умиление икона божией матери верхотурье
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Чудотворный Образ Божией Матери Умиление, святыня Верхотурского Покровского женского монастыря
«Главной святыней Верхотурского Успенского монастыря была икона Божией Матери «Умиление» (ныне одна из наиболее почитаемых икон всего Среднего Урала). Первообразом для нее стала Серафимо-Дивеевская икона «Умиление», любимый образ Серафима Саровского. Старец с любовью называл икону «Всех радостей – радость». Образ находился в его келье. По преданию, еще при жизни батюшки икона прославилась многочисленными чудесами. Рассказывают, что скончался Серафим, стоя на коленях перед любимой иконой. К концу XIX века святыня становится известной на всю Россию.
Именно тогда матушка Ангелина пешком добралась до Дивеево, чтобы увидеть икону «Умиление» и сделать список для верхотурской общины. Матушка написала и вышила образ удивительной красоты: искусство вышивки она великолепно освоила в стенах екатеринбургского Новотихвинского монастыря. Еще до революции икона прослыла чудотворной. Потому, когда обитель была закрыта, сестры первым делом постарались спасти именно этот образ.
Говорят, что позднее икону хранила в своем доме одна старушка, которая, почувствовав близкую кончину, «до лучших времен» схоронила святыню возле верхотурской кладбищенской Успенской церкви, где икона пролежала то ли 30, то ли 40 лет. В 1970-е годы, когда гонение на Церковь пошло на убыль, икону внесли в Успенский храм, а в 1992 году передали возрожденной Покровской обители.
Умиление, Елеуса — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображается с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке.
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви. По сказанию XV века (в списках «Повести о Темир-Аксаке»), икону написал евангелист Лука. Согласно преданию, икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. На Русь икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Икона была доставлена греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, удельного города Андрея Боголюбского, недалеко от Киева. В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме[4], где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма[2][5]. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская.
Святыни Верхотурья
Если поехать из центральной России в даль далекую – на Урал, в Верхотурье в Свято-Николаевский монастырь на поклонение мощам святого праведного Симеона, то нельзя не посетить и другие святыни этого Богом отмеченного города. Нельзя, например, не побывать в старинном Покровском женском монастыре. Тем более что он находится совсем неподалеку от мужского монастыря. Выйдешь из ворот Никольского монастыря и идешь по тихой дороге, по которой редко когда проедет автомобиль или автобус с туристами, в сторону Покровского монастыря. Местный житель объяснил мне, что идти надо прямо, а потом повернуть направо вниз. Весь путь займет минут двадцать. По дороге остановишься, чтобы полюбоваться на высящийся справа кремль с великолепным высоким Свято-Троицким собором с золотыми маковками куполов, занесенный в список архитектурных памятников России и мира. Он был построен одним из первых в Верхотурье одновременно с основанием самого города в 1598 году и был сначала деревянным. По указу Петра Великого в начале 1700-х годов перестроен в каменный. В 2003 году Троицкому собору исполнится 300 лет. Его вернули Церкви всего лет шесть назад, до этого в нем находилась городская библиотека. Службы пока идут в правом приделе великомученика Харалампия, весь храм откроют в будущем году.
После молебна клирик монастыря иеромонах Амвросий (Тюпышев) согласился ответить на мои вопросы.
— Отец Амвросий, давно ли вы в Верхотурье?
— Живу здесь десятый год, приехал сюда с Южного Урала. Когда-то мой пра-пра-прапрадед по отцовской линии приехал на Урал из Вологды и привез сюда пять сыновей. Здесь на Урале почти все переселенцы. С 17-18 века, после того как Сибирь была в какой-то степени покорена, сюда пошли переселенцы.
— Давно ли существует Покровский женский монастырь?
— Почти четыреста лет. Монастырская жизнь возрождается. В монастыре уже 25 человек вместе с послушницами.
— Расскажите об особо почитаемой у вас в монастыре иконе Божией Матери «Умиление».
— Икона эта написана и вышита в начале двадцатого века игуменией Ангелиной, настоятельницей Верхотурского Успенского женского монастыря, который находился за городом. Сейчас то место называется Заимка и там детский дом. Когда произошел октябрьский переворот, икону прятали монахини. Рассказывают даже, что она примерно сорок лет была спрятана в земле. В 70-х – 80-х годах икона была передана на приход Успенской кладбищенской церкви. В 1992 году, когда был вновь открыт Покровский женский монастырь, она была передана сюда
— На иконе у Богородицы глаза полуприкрыты, кажется, что Она их вот-вот откроет. Говорят, что тем, кто молится с умилением перед этой иконой, Богородица открывает свои глаза.
— Да, говорят. Благодатное действие этой иконы то, что молясь перед ней люди утешение получают. Особая благодать утешения есть у этой иконы. Она не прославлена как чудотворная, но действительно утешает молящихся, недаром в благодарность Божией Матери здесь оставляют крестики, цепочки, различные украшения.
— В вашем монастыре хранятся мощи блаженного Косьмы, расскажите о нем.
— Блаженный Косьма Верхотурский был современником переноса святых мощей Симеона Верхотурского из Меркушина в Верхотурский Николаевский монастырь 12-го сентября 1704 года. Он был из семьи бедного или среднего достатка, жившей в заречной части города. У блаженного Косьмы были больные ноги, и он передвигался только на коленях. Он был далек от мирских дел, часто удалялся на молитву к Троицкому храму. Блаженный Косьма прославился в народе тем, что весь путь при переносе мощей он проделал на коленях, а это 60 километров. При этом были чудесные явления. По пути мощи несколько раз чудесно останавливались и только по молитвам блаженного Косьмы продолжали свое движение. О тех же событиях существует иной рассказ: по молитве блаженного Косьмы мощи останавливались и по его же молитве продолжали шествие. Но то, что по молитве блаженного Косьмы праведный Симеон продолжал свое шествие, это точно известно.
Блаженный Косьма был похоронен в Кремле Троицкого собора, над его могилой была поставлена часовня. Одним из жертвователей на эту часовню был святой праведный Иоанн Кронштадтский. После переворота 17-го года монахи перепрятали мощи блаженного Косьмы – захоронили на кладбище около Успенский церкви. Монахини знали, где они находятся, к этому месту тайно ходили на поклонение местные жители. Монахинь в советское время здесь очень много жило. Тогда их ссылали сюда из других монастырей, а наших монахинь ссылали в другие края. При приходе здесь был настоящий монастырь в миру. В 1990-е годы мощи были вновь обретены и помещены уже в храме монастыря в раке. Народ идет к блаженному с молитвой.
У Верхотурья много сильных молитвенников и заступников на небесах.
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» в Верхотурье
от admin
Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон» город Реж
Первообраз иконы Божией Матери «Умиление»
Обычно Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» или правильнее «Невесто неневестная» не относят ни к одному из трех основных иконописных типов изображения Богородицы (Оранта, Одигитрия и Елеуса или Умиление), где образ Богоматери сочетается с образом младенца. Эту икону включают в четвертый собирательный или акафистный тип. Среди икон этого типа она относится к довольно редким в России образам с одиночным изображением Богородицы, посвященным Благовещению. Божия Матерь изображена в тот самый момент, как только архангел Гавриил возвестил, что Богородица родит сына, которому предстоит стать Спасителем.
Остробрамская икона Божией Матери
Во времена Возрождения в Западной Европе развилась традиция одиночного изображения Богородицы. Один из таких образов Богоматери, в момент Благовещения, был написан предположительно итальянским художником во второй половине XVI века. С этого времени икона находилась в литовском городе Вильнюсе, став одной из главных его святынь и почиталась как католиками, так и православными. По своему месту пребывания, а находилась она в башне Острых ворот (по-польски «Остра Брама»), икону называли Островоротной или Остробрамской.
Именно к Остробрамской иконе и восходит по иконографии Серафимо-Дивеевская икона «Умиление», написанная в России в конце XVIII века, любимая келейная икона святого преподобного Серафима Саровского. По преданию, елеем от лампадки у иконы батюшка Серафим помазывал больных, которые получали от того исцеление. Преподобный называл икону «Всех радостей радость», в молитве перед ней он и скончался в 1833 году.
Серафимо-Дивеевская икона «Радуйся, Невесто Неневестная» или «Умиление»
В 1902 году, перед прославлением святого, император Николай II подарил Дивеевскому монастырю золоченую ризу для иконы «Умиление». С этого времени делаются многочисленные списки с дивеевского образа, в том числе и верхотурский. В годы советской власти икона была спасена, а в 1991 году передана Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Ныне чудотворный образ находится в патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Москве.
Верхотурский чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление»
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» в Верхотурье
Главная святыня Покровского монастыря в Верхотурье — икона Божией Матери «Умиление». Первообразом для нее стала Серафимо-Дивеевская икона «Умиление», любимый образ Серафима Саровского. По преданию, еще при жизни батюшки икона прославилась многочисленными чудесами. К началу XX века святыня становится известной на всю Россию.
Успенский храм женского монастыря под Верхотурьем, где до революции пребывал чудотворный образ
Именно тогда настоятельница Успенского женского монастыря, что был под Верхотурьем, матушка Ангелина пешком добралась до Дивеево, чтобы увидеть икону «Умиление» и сделать список для верхотурской общины. Матушка написала и вышила образ удивительной красоты: искусство вышивки она великолепно освоила в стенах екатеринбургского Новотихвинского монастыря. Еще до революции икона прослыла чудотворной. Потому, когда Успенская обитель была закрыта, сестры первым делом постарались спасти именно этот образ.
С 1970-х годов по 1992 год Икона «Умиление» Божией Матери пребывала в стенах Успенской кладбищенской церкви
Говорят, что позднее икону хранила в своем доме одна старушка, которая, почувствовав близкую кончину, «до лучших времен» схоронила святыню возле верхотурской кладбищенской Успенской церкви, где икона пролежала то ли 30, то ли 40 лет. В 1970-е годы, когда гонение на Церковь пошло на убыль, икону внесли в Успенский кладбищенский храм.
Иконостас Успенского храма, слева — чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Фото 1970-х годов
Уже в 1992 году чудотворный образ передали возрожденной Покровской обители. На иконе глаза у Божией Матери полузакрыты, кажется, что она вот-вот откроет их. Говорят, что если человек молится перед этой иконой от всего сердца, то взгляд Богородицы перед ним озаряется, ее глаза как бы открываются молящемуся.
Покровская церковь Покровского монастыря, где ныне пребывает икона
Покровская церковь Покровского монастыря в Верхотурье, где ныне пребывает икона
Почитание в народе иконы Божией Матери «Умиление»
По традиции считается, что в первую очередь икона «Умиление» Божией Матери или «Невесто неневестная» это женская икона. К ней обращаются будущие мамы и те, кто уже стали матерями. У иконы просят заступничества Богородицы в семейной жизни, в поиске своей второй половинки…
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Успенский женский монастырь в Верхотурье
от admin
Успенский храм Успенского монастыря в начале XX века
История монастыря
В 1902 году в нескольких километрах от Верхотурья, вниз по реке Туре в сторону Меркушино, иеромонахом Дамианом (Лисицыным) была основана женская община. Во главе общины встала матушка Ангелина (Татьяна Цепелева), до того получившая большой опыт духовной жизни в стенах екатеринбургского Новотихвинского монастыря. Сегодня это место называется Заимка, находится оно в 1 километре от дороги из Верхотурья в Меркушино.
В 1913 году община была преобразована в Успенский женский монастырь. Главным событием в жизни молодой обители стало строительство деревянной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященной в 1911 году. Архитектура храма была проста и незатейлива, но весь ансамбль монастыря, вытянутый вдоль берега Туры, в сочетании с природным окружением выглядел весьма живописно. К 1917 году в обители проживало 5 монахинь и 156 послушниц.
Успенский монастырь. Фото начала XX века
В 1924 году по решению властей, как и другие обители Среднего Урала, монастырь был закрыт, а сестры разогнаны. В монастырских зданиях был устроен детский дом. Старейшая работница этого учреждения вспоминает, что в прежние годы во время весенних половодий весь бывший монастырский комплекс часто затопляло. Но, не смотря на то, что здание бывшей церкви находилось практически на одном уровне с другими сооружениями, его никогда не топило. Для детей, проживавших в бывшем Успенском храме, обеды подвозили на лодках, на лодках их отвозили на учебу, но само здание никогда не страдало от туринских наводнений.
Сегодня, как память о матушке Ангелине, от всего корпуса сохранилось лишь единственное сооружение монастыря – дом настоятельницы обители.
От Успенского монастыря сегодня сохранился лишь домик настоятельницы
Икона Божией Матери «Умиление». Захоронение матушки Ангелины
Главной святыней Успенского монастыря была икона Божией Матери «Умиление» (ныне одна из наиболее почитаемых икон всего Среднего Урала). Первообразом для нее стала Серафимо-Дивеевская икона «Умиление», любимый образ Серафима Саровского. Старец с любовью называл икону «Всех радостей – радость». Образ находился в его келье. По преданию, еще при жизни батюшки икона прославилась многочисленными чудесами. Рассказывают, что скончался Серафим, стоя на коленях перед любимой иконой. К концу XIX века святыня становится известной на всю Россию.
Именно тогда матушка Ангелина пешком добралась до Дивеево, чтобы увидеть икону «Умиление» и сделать список для верхотурской общины. Матушка написала и вышила образ удивительной красоты: искусство вышивки она великолепно освоила в стенах екатеринбургского Новотихвинского монастыря. Еще до революции икона прослыла чудотворной. Потому, когда обитель была закрыта, сестры первым делом постарались спасти именно этот образ.
Верхотурский чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление»
Говорят, что позднее икону хранила в своем доме одна старушка, которая, почувствовав близкую кончину, «до лучших времен» схоронила святыню возле верхотурской кладбищенской Успенской церкви, где икона пролежала то ли 30, то ли 40 лет. В 1970-е годы, когда гонение на Церковь пошло на убыль, икону внесли в Успенский храм, а в 1992 году передали возрожденной Покровской обители.
На иконе глаза у Божией Матери полузакрыты, кажется, что она вот-вот откроет их. Говорят, что если человек молится перед этой иконой от всего сердца, то взгляд Богородицы перед ним озаряется.
Иконостас Успенского кладбищенского храма, слева — чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Фото 1970-х годов
По преданиям было известно, что матушку Ангелину похоронили у входа в Успенскую церковь. Когда первая настоятельница возрожденной Покровской обители Верхотурья матушка Василиса узнала в 1992 году, что здание бывшей церкви идет под снос, то с благословения архиепископа организовала раскопки. В результате работ был обнаружен склеп. Не смотря на то, что ранее захоронение было ограблено, останки матушки, ее четки и часть одежды хорошо сохранились.
Икона Богоматери «Умиление»
Особо почитаема икона Богоматери «Умиление», которая была написана в начале ХХ века матушкой Ангелиной, настоятельницей соседнего Успенского монастыря, которая любила посещать Дивеево и для своего монастыря подвизалась создать этот Лик. По устному преданию, матушка относилась к образу Божией Матери, как к живой, она с ней советовалась, разговаривала, украшала до конца своих дней. Вместе с сестрами монастыря сшила для нее ризу, которая сохранилась и по сей день: бархатные одежды уложены складками, расшиты бисером и камнями.
Каждое воскресенье перед эти чудотворным образом совершается Параклисис Божией Матери «Умиление».
Тропарь, гл.4
К Богородице со умилением припадем,/ вси, грехми обремененнии,/ чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.
Кондак, гл.3
Юже подражая неплодную смоковницу, аз, окаянныи?, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворнеи? иконе Твоеи? Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное умиление.
Молитва Божией Матери Умиление
О Пресвятая Дево Богородице, Христа Царя и Бога нашего Мати, умиления сокровище и милости источниче, душеспасительных даров подательнице и скорбящих душ благодатная утешительнице! К Тебе с любовию припадаем и пред святою иконою Твоею молимся: умоли, Владычице, возлюбленнаго Сына Твоего Христа Бога нашего помиловати и спасти нас, погибающих во гресех, вдохни в души наша покаяние искреннее и умиление богоугодное. Слезами очистительными омый нас от скверны греховныя и яви чисты и непорочны рабы Христовы. Вся благопотребная житию временному и вечному спасению нашему милостивно, Госпоже, нам даруй. Мир умири, безмятежие и изобилие плодов земных нам низпосли и на кончине живота нашего не лиши нас Матерняго Твоего заступления и помощи, да предстательством Твоим безбедно прейдем мытарства воздушная и сподобимся унаследовати Царство Небесное. Ей, Царице всеблагая, всех радостей Радосте и всего мира христианскаго утешение, помози нам ныне и тогда, егда наипаче помощи Твоея святыя востребуем, и спаси нас Матерними Твоими молитвами ко Христу Богу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Празднование совершается 28 июля/10 августа