ума в исламе это

«Умма»: что означает это слово?

Слово «умма» означает группу приверженников одной религии, которые проживают на какой-либо территории. Большинство алимов использует этот термин для обозначения мусульманской общины.

Слово «умма» (и его множественное число «умам») встречается в Коране более шестидесяти раз и часто используется в хадисах. В Священной Книге есть указание на то, что животные и птицы также образуют умму: «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество...»

(Сура «Ан’ам», 6 / 38. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) называл уммой собак (Абу Давуд, «Адахи», 22; Тирмизи, «Сойд»,16,17; Несефи, «Сойд»,10; Ибн Маджа, «Сойд», 2), в другом хадисе — муравьёв (Муслим, «Салям», 148).

Слова «умма» и «имам» происходят от одного и того же корня. В нескольких сурах Корана разъясняются эти понятия: «…и тогда образуется из вас община (умма), которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будут такие люди благоденствовать»; «Вы — лучшая из общин (умма), созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха. А если бы люди Писания уверовали [в ислам], это было бы лучше для них. Среди них есть уверовавшие, но большая часть — нечестивцы» (Суры «Али Имран», 3 / 104, 110, 113; «А’раф» 7 / 181).

Люди разных национальностей могут принадлежать одной исламской умме. В Коране есть указание на то, что разнообразие рас и народов должно стать поводом для взаимодействия и общения между ними (Сура «аль-Худжурат», 49 / 13).

В Книге Всевышнего сказано, что когда-то все верующие были единой уммой: «Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями и ниспослал вместе с ними Писание истинное, чтобы рассудить людей в том, в чём они разошлись. А разошлись насчёт [религии] только те, которым было даровано Писание, после того как к ним явились ясные знамения, будучи несправедливы друг к другу. И Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, по поводу которой они разошлись по Его дозволению. Аллах ведёт того, кого пожелает, к прямому пути» (Сура «аль-Бакара», 2 / 213). Исламские алимы по-разному толкуют этот аят. Некоторые из них считают, что раньше все люди шли по истинному пути, по пути Аллаха, но после раздора перестали быть единой уммой. Другие алимы считают, что кроме верующих в единого Создателя есть идущие по пути куфра. Согласно этому толкованию, кафиры были отдельной уммой, а те, кто уверовал в единого Аллаха и последовал за Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям), стали общиной, уммой Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Каждый пророк является имамом и предводителем, а его сторонники составляют его умму. В одном хадисе Мухаммад (салаллаху алейхи ва саллем) указал на это: «Каждая умма следует за своим пророком» (Бухари, «Тафсир, сура 17»,11).

В умме Пророка Муххаммада (салляллаху алейхи ва саллям) ни одна раса или народ не обладают превосходством над другими. Единственный повод выделяться среди остальных — это таква (соблюдение законов и запретов Всевышнего). То, что последний Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был арабом и жил среди них, не является привилегией для этого народа и не делает его особенным. В прощальной хутбе Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) намеренно упомянул арабов, говоря, что люди этой национальности ничем не отличаются от остальных, таким образом отрицая всякое превосходство одного народа над другим. Согласно Исламу, народы и расы созданы Аллахом для взаимодействия и взаимопомощи друг другу. Все люди имеют единого отца, который был создан Всевышним.

Ислам считает естественным развитие языка, культуры, литературы каждого народа, которые составляют его умму. Но язык ибады для всех мусульман — арабский. Азан, ду’а, суры во время совершения намаза произносятся на арабском языке. Арабский язык стал источником для Корана и Сунны, поэтому вполне естественно, что он обладает большим уважением среди исламской уммы.

Политическим руководителем уммы является халиф. Его называют имамом или Амиром му’минов. Халиф управляет общиной согласно принципам Ислама. Правитель не обладает неприкосновенностью, он такой же член уммы, как и другие. В современном мире нет института халифатства в исламской умме, как нет и разделения на правящих и подданных. Каждый член общины живёт по принципам Ислама и обладает равными с другими мусульманами правами.

Источник

Умма и её роль в жизни мусульман

В различных источниках нередко встречается такое понятие, как «умма». Под этим словом одни понимают мусульманскую общину, то есть совокупность людей, исповедующих ислам. Другие же включают в понятие уммы также и представителей других конфессий, и даже атеистов. В качестве аргумента данной позиции приводится аят Корана, в котором сказано:

«Люди были одной общиной…» (2:213)

Большинство же мусульманских учёных считают, что уммой вправе именоваться религиозные общины, подчинившиеся призыву тех или иных пророков, посланных Господом к тем или иным народам. Подтверждением этому приводится хадис, в котором говорится:

«Каждая умма подчиняется своему пророку» (Бухари). Кроме того, в Священном Коране говорится:

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества…» (3:110)

Опираясь на тот или иной критерий, можно выделить несколько уровней уммы:

В зависимости от уровня распространения

глобальная умма – сообщество, включающее в себя все религиозные общины мира;

региональная умма – включает в себя верующих в определённом регионе (Ближний Восток, Америка, Евразия и так далее);

национальная умма – объединяет верующих внутри одного государства (Россия, Германия, Узбекистан, Турция и так далее);

местная умма – сообщество верующих в определённом городе, посёлке или селе (Москва, Нью-Йорк, Лондон, Мекка, Стамбул и так далее);

умма организации – сообщество верующих в рамках определённой религиозной организации или прихода мечети.

В зависимости от религиозных предпочтений

иудейская умма – община, объединяющая верующих иудеев;

христианская умма – община, включающая в себя последователей христианства;

мусульманская умма – община, в которую входят все мусульмане;

В зависимости от исторического периода

средневековая умма – умма, включающая в себя верующих, проживающих в Средние века;

умма Нового времени – состоит из жителей эпохи Нового времени;

умма XX столетия – община, включающая в себя мусульман прошлого века;

современная умма – сообщество нынешних верующих.

Мусульманская умма

Мусульманская умма ведёт свою историю с VII столетия – с момента возникновения ислама. На сегодняшний день она насчитывает более полутора миллиардов людей из разных уголков Земного шара.

Во все времена мусульманская умма имела свою духовную иерархию, которая выражалась в наличии духовных лидеров. Первым был Пророк Мухаммад (с.г.в.). После его смерти в рядах мусульман произошёл раскол и, соответственно, у каждого течения появился свой лидер.

Мусульмане-сунниты избрали духовным наставником сподвижника Пророка (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.), который получил титул первого праведного халифа. С этого момента началась эпоха правления четырёх праведных халифов. Последний праведный халиф – Али ибн Абу Талиб (р.а.) стал родоначальником шиизма и считается у мусульман-шиитов единственным законным лидером мусульман, поскольку шииты настаивали на том, что преемниками Пророка Мухаммада (с.г.в.) могут быть лишь представители его рода. Али ибн Абу Талиб (р.а.) был двоюродным братом Посланника Аллаха (с.г.в.), и именно поэтому он был признан шиитами первым праведным имамам. В дальнейшем же духовными лидерами шиитов являлись потомки имама Али (р.а.).

После окончания правления праведных халифов титул лидеров мусульман носили сначала халифы из династии Омейядов, затем Аббасидов, параллельно с этим существовали Фатимидский халифат в Египте и Кордовский халифат в мусульманской Испании.

В 1517 году после завоевания Мекки и Медины титул халифа перешёл к османскому султану Селиму I Грозному. С того момента и вплоть до начала прошлого столетия титул халифа носили османские султаны. После распада Османской империи и провозглашения Турецкой республики, первый её президент Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение об упразднении халифата.

В настоящее время роль духовных лидеров мусульман выполняют национальные религиозные деятели – в основном, муфтии и имамы.

Функции уммы

1. Интегративная. Основной функцией уммы являются интегрирующая, то есть объединение мусульман. В Священном Коране Аллах призывает нас:

«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103)

2. Просвещенческая. Ещё одной функцией служит получение новых знаний от своих братьев и сестёр по вере. В одном из хадисов говорится: «Приобретение знания является обязанностью каждого мусульманина!» (Ибн Маджа).

3. Коллективная. Внутри уммы мусульмане получают возможность совершать коллективные молитвы, проводить коллективные ифтары (разговения), за совершение которых верующие могут обрести большую награду.

4. Коммуникативная. Внутри уммы мусульмане имеют возможность общаться между собой на религиозные и светские темы.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Достоинство уммы Мухаммада (мир ему и благословение)

ума в исламе этоСоздатель всего сущего возвеличил все свои творения созданием Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Особо Он одарил нас, создав нас из уммы наидостойнейшего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). И нам необходимо знать достоинства нашей, самой почтенной уммы.
В общем рассмотрении насчитывают четырнадцать достоинств и особенностей, которыми наделил Создатель умму Мухаммада (мир ему и благословение).

Первое. Облегчение, освобождение от трудностей.

Это подтверждается текстом Корана:

الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الْأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوبًا عِنْدَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالْإِنْجِيلِ يَأْمُرُهُمْ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَاهُمْ عَنِ الْمُنْكَرِ وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ وَيَضَعُ عَنْهُمْ إِصْرَهُمْ وَالْأَغْلَالَ الَّتِي كَانَتْ عَلَيْهِمْ

(смысл): «Они, (умма Мухаммада (мир ему и благословение)), которые следуют за посланником, пророком, неграмотным в письме и чтении, запись о котором найдут в Торе и Евангелии. Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное, разрешает, есть приятное и не дозволяет неприятное, освобождает от трудностей и оков, затруднений, которые были наложены на них прежними религиями» (сура «аль-Араф», аят 157).

В этом аяте Всевышний Аллах, восхваляя умму Мухаммада (мир ему и благословение), подчеркивает строки, в которых говорится об освобождении от трудностей. Очень тяжелые ноши были вменены в обязанность другим умам, как Израильевым, так и другим. Мы попытаемся здесь упоминать некоторые из трудностей, чтоб мы могли проявлять шукру (благодарность)Аллаху за то, что освободил нас от таких затруднений.

Облегчения, данные умме Мухаммада в отличие от других народов доходят до тринадцати.

Отрезание загрязненного места

Имам Бухари в сборнике хадисов подтверждает, что прежние уммы были обязаны отрезать загрязненные места одежды. Этого требовал их Шариат и не считалось чистым после стирки водой, являющейся средством очищения для нашей уммы. Некоторые алимы подтверждают и то, что они были обязаны отрезать загрязненные места не только в одежде, но и в теле, вплоть до частей тела. В этом они ссылаются на явный (прямой) смысл хадиса, который передал Абу-Давуд.

Изоляция женщин во время менструальных циклов

Иудеи отдалялись от женщин во время менструальных циклов. Не сидели рядом с ними, не кушали, не общались, старались даже не находиться вместе в одном помещении, загоняли их в отдельную комнату. Всевышний Аллах разрешил нашей умме, во время менструальных циклов, любое общение, кроме половой близости и интимных отношений между пупком и коленями. Согласно хадису, переданному Муслимом: «Вы обходитесь с женщинами (во время менструального цикла) как вам удобно, исключая половую близость». Создатель всего сущего облегчил нашей умме все отношения ради почета Мухаммада (мир ему и благословение), тем самим, возвеличив уровень наших женщин.

Обязательность мести в случае преднамеренного и непреднамеренного преступления

Израильтянам было предписано мстить за все преступления, будь то телесное повреждение или убиство, преднамеренное или по ошибке. Как говорится в Коране:

وَكَتَبْنَا عَلَيْهِمْ فِيهَا أَنَّ النَّفْسَ بِالنَّفْسِ

Так же Всевышний Аллах наделил умму Мухаммада (мир ему и благословение) предписанием выкупа (дият), если простят родственники. А израильтянам такого решения не было, им оставалось только мстить или прощать.

Покаяние через самоубийство

وَإِذْ قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ يَا قَوْمِ إِنَّكُمْ ظَلَمْتُمْ أَنْفُسَكُمْ بِاتِّخَاذِكُمُ الْعِجْلَ فَتُوبُوا إِلَى بَارِئِكُمْ فَاقْتُلُوا أَنْفُسَكُمْ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ عِنْدَ بَارِئِكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

(смысл): «Пророк Муса сказал своему народу: «О, народ мой! Вы обидели сами себя (согрешили), поклонившись тельцу. Раскайтесь же перед Творцом, и пусть благочестивые, (т. е. те, которые не поклонялись) убьют грешников, (т. е. тех, которые поклонялись тельцу). Это самое лучшее для вас пред Творцом. И Он простит вас, ведь воистину, Он — Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Бакара», аят 54).

Создатель рассеял черный дым над ними, чтоб они не узнавали друг друга и не жалели. В тот день было убито 70 тысяч человек.

Творец всего сущего простил нашу умму, предписав покаяние, а не убийство или что-либо трудноисполнимое.

