умственно отсталые дети как субъект и объект изучения воспитания и обучения

Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения

В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.

Умственная отсталость– это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы; это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.

Современные исследования показали, что у умственно отсталых детей имеются физиологические нарушения психической деятельности ребёнка:

· довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности,

· нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения,

· нарушения взаимодействия сигнальных систем.

Под понятием умственная отсталость объединены разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Существуют сотни таких патологических состояний и заболеваний и соответственно сотни разных форм умственной отсталости. Так что диагноз умственная отсталость, общее психическое недоразвитие представляет собой групповой диагноз для данной группы аномалий развития. Разные формы умственной отсталости различаются по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, могут различаться по времени возникновения и по особенностям течения. Общий объединяющий всех их признак – недоразвитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребёнка в целом.

Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «умственная отсталость», это далеко не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием периферического отдела какого-либо анализатора. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких детей нет, можно с полной уверенностью отрицать у них умственную отсталость.

Понятие «умственная отсталость» также не тождественно понятию «олигофрения». Ребёнок может страдать тяжёлым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. В других случаях то же заболевание может привести к умственной отсталости. К умственно отсталым детям кроме олигофренов могут быть отнесены дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, перенесшие энцефалит, травмы. У многих умственно отсталых детей наблюдается патология эмоционально-волевой сферы, аномалии физического развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых детей и не могут быть достаточным основанием для заключения об умственной отсталости.

Дата добавления: 2016-08-07 ; просмотров: 1143 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Умственно отсталые дети. Причины. Обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как известно, клиника интеллектуальных нарушений под умственной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. В вышеприведенном определении нашли отражение исследования Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, К.С.Лебединской, М.С.Певзнер, Г.Н.Сухаревой..

Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.

Цель данной работы: рассмотреть психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых детей.

1. Выявить причины умственной отсталости.

2. Изучить вопросы, связанные с обучением и воспитанием умственно отсталых детей.

1.Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной

Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети. К этой категории относятся дети, у которых вследствие органически обусловленного недоразвития либо раннего повреждения головного мозга отмечается общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта. Данное нарушение носит стойкий, непрогрессирующий характер и ведет к трудностям социальной адаптации.

Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы.

Умственная отсталость характеризуется не только нарушением познавательной деятельности ребенка, но и своеобразием развития его личности. Таким детям свойственна эмоциональная незрелость, эмоции носят поверхностный, неустойчивый, полярный характер. Элементарные физиологические потребности у них преобладают над духовными, мотивы недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли. Самоооценка умственно отсталых неадекватна (завышена, либо занижена). Такому ребенку присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. Формирование высших духовных чувств затруднено. Потребность в общении слабо выражена. Взаимоотнощения носят неустойчивый, ситуативный характер.

Умственно отсталые дети существенно отличаются друг от друга и делятся на детей-олигофренов и детей с деменцией. До сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они и не являются таковыми. Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т. е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. При диагностике негрубых форм умственной отсталости (олигофрении в степени дебильности) у детей дошкольного возраста часто возникают трудности отграничения этого нарушения от задержки умственного развития (ЗПР). Главное отличие ЗПР от умственной отсталости заключается в обратимости имеющихся у ребенка особенностей развития. Кроме того дети с ЗПР в отличие от умственно отсталых детей способны принимать помощь, устраивать принцип решения и переносить его на аналогичные задачи.

Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «умственная отсталость», это не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием деятельности анализаторов. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких детей нет, то можно с полной уверенностью отрицать у них умственную отсталость.

Умственная отсталость включает две основные формы нарушений:

Олигофрения стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается.

Деменция это нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопровождаться текущим нервно-психическим заболеванием.

Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале XX века разработал классификацию олигофрении по степени тяжести интеллектуальной недостаточности:

Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов России является классификации предложенная в 1959 году М.С.Певзнер, в которой она выделила основные формы олигофрении:

С выраженными нейродинамическими нарушениями;

Со снижением функций анализаторов и нарушениями речи;

С психопатоподобным поведением;

С выраженной лобной недостаточностью.

