ум это не сосуд который надо заполнить а факел который необходимо зажечь
Плутарх
Ум — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который необходимо зажечь.
это должно быть как «клятва Гиппократа» для учителей
Человека надо изучать, а не клятвы выдумывать.
В данном случае речь идет о том, как человека учить, а не изучать. Можно просто тупо затрамбовывать в него информацию, половина которой окажется ему не нужна. А можно (и, на мой взгляд, нужно) зажечь в нем тягу к знаниям. Умение сделать последнее и отличает учителей от Бога. К сожалению, их меньшинство.
Именно для того, чтобы «зажечь» и нужно изучать человека. А то эти бабушкины рецепты пирога, которым тыща лет в обед, где небось и авось решают поднадоели.
до индивидуального подхода в нашем образовании еще ой как далеко, к сожалению.
🙂 Не всё сразу. Сперва наперво знаний поднакопить надо.
Похожие цитаты
— Что делать, если повсюду тьма?
— Зажечь свет.
— Но если это невозможно?
— Всегда есть то, что можно зажечь.
Педагогика Свида
ПЕДАГОГИКА СВИДА О ПЕДАГОГИКЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ПЛУТАРХ из Херонеи
(древнегреческий философ) произнёс:
«Ученик —
это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь!»
Был он пьян?
Наверняка, – пьян,
но в таком состоянии иногда приходят здравые мысли.
Рассмотрим две составляющие обучения-воспитания:
перенос ученику знаний, умений
и мотивацию ученика к обучению и творчеству.
Вы спросите,
что важнее, что доминирует,
на что нужно обращать особое внимание учителю?
А я вам отвечу:
в том-то и фокус,
что это — единый каждодневный взаимосвязанный цикл:
И новые знания и умения
должны преподаваться умно и интересно,
и так уж обустроено обучение, что каждый ученик
должен позитивно мотивироваться желательно каждый божий день.
человек — это его душа, его разум, совесть.
Задача педагога взращивать душу ученика.
Знания — это добродетель, незнание — грех.
Мышление формируется в результате познания.
Огромная роль воспитанию самообладания ученика.
Сократовский метод — это диалектический спор,
когда с помощью продуманный учителем вопросов
ученик сам приходит к истине.
видел в человеке три ипостаси, которые нужно развить:
«хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».
С точки зрения педагогики, нужно уточнить,
что обучаемого человека нужно научить: и мыслить, и говорить, и делать!
Но мыслить — правильно, говорить — зажигательно, делать — умело!
Он же, Демокрит, полагал,
что главное — не количество полученных знаний,
а воспитание интеллекта.
То есть, если ученик научится здраво мыслить,
то сам он поможет себе в добычи знаний и умений.
Демокрит рассматривал обучение и воспитание
как очень трудный процесс, и поэтому считал,
что можно прибегнуть в оном и к принуждению в отношении учащихся,
но с другой стороны он видел огромный плюс
в воспитании чувства долга и ответственности учеников.
Заметим и здесь удивительное диалектическое взаимодействие:
принуждение в обучении может рождать интерес к обучению,
но и чувство ответственности
способно усаживать ученика за учебники.
Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей.
Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей
и обрекавших их на невежество.
«Ко всему, к чему можно приучить ребенка,
лучше приучать его непосредственно с пеленок»…
В основу познания положил чувственный опыт, ощущения,
поговаривал о предварительном обучении в семье с 5 до 7-летнего возраста,
но придавал первостепенное значение общественно-государственному воспитанию.
В его представлении,
гимнастика предназначена для формирования прекрасного тела,
а музыка — в формировании прекрасной души…
Он говорил о передаче ученикам основы знаний,
формировании самостоятельного мышления,
о том, что бучение должно вызывать чуство удовольствия.
Метод обучения по-Аристотелю: подражание!
Как по-моему, так первична музыка!
Там — гармония, там — отзвуки наслаждения,
и только её (музыку) готов воспринимать даже плод человеческий!
большое значение придавал самопознанию,
оценивал самовоспитание — как важнейший фундамент
всей жизни человека, считал, что его надо начинать с раннего детства,
возводя человечика к миру идей!
Воспитание, говорит Платон, должно быть
организовано государством и соответствовать интересам элиты.
Только тот
Настоящий учитель,
кто навсегда остаётся
Талантливым учеником!
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Учитель должен развивать
Задатки, что едва лишь зримы,
Совместно с классом воспевать
Героев, что неповторимы,
Учеников учить умению
И прививать любовь к труду,
Чтоб на уроке каждом мнение
Его ценилось… Воздадут
Потом его заслугам,
Воспоминая много лет.
Учитель строг, но не зверюга,
Он мыслить учит — в том совет
Мой тем, детей кто учит,
Кто будущее создаёт.
Учителям доверив душу,
Благая поросль растёт!
Михал Михалыч Сярги нас физике учил.
Терпел не мог он тех, кто текст не понимает,
Заучивает всё, а в логике страдает.
Михал Михалыч Сярги! Он дисциплину чтил.
Работал сразу Он на всех фронтах урока:
Фронтально мог устроить стремительный опрос,
Вызвать к доске того, ещё кто не дорос
До понимания темы, ленился не до срока.
Контрольные — почти что каждый день,
Никто был не уверен, что будет не проверен,
А как в рассказе темы был он суверенен:
Спроси любую, тень наведи, плетень,
Всегда сумеет дать тебе отпор!
Учитель с большой буквы — об этом разговор!
И ЗНАНИЮ И ПОНИМАНИЮ
И знанию и пониманию,
Умению и страстному желанию,
И любопытству, притязанию,
Любви как первому свиданию,
Уверенности в своих силах,
Настойчивости в достиженьях…
Учить не надо быть спесивым,
Развить стремление к уважению,
Зажечь, как факел, интересы,
Поставить сложные задачи
И любоваться, как принцессы
От неудач больше не плачут…
Работать с юностью приятно,
Ответственно на самом деле,
Жаль только в том, что вероятности
Проверки нет, что проглядели…
СЕЙ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ
Сей разумное, доброе, вечное,
Чтобы не было сердце беспечное,
Чтобы в жизни никто не скучал
И друзей из беды выручал,
Чтоб трудились на каждом уроке,
Развивалися в нужные сроки,
И с печалью последний звонок
Каждый вспомнить с печалию смог!
Пел а капелла я в первом классе,
Мой голос был песней одухотворён.
Был чист он и звонок и первоклассен,
В мелодию песни был я влюблён:
«Орлёнок, орлёнок, блесни опереньем,
Собою затми белый свет.
Не хочется думать о смерти, поверь мне,
В шестнадцать мальчишеских лет.
Орлёнок, орлёнок, гремучей гранатой
От сопки врага отмело.
Меня называли орлёнком в отряде,
Враги называют орлом.
Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ,
Ты видишь, что я уцелел.
Лети на станицу, родимой расскажешь
Как сына вели на расстрел.
Орлёнок, орлёнок, товарищ крылатый,
Ковыльные степи в огне.
На помощь спешат комсомольцы орлята
И жизнь возвратится ко мне.
Орлёнок, орлёнок, идут эшелоны,
Победа борьбой решена.
У власти орлиной орлят миллионы,
И нами гордится страна!»
В припевных повторах высокие ноты
Звенели капелью в святой тишине,
Весь класс мне внимал, даже те обормоты,
Неведом которым был страх о войне.
На миг я почувствовал, что я — Орлёнок,
На помощь Орлята спешат,
И слёзы катились уже опьянённо,
И пламенем был я объят.
Навеки запомнилась мне упоённость
Той песней и мигом борьбы,
Впервые почувствовал одухотворённость:
Есть вещие знаки судьбы.
.
Песня «Орлёнок» написанав 1936 году поэтом Яковом Шведовым
на музыку композитора Виктора Белого
к спектаклю Театра Моссовета «Хлопчик» драматурга М. Даниэля.
Мне нравится тезис Татьяны Владимировны
Черниговской, что детей нужно учить всему,
давая им весь спектр культуры: музыке и
языкам, точным и техническим наукам,
литературе и истории, и только тогда у них
появится возможность выбрать нечто
любимое.
Но музыка дает и нечто особенное, ведь
нейронная сеть детей обретёт способность
работать с очень маленькими различиями
в длиннотах и частотах. Это им обеспечит
лучшие возможности для чтения,
а также отодвигает старение мозга, как и
изучение иностранных языков:
все мы знаем, что если не тренировать
мышцы, то с дивана встать не сможешь, с
мозгами абсолютно то же самое.
Мне пришло несколько идей, которыми я хотел бы поделиться:
1. Когда ребёнок (или плод) ещё в чреве матери, он уже хорошо слышит,
и вместе с мамой может слушать гармоничную классическую музыку,
красивые народные песни – это даст развитие его душе, его мозгу.
2. Когда ребёнок родится, притяжение земли обрушивается на него,
как на космонавта, прилетевшего из полёта в космос, и именно водная стихия –
лучшее место для развития его тела: мышц, координации движений.
Плавать можно учить с первых дней рождения, ведь в это время ребёнок может ещё
автоматически приостанавливать дыхание. Плавать – раньше, чем ходить!
3. Любое общение мамы и папы с ребёнком должно быть направленным на его развитие:
речи – постоянно проговаривать все действия, радоваться и грустить вместе с ним, разговаривая;
мышц, их растяжке – играть с ребёнком, давая нагрузку мышцам, растягивая их;
эмоционального фона – плакать ребёнок и сам умеет, а вот радоваться жизни ещё нет, этому учат;
музыкальному развитию – колыбельные песни, пение птиц, звучание народных песен должно быть постоянным фоном общения;
коммуникативному общению – общение с ребёнком это всегда маленький театр, в котором разыграваются роли, взаимодействуют через контакты.
4. В детских яслях и детских садах должна быть заложена программа физического, музыкального, художественного, игрового, театрального, коммуникативного развития ребёнка. В детсадах возможно введение второго языка.
5. Школы должны стать полнодневными – на всё время работы родителей:
первая часть школы – это уроки, вторая – творческое и физическое развитие через систему кружков.
ДЕяние учеников – наиважнейшее, чему тоже надо учить: не только знать, но и уметь!
Мы как-то уже позабыли о создании
всесторонне развитой гармонической личности.
А ведь в этом – благородная цель: только так можно выиграть конкуренцию в мире!
НОВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ
Семестр делится на три части:
1. Самостоятельно-групповое освоение материала.
Студент получает план и доступ к серверу,
включается в маленькую группу из 4 — 7 сокурсников.
Группой изучается только один предмет:
6 часов каждый самостоятельно с конспектированием на ноутбуке,
2 часа обсуждения в группе с использованием конспектов.
Пять дней изучения материала, на шестой — экзамен.
Экзамен в программе всегда новый, с автоматическим выставлением оценки.
затем самостоятельное и в группе изучение материала
другого предмета по той же схеме.
Всего самостоятельно и в группе осваивается за семестр
материал пяти-шести предметов, сдаётся пять-шесть экзаменов.
2. Курсы лекций и практических занятий:
4 часа профессора и доценты каждый день читают лекции
по самым актуальным проблемам науки. Студенты ведут конспект.
4 часа ведут практические занятия в лабораториях
по отработанным методикам исследований.
Студенты ведут конспекты, продолжая конспекты предметов,
осваивают методики, готовят доклады, статьи по своим разработкам.
В конце второго цикла студентам выставляются оценки
за проявление инициативы и освоение методик.
3. Научная конференция с прочтением докладов и обсуждений
сначала в группе,
потом курсовая
и вузовская конференция.
Все студенты обязаны посещать конференции всех уровней
и вести конспекты. Студентам выставляются оценки за доклад,
за активное участие в обсуждениях, качество конспектов.
Затем выставляются средние оценки по всем предметам,
учитывая десятые и сотые балла.
Вывешиваются списки лучших студентов.
После этого наступают каникулы.
И — следущий семестр.
© Copyright: Евгений Петрович Свидченко, 2021
Цитата Плутарха
а факел, который надо зажечь.
А зажечь факел может лишь тот,
кто сам горит.
/Плутарх/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Автор в друзьях: 1
У автора в друзьях: 6
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ЭССЕ «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Когда на свет появляется маленький человек, взрослые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рож¬денных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ними – шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Да и размер ноги отличается.
На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Несомненно, они хотят вырастить человека. Че¬ловека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.
Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить.
Не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что роль учителя не указывать до¬рогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их самостоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не по¬давить того, кто хочет быть другим, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности». Ведь человек имен¬но в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. Академик Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка — процесс внутренний, он обусловлен становлением само¬сознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его личностного саморазвития».
Опыт работы подтверждает, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.
Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».
Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте не¬удачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?». Мне так же близко мнение Ж.Ж. Руссо об авторитарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения. Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому нужно образовательные традиции связывать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивного, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению активному, интенсивному» – посредством собственного опыта.
Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:
– всегда работать творчески;
– помогать детям действовать самостоятельно, неза¬висимо;
– избегать прямых инструкций;
– не сдерживать инициативу детей;
– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;
– помогать детям формировать навыки самостоятель¬ного решения проблем;
– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;
– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;
– верить в своего ученика.
Итак, ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.
Так хочется, чтобы спустя много лет мои ученики смогли сказать обо мне словами А. С. Пушкина:
«Он создал нас, он воспитал наш пламень…
Заложен им краеугольный камень,
им чистая лампада возжена».
PS. Если бы из множества предметов мне предложили выбрать один, который характеризовал собственное педагогическое кредо, я выбрала бы свечу, и неспроста, ведь горящая свеча – символ жизни. Между прочим, от одной свечи очень легко зажечь множество других.
Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо разжечь
Моя педагогическая философия. (Эссе)
Ученик не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо разжечь.
Школа – это удивительный мир, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где каждый день не похож на предыдущий, где нет времени скучать, ссориться, тратить время по пустякам, и главные жители в нем – это наше будущее – дети.
Я считаю, что тысячу раз прав Платон. Каждый ребенок талантлив по – своему, каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Мастерство учителя состоит в умении зажечь этот факел, чтобы никогда не иссякала жажда знаний, стремление узнать больше и больше. Как сказал немецкий педагог-демократ Дистервег :
« Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Каким примером он является, чему научится у него ребенок? Ответ на этот вопрос мы получим, спустя многие годы. Для того чтобы результаты нас не огорчили, мы сами всегда совершенствуемся. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей.
Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности — философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных. А главное, учитель своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми.
Безусловно, современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не раствориться в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликой, часто необходимо иметь основу — стержень, благодаря которому человек остается личностью.
Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.
Чего и по какому праву добиваемся мы от учеников? Ведь идеальных людей не существует. Значит, прежде всего, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребёнка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребёнка, наблюдать, выявлять, поддерживать и развивать основные линии его развития.
Я часто задумываюсь, всегда ли действую верно, правильно ли разбираюсь в ситуации, понимаю ли ребёнка? Ведь знай я, что двигало учеником в тот момент, о чём он думал, сто раз поступила бы по-другому.
Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. И каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Потом они обязательно вернутся к ним и, к сожалению, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват? Значит, детей нужно просто любить. Просто, да не очень. Учительской любви необходимо учиться, принимать и любить их такими, какие они есть, уметь направлять неисчерпаемую энергию детства в нужное русло, ведь
дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения: перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам. Как сказал Соловейчик: «Общение-это соединение двух душ, они хотя бы на миг становятся равными».
Я ни о чём не жалею!
Учитель и ученик дополняют друг друга, если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». И поднятая рука – не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую».
Нужно ли, чтобы дети принимали своего учителя? Конечно, нужно. Это необходимое условие, чтобы воспитательное влияние давало добрые всходы. Если ребёнок принимает учителя, значит, любит учиться, любит школу, уроки, книги. Мнения, оценки любимого учителя становятся для ученика эталоном отношения к людям, их поступкам, явлениям действительности.
Но кто же такой настоящий учитель, которого могут полюбить дети, за которым могут пойти. Спустившись с высоты своих знаний до незнания ученика, учитель вместе с ним совершает восхождение, вызывая интерес и радость общения. Ребенок чувствует поддержку со стороны. Чувствует великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность взрослых – вот то, без чего невозможен союз учителя и ученика. Без любви к своему делу, без любви к своему ученику невозможно быть хорошим учителем.
А при каких условиях учение для ребенка может стать смыслом жизни? Как сделать обучение комфортным? Ответы на эти вопросы можно найти, создав на уроке такие условия, при которых у ребенка загораются глаза, в его душе пробегает искра, при этом ученик работает увлеченно, азартно. Находясь не «над ним», а «рядом с ним» появляется возможность попробовать найти не единственно верное решение проблеме. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор продолжается. Значит, есть оно-сотрудничество. Все это и дает творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, изо дня в день входить в класс, совершая таинства познания.
Желая вызвать интерес к получению знаний, рассказываю о своей учебе, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение, переживание.
Польский врач, педагог, писатель Януш Корчак сказал: « Вы говорите: дети утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться до их чувств. Чтобы не обидеть».
За семнадцать лет своей педагогической деятельности я твердо усвоила, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, совместный с учениками труд, часто черновой, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советам к мудрецам. Те задали ему три вопроса, какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час – настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, который с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их моим ученикам – мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. И где бы мои ученики ни были, чем бы ни занимались, кусочек моего сердца, моей души остается с ними. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.
У меня есть прекрасная возможность быть со своими учениками каждый день, видеть их успехи, вместе радоваться, разжигая те самые искорки, из которых вспыхнут факелы, которые будут освещать им дорогу.