ум хороший слуга но плохой хозяин ошо
УМ. Достаточно одного свидетельствования. ОШО
Я слышала, как Ты говорил: «Прекратите делание. Наблюдайте». Немного спустя я услышала, как Ты сказал, что ум должен быть нашим слугой, а не хозяином. Создается впечатление, что не нужно ничего делать, только наблюдать. Но все-таки хочется спросить: помимо наблюдения, можно ли еще что-нибудь делать с этим непослушным слугой?
Падди купил на аукционе попугая. Он спросил у аукциониста: «Я заплатил за этого попугая кучу денег, — вы уверены, что он говорящий?» — «Еще бы мне быть неуверенным, — ответил тот, — ведь это он все время набавлял цену».
Вот насколько ум не способен к осознанию, вот насколько ум глуп. Я слышал, что ирландские атеисты, узнав, что теисты ввели новый вид услуг — молитвы по телефону, — тоже ввели такую услугу, хотя и были атеистами. Соревнующийся ум. они тоже ввели такую услугу. Но когда вы им звоните, никто вам не отвечает.
Двое бродяг сидят ночью у костра. Один из них пребывает в мрачном настроении.
— Знаешь, Джим, — задумчиво произносит он, — жизнь бродяги не так уж хороша, как ее себе представляют. Ночуешь на парковых скамейках или в каком-нибудь холодном сарае. Путешествуешь пешком и все время боишься полиции. Из одного города тебя вышвыривают в другой, из другого — в третий. Не знаешь, где придется в следующий раз поесть; твой же собрат тебя и презирает.
Он замолчал и тяжело вздохнул.
— Ну что ж, — сказал второй бродяга, — если ты так считаешь, почему бы тебе не устроиться на какую-нибудь работу?
— Что? — в изумлении воскликнул первый бродяга. — И признать, что я — неудачник?
Ум привык быть хозяином, но чтобы урезонить его, потребуется не так уж много времени. Свидетельствования будет для этого достаточно. Процесс свидетельствования очень тих, но результаты его потрясающи. Чтобы разогнать темноту ума, лучше метода, чем свидетельствование, нет. Существует сто двенадцать методов медитации. Я испытал их все на себе — испытал на практике. У меня ушли годы на то, чтобы испробовать каждый из них и выявить его суть.
Испытав на себе все сто двенадцать методов, я был крайне удивлен тем, что их сущностью является свидетельствование; в несущественных аспектах они могут отличаться, но центральным пунктом каждого является свидетельствование.
Поэтому я могу сказать вам, что во всем мире существует только одна медитация, и это — искусство свидетельствования. Оно сделает все — полностью преобразит ваше существо — и оно откроет вам двери Сатьям, Шивам, Сундрам: истину, божественность и красоту всего.
Ум превосходный слуга, и худший господин
Поэтому он продолжает нагромождать вопрос на вопрос, так и не получая ответа.
Это весьма деликатно и непросто для понимания: важен не сам ответ, а своевременность его получения, готовность к этому. Иначе он просто просвистит у вас над головой.
Нетерпеливый ум задает слишком много вопросов. Он забывает о том, что задавание вопросов само по себе лишено смысла, важен на самом-то деле только ответ. Но ответ нуждается в тишине, покое, открытости и восприимчивости — качествах, чуждых уму. И поэтому ум все продолжает спрашивать на протяжении тысячелетий и все не получает ответа.
В мире ума существуют только вопросы. В мире сердца — лишь ответы. И это потому, что сердце умеет просто ждать, не задавая вопросов. И пусть весна приходит в свое время. Оно умеет ждать, как ждет земля, томясь от жажды, но зная, что придут облака, обильные дождем, как всегда они приходили. И нет причин для недоверия. Ведь мир не знает исключений, когда доверие бы не оправдалось, ожидаемое не свершилось, а терпение не было бы щедро вознаграждено.
Функции сердца и ума противоположны, диаметрально противоположны. Ум рождает философии, теологии, идеологии. И все это вопросы, на которые нет ответов.
Сердце просто ждет. И в нужный момент ответ сам собою распускается в нем, подобно цветку. У сердца нет вопросов. И тем не менее оно получает ответ.
У ума тысяча один вопрос. Тем не менее он никогда не получает ответа, поскольку не знает, как его получить. Ваш ум переполнен вопросами. И все же вы могли заметить, что ответы на них пришли один за другим. И это порождает в вас новое понимание, новое доверие. Новые измерения открываются: необходимость ждать в состоянии бодрствования и готовности. И тогда, если это необходимо, ответ явится.
Вы могли также заметить глупость большинства вопросов, занимающих ум. И не большинство даже, все они глупы по той простой причине, что, задавая их, ум не утруждает себя восприимчивостью к ответам. Его больше интересуют сами вопросы. Даже если он и получает ответ, сам он в это время уже занят новым вопросом. К примеру, он может, выслушивая ответ, сделать из него еще десяток вопросов.
Вопросы возникают в уме примерно так, как вырастают листья на деревьях. И мало-помалу они становятся все глупее и глупее. Ведь не так уж и просто придумать много существенных вопросов, а малое их количество не способно удовлетворить запросы ума.
Он жаден. Ему хочется обо всем спросить. Он желает знать все, но ничего не готов понять. Но существует лишь несколько существенных вопросов. И лишь один основной. Однако малым количеством не удовлетворить жадности ума.
Итак английское слово «greed» («жадность») восходит к тому же корню, что и санскритское «giddha» («стервятник»). Стервятник — один из самых отвратительных представителей среди всех известных птиц. И жадность являет собой одно из самых отвратительных мыслимых свойств человеческой натуры.
Ум — это и есть стервятник. Его ничем не удовлетворишь. И чем больше ему даешь, тем больше он берет и тем больше требует. Чувство благодарности ему чуждо. Он вечно жалуется, что ему мало. Всего ему мало.
Вопрос следует за вопросом: осмысленный за бессмысленным, релевантный за нерелевантным, — и в уме совсем не остается места, куда бы мог проникнуть какой бы то ни было ответ. Он так запружен вопросами. Сердце не знает вопросов.
Здесь-то и кроется одна из загадок жизни: с одной стороны, ум, вечно задающий вопросы и никогда не получающий на них ответов; с другой — сердце, никогда ни о чем не спрашивающее и получающее ответ.
Об одном только нужно не забывать: уму присущ шум, просто-таки сумасшедший шум. Сердце может получить ответ, но из-за шума, не стихающего в уме, этого не заметить. Не почувствовать, что ответ уже в нем, что оно беременно им.
Ум не просто нарушает ваши внутренние покой и тишину. Он нарушает их до такой степени, что сердце, ответственное в вас за слушание тишины, ожидание и восприятие, отказывается от какой бы то ни было связи с вашим существом.
Ум приобретает монополию на все ваше существо, попросту выжив из него сердце. Будучи безмолвным и будучи джентльменом, сердце не вступает в спор, а просто спускается вниз по улице и ждет на обочине дороги. Ум стремится захватить всю территорию.
Ученику необходимо понять ситуацию. Диктат ума должен быть уничтожен, ум — только слуга, не господин. Истинный господин — сердце, поскольку именно в нем возникает все прекрасное. От него исходит все подлинно ценное: ваша любовь, ваше сострадание, ваша медитация. Все, что обладает истинной ценностью, распускается в саду вашего сердца.
Ум — пустыня, где ничто не произрастает — один лишь песок да бесплодная земля. Она никогда не приносит ни цветов, ни плодов. И вам должно стать ясно, что не нужно так заботиться о своем уме, как вы о нем до сих пор заботились. Его надо поставить на свое место. Трон отдайте сердцу.
Это та революция, совершив которую, ученик становится посвященным. И случается это тогда, когда сердце становится господином, а ум — слугой.
Помните, что ум — превосходный слуга. Это лучший слуга и худший господин на свете.
Сердце, будь оно на троне или на улице, — ваша единственная надежда, единственная возможность соединения с собственной сущностью, единственный мостик, соединяющий вас со всем сущим. Лишь оно дает возможность песням рождаться в вас, звездам — делиться с вами светом, а вашей жизни походить на праздник и танец.
Вы спрашиваете, как же остановить этот постоянно вопрошающий ум, как воспрепятствовать этому непрестанному потоку тупых вопросов.
Тут-то каждый и совершает неверный шаг. Если пытаться остановить ум, ничего из этого не выйдет. В жизни вам его не остановить.
Попросту игнорируйте его, не замечайте. Пускай он себе болтает. Относитесь к уму отстраненно, безразлично. Будто для вас абсолютно не имеет значения, сотрясает он воздух вопросами или нет. Лишь такая отчужденность, подобное игнорирование, которому Будда подобрал точное название «upeksha», такое безразличие мало-помалу приведут к чуду.
Вам не добиться желаемого результата посредством борьбы. Ведь в борьбе вы отдаете противнику свою энергию. Вы направляете на ум свое внимание, а он им питается. Вы запутываетесь в его сетях, он же наслаждается славной схваткой. Никому еще не удалось остановить ум посредством борьбы. Уясните для себя главное: не предпринимайте никаких шагов к борьбе.
Просто игнорируйте, отстраняйтесь и предоставляйте уму делать все, что ему угодно. И когда ум почувствует, что от него отвернулись, увидит, что им больше не интересуются и что кричать бесполезно, — его все равно не услышат и даже не поинтересуются, что в нем происходит, — тогда он остановится.
Мне припомнилась одна история. А вспомнил я о ней потому, что этот мальчик, сын моей сестры, сегодня здесь. Ему было всего шесть лет, когда мы отправились нанести визит главе правительства города Мадъя Прадеш. Отец мальчика был за рулем. Он поехал вместе со мной для того, чтобы навести справки, сообщить о моем приезде и выяснить, дома ли глава правительства.
В джипе мальчика стало клонить ко сну — мы проехали уже немалое расстояние. Нечаянно задремав, он упал головой на приборную доску и ушибся. Мальчик взглянул на меня. Я не стал обращать на него внимания, продолжая глядеть в окно джипа.
А он уже собрался поплакать и покапризничать. Он все старался поймать мой взгляд, я продолжал смотреть в окно. Его отец вышел из машины и я тоже ушел на получасовую встречу. А после мы все вернулись домой.
И вот спустя почти два часа, уже оказавшись дома, мальчик расплакался. Расплакался он сразу, как увидел маму.
«Что случилось? » — поинтересовался я.
«Я ушиб голову в джипе», — ответил он.
«Да, но ведь это случилось два часа тому назад? «- удивился я.
«Знаю, — ответил он. — Но зачем мне было тогда плакать? Два раза я посмотрел на тебя, ты смотрел в окно. Что толку плакать при таком дяде? Ты ведь даже не спросил меня, что случилось. Хоть и видел, как я ушибся головой. А вот теперь, когда со мной мама, можно и поплакать. «
Даже такой маленький мальчик смекнул, что бессмысленно поднимать суматоху, когда на тебя не обращают внимания, как если бы в джипе никого, кроме тебя, и не было.
Так и ум при вашем безразличии к нему начинает испытывать одиночество. Кому же тогда задавать вопросы? Напротив, проявляя к нему интерес и любопытство, будучи им увлечены, вы тем самым питаете его.
Безразличие к уму и есть медитация. Тогда все его вопросы сами собой исчезают как абсолютно бессмысленные. А когда прекращается умственная болтовня, в вас воцаряются тишина и покой, дающие возможность различить тихий, ровный голос своего сердца.
Ум хороший слуга но плохой хозяин ошо
Летайте без крыльев
Ошо, не мог бы ты точно описать то, чему пытаешься учить? Как звучит твое послание человечеству? Хотелось бы услышать объяснение простым языком.
Если вы ограничиваете тайну формулировкой, то тем самым насилуете реальность. Жизнь невозможно объяснить. Ни один факт не может содержать ее истинность.
Ты спрашиваешь меня: «Не мог бы ты точно описать то, чему пытаешься учить?»
Я могу произнести лишь отрицательные фразы. Я пытаюсь разрушить ум, что я здесь исключительно для того, чтобы полностью уничтожить, а не наполнить ум. До тех пор пока полностью не испарится ваш ум, вы не обновитесь. Созидание возникает из разрушения. Жизнь распускается из смерти.
Вы можете осознать этот драгоценный миг лишь в отсутствии ума. Существование ума предполагает наличие прошлого и будущего. Ом размышляет либо о том, что прошло, либо о том, чего еще нет. Он думает либо о вчерашнем дне, либо о завтрашнем дне.
Иисус говорит своим ученикам: «Посмотрите на полевые цветы, до чего же они прекрасны! Даже Соломон во всей своей славе не сравнится с ними. Цветы вовсе не работают. Они совсем не беспокоятся о завтрашнем дне. » Почему полевые цветы так красивы? Потому что они живут в настоящем.
Все во вселенной, исключая человека, не знает прошлого и будущего. Только человек несчастен. Только он пребывает в аду.
Разрушая ваш ум со всем вашим прошлым, я возвращаю вас к домой, чтобы Адам смог снова войти в райский сад. Но не просите меня быть принципиальным, я на это не способен. Я не могу вести себя таким образом, потому что очень уважаю жизнь. И я не могу быть неистинным перед жизнью. Неужели я могу точно выразить розу? Как мне точно выразить глаза невинного ребенка? Как мне точно выразить прекрасные формы женщины? Как мне точно выразить облака в небе, реки, горы и звезды? Жизнь так изменчива и таинственна, жизнь так мимолетна. в ней все постоянно меняется.
Если вы становитесь принципиальным, то начинаете терять связь с жизнью. Вы должны быть непринципиальными, как сама жизнь. Вы должны быть непостоянными, как сама жизнь. Вы должны постоянно двигаться! Жизнь это не существительное, а глагол. Вы должны представлять собой процесс, как сама жизнь.
Вы можете питать уверенность в отношении мертвечины, потому что безжизненные вещи больше не растут. Они выработали весь свой потенциал, в них не осталось сил. Такие явления вполне можно облечь рамками точных определений. Вы можете точно выразить труп, но только не ребенка. Сейчас ребенок здесь, но уже в следующую секунду он бежит на улицу. Вы не в силах точно выразить его! Но если в комнате лежит труп, вы можете быть совершенно уверенными в том, что и на следующее утро он не сбежит со смертного одра. Жизнь стремительна. Жизнь это динамичный процесс. И я учу вас самой жизни, поэтому не могут быть принципиальным.
В этом моменте я отличаюсь от теологов, теоретиков, философов. Они и в самом деле принципиальны. И это качество разрушает их красоту и истинность. Если они так принципиальны, значит могут ошибаться, они не могут все время быть правыми. Как вы определите то, что развивается? Только вы облекли его рамками некого определения, как это явление вышло из них. Явление постоянно нарушает границы ваших определений. Разве можно установить границы того, что все время расширяется? Это невозможно.
Если же вы все-таки облечете явление границами, то будете забывать о жизни, разглядывая эти самые границы, ведь жизнь почти не будет касаться вас. Поэтому философы не обращают никакого внимания на жизнь, они никогда не созерцают. Даже те философы, которые называют себя экзистенциалистами, вовсе не такие. Они просто разглагольствуют о теориях. Они создают в головах теории и пытаются заставить жизнь соответствовать своим представлениям о ней. Такие действия уродуют и парализуют жизнь.
А у меня нет никаких теорий. Я подобен зеркалу. Если сейчас утро, я прямо так и говорю. Если же утро миновало, то я не пытаюсь удерживать его на словах, а признаю его исчезновение! В каждый миг я отражаю все, что пребывает передо мной. Я живу в истинной природе вещей.
Ты спрашиваешь меня: «Не мог бы ты точно описать то, чему пытаешься учить?»
Почему ты задаешь мне такой вопрос? Ты хочешь уцепиться за какую-то теорию. Ты не можешь установить связь лично со мной, вот в чем твоя трудность. Ты пытаешься просто повиснуть на мне.
Какое уродливое предложение! Для меня оно звучит нелепо. Он хочет, чтобы я точно сказал, сколько на свете богов: один, два, три или гораздо больше? Бог и в самом деле сотворил мир за четыре тысячи лет до рождения Иисуса? В какой день Бог сотворил мир, сколько дней ему понадобилось для этого? Действительно ли он отдыхал в седьмой день? Сколько душ обитает в мире? Есть ли перерождение? В чем заключаются добродетели и грехи? Он хочет, чтобы я выражался четко и определенно.
Ум хороший слуга но плохой хозяин ошо
Ум — хороший слуга, но плохой хозяин.
«Несчастный, ты носишь Бога в себе, и ничего об этом не знаешь…»
(Эпиктет)
Многие не свободны лишь в мыслях, стоит остановить внутренний диалог и двери мироздания распахиваются настежь.
Нет необходимости думать постоянно. Процесс мышления (думания) может быть задействован по мере надобности.
Ум похож на современный компьютер, хранящий миллионы файлов в памяти, команды и программы, чтобы ими оперировать. Но для него не важно, в чьи руки попадет знание и будет ли оно использовано во благо.
Ум — хороший помощник, но его нужно держать в узде: иначе он оправдает любое злодеяние, употребив самое ужасающее на свою пользу.
Ум, освобожденный от бремени страстей, не страдающий и не стремящийся к предмету вожделения, воистину, становится благом.
«Чтобы начать контролировать свою жизнь, вам необходимо развить в себе всего два качества: осознанность и ответственность»
Существуют разные уровни достижения, как и жизни вообще, которые отражают то, на каком уровне находится наше сознание, или осознание себя, или просто осознанность. Это уровни мотивации и вдохновения. Первый происходит из сознания, которое полностью контролируется той частью нас, которая называется эго, второй – проистекает из нашей истинной природы. Мотивация толкает нас достичь цели, «чего бы это ни стоило», вдохновение ощущается как присутствие некоей силы, во много раз могущественнее, чем любые потуги нашего эго с его иллюзиями. Это как иметь источником энергии батарейку или атомную станцию. Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться улучшать свою жизнь, но без сдвига в сознании на настоящий и прочный успех рассчитывать не приходится. И такой сдвиг может произойти только через рост осознанности, которую вы можете привнести в свою жизнь. Это выход за рамки обусловленного ума, обретение истинной свободы и новых возможностей. И самое важное – обретение внутреннего равновесия и покоя, без чего любые ваши достижения не имеют смысла.
Древние мастера дзен постоянно говорили: «Если мы живем невнимательно, значит, мы умираем среди грез». Что же такое осознанность? Осознанность – это Присутствие. Это состояние, когда ты не вовлечен в происходящее, а принимаешь его, являясь свидетелем, наблюдателем за ситуацией и за работой своего ума. Когда мысли стихают и возникает удивительное состояние «не-ума» — внутренней тишины, когда мысли отсутствуют. И когда мысли уходят, возникает чистая осознанность – то, что создает покой и гармонию в нашей жизни. Это приводит нас к внутренней безмятежности и равновесию, и мы перестаем беспокоиться. Внутри возникает ощущение Бытия. При этом вы не «исчезаете», вы остаетесь, потому что вы больше, чем ваши мысли, эмоции и ум. Кто – «вы»? Вы – состояние чистого сознания, вы как чистая осознанность. Это ваша бесконечная сущность, которая шире любых границ, которые создают ваши мысли.
В каждом из нас есть «я размышляющий» — наш ум, и «Я знающий» — наша истинная часть. Но в результате полного отождествления человека со своим умом возникает ложное ощущение себя – ЭГО. Это весь список того, что мы «знаем» о себе – начиная от записи в свидетельстве о рождении и заканчивая всем тем, что вложили в нас родители, воспитатели и пройденный опыт. И этот список растет, поскольку нашему эго постоянно необходимо «достраивать» себя, чтобы утолить тревогу от ощущения собственной неполноты. Эго — это обусловленный размышляющий ум, оставленный без присмотра, когда мы не являемся присутствующим сознанием. Не будучи под присмотром, эго начинает «хозяйничать» в вашем доме – оно манипулирует нами, заставляет играть роли, реагировать, оценивать, судить, делать выводы и тому подобное. Отождествляясь с умом, вы отсекаете себя от Целого, обрекая себя постоянные страдания от подспудного ощущения недостаточности чего-то важного для вас, от ощущения неполноты и связанности вашей жизни. Мы чувствуем, как что-то настоящее словно проходит мимо, нас одолевают стресс и скука ожиданий, даже если в материальном смысле все может быть в полном порядке. Несмотря на это, вас не покидает чувство того, что жизнь лишена смысла. Мы словно ослики, все время бежим за морковкой, ни на йоту к ней не приближаясь…
Причина этого — в унаследованной нами дисфункции в работе человеческого ума. Суть её в том, что наш ум и порожденное им эго захватили наше сознание и прочно удерживают его в рамках ложных и ограниченных представлений, изолируя нас от своего внутреннего духовного измерения. Индуизм называет ее майей, буддизм говорит о страдании, христианство – о «первородном грехе». На древнеарамейском слово «согрешить» – буквально значит «промахнуться», то есть жить слепо и неумело, словно промахиваясь мимо цели человеческого существования. Хорошая новость в том, что человеческое сознание можно радикально трансформировать. В учениях индуизма эту трансформацию называют просветлением, буддисты говорят о «конце страданий», в учениях Иисуса это «спасение». Существуют так же термины «освобождение» и «пробуждение». В любом случае, осознание этой дисфункции, которую можно в определенном смысле назвать «безумием», как в индивидуальном значении, так и в коллективном, есть величайшее достижение человечества, начало его исцеления и выхода за рамки ограничений.