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т. е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью, так же как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

2.Причины умственной отсталости.

Причины возникновения умственной отсталости разнообразны. Все причинные факторы можно разделить на две группы : эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).

К эндогенным причинам относятся: различные наследственные заболевания родителей (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др., нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Уильямса и др.); нарушения обмена веществ, наиболее часто встречается такой вид генетически обусловленного нарушения обмена, как фенилкетонурия: врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсических продуктов.

В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга. В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).

Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.

К экзогенным причинам возникновения легких форм умственной отсталости можно отнести также неблагоприятные условия социальной среды и психическую депривацию, недостаточное удовлетворение важных психологических потребностей ребенка в раннем детстве.

3.Обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.

В последние годы в специальной педагогике широкое распространение получили идеи интеграции. Они распространились также на образование умственно отсталых лиц. Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках.

Наиболее распространенными формами организации обучения умственно отсталых детей и подростков являются специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта и специальные (коррекционные) школы VIII вида. Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.

Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспитываются в семье или специальных яслях системы здравоохранения. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта. Работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей. При систематической коррекционной работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.

В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия. В большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.

В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим: это, прежде всего, создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.

Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.

Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподаются как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чтение, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные).

Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. Оно уже с 4 класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных школ-интернатов испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без родителей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана. Необходимо длительное сопровождение выпускников специальных школ социальным педагогом так, как это осуществляется за рубежом.

В последние годы произошли серьезные изменения в понимании умственной отсталости, ее причин, степеней и форм, диагностики и др. Постепенно формируется направление, сторонники которого пытаются в определении умственной отсталости представить совокупность факторов.

Таким образом, независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения.

Цели и задачи воспитания и обучения умственно отсталых детей совпадают с задачами воспитания и обучения всех детей вообще и одновременно имеют свою специфику. Используя все познавательные возможности умственно отсталых детей, нужно развивать у них навыки, которые необходимы в жизни, чтобы, став взрослыми, они смогли себя самостоятельно обслуживать, выполнять простую работу в быту и специальных цехах, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Воспитание аномальных детей требует деликатного, тактичного и терпимого отношения окружающих к их недостаткам, исключающего фиксацию внимания на признаках, подчеркивающих их неполноценность.

4. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2006.

5.Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие для студентов университета.-Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2011.

Источник

Основы олигофренопедагогики Конспект лекций

Лекция 1. Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения

1.1. Основные тенденции в понимании сущности умственной отсталости

1.2. Клиника и этиология умственной отсталости

1.3. Социально-педагогические и социальные факторы, влияющие на проблему изучения и организации помощи умственно отсталым детям.

Лекция 2.Олигофренопедагогика как наука об изучении, воспитании, обучении и путях социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников

2.1. Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики – воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация.

2.2. Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей.

2.3. Связь олигофренопедагогики с современными науками (специальная психология, социальная психология, психиатрия, право).

2.4. Современные исследования в олигофренопедагогике.

2.5. Принципы построения системы помощи детям с нарушениями интеллекта в РФ.

2.6. Учреждения системы здравоохранения, социальной защиты

Лекция 3. Классификация умственной отсталости

3.1. Лёгкая степень умственной отсталости (дебильность)

3.2. Средняя степень умственной отсталости (имбецильность)

3.3. Тяжёлая степень умственной отсталости (идиотия)

3.4. Сравнительные психолого-педагогические характеристики разной степени умственной отсталости

3.5.Клинико-патогенетическая классификация олигофрении М.С. Певзнер

3.6. Ранняя диагностика олигофрении

3.7. Дети с приобретённым слабоумием

3.8. Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний

Лекция 5. Ведущая роль обучения в развитии учащихся

5.1.Ведущая роль обучения в развитии учащихся

5.2.Интегрированное обучение. Понятие интеграция. Основные виды интеграции. Понятие «инклюзивная школа»

Лекция 6. Учреждения системы образования для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Основные категории дидактики

6.1. Принципы построения системы помощи детям с нарушениями интеллекта в РФ.

6.2. Учреждения системы образования для детей с интеллектуальной недостаточностью

Лекция 7. Принципы и методы обучения во вспомогательной школе

7.1. Классификация и характеристика принципов обучения

7.2. Классификация и характеристика методов обучения

Лекция 8. Общее содержание образования

8.1. Объём содержания образования

Структурные компоненты содержания образования во вспомогательной школе

8.3. Учебный план, учебные программы, учебники.

8.4. Учебные предметы вспомогательной школы

Лекция 9. Урок во вспомогательной школе

9.1. Основные компоненты целостного педагогического процесса – цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы организации обучения, воспитания и коррекции.

9.2. Урок во вспомогательной школе

Лекция 10. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальной

коррекционной школы VIII вида

10.1. Многофакторность системы воспитания умственно отсталых школьников

10.2. Принципы воспитания учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Список тем рефератов

Список рекомендуемой литературы

Программа дисциплины ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по всем дисциплинам предметной подготовки учебного плана.

Дисциплина опирается на теоретические знания и практические навыки, сформированные при изучении таких курсов, как «Специальная педагогика», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Логопедия», «Основы нейропсихологии».

Гуманистические тенденции в специальном образовании определяют важность развития личности ребёнка и его социальной реабилитации в современном мире. Знания в области олигофренопедагогики помогают студентам существенно повышать свой профессиональный уровень, достигая намеченных целей в области развития личности ребёнка с нарушениями, её актуализации и поддержке.

Непосредственный контакт в работе с детьми с нарушениями в развитии, их родителями и семьями определяет актуальность знаний психотерапевтических подходов в педагогической практике учителя-логопеда.

Цель дисциплины состоит в том, чтобы раскрыть студентам научно-методические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида для детей с особыми образовательными потребностями;

сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки дифференциации интеллектуальной недостаточности от сходных состояний, обусловленных тяжёлой речевой патологией в целях наиболее точной диагностики, имеющей значение для дальнейшей практической деятельности учителей-логопедов;

создать основы для последующего овладения студентами технологии обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

научить студентов са­мостоятельно, профессионально вести планирование производства и бизнеса на уровне предприятия городского хозяйства.

В связи с поставленной целью необходимо решение следую­щих задач:

— оценка роли и значения олигофренопедагогики как науки в системе специальной педагогики, обучения детей с интеллектуальной недостаточностью;

— формирование у студентов представлений об особенностях развития детей с нарушением интеллекта, о существующей системе педагогической помощи данной категории детей, об организации и содержании коррекционно-воспитательной работы в специальных учреждениях и семье;

— обеспечение ориентировки в актуальных проблемах олигофренопедагогики, готовности к системному анализу современного состояния, приоритетных направлений развития теории и практики олигофренопедагогики как науки;

— вооружение будущих учителей-логопедов методами и приёмами, используемыми в учебно-воспитательной работе с контингентом детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие и тяжёлую речевую патологию как фактор, влияющий на интеллектуальное развитие;

— обучение методам и приёмам работы со специальной литературой.

— формирование у студентов навыков анализа передового педагогического опыта;

В результате изучения данного курса студент должен приоб­рести:

прочные теоретические знания по данному курсу;

твердые навыки для решения практических задач;

Курс «Основы олигофренопедагогики» предусматривает проведение лекционных и самостоятельных занятий.

В лекциях излагается содержание тем программы с учетом требований, установленных для специалиста в квалификационной характеристике.

В качестве промежуточного контроля используются опрос, тесты, самостоятельные работы, рефераты. Окончательным контролем явля­ются зачет, предусмотренный учебным планом

Лекция 1. Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *