умиление икона божией матери ростовская

Умиление икона божией матери ростовская

На сайте, посвященном святителю Димитрию Ростовскому, мы стараемся рассказывать не только о нем самом, но и об истории и культуре его времени. Так, одним из самых значимых событий, на фоне которого проходила жизнь святителя, была Северная война (1700 — 1721). С историей этой войны, а точнее с Полтавской битвой, связано чудо от иконы Божией Матери «Балыкинской», послужившее к прославлению этого образа. Рассказано об этом будет в отдельной публикации. Сегодня же речь пойдет о малоизвестной для тех, кто не живет в Ростове, святыне этого древнего города — иконе «Умиление-Ростовской», которая является списком с Балыкинского образа и, таким образом, иконография иконы отсылает нас к культуре времен святителя Димитрия Ростовского.

1 апреля (19 марта по ст. ст.) 1911 года в Ростове при громадном стечении молящихся как местночтимая святыня был прославлен образ Божией Матери, получивший название «Умиление-Ростовская», а в народе названный «Богородица с яблочком».

Так закончилась история, за которой в течении года следили ростовцы — история необычной внезапной болезни 10-летней девочки Лизы Лепешкиной и ее чудесного исцеления от никому до этого неизвестной иконы Богородицы из Благовещенской церкви Ростова. Из уст в уста передавалась не только история об исцелении девочки, но и детали неоднократного посещения ее Пресвятой Богородицей, что, конечно, было событиями, совершенно выходящими из ряда обычных.

Не удивительно поэтому, что на прославлении иконы людей в храме было столько, что свечи гасли от недостатка воздуха.

Прославление образа состоялось по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона (Белавина), будущего Патриарха Московского и всея Руси. Всю историю с болезнью и исцелением Лизы, явлениями ей Божией Матери исследовал и со слов очевидцев записывал епископ Иосиф (Петровых), тогда настоятель Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове. Он же возглавлял торжества по прославлению иконы.

Случаи исцелений и чудесной помощи после молитвы перед иконой «Умиление-Ростовской» постоянно фиксировались и после прославления образа. За 2 года было издано 5 тиражей книги о ней и каждый раз с дополнениями о случаях помощи.

В Ростове во многих храмах появились списки с новопрославленной святыни. Более того, множество списков заказывали семьи для домашней молитвы перед образом.

Одна из таких семейных реликвий — список с чудотворной иконы «Умиление-Ростовской» — несколько лет назад был передан в Спасо-Яковлевский монастырь. Предчувствуя кончину, икону передала пожилая прихожанка, рассказавшая, что в течении всей своей жизни молилась перед этим образом. Во время Великой Отечественной войны перед этой иконой молилась вся семья.

Сама явленная икона в настоящее время является святыней ростовского храма святителя Николая на Всполье, куда попала после разрушения Благовещенской церкви, в которой была обретена в 1910 году.

Когда пройдет переживаемое нами сложное время, те, кто не знал об этой святыне, вооружившись новыми знаниями, смогут приехать в Ростов и поклонится чудотворному образу в Никольском храме и его почитаемому списку в Спасо-Яковлевском монастыре.

Текст: Мария Рубцова Фотографии: Павел Рубцов

Источник

Умиление икона божией матери ростовская

Одно из древнейших мест Ростова — Всполье. Некогда существовал здесь Сретенский монастырь, уже к XVI веку упразднённый. На его месте в самом начале XIX столетия был построен приходской храм святителя Николая Чудотворца со Сретенским приделом.

В этом храме сегодня праздник. Здесь хранится чтимая святыня Ростова Великого — чудотворная икона Божией Матери «Умиление-Ростовская», или «Богородица с яблочком», как её здесь чаще всего называют. Образ попал в Никольский храм в конце 1920-х годов из разрушенной Благовещенской церкви, в которой был обретен и прославлен.

Прославление иконы состоялось 1 апреля (19 марта по ст. ст.) 1911 года при громадном стечении молящихся — людей в храме было столько, что свечи гасли от недостатка воздуха, а по стенам стекала испарина.

Прославлением никому не известной до этого иконы закончилась совершенно удивительная история болезни и исцеления девочки Лизы Лепёшкиной, длившаяся около года, и неоднократных явлений ей Богородицы. Всю историю «по горячим следам» записал настоятель Спасо-Яковлевского монастыря епископ Иосиф (Петровых). Он разговаривал и с самой 10-летней Лизой, с её родителями и соседями. Написанная им брошюра «Чудо милосердия Царицы Небесной в Ростове Великом» постоянно переиздавалась, дополняемая новыми историями и рассказами об исцелениях и помощи по молитвам у этого образа. За 2 года книга была издана 5 раз (название брошюры варьировалось).

Прославление образа состоялось по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона (Белавина), будущего Патриарха Московского и всея Руси. Возглавлял торжества епископ Иосиф (Петровых).

С этого времени в Ростове во многих храмах появились списки с новопрославленной святыни. Заказывали такие списки и для домашней молитвы.

Одна из таких семейных реликвий — список с чудотворной иконы «Умиление-Ростовской» начала XX века — находится в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.

Ещё один почитаемый список с этой иконы находится в храме Иоанна Милостивого в Заровье в Ростове.

В свою очередь ростовская икона «Богородицы с яблочком» — это список с чудотворного образа Божией Матери «Балыкинской», прославленной в начале XVIII века и ставшей почитаемой святыней пограничных территорий современных России, Белоруссии и Украины — тех территорий, где так сильны были традиции знаменитой старообрядческой Ветки, в это время ещё только формировавшиеся.

Интересно, что яблоко на иконе может быть разного цвета — белым, голубым, зелёным. В Спасо-Яковлевском монастыре икона с голубым яблочком, как и на самом оригинале.

Источник

«Богородица с яблочком»

Так любя называют жители Ростова Великого свою святыню – икону Божией Матери «Умиление Ростовская»

ФОТОРЕПОРТАЖ

Летние выходные располагают к путешествиям. В один из таких дней мы продолжили свое знакомство с бриллиантами Золотого кольца России: отправились в Ростов Великий, удивительный по своей красоте и количеству храмов город.

Первым на нашем пути оказался Спасо-Яковлевский монастырь, и чуткий к прихожанам священнослужитель рассказал, что за дивная икона расположилась в центре храма, и что это список с чтимой иконы Божией Матери «Умиление Ростовская». Сама икона находится в городском храме Святителя Николая на Всполье, но лучше чем настоятель храма нам никто не расскажет о судьбе этой иконы.

Мы отправились на улицу Гоголя, где расположен храм с чудотворной иконой. Когда-то здесь было Всполье – окраина города у полей. Найти Никольский храм несложно, почти каждый в городе знает о храме с чудотворной иконой Божией Матери «Умиление Ростовская», а колокольня со шпилем станет вам хорошим ориентиром.

В древности на месте храма святителя Николая на Всполье стоял Сретенский монастырь, деревянные церкви которого уничтожил пожар в 1803 году. Нынешний храм был построен в 1813 г. и до сегодняшнего дня полностью сохранил атмосферу XIX века.

В храме слева на солее в большом киоте – чудотворная икона Божией Матери «Умиление Ростовская», празднование которой совершается два раза в год – 1 апреля (19 марта по старому стилю) и 16 августа (3 августа). По иконографии образ совпадает с чудотворной Балыкинской иконой Пресвятой Богородицы. Ростовские прихожане любя назвали свою икону «Богородица с яблочком». Написана она во второй половине XIX века и через Балыкинский образ восходит к итальянскому искусству эпохи Ренессанса. В 1910 году этот образ прославился обильными исцелениями. По свидетельствам происшедших от иконы Божией Матери чудес была составлена и выпущена книга «Чудеса от святой иконы Умиления Царицы Небесной в городе Ростове Великом», которая и помогла сохранить память об этой святыне.

Начало чудес – исцеление болящей девочки в Ростове Великом. У Сергея Максимовича и Евдокии Иосифовны Лепешкиных росла дочь Лиза. В 10 лет, хорошо начав учиться в местном приходском училище, она вдруг стала как-то слабеть в успехах, жаловалась на забывчивость. На праздник Благовещения 25-го марта 1910 года у девочки заболела голова, после появился жар, бред. Начались припадки.

Когда обращение к докторам не оказало заметных успехов, с нею стали путешествовать по святым местам, ближайшим к городу. Но это мало помогало. Однажды, после долгих ожиданий конца припадка, почувствовав прилив горького отчаяния, отец ее воскликнул: «Матерь Божия, Владычица! Или возьми ее, коль так, на свои Пречистые руки, или нам отдай!». Понять боль и отчаяние родителей могут лишь те, кто хоть раз сталкивался с такими детьми, когда твой ребенок полностью физически здоров, а нарушение рассудка не дает жить настоящей жизнью ни родителям, не детям. Матерь Божия услышала эту искреннюю мольбу о помощи. В ту же секунду девочка утихла и вдруг из ее уст тихим голоском, но совершенно ясно и отчетливо, как бы проговоренные кем-то другим, послышались слова: «Молись Умилению Божией Матери!».

Однако предстало немало затруднений. Что это за «Умиление»? Из намеков девочки мать поняла, что искомая святыня находилась в церкви Благовещения. По просьбе родителей священник нашел в своей церкви икону «Умиление». Отслужили молебен, девочку исповедали. После исповеди священник сел с девочкой на одну из лавочек в церкви и стал спрашивать ее о болезни. Во время этой беседы девочке опять стало плохо и, впав в забытье, вдруг проговорила совершенно ясно: «Вот, я тебя теперь и благословила!». Священник и мама девочки поверглись в трепет и изумление, подтвердив друг другу услышанное. Когда девочка очнулась, то рассказала, что видела, как пришла вдруг точно по воздуху икона Божией Матери с Младенцем на коленях и у Младенца яблочко в руках. От иконы, озаренной необычным светом, послышался голос: «Вот, Я тебя теперь и благословила!». Девочка подтвердила, что явившаяся ей икона была точь-в-точь похожа на ту, перед которой они только что служили молебен.

Припадки девочки сначала действительно затихли, однако не прекращались пока совершенно. Спустя время, когда несомненное и полное исчезновение болезни было очевидно, счастливое семейство, не смущаясь, смело и открыто поведало о дивных делах Господних и неизреченной милости Царицы Небесной. В знак благодарности исцеленная девочка собственноручно прикрепила к иконе Божией Матери веночек из искусственных цветов, а ее родители стали давать деньги от своих скудных средств на свечи для возжжения перед иконой на всех церковных службах.

5 февраля 1911 года Ростов посетил Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский. Он захотел заехать в Благовещенскую церковь для поклонения святой иконе. На основании многих происшедших чудес 19 марта 1911 года святитель благословил прославить новоявленную чудотворную икону, получившую именование «Умиление Ростовская». По молитвам у иконы многие исцелились от болезней головы и ментальных особенностей.

В 1913 году, в год празднования 300-летия дома Романовых, Ростов посетила семья святых страстотерпцев Царя-мученика Николая Александровича. Чуткий к святыне Государь поднялся в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где находилась икона, и долго молился перед этим образом.

Источник

56789101112131415161718192021222324252627282930

Богородица с яблочком

умиление икона божией матери ростовскаяумиление икона божией матери ростовскаякоро (31 марта), а нашем ростовском храме Святителя Николая (на улице Гоголя) – праздник. Исполняется ровно 100 лет со дня прославления чудотворной иконы Божией Матери, которая находится в этом святом храме. Много людей, наших ростовских горожан и селян собираются в автобусы, едут к блаженной Матроне в Москву за чудом, и, скорее всего, не знают, что когда-то чудо совершалось здесь, в Ростове у новоявленной чудотворной иконы. Правда, это было сто лет назад.

«У Сергея Максимовича и Евдокии Иосифовны Лепешкиных росла девочка Лиза. В десятилетнем возрасте она, начав хорошо учиться в приходском училище, стала вдруг слабеть в успехах, жаловалась на забывчивость. На праздник Благовещения 25 марта 1910 года у девочки заболела голова, потом быстро появился жар, бред. Начались припадки. Когда обращение к докторам не показало заметных успехов для здоровья, с ней стали путешествовать по святым местам, ближайшим к городу, но это мало помогало. 2 августа того же года, в доме Лепешкиных была принята икона Владимирской Божией Матери из Ростовского собора. После водосвятного молебна девочку покропили святой водой. Ей стало вдруг очень тяжело. Тогда, после долгих ожиданий конца припадка, почувствовав прилив горького отчаяния, отец ее воскликнул:

– Матерь Божия, Владычица! Или возьми ее коль так, на Свои Пречистые Руки или нам отдай!

В ту же секунду девочка утихла, и вдруг из ее уст очень тихо, но совершенно ясно и отчетливо, как бы проговоренные кем-то другим, послышались слова:

– Молись Умилению Божией Матери!

Однако предстало немалое затруднение. Что это за «Умиление»? Не раздумывая долго, на следующий день, мать привела девочку в Яковлевский монастырь и заказала молебен перед Ватопедской иконой Богоматери. Наконец, из слов девочки, которая в забытьи много говорила, например, такие слова:

– Моя церковь в глазах ваших. направо. а Я нахожусь там налево. а служитель там – Константин, – мать поняла, что искомая святыня находится в ростовской церкви Благовещения.

В тот же день, в 9 часов вечера, Божия Матерь явилась девочке в доме, где она жила. Одновременно священник Константин Любимов нашел в своей церкви икону «Умиление». Пришла мать с девочкой, и был отслужен молебен, затем девочку исповедали. После исповеди священник сел с девочкой на одну из лавочек, стоявших в церкви, и стал спрашивать о болезни. Во время беседы девочке опять стало плохо и, впав в забытье, она вдруг проговорила совершенно ясно:

– Вот, Я тебя теперь и благословила!

умиление икона божией матери ростовскаяСвященник и мать девочки поверглись в трепет и изумление, подтвердив, друг другу слышанное. Когда девочка очнулась, то рассказала, что видела, как пришла вдруг точно по воздуху икона Божией Матери с Младенцем на коленях, и у Младенца яблочко в руках, причем от иконы, озаренной необыкновенным светом, послышался голос: «Вот, Я тебя теперь и благословила!» Лиза подтвердила, что явившаяся ей икона была точь-в-точь похожа на ту, перед которой они только что, служили молебен. Все произошло поздно вечером 3 августа 1910 года.

Припадки девочки сначала действительно затихли, однако не прекращались совершенно. Собирались отвезти ее в Ярославль к лучшим врачам, но накануне ночью отцу и девочке было открыто, что надо купать больную, добавляя несколько капель святой воды от водосвятия перед иконой. Это помогло, но семья еще долго таила чудо, пока несомненное и полное исчезновение болезни было очевидно. Тогда они открыто рассказали всем желающим дивное дело Божие и неизреченную милость Царицы Небесной. В знак благодарности, исцеленная девочка собственноручно прикрепила к иконе Божией Матери веночек из искусственных цветов, а ее родители стали давать деньги от своих скудных средств на свечи для возжжения пред иконой за всеми церковными службами».

5 февраля 1911 года Ростов посетил, архиепископ Тихон Ярославский и Ростовский, (будущий Всероссийский Патриарх). Он прибыл в Благовещенскую церковь и на основании многих происшедших чудес святитель благословил прославить новоявленную чудотворную икону, получившую наименование «Умиление-Ростовская». Это совершилось 19 марта 1911 года при громадном стечении народа. Накануне перед иконой архиерейским служением была совершена торжественная всенощная со всенародным пением акафиста. Прославление провел ревнитель славы Пресвятой Богородицы – епископ Иосиф Углический: «От множества богомольцев в храме загасли почти все свечи. Поминутно церковь оглашалась умиленным плачем и рыданиями изумленного чудом народа. На образ Божией Матери, при воспоминании поразительных подробностей исцеления и особенно слов Царицы Небесной, невозможно смотреть без слез»,– писал он.

Одно из чудес Царицы Небесной:

«Крестьянка Р. уезда, К. волости, села П., А. И. С., 45 лет, под присягою поведала следующее:

В 1911 году, в начале Великого поста, вдруг в ночи заболела моя дочь Мария, 7-ми лет от роду. У ребенка отнялась правая рука и левая нога, и при всем этом у нее отнялся еще язык и стали повторяться раза 4 в день припадки. Недели через две после начала болезни я повезла ее в Ростов помолиться Умилению Царицы Небесной. После этой поездки ей стало получше ¾ она в состоянии была маленько действовать больной ногой, мало-мало приступить на нее. Ходить же и говорить еще не могла. Повезла я ее вторично помолиться Умилению Царицы Небесной (эта поездка была недели через три после первой). И вот, во время молебна Царице Небесной, моя дочь Мария первый раз за время болезни проговорила: «мама!» С радостию и надеждой на помощь Богоматери я возвратилась домой. Дочери моей стало все лучше и лучше, и, не больше как через месяц, она поправилась совершенно. Ножка и ручка стали действовать по-прежнему, и язык говорить ясно и понятно каждое слово, так что как-будто ничего и не бывало с ней. Выздоровление дочери Марии всецело приписываю помощи Царицы Небесной, поблагодарить за что Ее, Матушку, я и приехала опять в Ростов к Благовещению с выздоровевшею дочерью».

– Происходят ли сейчас чудеса у святой иконы!?

– Не знаю, но, воистину, чудом будет, если мы соберёмся здесь и помолимся…

Источник

Икона Пресвятой Божьей Матери «Умиление»: в чем помогает, значение образа

умиление икона божией матери ростовская

Иконография Пресвятой Девы поражает многообразием. И это несмотря на существование достаточно жестких канонов, без соблюдения которых изображение Богоматери будет считаться просто картиной, пусть и на богословскую тематику!

Икона Божией Матери «Умиление» – пожалуй, самое живое и трепетное отображение Богородицы с Младенцем. При одном взгляде на нее чувствуешь всю глубину материнской и сыновней любви, ведь несмотря на Божественную сущность, и Иисус когда-то был младенцем и нуждался в ласке матери.

История обретения иконы, ее виды и описание

Подавляющее большинство икон «Умиление» относится к каноническому иконографическому типу Елеуса («милостивая»). В греческой традиции этот тип чаще называют Гликофилуса («сладко любящая» или «сладко лобзающая»).

Некоторые исследователи считают Елеусу подвидом другого иконографического типа Богородицы, Одигитрии. Однако икона «Умиление» выглядит несколько иначе и будит в верующих другие чувства.

Первооткрывателем типа Одигитрия считается сам Евангелист Лука. Он лично был знаком с Марией и писал ее лик фактически с натуры. Так что первые изображения этого типа появились аж две тысячи лет назад, на заре нашей эры!

Ученые полагают, что Елеуса отделилась от Одигитрии примерно в IX-X столетии. Во всяком случае, первый дошедший до нас образ типа Елеуса – скальная фреска в храме Токали Килис (ныне в Турции).

умиление икона божией матери ростовскаяОбразы типа Елеуса – скальные фрески в храме

В XI столетии Богородицу все чаще писали в типе Елеусы. Примерно в это же время первые иконы «Умиление» появились на Руси и постепенно стали самыми любимыми среди иконописцев. Фактически появление Елеусы совпало с зарождением русского православия.

Как выглядит образ

На иконе изображена Богородица с младенцем, сидящим у нее на коленях. Мария облачена в традиционный мафорий со звездами, символизирующими ее непорочность. Наполненный любовью взгляд Богоматери обычно сосредоточен на Божественном сыне, но в некоторых изводах она смотрит на молящегося.

Младенец Иисус здесь – просто ребенок. Он не благословляет и не держит Евангелие, а доверчиво прижимается к матери. К этому же типу относятся иконы «Взыграние младенца», на которых Иисус гладит рукой щеку матери.

Особенностью икон этого типа является полное отсутствие расстояния между Богородицей и Спасителем. Они прижимаются друг к другу, что символизирует безграничную любовь и доверие между ними. Однако взгляд матери уже выражает некоторую скорбь: она предчувствует испытания, уготованные ее Божественному сыну.

Классикой этого иконографического типа является поясное изображение Приснодевы. Однако встречаются оплечные и даже ростовые иконы Елеусы. А некоторые иконы хоть и называются «Умиление», Елеусами не являются.

Давайте познакомимся с наиболее прославленными иконами «Умиление», дошедшими до наших времен.

Владимирская

По преданию, первую икону этого типа написал евангелист Лука. Некоторые верующие утверждают, что хранящаяся в России икона Владимирской Божией Матери и есть тот самый образ от Луки.

Однако результаты исследований убеждают в том, что Владимирская икона была написана примерно в XII столетии, поэтому кисти Луки принадлежать не может никак. Тем не менее Владимирская Богоматерь – самый древний из дошедших до нас образов этого типа, пребывающий в России.

Владимирскую икону привезли на Русь в 1131 году прямиком из Константинополя, в подарок князю Юрию Долгорукому. Затем его сын, Андрей Боголюбский, перевез икону во Владимир, где она и получила свое название. В XIV столетии образ попал в Москву, откуда впоследствии выезжал лишь на короткое время.

Владимирская икона считается защитницей России, причем закономерно: с ней связано множество чудес, в том числе, изгнание захватчиков с русских земель. Например, она поучаствовала в спасении Москвы от войск Тамерлана, ордынца Ахмата, крымчака Махмет-Гирея и так далее.

умиление икона божией матери ростовская

Икона Владимирской Божией Матери стала прототипом множества списков, часть из которых (Волоколамская, Селигерская, Оранская и другие) почитаются как чудотворные. Отличительной чертой этих образов является действительно божье умиление – миниатюрная ступня Христа («пяточка»), повернутая к зрителю.

Чудесный образ уцелел в десятилетия безбожия и сейчас находится в храме-музее Святителя Николая при Третьяковке. Чудотворная икона продолжает защищать Русь и исцелять страждущих по сей день.

Главной отличительной чертой первообраза является наличие изображения на обороте. Там отображен «престол уготованный» и орудия страстей. Это более позднее изображение, предположительно кисти Андрея Рублева.

Псково-Печерская

Псково-Печерскую икону Божией Матери считают списком с Владимирского образа. Быть может это и так, но здесь прослеживается уже принципиально другая, более поздняя школа. В принципе, полностью сохранен сюжет первообраза, вплоть до поз и выражений лиц, но сам стиль живописи куда более реалистичен.

Согласно историческим хроникам, Псково-Печерская икона была написана в 1521 году иноком Арсением Хитрошем. Практически сразу она была перенесена в Псково-Печерскую обитель, где с 1524 года ведется хроника ее чудес.

Основной «специализацией» этого образа является возвращение зрения – в специальной книге описано несколько случаев чудесного исцеления от слепоты. Однако зарегистрированы случаи излечения и от других недугов, например, паралича.

Этому образу молились во время вражеских нашествий. Верующие полагают, что именно Псково-Печерская Божья Матерь поспособствовала отражению атак войск Стефана Батория и Наполеона Бонапарта.

умиление икона божией матери ростовскаяПсково-Печерская Божья Матерь в Псково-Печерской Лавре

Псково-Печерская Лавра издавна была оплотом православия. Она не прекращала работу не только в годы советской власти, но даже во время Великой Отечественной войны, когда была практически разрушена бомбардировками. Считается, что Богородица накрыла это святое место своим защитным покровом.

Сейчас образ работы монаха Арсения пребывает в главном приделе Успенского храма Псково-Печерской Лавры. А Михайловский храм получил список, впоследствии ставший почитаемым.

«Взыскание погибших»

Образ «Взыскание погибших» прославился многочисленными чудесами. Особенно красноречивы случаи, когда Богородица спасала людей, стоящих на пороге смерти, а иногда – и переступивших его.

История иконы начинается с происшествия, имевшего место в XVII столетии близ местечка Бор Калужской губернии. Крестьянин Федот Обухов на Крещение возвращался домой, но был застигнут сильнейшей вьюгой. Федот уже замерзал, но в полузабытьи молился Пресвятой Деве и обещал в честь собственного спасения создать для приходского храма икону Богородицы.

умиление икона божией матери ростовская

В это время другому крестьянину послышался голос с улицы, говорящий «Возьмите». Он решил выяснить в чем дело, вышел во двор и увидел сани, а в них – умирающего Федота. Крестьянин отогрелся, со временем выздоровел и не замедлил сдержать обещание. Так появилась Боровская икона Божией Матери, которая быстро прославилась как чудотворная.

С чудесного образа немедля сделали несколько списков. Впоследствии оказалось, что они унаследовали чудесные свойства первообраза. Например, образ из села Малижино бдительно оберегал прихожан от холеры.

Поражает и чудесная история еще одного списка, первоначально находившегося в частных руках. Им владел прихожанин из Москвы. Этот человек потерял жену, впал в нищету, на руках у него остались дочери на выданье.

Усердная молитва иконе помогла христианину выбраться из нищеты и устроить судьбы дочерей. Он счел это Божьим чудом и отнес чудотворный образ в храм Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке.

Чудотворный образ «Взыскание погибших» пострадал от вандализма оккупантов во время войны с Наполеоном – он был буквально расколот на несколько частей. Однако его с любовью восстановили и оставили в Воскресенском храме на Успенском Вражке, где он пребывает и поныне.

Серафимо-Дивеевская

Перед нами любимая икона Серафима Саровского. Преподобный Серафим выделял этот образ среди подобных и неустанно молился ему. Даже если он выходил куда-то из кельи, то носил эту икону с собой.

Серафима Саровского почитали как чудотворца еще при жизни, причем в сотворении многих чудес ему помогала любимая икона. К нему издалека приходили страждущие, Серафим помазывал их маслом из лампады, горевшей перед образом – и болящие исцелялись!

Серафим умер в весьма преклонном возрасте, перед любимым образом, который сам называл «Всех радостей радость» (позже икону назвали «Серафимово умиление»). Образ он завещал Дивеевской женской обители, коей всю жизнь покровительствовал.

умиление икона божией матери ростовскаяСеребряная подвеска «Икона Матери Божьей «Умиление»» (перейти в каталог SUNLIGHT)

После революции Серафимо-Дивеевский монастырь был закрыт, инокини разогнаны, а чудесный образ вывезен. Он много путешествовал по храмам, пока, в конце концов, не оказался в личной резиденции патриарха РПЦ. Сейчас ежегодно, на день Похвалы Богородицы, икону выносят в Богоявленский храм, дабы каждый страждущий мог попросить об исцелении, утолении печалей и укреплении веры.

Серафимо-Дивеевская икона – это не классическая Елеуса. Она, скорее, близкая родственница Остробрамской Божьей Матери из Вильнюса, которую чтят и католики, и православные. «Умиление» в данном случае — не отсылка к иконографическому типу, а личное имя иконы.

На иконе нет образа младенца Иисуса по простой причине: он еще не родился. Приснодева изображена в тот момент, когда она узнала Благую Весть о предстоящем рождении Спасителя.

Несмотря на то что в храме восстановленной Серафимо-Дивеевской обители находится поздний список «Серафимова Умиления», его почитают не менее священного первообраза.

Локотская

Локотская мироточивая икона «Умиление» – красноречивое свидетельство того, что чудесные образы появляются и в наши дни. Причем они вовсе не обязательно создаются иконописцами с соблюдением всех канонов.

Локотская икона – это репродукция образа «Серафимово умиление», вырезанная из просроченного календаря. Стоматолог Наталья Мурашкина купила этот календарь из жалости и благочестия, только для того, чтобы не допустить поругания святыни.

Наталья принесла календарь домой, вырезала икону и повесила на стену. Каково же было ее удивление, когда икона замироточила, а на ее обороте проявился нерукотворный образ Богородицы!

Ныне Локотская икона является одной из главных святынь православного мира. В некоторые дни она не только мироточит сама, но и вызывает мироточение у других образов. Для нее сделали специальный оклад, чтобы чудесный образ был виден с обеих сторон.

умиление икона божией матери ростовскаяЗолотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Значение иконы «Умиление»

Икона Богоматери «Умиление» – это символ идеальной материнской любви и защиты. Она означает безгранично глубокие чувства, которые испытывают друг к другу члены Святого семейства.

Мария почитается как символ чистоты и эталона человека. Она же выступает как защитница русской земли и всех православных. Богородица бесконечно любит сына, поэтому в ее взгляде читается скорбь от знания его будущей судьбы и страданий. Однако в фигурах Христа и Марии читается любовь не только друг к другу, но и ко всем нам.

Мы грешим и этим умножаем страдания Христа. Божья Матерь знает это, но не перестает молить сына о снисхождении к грешникам. И мы бесконечно почитаем ее за милосердие и заступничество.

В России очень развито почитание икон Божией Матери. В их честь освящены сотни храмов. В каждой церкви есть хотя бы один образ Божией Матери «Умиление». Десятки икон этого типа почитаются как чудотворные.

В чем помогает образ

Образ Пресвятой Богородицы, Всеблагой и Всемилостивой, внимает всем молящим. Она неустанно помогает женщинам и мужчинам, младенцам и старикам, богатым и неимущим. Бывали случаи, что иконе молились даже иноверцы и обретали просимое.

Наиболее сильны молитвы не за себя, а за других людей. Считается, что Елеуса более всего благоволит женщинам, молящимся о рождении, здоровье и благополучии детей, ведь она – эталон материнской любви.

Праздник иконы «Умиление»

День празднования индивидуален для каждой иконы. Более того, каждый образ может иметь по несколько общих дат почитания, а ведь есть еще и местные праздники для конкретных списков.

Полный перечень памятных дат привести практически невозможно, поэтому остановимся лишь на праздниках самых почитаемых образов:

Как правильно молиться иконе

Для каждой почитаемой иконы Божией Матери сложены акафисты, тропари и кондаки. И чем более известен и почитаем образ, тем их больше.

Известны десятки канонических молитв, обращающихся к различным иконам «Умиление». Но нужно помнить, что мы обращаемся не к образу, который является проводником между земным и духовным миром, а собственно к Пресвятой Деве. Поэтому можно прочесть любую молитву Богородице, вне зависимости от ее иконы, и быть услышанным.

Текст молитвы

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Здесь приведен текст одной из просительных молитв Богородице, но ведь есть еще благодарственные и покаянные, а также молитвы конкретным образам. Все канонические тексты написаны известными богословами, в том числе, и причисленными к лику святых.

Однако, если канонические тексты кажутся вам сложными и непонятными, молитесь своими словами. Всеблагая Матерь Божья слышит все обращенные к ней молитвы, особенно если наши помыслы искренни и чисты!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *