ума турман рок н ролл
Самый горячий танец в истории кино: let’s twist again!
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Музыка, по мнению Тарантино, «определяет индивидуальность фильма, является тональным центром, вокруг которого вращается весь фильм». Треки для «Криминального чтива» отбирались режиссером еще на стадии написания сценария, они задавали эмоциональный фон той или иной сцены, становились весомой частью сюжета. Тарантино самостоятельно подобрал для фильма любимые песни 1960-х в стиле фанк, соул, рок-н-ролл, твист. А самой знаменитой и узнаваемой стала композиция «Let’s twist again» – визитная карточка «Криминального чтива».
Сцена с твистом выглядит настолько легкой, непринужденной и филигранной, что с трудом верится в то, что именно она вызвала проблемы во время съемок. Танец снимался 13 часов подряд, почти без пауз! А проблема заключалась в том, что Ума Турман чувствовала себя слишком скованно и не могла «словить кураж». Начнем с того, что актриса вообще долго сомневалась по поводу своего участия в фильме. А сцена с танцем вызывала у нее наибольшие сомнения.
Движения танца придумали Квентин Тарантино и Джон Траволта на основе популярного в 1950-1960-х твиста. Для Траволты это не составило труда, ведь он занимался танцами с восьми лет! Репетируя сцену, он долго обучал Уму Турман. Движения запомнились быстро, а нужной легкости не было. Актриса вспоминает: «О, я была так неловка, так смущена и так стеснялась!». По своей природе Ума Турман была очень робкой, и, осознавая важность этой сцены для фильма, нервничала еще больше. Приходилось даже удалять со съемочной площадки всех, кроме оператора и осветителей, чтобы актриса не чувствовала себя скованно.
Но твист все равно выглядел вымученным. Тогда Тарантино показал актерам кадр из фильма Годара, в котором герои отплясывали в таком же ресторане. Траволта вспоминает этот момент: «Посмотрите, как они танцуют, – сказал Тарантино. – Они непрофессиональные танцоры, но танцуют они просто здорово, только потому, что танцуют для себя, ради собственного удовольствия. Им безразлично, нравится ли их танец тем, кто на них смотрит. Сейчас они живут в музыке, они погрузились в нее с головой, движутся вместе с ней. Именно этого я хочу и от вас».
Траволта говорит, что в тот момент Тарантино был похож на 13-летнего мальчишку: «Но при всем этом он был таким непосредственным и искренним, что им нельзя было не восхищаться. Своим примером он не просто раскрепощал нас, а провоцировал на самые неожиданные выдумки и импровизации». И результат превзошел все ожидания!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Знаменитый танец из легендарного фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво»
Музыка, по мнению Тарантино, «определяет индивидуальность фильма, является тональным центром, вокруг которого вращается весь фильм». Треки для «Криминального чтива» отбирались режиссером еще на стадии написания сценария, они задавали эмоциональный фон той или иной сцены, становились весомой частью сюжета. Тарантино самостоятельно подобрал для фильма любимые песни 1960-х в стиле фанк, соул, рок-н-ролл, твист. А самой знаменитой и узнаваемой стала композиция «Let’s twist again» – визитная карточка «Криминального чтива».
Сцена с твистом выглядит настолько легкой, непринужденной и филигранной, что с трудом верится в то, что именно она вызвала проблемы во время съемок. Танец снимался 13 часов подряд, почти без пауз! А проблема заключалась в том, что Ума Турман чувствовала себя слишком скованно и не могла «словить кураж». Начнем с того, что актриса вообще долго сомневалась по поводу своего участия в фильме. А сцена с танцем вызывала у нее наибольшие сомнения.
Движения танца придумали Квентин Тарантино и Джон Траволта на основе популярного в 1950-1960-х твиста. Для Траволты это не составило труда, ведь он занимался танцами с восьми лет! Репетируя сцену, он долго обучал Уму Турман. Движения запомнились быстро, а нужной легкости не было. Актриса вспоминает: «О, я была так неловка, так смущена и так стеснялась!». По своей природе Ума Турман была очень робкой, и, осознавая важность этой сцены для фильма, нервничала еще больше. Приходилось даже удалять со съемочной площадки всех, кроме оператора и осветителей, чтобы актриса не чувствовала себя скованно.
Но твист все равно выглядел вымученным. Тогда Тарантино показал актерам кадр из фильма Годара, в котором герои отплясывали в таком же ресторане. Траволта вспоминает этот момент: «Посмотрите, как они танцуют, – сказал Тарантино. – Они непрофессиональные танцоры, но танцуют они просто здорово, только потому, что танцуют для себя, ради собственного удовольствия. Им безразлично, нравится ли их танец тем, кто на них смотрит. Сейчас они живут в музыке, они погрузились в нее с головой, движутся вместе с ней. Именно этого я хочу и от вас».
Траволта говорит, что в тот момент Тарантино был похож на 13-летнего мальчишку: «Но при всем этом он был таким непосредственным и искренним, что им нельзя было не восхищаться. Своим примером он не просто раскрепощал нас, а провоцировал на самые неожиданные выдумки и импровизации». И результат превзошел все ожидания!
Лучшие гитаристы всех времён: Топ-10 музыкальных виртуозов по версии The Rolling Stone
Музыка даёт потрясающие возможности для творческой реализации и безграничный простор для самосовершенствования, чем в своё время и воспользовались 10 легендарных исполнителей, которые сумели добраться до вершины рейтинга лучших гитаристов всех времён по версии журнала The Rolling Stone. Именно об этих выдающихся личностях мы и расскажем в нашем материале.
10. Пит Таунсенд (The Who)
Легендарный рок-гитарист и композитор Пит Таунсенд увлекался музыкой ещё в 10-летнем возрасте, а уже через пару лет играл рок-н-ролл команде «Тhe Confederates». Главное детище Таунсенда, группа «The Who», принесла знаменитому гитаристу и композитору масштабный успех: миллионы проданных пластинок и статус легендарной рок-команды, которая приводила публику в состояние эйфории. Помимо гитары, мультиинструменталист Таунсенд освоил игру на банджо и аккордеоне, фортепиано и синтезаторах, бас-гитаре и ударных.
9. Дуэйн Оллмэн (The Allman Brothers Band)
Вдохновившись творчеством Роберта Джонсона и Мадди Уотерса, юный Дуэйн Оллмэн самостоятельно научился играть на гитаре и вместе с родным братом Греггом основал рок-группу «The Allman Brothers Band», которая исполняла хиты в стиле блюз-рок, кантри-рок и хард-рок, а впоследствии обрела настолько культовый статус, что в 1995 году заняла почётное место в Зале славы рок-н-ролла. Помимо участия в проекте «The Allman Brothers Band», Дуэйн Оллмэн сотрудничал с такими звёздами как Эрик Клэптон, Уилсон Пикетт и Арета Франклин. Дуэйн Оллмэн прожил недолгую, но очень насыщенную жизнь, а его дискография продолжает напоминать о славных временах рок-н-ролла шестидесятых.
8. Эдди ван Хален (Van Halen)
Всемирно известный гитарист и композитор Эдди ван Хален увлекался музыкой на пару со своим братом Алексом, который, к слову, стал знаменитым барабанщиком. Среди кумиров Эдди, заметно повлиявших на его творчество – Джимми Пейдж и Эрик Клэптон. В 1972 году братья Эдди и Алекс основали группу Van Halen, а в 1978-м вышел дебютный студийный альбом, за которым последовала всемирная популярность и целая серия первоклассных релизов, ставших признанной классикой рока. Помимо неизменно яркого имиджа, Эдди ван Халену также приписывают популяризацию техники игры «тэппинг», а в 1974 году музыкант наладил серийное производство собственной гитары Frankenstrat, которую легко узнать по необычной красно-белой расцветке.
7. Чак Берри (Chuck Berry)
Знаменитый певец, гитарист и композитор родом из Сент-Луиса начал выступать ещё будучи школьником, а в возрасте 18 лет угодил за решётку, где организовал музыкальный квартет. После досрочного освобождения, Чак Берри работал на автозаводе, а по вечерам играл музыку в местных ночных клубах: именно в этот период сформировалась основа его фирменного стиля, с притягательной смесью кантри и блюза. Его сингл «Maybellene», увидевший свет в 1955 году, был распродан гигантским по тем временам тиражом в 1 миллион экземпляров, после чего у артиста началась «звёздная серия» хитов, которыми восхищались участники «The Beatles», «The Rolling Stones» и тысячи поклонников. Всего же Чак Берри выпустил более 20 студийных альбомов, которые стали признанной классикой блюза. Увековечил память о знаменитом артисте и Квентин Тарантино: под композицию «You Never Can Tell» танцуют персонажи Джона Траволты и Умы Турман в фильме «Криминальное чтиво».
6. Би Би Кинг (B.B. King)
Всемирно признанный гитарист и автор песен Би Би Кинг с детства увлекался музыкой: пел в церковном хоре и освоил игру на гитаре, что во многом предопределило его жизненный путь. Свой талант он реализовывал давая уличные концерты, а в 1947 году переехал из родного Миссисипи в Мемфис, где произошла его судьбоносная встреча с Фрэнком Синатрой: влиятельный певец и продюсер способствовал развитию и продвижению молодого Би Би Кинга. Годы спустя, на пике своей карьеры, знаменитый блюзмен давал до 250 концертов в год, а его мастерство было отмечено не только поклонниками, но и жюри премии «Грэмми», которое присудило артисту заветные статуэтки с граммофоном. В 1980 году имя Би Би Кинга было увековечено в Зале Славы Блюза.
5. Джефф Бек (Jeff Beck)
Гитарист-виртуоз родом из Лондона увлечённо занимался музыкой ещё в детстве: играл на виолончели, фортепиано и ударных, пел в церковном хоре. Годами позже, во время учёбы в Уимблдонском художественном колледже, Бек освоил игру на гитаре, а продолжил музыкальную карьеру в группах «Tridents» и «The Yardbirds». В 1967 году Джефф Бек, Род Стюарт, Рони Вуд и Эйнсли Данбар основали «The Jeff Beck Group». Выпустив 2 студийных альбома, группа заметно повлияла на развитие хард-рока, а в 70-х годах, после не слишком успешной попытки стать знаменитостью с новым составом «The Jeff Beck Group», Джефф устремился в направлении сольной карьеры и сотрудничал со звёздами первой величины – Стингом, Дэвидом Боуи, Джоном Бон Джови, Яном Хаммером, Максом Мидлтоном, Джесс Стоун, Джонни Деппом, а также записывал саундтреки к фильмам. Музыкальный талант Бека был признан публикой и критиками: 7 статуэток «Грэмми» и легендарные альбомы, ставшие настоящей классикой рока.
4. Кит Ричардс (The Rolling Stones)
Знаменитый гитарист, автор песен и сооснователь «The Rolling Stones» интересовался музыкой с самого детства: дедушка Ричардса, некогда участвовавший в турах в составе джазового биг-бэнда, привил юноше интерес к музыке, а мать подарила ему первую гитару и познакомила с творчеством Билли Холидэй, Луи Армстронга и Дюка Эллингтона, что предопределило судьбу всемирно известной рок-звезды. С будущим вокалистом «The Rolling Stones», Миком Джаггером, Ричардс познакомился ещё в школьные времена, а годы спустя судьба снова свела их вместе: случайно оказавшись в одном вагоне поезда, они осознали, что их музыкальные вкусы во многом совпадают, и уже совсем скоро начали выступать совместно. В 1962 году Кит Ричардс, Мик Джаггер и Брайан Джонс основали группу «The Rolling Stones», которую позиционировали как бунтарскую альтернативу мега-популярным в те времена «The Beatles». Первая студийная пластинка «Роллингов» произвела настоящий фурор и стала бестселлером во многом благодаря композиторскому мастерству Ричардса.
