ум разум ложное эго
Как ум, разум и ложное эго взаимодействуют друг с другом?
Ум находится под влиянием чувств. Также он может находиться под влиянием разума и ложного эго, смотря что пересилит. Чувства могут давать уму хорошую силу, а могут давать плохую. Например, если разум пересиливает чувства, тогда ум наполняет хорошая энергия. Вы сейчас сидите на лекции, у вас есть желание получать знания. То есть разум пересиливает ум и чувства, и вы сейчас таким образом контролируете ложное эго.
Ум всегда находится под чьим-то влиянием. Это очень сложно понять. Это очень глубокое знание. Природа ума изменчива, как парусная лодка. Куда ветер подует, туда она и плывет. Моряк может думать каждый раз, что он плывет туда, куда надо. Именно так это и происходит, понимаете? Ветер гонит чувства, а моряк — это ум. Ум находится в лодке чувств и всегда думает, куда ветер дует, туда и надо плыть. У него такое свойство. А компас — это разум, который показывает: «Надо туда плыть, там счастье». А ложное эго говорит: «Не слушай его, плыви туда, куда хочешь. Правда находится внутри меня. Я всё знаю. Мне хочется так, и поэтому я буду делать так». Теперь понимаете, как работает система у нас в голове?
Итак, ум думает в зависимости от обстановки. Давайте приведем пример того, как ум, разум и ложное эго взаимодействуют друг с другом. Допустим, вы вчера слушали лекцию о том, что надо вовремя вставать по утрам. Рано утром, в 6 часов, звонит будильник и разум говорит: «Лекцию помнишь?» Ум говорит: «Да, и что из этого? Давление снизится на весь день, опять кофе будешь пить. Однозначно надо спать». И всё. Борьба закончена.
Второй вариант, когда разум говорит уже на следующий вечер: «Ложись вовремя, иначе опять мне будешь тут говорить». Ум отвечает: «Ну ладно, хорошо, я лягу вовремя, но что потом будет, еще посмотрим». Ум, подверженный влиянию ложного эго, еще разуму скажет: «Ты всё равно не победишь меня». А ложное эго говорит уму: «Я всё равно буду делать так, как я хочу, мне наплевать на все эти рекомендации. Пускай болит голова, пускай будет давление снижено». Тогда разум говорит: «Слушай, ну так ты тогда будешь мучиться всю жизнь. Ты хочешь мучиться?» В итоге разум побеждает, и человек вовремя ложится спать.
Но утром вставать всё равно не хочется, хоть и лег вовремя. Ум находится утром под влиянием чувств, а чувства с чем связаны? С кроватью. Тело расслаблено, а чувства связаны с расслабленным телом. И расслабленное тело говорит: «Хорошо. Лежать так хорошо. Это самое лучшее, что со мной бывает за день. Поэтому просто лежи и ни о чем не думай». Разум говорит: «Ну надо же проверить. Доктор говорит, что будет лучше, если встану вовремя». А чувства говорят: «Ну ты же устал, спал не так много». Ум под влиянием чувств оправдывается. Он сам сочиняет всё это, придумывает, создает ситуацию, говорит: «Ну ты же устал». А разум говорит: «Ты же поспал, сколько надо. Чего тебе не хватает? Ты уже выспался! Надо вставать! У тебя уже голова свежая. Ты выспался, вставай». Тогда ум начинает придумывать всякие нелогичные доводы: «Ну еще немножко». Раз. И от такого довода разум отключается на 5 минут. Всё. Сон наступает.
Потом человек просыпается чуть-чуть погодя и думает: «Что такое случилось? Отрубился. Надо сосредоточиться». Он сосредотачивается и думает: «Так, я уже на полчаса проспал, поэтому нечего и дергаться. Надо просто дальше спать и всё». Так ум думает. Он ложится опять на другой бок и думает: «Ну слава Богу» и засыпает. И потом опять давление снижено весь день. Потом он вечером ложится вовремя и думает: «Завтра встану обязательно. Всё. Во что бы то ни стало. Ничто мне не сможет помешать». И он уже просыпается в это время, поднимается с постели уже в таком состоянии: «Неужели я встаю?! Все спят, а я встаю?» И ум смотрит на мужа, а муж спит в это время. Ум смотрит и думает: «Ну он-то спит! А я что хуже?» И разум говорит: «Ты встань, походи немножко, займись делами». И этот человек думает: «Ну ладно, сегодня встану. Но завтра посмотрим». Это ум так думает.
