вечной жизни и спасении для всех людей.

На Пасху наиболее часто украшают Плащаницу, Царские врата, элементы иконостаса, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки, некоторые церковные атрибуты, решение об оформлении которых принимает отец-настоятель.

Вербное воскресение

В этот день также активно задействуется храмовая флористика. Вербное воскресенье отмечается за 7 дней до Пасхи. Оно символизирует вход Господень в Иерусалим. В праздничном убранстве используются пальмовые ветви и пушистая верба. В этот праздник веточки вербы освящаются, и прихожане уносят их домой. Вербные букетики не выбрасывают, а засушивают и сохраняют. Часто в воде веточки выпускают корни, тогда вербу высаживают в удобном месте.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Плащаница

Плащаница – это особенная святыня в православии. Она представляет собой холст, на который нанесено изображение Иисуса Христа, лежащего во гробу. Вокруг этого плато совершаются важные религиозные обряды как до наступления Великого Воскресения Христова, так и после него.

Плащаница устанавливается на постамент после выноса из алтаря во время Великой Субботы. Это возвышение располагается в центре храма, поэтому декорирование цветами не просто красиво подчеркивает религиозный рисунок, но и позволяет и совершать богослужения рядом, и молиться прихожанам.

В оформлении плащаницы цветами на Пасху традиционно используют белые растения. Дополняют их цветами розовой, красной или бордовой гаммы. Флористы располагают растения другой гаммы достаточно редко, на таком расстоянии, чтобы лишь создавать небольшие акценты, но не нарушать основной цвет.

Во флористике при составлении композиций используют цветочный прямоугольный орнамент, который чаще создают из амариллисов, гвоздик, гербер, лилий, роз и хризантем, чем из калл и тюльпанов. Разбавляют цветочный декор зеленью или ягодами, например, гипсофилой или гиперикумом. Красные ягодки последнего символизируют капли крови Христа.

Украшение плащаницы цветами на Пасху допускает и дополнительные декорации рядом с Плащаницей в виде ваз, корзин и цветочных постаментов. Вазы и постаменты подбирают белого цвета и наполняют их высокими цветами, такими как гладиолусы, ранункулюс, розы и хризантемы с остроконечной зеленью.

Декорирование плащаницы также зависит от пожеланий священнослужителей. Так некоторые священники просят создавать цветочные композиции с таким количеством цветов, которое будет символизировать 33 года, прожитых Иисусом Христом. Какие виды украшения создают, смотрите в галерее ниже.

Украшение плащаницы живыми цветами на Пасху, фото и картинки:

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Главная задача

Церковная флористика ставит перед собой множество задач, но главная из них – гармония цветочного декора с архитектурными особенностями, храмовой росписью и резьбой. Важно учитывать, что культовые святыни украшают не только цветы, но и богатые оклады, многочисленные драпировки, вышитые ризы и платы.

Необходимо, чтобы храмовая флористика подчеркивала взаимосвязь человека и природы. Она должна раскрывать красоту мира, сотворенного Творцом, и подводить к мысли, что человек часть этого мира.

Царские врата

Центральным элементом иконостаса выступают Царские Врата. Именно на них обращается взор любого человека, входящего в храм.

Царские врата представляют собой двери, ведущие в алтарь, и символизируют вход в Царствие Божие. Именно поэтому их принято украшать на различные праздники цветами.

Украшение церкви на Пасху предполагает больше использование живых растений, но возможно и добавление искусственных элементов, например, в виде декоративных листьев, плюща.

В зависимости от архитектурной формы Царские врата можно украсить как небольшими цветочными букетами, так и арочными длинными композициями. Также врата могут быть украшены по бокам стоячими композициями в вазах или пасхальными яйцами на подставке.

Украшение может быть выполнено и в виде длинной цветочной гирлянды, которая будет возвышаться не только над вратами, но и над иконами, расположенными рядом.

Наряжают вход в алтарь композициями из георгин, гвоздик, лилий, роз, тагетисов и хризантем, дополненных такой зеленью как гипсофила, папоротник, рускус и салал. Украшением могут служить и другие цветы с зеленью. Варианты декора представлены в галерее.

Оформление царских врат цветами на фото:

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами украшение иконы казанской божией матери живыми цветами украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Живой материал или искусственный

Никаких запретов на декорирование храмов искусственными цветами не существует. Если нет возможности или средств использовать живые растения, то букеты и гирлянды могут быть составлены из тканевых или бумажных цветов. Но все-таки предпочтение следует отдавать живому, поскольку один живой цветочек наделен большей благодатью, чем целая охапка искусственных украшений.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Иконостас

Не только Царские врата, но и Иконостас в целом можно украсить цветами. При оформлении последнего отталкиваются от храмовой архитектуры.

Декорировать иконостас можно с помощью букетов в вазах, отдельных цветочных композиций, а также гирлянд, которые отличаются по техникам плетений.

Выполнить сложные гирлянды начинающему флористу нелегко, но профессионалы могут создавать настоящие цветочные шедевры. Самое главное для флористов создать ритмическую структуру с чередованием элементов, с заданным направлением листьев и цветов вверх и в сторону от центра.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

По техникам различают следующие цветочные гирлянды:

Выбор цветов для гирлянды зависит от избранной техники. Например, для первого и третьего варианта подойдут различные мелкоцветковые растения – альстромерия, астры, гвоздики, гортензия, лимониум и другие.

Примеры украшения иконостаса представлены на фотографиях:

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Иконы и раки с мощами

Иконы и особо чтимые гробницы с мощами – это предметы, которым уделяет много внимания храмовая флористика. Пасха – это великое событие для православного мира, во время которого принято украшать цветами эти церковные святыни.

На Пасху в первую очередь украшают икону к празднику, которая носит название Воскресение Христово. Помимо данной святыни украшают и иконы иконостаса, а также особо значимые храмовые иконы, перечень которых у каждой церкви свой.

Как же оформляют иконы? Их принято украшать в большинстве случаев с помощью цветочных рамок в форме буквы П или квадрата, реже в форме овала или полуовала, для иконостаса украшение выполняют в виде арочной формы или гирлянды.

Для создания цветочных форм берут цветы с крупными бутонами, такие как георгины, розы, ромашки, хризантемы и дополняют их крупной и мелкой зеленью, фруктами, маленькими цветочками или ягодами.

Рисунок можно выполнить и из одноименных цветов в виде двух линий, например из гвоздик, с буквенным орнаментом ХВ, обозначающим сокращенные слова «Христос Воскресе».

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Кроме икон на Великий праздник декорируют раки с мощами святых. Их драпировка зависит от внешней формы гробницы и возможности крепления для цветов.

Цветочные композиции могут быть совершенно разных форм. Это и прямые в виде линий или прямоугольников, и изогнутые в виде извилистой дорожки, и букеты в вазах, и гирлянды в виде лиан, обвивающих полностью основу ковчега и купол над ней.

Цветы могут также висеть в виде садов Семирамиды, спускаясь сверху купола вниз и создавая необычную картину. Для создания висячей композиции лучше всего подходят лизиантусы, орхидеи и некоторые виды ампельных растений.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Помимо икон и рак с мощами святых украшают и различные церковные атрибуты, что дополняет атмосферу Великого праздника.

Церковные атрибуты

В каждом храме находится множество церковных атрибутов, которые или служат необходимым предметом церковного интерьера, или применяются во время богослужений. Но некоторая храмовая утварь украшается во время праздников.

Украшение храма на Пасху предусматривает добавление цветочных композиций на следующие атрибуты:

Также церковный зал можно украсить различными подвесными элементами в виде пасхальных яиц, цветочных гирлянд на стенах и других композиций.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Существуют различные мастер-классы по оформлению храмовой утвари в церкви, одни из них более простые, другие более сложные, но мы рассмотрим урок: как изготовить крупное пасхальное яйцо – символ Великого праздника.

Как отдавать драгоценности?

Прежде всего определитесь с пожертвованием. Непременно убедитесь, что на изделии нет сторонних узоров, не сообразующихся с христианскими символами – иначе потеряется весь смысл того, зачем вешают украшения на иконы. Не нужно дарить предметы с пентаграммами, черепами, рунными надписями либо иероглифами. Предпочтение отдаётся золотым и серебряным медальонам, нательным крестикам и ладанкам, цепочкам без подвесок, браслетам, простым и гладким кольцам, перстням с одним или несколькими самоцветами.

Когда Вы подобрали подходящий аксессуар, передайте его своему духовнику или другому служителю клира. Во время ближайшего молебна Ваш дар освятят, и только после этого с почестями прикрепят к иконе.

Источник

Украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

«Благоухание цветов — это фимиам Богу.
Цветы — кадильницы».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиТрадиция украшения храма цветами, ветвями деревьев, травами берет начало в глубокой древности. Сегодня она переживает период расцвета. Чтобы создать цветочное оформление икон и приделов, специально приглашаются профессиональные флористы; в иных церквах обходятся силами собственных умельцев — кстати, далеко не всегда уступающих профессионалам в мастерстве.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиБлагоукрашение каждого храма имеет свои особенности, зависящие от вкуса и характера людей, чьими трудами древняя традиция воплощается во всем своем многообразии. Посмотрим, как это происходит, например, в одном из старейших храмов Москвы — церкви святителя Николая в Кленниках на Маросейке.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами. Канун очередного церковного праздника. Идет привычная спорая и слаженная работа — каждый сосредоточен на своем деле. В нижнем храме, в крестильне, тоже трудятся. Любой, входящий сюда, восклицает: «У вас тут просто райский сад!» Главная в «райском саду» — Людмила Алексеевна Новикова. Пришла в храм 13 лет назад в день своего ангела и — так совпало — в день перенесения мощей святого праведного Алексия Мечёва (29 сентября). Это — один из главных престольных праздников в Николо-Кленниках, и цветочное оформление играет в создании праздничной атмосферы не последнюю роль. Яркое многоцветье — дело рук Людмилы Алексеевны и ее помощницы Светланы Анатольевны Головановой. 3

Случилось так, что Л. А. Новикова сразу «нашла» свое послушание в храме. Она оказалась не просто талантливой «цветочницей», как ее именуют маросейцы, но и настоящим профессионалом: выпускница японских школ «Икенабо» и «Согецо», участник и лауреат ежегодных международных выставок икебаны, обладатель дипломов за успехи в создании изысканных цветочных композиций в восточном стиле.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиВот только как применить свои умения в украшении православного храма, где цветы призваны деликатно и гармонично оттенять общий тон и настроение праздника, а не иметь самодовлеющее эстетическое значение? Помогли безупречное чувство композиции, цветовой палитры, фантазия, умение точно расставить акценты в сочетании с приобретенным с годами опытом церковной жизни.

Каждому празднику соответствует определенный цвет облачений: воскресные дни, праздники пророков, апостолов и святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, богородичные — в голубых, дни памяти мучеников — в красных, преподобных и юродивых — в зеленых. Зеленый цвет преобладает и в День Святой Троицы, Духов день, на праздник Входа Господня в Иерусалим. Описать благоукрашение храма для всех праздников в рамках краткого очерка невозможно, остановимся подробно лишь на некоторых.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиНа Троицу (Пятидесятницу) храм утопает в молодой зелени березок. Полевые цветы и устилающие пол свежескошенные луговые травы наполняют все вокруг благоуханием. Этот обычай пришел в христианство из ветхозаветных времен. На 50-й день после Исхода на горе Синай Бог даровал Моисею десять заповедей. В память завета между Богом и Его народом люди украшали свои жилища ветвями деревьев и цветами. Праздник отличается многоцветием. Цветы берутся любые, но в букетах традиционно присутствуют полевые. На Маросейке травы, устилающие пол, посыпаются лепестками цветов, что придает зеленому ковру еще большую нарядность.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиАтмосфера Троицына дня прекрасно передана в «Лете Господне» И. С. Шмелева: «Мы идем все с цветами. У меня ландышки, и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано всё травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом. Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним».

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиНа Преображение церковь облачается в алое и золотое, напоминая нам о просиявшем на горе Фавор нетварном божественном свете. В этот день издревле было принято приносить в храм для освящения начатки плодов нового урожая. Христиане первых веков приносили виноград и колосья пшеницы. В наших широтах «гроздия» заменили яблоками, обильно поспевающими в августе, отчего и пошло второе, народное название праздника — «Яблочный Спас». О «лазури Преображенской» и «золоте второго Спаса» писал Б. Л. Пастернак в стихотворении «Август» (1953). А вот еще отрывок из «Лета Господня»: «Преображение. Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоро-нящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях». Подсолнухи, яблоки, гроздья винограда и рябины, колосья пшеницы — основной мотив в украшении аналойных икон храма на Маросейке.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиПасха. Ей предшествует Великий пост, в течение которого храм украшается минимальным количеством цветов: букеты отличаются строгостью, монохромностью — ничто не должно нарушать царящей в храме покаянной атмосферы. Но вот наступает праздник Входа Господня в Иерусалим, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующую Неделе Пасхи. Въезжающего «на осляти» в Иерусалим Иисуса Христа на-род приветствовал, устилая Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. У этого праздника много названий: Неделя ваий (ветвей), Пальмовое воскресенье, Неделя цветоносная, а также (в просторечии) Вербное воскресенье, поскольку пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находится в «Изборнике Святослава» 1073 года. Естественно, в оформлении аналойных икон в букетах обильно присутствуют веточки этого предвестника весны.

В самый канун Пасхи, в Великую Пятницу, в Православной Церкви совершают вечерню с чином выноса Плащаницы, а вечером — утреню Великой Субботы с чином ее погребения.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиПлащаницей называют плат с изображением в рост Господа Иисуса Христа, лежащего во гробе. Ее устанавливают на возвышении в центре храма, умащают благовониями в память о том, как жены-мироносицы принесли ароматы, чтобы помазать ими Тело погребенного Христа, украшают зеленью и цветами — исключительно белыми, символизирующими чистоту Плащаницы, которой благообразный Иосиф с Никодимом обвили снятое с Креста Тело Господа. Почти в каждом храме сложился свой стиль украшения Плащаницы, есть он и на Маросейке. Саму Плащаницу обвивает по краю гирлянда из белых роз, а вокруг устанавливаются симметрично расположенные вазы с букетами из белых же цветов, со-ставляющие единую композицию.

А в пасхальный день храм расцветает нарядными букетами у икон и выносных свечей; основная гамма праздника — красный, желтый, зеленый.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиВ день Успения Пресвятой Богородицы одеяния священнослужителей, как и все убранство храма, выдержано в белых, голубых, слегка розоватых тонах. В тех же тонах украшается и Плащаница, основной цвет которой — синий. Эти тона подчеркивают общее настроение праздника — возвышенное и сердечное, напоенное любовью к Царице Небесной — «теплой Предстательнице и Помощнице», по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского. Цветком Богородицы является лилия — символ чистоты и непорочности. Лилии и составляют основу цветочного набора при украшении Плащаницы Богородицы. В дополнение к ним используются белые розы, хризантемы, фрезии, гипсофила.

На все богородичные праздники храм украшается подобным образом.

На Рождество Христово храм бывает убран пахучими еловыми ветвями. У икон, у солеи размещают еловые деревца — на Маросейке их «припорашивают», как снегом, веточками белой пушистой гипсофилы. Еловые гирлянды свисают с перекладин, хвоя вплетается в букеты у икон. А перед алтарем устанавливают главную икону праздника, заботливо прикрытую вертепом из еловых веток. В центре над иконой — большой цветок белой лилии: символ вифлеемской звезды. Сама икона окружена колосками пшеницы, символизирующими ясли, в которых появился на свет Спаситель мира.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиукрашение иконы казанской божией матери живыми цветамиНе обходятся без цветов, конечно же, и на престольные праздники. Так, в дни празднования святителя Николая Мирликийского в Никольском приделе с особой пышностью украшается аналойная икона, а также большая икона святителя в ризе. Отличительная черта цветовой гаммы — яркость и многообразие. Благоукрашение храма к другому престольному празднику — Казанской иконе Божией Матери — по традиции выдержано в белых, голубых, нежно-розовых тонах; в наборе цветов преобладают розы, хризантемы, лилии.

Публикуется по изданию: «Московский Журнал» № 12, 2013, С. 88 – 96.
На сайте использованы фотографии цветочного убранства храма, сделанные прихожанами: Максимом Егожей, Татьяной Ермолинской, Андреем Стуловым.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Эта работа сделана к дню Преображения Господня, 19 августа. Белые хризантемы, белые и розовые гвоздики, красные розы, гипсофила и листья арабиса (они почти белые).

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Композиция к дню святой мученицы Татианы 25 января. Белые хризантемы (они рекордсмены по стойкости), гипсофила — моя любимая, три красные розы, веточки туи — как фон всей композиции.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Белые ленты, как продолжение цветочного оформления.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Рождество 7 января, на фоне Рождественской елочки. Здесть другая основа композиции — подложка из фанеры с набитыми гвоздиками, чтобы держался пиафлор.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Процесс изготовления композиции. Хризантемы, гипсофила, туя.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Это композиция к празднику Благовещения.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Сначала укладываем фон — веточки туи, потом самые крупные цветы — розы, хризантемы, лилии. Все срезы делаем острым ножом наискосок.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Получается вот так.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Белые розы не очень стойкие, зато очень красивые! Если их аккуратно вынуть через пару дней, обновить срезы и снова поставить (на другое место), то простоят подольше.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

На верхушку композиции можно поместить несколько пальмочек и листья рогоза.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Композиция к Пасхе. Лилии, гипсофила, туя. Но смотреть её нужно в сочетании с остальным украшением храма.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Украшение перил солеи на фоне открытых Царских врат. Гирлянда на пиафлоре из белых роз и лилий.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

11 букетов из белых лилий были расставлены по всему пространству храма. Брать их нужно в бутонах, обирать ярко — оранжевые тычинки (а то они осыпаются и пачкают цветки). Лилии прекрасно, стопроцентно раскрываются, но сильно пахнут.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Праздник Святых Апостолов Петра и Павла.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Украшение иконы Святой Троицы. Мой самый долгожданный праздник. Листья вишни, лилии, хризантемы, гипсофила, болотная осока.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Общий вид храма на праздник Троицы. Центральная дорожка устлана травой, на перилах солеи гирлянды из цветов, зеленые ленты. Гирляда и наверху Царских Врат.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Дорогие мастера и мастерицы! Может быть, кому — то из вас пригодится мой опыт — украшение аналоя к различным праздникам в храме. Все композиции из живых цветов, на пиафлоре. Помещены в специально изготовленную рамочку из жести. В нее укладывается промоченный пиафлор, завернутый в полиэтилен, потом размещаются цветы. Композиция стоит 5-7 дней, если опрыскивать и подновлять — гораздо дольше.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиКаждый храм – не просто архитектурное сооружение, а собрание видимых вещественных предметов, обозначающих мир невидимый и таинственный. В архитектуре православного храма и его убранстве нет ни одного случайного штриха: материал, орнаменты, сюжеты росписей, богослужебные предметы и облачение – всё исполнено глубокого смысла. Поэтому цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий смысл богослужения.

Для цветочного убранства в храме выбирают самые значимые и важные места. Царские врата, расположенные в центре иконостаса, оформляются цветочной гирляндой, композицией по двум сторонам. Украшается икона праздника, установленная на специальном возвышении – аналое. При этом важно, чтобы цветы гармонировали с окладом и иконой. Украшают престольную икону – святого или праздника, в честь которых освящен храм. Принято убирать цветами чтимые чудотворные иконы, раки с мощами святого, плащаницу, выносной крест и свечу. Существует много способов украшения, меняются только формы и приемы цветочного оформления, которые создают красивые элементы. Цветы и зелень подчеркивают духовный смысл праздничного события.украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

При выборе растений в храме используются любые цветы, подчеркивающие красоту икон. Предпочтение отдается растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаментах храма.

Цветы должны гармонировать с основным цветом отмечаемого праздника, соответствовать облачениям священнослужителей. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков, святителей отмечается в ризах золотого цвета. В праздники Богородицы – облачения голубые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим также празднуются в зеленых облачениях, Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз фиолетовый, в Великий пост – фиолетовый, черный.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиКаждый православный праздник имеет свои традиции цветочного оформления. Рождество – праздник чистоты рождения, его цвет белый. Храм убирается еловыми ветвями, деревцами ели. Хвойные вечнозеленые растения – символ бессмертия, вечной жизни. В оформлении используются растения белого цвета – лилии, хризантема, гипсофила с добавлением зелени.

Белый цвет – символ чистоты, поэтому он выбирается в качестве основного фона и на Крещение Господне. Всё убранство храма должно напоминать об очищении, обновлении, возрождении. В Страстную Пятницу плащаницу Спасителя также убирают белоснежными цветами, напоминающими о белизне ткани, в которую был завернут Христос при погребении, символизирующими духовный свет и чистоту. Белые цветы украшают храм и икону праздника на Преображение Господне.украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

На Вербное воскресение храмы украшаются веточками пушистой вербы, заменяющей в средней полосе ветви финиковой пальмы. После Крестопоклонной недели в украшениях преобладают цветы красных оттенков – розы, гвоздики. Красные цветы – знак приближающихся Страстей Христовых. На Благовещение в оформлении используются белые лилии как символ этого праздника. Их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. На Богородичные праздники, помимо белых, используют растения голубых и синих оттенков. Плащаницы оформляются гирляндами из цветов.

Светлое Воскресение Христово – важнейший из праздников. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, которое наполняет сердца христиан в этот день. Одним из символов Пасхи является яйцо. Из гвоздик, лепестков роз делаются композиции в виде яйца.

украшение иконы казанской божией матери живыми цветамиТроица – один из самых красивых праздников, по оформлению это праздник зелени – символа жизни. В народе троицкую неделю называют «зелеными святками». Праздник соединяет в себе и искреннюю радость и веселье, и глубокий молитвенный настрой. Зелень, цветы символизируют весну духовную. Благоухание цветов знаменует собой благоухание духовных даров, подающихся душам верующих Господом Животворящим. Зелень – душа, которая расцветает от того, что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. В тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы зелеными веточками.

Украшения составляются из разнообразных цветов, в том числе и полевых. Пол в храме устилается скошенной травой. Традиционным элементом оформления в этот день считаются ветви березы: на Троицу все храмы утопают в молодой зелени березок. Полевые цветы и луговые травы наполняют всё своим благоуханием.украшение иконы казанской божией матери живыми цветами

Когда входишь в храм и видишь цветы, на душе становится празднично! И мы вспоминаем слова св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Цветы – остатки рая на земле». Они напоминают нам о Божественной щедрости и Премудрости. Человек исполняется любви и благодарности к Создателю всего сущего, восклицая вместе с псалмопевцем Давидом: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси!»

P.S. Хочется поблагодарить наших замечательных прихожан: благодаря их пожертвованиям на цветы появляется больше возможностей для украшения храма.

Подготовила Ирина Муслимова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *