ума палата была объяснение афоризма

ума палата

— Александр Ильич, хоть он и ума палата, и учён, и энергичен, без такой жены, как вы, не был бы тем, что он есть. П. Боборыкин, Поумнел.

— Я, надо признаться, не ума палата, интеллектом не блещу. (Реч.)

Полезное

Смотреть что такое «ума палата» в других словарях:

ума палата — См. умный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ума палата прил., кол во синонимов: 9 • … Словарь синонимов

УМА ПАЛАТА — у кого Выдающиеся умственные способности. Имеется в виду, что лицо (Х) обладает блестящим интеллектом, широким кругозором, глубокими познаниями разного характера. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ У Х а ума палата. неизм. В роли именной… … Фразеологический словарь русского языка

ума палата — чаще ирон. о глупом человеке. Слово палата в этом фразеологизме первоначально означало большое помещение в каменном здании. Позднее это слово стало применяться к различным учреждениям, помещавшимся в таких обширных строениях. В палатах… … Справочник по фразеологии

УМА ПАЛАТА — Это весьма распространенное за пределами Одессы выражение менее всего стоит расценивать как комплимент в чей либо адрес, потому что полностью фраза звучит так: У него ума палата. Только ключик потерялся … Большой полутолковый словарь одесского языка

Ума палата — у кого. Разг. Одобр. Об очень умном человеке. ФСРЯ, 308; БТС, 775; ФМ 2002, 559; ЗС 1996, 137; Глухов 1988, 163 … Большой словарь русских поговорок

ума палата — у кого Об очень умном человеке … Словарь многих выражений

Ума палата, да разума маловато — Ума палата, да разума маловато. Ума палата, да другая не почата (съ избыткомъ). Ума палата, да не покрыта (уменъ, но бѣденъ). Ср. Вотъ гдѣ сила воли, вотъ ума палата. Ломоносовъ (о Екатеринѣ Великой). Мировичъ. 2. См. Палата. См. Умен, да не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ума палата, да разума маловато — Ума палата, да другая непочата (с избытком) Ума палата, да не покрыта (умен, но беден) Ср. Вот где сила воли, вот ума палата. Ломоносов (о Екатерине Великой). Мирович. 2. См. палата. См. умен да не разумен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Ума палата, а ключ (к ней) потерян — Ума палата, тележка и маленький мешочек. Только пользуется имярек из мешочка (от погов. ума палата об умном ч ке) якобы похвала … Живая речь. Словарь разговорных выражений

Ума палата, да денег ни гроша. — Ума палата, да денег ни гроша. См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

«Ума палата. » — как заканчивается эта фраза?

«Ума палата. » — как заканчивается эта фраза?

ума палата была объяснение афоризма

Некоторые фразеологизмы, поговорки и пословицы мы употребляем не до конца, лишь первую их часть. Это происходит то ли от незнания, то ли от экономии «речевого» времени. О чем же на самом деле говорят популярные и «недосказанные» выражения?

Художник: Валантен де Булонь

[ да ключ потерян/да разума маловато]

В прежние времена не каждый представитель знати умел писать. Потому ум ценился высоко, а у простого народа непременно ассоциировался с царскими хоромами, дворцовыми палатами (т. е. с местом, где была реальная возможность получить хоть какое-нибудь образование).

Существовали Оружейная палата (для хранения царского оружия), Грановитая палата (в ней проходили заседания Боярской думы).

Произошел как бы перенос значения: «ума палата» – большое помещение, где «хранится» ум и где происходят заседания далеко не глупых людей. Однако в наше время выражение используется в ироничном значении. Т.е. не об умном и смышленом человеке речь.

Можно предположить, что такие изменения произошли как раз с появлением двух вариантов продолжения.

«Ни рыба ни мясо»

Именно вторая забытая половина выражения может отчасти объяснить откуда оно взялось.

Теперь же неполный фразеологизм используется в значении чего-то невразумительного или бессмысленного, а также описывает человека, у которого нет четкой жизненной позиции, нет самостоятельности.

«Два сапога пара »

Художник: Поль Сезанн

Происхождение выражения связано давними-давними временами, когда обувь (валенки) шилась одинаковой для обеих ног, правый не был отличен от левого.