Как говорится в Священном Коране:

وَمَنْ يَعْمَلْ سُوءًا أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللَّهَ يَجِدِ اللَّهَ غَفُورًا رَحِيمًا

(смысл): «Если кто-либо совершит злой поступок или нечестие, а потом попросит у Аллаха прощения, то обнаружит, что Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура «ан-Ниса», аят 110).

Разоблачение грешников

Во время Бану Исраилов грешники находили наутро на воротах или на заборах домов надпись–оповещение о совершенном грехе. Надпись гласила, что такой-то человек совершил грех и что его искупление тоже вот такое-то такое, и это видели все, кто проходил. Умму Мухаммада (мир ему и благословение) возвеличил Всевышний, скрыв грехи от всеобщего видения, не опозорив чести и достоинства.

Наказание за греховные мысли

В Коране говорится:

لِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَإِنْ تُبْدُوا مَا فِي أَنْفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُمْ بِهِ اللَّهُ فَيَغْفِرُ لِمَنْ يَشَاءُ وَيُعَذِّبُ مَنْ يَشَاءُ وَاللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

(смысл): «Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле. Откроете ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. Он простит, кого пожелает, и накажет, кого пожелает. Аллах властен над всем сущим» (сура «аль-Бакара», аят 284).

Наша умма ответила следующим образом: «Мы услышали, подчиняемся, слушаемся, мы уверуем во Всевышнего, Его Ангелов, Его книг, Его посланников. За такой ответ Аллах успокоил нашу умму извещением об отмене наказания за плохие мысли.

Аллах говорит в Священной Книге:

لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ

(смысл): «Аллах не обязывает своего раба совершать то, что ему не под силу, раб получит воздаяние за содеянное добро и вред того, что он совершил из греховного» (сура «аль-Бакара», аят 286).

Во втором аяте Всевышний подчеркивает «содеянное», прощая нам за мысли совершить греховное.

Наказание за ошибку и за то, что совершил по забывчивости

Людей предыдущих умм наказывали за то, что они совершили по ошибке или по забывчивости разными видами наказаний, в зависимости от тяжести проступка.

Создатель всего сущего прощает умме Мухаммада (мир ему и благословение) ошибки, забывчивость и то, что ее заставили совершить против ее воли, так как это приводится в хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Имамом Ахмадом и другими. «Запись не ведут (т.е. не записывают проступки) троим из людей: спящему, забывшему и, тому, кого заставили»

Запрет работать в праздничный день

وَلَقَدْ عَلِمْتُمُ الَّذِينَ اعْتَدَوْا مِنْكُمْ فِي السَّبْتِ فَقُلْنَا لَهُمْ كُونُوا قِرَدَةً خَاسِئِينَ

(смысл): «Вы, конечно, знали тех из вас, которые нарушили субботний запрет. Мы же в наказание велели им: «Пребывайте презренными обезьянами», и они превратились в обезьяны» (сура «аль-Бакара», аят 286).

А у нас этим праздником является пятница. Всевышний Аллах облегчил нашей умме условия, разрешив работать в этот день до и после пятничного намаза. Создатель в Священном Коране говорит:

يا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانْتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

(смысл): «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на пятничную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете. Когда пятничная молитва будет завершена, то разойдитесь по земле, взыщите милости Аллаха и поминайте Его многократно, — быть может, вы преуспеете» (сура «аль-Джумат», аят 9-10).

Наказание чумой

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) рассказал, что предыдущим уммам в качестве наказания Аллах ниспослал чуму с целью полностью их погубить. Всевышний Аллах спас умму Мухаммада (мир ему и благословение) от такого бедствия. Очень много израильтян были полностью погублены чумой, холерой и т. д.

Запрет на некоторую приятную еду.

Творец всех созданий наказал детей Израилевых, когда они заблудились в поклонении, стали притеснять других, игнорировали заветы Всевышнего, считая, что, мол, Он простит нас, возгордились, сбивая с пути других и запретив пищу, которая ранее была дозволенной. В Коране говорится:

فَبِظُلْمٍ مِنَ الَّذِينَ هَادُوا حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ طَيِّبَاتٍ أُحِلَّتْ لَهُمْ وَبِصَدِّهِمْ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ كَثِيرًا

(смысл): «За насилия иудеев Мы запретим им пользование благами, которые прежде им были дозволены» (сура «ан-Ниса», аят 160).

Всевышний Аллах разъяснил, что именно запретил после их непристойного поведения. В Коране говорится:

وَعَلَى الَّذِينَ هَادُوا حَرَّمْنَا كُلَّ ذِي ظُفُرٍ وَمِنَ الْبَقَرِ وَالْغَنَمِ حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ شُحُومَهُمَا إِلَّا مَا حَمَلَتْ ظُهُورُهُمَا أَوِ الْحَوَايَا أَوْ مَا اخْتَلَطَ بِعَظْمٍ ذَلِكَ جَزَيْنَاهُمْ بِبَغْيِهِمْ وَإِنَّا لَصَادِقُونَ

(смысл): «Иудеям же Мы запретили есть мясо всех животных, имеющих непарное копыто, А из [мяса] коров и овец мы запретили им жирную часть, кроме жира на спинном хребте, или же нутряного сала, или того, что смешалось с костями. Так наказали мы их за их нечестие. Воистину, Мы правдивы» (сура «аль-Анам, аят 146).

В этот запрет входили такие животные и птицы, как верблюд, страус, гусь, утка и т. д. Также им были запрещены жир и внутренности, кроме тех, которые связаны с мясом и жиром вокруг живота крупнорогатого и мелкорогатого скота. А умму Мухаммада (мир ему и благословение) возвеличил Всевышний Аллах дозволением вкушать эту прекрасную пищу. Как и говорится в Коране:

وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ

(смысл): «Разрешает им (умме Мухаммада (мир ему и благословение) есть приятное, которое было запретно предыдущим умам, и не дозволяет неприятное подобно падали» (сура «аль-А раф», аят 157).

Запретность трофея

Трофеи, которые доставались израильтянам на войнах, были запретны. Не имели они права пользоваться и распоряжаться ими, напротив, они должны были собрать это в одно место. Если их газават был принят Всевышним, то Аллах посылал с небес огонь и сжигал трофеи, что было признаком принятия. Как гласит Коран:

حَتَّى يَأْتِيَنَا بِقُرْبَانٍ تَأْكُلُهُ النَّارُ

(смысл): «Пока не придешь с жертвой и пока ее не съест огонь,» (сура «алу-Имран», аят 183). Всевышний нашей умме разрешил трофей из любви к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). В Коране сказано:

فَكُلُوا مِمَّا غَنِمْتُمْ حَلَالًا طَيِّبًا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

(смысл): «Кушайте, пользуйтесь тем, что взяли добычей при Бадре и других сражениях, дозволенным и честным путем, и страшитесь Аллаха. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Анфаль», аят 69)

Запрет на совершение намаза кроме определенных для этого мест

Предыдущим уммам запрещалось совершать намаз в любых местах. Имели право совершать только в синагогах, церквях и.т.д. А когда человек попадал туда, где нет храмов, не оставалось ему другого выбора, кроме как отказаться от молитвы. Рассказывают даже, что пророки должны были делать намаз только в михрабах (отдельное место для имама). А для нашей уммы Всевышний сделал весь земной шар местом для намаза. Нам дозволено совершать намаз в любом месте на земле.

Ограничение при очищении водой

Вода была единственным средством очищения в предыдущих умах. Не было ничего, заменяющего воду. Оставалось только пропустить намаз и возмещать его, когда вода будет найдена. А умма Мухаммада (мир ему и благословение) имеет право использовать чистую землю для очищения (таяммум), тем самым получив возможность совершать поклонение вовремя и получить за него вознаграждение.

ума в исламе это

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Признаки разума

ума в исламе это

«Религия – это разум.

У кого нет разума, у того нет религии».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)

Когда составляют портрет человека, помимо событий его жизни, достижений и успехов говорят и о чертах его характера. И важное место среди «характерологического» описания отдаётся разуму. Вернее, степени разумности.

Но и здесь неизбежен субъективизм. То, что один считает проявлением разума, другой относит к чему-либо другому. Например, если человек во избежание конфликта с упрямым оппонентом уступил, кто-то может отнести этот шаг к малодушию и неспособности защитить свои интересы. А кто-то – охарактеризовать как дипломатический ход.

Среди признаков разума встречаются такие, как образованность, грамотность, глубокие познания относительно какого-либо предмета, научная деятельность, жизненная успешность и т. п.

Разумность во многом связывается с жизненной позицией человека.

По моему мнению, говоря о разуме, уместно «восхождение» к вопросу о смысле жизни. Если человек считает смыслом своей жизни мирское преуспевание и благополучие, то вполне «разумны» все его действия, которые так или иначе приведут его к этой цели.

Здесь, мне кажется, следует провести разграничение между понятиями «ум» и «разум».

Ум способствует выполнению процесса, совершению действия. Он отвечает на вопрос «как».

Разум же определяет целесообразность совершения действия, необходимость получения результата или «обходимость» без него. Он отвечает на вопросы «зачем?», «почему?», «для чего?».

Например, если человек долго трудится над проектом, КПД которого в конечном итоге очень мал, то, как бы хорошо дело ни было сделано, в разумности траты на него стольких усилий, средств и времени приходится сомневаться.

Ум как бездушная машина. Ценность выполняемых действий его не интересует. А вот разум – это индикатор, определяющий, стоит / не стоит, надо / не надо.

Но давайте снова вернёмся к связке разума и смысла жизни – траектории движения судьбы человека.

Я считаю, что разумными можно считать только верующих людей.

Почему? Потому что недопустимо для разумного человека, который со вниманием и тщательным обдумыванием может выбирать предметы каждодневного пользования, работу и спутника жизни, не отнестись с большим вниманием к своей душе, которая и представляет бо́льшую ценность, чем обладание преходящим.

Приоритетной для разумного человека является забота о его собственной душе, за деяния которой он отвечает не только в этой жизни, но и за её пределами. Не случайно победу над тёмной её стороной Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) называл большим джихадом. И Ислам, как религия, есть наилучшее обрамление для всякой души.

Задумываясь о судьбах великих учёных-немусульман, я чувствую сожаление, что такие умы, посвятив лучшее, чего они достигли, развитию мира, науки, искусства, пропали, так и не позаботившись о себе.

Ницше, Шопенгауэр, Фрейд и тысячи других. Кто сомневается в силе их умов? Но какими несчастными они были и как плохо закончили некоторые из них! Возникает вопрос: на что надеются современные молодые люди, которые ищут истину и ответы на насущные вопросы в трудах и изречениях таких людей? Братьям и сёстрам следует быть осторожней со всем, что сказано не последователями Сунны и Корана, осторожными со всем, что не соответствует им. А Аллаху известно лучше!

Итак, главным признаком разума является приверженность Исламу.

Когда ангел Джабраил (мир ему) принёс три подарка (разум, вера и совесть) в виде прекрасных жемчужин Пророку Адаму (мир ему) и предложил выбрать одну из них, пророк (мир ему) выбрал разум. Ангел Джабраил (мир ему) сказал о вере и совести, что они могут возвращаться, так как Адам (мир ему) выбрал разум. Но вера отказалась вернуться, сказав, что Аллах велел ей находиться рядом с разумом. Совесть тоже отказалась уйти, так как «Аллах приказал быть всегда при вере». Там, где разум, там вера и совесть.

«Инструмент верующего – разум», – говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Как было сказано выше, разум – это индикатор, отличающий истину от заблуждения, правильное от неправильного. И это разграничение происходит не в контексте мирских сиюминутных выгод (как удовлетворение актуальных потребностей, например), а в контексте запретов и позволений Сунны и Корана. Всё, что запрещено Исламом, представляет собой скрытое или явное зло для человека, а всё, что разрешено, – благо. Выходит, что разум всегда служит на благо человека, даже если в определённый момент пользование им «причиняет» некоторые неудобства.

Более разумен тот, у кого сильнее вера. А в чём она проявляется? Конечно, вера – это не фанатизм, не слепое следование догмам. Зарождаясь в душе, вера находит своё проявление не только в общей направленности развития и движения человека, но и в том, как он себя ведёт на тех или иных отрезках пути – в разных ситуациях. Свидетельством веры становятся его отношение к людям, к жизни, к миру и последней жизни, тот позитив, радость и польза, которые он привносит в окружающее своим благонравием, присущим истинным верующим. Когда у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили, какие качества противоречат облику мусульманина, он ответил, что скупость и дурной нрав.

Разум способствует правильному веропониманию. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний даёт понимание в религии тому, кому Он желает блага.

В арабском языке разум обозначается словом «акль» (интеллект), а в английском – слово «sense», которое переводится как «чувство», так и «разум».

В связи с этим можно считать, что разум «локализуется» не в голове, а в сердце. Там же, где находится вера. Ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), сказав: «Поистине, вера – здесь», трижды указал на грудь. Степень разумности прямо пропорциональна уровню имана. Чем сильнее иман, тем больше разума. Как будто это его ядро.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *