украшение плащаницы живыми цветами на пасху
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково
Официальный приходской сайт
Рубрики
Архивы
Флористическое украшение храма
2020
2019
2018
2017
2016
2013-2015
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Икона дня
Православный календарь
Прп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206).
Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303).
Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова (1937); сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); прмц. Пелагии Тестовой (1944).
Флп., 243 зач., II, 24–30.Лк., 47 зач., IX, 44–50,и за четверг (под зачало):Флп., 244 зач., III, 1–8.Лк., 48 зач., IX, 49–56.Прп.:2_Кор., 188 зач., IX, 6–11.Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Войдите в ОК
Цветы в православном храме не только уместны, но и желательны. Их красота напоминает человеку о совершенстве небесном, о райском саде. Цветочное оформление помогает создать ощущение праздника, подчеркнуть значимость отмечаемого Церковью события.
Традиция украшения цветами православных храмов на Руси насчитывает по меньшей мере несколько столетий. Однако формы и приемы цветочного оформления с развитием искусства флористики в последнее десятилетие претерпели значительные изменения.
В наши дни для цветочного оформления применяются современные материалы, позволяющие создавать особенно красивые элементы, идеально гармонирующие со строгим и величественным убранством православного храма. Православная архитектура и декор складывались на протяжении многих веков, и та гармония, которую мы видим, заходя в храм, результат продуманного, сбалансированного решения всех элементов. Цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, ни в коем случае не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий духовный смысл богослужения.
Православные традиции украшения храма цветами
Существуют определенные традиции цветочного оформления храмов, тесно связанные с православной символикой. Украшение храма приурочивается к традиционным православным праздникам или другим значимым событиям. Цветами обычно оформляют царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, плащаницу, выносной крест и выносную свечу. В алтаре обрамляют гирляндой архиерейское кресло и орлец. Иногда цветочные композиции размещают у горнего места или возле престола, но так, чтобы они не мешали церемонии богослужения. К праздничному украшению алтаря в православной церкви относятся строго. В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что «алтарь — главная святыня каждого христианского Храма и в различные моменты богослужения знаменует Рай небесный с Древом Жизни, чертог Небесного Царя, Гроб Господень, Сионскую горницу, Скинию завета». Согласно православному канону, женщина не имеет права заходить в алтарь, поэтому его должны оформлять мужчины-флористы. Женщины же могут заниматься украшением этого святейшего места только в особых случаях и со специального благословения священника.
Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства.
Цветы и зелень призваны подчеркнуть духовный смысл отмечаемого праздника. Что касается выбора растений, то в храме уместны любые цветы, отвечающие благоговению верующих и подчеркивающие красоту икон и других элементов убранства. И здесь тоже решающее значение имеет православная символика. Предпочтение оказывается тем растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаменте, изразцах храма. Экзотические цветы, такие как антуриумы, геликонии, стрелитции, протеи, не используются в русском православном храме, поскольку при всей своей красоте они не соответствуют стилю его архитектуры и внутреннего убранства. К вопросу об использовании даже самых прекрасных и дорогих искусственных цветов священнослужители всегда относились с осторожностью, поскольку сама идея искусственных растений не вполне соответствует духу православной церкви. Нежелательно украшать храмы большим количеством цветов с сильным запахом, который перебивает традиционный аромат кадильниц и может вызвать аллергическую реакцию у прихожан.
Ваши мастер-классы
С удовольствием представляем вашему вниманию работу профессионального мастера флориста Анны Свиридовой г. Челябинск.
Анна любезно предоставила нам процесс создания этой чудесной композиции:
2. Мне нужно для объёмных частей моего изделия с трёх сторон привязать мокрый оазис-пиафлор для живых цветов.
Как замачивать флористическую губку можно посмотреть здесь.
Поэтому я решила произвольно вдоль этих сторон сплести подобие сетки для того, чтоб куски оазиса не провисали и не крутились при транспортировке.
3. Итак, берем кирпичи оазиса для живых цветов и разрезаем вдоль. Получаем четыре длинных кусочка из одного кирпича.
У меня ушло около двух кусков. Для того, чтобы кусочки были ещё более жёстко соединены между собой, внутрь их мы вставляем бамбуковые палочки.
«Паровозикам» из оазиса нужно снизу сделать чехольчики/стаканчики из целлофана или полиэтилена.
Во-первых, чтобы сочащаяся из губки вода не мочила Плащаницу, во-вторых, оазис крошится и может пачкать саму ткань.
4. Теперь наши «паровозики» мы раскладываем с трёх сторон и аккуратно закрепляем прочной лентой. Чтобы в месте связки лентой оазис не продавливался, под ленту на ребро оазиса мы кладём, например, зубочистку.
Обратите внимание, что на каждом углу стального каркаса я прикрутила и оставила свободными флористические друты ( проволочки). Это для того, чтобы наш флористический объект можно было скрепить с тканью плащаницы.
5. Теперь начинается сама флористика!
Начинаем мы всегда с зелени. Тут использована зелень туи. А могли бы быть: папоротник, пистация, эвкалипт или рускус.
Начиная с нижних частей оазиса мы втыкаем кусочки зелени горизонтально поверхности стола. Чем выше относительно стола мы втыкаем зелень, тем выше должен быть угол «втыка».
Таким образом мы закрываем основание нашей композиции, задаём форму и объём.
Лишние листья на веточке должны быть удалены примерно на три сантиметра.
Если отверстие от ножки будет широкое, нет гарантии, что цветок будет контактировать с губкой, а не попадёт в пустоту. Тогда он будет лишён питания и быстро завянет. А может просто выпасть по дороге, что тоже нехорошо.
6. Закроем нижнюю сторону нашего каркаса. Для этого возьмём и свяжем между собой вместе небольшие пучки гипсофилы и туи.
Затем накладывая друг на друга приматываем их туго к каркасу.
Чтобы кусочки лишённые питания меньше тратили влагу, срез лучше окунуть в горячий воск.
7. А теперь самая приятная сторона флористики!
Стараемся распределить их равномерно. Нужно избегать слишком «шашечного», слишком предсказуемого расположения цветов.
Следующим этапом будет добавление цветочков кустовой хризантемы. Затем пучков гипсофилы.
8. Теперь ещё раз нужно осмотреть со всех сторон наше творение на предмет качественного закрытия основы, поиска и устранения других недочётов.
Эту Плащаницу мы делали для строящегося храма Иоанна Воина. Христос Воскресе!
Украшение плащаницы живыми цветами на пасху
Школа рукоделия запись закреплена
Школа храмовой флористики «ХрамФлора»
Основы Храмовой флористики
Сейчас Храмовая флористика очень развивается, появляются различные школы, курсы, но, к сожалению, не у всех есть возможность обучаться.
В данное статье, хотелось бы поделиться своими знаниями и рассказать об основных нюансах Храмовой флористики.
1. Благословение настоятеля храма, который украшаете или принимаете участие на оформление цветами.
То есть любое оформление, как и любое дело начинается с молитвы и благословения.
2. Для украшения церкви используются только живые цветы, иногда — засушенные, но не искусственные. Для подпитки растений служат специальные губки — «оазисы».
Это в католических храмах принято пышное флористическое оформление,
В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства. У нас цветы в храме это дополнение к празднику.
6. В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю.
В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы.
7. Очень ВАЖНОЕ значение имеют при оформлении Православных праздников Цветовые нюансы:
При оформлении православного храма к Праздникам цветами особое внимание уделяем их цветовой гамме, так как облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
8. Каждый праздник имеет свои особенности декора.
На Рождество русский храм убирается обычно ветками или даже целыми деревцами ели.
На Крестопоклонной неделе украшается цветами Крест Господень. А после нее в храме, среди других, ставят красные и лиловые цветы ( в том числе гортензию в горшках или корзинках), что готовит верующих к приближению Страстной седмицы.
В Страстную пятницу тщательно украшают плащаницу. Композиции около нее делают в корзинах, вазах, на подсвечниках. Плащаница сначала стоит в храме, чтобы верующие могли подойти и поклониться, а затем ее обносят вокруг храма. Если ее обвивают гирляндой, то работа должна быть выполнена очень чисто и надежно. Выбирают стойкие белые цветы, например, головки гвоздик, мелких хризантем с небольшим количеством зелени.
На Пасху церковь убирают особенно красочно. Здесь уместно радостное, но гармоничное многоцветие. Сейчас во многих храмах из горящих лампочек выкладывают слова «Христос Воскресе!», но это же делается и с помощью цветов.
9. Основные объекты при оформлении храма цветами:
В православных храмах цветами в первую очередь украшают аналойную икону, а также особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, паникадило и хорос (церковные светильники), иногда — орлец (круглый коврик для архиерея).
На сегодняшний день школы и курсы храмовой флористики действуют во многих городах России. В Москве такие курсы существуют при храме в честь св. ап. Иакова Зеведеева в Казенной слободе, храме в честь Илии пророка в Обыденном переулке, храме в честь святых благоверных князей Петра и Февронии в Марьино и нескольких других.
Однако ведущим учебным заведением в этой области считается Школа церковной флористики при храме в честь свт. Николая в Измайлово (подворье Данилова монастыря). Она действует с января 2010 года.
В завершение статьи хочу предложить Вашему вниманию пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино и пригласит Вас в нашу группу ВКОНТАКТЕ. Здесь Вы найдете массу полезной информации по храмовой флористике: примеры оформления икон к разным праздникам, статьи, фото, видео, вопросы на Ваши ответы) Здесь Вы так же можете поделится своими фото.
Ссылка на группу https://vk.com/public100628146
Всех кто желает получить знания как практические, так и теоретические, приглашаем к нам на Курсы Храмовой флористике при храме свт.бл.кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино.
Пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино
1. Берем фанеру. Размер фанеры на 7-10 см больше иконы с каждой украшаемой стороны. По периметру фанеры делаем отверстия для крепления флористической губки.
2. Оборачиваем фанеру тканью (фетр для цветов)
3. Через отверстия продеваем проволоку
4. Замачиваем оазис, плотно оборачиваем его пленкой и крепим проволокой к фанере
5. Устанавливаем зелень таким образом, чтобы скрыть техническую конструкцию. Затем устанавливаем крупные цветы.
6. Далее более мелкие цветы
7. Завершаем композицию, устанавливая самые мелкие цветы.
Как правильно замочить оазис.
Для этого в достаточно большую посуду наливаем воду (прохладную или комнатной температуры). Отрезаем кусок «оазиса» необходимого размера. Сухой оазис осторожно кладём на поверхность воды и дожидаемся его полного погружения в воду.
Ни в коем случае не нажимайте на оазис. Он должен сам самостоятельно погрузиться в воду. Затем оборачиваем оазис полиэтиленовой плёнкой
икона размером 70 на 70
— цветы: роза 3 пачки (всего 30 шт)
— хризантемы 4 пачки желтая и белая( мелкая) всего 20 шт
-зелень (салал 2 пачки)
-пиафлор 2.5 кирпича. Нарезали на четверти.
Флористика Рождество Моделирование конструирование Православная флористика Материал природный
Эта работа сделана к дню Преображения Господня, 19 августа. Белые хризантемы, белые и розовые гвоздики, красные розы, гипсофила и листья арабиса (они почти белые).
Белые ленты, как продолжение цветочного оформления.
Процесс изготовления композиции. Хризантемы, гипсофила, туя.
Это композиция к празднику Благовещения.
Получается вот так.
Белые розы не очень стойкие, зато очень красивые! Если их аккуратно вынуть через пару дней, обновить срезы и снова поставить (на другое место), то простоят подольше.
На верхушку композиции можно поместить несколько пальмочек и листья рогоза.
Композиция к Пасхе. Лилии, гипсофила, туя. Но смотреть её нужно в сочетании с остальным украшением храма.
Украшение перил солеи на фоне открытых Царских врат. Гирлянда на пиафлоре из белых роз и лилий.
Праздник Святых Апостолов Петра и Павла.
Украшение иконы Святой Троицы. Мой самый долгожданный праздник. Листья вишни, лилии, хризантемы, гипсофила, болотная осока.
Общий вид храма на праздник Троицы. Центральная дорожка устлана травой, на перилах солеи гирлянды из цветов, зеленые ленты. Гирляда и наверху Царских Врат.