украшение иконы на преображение господне с яблоками
Икона на Яблочный Спас — подарок для семьи и храма
Преображение Господне, или как его называют в народе, Яблочный Спас — один из двенадцати наиболее почитаемых православных праздников. В нём, воедино сплелись церковные каноны и славянские традиции. Ведь в народном календаре славян – это первый праздник урожая и день, когда природа с лета оборачивается к осени. Резные иконы со Спасителем из массива дерева, станут к этому празднику отличным подарком. Причём, преподнести их можно как членам семьи или близким друзьям, так и храму, который вы посещаете.
Праздник с точки зрения христианства и славянской культуры
Как же получилось так, что две традиции тесно переплелись? На этот вопрос, точно ответить никто не сможет, ведь корнями, это уходит в глубь веков. Все евангелисты, кроме Иоанна, сообщают о событии явления трём своим ученикам во время молитвы на горе Иисуса Христа. И нарекают они это событие не иначе, как Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богословское толкование указывает, что Преображение — это явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа. Таким образом, воедино соединяются все лица Святой Троицы. При этом Христос, перед своими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном не меняет свою божественную природу. Все изменения исключительно визуальны — в его лице и одеждах. Это демонстрирует объединение человеческого и божественного начал.
В народной традиции, Преображение называют Яблочным Спасом или Вторым Спасом. В этот день, в православных храмах освящают дары деревьев нового урожая. Считается, что именно с этого дня, ими уже можно лакомиться. У восточных славян существует поверье, что, если в семье есть умерший ребёнок, его родителям нельзя есть яблоки до Спаса. Тогда в праздник, в лучшем из миров, ему дадут лакомства. Утром мать должна освятить яблоки и несколько либо оставить в храме, либо отнести на могилку. А незамужние девушки, вкушая освящённые яблоки, загадывали себе суженного. А у некоторых христианских народов считается, что в этот день, открываются небеса и можно увидеть Бога.
Какие иконы подарить к празднику
К Яблочному спасу близким людям можно заказать изготовление иконы Преображение Господне, которую мастера выполнят либо в традициях древней иконописи, либо по образцу работ известных художников, к примеру — Рафаэля, творение которого находится в Ватикане. Но преподнести можно и другие иконы со Спасителем. К празднику они будут более, чем уместны. Но поскольку в доме, где живут по православным традициям, иконы Иисуса Христа и Богоматери являются обязательными, лучше отдать предпочтение не самым распространённым его образам. Так, вы точно подарите икону, которой в доме нет.
К примеру, отличным вариантом является резная работа из натурального дерева Вседержитель, выполненная по образу Спас в Силах. Образ этот достаточно древний и насчитывает более 500 лет. впервые его создал иконописец Дионисий, поэтому иногда, его ещё называют Дионисийским. По своей сути — это одна из главных икон, которая находится в центре иконостаса и являет образ Христа, в котором он должен явиться миру в конце времён.
Ещё одна хорошая идея — подарить икону со Спасителем, которая произошла от древней реликвии и послужила источником для иконографии — Спас Нерукотворный. О её происхождении, существует несколько приданий. Но каждое из них гласит о нерукотворном происхождении Образа. В том числе, его связывают с Туринской плащаницей. Якобы – это ничто иное, как сложенная в несколько раз реликвия, которая на самом деле — не была утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и оказалась в Турине.
Какие ещё работы можно подарить к Яблочному спасу
Поскольку Яблочный Спас, помимо своей религиозной составляющей, имеет ещё и прикладное наполнение. Славяне считали, что именно с него начинается сбор урожая. Поэтому, в подарок можно преподнести не только иконы, но и оригинальные панно, которые займут своё достойное место в любом доме. В зависимости от его стилистики, можно подобрать как достаточно минималистичные работы, которые просто покрыты тонировкой и лаком, подчёркивая структуру дерева, так и с художественной росписью. Вторые смотрятся особенно изысканно и стильно.
Лучше всего, обращать внимание на натюрморты. И на них могут быть не только яблоки и колосья пшеницы, но и другие фрукты. Это у восточных славян Яблочный спас потому так и называется, что ассоциируется именно с этими плодами. А к примеру, у западных считается, что с этого дня, дозревает виноград и его можно собирать. Также, согласно народным приметам, после 19 августа, птицы улетают на Юг. Поэтому, преподнеся красивый натюрморт в дереве, вы поселите в доме вечное лето.
Войдите в ОК
Цветы в православном храме не только уместны, но и желательны. Их красота напоминает человеку о совершенстве небесном, о райском саде. Цветочное оформление помогает создать ощущение праздника, подчеркнуть значимость отмечаемого Церковью события.
Традиция украшения цветами православных храмов на Руси насчитывает по меньшей мере несколько столетий. Однако формы и приемы цветочного оформления с развитием искусства флористики в последнее десятилетие претерпели значительные изменения.
