ум 5 в соль мажоре с разрешением
Как строить характерные интервалы в любой тональности?
Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.
Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.
Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).
Как строить характерные интервалы?
Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.
Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.
Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре
Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре
Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.
Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):
Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!
Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).
Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.
Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!
Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре
Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре
Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?
Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.
При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.
Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.
Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре
Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре
Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.
Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!
Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора
Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:
В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.
В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.
Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:
Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:
ИНТЕРВАЛЫ | МАЖОР | МИНОР |
ув.2 | VI пониженная | VI |
ум.7 | VII | VII повышенная |
ув.5 | VI пониженная | III |
ум.4 | III | VII повышенная |
Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:
Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:
Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).
Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:
Ох, уж эти тритоны сольфеджио!
Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.
Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.
Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.
Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.
В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).
В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.
Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.
Как разрешаются тритоны?
Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.
Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.
Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.
Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).
Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.
Характерные интервалы
Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.
К характерным интервалам относятся:
Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.
В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.
Построение характерных интервалов
Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).
Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.
Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.
Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:
Разрешение характерных интервалов
Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.
Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:
Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.
Ум 5 в соль мажоре с разрешением
Таблица всех хроматических интервалов: 1) во всех тональностях; 2) от любого звука в мажоре и в миноре. До шести знаков при ключе.
Таблица отвечает на запросы:
какие бывают хроматические интервалы
хроматический интервал от ноты
хроматический интервал в тональности
хроматический интервал в мажоре
хроматический интервал в миноре
Определение
Характерные интервалы к хроматическим интервалам в официальном курсе сольфеджио не относятся. Это подгруппа диатонических интервалов.
Хроматические интервалы создают повышенные напряжения, требующие обязательного разрешения. Этот вид интервалов не может быть построен в натуральном ладу.
Хроматический интервал – это увеличенный или уменьшенный интервал.
Повышенная степень неустойчивости вызвана не внутренним строением хроматического интервала, а особым их расположением по отношению к ладу (тоническому трезвучию), при котором интервал и звучит особо напряженно в большей степени из-за участия в нем альтерированной (хроматической) ступени.
Сам по себе без ладовой централизации на слух он звучит как обычный диатонический интервал (за исключением ув.4 и ум.5). Например: уменьшенная кварта Ми-Ляb, просто была бы записана как Ми-Соль#, если бы звучала сама по себе вне До мажорного лада. Несложно догадаться, что за исключением ув.4 и ум.5 все хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим интервалам.
Общее правило для поиска хроматических интервалов
Поиск хроматического интервала ведётся с соблюдением двух условий:
1) это должен быть увеличенный или уменьшенный интервал с обязательным участием альтерированной ступени, разрешаемый в два из трёх звуков тонического трезвучия
2) это не должен быть интервал, образованный в гармоническом ладу (характерный интервал или тритон гармонического лада).
Т.е. без знания материалов по характерным интервалам логический поиск хроматических интервалов не всегда может увенчаться успехом.
Итог: в хроматическом интервале должен присутствовать встречный знак, разрешение в звуки тонического трезвучия, и он не должен укладываться в гармонический лад*.
————————
*Гармонический лад на момент написания статьи входит в группу диатонических ладов. Отсюда все сложности.
Приложение для телефонов (планшетов)
операционная система ANDROID
|
|
Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по хроматическим интервалам в курсе сольфеджио. Дает все исчерпывающие ответы по хроматическим интервалам с разрешением в тональности и от любой ноты мажоров и миноров. Работает вне OnLine. Для ознакомления с принципом работы приложения запустите ниже размещенный видео ролик.
Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
для активации требуется регистрация
Логика разрешения хроматических интервалов
Прежде чем начинать чего-либо читать и учить далее, вдумчиво прочтите эти главные три строчки:
Какими бы сложными не казались все хроматические интервалы, когда речь заходит об их разрешении, надо понимать:
а) что разрешаются они в какие-нибудь два из трех звуков тонического трезвучия,
б) увеличенные интервалы разрешаются расширением,
в) уменьшенные интервалы разрешаются сужением.
От этого правила и нужно исходить, чтобы запомнить, какие интервалы во что разрешаются, и сколько их вообще возможно построить.
Объясним логику на примере увеличенной секунды.
1.
г) Хроматическая секунда – энгармонически это малая терция.
В нашем случае для ув.2 – это может быть только терция больше чем малая (наша ув.2): т.е. большая терция (б.3) из звуков тонического трезвучия; правила а) и г). Большая терция в мажоре – это I и III ступени.
Значит, здесь для мажора всего 2 варианта разрешения:
Для минора большая терция (интервала разрешения) – это III и V ступени:
значит, для минора тоже всего два варианта разрешения:
Значит интервал ув.2 должен лежать внутри кварты. Кварта и в мажоре и в миноре одинаковая (лад определяет терция). Поэтому, для мажора и минора будет один вариант разрешения. Но в примере его отобразим с разными соответствующими ключевыми знаками:
Предупреждение: во втором случае ув.2 разрешается – в ч.4 одноименных мажора и минора, однако, всвязи с тем, что и в мажоре и в миноре в данном интервале присутствует гармоническая ступень, его следует считать характерным интервалом (не запутайтесь, об этом было указано в самом начале).
*Третьего края у интервала нет, поэтому здесь все.
Далее просто даем примеры всех разрешений хроматических интервалов уже без пояснения логики, которая будет аналогичной.
Разрешение хроматических интервалов
Увеличенная секунда (ув.2) с разрешением
Характерный интервал (это не хроматический интервал!) — даем для наглядности
Характерный интервал увеличенная секунда строится на VI ступени гармонического мажора и минора и разрешается в чистую кварту на V ступени.
Хроматический интервал увеличенная секунда строится:
в мажоре:
на I (вверху II повышенная) и на II пониженной ступенях и разрешается в обоих случаях в большую терцию на I ступени движением одного из голосов (хроматического голоса) на полтона.
в миноре:
на III (вверху IV повышенная) и на IV пониженной ступенях и разрешается в обоих случаях большую терцию на III ступени движением одного из голосов (хроматического голоса) на полтона.
Уменьшенная терция (ум.3) с разрешением
уменьшенная терция энгармонически равна большой секунде (ум.3 = 1 т.)
разрешается в чистую приму.
Три варианта разрешения для мажора :
Три варианта разрешения для минора :
Увеличенная терция (ув.3) с разрешением
Уменьшенная кварта (ум.4) с разрешением
Уменьшенная кварта — энгармонически равна большой терции (2 тона), обозначается ум.4.
Уменьшенная кварта строится:
В мажоре: строится на II повышенной (с участием V ступени). Интервал на III (с участием VI гармонической) ступенях хроматическим не является, т.к. это характерный интервал!
В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую терцию на III ступени.
В миноре: строится на I (с участием IV пониженной ступени). Интервал на VII гармонической ступени (с участием III ступени) хроматическим не является, т.к. это характерный интервал!
В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую терцию на I ступени.
*Существуют также еще две пары уменьшённых кварт — на VI (с участием II пониженной) и IV повышенной (с участием VII мелодической в мажоре), на VI мелодической (с участием II пониженной) и IV повышенной (с участием VII натуральной) в миноре, однако, они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.
Чтобы не напрягать память и не вносить путаницы, нотную схему не приводим.
Увеличенная кварта (ув.4) с разрешением
Ув.4 называют еще «тритоном». Это самый напряженный диатонический интервал. Он может быть диатоническим, характерным и хроматическим интервалом.
Диатоническая ув.4 строится на IV ступени мажора и VI ступени минора и разрешается расходящимся движением голосов в мажоре и миноре в малую сексту
Хроматическая ув.4 строится на:
В мажоре:
на I ступени (с участием IV повышенной)
на II пониженной ступени
на VI натуральной ступени (с участием II повышенной)
на VI гармонической ступени хроматическим не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада)
Первые две кварты разрешаются в чистую квинту на I ступени (одну и ту же), последние две — в же большую сексту на V ступени (одну и ту же).
В миноре:
на I ступени (с участием IV повышенной) — разрешается в чистую квинту на I ступени
на II пониженной ступени (с участием V ступени) — разрешается в чистую квинту на I ступени
на IV пониженной ступени (с участием VII натуральной ступени) — разрешается в большую сексту на III ступени
на IV ступени (с участием II ступени) хроматическим не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада) — разрешается в большую сексту на III ступени
*Ещё две увеличенных кварты — на VII мелодической ступени в мажоре и на III (с участием VI мелодической) в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.
Дважды увеличенная кварта (дв.ув.4) с разрешением
Дважды увеличенная кварта — интервал в четыре ступени (три с половиной тона). Энгармонически равна чистой квинте, обозначается дв.ув.4
Существует только по одной дважды увеличенной кварте.
В мажоре: на VI гармонической ступени (с участием II повышенной)
В миноре: на IV пониженной (с участием VII гармонической)
В обоих случаях расходящимся движением голосов дважды увеличенная кварта разрешается в большую сексту: в мажоре на V ступени, в миноре — на III.
Дважды уменьшенная квинта (дв.ум.5) с разрешением
Дважды уменьшенная квинта – интервал в пять ступеней (два с половиной тона). Энгармонически равна чистой кварте, обозначается дв.ум.5
В ладу существует только по одной дважды уменьшенной квинте.
В мажоре: на II повышенной (с участием VI гармонической ступени)
В миноре: на VII гармонической (с участием IV пониженной)
В обоих случаях сходящимся движением голосов дважды уменьшенная квинта разрешается в малую терцию: в мажоре на III ступени, в миноре — на I.
Уменьшенная квинта (ум.5) с разрешением
Диатоническая уменьшенная квинта (хроматическим интервалом не является!)
Для начала приведем в качестве исключения диатонический вариант ум.5
В мажоре: ум.5 строится на VII с участием IV ступени и разрешается в м.3 на I ступени.
В миноре: ум.5 строится на II с участием VI ступени — разрешается в большую терцию на III ступени
Хроматическая уменьшенная квинта
Хроматическая ум.5 строится на:
В мажоре:
на IV повышенной (с участием I ступени)
на V (с участием II пониженной ступени)
на II (с участием VI гармонической ступени) – хроматическим интервалом не является (характерным тоже не является, это тритон гармонического лада)
на II повышенной (с участием VI натуральной ступени)
Первые две уменьшенных квинты разрешаются в чистую кварту на V ступени, последние две — в малую терцию на III ступени
Ещё две уменьшенных квинты — строятся на III с участием VII мелодической ступени в мажоре и на VI мелодической (с участием III ступени) в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.
Примеры не приводим с целью не перегружать память учащихся.
Увеличенная квинта (ув.5) с разрешением
Увеличенная квинта – энгармонически равна малой сексте (4 тона), обозначается ув.5.
В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую сексту на V ступени.
В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую сексту на III ступени.
*Существуют также еще две пары увеличенных квинт:
в мажоре: на II пониженной ступени (с участием VI) и на VII мелодической (с участием IV повышенной).
в миноре: на II пониженной (с участием VI мелодической) и VII натуральной (с участием IV повышенной)
однако они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.
Уменьшенная секста (ум.6) с разрешением
Уменьшенная секста – хроматический интервал в три с половиной тона, энгармонически равна чистой квинте, разрешается в чистую кварту.
И в мажоре и в миноре строится:
на IV повышенной ступени (и там и там вверху II пониженная), разрешается в чистую кварту на V ступени.
Увеличенная секста (ув.6) с разрешением
Увеличенная секста – хроматический интервал в пять тонов, энгармонически равный малой септиме (м.7), во всех случаях разрешается в чистую октаву (ч.8).
на II пониженной ступени, разрешаясь в октаву I ступени,
на IV ступени (вверху II повышенная), разрешаясь в октаву III ступени,
на VI низкой ступени (гармонический мажор, вверху IV повышенная), разрешаясь в октаву V ступени.
на II пониженной ступени (вверху VII гармонического минора), разрешаясь в октаву I ступени,
на IV пониженной ступени, разрешаясь в октаву III ступени,
на VI ступени (вверху IV повышенная), разрешаясь в октаву V ступени.
Уменьшённая септима (ум.7) с разрешением
Характерный интервал ум.7 (хроматическим не является!)
Построенная на VII ступени гармонического мажора и минора, ум.7 является характерным интервалом и разрешается в чистую квинту I ступени (тоническую).
Хроматическая ум.7 строится:
в мажоре:
на II повышенной (вверху тоника),
на III (вверху II пониженная) ступенях.
В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую сексту от III ступени.
в миноре:
на IV повышенной,
на V (вверху IV пониженная) ступенях.
В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую сексту от V ступени.
Не во всех базовых курсах по сольфеджио
*Есть еще два простых хроматических интервала, это:
1. дважды увеличенная прима
дв.ув.1 разрешается в б.3 и строится на II пониженной и повышенной ступенях в мажоре и на IV пониженной и повышенной ступенях в миноре.
2. дважды уменьшенная октава
дв.ум.8 разрешается в м.6 и строится на II повышенной и пониженной ступенях в мажоре и на IV повышенной и пониженной ступенях в миноре.