ума турман барон мюнхгаузен
Приключения барона Мюнхгаузена (фильм)
«Приключения барона Мюнхгаузена» (англ. The Adventures Of Baron Munchausen ) — приключенческий фильм, снятый по мотивам повествований барона Мюнхгаузена, изложенных в книгах Эриха Распе и Готфрида Августа Бюргера.
В фильме имеют место элементы сюрреализма.
Содержание
Сюжет
Единственный, кто знает всю правду о Мюнхгаузене — сам барон. Легендарный герой рассказывает историю своих невероятных приключений.
Но неужели он действительно летал на раскаленном пушечном ядре, сражался с трехголовым грифоном, путешествовал на Луну, видел обнаженную Венеру, выходящую из морской раковины, и в конце концов, столкнулся нос к носу с самой Смертью? В это невозможно поверить… но разве знаменитый Мюнхгаузен может врать?
Персонажи
Барон Мюнхгаузен
Барон — главный герой рассказа. Впервые он предстаёт перед нами в виде тени на собственном имени. Барон не отличается от своего хрестоматийного образа и никогда не лжёт, а также все его приключения соответствуют устоявшейся канонической традиции. Ему свойственно чувство справедливости — так, он не раздумывая вмешивается в ход представления, считая его чистейшей воды профанацией. Появившийся перед зрителями театра старик, утверждающий, что он Мюнхгаузен, поначалу может вызывать доверие только своей большей на последнего похожестью (в одежде, поведении и образе в целом) и ему до конца не верит даже наивная маленькая девочка, но в дальнейшем Мюнхгаузен доказывает, что он настоящий барон — весьма убедительно рассказывает свою историю, летает на ядре и спасает город от султана.
Мюнхгаузен любит женщин, у него с собой за отворотом камзола всегда есть роза — по одной он дарит каждой красивой по его мнению встреченной даме — будь то актриса эпизодической роли или королева Луны. Барон обладает внутренним достоинством, и даже отдавший за минуту до того приказ расстрелять нарушившего (надуманно) порядок офицера комендант Джексон пасует перед сорвавшим представление Мюнхгаузеном и поспешно ретируется. Также барон храбр — он спокойно стоит под вражескими пулями и ядрами (эпизод с полётом на ядре), ставит свою жизнь на кон (во дворце у султана) и смеется над смертью, летая на ядре. Барон никогда не лжёт — даже когда король Луны спрашивает его о симпатии к своей жене (Мюнхгаузен молчит) или когда Салли говорит о том, что барон «полетел на ядре» (на самом деле он летел на снаряде, а затем перескочил на вражеское ядро — о чём незамедлительно сообщает, предварительно отвергнув версию Салли). Мюнхгаузен очень человеколюбив — например, он хочет спасти город (говорит об этом на представлении в театре) или бежит за Салли, когда та рвётся под пули.
Вместе с тем и барон не идеален. Когда он последний раз был на Луне, то соблазнил королеву Луны и сбежал с ней, бросив своего слугу Бертольда. Он дважды дарит розы новым знакомым дамам и всякий раз не упускает случая упомянуть, что отклонил руку «самой Екатерины Великой — русской императрицы». Как впоследствии отметит его слуга Бертольдо, «опять двадцать пять». Барон, хотя и ведомый благими намерениями освободить город от осады турецкого султана, заново вербует своих слуг словами «победим султана» и «зову тебя на войну», ни разу не упомянув о горожанах, освободительной войне и их страданиях. Когда Мюнхгаузен и Салли отправляются на Луну, барон говорит ей: «не беспокойся, в городе всё будет в порядке, наступление турок провалится», но мы так и не узнаём, откуда он это знает. Также он утверждает, что «срочность дела [спасения города] не так велика», когда встречает Венеру. Тогда лишь вмешательство Салли позволяет ему продолжить свой благородный вояж.
Барон Мюнхгаузен — очень необычный персонаж фильма. Он действительно никогда не лжёт, исполняет все свои обещания и его утверждения всегда находят своё подтверждение. Но барон — не обычный человек: он молодеет с каждым новым приключением, его благополучно минуют снаряды и пули, он знаком со многими мифическими и сказочными персонажами и он — единственный, кому по сюжету фильма удаётся кардинально изменять ход событий. Если придерживаться версии, что фильмы Гиллиама (см. интересные факты) образуют трилогию и Барон Мюнхгаузен символизирует старость, то его персонаж можно интерпретировать в качестве иносказательного образа, по своей абстрактности и концептуальности могущий соперничать даже со смертью.
Слуги Барона
Слуги барона играют в фильме немаловажную роль. Это именно благодаря им он выиграл пари у султана и обчистил его казну. И именно в их помощи он нуждается, когда хочет спасти город.
Бертольд
Бертольд — скороход. Он успел доставить письмо из Константинополя в Вену, дождаться пока австро-венгерская императрица напишет ответ, пока ему из погребов принесут бутылку вина, успел назад и даже поспал под деревом — и всё за один час. Когда Бертольд состарился, он всё ещё мог догнать летящую пулю. Хотя его дар можно назвать по крайней мере необычным, Бертольд не использует никаких волшебных приспособлений — однако носит на ногах огромные железные ядра, чтобы он «мог ходить, а не носиться вокруг как ошпаренный». Когда барон расстался с Бертольдом, тот попал в плен к королю Луны, который двадцать лет продержал его запертым в клетке для попугаев, в результате чего Бертольд потерял память, забыл своё имя и стал считать себя опасным преступником — в том числе из-за железных ядер кандальника на ногах. Однако когда Мюнхгаузен вернулся, Бертольд забывает прежние обиды и снова сопровождает барона к новым приключениям.
Адольфус
Адольфус — самый меткий стрелок. Однажды он из Константинополя выстрелил в яблоню под Белградом и попал в ножку яблока, так что оно упало. Как утверждает Бертольд, «он мог с расстояния в половину земного шара попасть в яблочко». В старости Адольфус почти ослеп, однако и тогда он мог попасть «в яблочко», хотя и с уже меньшего расстояния.
Альбрехт
Альбрехт — силач, он сопровождал барона Мюнхгаузена в его путешествиях. Альбрехт вынес на своих плечах всю казну султана, после она осталась у него и, как он утверждает, «я роздал всё на благотворительность». Однако когда он расстался с бароном, то не смог стать самостоятельным и нанялся в услужение как прислуга к богу Вулкану в жерле вулкана Этна. Он утверждает, что «никогда не хотел быть большим и сильным. Теперь он хочет быть изящным, чувствительным». У Вулкана его называли карликом и ему это нравилось. По утверждению Бертольда, «он стал странным». Альберт вновь отправляется в путь с Мюнхгаузеном лишь по чистой случайности, утверждая, что он «был счастлив в своём вулкане». У Альбрехта чёрный цвет кожи и он единственный, кто внешне не постарел за те двадцать лет, которые лежат между двумя частями повествования.
Густавус
Густавус — карлик, у которого очень большие уши и который, по выражению Бертольда, «мог повалить целый лес одним выдохом». Он успешно задерживал своим ветрогонным дыханием солдат, когда Мюнхгаузен пытался скрыться с казной султана. В старости у Густавуса уже не такой острый слух и не такой сильное дыхание, однако он всё же может снести с ног десятки турецких солдат.
Давние знакомые барона
Король Луны
Короля Луны зовут Роджер. Он великан, который повелевает декоративными лунными строениями. Его голова может летать и существовать отдельно от тела, но когда она прикреплена к телу, то становится зависимой от его желаний. Голова утверждает, что она свободна от всех низменных (однако не аморальных) чувств, и ненавидит когда тело её порабощает и прикрепляет к себе. Будучи отделена от тела, голова лунного Короля возомнила себя «королём всего», а не только королём Луны, однако как только она оказывается на плечах у тела, то моментально перестаёт задумываться об этом и переключает своё внимание на обжорство и плотские утехи. Последние показаны в фильме весьма образно и аллегорично.
Голова, отделенная от тела имеет неживой мраморный цвет, а присоединяясь к телу начисто забывает о всех своих умствованиях и тщеславии, обретает нормальный живой оттенок, но ударяется в другую крайность — крайность полного отсутствия духовной жизни. Вместе с тем король Луны и в его полной форме способен на логическое заключение — так, покарать любовника своей жены или привязать голову к телу лентами он догадывается.
Образ короля Луны в фильме наряду с Мюнхгаузеном, Джексоном и Смертью можно считать главными абстрактными иносказательными образами. С королевой Луны король привязывает голову к телу белыми лентами, в погоне за её любовником — чёрными. Король очень любит своего трёхглавого «коня» — грифона Сибилла, но в погоне он разбивает его — и, вопреки ожиданиям, Сибилл оказывается механизмом из железа. Король Луны мнит себя «королём всего», но изменяет голос и цвет лица, меняя свои головные и безголовые ипостаси. Его разум враждует с телом, в своих устремлениях он впадает в крайности — и когда наконец его тело погибает, то поначалу радующаяся голова сначала осознаёт, что она не может даже почесать себе нос, а затем и вовсе от одного чиха улетает в открытый космос. Принимая во внимание общую образность и сюрреалистичность фильма, можно выдвинуть предположение, что образ короля Луны символизирует собой образ современного человека.
Королева Луны
Королеву Луны зовут Адриана. Она — полная противоположность своего мужа. Она уравновешена и, хотя её голова также отделяется от тела, она не впадает в крайности и ведёт себя совершенно одинаково, независимо от того, есть у неё тело или нет. Когда-то королева Луны сбежала с бароном Мюнхгаузеном, и это объясняет ревнивость её мужа. Именно она помогает барону освободиться из клетки и просит его всегда хранить её локон.
Вулкан
Вулкан — бог, хотя он грязен как трубочист. Мы впервые встречаем его в жерле вулкана Этна, где он как заправский капиталист пытаетается добиться увеличения производства с наименьшими затратами — усмиряет своих рабочих-циклопов, выторговывая у них как можно меньший процент прибавки к зарплате. Вулкан запачкан в саже, груб и неотёсан. Он считает себя великаном, хотя ростом ниже Мюнхгаузена. Внешне его никак нельзя выделить из массы таких же как он чумазых горных рабочих.
Ума турман барон мюнхгаузен
Год: 1988
Жанр: Сюрреалистическая фантазий
Единственный, кто знает всю правду о Мюнхгаузене
— сам барон. Легендарный герой рассказывает историю своих невероятных приключений.
Но неужели он действительно летал на раскаленном пушечном ядре, сражался с трехголовым грифоном, путешествовал на Луну, видел обнаженную Венеру, выходящую из морской раковины, и в конце концов, столкнулся нос к носу с самой Смертью? В это невозможно поверить. но разве знаменитый Мюнхгаузен может врать?
Если «король рыбак» самый позитивный фильм режиссера, «Бразилия» самый гильямовский, то «Приключения барона Мюнхгаузена», безусловно, самый красивый, причем наверно не только в фильмографии Гиллиама, но и в кинематографе в целом, по этой характеристике на одном из первых мест. Здесь наиболее полно выразился мощный талант визуализатора, умение создать насыщенную, яркую, роскошную картинку на экране. Настоящее барокко! Есть такая расхожая фраза «каждый кадр можно вырезать и на стенку повесить», для «Барона Мюнхгаузена» ее явно недостаточно. Каждый кадр не только вырезать, но в золоченую резную раму поместить и прямиком в музей))) Например, сцены на луне, особенно спуск с нее, в окружении оживших созвездий, непременно в зал сюрреализма, а вальс барона с Афродитой, среди облаков – к мастерам романтикам 18 века. Ибо это уже не просто съемки, но настоящая киноживопись.
Произведение Распе, с его карнавальностью, бурлеском, обилием юмора, как нельзя лучше ложится на гильямовский стиль, но байки о похождениях чудака аристократа есть лишь каркас, форма, которую режиссер наполняет абсолютно своим, очень характерным, смыслом. Снова красная нить авторского послания зрителю – столкновение фантазии, мечты и приземленной реальности. Фантастических приключений, не стиснутых рамками рационального с чугунным «не может быть», с миром материализма «эпохи разума», века энциклопедистов, который олицетворяет бездушный сухарь чиновник в великолепном исполнении Джонатана Прайса. Века твердящего – «в мир чудес и сказок навсегда закрыта дверь», нельзя летать на ядре, путешествовать на луну, вытаскивать себя за волосы из болота. А если нельзя, но очень хочется? То, возможно все! Слегка перефразируя цитату «что вы от него хотите, Турция сдалась»))) Ребенок, не потерявший веры в чудо и старик, обретший ее на жизненном пути, а так же их друзья, способны противостоять не только турецкой армии и кондовому рационализму, но самому времени и даже смерти. Двойной финал выше всяческих похвал. «Вот так я и встретил свою смерть», это не забываемо. Как не вспомнит сакраментальное «вся жизнь театр, а мы в нем актеры»
Кстати, многие идеи фильма очень близки к отечественной постановке Марка Захарова, просто хочется их перекрестно цитировать. Два замечательных сказочника имеют крайне схожий взгляд на приключения барона.
В общем, без всяких угрызений совести, могу смело заявить, фильм – шедевр.
Величайший провал: 30 лет фильму Терри Гиллиама «Приключения барона Мюнхгаузена»
Производственные беды фильма Терри Гиллиама стали легендой. К 30-летию картины The Hollywood Reporter рассказывает, что происходило на съёмочной площадке.
«Когда я вспоминаю об этом, я не знаю, как мы вообще выжили и сделали фильм. Всё это очень живо в моей голове, хотя и было давно. Но мне нравится тот факт, что фильм отказывается умирать», — говорит Терри Гиллиам.
Эпическое фэнтези «Приключения барона Мюнхгаузена» вышло в прокат 10 марта 1989 года и заработало всего лишь 8 млн долларов при бюджете в 46 млн. Причём изначально на картину планировали потратить в два раза меньше. Её преследовали задержки, смены актёров, сложности на локациях, а также смена руководства на студии Columbia Pictures. Считается, что этот фильм — один из величайших финансовых провалов в истории.
Фильм Гиллиама рассказывает о пожилом бароне (Джон Невилл), который обустраивает красочную сцену для демонстрации своих легендарных подвигов в разрушенном войной городе-крепости. Там он делится своей версией произошедшего с актёрской труппой. Выбор не самого известного Невилла на центральную роль был задумкой режиссёра, который хотел, чтобы главной звездой фильма была сама история.
Одним из персонажей картины стала Салли Солт, которую сыграла совсем юная Сара Полли. Гиллиам отмечает, что девятилетняя девочка держалась отлично и была очень сосредоточена. Полии вспоминает, что ей сразу понравился постановщик — он был полон жизни, забавный и готовый к приключениям.
«Даже сейчас, когда я вижу его лично — я видела несколько лет назад — я считаю невозможным не любить его, несмотря на всю историю. И я нахожу его энтузиазм заразительным», — говорит актриса.
«История», о которой упоминает Полли, связана с её гораздо более печальными воспоминаниями о съёмках у Гиллиама. В октябре 2005 года, когда он собирался снимать «Страну приливов», актриса написала статью для The Toronto Star, в которой охарактеризовала свой опыт работы над «Мюнхгаузеном» как «травмирующий, если не сказать больше». Она также поделилась перепиской с режиссёром и «некоторыми непрошенными советами» о том, как защитить ребенка-актёра от вреда, как физического, так и эмоционального.
«Он относился ко мне с большим уважением и очень поддерживал. Но дни были изнурительными. Я много работала сверхурочно, и это было напряжённо, хаотично и часто небезопасно. Я помню, как несколько часов подряд мёрзла в резервуарах с водой, бежала через взрывы, была вынуждена обращаться в больницу, не могла слышать и так далее. В конечном счёте, опыт работы над этим фильмом был одной из самых травмирующих вещей, которые произошли со мной в детстве, а у него были конкуренты», — говорит Полли.
«Мы были очень осторожны с ней, потому что она бесценна. Забавно, когда ты слышишь истории о том, что с актёром плохо обращались или что он попадал в опасные ситуации. Со мной такого не случается, потому что они — незаменимые люди. Да, ситуация может показаться опасной, но на самом деле это не так. Она была прекрасна и никогда, никогда, ни на что не жаловалась. Так что, если она боялась, я этого не знал. Это всё, что я могу сказать», — отвечает Гиллиам.
«За эти годы я не встречал никого, кто разделял бы мнение Терри, что всё было «совершенно безопасно», включая тех, кто создавал спецэффекты. Я говорила со многими актёрами и членами съёмочной группы, и все они чувствовали, что многие из нас были в опасности много-много раз», — рассказывает актриса.
Она вспоминает, что во время этой съёмки не раз бывала в больнице и признаётся, что ей до сих пор снятся кошмары. Полли говорит, что обсуждала эти моменты с режиссёром (Гиллиам даже разрешил опубликовать их переписку), но он не берёт на себя ответственность за большинство из них, или, возможно, действительно не помнит их, как остальные.
Фильм страдал от невезения на протяжении всего времени. Например, на роль Вулкана Гиллиам изначально пытался завербовать Марлона Брандо. Режиссёр хотел предложить ему вместо гонорара пожертвование в пользу индейцев, чьими правами занимался актёр, но продюсеры не решились на такой шаг. После этого появилась кандидатура Оливера Рида.
Кинематографист вспоминает, как познакомился с 17-летней Умой Турман, в итоге сыгравшей в фильме Венеру. «Она была прекрасна. Там был Олли Рид — великий актёр, но страшный как человек, и она — 17-летняя девочка, выступающая против него. Я был очень впечатлен, потому что она могла иметь дело с Олли, и это создало прекрасные отношения между ними двумя, потому что я думаю, что он был одурманен ею. Но она как-то так подавала себя, даже за кадром, будто говорила: «Я не дура. Я очень умная. Даже не думай играть со мной»», — говорит Гиллиам.
На ранних стадиях проекта планировалось, что причудливые лунные сцены в фильме должны быть более грандиозными, включать роскошные декорации и 2 тыс. человек, изображающих жителей Луны. Но когда бюджетные проблемы угрожали убрать эти сцены из фильма полностью, Гиллиам переработал сценарий, чтобы показать только двух главный жителей спутника: короля и королеву. Шон Коннери должен был сыграть роль короля, но уволился из-за того, что лунные сцены существенно сократили. Его место занял Робин Уильямс. Однако его имя не появилось в титрах, так как агент актёра не хотел, чтобы такой спорный фильм рекламировали благодаря имени его клиента.
«Финансовая сторона была действительно хаотичной, и в течение первых шести недель стало понятно, что, если мы будем продолжать в том же духе, бюджет раздуется намного, намного, намного больше. Это был постоянный кошмар. Все творческие моменты зависят от производственных, которые зависят от денег», — вспоминает Гиллиам.
Из-за финансовой неразберихи съёмки картины даже останавливали на две недели. Режиссёр рассказывает, что всё постоянно происходило с опозданием, но отмечает, что дух сотрудничества, который он пытался поощрить на съёмочной площадке, был ключевым механизмом в творческом процессе и решении проблем.
И мало было других проблем — как раз во время работы над фильмом в Columbia Pictures произошла значительная смена руководства: британский продюсер Дэвид Паттнэм был свергнут, а на его место в октябре 1987 года пришла Дон Стил. Как часто бывает в таких случаях, новое руководство намеревалось похоронить любые потенциальные успехи предшественников, и «Мюнхгаузен» не стал исключением. По словам Гиллиама, в Америке выпустили всего 117 копий фильма.
«Приключения барона Мюнхаузена» получили смешанные отзывы критиков, но в 1990 году фильм четырежды номинировался на «Оскар»: за художественное оформление, костюмы, грим и визуальные эффекты.
Рассуждая о 30-летии картины, Сара Полли говорит, что хочет посмотреть её со своими детьми, так любит всё ещё фильм и считает его своего рода шедевром.
«И он отображает Терри. Он дикий, неприрученный, мятежный, весёлый, творческий, амбициозный, абсолютно безответственный и, по его собственному признанию, полный лжи», — заключает актриса.
Приключения барона Мюнхгаузена / Робин Уильямс :: ума турман :: старые фильмы :: барон Мюнхгаузен (Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхга́узен) :: фильм :: Приключения барона Мюнхгаузена
Приключения барона Мюнхгаузена
Посмотрел фильм небезызвестного Терри Гиллиама. Очень рекомендую тем, кто еще не видел. Вообще поражают старые фильмы, в которых из говна и палок делают сцены атмосфернее и живее, чем всякие трансформеры и прочий переизбыток графония.
Что же такого хорошего есть в фильме, спросите вы?
Метание кораблей! Трех! Одновременно!
Первое появление Ртути на большом экране
Голова Робина Ульямса
Молодая голая Ума Турман. Никогда ее не любил. Особенно в фильмах, где ее пытались выставить такой раскрасавицей, а тут верю!
Старик с голосом Дональда Дака
Ну и конечно, сам Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен и некоторые из его подвигов
Приключения барона Мюнхгаузена,фильм,барон Мюнхгаузен,Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхга́узен,ума турман,Робин Уильямс,старые фильмы