В наши дни для цветочного оформления применяются современные материалы, позволяющие создавать особенно красивые элементы, идеально гармонирующие со строгим и величественным убранством православного храма. Православная архитектура и декор складывались на протяжении многих веков, и та гармония, которую мы видим, заходя в храм, результат продуманного, сбалансированного решения всех элементов. Цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, ни в коем случае не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий духовный смысл богослужения.
Православные традиции украшения храма цветами
Существуют определенные традиции цветочного оформления храмов, тесно связанные с православной символикой. Украшение храма приурочивается к традиционным православным праздникам или другим значимым событиям. Цветами обычно оформляют царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, плащаницу, выносной крест и выносную свечу. В алтаре обрамляют гирляндой архиерейское кресло и орлец. Иногда цветочные композиции размещают у горнего места или возле престола, но так, чтобы они не мешали церемонии богослужения. К праздничному украшению алтаря в православной церкви относятся строго. В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что «алтарь — главная святыня каждого христианского Храма и в различные моменты богослужения знаменует Рай небесный с Древом Жизни, чертог Небесного Царя, Гроб Господень, Сионскую горницу, Скинию завета». Согласно православному канону, женщина не имеет права заходить в алтарь, поэтому его должны оформлять мужчины-флористы. Женщины же могут заниматься украшением этого святейшего места только в особых случаях и со специального благословения священника.
Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства.
Цветы и зелень призваны подчеркнуть духовный смысл отмечаемого праздника. Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства. И здесь тоже решающее значение имеет православная символика. Предпочтение оказывается тем растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаменте, изразцах храма. Экзотические цветы, такие как антуриумы, геликонии, стрелитции, протеи, не используются в русском православном храме, поскольку при всей своей красоте они не соответствуют стилю его архитектуры и внутреннего убранства. К вопросу об использовании даже самых прекрасных и дорогих искусственных цветов священнослужители всегда относились с осторожностью, поскольку сама идея искусственных растений не вполне соответствует духу православной церкви. Нежелательно украшать храмы большим количеством цветов с сильным запахом, который перебивает традиционный аромат кадильниц и может вызвать аллергическую реакцию у прихожан.
Иконография Преображения Господня
Приблизительное время чтения: 8 мин.
В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам — те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.
История возникновения иконы Преображения
Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон — их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это — еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа — вместо них на стенах там были Его символы — Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.
Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.
Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго — особенно на Западе империи — Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.
Первая известная композиция Преображения опирается на ту же — традиционную во многом для раннего христианства — символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише — апсиде — и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим — слева и справа от круга — размещены полуфигуры Моисея и Илии.
Нетрудно понять, что Крест в круге — это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты — символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне — это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.
В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки — Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, — это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним — именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.
Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь — византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это — исключения, а не правило.
Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей — выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может — книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности — редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.
Символика иконы Преображения
Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение — они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.
На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно — Фавор гора лесистая. Но деревья — это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение — это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.
На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.
Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.
Фигуры Илии и Моисея — целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей — умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира — мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.
Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно — ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно — Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит — и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).
Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика
Храмовая флористика. Главный секрет
В нашей стране за время советской власти отдельные традиции, связанные с церковной жизнью, были утеряны, другие теплились под спудом. Что касается украшения храмов цветами, сейчас, казалось бы, неоткуда черпать знания, кроме как от людей, которые сами недавно пришли к вере. Тем не менее, за последние двадцать лет появились такие мастера, как Галина Кондратьева, которые имеют множество учеников в разных городах России.
Каждый флорист имеет свой почерк, свою любимую технику, в которой исполняет композиции. Для храмового флориста помимо навыка важным является быть воцерковленным православным христианином.
Люди, которые приходят в храм, чтобы украшать его цветами, должны понимать, быть может, чувствовать нутром, что к этому делу приступать нужно со страхом Божиим. Работа флориста творческая, можно сказать, что это вид искусства. Работа церковного флориста в какой-то степени сродни труду художника-иконописца.
Основа церковного искусства – символы. Чтобы понимать символику, которая присутствует в храме, или события, в честь которого создается украшение, мы обращаемся к двум источникам: Священному Писанию и Преданию Церкви. Тот, кто любит читать, многое извлечет из книг. Другой же, кто, быть может, не склонен к чтению, также найдет свою пользу, приходя в храм, рассматривая его убранство и слушая службы.
Священное Писание дает множество образов, которые так или иначе связаны с растениями. Одна из паремий чина Великого освящения воды заканчивается стихом:
«Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис.55:12). Что по слову толкователей являет собой образ преображения – прежде всего, человека, но также и природы.
Сами растения также могут быть в известной мере предметом богословствования. Святой праведный Иоанн Кронштадтский оставил такое наставление:
«Рассматривайте, братие, премудрое устройство растений и познавайте в них Бога: растения есть почти у всех вас во всякое время, и зимою и летом» (О Боге – Творце мира).
Святитель Василий Великий в Шестодневе подтверждает важную для нас вещь: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Свт. Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).
То есть в цветах, растениях мы и сейчас видим райское благолепие. Так же и благолепие храма Божия, о чем упоминает святой Симеон Солунский, «означает красоту рая, потому что божественный храм изображает рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары…».
Теперь понятно, что труд церковного флориста – это не просто набор знаний о том, как правильно скомпоновать растения или умело сделать какой-нибудь каркас. Да, это важно. Флорист, храмовый он или светский, обязан оттачивать свои навыки и интересоваться тенденциями в этом искусстве. Главное, однако, не в этом.
Чтобы правильно вписать цвет, форму и фактуру украшения в убранство храма с учетом символики события, праздника или памяти, никак не обойтись без знаний из Священного Писания и Предания. Это означает, что храмовый флорист должен постоянно учиться, становиться, по сути, богословом. Это главный профессиональный «секрет храмового флориста.
Елена Басырова, автор курса «Храмовая флористика в радость»
Секреты изысканного искусства
Люди, которые проходят обучение флористике, становятся настоящими профессионалами. Они искренне любят это искусство, постоянно совершенствуются, посещают международные выставки и мастер-классы. На базовом курсе можно получить основные знаниям по этому виду искусства, а затем улучшить свои навыки в выбранном направлении по специальным программам.
В ходе курсов обучающийся постигнет:
Каждое из этих направлений рассматривается подробно, со всеми нюансами, поэтому такие занятия будут интересными, полезными даже специалистам, обладающим базовыми знаниями и навыками. Индивидуальное обучение флористике поможет повысить профессиональный уровень, улучшить свой бизнес.
Курсы заинтересуют всех, кто не безразличен к миру цветов, кто любит творить что-либо своими руками, кому нравится учиться постоянно новому, кто мечтает сделать флористику своей профессией, открыть цветочную студию.
Как красиво украсить икону живыми цветами
Школа рукоделия запись закреплена
Школа храмовой флористики «ХрамФлора»
Основы Храмовой флористики
Где бы ни находился православный храм — в большом городе или маленьком селе — верующие найдут немало способов украсить цветами Дом Божий, как это делали столетиями на Руси. Каждый из нас, кто занимается таким Богоугодном делом, как украшение Храма цветами должны помнить, что Храмовая флористика имеет ряд своих особенностей.
Сейчас Храмовая флористика очень развивается, появляются различные школы, курсы, но, к сожалению, не у всех есть возможность обучаться.
В данное статье, хотелось бы поделиться своими знаниями и рассказать об основных нюансах Храмовой флористики.
1. Благословение настоятеля храма, который украшаете или принимаете участие на оформление цветами. То есть любое оформление, как и любое дело начинается с молитвы и благословения.
2. Для украшения церкви используются только живые цветы, иногда — засушенные, но не искусственные. Для подпитки растений служат специальные губки — «оазисы».
3. Цветы с сильным дурманящим запахом — черемуха, жасмин, сирень, некоторые сорта лилий и др. стараемся использовать в небольших количествам, либо, если это лилия, то покупаем тот сорт, что не имеет запаха — это азиатские лилии и лонгифлорум. Т.к. резкий запах может вызвать аллергическую реакцию или головные боли у кого-то из прихожан, или у тех, кто служит в храме.
4. При оформлении храма мы не должны забывать, что Храм — это место присутствия Бога и молитвы, а украшение цветами носит совсем иной, подчиненный характер. Цветочное оформление помогает создать ощущение праздника, подчеркнуть значимость отмечаемого Церковью события, но ни в коем случае не должно отвлекать нас от службы и молитвы.
Это в католических храмах принято пышное флористическое оформление, В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства. У нас цветы в храме это дополнение к празднику.
5. Традиции храма. Если вас пригласили на оформление какого- то храма, то перед тем как составлять проект, заказывать цветы, необходимо уточнить у Настоятеля храма или старосты, есть ли какие-то свои традиции или особенности при оформлении данного храма цветами. Это очень важно. Например, в Храме Иоанна Воина на Якиманке г. Москва — традиция на престольный праздник использовать в оформлении гладиолусы. Бывает так, что Настоятель не воспринимает никакие цветы, кроме цветов белого цвета. И в этом храме принято все праздники, включая, Пасху, украшать только белыми цветами. Хотя Пасха — основной цвет красный.
6. В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю. В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы.
7. Очень ВАЖНОЕ значение имеют при оформлении Православных праздников Цветовые нюансы:
При оформлении православного храма к Праздникам цветами особое внимание уделяем их цветовой гамме, так как облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Остатки рая на земле. Кто и как украшает цветами храмы
Что это такое — церковная флористика? Есть ли какие-то правила украшения храмов цветами и кто их определяет — богословы, священники, флористы? Эти вопросы мы задали профессиональному флористу Галине Кондратьевой. Она лауреат национальной премии «Цветок успеха» — за масштабные проекты по праздничному оформлению православных храмов (Храм Христа Спасителя, Сретенский монастырь, Данилов монастырь), автор уникальной книги «Храмовая флористика», преподаватель церковной флористики.
Главное — не мешать молитве
Мы познакомились с Галиной Петровной во время ее работы. Со своими ученицами она украшала московский храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева.
На полу — ведра с цветами. Рабочее место — длинные столы, застеленные клеенкой. На них инструменты: кусачки, отвертки, ножи, проволока. Галина на стремянке доделывает гирлянду. Последние гортензии замыкают цветочную композицию из восьми гирлянд на хоросе — круглом светильнике. Такие же пышные нежно-розовые и белые гортензии, белые хризантемы, розы, ветки рускуса и красные ягоды декоративного зверобоя — вокруг икон внизу. Хочется потрогать — живые ли? Да, все живые!
— А как Вы относитесь к искусственным цветам в храме? — спрашиваю мастера.
— Считается, что это — лукавство, подмена. А вот сухоцветы, например, лунарию, использую в работе.
— Сегодня праздник мучениц, а у вас такая нежная гамма. Почему?
— Конечно, цвет мучеников — красный. Но мученицы Вера, Надежда, Любовь — девочки. И храм — на территории детской больницы, сюда придут дети. Отсюда и нежность. Но красный у нас все-таки есть. Это гиперикум. Видите, ягоды как точечки, они символизируют капельки крови.
— А еще говорят, что нельзя украшать храм ядовитыми цветами, такими, например, как ранункулюсы.
— Я как-то поделилась с одним из батюшек, что флористы боятся использовать колючие и ядовитые растения для украшения храма. На что батюшка ответил с улыбкой: «А пусть они их не едят!» Нежелательно использовать в работе цветы с резким и сильным запахом: они могут вызывать головную боль и аллергическую реакцию. И самое главное — цветы не должны мешать молиться!
Цветы привели к Богу
Встреча Галины с будущим духовным наставником и новый поворот в профессии случились так. В 2002 году журналу «Цветы», где она работает и сегодня, потребовалось отснять флористическое убранство храмов. Так, выполняя задание редакции, Галина оказалась в Даниловом монастыре. Там она познакомилась с иеромонахом Зосимой (впоследствии — епископом Якутским и Ленским, ныне почившим), который вскоре благословил ее украсить на Крещение Троицкий собор монастыря.
— Цветы привели меня к Богу, — признается Галина Кондратьева.
У каждого праздника свое лицо
То, как украшали храмы до революции, специалисты изучают по фотографическим и документальным материалам. Известны слова святого Иоанна Кронштадтского «Цветы — остатки рая на земле». В русской литературе, например, у Ивана Шмелева, встречаем немало рассказов о том, как на Руси люди сами несли в церковь на праздник живые цветы и зелень.
В православных храмах цветами в первую очередь украшают аналойную икону, а также особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, паникадило и хорос (церковные светильники), иногда — орлец (круглый коврик для архиерея).
— Но ведь церковных канонов об украшении храмов нет, на что же ориентируются флористы? — спрашиваю Галину Петровну.
— Первое — цвет облачения священников. Это азы церковной флористики. Также растения должны гармонировать с основным цветом праздника. Богородичные праздники — голубой цвет, Рождество Христово — белый, Воскресение Христово — красный и белый, Троица — зеленый. Правда, бывает, что мы отступаем от этого правила, когда интерьер и освещенность храма диктуют другое. Однажды мы украшали храм к празднику преподобного Серафима Саровского. Если чествуется преподобный — служат в зеленых облачениях. Но храм — небольшой, светлый, и ничего, кроме желтого цвета, не хотелось туда ставить. Так и сделали, получилось хорошо. Кроме того, у каждого праздника есть свой образ. Флористы стараются подобрать соответствующие этому образу цветы. Для богородичных праздников, например, это лилия.
— А кто определяет, как и чем украшать храм: священники или флористы?
— Вместе. Флористы ничего не делают без благословения настоятеля. Но всегда радостно, когда творческим идеям флористов священники идут навстречу. Как, например, в Сретенском монастыре. С владыкой Тихоном украшение храма получается как совместное творчество. В 2008 году мы с ним решились сделать из цветов огромную рождественскую звезду на хоросе и паникадиле. С тех пор она — символ Рождества в этом монастыре.
Как научиться храмовой флористике
Люди, украшающие храмы, активно общаются на интернет-форумах. При храме святителя Николая в Измайлове работает молодежная площадка для желающих научиться украшать храмы. А еще секреты мастерства можно узнать из книги «Храмовая флористика».
Беседовала Зоя Барышева
«Крестовский мост» № 9 (2016)
Поделиться:
Украшение цветами храма на Пасху
Православные прихожане, посетив храм или собор во время престольных или особых церковных праздников, обращают внимание на внутреннее убранство.Но многие из людей замечают, что украшение цветами храма на Пасху или Рождество, Вербное Воскресенье или Покров, Троицу или Благовещение Пресвятой Богородицы имеют различия.
