ум 5 в соль миноре с разрешением

Характерные интервалы

ум 5 в соль миноре с разрешением

Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.

К характерным интервалам относятся:

Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.

В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.

Построение характерных интервалов

Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).

ум 5 в соль миноре с разрешением

Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.

Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.

Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:

ум 5 в соль миноре с разрешением

Разрешение характерных интервалов

Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.

Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:

Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.

Источник

Как строить характерные интервалы в любой тональности

Сегодня будет большая тема, посвящённая интервалам в ладу. Будем рассматривать интервалы, у которых оба звука являются ступенями гаммы. Такие интервалы делятся на устойчивые и неустойчивые. К устойчивым относятся те, оба звука которых входят в тоническое трезвучие лада, к неустойчивым все остальные. Вот примеры устойчивых и неустойчивых интервалов в мажоре и миноре:

ум 5 в соль миноре с разрешением
ум 5 в соль миноре с разрешением

Особое место среди интервалов занимают увеличенные и уменьшённые интервалы, называемые характерными. В натуральном мажоре это увеличенная кварта на IV ступени и уменьшённая квинта на VII ступени. Увеличенные интервалы всегда стремятся расшириться, а уменьшённые — сузиться. Поэтому они разрешаются так:

ум 5 в соль миноре с разрешением

В миноре увеличенная кварта получится на VI ступени, а уменьшённая квинта — на II. Разрешаются они аналогично:

ум 5 в соль миноре с разрешением

В гармонических видах альтерируется одна ступень и характерных интервалов становится больше. В гармоническом мажоре понижается VI ступень.

От неё можно построить увеличенные интервалы: секунду, кварту и квинту. Их обращения будут уменьшёнными интервалами: септимой, квинтой и квартой.

При этом уменьшённая септима строится на VII ступени, квинта на II ступени и кварта на III ступени. А разрешаются они так:

ум 5 в соль миноре с разрешением
ум 5 в соль миноре с разрешением

В гармоническом миноре повышается VII ступень, от неё строятся уменьшённые интервалы: септима, квинта и кварта. При обращении увеличенная секунда строится на VI ступени, увеличенная кварта — на IV ступени и увеличенная квинта — на III ступени. Вот так они разрешаются:

Эти интервалы энгармонически равны другим, например, увеличенная секунда — это малая терция, а уменьшённая септима — это большая секста. Вне лада они не требуют разрешения. Но в ладу они звучат неустойчиво. По тому, как они разрешаются, можно определить тональность. Посмотрим такой пример, есть уменьшённая септима фа диез – ми бемоль, которая разрешается в интервал соль – ре.

В ладу такая септима строится на VII ступени и разрешается в тоническую квинту. Поэтому это может быть тональность соль мажор или соль минор.

Ещё пример, уменьшённая кварта до диез – фа. Если она разрешается в интервал ре-фа, то есть до диез был неустойчивой VII ступенью, то получается тональность ре минор. А если неустойчивая ступень — фа, то разрешение интервала до диез – ми. Фа бекар становится пониженной VI ступенью ля мажора.

Задания

Обратите внимание на то, как по-разному разрешается уменьшённая квинта из последнего примера. Первые два варианта — для натуральных видов минора и мажора. Затем воспринимаем ми бемоль как шестую пониженную ступень в мажоре, либо ля бекар как повышенную седьмую ступень в миноре.

Мбу до «устьянская детская школа искусств» — характерные интервалы

Как строить характерные интервалы в любой тональности?

ум 5 в соль миноре с разрешениемСегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д.

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями.

Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая. Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто.

Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая).

В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером. Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен.

В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

ум 5 в соль миноре с разрешениемЕсть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой! Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).ум 5 в соль миноре с разрешением
Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили. Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервразрешение характерных интерваловалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый.

А в паре интервалов ув5- ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.

А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Разговор об этих интересных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно.

Тональность ре минор три вида. Как строить характерные интервалы в любой тональности? Как пользоваться кварто-квинтовым кругом

Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым:-).

Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.

Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.

Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне
: в миноре он понижен, образуя с тоникой (м.З).

Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?

Итак, какие же это разные виды, спросите вы?

Существует три вида минора:

Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.

Натуральный минор
– Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Гармонический минор
отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире — он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда – ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.

В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Полтора тона – Полутон

Другая разновидность минора — мелодический минор
, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.

И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Тон – Полутон.

Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.

Параллельные тональности

И здесь всплывает понятие параллельных тональностей
.

Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.

Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.

Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.

Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.

Перед вами список параллельных тональностей
с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.

Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.

Напомню технику игры гамм:

На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.

Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.

А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.

Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.

И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях

ум 5 в соль миноре с разрешением ум 5 в соль миноре с разрешениемум 5 в соль миноре с разрешением

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Первый путь
исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки»
. Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

ум 5 в соль миноре с разрешением

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
ум 5 в соль миноре с разрешением

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь
– тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

ум 5 в соль миноре с разрешениемЕсть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

ум 5 в соль миноре с разрешением

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре
ум 5 в соль миноре с разрешением

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

ум 5 в соль миноре с разрешением

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв

ум 5 в соль миноре с разрешениемалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый.

А в паре интервалов ув 5 – ум 4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.

А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами.

Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув 4 с ум 5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно.

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Презентация по сольфеджио «Характерные интервалы» (6 год обучения)

Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по сольфеджио «Характерные интервалы» (6 год обучения)

ум 5 в соль миноре с разрешением

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд ум 5 в соль миноре с разрешениемОписание слайда:

ТРИТОНЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ Презентация по предмету «СОЛЬФЕДЖИО» (для обучающихся шестого года обучения) Презентацию подготовила преподаватель теоретических дисциплин МБОУДО ДШИ с. Восток Гольдштейн Анна Анатольевна

2 слайд ум 5 в соль миноре с разрешениемОписание слайда:

Трито́н (лат. tritonus — состоящий из трёх тонов) — это интервал величиной в три целых тона. К ним относятся: увеличенная кварта и уменьшённая квинта. Увеличенная кварта — интервал шириной в четыре ступени, встречающийся в основном (диатоническом) звукоряде в виде исключения, так как все остальные шесть кварт этого звукоряда являются чистыми и имеют два с половиной тона.

Среди хроматических интервалов увеличенная кварта также составляет исключение, так как энгармонически равна уменьшённой квинте, тогда как все другие хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим. Уменьшённая квинта — интервал шириной в пять ступеней, являющийся обращением увеличенной кварты, для которого также справедливо всё вышесказанное.

3 слайд ум 5 в соль миноре с разрешениемОписание слайда:

Где строятся тритоны Интервалы В мажоре В миноре Название Сокращ. натур. гарм. натур. гарм. Увеличенная кварта ув.4 IV IV,VI VI IV,VI Уменьшённая квинта ум.5 VII II,VII II II,VII

4 слайд ум 5 в соль миноре с разрешениемОписание слайда:

Как разрешаются тритоны Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув.4 всегда разрешается в сексту, а ум.

5– в терцию. Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

5 слайд ум 5 в соль миноре с разрешениемОписание слайда:

Характерные интервалы — это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются. Что такое характерные интервалы

6 слайд ум 5 в соль миноре с разрешениемОписание слайда:

К характерным интервалам относятся увеличенная секунда, уменьшённая септима, уменьшённая кварта и увеличенная квинта. Они составляют две пары взаимообратимых интервалов. Первая пара характерных интервалов Первую пару характерных интервалов составляют увеличенная секунда (ув.

2) и уменьшённая септима (ум. 7). Эта пара является общей для мажорного и для минорного лада. Вторая пара Эту пару образуют уменьшённая кварта (ум.4) и увеличенная квинта (ув. 5). В мажоре и миноре эти интервалы строятся от разных ступеней.

Какие интервалы являются характерными

7 слайд ум 5 в соль миноре с разрешениемОписание слайда:

Где строятся характерные интервалы Интервалы Гарм. мажор Гарм. минор Увеличеннаясекунда ув.2 VI VI Уменьшённаясептима ум.7 VII VII Уменьшённая кварта ум.4 III VII Увеличенная квинта ув.5 VI III

8 слайд ум 5 в соль миноре с разрешениемОписание слайда:

Все характерные интервалы являются неустойчивыми созвучиями и требуют разрешения в устойчивые. При этом неустойчивая гармоническая ступень движется на полтона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I.

) Увеличенный интервал при разрешении увеличивается, уменьшённый — уменьшается. Соответственно: увеличенная секунда разрешается в чистую кварту; уменьшённая септима — в чистую квинту; уменьшенная кварта— в малую терцию; увеличенная квинта — в большую сексту.

Как разрешаются характерные интервалы Тональность Ре мажор Тональность ре минор

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Характерные интервалы

Подробности Категория: Словарь музыкальных терминов

определениеприложениепервая пара характерных интерваловвторая пара характерных интерваловразрешения характерных интерваловметод логического поискатаблица характерных интервалов

Определение

К характерным интервалам относятся интервалы, которые образуются только в гармонических ладах (и при этом не встречаются в натуральных). Если не хотите завалиться на экзаменах, не относите тритон к характерным интервалам (он в натуральных ладах уже был). Поэтому:

Характерные интервалы – это уникальные интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора.

Если точно, это: ув.2 ум.7 и ув.5 ум.4

Гармоническая ступень в сочетании в некоторыми другими ступенями лада дает необычный интервал, это увеличенный или уменьшенный интервал, который и назвали характерным. ум 5 в соль миноре с разрешением

В миноре гармонической будет повышенная VII ступень:

ум 5 в соль миноре с разрешением

Приложение для телефонов (планшетов)

Характерные интервалы Версия:1.1
Бесплатное приложение для телефонов и планшетов по характерным интервалам в курсе сольфеджио. Дает задания, указывает и исправляет ошибки, ставит оценки.

Первая пара характерных интервалов

Общая для 2-х гармонических ладов (мажора и минора) обращаемая пара характерных интервалов

В гармоническом миноре первая обращаемая пара характерных интервалов ув.2 и ее обращение – ум.7 строятся:

ув.2 – на VI ступениум.7 – на VII ступени

Первую пару найти проще:

Натуральная и гармоническая VI – VII ступени в гаммообразном движении создают увеличенную секунду, которая придает звучанию восточный колорит:

Так как верхний тетрахорд гармонических мажора и минора одинаковый (сравните на рисунках), этот интервал ув.2 присутствует и в мажоре, и в миноре. Он строится вверх от VI ступени.

Вторым характерным интервалом будет обратимая септима от этой секунды. Это будет уменьшенная септима (ум.7), и будет строиться она соответственно от VII ступени гармонического мажора и минора:

Очевидную первую пару характерных интервалов найти было просто.

На этом аналогии между мажором и минором заканчиваются, да их на самом деле и не было. Некое подобие аналогии создалась потому, что в ув.

2 участвуют и VI, и VII ступени гармонических ладов, где поочередно натуральная и гармоническая ступень меняются местами при смене мажора на минор. Поэтому характерный интервал ув.

2 строится вверх от VI ступени гармонического мажора и минора. Так запоминать удобней.

Вторая пара характерных интервалов

А вот вторая взаимно обратимая пара характерных интервалов для мажора и для минора будет строиться уже от разных ступеней.

Для мажора — в характерном интервале должна присутствовать VI гармоническая ступень, Для минора – в характерном интервале должна присутствовать VII гармоническая ступень.Разнящаяся для мажора и минора обращаемая пара характерных интервалов

увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)

Как построить характерные интервалы

ум 5 в соль миноре с разрешением

Разрешение интервалов

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы подробнее поговорим про разрешение интервалов в тональности.Вообще интервалы важная и полезная вещь.

На практике мы можем брать не аккорды целиком, а гармонические интервалы (то есть два звука, взятые вместе), переводить одно созвучие в другое так, как нужно для нашей музыки.Это может звучать очень красиво.

Поэтому давайте про разрешение интервалов поговорим подробнее. Но перед тем как перейти непосредственно к теме данной статьи давайте вспомним то что уже знаем.

Вообще интервалы вещь достаточно «магическая» и в ней кроется много чего интересного. Можно ведь разрешать и отдельные интервалы из этого созвучия и это тоже можно назвать переходом из доминанты в тонику.

Однако, в тональности мы можем и просто два звука взятые вместе и содержащие хотя бы одну неустойчивую ступень разрешать в ближайшие устойчивые ступени.На практике это будет звучать хорошо.

Например, возьмём интервал ми+фа в тональности до мажор. Это будет малой секундой. В этом интервале ми — устойчивая ступень, фа — неустойчивая.

Так как одна ступень неустойчивая, то и интервал будет неустойчивым.

рис. 1Далее возьмём ноты ре+до в тональности До минор.

Тут то же самое ре — вторая ступень переводится в до, а верхняя до остаётся на месте.

ум 5 в соль миноре с разрешением

рис. 2А теперь возьмём ноты ре+ля бемоль в той же тональности.Тут тоже устойчивые ступени надо перевести в устойчивые, но в данном случае этот интервал будет разрешаться так.

ум 5 в соль миноре с разрешением

3То есть ля бемоль переводится в соль, а ре в ми бемоль.Просто ум5 должен при разрешении уменьшаться (на то он и ум.), а если руководствоваться принципом ладового тяготения (и перевести ре в до, а ля бемоль в соль) этого не произойдет. Можно назвать это исключением.Но в любом случае суть разрешения неустойчивых интервалов нам ясна.

Интересно, а как получить какие-нибудь увеличенные и уменьшенные интервалы (кроме тритона)?Для этого например можно взять не натуральную гамму, а гармоническую.Как мы чтобы получить гармонический мажор надо понизить в натуральном мажоре 6-ую ступень.

Из-за этого у нас получатся интересные интервалы (их называют характерными, видимо из-за того что как раз и получаются из-за понижения шестой ступени).В гармоническом мажоре это следующие созвучия:

ум 5 в соль миноре с разрешением

4Хотя на рисунке 4 лишь три интервала, мы можем сделать их обращения и получим ещё три. Разрешениями обращенных интервалов будут обращения разрешений исходных.Как видите у нас могут получиться такие интересные созвучия как ув5, ум7, ув2 и так далее.А вот характерные интервалы в гармоническом миноре (о нём мы писали здесь: ):

ум 5 в соль миноре с разрешением

5Как мы знаем чтобы получить гармонический минор надо в натуральном повысить 7-ую ступень на полтона (на рисунке 5 повышенная 7-ая это нота соль диез).

Как строить характерные интервалы в любой тональности?

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите?

Сами смотрите! Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв

ум 5 в соль миноре с разрешением

алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.

Характерные интервалы.

Что такое характерные интервалы

Итак, в мажоре 2 пара интервалов строится на следующих ступенях:

Такая сложная структура построения обусловлена тем, что в мажоре в интервале должна присутствовать 4 ступень.Итак, сходства между гармоническим мажором и минором закончились, да и обусловлены были они только особенностями построения ув.2. Характерные интервалы гармонического минора строятся на следующих ступенях:

Что касается построения интервалов в миноре от какого-либо звука, следует придерживаться следующей простой методики.

Рассмотрим пример построения уменьшенной септимы.

Как строить характерные интервалы в любой тональности

Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре Пример 5.

А в паре интервалов ув5— ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте.

А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Увеличенные и уменьшенные интервалы: как их построить?

Посмотрите, как эти результаты выглядят в нотной записи: Как можно сузить интервал?

Нужно действовать наоборот, то есть сворачивать его внутрь. Для этого мы либо верхний звук теперь уже понижаем на полтона или, если манипулируем нижним звуком, т о его повышаем, немного приподнимаем.

В качестве примера рассмотрим ту же самую квинту РЕ-ЛЯ и попробуем ее сузить, то есть уменьшить.

Чего мы добились? Была чистая квинта РЕ-ЛЯ, мы получили два варианта уменьшенной квинты: РЕ и ЛЯ-БЕМОЛЬ, РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ.

Если изменить сразу оба звука квинты, то выйдет дважды уменьшенная квинта РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ-БЕМОЛЬ.

Смотрим нотный пример: Посмотрите, что можно сделать с другими интервалами. Сейчас перед вами четыре нотных примера.

Сравните их и понаблюдайте, как из одних интервалов получаются другие, путем манипулирования верхним звуком – он то повышается, то понижается на полтона. Пример 1. Чистые и большие интервалы от РЕ, построенные вверх Пример 2.

Музыкальный онлайн колледж

Итак, если интервал больший чем большая секунда мы называем увеличенным, то отсюда делаем простой вывод интервал меньший чем малый мы называем уменьшенным.Например, малая терция AC, а ACb будет уменьшенной терцией.

То есть для того, чтобы получить увеличенный интервал нам нужно поднять на полтона верхний звук, без изменения его названия или понизить нижний, а для получения уменьшенного понизить верхний или повысить нижний.Кроме малых и больших интервалов у нас есть еще чистые.

Для них все еще проще. Повышая чистый интервал мы получаем увеличенный, понижая уменьшенный.Повышая или понижая увеличенные и уменьшенные интервалы дальше, мы можем получить дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы.Увеличенные

Итак, первый способ состоит из нескольких этапов:

Начальные этапы второго способа построения полностью совпадают с первым, однако после их выполнения следует просто построить характерные интервалы на нужных ступенях.

Поэтому: Характерные интервалы – это уникальные интервалы, образующиеся в ладах гармонического мажора и минора. Если точно, это: ув.

2 Что в этих ладах приводит к появлению необычных интервалов?: Гармоническая ступень в сочетании в некоторыми другими ступенями лада дает необычный интервал, это увеличенный или уменьшенный интервал, который и назвали характерным.

solfamusictheory

Чистые интервалы в обращении превращаются в чистые, малые – в большие, уменьшенные – в увеличенные, дважды уменьшённые – в дважды увеличенные и наоборот. В ладу интервалы, как и составляющие их ступени, бывают устойчивыми и неустойчивыми, диатоническими и хроматическими.

Если звуки, составляющие интервал, являются устойчивыми ступенями лада, то и интервал будет устойчивым.

Если же в составе интервала есть хотя бы один неустойчивый звук, то и интервал будет неустойчивым, т.к. неустойчивый звук требует разрешения в устойчивый. А это значит, что и интервал нужно разрешить.

Аналогичным образом определяются диатонические и хроматические интервалы.

Между диатоническими ступенями лада образуются диатонические интервалы. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми.

Если же в составе интервала есть хотя бы один хроматический звук, то и интервал будет хроматическим (и одновременно неустойчивым).

Как строить характерные интервалы в любой тональности, Музыкальный класс

Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите! Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре Пример 5.

Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

Как строить характерные интервалы в любой тональности, Музыкальный класс

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите?

Сами смотрите!Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль минореХарактерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия.

Характерные интервалы

Характерными называются интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. К ним относятся увеличенная секунда и ее обращение — уменьшенная септима, увеличенная квинта и ее обращение — уменьшенная кварта.

Каждый из них энгармонически равен малому или большому интервалу. Увеличенные интервалы равны малым интервалам с большей на ступень количественной величиной.

Увеличенная секнуда равна малой терции, увеличенаня квинта — малой сексте.

Уменьшенные интервалы равны большим интервалам с меньшей на ступень количественной величиной. Уменьшенная септима равна большой сексте, уменьшенная кварта — большой терции. Увеличенная секунда (ув.2) строится на VI ступени лада и разрешается в сторону расширения поступенным движением обоих звуков в чистую кварту на V ступени.

Уменьшенная септима (ум.7) строится на VII ступени и разрешается в сторону сужения поступенным движением обоих звуков в чистую квинту на I ступени. При построении уменьшенной септимы, как и других секст и септим, рекомендуется использовать обращение, с построением секунды вниз и переносом результата на октаву вверх.

Поскольку увеличенная секунда и уменьшенная септима — взаимообратимые интервалы, то, при построении их обоих в одной и той же тональности, целесообразно, после построения ув.

2, обратить ее звуки в ум.7 (их разрешение тоже взаимообратимо).

Для построения увеличенной секунды и уменьшенной септимы вверх и вниз от звука можно воспользоваться обычным способом, сосчитав две ступени и 1.5 тона в ув.2.

Для нахождения ум.7 целесообразно, используя обращение, построить ув.2 в обратную сторону, с переносом затем результата на октаву в сторону построения.

Вторая пара характерных интервалов — увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4) Их построение и разрешение несколько отличается от того, что описано выше. Ув.5 и ум.4 строятся на разных ступенях в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Увеличенная квинта строится на VI ступени в мажоре и на III — в миноре; уменьшенная кварта — на III ступени в мажоре и на VII — в миноре.

От данных ступеней обычным порядком отсчитывается нужная количественная величина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *