ум септаккорд 7 ступени
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Вводный септаккорд (VII7) или септаккорд VII ступени и его обращения
Базовый курс гармонии. Содержание
Вводный септаккорд (VII7) или септаккорд VII (вводной) ступени является одним из главных септаккордов доминантовой группы.
По структуре и звучанию септаккорд VII ступени — это малый с уменьшенной квинтой септаккорд в натуральном мажоре и уменьшенный септаккорд в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Как и любой другой септаккорд, VII7 имеет три обращения: VII65 на II ступени, VII43 на IV ступени и VII2 на VI ступени лада.
При разрешении VII7 и его обращений в аккорды тоники образуется мелодический тип соединения :
VII43, который строится на IV ступени лада может также плагально разрешаться в T53:
Кроме того, водный септаккорд (VII7) и его обращения могут разрешаться внутрифункционально (т.е. в рамках одной функциональной группы аккордов) в ближайшие аккорды доминанты с использованием гармонического типа соединения. Три звука аккорда остаются на месте, кроме с ептимы (6-й ступени лада), которая разрешается на секунду вниз в приму доминанты (5-ю ступень). В свою очередь, аккорд доминанты разрешается в тонику:
VII7, VII65 и VII43 могут употребляться в качестве доминантовых гармоний в начале и середине построения.
VII2 может быть использован в заключительной полной каденции как басовое задержание к D7:
Задание; Играйте обороты, представленные в нотных примерах, в различных мелодических положениях во всех тональностях квинтового круга.
Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?
Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.
Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.
Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.
Какие бывают вводные септаккорды?
Взгляните на этот нотный пример:
Какие обращения есть у вводных септаккордов?
Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:
Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:
Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор
Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):
Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор
Разрешение вводных септаккордов в тонику
Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):
Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре
Пример разрешения непосредственно в тонику:
Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре
Краткие выводы, но ещё не конец
Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:
Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:
Если нужно построить от звука
Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.
Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:
Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.
Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:
Удачи вам в ваших делах!
Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru
Ум септаккорд 7 ступени
Уфа, Степана Кувыкина, 17
Строение, обращение, разрешение вводного септаккорда (МVII7, УмVII7).
Довольно распространены септаккорды, построенные от VII ступени натурального мажора, гармонического мажора и гармонического минора. Мы помним, что VII ступень тяготеет к I ступени (тонике). Из-за этого тяготения септаккорды, построенные на VII ступени, называются вводными.
Рассмотрим вводные септаккорды для каждого из трёх ладов.
Уменьшённый вводный септаккорд
Рассмотрим гармонические мажор и минор. Вводный септаккорд в этих ладах представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена малая терция. В итоге получается: м.3, м.3, м.3.
Интервал между крайними звуками — уменьшенная септима, из-за чего аккорд называется уменьшённым вводным септаккордом.
Малый вводный септаккорд
Рассмотрим натуральный мажор. Здесь вводный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена большая терция: м.3, м.3, б.3. Крайние звуки этого аккорда образуют малую септиму, из-за чего аккорд называют малым вводным.
Обозначаются вводные септаккорды следующим образом: VII 7 (построен от VII ступени, далее цифра 7, обозначающая септиму).
На рисунке вводные септаккорды для D-dur и H-moll:
Взгляните на этот нотный пример:
Обращение вводных септаккордов
Вводные септаккорды, как и доминантсептаккорды, имеют три обращения. Тут всё по аналогии с доминантсептаккордом, поэтому задерживаться на этом не будем. Заметим только, что одинаково часто используются как сами вводные септаккорды, так и их обращения.
В первом такте изображён большой мажорный септаккорд, во втором — его первое обращение, в третьем такте — его второе обращение, в четвёртом — третье обращение. Последовательно перенося нижние звуки на октаву вверх, мы получили все обращения септаккорда.
Разрешение вводных септаккордов
Септаккорды разрешаются так же в тонические трезвучия.
Первый способ заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику.
Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут-то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности, огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.
Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.
Этот вариант показывает разрешение сразу в тонику.
Второй способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.
Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко.
Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.
Вариант разрешение через доминантсептаккорд.
Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса». По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.
Остальные вводные септаккорды (МVII7) записываются аналогично примерам, изображенным выше.
Проверка:
2: через D7 и сразу в тонику.
В гармоническом мажоре и миноре.
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Урок №13 (ТЕМА №1.13 Строение, обращение, разрешение DII7 в мажоре и миноре.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Ум септаккорд 7 ступени
Уменьшенные вводные септаккорды
Септаккорды, построенные на седьмой ступени гармонического лада называются уменьшенными вводными
Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени
Это один из первых аккордов, при разрешении которого в тонику ученики сталкиваются с законным нарушением классического правила. Правило гласит: удваивать терцовый тон трезвучия запрещено. Для избежания параллельных квинт терция септаккорда движется в терцию тонического трезвучия (куда также разрешается квинта септаккорда). Поэтому вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Принцип удвоения терции наследуется и при разрешении обращений вводных септаккордов в тонику.
Буквенная запись
Подробно и правильно аккорд лучше записывать так: ум.VII7 (г)
Разночтения при буквенной записи аккорда
*Примечательно, что все выше приведенные по номерам записи аккорда трактуют этот аккорд именно так, а не иначе, т.е. по факту являются правильными. Но знание предмета подразумевает знание точной терминологии, и лучше записывать аккорд так как принято.
Обращения уменьшенного вводного септаккорда
Правило удвоения терцового тона при разрешении в тоническое трезвучие сохраняется как и в случае разрешения основного вида уменьшенного вводного септаккорда.
Разрешение обращений
Разрешение в аккорды доминантовой группы
Что еще нужно знать, группа вводных септаккордов может разрешаться в тонику опосредованно через аккорды доминанты
Малый вводный септаккорд
Септаккорд, построенный на седьмой ступени натурального мажора, называется малым вводным
Для курса сольфеджио нужно знать, что данный аккорд строится только в мажоре.*
В сравнении с уменьшенным вводным он звучит чуть менее напряженно (и в ладу и сам по себе).
Буквенная запись
Разрешение
Малый вводный септаккорд седьмой ступени разрешается в тонической трезвучие с удвоенной терцией (первый такт ниже изложенного примера). Терция удваивается (как и в случаях с уменьшенным вводным септаккордом) для избежания параллельных квинт. Также он может разрешаться в тонику посредством доминантового квинтсекстаккорда (второй такт примера).
При разрешении обращений малого вводного септаккорда седьмой ступени в тоническое трезвучие правило удвоения терцового тона наследуется. Данный вид практики на занятиях с учащимися не проводится, поэтому во избежания подачи лишней информации графический пример не даем.
*За рамками курса официальной теории
Малый вводный септаккорд может быть построен и в мелодическом миноре (не только в натуральном мажоре). Очевидно, в миноре его разрешение в тоническое трезвучие на момент написания доктрины показалось теоретикам несколько неубедительным, либо они решили не усложнять и без того тернистую жизнь учеников, отказавшись от него. Скорее всего, отчаявшись в поисках примера из архивов классической музыки, и московская, и питерская школы пришли к такому утверждению. Вариантов употребления данного аккорда в джазе достаточно. Самым ярким можно было бы назвать начало из «Колыбельной Клары» оперы «Порги и Бесс» Джоржа Гершвина. Теория выводится из наблюдений и анализа практики. Так что делаем выводы. Фрагмент яркий, звучащий, убедительный.
Пример в джазовой фактуре:
Запись примера в адаптированном для данной темы виде:
ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях
Как аккорды доминантовой группы вводные септаккорды уместны в любых контекстах после любых аккордов тонической, субдоминантовой и даже доминантовой группы (т.е. всегда). Если нет нарушений правил голосоведения, логика музыкального развития позволяет гармонизовать участок мелодии вводным септаккордом после любого из аккордов любой группы (T, S, D). Главным будет правильно его разрешить.
*В четырёхголосной фактуре расположение аккорда определяется по нижнему голосу (басу), как для всех других аккордов в четырехголосии.
Для слуховой тренировки на определение вводный септаккордов рекомендуется воспользоваться ниже представленным приложением. Демо видео представлено (кликните на изображение)
|
|
Аккордовые последовательности 6-й класс. Слуховой анализ
Дальнейшая разработка КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио по материалам шестого класса ДМШ, ДШИ. Обучает, закрепляет, проигрывает диктанты, ставит оценки, проводит работу над ошибками, приучает к правильной записи аккордов в цифровке. Незаменимый помощник учителю родителям и ученику с функциями встроенного родительского контроля.
Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
для активации требуется регистрация
Вводные септаккорды в рамках учебного процесса
Для подробной информации, с какими боле простыми (ранее изучаемыми) аккордами вводные септаккорды встречаются в цифровках и в каких классах ДМШ начинают изучаться, перейдите по данной ссылке
Прошлые записи по теме
Разрешаются вводные септаккорды следующим образом.
Оба вводных септаккорда разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией (на основе простейшего тяготения неустойчивых звуков, в том числе двустороннего разрешения тритонов и нормального ведения верхнего звука интервала септимы на секунду вниз), это один из редчайших случаев в классической гармонии, где допускается удвоение терции, т.к. акустически в простом контексте это не лучший вариант для исполнения (полученного звучания).
Как и все другие септаккорды, уменьшенные также имеют три обращения.
Общее звучание вводных септаккордов диссонантное и в то же время минорное (грустное).
Ум септаккорд 7 ступени
Музыкальный класс запись закреплена
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ
— МVII7 строится в натуральном мажоре
— УмVII7 строится в гармоническом мажоре и гармоническом миноре
Вводные септаккорды, как и любые другие септаккорды, имеют 3 обращения: квинсекстаккорд (VII65), терцквартаккорд (VII43) и секундаккорд (VII2)
VII65 строится на II ступени
VII43 сроится на IV ступени
VII2 строится на VI ступени
III. МVII7 и ОБРАЩЕНИЯ: ИНТЕРВАЛЬНЫЙ СОСТАВ:
МVII7 = м3+м3+б3
МVII65 = м3+б3+б2
МVII43 = б3+б2+м3
МVII2 = б2+м3+б3
IV. УмVII7 и ОБРАЩЕНИЯ: ИНТЕРВАЛЬНЫЙ СОСТАВ:
УмVII7 = м3+м3+м3
УмVII65 = м3+м3+ув2
УмVII43 = м3+ув2+м3
УмVII2 = ув2+м3+м3
V. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ VII7
* VII7 —- T53
* VII65 —- T6
* VII43 —- T6
* VII2 —- T64
* VII7 —- D65 —- T53
* VII65 —- D43 —- T53
* VII43 —- D2 —-T6
* VII2 —- D7 —- T3
VI. ИНТЕРЕСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
а) в состав вводного септаккорда входят все 4 неустойчивые ступени, и не входит ни одна из устойчивых;
б) уменьшённый вводный септаккорд содержит в себе два тритона, которые сцепляются между собой как звенья в цепи; эти тритоны появляются от понижения VI ступени в гармоническом мажоре и от понижения VII ступени в гармоническом миноре.