Освободив свое сознание от этого плена, вы становитесь тем, кто вы есть на самом деле. Оказавшись за пределами своего ума, вы получаете доступ к своему внутреннему знанию, получаете вдохновение и творческие импульсы. Из эго вы не можете решить ни одну проблему, поскольку эго само есть проблема, или другими словами, это та часть нас, которая постоянно генерирует проблемы.
Некоторые духовные учения призывают нас избавиться от страхов, желаний, или жадности, и т.п. Важно понимать, что эти проявления не есть сама дисфункция, а то, что она порождает. Поэтому попытки сделать себя лучше через избавление от таких проявлений малоэффективны, поскольку не затрагивают причину, их порождающую. Нужен сдвиг в сознании, его кардинальное изменение, как растождествление со своим эго.
Для этого необходимо понимать природу нашего размышляющего ума. Внимательно присмотревшись к его работе, вы обнаружите, что он постоянно находится в метаниях в психологическом времени, которое суть – его же изобретение. Он то в прошлом, то будущем, где постоянно что-то ищет, при этом, почти не обращая внимания на текущий момент. Он не имеет для него никакой ценности! Но самые основополагающие отношения в вашей жизни – это отношения с настоящим моментом (НМ), а точнее с формой, которую он всякий раз принимает, т.е. с тем, что происходит, с тем, что уже есть.
Необходимо понимать, что НМ это не «то, что происходит сейчас». Это пространство «сейчас», в котором происходит все, что происходит – мысли, эмоции, чувства. Это осознанный вы – тот, кто это видит. Путая НМ с его содержанием, мы находимся под влиянием иллюзии эго и иллюзии психологического времени.
Собственно, отношения с НМ — это вопрос о том, в каких отношениях вы с Жизнью и как она разворачивается. Ваша дисфункция с НМ будет отражаться на всех сферах. Принятие НМ как момента своего единства с происходящим и прекращение сопротивления ему, приводит к тому, что происходящее теряет над вами власть и контроль. И только в настоящий момент вы можете воссоединяться с Духом и получить доступ к его силе, которую мы чувствуем, как вдохновение. Недаром слова «дух», «воздух», «вдохновение» во многих языках однокоренные.
Поэтому очень важно это понять, сказать «да» настоящему моменту и превратить его в своего друга.
Секрет пробуждения — в безусловном принятии каждого текущего момента таким, какой он есть, таким образом стать с Жизнью заодно и перестать оказывать ей сопротивление. Тогда и Жизнь будет с вами заодно. Это мудрость несопротивления тому, что уже есть. И тогда через вас начнет действовать более мощный разум, т.е. Бог – Дух — Источник, а вы будете инструментом, через который совершается Его замысел. Его воля сливается с вашей, и вы получаете «высшее знание», идеальное именно для вас. И тогда ваши действия будут безусильны, предельно точны и правильны. Для этой силы нет ничего невозможного, но она никогда не станет питать бесперспективные потуги, вызванные эго. «Достичь, во что бы то ни стало» — это уровень достижений на основе мотивации, идущей из эго, поэтому он часто слишком затратен и малоэффективен, потенциал мотивации не идет ни в какое сравнение с силой вдохновения, идущего из Источника. Вы живете так, как вас «проживает» Бог.
Индийский мыслитель-гуманист Вивекананда говорил: «Возможно, человек никогда не переступал порог церкви или мечети, не проходил ни через один обряд, но, если он осознает Бога в себе – а потому поднялся над суетой нашего мира, вы можете называть его святым…».
Необходимо различать размышляющий ум и ум действующий. Размышляющий ум лишает нас ценности настоящего момента. И тогда мы – заблудшие в своем уме. Действующий ум нам совершенно необходим – и это наш бесценный дар – как инструмент для постановки и решения задач, с которыми сталкиваемся в своей жизни. Но только как инструмент, слуга, а не хозяин!
Вся наша жизнь – словно вдох и выдох, как исход и возвращение из непроявленного в проявленное и обратно. Наша задача – за этот короткий цикл позволить Вселенной через нас осознать свой новый опыт.
К сожалению, еще в начале жизни нас учат всему, кроме нашей духовной самоидентификации, заменяя ее умом и эго. В результате мы идентифицируемся со своим ложным «я» и не видим своей истинной цели в жизни.
Массовая неспособность человечества освободиться от доминирующего влияния размышляющего ума и начать жить в настоящем является главной причиной страданий. Страданий в любой из форм, в которых оно проявляется – тревоги, переживания, ожидания боли и страхи перед чем-либо. Освобождение (пробуждение) есть восстановление контакта со своей душой, т.е. обретение своей идентичности – своего истинного Я. Это обретение своего истинного фундамента и должно быть вашей главной целью, после достижения которой вы сможете легко и эффективно достигать любые внешние цели. Другими словами, это достижение укорененности в Бытии, где есть истоки всех ваших правильных внешних действий и успехов. Это открытие новых способностей, интуиции, проницательности, удивительных личных качеств. Только тогда можно осознанно и целенаправленно применять те или иные практические методики. И тогда в то, что вы делаете, будет «втекать» ваше пробужденное сознание, а ваше «деланье» тоже становится пробужденным. Его сопровождают принятие, удовольствие, энтузиазм.
В состоянии Присутствия (принятия НМ) вы отнюдь не становитесь пассивным фаталистом, наоборот, в этом состоянии вам как раз и становится доступной вся творческая энергия Жизни. Ваши достижения теперь не ставятся в зависимость от будущего результата, и вы наполняетесь радостью от всего, что делаете. В состоянии осознанности ваши действия точны, верны, креативны, в них есть творческий импульс. И, наоборот, в состоянии неосознанности ваши действия слепы, деструктивны и неправильны.
Жизнь всегда происходит только в настоящем моменте. Она всегда начинает поддерживать вас, как только вы говорите «да» настоящему моменту, принимая его «таковость». В этом секрет пробуждения. Принятие НМ ни в коем случае не делает вас пассивными, наоборот, только в состоянии Присутствия вам доступна настоящая творческая энергия. Ее прилив мы чаще всего ощущаем как вдохновение. И тогда ваши мысли проистекают правильно, речь идеальна, вы способны без устали чем-то заниматься, границы исчезают, мир вокруг становится прекрасным – все работает! Это потому, что вы находитесь в Духе.
«Жажда выжить в будущем делает вас неспособными жить в настоящем», — говорил Чжуан-цзы.
В обыденной жизни мышление должно чередоваться с тишиной. Хорошо известно, что настоящие достижения появляются лишь в моменты тишины, а не как результат мышления. Ум (мышление) играет второстепенную роль, придавая озарению или творческому импульсу завершенную форму. Большинство открытий сделано из состояния «не-ума», а когда ум становится тихим и приводятся в действие творческие и интуитивные способности.
Осознание НМ делает вас тихими и спокойными, вы начинаете осознавать свою осознанность, что является моментом осознания Я ЕСТЬ, осознанием Бытия, или Бога. Когда достигается определенная степень присутствия, неподвижного интенсивного внимания во всех системах восприятия, человек может чувствовать божественную суть Жизни, Единое Сознание, Дух, обретающийся в каждой жизненной форме, осознавать его единство с собственной сущностью, испытывать настоящие радость и удовлетворение, то есть … любовь, как форму и состояние Бытия.
Укорененность в НМ меняет качество вашего мышления – оно перестает обслуживать эго и становится творческим и вдохновенным.
Никто не может контролировать моменты возникновения отвлекающих вас мыслей, но вы можете, как наблюдатель игнорировать их, не вовлекая себя в процесс «осмысления», тем самым лишая подпитки свой размышляющий ум.
Любая ваша увлеченность, все, что вызывает у вас душевный отклик, волнение, внутренний подъем – это признаки, свидетельствующие о наличии у вас наклонностей и талантов. Они и определяют то, что по-настоящему ваше, то, в чем ваше призвание, то есть то, что вы способны воплотить. Наличие вдохновения – свидетельство наличия таланта!».
«Моя святая обязанность – внимательно и умело управлять всем, что со мной происходит», – сказал Эпиктет 2000 лет назад.