Человек встает, ходит, а ум постоянно говорит: «Зачем ты встал в такую рань? Зачем ты встал в такую рань?» Постоянно долбит разум. И человек от этого чувствует слабость. Он чувствует слабость не от того, что не выспался, а от внутренних диалогов и того, что чувства связаны с сонным состоянием других людей, которые спят в это время. И сон обволакивает человека.
Как победить это состояние? Надо сразу идти под душ. Когда человек встает под душ, то сила обволакивания переключается с теплой кровати на прохладную воду. Чувства связаны с теплой кроватью, и человек от этого чувствует слабость, ему хочется лечь спать. Но когда человек встает под душ, он просто говорит себе: «Подожди, сейчас встану под душ — там разберемся». Он встал под душ — раз, и сон снялся. Но на время. Когда человек опять начинает завидовать тем, кто спит, то опять будет тянуть в сон. Если кто-то сильно завидует тем, кто спит, то лучше вообще не заходить в спальню. Надо заняться чем-то. И в это время, рано утром, надо заняться чем-то интересным.
Обычно рекомендуется читать духовные книги, то есть получать силу счастья. Что-то такое счастливое, хорошее, житие святых почитать. Некоторые люди молятся по утрам или желают всем счастья. То есть надо не зарядку делать после пробуждения, а сесть и вслух негромко, чтобы никто не проснулся, пожелать счастья или прочитать молитву. А то некоторые громко это делают, и муж потом просыпается с криком: «Вот опять она с этим счастьем пристает!» Таким образом у нас в голове «дружат» ум, разум и ложное эго.
Фото из открытых интернет-источников
Если вы хотите использовать материал с нашего сайта, поставьте активную гиперссылку на страницу с публикацией. Спасибо.
Структура психики с точки зрения Вед
Согласно Ведам, наша психика, которая снаружи выражена присущим нам характером, привычками, склонностями, способностями запоминать, рассуждать, испытывать эмоции, а также прочими психологическими феноменами, представляет собой сложную структуру, состоящую из тонких вещественных энергий покрывающих душу. Кто есть я? Что такое личность и тонкое тело? Из чего состоит тонкое тело? Какова природа души? Чем отличается ложное эго от истинного? Почему есть различные уровни понимания, видения, восприятия? Есть ли между ними какие то градации? Каковы два смысла жизни? В чем заключаются скрытые способности ума и разума? Разберем это подробнее. Статья рекомендуется всем для внимательного изучения и самоосознания.
Все существующие объекты, которые мы видим вокруг себя, все процессы или явления, все уровни реальности фактически являются проявлениями Абсолюта.
Бесчисленные энергии Абсолюта можно разделить на две основные категории:
внешняя (материальная) энергия,
внутренняя (духовная) энергия.
Таким образом, мы можем говорить о существовании двух принципиально отличных друг от друга природах: материальной природе и духовной природе.
Мир, в котором мы живем, это мир материальной природы. Материальная природа сама по себе инертна, пассивна и мертва.
Феномен жизни в материальном мире возможен только благодаря вмешательству духовной природы в материальную.
Все живые существа, находящиеся в материальном мире, представляют собой крошечные частички духовной энергии, покрытые материей.
Ведический афоризм гласит: ахам брахмасми – что значит, “я есть дух”. Это утверждение говорит о нашей принадлежности к Брахману – духовной природе.
Итак, в действительности, каждое живое существо – это душа, которая на санскрите называется “атма”. Атма, это частичка деятельной духовной энергии.
Природа души описывается как “сат, чит, ананда”, что значит – бытие, знание, блаженство.
Аспект сат (бытие) – указывает на то, что атма, равно как и духовная природа вообще, всегда существует. Более того, для души нет таких понятий как прошлое и будущее. Все события для нее происходят в вечном настоящем, хотя нам и трудно понять это в нашем нынешнем обусловленном состоянии.
Аспект чит (знание) – означает, что атма в изначальном состоянии обладает полным знанием.
Аспект ананда (блаженство) – значит, что атма всегда находится в состоянии счастья.
Такие состояния, как:
небытие,
сон,
забвение,
смерть,
невежество,
страдания или беспокойства
– неестественны для души, поскольку вступают в противоречие с ее природой.
Атма это и есть личность – живое существо в своей изначальной природе.
Душа вечна и изначальна, она неуничтожима и неделима, она не возникает и не исчезает, она за пределами и времени и пространства.
Попадая под влияние майи – материальной энергии, душа покрывается тонкими материальными оболочками, благодаря которым она получает возможность действовать в этом материальном мире.
Эти тонкие материальные оболочки в совокупности называются тонким телом, на санскрите «линга шарира». Тонкое тело, это и есть наша психика, какой мы ее знаем.
Тонкое тело относится к материальной природе. Его можно сравнить с тенью человека. Тень не является личностью, но поскольку она порождена присутствием личности – человека, она кажется живой.
Тонкое тело, или психика, состоит из трех основных структур:
аханкары (ложного эго),
буддхи (разума),
читты (ума).
Ложное эго (аханхара)
Аханкара или ложное эго, это самая тонкая материальная оболочка, которой покрывается душа. Суть ложного эго в том, что мы начинаем воспринимать себя действующим субъектом в этом мире.
В действительности все действия совершают гуны материальной природы, душа никогда непосредственно с материальной природой не соприкасается, она лишь наблюдает и испытывает желания.
Само слово аханкара буквально переводится с санскрита “я делаю”.
Таким образом, аханкара создает иллюзию нашей принадлежности к этому материальному миру, мы начинаем считать себя его частью.
Так, благодаря аханкаре, мы начинаем ложно отождествлять себя с различными материальными понятиями.
Например, мы говорим:
я есть это тело,
я мужчина/женщина,
я молодой/старый,
я богатый/бедный,
я русский/украинец/узбек/казах,
я бухгалтер/пожарный/слесарь/банкир и т.д.
Далее ложное эго распространяет себя на различные предметы.
Например, мы говорим:
это мой дом/автомобиль/шкаф/рубашка/часы и т.д.
Можно наблюдать такой феномен: если вы ударите чью-то машину, выйдет водитель и спросит вас: “ты зачем меня ударил?”. Или вы можете тронуть кого-то за одежду, и вам скажут: “зачем ты меня трогаешь?”.
Такое ложное отождествлениесебя с различными материальными предметами или материальными понятиями происходит из-за присутствия ложного эго.
Аханкара может распространять себя на вашу комнату, квартиру, город, страну, планету и даже всю вселенную.
Почему так происходит? Согласно Ведам, душа, несмотря на то, что сама она имеет духовную природу, может попадать под влияние майи – материальной иллюзии. Душа покрывается оболочкой аханкары, когда у нее возникает желание господствовать над материальной природой.
Это желание на санскрите называется кама (“вожделение”).
Итак, наша духовная любовь превращается в мирскую похоть.
Это всё разновидности сексуального наслаждения и всё это является признаками сексуальных проблем.
Итак, все живые существа стремятся к наслаждениям. И в центре в материальном мире стоит материальное наслаждение.
Все живые существа здесь стремятся наслаждаться материальным образом, через материю, через свои материальные чувства.
И практически чем больше они наслаждаются материально, тем они больше утрачивают способность наслаждаться духовно.
Таким образом начинается процесс деградации: чем больше человек наслаждается материально, тем он больше бездуховен. Чем меньше он наслаждается через чувства, тем больше у него потенция наслаждаться духовным образом.
Вот откуда мы видим все эти определенные правила, предписания, запреты, ограничения у святых, посты, тапасьи и все остальное. Это только лишь для того, чтобы пробудить в человеке истинную природу к духовному наслаждению, постепенно. Сразу никто этого не сделает, люди столько жизней грешат, и потом вдруг сразу за один день измениться и получить высший вкус очень сложно. Но при определенной практике это реально и возможно.
Все эти желания порождены камой – вожделением, иначе говоря, желанием господствовать над материальной природой, а кама, в свою очередь, возникает из-за присутствия аханкары – ложного эго.
Еще один феномен заключается в том, что аханкара всегда стремится подавить или уничтожить любую другую аханкару, с которой прямо или косвенно соприкасается.
Такой антагонизм между ложным эго двух живых существ проистекает из самой природы ложного эго. Дело в том, что кама, это не просто желание быть господствующим, но желание быть единственным господствующим.
Здесь уместно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке», в которой старуха, в конце концов, пожелала быть владычицей морскою, и чтобы рыбка была у нее на посылках. К слову, здесь видны явные параллели с ведическими текстами. В шастрах материальное существование обычно сравнивается с морем или океаном и все мы – введенные в иллюзию живые существа – занимаемся тем, что пытаемся стать “владычицей морскою”.
Именно из этого свойства ложного эго проистекают такие явления как зависть, обида, гнев, ревность и другие.
Другая тонкая оболочка, которой покрывается душа – это буддхи.
Слово буддхи обычно переводят на русский язык как “разум”, хотя буквальный перевод этого слова с санскрита – пробужденность, просветленность или осознанность.
К функциям буддхи относятся:
способность рассуждать,
осознавать,
дискриминировать хорошо/плохо, полезно/вредно.
Например, ребенок не захочет пить горькое лекарство, поскольку его разум слаб. Взрослый же человек с сильным буддхи, способен делать то, что полезно, даже если это и неприятно, в этом проявление разумности.
Сомнения – это функция буддхи.
Вера – это функция буддхи.
Приверженность к той или иной идеологии – это функция буддхи.
Например, мы верим в демократию, или коммунизм, или мы христиане, мусульмане, последователи Карлоса Кастанеды – если мы приняли какую-то идею, идеологию, это означает, что она “вошла в наш разум”.
То или иное понимание, что такое счастье и как его достичь – это функция буддхи.
По сути, понимание, что такое счастье и как его достичь – это и есть идеология.
Здесь надо заметить, что в силу различия характеристик разума у разных людей, они принимают и признают ту идеологию, склонностью к которой обладает их разум.
Буддхи это деятельный компонент психики, именно благодаря присутствию буддхи совершается вся осознанная деятельность.
Например, именно благодаря тому, что люди обладают буддхи засеваются поля, строятся дороги, возводятся мосты и т.д. Если аханкара – это лишь семя материальной деятельности, это желание ей заниматься, то буддхи определяет – что именно делать и как. Кроме этого в разуме находятся мотивы действовать, или, иначе говоря – наше понимание того, как достичь счастья.
Например, какой-то человек каждое утро встает, чтобы приступить к своей работе. Что заставляет его делать это?
Этого человека поднимает его разум, и мотивы могут быть самыми разными.
Например он встает:
чтобы зарабатывать деньги для своей семьи, так как считает, что счастье – в финансовом благополучии его близких;
или он работает для того, чтобы прославится, поскольку считает, что именно в славе и признании заключается истинное счастье;
или он ученый и движим желанием совершить важное научное открытие.
Вместилищем для идеологии, которую мы разделяем; мотивов; нашего понимания счастья – является буддхи.
Наконец третья важная составляющая психики – читта, или ум.
Ум делится на две структуры:
Глубинный ум (собственно читта), в современной психологии он называется подсознанием.
А также внешний ум, или воспринимаемый ум, или монитор, который на санскрите называется манас.
Ум, в отличие от разума, непосредственно связан с чувствами. Можно представить это в виде некого осьминога с пятью щупальцами, где щупальца это чувства, а осьминожье тело – ум, компьютер обрабатывающий информацию, поступающую с органов чувств.
Также ум часто называют шестым чувством.
Главная функция ума – принимать приятное и отвергать неприятное для чувств. Слова “хочу” и “не хочу” принадлежат уму, а слово “надо” разуму.
Ум является резервуаром памяти, все прошлые впечатления и желания хранятся в нем.
Наш характер, это свойство ума.
Наши походка, манера говорить, моторика, мимика, жесты, темперамент и т.д. – все это функции ума.
И наконец все автоматические функции психики, условные и безусловные рефлексы, инстинкты, привычки, склонности, желания, реакции на внешние раздражители, автоматические навыки (такие как: умение ходить, говорить, управлять автомобилем и т.д.) – все это также функции ума.
Рассмотрим более подробно наш невоспринимаемый глубинный ум, называемый читта.
Читта это, по сути, резервуар в котором хранятся все испытанные нами в прошлом переживания, впечатления и желания. Шастры описывают, что каждое отдельное впечатление сохраняется в читте в виде некого отпечатка называемого на санскрите “самскара” или по-русски кармический отпечаток.
Читта сравнивается с озером, а самскары с мелкими песчинками и илом образующими дно этого озера. Под воздействием внешних сил, о которых мы не будем здесь говорить подробно, в различные моменты времени некоторые из самскар всплывают из глубинного ума в поверхностный, воспринимаемый ум в виде различных мыслей и желаний.
Приведем простой пример иллюстрирующий этот процесс.
Допустим, какой-то человек решил поспать днем, чего он раньше не делал. В результате этого действия, на следующий день, примерно в то же время что и вчера, этот человек почувствует, что его клонит в сон – это дает о себе знать та самскара (кармический отпечаток), которая сохранилась в его читте в результате его вчерашнего желания.
Такая склонность ума снова и снова испытывать прошлые желания, снова и снова действовать так, как действовал в прошлом, снова и снова реагировать так, как реагировал в прошлом, на санскрите называется “карма”.
Преодолеть такую склонность ума действовать по привычному сценарию – очень сложно, но возможно прибегая к помощи буддхи – разума.
Развив должным образом разум можно выйти за рамки ума, иначе говоря, за рамки кармы.
Чтобы лучше понять природу ума можно понаблюдать за животными, такими как кошки или собаки. Буддхи или разум у животных почти полностью отсутствует, поэтому наблюдая за ними можно увидеть, как действует ум в чистом виде.
Животные живут инстинктами, все их реакции, желания и действия предопределены.
Тоже самое можно сказать и о человеке в состоянии сновидения. Во время сновидения наш буддхи отключен, то есть, нет осознания происходящего, а манас деятелен – основываясь на прошлых впечатлениях и желаниях, он строит сюжет сновидения и сам же в нем участвует в качестве главного действующего лица.
В шастрах говорится, что состояние сознания животных примерно такое же, как у человека во время сновидения.
Ни грубое анатомическое тело, ни тонкое тело, состоящее из аханкары, буддхи и читты не имеют отношения к нашему истинному я (истинному эго, т.е. душе), они лишь инструменты, позволяющие нам действовать в этом мире материи.
По материалам: pandoraopen.ru
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
perevestnik
блог эзотерики
самопознание, просветление и эзотерика
Поговорим о душе, ложном и истинном эго, а также о ложных концепциях, которые приносят человеку страдания, депрессии и болезни. Поговорим также о самопознании и духовном освобождении.
Что такое ложное эго
Это отождествление души (сознания) с материальным телом. Душа является нематериальной субстанцией, которая обладает сознанием; она осознает, в том числе осознает материальное тело.
Благодаря ложному эго, душа связывается с телом, и образуется узел между материей и духом. Но такое отождествление души с материальным телом ложно, так как на самом деле душа никогда не становится телом. При рождении тела душа не рождается, во время болезней тела душа не болеет, в момент смерти тела душа не умирает; потому что душа не является частью материи, подверженной рождению (возникновению), изменению и смерти (исчезновению).
Именно ложное эго не дает душе осознавать себя чистым сознанием, так как привязанность к материи затмевает истинное положение вещей.
Проявления ложного эго и последствия
Из-за влияния ложного эго, человек целиком погружается в материальную деятельность, пытаясь добыть себе как можно больше счастья. Он пытается получить как можно больше удовольствия от материальной жизни, и избежать страданий. Однако со временем он понимает, что такие поиски никогда не дадут ему полного удовлетворения, так как счастье в материальном мире призрачно, оно каждый раз ускользает, оставляя после себя проблемы, разочарования, депрессии и болезни.
Ложные концепции, приносящие страдания
Все ложные концепции произрастают из отождествленности с материальным телом, то есть из ложного эго.
— я являюсь причиной
— я действую
— это мое (я владею)
— нужно жить для себя
И так далее.
Эти концепции являются ложными, так как душа по определению является чистым воспринимающим сознанием. В Бхагавад-Гите подробно описана природа души, в частности, ясно сказано, что душа ничего не делает в этом мире (все действия совершают гуны (энергии) материальной природы). Многие люди, кто познал свою истинную природу, подтверждают этот факт. Поэтому считать себя причиной – это заблуждение. Тело действует, но действует только под влиянием гун (благость, страсть и невежество), поэтому не является причиной своих действий.
Концепция владения тоже является ложной, так как на самом деле всё принадлежит Богу. Настоящее владение или обладание – это когда мы не можем потерять что-то, никогда. Но такого не бывает, все материальные вещи преходящи, и то, чем мы обладаем, Жизнь может забрать у нас в любой миг, даже не спрашивая. Какое же это обладание? Это постоянный страх потерять то, что имеем. Чего стоит такое владение?
А ложная концепция «жить для себя» создает человеку массу проблем, так как он притягивает в свою жизнь людей с точно таким же настроем, и тогда начинается война за обладание – вещами, обстоятельствами, положением, удовольствиями и т.д. – обладание тем, что в любом случае приносит массу неприятностей.
Эти и другие ложные концепции не дают человеку осознать себя, познать свои истинную природу, заставляя его крутиться как белка в колесе, обеспечивая ему следующие инкарнации (так как неосуществленные желания привязывают человека к материальному миру, заставляя воплощаться снова и снова).
Это большая шутка жизни – человек возомнил себя причиной, автором, владельцем, и это притом что он сам целиком и полностью является марионеткой в руках материальной природы.
Истинное эго
Ни ум, ни разум, ни ложное эго не является истинным я, или истинным эго.
Истинное эго – это осознание себя вечной духовной частицей Всевышнего, неотъемлемой частью Бога, Его духовной искрой.
По природе своей (качественно) душа не отлична от Бога, но отлична количественно, так как является всего лишь крохотной частицей сознания Бога.
Природой души, так как она неотъемлемая часть Бога, является служение Ему. Это естественная природа души, как частицы Единого Сознания – служить Целому. Ничего другого душа делать не может, так как это ее единственная функция. Это как орган физического тела, который естественным образом служит всему телу; он не работает сам для себя.
Согласно Ведам, истинное эго проявляется, когда человек занимается самопознанием и постепенно осознаёт свою природу: он избавляется от ложных концепций «я есть тело», «хочу себе…», «это мое», «я должен жить для себя» и т.д. Он видит, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не происходит случайно, все подчиняется Законам Жизни, или Законам Бога. У него естественным образом возникает желание делать что-то полезное не только для себя, но чтобы это приносило пользу всем. Это называется жить для Бога, потому что есть только Бог, всё проявленное – это проявление Бога. Принося пользу Целому, человек получает всё, что ему нужно, поэтому желание жить только для себя отпадает автоматически. Это проявление истинного эго.
Освобождение – как обрести вечность, знание, блаженство
В Ведах говорится, что истинное эго приносит человеку истинное счастье, а не временные удовольствия, которые неизбежно сменяются страданиями.
Душа свободна по природе своей, так как, по сути, она даже не имеет отношения к материальному миру, кроме иллюзорных привязанностей.
Веды утверждают, что природой души является вечность (неподвластность времени), знание (истинное знание о природе вещей) и блаженство, то есть настоящее духовное счастье. И чтобы познать свою природу, человек должен изучать духовную литературу (священные писания), пытаться разобраться в сложных моментах, работать над собой, заниматься самопознанием – тем или иным образом. Так он обретает освобождение и достигает вечности, знания и блаженства.
Для нашей эпохи самым быстрым методом освобождения и самопознания Веды называют бхакти-йогу, то есть путь преданного служения Богу. Этот путь очень быстро показывает человеку его истинное положение, как души, так и тела. Однако, сложность в том, что концепция жизни современного человека (жить для себя) прямо противоположна пути бхакти (жить для Бога), из-за чего этот путь неприемлем для людей, которые слишком сильно отождествлены с материальным телом. Для таких людей существуют другие разделы Вед, и каждый может выбрать тот путь, который на данный момент ему больше всего нравится.
Все пути ведут к Богу, потому что нет ничего, кроме Бога. Так или иначе, каждый человек когда-то осознает свою истинную природу, избавится от ложного эго и обретет вечность, знание и блаженство. Вопрос только в том, сколько времени займет путешествие души домой, и что ей повстречается на пути.
Пусть для всех этот путь будет легким, увлекательным и приятным!
Читайте также другие статьи в рубрике Высшая мудрость