3. Джимми Пейдж (Led Zeppelin)
Знаменитый гитарист-виртуоз и почётный обладатель Ордена Британской Империи проявлял интерес к игре на гитаре уже в 12-летнем возрасте, а с 14 лет начал брать уроки в музыкальной школе и активно занимался самообразованием. На заре своей карьеры Джимми Пейдж работал сессионным музыкантом, играл в группах «The Kinks», «The Yardbirds», «Neil Christian & The Crusaders», а в полную силу проявил творческий талант в составе «Led Zeppelin». Дополнив звучание электрогитары эффектом фузз, педалью wah-wah, а также игрой смычком, Пейдж не прекращал экспериментировать и записывал собственные идеи на портативный магнитофон, чтобы затем использовать их во время студийных сессий. После распада «Led Zeppelin», Пейдж продолжил участвовать в музыкальных проектах и даже написал саундтрек к фильму «Жажда смерти-2». Всего же в сольной дискографии музыканта 5 студийных, 2 лайв-альбома, а также 3 саундтрека.
2. Эрик Клэптон (Cream, The Yardbirds)
Знаменитый рок-музыкант и командор ордена Британской империи в юности был уличным музыкантом, а стремительный взлёт его карьеры начался в группе «The Yardbirds», где молодой гитарист выделялся своим неповторимым стилем. Всемирное признание пришло к Клэптону уже в составе группы «Cream», пластинки которой разошлись миллионными тиражами в Европе и Америке. Однако группа вскоре распалась, и в 1970 году Эрик Клэптон начал сольную карьеру, которая принесла музыканту ошеломительный успех. Стиль Клэптона с годами менялся, но в его исполнительском почерке всегда угадывались классические блюзовые корни. Знаменитый гитарист участвовал в записи более чем 50 альбомов и был трижды включён в Зал славы рок-н-ролла.
1. Джими Хендрикс (The Jimi Hendrix Experience)
Легендарный гитарист-виртуоз Джими Хендрикс родился в Сиэтле и с самого детства увлекался творчеством Би Би Кинга, Мадди Уотерса, Роберта Джонсона, а в возрасте пятнадцати лет купил себе первую гитару, и с тех пор не расставался с этим музыкальным инструментом: он в совершенстве овладел всеми тонкостями игры и изобрёл собственные новаторские техники исполнения. Начиная с 1964 года, Хендрикс находился в активном творческом поиске и засветился в составе коллективов «The Blue Flames», «King Kasuals», «Band of Gypsys», «Gypsy Sun and Rainbows», а группа «The Jimi Hendrix Experience» принесла артисту масштабный успех и всемирную славу: пластинки разлетались как горячие пирожки, а концерты собирали целые толпы поклонников. Виртуозный музыкант не переставал удивлять публику, то и дело играя с помощью зубов и локтей, а как-то во время выступления даже поджёг свою гитару. Джими Хендрикс прожил всего 27 лет и по итогам своей яркой карьеры был удостоен престижных наград, среди которых – премия «Грэмми», а имя артиста увековечено на Аллее славы в Лос-Анджелесе.
«Рок-н-ролл мертв»: что нужно знать о легендарном Чаке Берри
18 марта на 91-м году жизни умер американский музыкант Чак Берри. Он занял пятое место в рейтинге 50 величайших исполнителей всех времен по версии журнала Rolling Stone и одним из первых был включен в Зал славы рок-н-ролла. Джон Леннон говорил, что если попытаться придумать другое название рок-н-роллу, то его следует назвать просто «Чак Берри», а Тед Ньюджент — что если не знать каждую гитарную фразу из арсенала Берри, то играть рок-музыку просто не получится.
Чак Берри родился в 1926 году в многодетной семье в Сент-Луисе, штат Миссури. Он с самого детства увлекался музыкой и первый концерт дал в 1941 году на школьной вечеринке — исполнил песню Джея Макшенна Confessin’ the Blues. Это был смелый шаг: блюз в то время хотя и любили, но на подобных мероприятиях не исполняли. К тому же в США в то время еще действовала сегрегация, и темнокожий музыкант многим казался выскочкой.
Берри выступал с 15 лет и почти до самой смерти — получается больше 70 лет рок-н-ролла. C 1996 по 2014 год певец каждую среду давал концерты в своем клубе Blueberry Hill в родном Сент-Луисе. При этом он эпизодически выезжал в турне. В 2014 году, в 89 лет, музыкант в рамках прощального мирового турне дал три концерта в Москве, однажды даже выступал с Александром Розенбаумом. За всю жизнь он записал 20 студийных альбомов и 51 сингл.
Сначала музыка была лишь увлечением Берри, он сменил несколько профессий: работал плотником, стоял за конвейером на заводе по сборке автомобилей, после освобождения короткое время был парикмахером, косметологом, а еще уборщиком на местной радиостанции. Кроме музыки, он занимался фотографией: в юности обустроил фотолабораторию в подвале дома. Многие из его фоторабот представлены в галереях по всему миру.
Став популярным, Берри путешествовал с концертами в одиночестве, не заботясь о сопровождающих музыкантах. Прилетая в новый город на гастроли, он просто находил в клубе понравившуюся местную команду и выступал вместе с ней. О том, что музыканты не могут сходу сыграть несколько песен Чака Берри, речи не шло.
Чак Берри несколько раз сидел в тюрьме. В 18 лет он с двумя друзьями, вооружившись сломанным пистолетом, ограбил в Канзасе три магазина и угнал машину. Подростков признали виновными в вооруженном ограблении и осудили на 10 лет лишения свободы. Чак попал в исправительное заведение для несовершеннолетних, но и там продолжал заниматься музыкой: организовал музыкальный квартет. Его освободили досрочно, когда ему был 21 год.
Затем, в 1959 году, Берри снова вовлекли в судебное разбирательство: музыканта обвинили в том, что он привез из другого штата в свой ночной клуб на работу гардеробщицей 14-летнюю девочку, оказавшуюся проституткой. Когда он дал ей отставку, девочка пожаловалась в полицию. Выступление судьи во время слушаний признали расистским, и процесс объявили недействительным. На втором судебном заседании музыканта все-таки оштрафовали на 5000 долларов и приговорили к пяти годам тюремного заключения. Берри отправился за решетку, выпустив на прощание песню Come On. Также в биографии музыканта есть условный срок за хранение марихуаны.
Из-за тюрьмы карьера Берри прервалась, но в 1960-е, когда он досрочно вышел на свободу, в Британии началось повальное увлечение ритм-энд-блюзом, так называемое британское вторжение. Каверы на песни короля рок-н-ролла стало исполнять новое поколение музыкантов — The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks, The Animals, The Yardbirds.
Мы перечислили еще не все проблемы Чака Берри с законом: в 1979 году против него завели уголовное дело за неуплату налогов и приговорили к четырем месяцам тюрьмы и тысяче часов общественно-принудительных работ. В 1988 году некая женщина заявила, что Берри ударил ее в лицо, но дело уладили до суда. В 1990 году разразился еще один скандал: на Берри подали в суд несколько женщин, обвинявших певца в установке тайных камер наблюдения в женских уборных его собственного клуба. Дело было решено не доводить до судебного разбирательства (предположительно Берри выплатил истцам 1,2 млн долларов).
Чак Берри снялся в двух художественных фильмах: «Рок, рок, рок» и «Давай, Джонни, давай» (названный по его песне) и «Джаз в летний день» и «Мистер Рок-н-ролл».
Песни Берри играют как минимум в двух культовых киноэпизодах. Одну волну популярности в 1990-е ему принес фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» — благодаря сцене, в которой Джон Траволта и Ума Турман в ресторане «Джек Рэббит Слимс» выигрывают танцевальный конкурс под песню 1964 года You Never Can Tell.
Ну а герой фильма «Назад в будущее», возвращаясь в 1955 год, исполняет для ошеломленных зрителей хит Jonny B Goode. Среди них по сюжету оказывается кузен Чака Берри, который, всполошившись, звонит брату-музыканту: «Чак, помнишь, ты все искал новое звучание? А как тебе это?».
Песня Johnny B. Goode, признанная лучшей гитарной композицией всех времен по версии журнала Rolling Stone, была отправлена в качестве послания на космическом корабле “Вояджер” навстречу внеземным цивилизациям.
Мстислав Ростропович. История росчерка идиотского пера
Жизнь Мстислава Леопольдовича Ростроповича нельзя описать полноценно в одной статье, потому что, его личность была многогранна, память о нем остается жива у многих людей и в нашей стране и во всем мире, может быть только формат книги для этого подойдет. Судьба одарила его многими талантами и главным человеческим талантом – любить людей.
Моменты биографии я буду переплетать некоторыми историями из его жизни, коих великое множество.
Мстислав Ростропович родился в 27 марта 1927 в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать — пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец — ни у кого другого брать уроки он не хотел.
История-Музыкант шутил, что у него в детстве не было колыбели. Известная фотография Мстислава в футляре виолончели была сделана для эффектности, а стала пророчеством, определяя путь гения.
Мстислав рос непоседливым ребёнком (эта черта — энергичность и непоседливость — была свойственна Ростроповичу и во взрослом возрасте) и однажды вскарабкался на табуретку и встал на ней «ласточкой». После чего со всего размаху шлёпнулся на пол и сломал кости запястья правой — смычковой — руки.
Плачущего ребёнка отвезли в больницу и загипсовали руку. Однако врачи не смогли толком вправить кость, и она срослась неправильно, «ступенькой», и почти не двигалась. В больнице родителям Ростроповича дали список упражнений лечебной физкультуры и объяснили, что, при условии регулярных занятий, со временем кисть начнёт немного двигаться, но прежняя подвижность, необходимая для игры на инструменте, не вернётся. С тем Славу и выписали домой.
Все планы родителей на будущее Славика рухнули. Надежды на блестящую музыкальную карьеру не осталось в семье ни у кого… кроме самого пострадавшего. День за днём ребёнок, превозмогая боль в руке, часами трудился, выполняя предписанные упражнения, а если его пытались отвлечь от этого занятия, плакал вплоть до истерики. «Мне нужно заниматься! — кричал бедный малыш — Мне нужно заниматься, а она не двигается. » И он продолжал трудиться до тех пор, пока однажды рука не ухватила смычок.
Час за часом, день за днём терзал маленький Ростропович несчастную руку, кости которой так и остались на всю жизнь торчать «ступенькой» в месте перелома. Подвижность вернулась, но рука не могла удерживать виолончель обычным образом: инструмент необходимо было ставить на шпиль почти вертикально, а не под наклоном, как принято. При этом смычок Маэстро держал таким особенным образом и извлекал с его помощью настолько необыкновенные звуки, что другие музыканты, как ни пытались скопировать его манеру игры, неизменно отступались от этой задачи как от невыполнимой.
«Меня часто спрашивают, как добиться подобной манеры, — рассказывал позже Ростропович,— Только опоздали вы, ребята: для этого надо было не просто руку сломать, но и познакомиться с советской медициной!»
В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы — мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.
После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Он хотел научиться, профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.
Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.
В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями», в этом же году семья осиротела отец умер от сердечного приступа в Оренбурге. Мстислав стал зарабатывать не только преподаванием в школе, но и мастеря рамки для фото и коптилки. Так в 15 лет он стал уже главой своей маленькой семьи. Именно тогда он воспитал в себе режим на всю жизнь. Сон не более пяти часов в сутки, никаких каникул и отпусков. Занятия на инструменте на рассвете и перед сном.
В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета — композиторский и класс виолончели.
Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях. Музыкант проработал здесь 26 лет — многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них — Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.
Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру — так Мстислав Ростропович получил международное признание.
Со студенческих лет он дружил с великим композитором С.С.Прокофьевым, дружба завязалась когда Ростропович поставил себе цель выучить и исполнить сложнейшее произведение композитора Первый виолончельный концерт. Сергей Прокофьев умер в тот же день, что и Сталин, — 5 марта 1953 года.
— Сэр, вы хотите, чтобы я сказал вам гадость?
— Скажите, если вы считаете нужным, — в тон ему отвечал Слава.
— Вы на меня ужасно похожи!
И оба, счастливые, смеялись, как дети»
Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.
В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение.
Выдающийся музыкант был человеком эмоциональным и страстным. В молодости, не обладая внешностью мачо, имел репутацию мужчины крайне влюбчивого. После его женитьбы сложили такую байку: «шелестел-шелестел, зарился-зарился, маялся-маялся, а подавился вишневой косточкой», намекая на громкие романы со знаменитыми балеринами Аллой Шелест, Майей Плисецкой и певицей Зарой Далухановой. Была у него и сильная, чистая любовь к осетинской певице Цецелии Джатиевой, которая рано умерла из-за врачебной ошибки, память о ней он чтил всю жизнь.
Про знакомства с Вишневской сам маэстро рассказывал так: «Я скучающе смотрел на лестницу и увидел две спускающиеся чудесные ножки, ждал, что появится фигура наверняка, не такая прекрасная, но смотрю и фигурка замечательная, ну лицо уж должно было подвести, но лицо было такое, что я остолбенел и тут я узнал, это была Вишневская. Вишневская упрашивала меня не смешить ее, уже появляются морщины, но я не уставал, и четырех дней стало достаточно, чтобы немедленно развернуть свою жизнь на 180 градусов».
Когда его спрашивали, что он сейчас думает о том, что он сделала Вишневской через 4 дня, он ответил: «Я жалею, что потерял эти четыре дня».
Они прожили вместе 52 года и потом, когда музыканту задали вопрос о рецепте такого долгого брака, он ответил: «Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь».
Вернувшись из Праги, он сразу же перевез Вишневскую в свою квартиру, где жила его сестра и мама. И вскоре вложился в кооператив, у них появился свой дом. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.
История- Представительница загса в момент регистрации с Вишневской, оскорбилась внешним видом и фамилией Ростроповича предложив фамилию поменять.
Друг за другом родились дочки Оля и Елена, счастья стало полным. Девочек он обожал и страшно ревновал.
История- Чтобы оградить девочек от поклонников на даче, он посадил специальный колючий сорт шиповника. Брюки и платье выше колен он не допускал. Галине Павловне пришлось самой довязывать крючком платье привезенной на выпускной дочке, которое не соответствовало его правилу допустимости. Это платье Ольга будет любить и хранить всегда. Джинсы, которые он считал безобразными штанами, он облив бензином сжигал на веранде, под плачь своих девчонок.
Самым большим его другом и учителем был несомненно Дмитрий Дмитриевич Шостакович! Титаническая и глубоко трагическая фигура в мировом искусстве XX века. Хотя Ростропович и занимался в классе инструментовки у Шостаковича в бытность студентом Московской консерватории, хотя он и исполнял неоднократно в ансамбле с автором его виолончельную сонату, начало их сотрудничества можно с уверенностью датировать летом 1959 года, когда композитор задумал написать для него Концерт для виолончели с оркестром. То, что рассказывает об этих днях Мстислав Леопольдович сегодня, уже тиражировано в десятках интервью, расцвечено множеством подробностей в книгах, журнальных и газетных статьях, посвященных виолончелисту. И все же какие-то новые «вкусные» детали, а Слава – так он настоятельно просит себя называть – мастер на них, невольно обращают на себя внимание. «До сих пор не могу прийдти в себя, когда вспоминаю, как гениальный, боготворимый мною композитор скромно так, будто не рассчитывал на мое согласие, спросил не буду ли я возражать, если он напишет мне посвящение на титульном листе Концерта? Я? Возражать? Получив утвердительный ответ (я буквально заорал от восторга!), Дмитрий Дмитриевич вручил мне партитуру с посвящением и я несколько дней вел затворническую жизнь в «Европейской», где остановился по приезде в Ленинград. Через четыре дня, выучив концерт досконально, отправился вместе со своим постоянным партнером пианистом А. Дедюхиным на дачу к Шостаковичу в Комарово. И вот, когда Дмитрий Дмитриевич, увидев нас, бросился за пультом, – наступил мой звездный час. Я, знаете, с некоторой театральностью сказал: пульта не надо. И сыграл Концерт наизусть! Да не один раз!» Шостакович был покорен. Вскоре последовали премьеры – в Ленинграде с Мравинским, в Москве с Гауком. В течение года Ростропович объехал с виолончельным концертом Шостаковича Старый и Новый свет, выступая с такими дирижерами, как Юджин Орманди, Игорь Маркевич, гастролируя с оркестром Ленинградской филармонии под управлением Мравинского
«Когда мы со Славой поженились, он ввел меня в дом Дмитрия Дмитриевича — вспоминает Галина Вишневская в своей автобиографической книге «Галина» – С тех пор я постоянно бывала там, и тесная дружба между нашими семьями продолжалась вплоть до нашего отъезда из России». К сожалению, они не проводил в последний путь умершего в 1985 году Д.Д.Шостаковича, т.к. в это время были уже в эмиграции. И когда спустя 16 лет вернулись, сразу с аэропорта поехали к нему на кладбище, почтить память.
К 1960-м годам виолончелист, вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.
«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях — Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии».
История- Однажды утром Вишневская сказала Ростроповичу: – Слава, ты ночью, когда храпел, во втором такте так фальшивил!
В 1950-60-х годах Ростропович стал Лауреатом Ленинской и Сталинской премии и народным артистом СССР.
Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову, уничтожали Осю Бродского, с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали…» Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче в 1969г. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление».
Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра, лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.
История- Ростропович, лишенный работой, увлекся коллекционированием русского фарфора и икон. Начал ездить по деревням, по коллекционерам, в общем кинулся на поиски сокровищ. Пока он научился разбираться, была масса конфузов и обманов. Вишневская радовалась такому увлечению и всячески поддерживала в нем энтузиазм, понимаю, что лучше в доме битые, склеенные чашки, чем пьяные компании и разговоры ни о чем до утра. Так началась знаменитая коллекция, которую в последствии, выкупил на аукционе миллиардер Алишер Усманов и передал в дар Константиновскому дворцу.
Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй. Одним росчерком по словам Ростроповича «идиотского пера Брежнева» была изменена его судьба!
На вопрос, почему они уезжают, Вишневская отвечала: «Нам ясно дали понять, что здесь мы никому не нужны, вот поэтому мы и уезжаем». Они уехали, потому что их уничтожали системно, а они не готовы были сломаться.
Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.
Гликман и Нельсон Шэнкс запечатлели виолончель «Дюпон» с его хозяином
История- Его очень любила английские королевы, однажды за ужином с королевой матерью он допустил бестактность, перепутав бокалы, выпивал из бокалы Елизаветы I, поняв ошибку, начал извиняться, на что королева сказала, что «это честь, для меня, что вы пьете из моего бокала», вот такие они королевы.
Указ Верховного Совета СССР о восстановлении гражданства, четой Ростропович- Вишневская был воспринят, как акт справедливости.
А в 1991 году он соврал семье, что уехал по делам в банк, а сам сорвался первым самолетом в Москву и помчался защищать Белый дом. «Я сел в такси, поехал в аэропорт, взял билет из Парижа в Москву. Провел с ополченцами весь день, считая, что даже если убьют, я сделал все, что мог, отдал последние силы Родине, своему дому».
После августовского путча семья стала чаще бывать в России, а спустя два года переехала в Петербург. Они вернулись через 16 лет эмиграции и увидели только кресты на могилах своих самых близких друзей. Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Д.И.Ойстраха, А.А.Дедюхина и др. самое светлое, что было в их жизни погасло. Теперь он свободно гастролировал в Москве и Ленинграде, стал одним из самых популярных исполнителей в стране.
История-Ростропович и Вишневская были заядлые собачники. У них всегда были пудели. А однажды поклонники из Канады преподнесли Мстиславу Леопольдовичу свою национальную гордость, породистого щенка ньюфаундленда. Ходят легенды, что для получения потомства толпами приезжали хозяева ньюфандлендов в гости к канадскому Кузе, и он стал прародителем всех московских представителей породы. Так и говорят, что во всех этих собаках «капля крови Ростроповича». Кузя был первым, кто отправился с маэстро в, как позднее оказалось, заграничную ссылку. По прилету четвероногого друга задержали в аэропорту, и Ростропович каждый день приезжал навещать его, пока, с помощью музыканта, пленника не удалось вызволить.
Для него писали музыку, самые великие композиторы XX века и он был ее первым исполнителем. Он первым играл в возрожденном Храме Христа Спасителя. Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Святослава Рихтера и других известных музыкантов.
Мстислав Леопольдович Ростропович закончил свой земной путь 27 апреля 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Когда один журналист спросил его как он понимать изречение с Нагорной проповеди «Блаженны нищие духом..», на секунду подумав, он гениально ответил: «Что эти слова можно интерпретировать, как нищий дух- свободный от зла. ».
Спасибо ему за талант, горячее сердце которое разрушало границы стран и возвышало человеческое сознание, за абсолютную доброту духа…