Отличия в декоре зависят от основного цвета праздника и внутреннего интерьера церкви. Для Богородичных праздников главный цвет – голубой, для Рождества Христова – белый, для Вербного воскресенья и Троицы – зеленый, для Пасхи – белый и красный.
Правила украшения храма на Пасху
В отличие от богатого и роскошного убранства католических храмов, в православных церквях допускают цветочные украшения, но в менее пышном исполнении. При этом украшать разрешается далеко не все предметы в храме.
Строгих норм украшения не существует, но существуют некоторые ограничения и требования к оформлению дома Божьего. Поэтому на сегодняшний день негласные правила по украшению выглядят следующим образом:
Следуя этим правилам можно приступить к флористическому оформлению храма.
Но стоит отметить, что праздник Пасхи допускает небольшое отклонение от указанных правил и позволяет оформлять храмы и соборы чуть более пышно, чем в другие крупные праздники.
Это связано с тем, что праздник выступает символом возрождения, воскрешения, он выражает самые светлые людские чувства и говорит о вечной жизни и спасении для всех людей.
На Пасху наиболее часто украшают Плащаницу, Царские врата, элементы иконостаса, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки, некоторые церковные атрибуты, решение об оформлении которых принимает отец-настоятель.
Цветы в храме: традиции оформления
Каждый храм – не просто архитектурное сооружение, а собрание видимых вещественных предметов, обозначающих мир невидимый и таинственный. В архитектуре православного храма и его убранстве нет ни одного случайного штриха: материал, орнаменты, сюжеты росписей, богослужебные предметы и облачение – всё исполнено глубокого смысла. Поэтому цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий смысл богослужения.
Для цветочного убранства в храме выбирают самые значимые и важные места. Царские врата, расположенные в центре иконостаса, оформляются цветочной гирляндой, композицией по двум сторонам. Украшается икона праздника, установленная на специальном возвышении – аналое. При этом важно, чтобы цветы гармонировали с окладом и иконой. Украшают престольную икону – святого или праздника, в честь которых освящен храм. Принято убирать цветами чтимые чудотворные иконы, раки с мощами святого, плащаницу, выносной крест и свечу. Существует много способов украшения, меняются только формы и приемы цветочного оформления, которые создают красивые элементы. Цветы и зелень подчеркивают духовный смысл праздничного события.
При выборе растений в храме используются любые цветы, подчеркивающие красоту икон. Предпочтение отдается растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаментах храма.
Цветы должны гармонировать с основным цветом отмечаемого праздника, соответствовать облачениям священнослужителей. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков, святителей отмечается в ризах золотого цвета. В праздники Богородицы – облачения голубые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим также празднуются в зеленых облачениях, Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз фиолетовый, в Великий пост – фиолетовый, черный.
Каждый православный праздник имеет свои традиции цветочного оформления. Рождество – праздник чистоты рождения, его цвет белый. Храм убирается еловыми ветвями, деревцами ели. Хвойные вечнозеленые растения – символ бессмертия, вечной жизни. В оформлении используются растения белого цвета – лилии, хризантема, гипсофила с добавлением зелени.
Белый цвет – символ чистоты, поэтому он выбирается в качестве основного фона и на Крещение Господне. Всё убранство храма должно напоминать об очищении, обновлении, возрождении. В Страстную Пятницу плащаницу Спасителя также убирают белоснежными цветами, напоминающими о белизне ткани, в которую был завернут Христос при погребении, символизирующими духовный свет и чистоту. Белые цветы украшают храм и икону праздника на Преображение Господне.
На Вербное воскресение храмы украшаются веточками пушистой вербы, заменяющей в средней полосе ветви финиковой пальмы. После Крестопоклонной недели в украшениях преобладают цветы красных оттенков – розы, гвоздики. Красные цветы – знак приближающихся Страстей Христовых. На Благовещение в оформлении используются белые лилии как символ этого праздника. Их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. На Богородичные праздники, помимо белых, используют растения голубых и синих оттенков. Плащаницы оформляются гирляндами из цветов.
Светлое Воскресение Христово – важнейший из праздников. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, которое наполняет сердца христиан в этот день. Одним из символов Пасхи является яйцо. Из гвоздик, лепестков роз делаются композиции в виде яйца.
Троица – один из самых красивых праздников, по оформлению это праздник зелени – символа жизни. В народе троицкую неделю называют «зелеными святками». Праздник соединяет в себе и искреннюю радость и веселье, и глубокий молитвенный настрой. Зелень, цветы символизируют весну духовную. Благоухание цветов знаменует собой благоухание духовных даров, подающихся душам верующих Господом Животворящим. Зелень – душа, которая расцветает от того, что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. В тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы зелеными веточками.
Украшения составляются из разнообразных цветов, в том числе и полевых. Пол в храме устилается скошенной травой. Традиционным элементом оформления в этот день считаются ветви березы: на Троицу все храмы утопают в молодой зелени березок. Полевые цветы и луговые травы наполняют всё своим благоуханием.
Когда входишь в храм и видишь цветы, на душе становится празднично! И мы вспоминаем слова св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Цветы – остатки рая на земле». Они напоминают нам о Божественной щедрости и Премудрости. Человек исполняется любви и благодарности к Создателю всего сущего, восклицая вместе с псалмопевцем Давидом: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси!»
P.S. Хочется поблагодарить наших замечательных прихожан: благодаря их пожертвованиям на цветы появляется больше возможностей для украшения храма.
Подготовила Ирина Муслимова
Плащаница
Плащаница – это особенная святыня в православии. Она представляет собой холст, на который нанесено изображение Иисуса Христа, лежащего во гробу. Вокруг этого плато совершаются важные религиозные обряды как до наступления Великого Воскресения Христова, так и после него.
Плащаница устанавливается на постамент после выноса из алтаря во время Великой Субботы. Это возвышение располагается в центре храма, поэтому декорирование цветами не просто красиво подчеркивает религиозный рисунок, но и позволяет и совершать богослужения рядом, и молиться прихожанам.
В оформлении плащаницы цветами на Пасху традиционно используют белые растения. Дополняют их цветами розовой, красной или бордовой гаммы. Флористы располагают растения другой гаммы достаточно редко, на таком расстоянии, чтобы лишь создавать небольшие акценты, но не нарушать основной цвет.
Во флористике при составлении композиций используют цветочный прямоугольный орнамент, который чаще создают из амариллисов, гвоздик, гербер, лилий, роз и хризантем, чем из калл и тюльпанов. Разбавляют цветочный декор зеленью или ягодами, например, гипсофилой или гиперикумом. Красные ягодки последнего символизируют капли крови Христа.
Украшение плащаницы цветами на Пасху допускает и дополнительные декорации рядом с Плащаницей в виде ваз, корзин и цветочных постаментов. Вазы и постаменты подбирают белого цвета и наполняют их высокими цветами, такими как гладиолусы, ранункулюс, розы и хризантемы с остроконечной зеленью.
Декорирование плащаницы также зависит от пожеланий священнослужителей. Так некоторые священники просят создавать цветочные композиции с таким количеством цветов, которое будет символизировать 33 года, прожитых Иисусом Христом. Какие виды украшения создают, смотрите в галерее ниже.
Украшение плащаницы живыми цветами на Пасху, фото и картинки:
Царские врата
Центральным элементом иконостаса выступают Царские Врата. Именно на них обращается взор любого человека, входящего в храм.
Царские врата представляют собой двери, ведущие в алтарь, и символизируют вход в Царствие Божие. Именно поэтому их принято украшать на различные праздники цветами.
Украшение церкви на Пасху предполагает больше использование живых растений, но возможно и добавление искусственных элементов, например, в виде декоративных листьев, плюща.
В зависимости от архитектурной формы Царские врата можно украсить как небольшими цветочными букетами, так и арочными длинными композициями. Также врата могут быть украшены по бокам стоячими композициями в вазах или пасхальными яйцами на подставке.
Украшение может быть выполнено и в виде длинной цветочной гирлянды, которая будет возвышаться не только над вратами, но и над иконами, расположенными рядом.
Наряжают вход в алтарь композициями из георгин, гвоздик, лилий, роз, тагетисов и хризантем, дополненных такой зеленью как гипсофила, папоротник, рускус и салал. Украшением могут служить и другие цветы с зеленью. Варианты декора представлены в галерее.
Оформление царских врат цветами на фото:
Иконостас
Не только Царские врата, но и Иконостас в целом можно украсить цветами. При оформлении последнего отталкиваются от храмовой архитектуры.
Декорировать иконостас можно с помощью букетов в вазах, отдельных цветочных композиций, а также гирлянд, которые отличаются по техникам плетений.
Выполнить сложные гирлянды начинающему флористу нелегко, но профессионалы могут создавать настоящие цветочные шедевры. Самое главное для флористов создать ритмическую структуру с чередованием элементов, с заданным направлением листьев и цветов вверх и в сторону от центра.
По техникам различают следующие цветочные гирлянды:
Иконы и раки с мощами
Иконы и особо чтимые гробницы с мощами – это предметы, которым уделяет много внимания храмовая флористика. Пасха – это великое событие для православного мира, во время которого принято украшать цветами эти церковные святыни.
На Пасху в первую очередь украшают икону к празднику, которая носит название Воскресение Христово. Помимо данной святыни украшают и иконы иконостаса, а также особо значимые храмовые иконы, перечень которых у каждой церкви свой.
Как же оформляют иконы? Их принято украшать в большинстве случаев с помощью цветочных рамок в форме буквы П или квадрата, реже в форме овала или полуовала, для иконостаса украшение выполняют в виде арочной формы или гирлянды.
Для создания цветочных форм берут цветы с крупными бутонами, такие как георгины, розы, ромашки, хризантемы и дополняют их крупной и мелкой зеленью, фруктами, маленькими цветочками или ягодами.
Рисунок можно выполнить и из одноименных цветов в виде двух линий, например из гвоздик, с буквенным орнаментом ХВ, обозначающим сокращенные слова «Христос Воскресе».
Кроме икон на Великий праздник декорируют раки с мощами святых. Их драпировка зависит от внешней формы гробницы и возможности крепления для цветов.
Цветочные композиции могут быть совершенно разных форм. Это и прямые в виде линий или прямоугольников, и изогнутые в виде извилистой дорожки, и букеты в вазах, и гирлянды в виде лиан, обвивающих полностью основу ковчега и купол над ней.
Цветы могут также висеть в виде садов Семирамиды, спускаясь сверху купола вниз и создавая необычную картину. Для создания висячей композиции лучше всего подходят лизиантусы, орхидеи и некоторые виды ампельных растений.
Помимо икон и рак с мощами святых украшают и различные церковные атрибуты, что дополняет атмосферу Великого праздника.
Для чего мы украшаем иконы?
Церковная жизнь разнообразна. Есть невидимая составляющая этой жизни. Она протекает внутри сердца человека, ее называют духовной. Насколько она духовна, можно увидеть по поступкам, которые являются видимым ее проявлением. Иногда человеку хочется ощутимо выразить восторг духовного состояния. А как это сделать, особенно в дни больших религиозных праздников? Богослужебные тексты распеваются праздничными распевами. В дни особых торжеств — Пасхи, двунадесятых, престольных праздников — во многих храмах украшают иконы. Вот о последнем и поговорим.
Знак благоговения
Само понятие «украсить» означает придать чему-либо красивый вид, сделать более нарядным. И людям свойственно украшать, то есть делать более привлекательным вид, например, помещений или предметов. Украсить зал к празднику гирляндами, нарядить новогоднюю елку… Но вот в отношении икон это следовало бы совершать с осторожностью. Во-первых, если сам образ исполнен вдохновенного мастерства иконописца, не будет ли с нашей стороны самонадеянностью добавлять украшение, приукрашивать и без того прекрасную икону? Во-вторых, зная о существующих традициях, нужно понимать, что в них усматривается, скорее, благоговение, нежели попытка украшения. Это можно сказать в отношении обрамления икон рушниками.
Сами по себе красивые, вышитые с любовью полотенца уже были произведением искусства и, покрывая иконы такими вышитыми тканями, верующие создавали для икон своеобразные киоты. Киот (от греч. kibotos — ящик) в православной традиции — застекленный ящик или шкафчик для икон (божница). Известно, что в знак благодарения многие люди специально заказывали для икон золотые, серебряные и украшенные самоцветами киоты. Здесь также присутствует мотив благодарности и почтения через образ к Первообразу.
В чем неправда
Об одной форме украшения икон следует сказать особо: при внешней безобидности она таит в себе неправду. А по отношению к предметам церковного, религиозного назначения неправды не должно быть.
И в православных храмах, и в домах верующих приходилось видеть иконы, украшенные искусственными цветами. Сегодня искусственные цветы, изготовленные при использовании новых технологий и современных материалов, почти невозможно отличить от настоящих. Порой даже воскликнешь в изумлении: «Надо же! Как живые!»
Вот тут-то и скрывается неправда. Неживое выдается за живое. Искусственные «цветы» заставляют нас думать, что они именно цветы. И такие удобные цветы, что достаточно их один раз приобрести, и на весь гарантийный срок мы обеспечены иллюзией красоты. И доходит, как это часто бывает, до абсурда, когда за обилием такого рода украшений не видно самого образа. Нет, не то чтобы его совсем не было видно, а его не видишь в силу того, что глаз невольно отвлекается на так называемые цветы и сама икона как бы теряется в них.
Икона — это неотъемлемая часть православного литургического служения. Ее размещение сообразуется с издавна принятыми в Православной Церкви правилами. В первом томе «Настольной книги священнослужителя» особо указывается на этот момент и говорится, что следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни. «Они предосудительны в церковном обиходе — не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь», — говорил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский).
«Живые цветы можно ставить или класть у икон, но в умеренном количестве», — добавляет «Настольная книга священнослужителя».
Случай на приходе
Вспоминается давняя уже история с места, где мне довелось нести послушание. Назначение мое в это село случилось после Пасхи. Когда я впервые вошел в храм, то был неприятно удивлен изобилием «цветочных» гирлянд почти на всех иконах храма. На мое замечание никто не обратил внимания, более того, люди с восторгом рассказывали, как много усилий и денежных средств было потрачено на то, чтобы украсить храм к Светлому Христову Воскресению. Приняв это к сведению, я не стал сходу «наводить порядок». Пусть, думаю, попривыкнут к новому батюшке, а там видно будет.
Но не так все было просто. Несколько раз прибегал я к уговорам и объяснениям, тыкая пальцем в книгу перед лицом самых несговорчивых. Даже к правящему архиерею, владыке Николаю (Кутепову) поехал за советом — что делать? Не слушают: «Нашелся умник. Десять батюшек до тебя служили — всем нравилось…»
Ответ архиерея был жестким: «А для чего тебя туда поставили? Я, что ли, настоятель или ты? Если я, то я и разберусь, а если ты — ты и разбирайся. Молись и проси Господа о помощи». Приехал я домой, открыл «Настольную книгу священнослужителя» и стал читать. И тут как пронзило: «Сердце пастыря, когда он молится, …должно быть отдано молитве горячо и искренне доброжелательствовать тем, о ком возносится молитва. И чем большему числу людей испрашивает он благ у Господа, и чем выше эти блага, тем сильнее противодействует ему враг спасения. Бороться с искушениями пастырь должен терпеливым пребыванием в молитве, побеждая силою Божией бесплотного врага».
«Видно стало» все 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского. В момент, когда священнослужитель причащается в алтаре, стало слышно, как в храме начался переполох. Пришлось приложить усилие, чтобы спокойно совершить и закончить причащение и только потом выйти из алтаря для выяснения причины шума. А случилось вот что.
Лето, свечи от высокой температуры мягкие. По недогляду одной из стоящих за подсвечниками бабушки свеча у иконы святителя Николая Мирликийского согнулась. Пламя коснулось гирлянды из искусственных цветов, и все в одно мгновение вспыхнуло. Как гасили, я не видел, но слышал — быстро, без криков — только «охи». Скинули, затоптали, залили водой. Выйдя из алтаря, я не успел открыть рот, как бабушки в один голос: «Все, батюшка, убираем!»
К вечеру, когда все «украшения» были удалены, мы стояли у Казанской иконы Божией Матери. Закатное солнце через открытую входную дверь своими лучами проникало в полумрак храма и высвечивало престольный образ. «Икона-то как играет, словно радуется», — вздохнула одна из женщин. «А то!» — поддержала другая. А я подумал, вернее, вспомнил, что где-то читал: мертвое Живому не приносится.
Протоиерей Сергий Муратов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Церковные атрибуты
В каждом храме находится множество церковных атрибутов, которые или служат необходимым предметом церковного интерьера, или применяются во время богослужений. Но некоторая храмовая утварь украшается во время праздников.
Украшение храма на Пасху предусматривает добавление цветочных композиций на следующие атрибуты:
Также церковный зал можно украсить различными подвесными элементами в виде пасхальных яиц, цветочных гирлянд на стенах и других композиций.
Существуют различные мастер-классы по оформлению храмовой утвари в церкви, одни из них более простые, другие более сложные, но мы рассмотрим урок: как изготовить крупное пасхальное яйцо – символ Великого праздника.
Как сплести венок для иконы. Храмовая флористика
Цветы берем те, которые смогут долго продержаться без воды. Накануне, за сутки, ставим растительный материал в воду и даем хорошо напитаться.
1. Я выбрала следующие растения: гипсофилу, кустовую хризантему, гвоздики, рускус (зеленые листики), гиперикум (зеленые ягодки).
Каркас для венка был сплетен местным, «церковным мастером на все руки».
2. Оборачиваем зеленой лентой нашу основу. Если вдруг будет проглядывать каркас из под цветов, то его будет не заметно. Так же для придания плотности и прочности обматываем основу флористической проволокой. Концы ленты закрепляем скотчем.
3. Хризантемы разбираем на цветочки, полураскрывшиеся бутоны и совсем закрытые бутоны. Веточки рускуса разрезаем на несколько частей, так, что бы верхняя часть заканчивалась не голым стеблем, а листочком. Гиперикум так же разбираем на веточки.
4. Начинаем собирать симметричные букетики. Что бы цветы не распадались, туго обматываем их зеленой ниткой. Подравниваем концы до одного уровня.
Таких букетико нужно накрутить много :).
5. Что бы цветы не подвяли, готовые букетики помещаем в воду. Проще всего использовать для этого тазик :).
6. Букетики готовы. Приступаем к сборке праздничного венка.
7. Начинаем плести сверху от центра, размещая два букетика лицом к лицу.
8. Букетики крепим внахлест. Каждый закрепляем нитками и скотчем.
9. Цветы крепим плотно друг к другу, что бы не было пропусков.
Для меня задача еще состояла в том, что бы венок получился гибким и легким. Ведь икона украшалась только к середине службы. Это нужно было сделать легко и быстро, с возможностью немного подправить украшение по контуру иконы.
Цветы без воды простояли ровно неделю. Да, они немного подвяли, но этого было практически не заметно.