И по «правилу» переноса свойств с неодушевлённых на одушевленных, поговорка описывает людей со странностями, которые идеально подходят друг другу, например, их могут объединять нетипичные увлечения.

«Один в поле не воин»

Так говорят с сожалением о борьбе с малыми шансами на победу.

Другая версия рассказывает о «поле», которое было не только для сельскохозяйственных нужд, но и военным объектом. И, понятное дело, одиночка, явившийся на поле сражения, был скорее мишенью, чем воином.

Продолжение пословицы «один в поле не воин, а путник» связано с более поздней версией, когда междоусобицы кончились, из города в город можно было передвигаться без страха одному – третья версия происхождения.

Распространенная о смысле пословицы идея, связанная с периодом монголо-татарского ига, гласит – невозможно раздробленной усобицами Руси победить захватчиков.

«Губа не дура»

[ язык не лопата: знают, где горько, где сладко]

Художник: Ян Моленар

Так мы говорим о человеке, который может выбрать для себя что-либо самое лучшее или воспользоваться чем-либо ценным, немного укоряя его в жадности.

Есть лишь предположительная и не очень достоверная версия о происхождении выражения. Связано это якобы с рецепторами на губах.

Источник

«Ума палата, или Путешествие в страну Фразеология»

автора Бурлака Андрей Петрович
ПАЛАТА № 6 Хотя о существовавшей в Питере во второй половине 70-х группе ПАЛАТА № 6 сегодня вспоминают прежде всего по той причине, что в ней начиналась музыкальная биография Виктора Цоя, на самом деле ее основным действующим лицом и движущей силой был одаренный

Ума палата Давайте посмотрим, как развитие речи связано с изменением строения мозга человека. Перед нами схема коры головного мозга левого полушария (Б. Ф. Поршнев, 2007, с.433). Доли, борозды:1. Центральная или Роландова;2. Латеральная или

Открываем двери в Страну знаний для учеников 1 и 2 классов и приглашаем их в студию «УМА ПАЛАТА: учимся и играем»

Эта программа создана для поддержания мотивации к учебе, формирования тяги к знаниям. В игровой форме будем постигать сложные науки. Поможем детям в учебе и дальнейшем развитии. А для тех, кто прошел с нами два веселых, творческих и плодотворных года в студии «Скоро в школу» – это продолжение встреч и поддержка семье в мотивации младшего школьника. Ведь загруженные учебой дети перестают радоваться новым знаниям, забывают, что учиться — интересно!

Темы занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю, по 2 часа с октября по май.

В летнее время для детей, остающихся в Москве возможны недельные игровые интенсивы.

ЗАНЯТИЕ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ БЛОКОВ

1. ПОДВИЖНАЯ МАТЕМАТИКА

3. ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

ВАЖНО! Родители могут оставить ребенка на время занятий или остаться и стать активным участником игр. Программа рассчитана на учеников 1-2 классов, а также подойдёт для детей, находящихся на домашнем обучении.

кто
Чрезвычайно умён.
Имеется в виду, что
лицо (
Х
) обладает выдающимися умственными способностями, обширными познаниями, блестяще образован. ✦
Х —ума палата.
Александр Ильич, хоть он и ума палата

, и учён, и энергичен, без такой жены, как вы, не был бы тем, что он есть.
П. Боборыкин, Поумнел.
Самый интересный — трюмный машинист Снырёв. Ума палата

, умеет найти выход из любого положения.
А. Крон, Из балтийских дневников.
Я, надо признаться, не ума палата

, интеллектом не блещу.(
Реч.
)
культурологический комментарий:Палата
(устар. ) — «большое богатое здание, помещение». (
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
М.
, 1981. С. 432.
) «В палатах происходили обычно всевозможные совещания, бояре в них «думали государеву думу»». (
Бирих А.К
.,
Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник.
СПб.
, 2001. С. 585.
)Образ фразеол. восходит к сложившемуся в архетипических, т. е. древнейших, формах осознания мира противопоставлению «большой — маленький», а также к представлению об открытом — закрытом пространстве.В образе фразеол. компонент
ума
соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры как с обозначением интеллектуальных действий и состояний человека. Компонент
палата
соотносится с вещным кодом культуры, а также с пространственным кодом.Образ фразеол. создаётся совокупностью вещной и пространственной метафор и метонимией, при которой
ум
(способность мыслить) отождествляется с телесной частью человека — с мозгом, серым веществом. Обладание таким веществом в большом объёме осознаётся как несомненная ценность. Смысл объёма и ценности отображён в образе
палаты
— большого и богатого украшенного помещения, хранилища драгоценностей.Вещная метафора
ума
, имеющая количественные параметры и ценностные характеристики, послужила образной основой для создания многих фразеол. ; ср.
набираться ума, растерять последний ум, ума не купишь, пропить последний ум
и др. ср. в фольклоре:
Голова с лукошко, а ума ни крошки; Один ум — с которым мать родила, а второй — от ученья.
см. также в древнерусских текстах:
Велико есть богатство человеку ум; Луче сбирати ум, негли богатство лукаво; Наделяет сам Господь Бог умом, разумом, здоровьем, всякой Божьей благодатью.
Ироническое отношение к очень умным, но непрактичным, несуразным в своих поступках людям выражается с помощью антитезы:
от большого ума сделать глупость; С большого ума как сглупа; Умный-то он умный, да большой дурак.
Ироническое переосмысление отражено в контекстных противопоставлениях:
Ума палата, да не почата; Ума палата, да разума маловато; Ума палата, да спина горбата; Ума палата, но палата номер шесть
и т. п. фразеол. в целом служит эталоном, т. е. мерой, чьего-л. блестящего интеллекта, чьих-л. обширных познаний.
М. Л. КовшоваСинонимы
:

кто
Чрезвычайно умён.
Имеется в виду, что
лицо (
Х
) обладает выдающимися умственными способностями, обширными познаниями, блестяще образован. ✦
Х —ума палата.
Александр Ильич, хоть он и ума палата

, и учён, и энергичен, без такой жены, как вы, не был бы тем, что он есть.
П. Боборыкин, Поумнел.
Самый интересный — трюмный машинист Снырёв. Ума палата

, умеет найти выход из любого положения.
А. Крон, Из балтийских дневников.
Я, надо признаться, не ума палата

, интеллектом не блещу.(
Реч.
)
культурологический комментарий:Палата
(устар. ) — «большое богатое здание, помещение». (
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
М.
, 1981. С. 432.
) «В палатах происходили обычно всевозможные совещания, бояре в них «думали государеву думу»». (
Бирих А.К
.,
Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник.
СПб.
, 2001. С. 585.
)Образ фразеол. восходит к сложившемуся в архетипических, т. е. древнейших, формах осознания мира противопоставлению «большой — маленький», а также к представлению об открытом — закрытом пространстве.В образе фразеол. компонент
ума
соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры как с обозначением интеллектуальных действий и состояний человека. Компонент
палата
соотносится с вещным кодом культуры, а также с пространственным кодом.Образ фразеол. создаётся совокупностью вещной и пространственной метафор и метонимией, при которой
ум
(способность мыслить) отождествляется с телесной частью человека — с мозгом, серым веществом. Обладание таким веществом в большом объёме осознаётся как несомненная ценность. Смысл объёма и ценности отображён в образе
палаты
— большого и богатого украшенного помещения, хранилища драгоценностей.Вещная метафора
ума
, имеющая количественные параметры и ценностные характеристики, послужила образной основой для создания многих фразеол. ; ср.
набираться ума, растерять последний ум, ума не купишь, пропить последний ум
и др. ср. в фольклоре:
Голова с лукошко, а ума ни крошки; Один ум — с которым мать родила, а второй — от ученья.
см. также в древнерусских текстах:
Велико есть богатство человеку ум; Луче сбирати ум, негли богатство лукаво; Наделяет сам Господь Бог умом, разумом, здоровьем, всякой Божьей благодатью.
Ироническое отношение к очень умным, но непрактичным, несуразным в своих поступках людям выражается с помощью антитезы:
от большого ума сделать глупость; С большого ума как сглупа; Умный-то он умный, да большой дурак.
Ироническое переосмысление отражено в контекстных противопоставлениях:
Ума палата, да не почата; Ума палата, да разума маловато; Ума палата, да спина горбата; Ума палата, но палата номер шесть
и т. п. фразеол. в целом служит эталоном, т. е. мерой, чьего-л. блестящего интеллекта, чьих-л. обширных познаний.
М. Л. КовшоваСинонимы
:

Фразеологизм — единое словосочетание, которое воспринимается как лексически неделимое, целое, может иметь при этом не только прямое значение, но и переносное. Словосочетание «ума палата» является фразеологизмом, обозначающим умного, способного, образованного человека с высоким интеллектом. В наши дни фраза приобрела совершенно противоположное значение.

«Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет, тому оба» в книгах

65 Ценность человека должна определяться по тому, что он дает, а не по тому, что он получает

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан
65 Ценность человека должна определяться по тому, что он дает, а не по тому, что он получает Сточки зрения материалистического общества, в котором все хотят обладать и лишь немногие делятся с другими, милая сердцу благотворительная деятельность – это то, на что

Правило 72. Кто старое помянет…

Из книги Правила любви автора Темплар Ричард
Правило 72. Кто старое помянет… Я знаком с одной женщиной, муж которой бросил ее с детьми лет еще двадцать назад и сбежал с другой. Она его так и не простила, до сих пор испытывает горечь от этой измены и мучается из-за этого. И кстати, вспомним правило 70, до сих пор считает

Кто старое помянет…

Из книги Литературная Газета 6256 (№ 52 2010) автора Литературная Газета
Кто старое помянет… Клуб 12 стульев Кто старое помянет… МЕМУАРАЗМЫ «КЛУБА ДС» В середине 1967 года в жизни «Литературной газеты» произошло невероятное событие: в ЦК КПСС, который мы сегодня при полной безнаказанности свободолюбиво поливаем «из сотен тысяч батарей»,

Станислав Куняев КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ… (Открытое письмо Владимиру БУШИНУ)

Из книги Газета День Литературы # 58 (2001 7) автора День Литературы Газета
Станислав Куняев КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ… (Открытое письмо Владимиру БУШИНУ) Позвонил мне в феврале этого года Володя Бушин и говорит: — Поздравляю тебя, Станислав, с публикацией в журнале дневников твоей матери. Она — настоящий советский человек. Не то что ты.

III Отъ той же къ тому же,

Из книги Эмиль XIX века автора Эскирос Альфонс
III Отъ той же къ тому же, 15 января 185…Я ничего не сказала теб?, а мн? нужно было сказать теб? такъ много. Вотъ почему я пишу теб?.Было два часа, когда я позвонила вчера у воротъ твоей тюрьмы. Поговоривъ н?сколько минутъ съ директоромъ, сторожъ со связкой ключей провелъ меня въ

IV Та-же тому-же

Из книги Эмиль XIX века автора Эскирос Альфонс
IV Та-же тому-же 3-го апр?ля 185…Наконецъ я получила изв?стія о теб? отъ М. То, что онъ сказалъ мн?, немного успокоило меня.Не думай, что я забыла твои наставленія въ отношеніи Эмиля. Я какъ можно бол?е, стараюсь ставить его въ прямыя сношенія съ окружающими его предметами. При

К тому же

автора Дорофей Авва
К тому же Не удивляйся, сын мой, если, находясь на пути, ведущем горе, ты впадешь в терние и тину; случатся опять и гладкие места: ибо находящиеся в подвиге иногда падают, а иногда (сами) низлагают (противников). Великий Иов сказал: Не искушение ли житие человеку на земли (Иова

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва
К тому же Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей — искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своем, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва
К тому же Мы — создание и дело благого и человеколюбивого Бога, сказавшего: Живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иезек. 33, 11). Также: Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9, 13). Итак, если это истинно, и

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва
К тому же Хорошо рассудил Авва Пимен, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Матф. 6, 34), сказано к человеку, находящемуся в искушении. И изречение: возверзи на Господа печаль твою (Псал. 54, 23) относится сюда же. Итак, оставь, сын мой, человеческие

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва
К тому же Не удивляйся, сын мой, если, находясь на пути, ведущем горе, ты впадешь в терние и тину; случатся опять и гладкие места: ибо находящиеся в подвиге иногда падают, а иногда сами низлагают противников. Великий Иов сказал: не искушение ли житие человеку на земли (Иов. 7, 1).

автора Лопухин Александр

4. Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Делая добро, человек не должен проявлять излишней расчетливости, осторожности и мнительности, чтобы не остаться без всякой жатвы, подобно слишком усердно наблюдающему за ветром и

Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» 10. Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?»

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр
9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» 10. Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?» С 9-13

Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — 11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне уг

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр
10. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — 11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но

Глава 273: Тому, кто забудет о молитве, следует помолиться, когда он вспомнит о ней.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари
Глава 273: Тому, кто забудет о молитве, следует помолиться, когда он вспомнит о ней. 346 (597). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда

КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ (вспомянет), ТОМУ ГЛАЗ ВОН. Говорится тогда, когда не хотят вспоминать прошлых обид, неприятностей и т. п. — Против тебя у меня никакого умысла не было; а правду сказать, хотелось потягаться с Архипом Кудимовичем.- Да, видно, не под силу пришел! — перервал, усмехаясь, колдун.- Вперед наука: не спросясь броду, не суйся в воду. Ну, да что об этом толковать! Кто старое помянет, тому глаз вон! Теперь речь не о том. Загоскин, Юрий Милославский.- Как вы злопамятны, не стыдно ли? Да и этот болтун все рассказал, экой мужчина! Ну, слава богу, слава богу, что я солгал; прошу забыть; кто старое помянет, тому глаз вон. Герцен, Кто виноват? Я уезжаю надолго, и согласитесь, хоть я и не мягкое существо, но мне было бы невесело унести с собою мысль, что вы вспоминаете обо мне с отвращением. Анна Сергеевна глубоко вздохнула..- Кто старое помянет, тому глаз вон,- сказала она,- тем более что, говоря по совести, и я согрешила тогда если не кокетством, так чем-то другим. Тургенев, Отцы и дети. [Мурзавецкая:] Ну, вот и хорошо сделала, что приехала, родная моя. Старших уважай! [Купавина:] Я очень жалею, Меропа Давыдовна, что подала вам повод к неудовольствию. [Мурзавецкая:] Кто старое помянет, тому глаз вон. Островский, Волки и овцы.- Ах, Василий Николаевич, вы поймите, что жене это ужасно будет узнать.- Да кто же ей скажет? — Да как же жить под этим страхом? Да и вообще это тяжело? — И чего вы беспокоитесь, право? Кто старое помянет, тому глаз вон. Л. Толстой, Дьявол.- Хорошо, што вы вовремя помирились,- язвит Полуект Степаныч.- А то делились, делились, никак разделиться не могли… Игумну своего жаль, а Гарусов чужое любит.- Кто старое помянет, тому глаз вон, Полуехт Степаныч. Мамин-Сибиряк, Охонины брови. Доктор всю ночь не мог уснуть от стыда и досады на себя, а утром, часов в десять, отправился в почтовую контору и извинился перед почтмейстером.- Не будем вспоминать о том, что произошло,- сказал со вздохом растроганный Михаил Аверьяныч, крепко пожимая ему руку.- Кто старое помянет, тому глаз вон. Чехов, Палата №6.- Раньше, помнится, ты был другого мнения о комсомоле,- заметил Денис.- Кажется, ты нас называл — Это за что же тебе одежину справлять? — Нагульнов, сидевший у Давыдова, поднял разлатые брови.- За то, что телушку зарезал? — Кто старое вспомянет, Макарушка, глаз ему долой, знаешь? Шолохов, Поднятая целина. Ну, Иван? Как это говорится по-русски? Кто вспоминает былое — тот остается слепым? Ты на меня был в обиде, но я хотел для тебя добра. Ю. Герман, Россия молодая. Из XVIII в.: [Прелеста:] Могла ли я думать об этом, и тогда, как погибель наша была так близка! [Вспышкин:] Ну, ну, кто старое вспомянет, тому глаз вон! Будьте счастливы и любите друг друга. Крылов, Пирог. — Снегирев: Кто старое помянет, тому глаз вон; Даль: Кто старое вспомянет, тому глаз вон.

Знаете ли вы истинные значения пословиц и поговорок, которые мы частенько используем в повседневной жизни? Например, «Делу — время, а потехе — час»? Мы пообщались с преподавателем русского языка и культуры речи Евгенией Борисовной Ялымовой и выяснили, какой смысл на самом деле вкладывали в современные крылатые выражения наши предки.

Что значит «ума палата»?

«Умный человек — тот, кому Бог дал ясный, понимающий, проницательный ум, постигающий не всякому доступное. Смышленый, рассудительный, разумный, заключающий верно, прямо, здраво»,— именно так восхваляется одно из главных качеств человека, ум, во всем известном толковом словаре русского языка В.И. Даля. Умных и образованных людей в то время, когда появилось это выражение, можно было по пальцам сосчитать, даже бояре неграмотными были, что уж говорить о простом народе! Поэтому это качество высоко ценилось, а широта ума и образованность сравнивались с высокими и светлыми боярскими хоромами, потому что палата — дворец, большое по размерам и богато украшенное жилое здание государя, вельможи. Было еще одно значение слова «палата» — это особое здание, где располагались судебные органы или органы власти. Достаточно вспомнить Грановитую палату (это парадная зала для приема иностранных послов, казенная гражданского, уголовного суда), и становится понятно, что с уважением и почтением относились к умному человеку на Руси.

«На злобу дня»​

Выражение, которое мы произносим, когда что-то сказано или сделано в нужный момент, позаимствовано из Библии. Изначально слово «злоба» обозначало «забота». «В Библии говорится, что «каждому дню довлеет его злоба», то есть каждому дню достаточно его забот», — говорит Евгения Борисовна.

Некоторые крылатые выражения, пословицы и поговорки, пришедшие к нам из Библии или из латыни, меняют смысл из-за того, что с развитием языка меняется значение того или иного слова

Евгения Борисовна Ялымова

преподаватель русского языка и культуры речи

Варианты фразеологизма

Другое дело, что фразеологизм «ума палата» имеет варианты. Например, «ума палата, а ключ к ней потерян», «ума палата, да разума маловато». Воистину велик и могуч русский язык! Всего два слова рядом, а как меняется значение фраз: даже самый образованный человек часто растерян, занят своими мыслями и непригоден для решения практических жизненных вопросов. Светлые великие головы известных ученых могли объяснить природное явление, но вот позаботиться об имущественных благах эти люди не могли, поэтому и умирали, как правило, в нищете, а знаменитыми становились после смерти. Поэтому и возникает некоторое шутливое, снисходительное отношение к умным и образованным людям. Вроде того, как относились к царским шутам: вроде и умен, а куда этот ум применить — неизвестно.

«В здоровом теле — здоровый дух»

Все любители здорового образа жизни хорошо знают это крылатое выражение. «В здоровом теле — здоровый дух», — произносим мы, подразумевая, что, сохраняя тело в отличной форме, человек бережет и душевное здоровье. Предки были более скептически настроены: говорили, что «хорошо бы, чтобы в здоровом теле и дух был здоровый». Другими словами, второе вовсе не следует из первого, но, если бы в человеке все было прекрасно, было бы куда лучше.

Мы перевернули значение крылатого выражения, придав ему прямо противоположное. На самом деле автор изречения имел в виду вот что: в римском обществе (а изречение пришло к нам из той эпохи) придавалось большое значение физической культуре, и увлечение ею было столь велико, что, по мнению автора, человек мало внимания обращал на развитие души. То есть ценилась только красота тела. Но автор выражения считал необходимым гармонию и тела, и души

Евгения Борисовна Ялымова

преподаватель русского языка и культуры речи

Современный вариант выражения

Более жесткий вариант этого выражения появился в современном мире. Сегодня показатель практичности и приспособленности в нашем мире — деньги, а потому и новые варианты привязаны к Например, «ума палата, да денег маловато», «ума палата, а спина горбата». Сегодня в народной среде ценится не столько умный в смысле образования человек, сколько умный практичности. Образование стало доступным, получить его может и недалекий человек, были бы у родителей деньги. А вот повернуть жизнь так, чтоб самые смелые мечты сбывались, может не каждый. Не случайно бытует мнение, что лучше всех в жизни устраиваются бывшие школьные «троечники». Не потому, что они получили знания, а потому, что научились приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.

Может быть тесновата ума палата?

Так с течением времени менялось значение фразеологизма «ума палата». Уважительное отношение к умственным способностям и интеллекту сменилось в нашем мире на ироничную улыбку. Сегодня этот фразеологизм используют в его противоположном значении, так говорят о недалеких людях, не обладающих особыми умственными способностями. «А мне б смириться с тем, что есть, да, видно, малость тесновата ума палата, моя палата номер 6» (группа «Иваси») — это уже о том, насколько важно понимать, что пропасть между умным и дураком не так уж велика, как это кажется на первый взгляд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *