ум и мудрость разные вещи

Чем отличается умный от мудрого?

Многим известен юмористический каламбур: «Чем отличается умный от мудрого?». Где ответ звучит следующим образом: «Умный знает, как выйти из сложной ситуации, а мудрый в сложную ситуацию не попадает».

Интересно, почему умный попадает в сложные ситуации, а мудрый нет? Что есть «ум», а что есть «мудрость»?

Ведь далеко не факт, что все умные со временем могут стать мудрыми. Может разница «ума» и «мудрости» в разном подходе к жизни? Ум – это то, что заставляет владельца оным постоянно соревноваться, желательно с такими же умными, как и он сам, а ещё лучше если умнее. Ведь часто звучит в народе фраза: «самый умный», и редко когда услышишь фразу: «самый мудрый». Отчего так? Умные всегда в поисках знаний, знания им нужны чтобы побеждать в разных дебатах с другими умными людьми, это соревнование никогда не будет остановлено. А раз есть соревнование, значит есть победители и проигравшие. Которые будут в следующий раз искать реванша.

Среди мудрых людей ситуация совсем другая. У мудрых взгляд и на жизнь, и на самих себя совсем другая. Мудрым человек становиться, когда он нашёл себя, определил и поставил сам себе оценку. Он не будет ни с кем соревноваться. Ему уже не важно, кто умнее, а кто нет. Такие люди согласятся с высказыванием в свой адрес, с тем, что они не умны. Зачем им, что-то кому-то доказывать? Ведь они сами себе уже всё доказали. Мудрость это гармония с самим собой, и когда это постигаешь, все остальное становиться несерьёзной суетой, которая ничего в себе не несёт. А если она ничего не несёт, зачем на неё тратить время, силы, энергию? Мудрый человек знает в чём он «силён», а в чём нет. В то время, как умный стремиться доказать, что он умён во всем, даже если это не так, он будет на это тратить время, узнавать и доказывать, не видя главного, что за этим спором, за этим доказательством ничего нет. Одна сплошная пустота. Умному помогает выбраться из сложных ситуаций его гибкий ум, который стал гибким от того, что набрался опыта в большом количестве таких ситуаций и отсутствие мудрости ему не даёт остановиться на достигнутом и увидеть жизнь под другим углом, посмотреть с другой стороны. А мудрый понимает, что в нашей жизни всё тщетно, ценность жизни совсем в другом, нежели мы привыкли видеть ценность жизни и того, что нас окружает. Зная себя, найдя свою гармонию, мудрый человек будет со многим соглашаться, даже если в душе он всё видит по другому.

.
Есть анекдот:
Один еврей приходит к Ребе и говорит:
— Ребе, возникла у меня сложность с деньгами, мой сосед предложил мне денег в долг и сказал, что «Когда смогу тогда и отдам». А тут они приходит и требует долг обратно, ну разве не гад он после этого?
— гад, конечно гад.
— а прав я, что не отдаю ему долг?
— прав.
Ушёл этот еврей. Приходит к этому ребе другой еврей и говорит:
— Ребе представляешь, пришёл ко мне сосед, попросил денег в долг, сказал: «Как только они тебе понадобятся, я тебе их сразу отдам». Они мне понадобились, я пришёл к нему за деньгами, а он их не отдаёт. Разве хороший он человек?
— нет, не хороший он человек?
— Ребе, кто прав, он или я?
— конечно, ты прав.
Ушёл от Ребе еврей. Жена подходит к Ребе и говорит:
— дорогой, ты тому сказал, что он прав, и этому сказал, что он прав. Разве бывает такое?
— ты права, такого не бывает.

Источник

Ум и мудрость

Сразу для разрядки предлагаю анекдот в тему:

— Кто такие умные, а кто такие мудрые??
— Умные зарабатывают на жизнь своим умом, а мудрые это те, на которых работают умные …

Чем ум отличается от мудрости? или Почему быть умным и быть мудрым — не одно и то же?

[yandex]Ум — достаточно широкое понятие, включающее в себя множество других характеристик (например, интеллект или знания) и выражает способность к мышлению. Иными словами умный человек способен мыслить, анализировать свои действия или действия других людей и делать определенные выводы. К тому же ум обычно заложен в нас на генном (природном) уровне, так как любой человек с самого рождения способен мыслить. Хотя анализировать и делать конкретные выводы люди начинают при достижении определенного возраста.

Мудрость в свою очередь несколько другое понятие, она не дается нам сразу при рождении, но способна накапливаться в течение всей нашей жизни. Человек, как правило, становится мудрее с помощью полученного от тех или иных действий опыта. Опыт и мудрость — понятия неразрывно связаны. Без опыта не может быть и мудрости, ведь мы учимся на собственных ошибках, делаем выводы после того как что-то произошло и таким образом накапливаем в себе информацию и в следующий раз в похожей ситуации действуем уже в зависимости от нашего опыта (от накопленной информации).

Хотя я писал выше, что разум у людей присутствует от рождения, но никто не запрещает также его накапливать в течение жизни, учась, приобретая новые знания. Мудрость же, приходит с годами, с опытом. И вряд ли совсем молодой человек может быть мудрым, разве что он успел за свою короткую жизнь сделать много ошибок и правильных поступков.

Что важнее, ум или мудрость?

[yandex]Спрашивать: что лучше, быть умным или быть мудрым? — Это в некоторой степени то же самое, что спрашивать ребенка кого он больше любит, маму или папу. Но если уж заговорили о родителях, то скажу, что самым лучшим вариантом будет — умный папа, и мудрая мама или наоборот.

Давайте для примера рассмотрим такую ситуацию: два друга переходят горную реку. Один из них умный — IQ зашкаливает и черепная коробка трещит по швам, другой — нет.

Кто-то, неважно кто, идет первым пока второй ждет на берегу. И независимо от того, насколько он будет умным или аккуратным, все равно существует вероятность, что он ошибется при переходе реки, наступит не на тот камень, не рассчитает силу течения, так как впервые переходит эту реку, попадет в яму и промокнете до нитки.

Но если так произойдет, то второй, тот, который ждал на берегу проанализировав ситуацию, сделав определенные выводы и научившись на ошибках (благо, что не своих) поступит мудро, пойдет вниз по течению до моста и перейдет реку без проблем. В результате ошибки одного человека — опыта, а, следовательно, и мудрости наберутся оба, и в будущем будут поступать всегда мудро, и что еще более важно, передавать эту мудрость другим.

Опять небольшой вывод: ты можешь быть просто мега-умным, но все равно делать глупые поступки. Разум не подкреплен мудростью плохо влияет на организм.

Но, я считаю, лучшим будет гармоничное сочетание в человеке как ума, так и мудрости. Но, к сожалению, так не всегда бывает, обычно людям присуща какое-то одно качество, или вообще никакое. Поэтому пока молодые учитесь уму-разуму, а жизнь в свою очередь научит вас мудрости.

В завершение притча:

Встретил молодой парень мудреца и спрашивает у него, как он стал таким мудрый?
— Это благодаря моим разумным решениям, — ответил тот.
— А откуда взялись эти разумные решения?
— Они появлялись благодаря большому опыту …
— А опыт тогда откуда у тебя взялся? …
— А опыт я получал благодаря своим глупым решениям …

Вот так, тут уж выводы делайте сами.

Эту статью на украинском языке вы можете прочитать здесь

На английском в последний раз я разговаривал с турком, который приехал на конференцию к нам в университет. И должен признаться, было сложно. Подзабыл слова ввиду отсутствия практики. Поэтому я решил поискать, где можно записаться на курсы английского языка в киеве и немного подтянуть свои знания хотя бы до уровня intermediate.

Источник

Чем мудрый человек отличается от умного

ум и мудрость разные вещи

Необходимо научиться различать ум и мудрость. Все люди обладают совершенно разными понятиями о характеристиках ума. Некоторые люди считают, что умный человек может с легкостью найти выход практически из любого положения. Чем мудрый человек отличается от умного.

Кто-то считает, что ум – это обладание большим количеством академических знаний. А кто-то путает ум и мудрость.

Виды интеллекта

Есть два вида интеллекта – вербальный и невербальный. Чаще всего у человека развит какой-либо конкретный вид. Однако, бывает так, что оба вида развиваются параллельно. Тогда личность человека будет вполне гармоничной.

Вербальный интеллект. Этот вид интеллекта подразумевает собой способность человека мыслить в процессе своего разговора. Он может продумывать дальнейшие шаги в разговоре, не отвлекаясь от диалога;

Невербальный интеллект – это способность умело оперировать образами в собственном сознании. Таким видом мышления обладают преимущественно творческие личности.

Человек, в процессе своей жизни, развивает оба вида мышления. Все зависит от возраста. Например, уровень развития вербального мышления у ребенка будет ниже, чем у взрослого человека. Однако, ребенок обладает более развитым невербальным мышлением.

Мудрость

Понятия ум и мудрость не являются синонимами, но они вполне могут дополнять друг друга. Мудрость человека является его приобретенным качеством, которое развивается в процессе всей жизнедеятельности. Мудрость не распространяется на какую-то отдельную область жизни, она проявляется в общем смысле.

Также мудрость человека проявляется в способности дать правильный совет в сложной ситуации. Эту мудрость можно назвать жизненным опытом, который приобретается человеком на протяжении всей его жизни. Примеры здесь. (Откроется в новом окне).

Чем мудрый человек отличается от умного

Самым основным отличием ума от мудрости является то, что умом можно обладать с самого детства. А мудрость приходит только со временем и опытом.

Мудрый человек не должен в обязательном порядке обладать глубокими академическими знаниями. Мудрость человека определяется тем, что он может справиться с определенной ситуацией, опираясь на опыт прожитых лет. Он смог обнаружить решение этой ситуации методом проб и ошибок.

Умный человек имеет знания, которые помогают ему равномерно развиваться. Он может быть являться умным в различных областях. Мудрый же человек может вообще не иметь образования. Но разбираться в жизни, руководствуясь собственным опытом и совершенными ошибками.

Умный и мудрый человек обладают различными жизненными ценностями. И знает, что иногда личный жизненный опыт мешает.(Откроется в новом окне). Умный человек больше руководствуется конкретными знаниями. А мудрый – спокойствием и решительностью.

Есть люди, имеющие определенные отклонения в развитии, но обладающие определенной мудростью. Про таких обычно говорят, что они мудры сердцем. Они совершают поступки, которые им подсказывает сердце и внутреннее чувство, а не знания и разум.

Такие люди с самого детства могут обладать высоким уровнем мудрости. Причем этот уровень может быть выше, чем у человека с нормальным развитием интеллекта. В некоторых ситуациях интеллект не является помощником, лучше руководствоваться эмоциональной и сердечной мудростью.

Обмен положительными эмоциями на статью: Чем мудрый человек отличается от умного,
Я вам Благо Дарю, а вы пройдитесь по звездочкам!

Источник

Что такое: Интеллект, ум, разум, мудрость?
Их определение и различие друг от друга.

Вот так, ни больше ни меньше! Согласно «Википедии», интеллект, это самое высшее, чем только может обладать мозг, ибо он объединяет все мыслительные способности.
А вот определение понятия «ум», взятое из Современного энциклопедического словаря:

То есть, получается, что между умом и интеллектом нет никакой разницы, интеллект – тот же ум, только на латинском языке. Но ведь не может быть так, чтобы два разных слова означали абсолютно одно и тоже, иначе такие слова становятся лишь мусором.
Вот ещё одно определение (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова):

Что ж, это уже что-то, выходит, что ум только подготавливает рассудок к интеллекту. Из всего сказанного ясно, что ум – это работа мозга в одной плоскости – мышление. В то время, как интеллект включает в себя большое разнообразие подобных качеств: мышление, память, воображение, внимание и т.д.
Выходит, что интеллект отличается от ума тем, что способен работать в нескольких плоскостях. Он более обширен, его возможности выгодно разнятся именно в горизонтальной проекции. Другими словами, говоря, человек с высоким интеллектом мыслит не лучше, или не глубже, чем умный человек, но его познания более обширны.
Хорошо, пусть будет так. Но вот вопрос: когда в цирке или других местах, обучают различным номерам и трюкам животных, что у них задействовано в первую очередь?
Восприятие? – безусловно!
Память? – прежде всего, иначе вся работа насмарку!
Воображение? – очень может быть…
Мышление? А вот здесь вспоминается один показательный случай:
Когда-то давно, в одном из институтов был поставлен эксперимент – дрессировать волков также как и собак, чтобы выявить их способности. Но волки почему-то не обучались. Собаки, ради куска мяса, без проблем обучались командам «сидеть», «лежать», исполнять несложные задания и т.д. А волки просто нападали на дрессировщика и силой отбирали этот кусок. Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не додумался посадить волка в обыкновенную клетку. И, о чудо – недавний «тупой» волк стал исполнять все команды с точностью, без ошибки, дабы заполучить награду. Но как только он оказывался вне клетки, то снова принимался силой отбирать мясо. Выходит, что волк лучше анализировал ситуацию, нежели собака, он прекрасно понимал: зачем ему лишний раз напрягаться, когда можно просто припугнуть слабого человека и отобрать у него заветный кусок. Но всё показанное он запомнил не хуже собаки. Собака же этого не осознавала и безропотно исполняла то, что ей зададут.
Выходит, что волк занимался именно мышлением. Он правильно оценивал ситуацию и исходил из внешних обстоятельств, собака же только использовала свои познавательные способности и каждый раз, когда встречалась с подобной проблемой, искала её решение в своём опыте, так сказать «оперировала своими знаниями», и даже не попробовала создать свой новый способ решения проблемы.

«Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач»… Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. (Мигашкин Н. В.)

Но волк решил свою задачу несмотря на предоставленный ему «процесс познания», он правильно оценил обстановку и выбрал куда более оптимальный способ решения!
Поэтому, катание медведей на велосипедах, прыжки диких кошек через круги, прыжки в высоту дельфинов, игра тюленей в мяч или ходьба собак на задних лапах и лай в нужный момент – всё это ещё не мышление, не ум, хотя использование познавательных способностей идёт здесь полным ходом. Поэтому можно заключить, что такое качество, как «ум», гораздо выше по своей значимости, чем «интеллект»

Хотелось бы также не обойти стороной и такое явление, как «искусственный интеллект». Наиболее яркий пример – сложнейшие электронные машины, способные в доли секунды просчитывать миллионы вариантов и находить оптимальный. Но снова загвоздка: они способны лишь воспроизводить, а не создавать.
Например: когда Гарри Каспаров проиграл в шахматном поединке ЭВМ, все заговорили о том, что машины уже превзошли людей по своим умственным способностям, что скоро они достигнут такого уровня, что полностью смогут заменить собой людей. Этакий «Закат Европы» в стиле XXI века.
Хотелось бы спросить: а что, эта ЭВМ проявила ум, проницательность, нестандартность? Она решила прибегнуть к каким-нибудь «нешахматным» методам – отвлечь внимание противника, заговорить его? – Нет! Она просто просчитывала варианты, то есть, воспроизводила свою программу. То есть, действовать так, как человек, она не способна. С каких пор прототип зомби стал считаться эталоном ума?!
Представим недалёкое будущее: вот появятся роботы, следящие за чистотой на улице, за безопасностью на дорогах, обслуживающих людей в магазинах и иных массовых скоплениях народа. Допустим, произошло стихийное бедствие, или ЧП, или военные действия (не приведи Господь). Ведь все эти роботы будут продолжать выполнять свою, заложенную в них программу. Да, идеально, совершенно. Но у кого тогда повернётся язык назвать такое создание умной? Когда, спасающегося от приближения катастрофы, человека, будет догонять и останавливать за превышение скорости робот-полицейский?
Не будет техника обладать умом, никогда, потому что для этого необходима душа (дыхание жизни). Другое дело люди и животные, это присуще только им, потому как Господь наделил их таким качеством. Кстати, именно поэтому я считаю создание киборгов аморальным (киборг – соединение кибернетики и органики).
Приведу ещё один пример: мой дед был охотником – медвежатником. Однажды он не успел вовремя вернуться в охотницкую избу, пришлось заночевать в тайге. Дед расположился на берегу, будучи готовым в любой момент отплыть на середину реки. Отправился за валежником, а когда вернулся, заметил, что у его лодки орудует медведь – тот возился с дедовыми припасами в рюкзаках и снастях. Дед оставил валежник и поспешил к высокому, толстому дереву. Медведь, заметив человека, предпринял следующее: для начала он, чтобы человек не смог ускользнуть, оттолкнул лодку от берега. После этого ринулся за дедом. Как потом вспоминал сам дед, он просто поразил его своей сообразительностью. Медведь почти догнал и не дал возможности человеку влезть на дерево. Он стал гоняться за ним вокруг дерева. Но, поскольку человек более вёрткий, он всё время ускользал от медведя, который, из-за своей габаритной туши никак не мог его поймать. Тогда этот «мишка» стал собирать поленья и раскидывать их вокруг дерева, чтобы человек споткнулся о них и упал. Когда он заметил, что человек откатывает коряги, пока медведь ищет новые, то зверь попытался даже вкапывать их! Он рыл землю лапой и вонзал в ямы эти пни. За человека он не опасался, поскольку понимал, что человек, ночью в тайге, ни за что не отойдёт от дерева на берегу, которое хоть как-то освещалось луной. Спас деда случай: уже под утро мимо проплывала «моторка», охотники увидели медведя на берегу и пальнули с ружья. Медведи – существа очень пугливые, одного выстрела оказалось достаточно, чтобы он в страхе удрал.
Я слышал от отца немало рассказов о медведях и поражался их уму. Они находили смелые решения, как освободиться от капканов, или задрать охотников. Их много гибло в тайге. Были случаи, что убитого охотника медведь притаскивал к его собственной избе. Чтобы дать родственники понять, что его не просто задрали, а отомстили, понятно за кого.
Месть – это особое чувство, оно невозможно ни при каком интеллекте, и это не просто эмоция. Это настолько изощрённый способ воздаяния, чтобы даже представители другого вида догадались, что это не просто убийство. Это слишком сложно, это качество доступно только уму, поскольку здесь необходимо настоящее мышление.
Но, увы, в нашем современном образовании мышлению отводят какую-то второстепенную роль. Упор делается на загрузку новыми знаниями, развитие памяти и механическое заучивание: схем, формул, определений, событий, дат и т.д.

Разум и мудрость
Что ж, мы разобрались, что интеллект и ум имеют между собой отличие. Но что такое, тогда разум, разве обязательно ему иметь свои уникальные черты?
Обязательно! Особенно, когда вспоминаются слова А.В. Суворова: «Ум без разума – беда».
Просмотрев достаточное количество определений понятию «разум», мы обнаружили, что оно ничем не отличается от определений ума или интеллекта:

«РАЗУМ, или сознание. В обыденном представлении разумное существо – это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение»

И, наконец, мудрость. Здесь вы можете быть со мной согласны или нет. Но, по моему, мудрость это:
Состояние, когда человек готов не только впитывать новую информацию, не только на её основе находить новые решения неизведанных задач, не только создавать прекрасные творения, и не только осознавать ответственность за последствия своих действий.
Мудрость – это когда человек не занят поиском смысла жизни, а нашёл его! И смысл этот заключается в том, чтобы делать мир вокруг себя добрее и радостней. Чтобы преображать окружающих тебя людей, дарить им любовь и освещать радостью, чтобы они становились такими же мудрыми. Чтобы простые люди повышали свой интеллект, интеллектуалы набирались ума, умные обретали разум, а разумные открывали глаза и видели, что наш мир – прекрасен. И только от нас зависит: погубить его окончательно или сделать по настоящему прекрасным, добрым и светлым.
Спасибо Вам всем!

Градация:
-1 (минус первый уровень)
Быдло – человек, сознательно противящийся приобретению знаний и живущий только потребительскими интересами: дорогая и модная одежда, изысканное питание, неограниченность в финансах, времяпрепровождение в сплошных удовольствиях и полное потакание своим желаниям – вот предел их исканий. По своему качественному состоянию такой тип людей ничем не отличается от амёбы или паразитов, поскольку ведёт паразитарный образ жизни – сплошное потребление при нулевом уровне производства. Их жизнь лишена смысла, по их собственному признанию «Смысл жизни – в самой жизни». Говоря другими словами, они едят, чтобы есть, а не чтобы дать энергию своему организму, копят деньги ради накопления, а не для реализации их на полезное дело и т.д. В их образе жизни отсутствует главный фактор – цель. Бесцельное существование, приходят в этот мир ни для чего и ни с чем уходят.
Доля среди населения примерно 20-25%

0 (нулевой уровень)
Обыватель – человек, который стремится, главным образом, к достижению земных благ, умственные и моральные качества развивает только в том случае, если это помогает ему достичь своих меркантильных интересов. В отличие от быдла, способен, и, как правило, с интересом приобретает знания, если встретится с более знающим человеком. То есть, сам к знанию не стремится, но противиться ему не станет. Способен меняться в зависимости от окружения, пересматривать свои интересы, увлечения, смысл существования, что роднит его с конформизмом. Именно такой тип людей попадает в различные псевдорелигиозные культы и секты, поскольку очень подвержены внушению и контролированию сознания. Любая экстремистская организация или агрессивная политическая организация, делает ставку на этот слой людей.
Доля среди населения примерно 35-40%

1 (первый уровень)
Интеллектуал – человек, обладающий обширным багажом знаний, очень развитый. Он постоянно ищет и усваивает новую информацию. Обладает хорошей памятью. Способен применять свои знания на практике для успешного выполнения задач, быстро прорабатывать множество вариантов развития ситуации. Эти люди, в большинстве своём, успешны, ответственны к своей работе. Но часто они превозносятся своими качествами перед другими, хотя ни за что это не признают. Для таких людей опасен срыв, неудача на своём поприще, поскольку редко кто из них находит силы пережить поражение. Причина этого кроется, опять же, в их завышенной самооценке и слишком явного самолюбования.
Знания для таких людей – это всё, они видят смысл жизни только в нём. Повторимся: с менее одарённым или нижестоящими по служебной лестнице они нередко бывают грубы и жестоки.
Доля среди населения примерно 15-20%

2 (второй уровень)
Умный – прежде всего, это мыслящий человек, способный не только понять и усвоить, но совершить открытие, способный создать как научный труд, так и шедевр творчества в поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре и т.д. Представители этого типа становятся учёными с мировым именем, новаторами, первооткрывателями. Творческая и научная интеллигенция – классический пример. Однако, зачастую человек умный может и не обладать моральными качествами, в таком случае уместно говорить о «злом гении». Увы, таковых также не мало. Короче говоря, умный – совершенство ума, при возможном нравственном уродстве (ассиметрия духовного и умственного начал). Как бы кому ни нравилось, но прогресс человечества (вернее, его техническая часть) идёт именно благодаря людям этого типа.
Доля среди населения примерно 3-5%

3 (третий уровень)
Разум. Человек разумный – не просто homo sapiens sapiens. А обладающий мышлением, способный создавать и творить, но при этом и сознающий свою ответственность за то, что он создаёт. Данный тип людей никогда не будут делать того, что, по их мнению, может негативно сказаться на других людях. Их моральные качества на высоте, они руководствуются не просто созиданием, но преследуют благородную цель: с помощью своих изобретений или творений сделать людям добро. Благая цель для них стоит выше личного творчества. Нередко такие люди уничтожали свои творения (вспоминаем А. Пушкина, А. Чехова, М. Булгакова и других). Подобное поведение и благородство – большая редкость в наши дни.
Доля среди населения в процентном соотношении трудно уловима, однако такие люди, бесспорно, есть, иначе мир давно прекратил бы своё существование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *