униатские храмы в россии

Униатские храмы в россии

Уния (церк.; лат. unio — соединение), слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, исхождение Св. Духа и от Сына (filioque), с другой допускается брак белого духовенства и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов.

В середине XI в. последовал полный разрыв между церквами Восточной и Западной. Вместо прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные. Жестокостями и поруганием греческих святынь во время крестовых походов латиняне сделали эти отношения даже враждебными. Греки ненавидели латинян как еретиков и своих притеснителей: латиняне, в свою очередь, ненавидели греков как схизматиков (как они их называли) и как людей двоедушных и коварных. Вражда нередко выражалась в кровавых столкновениях.

Несмотря на это, греки и латиняне часто предпринимают попытки к соединению церквей. Были особые причины, которые побуждали их искать церковного союза. Папы и по разделении церквей не теряли надежды подчинить своей власти Греко-восточную церковь. В этих видах они всеми силами стремились восстановить общение церквей Восточной и Западной, понимая под восстановлением общения не союз церквей, а подчинение Восточной церкви Западной, или, что то же, папе.

Греки по расчетам политическим со своей стороны также иногда помышляли о соединении церквей. Политическое положение Византийской империи начиная с XII в. было крайне затруднительно. Одряхлевшая империя под ударами турок и крестоносцев склонялась к падению. Рассчитывая при содействии пап защитить империю от многочисленных врагов и предохранить ее от падения, Византия искала союза с Римом; а так как пап ничем нельзя было расположить в свою пользу, как только изъявлением готовности к соединению церквей, с подчинением Восточной церкви Западной, то византийское правительство во всех переговорах с Римом на первый план выдвигало вопрос о соединении церквей.

Таким образом, с обеих сторон главную роль в обоюдных попытках играл расчет, и уже одно это не обещало им успеха. Непрочность попыток к соединению церквей обусловливалась еще и тем обстоятельством, что они не имели характера всеобщности, по крайней мере на Востоке. Со стороны греков главным образом хлопотали о соединении церквей императоры, греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной церкви папе.

Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно замечательны три, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Православной Церкви, это:

Уния и униатская церковь в пределах Польши и России

Уния в Австро-Венгрии

Среди народов Австро-Венгрии, придерживающихся унии, первое место принадлежит в численном отношении русинам (украинцам, малороссам), соплеменным с населением юго-западной России. В австрийской половине монархии они — почти единственные представители унии, хотя и не все к ней принадлежат; в венгерской половине они составляют значительную часть униатов.

До 1772, т.е. до первого раздела Польши, в австрийской части совсем не было униатов, а были они только в Венгрии, так что история греко-католической церкви (как она официально называется), поскольку она касается русинов, связана главным образом с историей Галиции — территории, густо заселенной униатами. Население Галиции перешло в унию во второй половине XVII и начале XIII вв.; в 1772 православным оставался лишь один монастырь василиан (базилиан) в Маняве.

Международный трактат 1772 выделил из Польши епархии перемышльскую, львовскую (без части Подолии) и значительную часть холмской и луцкой. Все они принадлежали к киевской митрополии, представитель которой остался в Польше, как и епископы двух последних епархий.

После окончательного раздела Польши и урегулирования границ между Австрией и Россией в Австрии было отменено отдельное существование холмской и луцкой епархий, остатки их присоединены к перемышльской и львовской, а от последней был отделен округ Каменец-Подольска, хотя львовские архиепископы и удержали титул епископа каменецкого.

Кроме политических мотивов на эти перемены имела влияние и судьба униатской церкви в России. Когда в России в 1795 была уничтожена униатская митрополия, австрийское правительство восстановило прежний сан галицкого митрополита и дало его львовскому архиепископу (1808).

Территория, приобретенная Австрией в 1772, имела около 2700 тыс. жителей, большинство из которых составляли русины, т.е. униаты. Национальная и религиозная обособленность большинства населения от поляков была новостью для австрийского правительства. Это обстоятельство было благоприятно для правительственной политики относительно польской шляхты. С другой стороны, австрийское правительство и независимо от этого должно было заняться церковной жизнью новых подданных.

Результатом четырехвековой (религиозной, культурной и национальной) борьбы русинов с поляками было то, что при переходе Галиции под власть Австрии греко-католическая церковь находилась в крайнем упадке. По всей территории были рассеяны «латинники» и разные их церковные учреждения. Униатское духовенство находилось в полном духовном, материальном и даже социальном уничижении. Это вызвало со стороны австрийского правительства ряд реформ. Оно уничтожило, прежде всего, обязанность украинского сельского духовенства наравне с крестьянами отбывать барщину (1777).

Плохое материальное положение униатского клира было главным образом следствием крайней дробности приходов. Правительство произвело т.н. концентрацию приходов, но проводило ее в таких размерах, что русины начали протестовать, особенно ввиду одновременной децентрализации латинских приходов. Кроме того, правительство назначало денежные субсидии из специально учрежденного (1782) фонда беднейшим священникам и высшему духовенству.

Было урегулировано право патроната, в смысле ограничения зависимости духовенства от помещиков (1784). Более всего позаботилось правительство о поднятии образования в среде греко-католического духовенства. Прежде доступ в это сословие был очень легкий, даже для людей едва грамотных. В 1774 Мария Терезия учредила при церкви св. Варвары в Вене т.н. «Императорскую генеральную греко-католическую семинарию» для униатов всей монархии, в преподаватели которой были приглашены главным образом русины из Венгрии.

Этот «Барбареум», как обыкновенно называли семинарию, имел во все время своего существования большое значение для униатской церкви в Австро-Венгрии. Почти все наиболее замечательные представители тамошнего украинского духовенства были воспитанниками этого заведения. Они вынесли отсюда не только знания, но и дух реформы, которым был одушевлен имп. Иосиф II.

В 1784 при Львовском университете была учреждена такая же генеральная семинария для греко-католиков из Галиции и Венгрии и вместе с тем были закрыты прежние епископские семинарии во Львове и Перемышле. И здесь преподавание шло в духе реформ Иосифа II, и языком преподавания был главным образом украинский. Эта семинария просуществовала до закрытия Львовского университета в 1806. В 1817 ее восстановили, но только для галичан.

Австрийское правительство выступило и в роли судьи между белым и черным духовенством в Галиции. Еще в польские времена между ними происходила борьба из-за преобладания. Базилиане (монахи ордена св. Василия) овладели управлением епархий. Львовский епископ Лев Шептицкий, с целью избавиться от их преобладания, задумал восстановить прежние «крилошанские соборы» в форме латинских капитулов. Против этого восстали не только базилиане, но и латинское духовенство. Правительство стало на сторону белого духовенства и учредило капитулы во Львове (1786, 1813) и Перемышле (1787, 1816). В 1779 было дозволено выбирать в епископы священников, не бывших монахами.

Дальнейшим шагом в этой противомонашеской политике было закрытие в 1783 более 40 униатских базилианских монастырей и последнего православного в Маняве; имущество их было отдано в религиозный фонд. Этим надолго было сломлено значение базилиан.

Все эти реформы значительно подняли материальный и духовный уровень греко-католического украинского духовенства, а назначение особого галицийского митрополита возвысило и престиж униатской церкви.

В XIX в. судьба последней в России заставила римскую курию также позаботиться о галицийских греко-католиках. Митрополиту Михаилу Левицкому был дан титул кардинала (1856); подтверждено было запрещение перехода униатов в латинский обряд (1863). Эта зашита греко-католического обряда не давала ему, однако, равноправия с латинским; латинское духовенство не переставало смотреть на русинов как на полуневерных схизматиков и продолжало свою пропаганду между ними в пользу латинства.

Все это обостряло вероисповедный антагонизм. При всем том вследствие недостатка между русинами первой половины XIX в. национального самосознания высшее образование приводило их духовенство к ополячению. В 1772 бедное и невежественное белое духовенство имело еще национальный украинский характер, но высшее образованное духовенство из базилиан было почти целиком денационализировано. Позже та же участь постигла почти все духовенство.

Реакция против такой аномалии началась среди духовенства перемышльской епархии, находившейся под управлением епископа Ивана Снигурского (1818-1847), самого знаменитого деятеля в среде греко-католического духовенства за все австрийское время. Его деятельность не ограничилась одним развитием национального самосознания среда духовенства, но распространилась на все сельское население.

Литературное возрождение русинов имело первых своих представителей только в среде духовенства (М. Шапшевич, Я. Головацкий, И. Вагилевич, М. Устянович и др.). В 1848 русины в первый раз ясно заявили свои национально-политические требования (Гр. Яхимович, Мих. Куземский и др.). С подавлением революции началась в Австрии политическая и религиозная реакция. Благодаря конкордату австрийского правительства с Римом католическое духовенство приобрело небывалые со времен Иосифа II привилегии в областях политики и народного образования (1855-1867).

И униатское духовенство приобрело тогда право надзора над народными и средними школами; но оно не особенно ревностно пользовалось своими полномочиями, между тем как латинское духовенство кроме религиозной пропаганды занялось распространением полонизации в Галиции и Буковине.

В национально-политическом отношении униатское духовенство отличалось тогда узостью взглядов, заскорузлостью и застоем, что стало обозначаться словом «рутенство». И в обрядовом отношении униаты стали мало-помалу приближаться к латинству (введение праздника Тела Христова в 1854). Стремление римской курии обратить в унию православный Восток заставило, наконец, украинское духовенство в Галиции приняться за очищение восточного обряда от латинских примесей. Возникла горячая борьба, которая в течение двух десятилетий наполняла всю духовную жизнь галицких русинов. Часть духовенства стала даже прямо заявлять о своей симпатии к православию. Наделавшее в этом смысле много шуму дело Ольги Грабар (1882) побудило римскую курию и австрийское правительство приняться за реформы с целью приближения униатского духовенства и обряда к католицизму.

Реформа базилианских монастырей была передана в руки иезуитов (1882). Митрополит Иосиф Сембратович, бывший противником этой меры, должен был удалиться. При его преемнике Сильвестре Сембратовиче, получившем сан кардинала, реформы продолжались в том же духе, особенно в области обрядов.

Собор галицкого духовенства 1894 возвратился к постановлению Замойского собора, по которому ставиться в епископы должны прежде всего монахи и неженатые. Из монахов вышел митрополит граф Андрей (Шептицкий) (с 1900).

Однако требование Рима касательно общего безбрачия духовенства упомянутый собор решительно отверг. В 1893 был закрыт «Барбареум», вместо которого была учреждена в Риме коллегия св. Афанасия. Антагонизм между обоими обрядами еще более обострился. Правительство и курия по-прежнему смотрели на унию как на нечто низшее сравнительно с латинством.

В Венгрии греко-католическая церковь ничем не связана с австрийской; русины составляют в ней лишь меньшую часть общего количества униатов. Они приняли унию в 1649 и составляли одну мукачевскую (Munkacs) епархию, подчиненную латинскому архиепископу в Эгере. Австрийское правительство и здесь в последней четверти XVII в. проводило реформы в смысле улучшения материального быта и просвещения духовенства.

«Барбареум» и львовская генеральная семинарии были некоторое время общими для всей монархии учреждениями. Когда в России была уничтожена униатская митрополия, возникла мысль учредить общую для всех русинов митрополию в Мукачеве, но когда митрополия была установлена во Львове, к ней не присоединили венгерских униатов ввиду неприязненного положения, занятого мадьярами, и мукачевская епархия осталась в соединении с латинской митрополией.

В 1821 ее разделили на две, создав новую, прешевскую (Eperjes). В каждой из них возникли отдельные семинарии. До 1873 некоторое число духовных доставляла в обе епархии венская генеральная семинария, пока мадьяры не положили этому конец. И в Венгрии с середины XIX в. духовенство стояло во главе национально-политического русинского движения, но автономия Венгрии (1867), разрыв с Галицией, преобладание католицизма и недостаток ясных национальных идей довели до того, что украинское (угрорусское) духовенство в Венгрии почти совершенно омадьярилось и оторвалось от народа.

Наибольший контингент греко-католиков составляют в Венгрии румыны, преимущественно в Трансильвании. Половина венгерских румын приняла унию с Римом в 1699. Другая часть венгерских румын принадлежит православной церкви. Греко-католики Австро-Венгрии образовали значительное число колоний в Америке (в Соединенных Штатах, в Канаде, в Паране).

Источник

Лоялисты по недосмотру. Униатская церковь в России в период разделов Речи Посполитой

униатские храмы в россии

Колониальная религия

После первого раздела этой державы в 1772 году значительная часть униатов стали подданными России, Пруссии и Австрии. А к 1795 году Речь Посполитая перестала существовать, и все униаты стали подданными этих держав.

униатские храмы в россии

В этом нет ничего удивительного — русинская церковь к моменту унии 1596 года уже находилась в состоянии упадка, и униатская церковь зацементировала основные проблемы отпавших от православия епархий.

В то время как «основная» православная церковь в 1620-х пошла по пути развития образования и смогла создать мощную собственную школу, из которой потом вышло множество православных функционеров в России, униатская церковь деградировала.

Отсутствие основательной индоктринации униатских приходов привело к тому, что после присоединения к России за первые три года аж тысяча из них перешла в православие, причем без особенных протестов.

Когда наши войдут в город

Переход униатских приходов в православие не вызвал сопротивления масс. Но во избежание потенциальных эксцессов русские войска графа Румянцева брали отдельных униатских священников под арест и изолировали их в районе Бердичева.

В период 1772-1774 гг. было арестовано 69 человек. Среди задержанных оказался и холмский епископ Максимилиан Рылло. Почти всех их отпустили восвояси, как только польский сейм ратифицировал условия договора, согласно которому к России отходила значительная часть этих земель. Мастер-класс по интеграции Украины. Как на бывших польских землях устанавливалась российская власть

униатские храмы в россии

Давление на униатов привело к противодействию Папы Римского, который через своего нунция Джузеппе Гарампи (который до 1776 года представлял интересы Рима в Польше, а после этого в Австрии) попытался поднять католических монархов Европы на защиту униатов от России.

Дипломатической бури не случилось, но после того, как Россия получила юридическое закрепление своих территориальных приобретений, кампания по обращению униатов в православие была свернута и униатские священники вернули большую часть своих приходов, опять же без протестов со стороны населения. Последний момент, кстати, очень плохо говорит об униатстве — очевидно, что за неполные два столетия эта религия не получила никакой серьёзной поддержки в низах и просто не укоренилась в массах.

Но пока были риски дипломатических санкций и новая власть Петербурга ещё не так твердо стояла в этом регионе (в плане управления территориями приходилось в значительной степени полагаться на местную же польскую аристократию), ей пришлось даже заигрывать с униатским духовенством.

Отчасти это было вызвано тем, что через границу в Галиции католические Габсбурги развивали свои связи с униатами и даже открыли в Вене униатскую семинарию. Губернатор новых территорий граф Захар Чернышев поначалу даже находился в отличных отношениях с полоцким униатским священником, который на всех службах прославлял Екатерину II и по всем тонким политическим вопросам, затрагиваемых в процессе богослужения, согласовывал свою позицию с русскими чиновниками.

униатские храмы в россии

Пути Смогоржевского (а вместе с ним и всей верхушки униатского духовенства) и русских властей вскоре разошлись после того как он принял предложение польского короля стать униатским митрополитом, чем нарушил границы юрисдикции Екатерины II, которой был обязан своим положением: русская императрица не могла признать митрополитом человека, назначенного на эту должность другим монархом (пусть и дружественным), поскольку это создавало опасный прецедент и вносило смуту в умы местного населения (которое могло спутать верность русскому престолу с верностью престолу польскому).

Поэтому в 1780-х гг. Смогоржевскому пришлось уехать из пределов Российской империи, после чего российские униаты лишились одного из своих наиболее авторитетных защитников (как ни крути, а епископ имел доступ к коммуникации с верхами государства).

Униатская митрополия между двумя империями

В принципе, русские власти не были против наличия униатского митрополита как такового, но в понимании Екатерины II в случае униатов Российской империи это должна была быть должность, учрежденная отдельно для земель в составе империи Романовых (где проживало около 800 тыс. униатов) — о чём императрица просила Папу Римского в переписке по этому вопросу.

«Общий» для всех униатов митрополит создавал проблемы для всех монархов, на территории которых эти униаты проживали. И это не была уникальная русская недоверчивость. День в истории. 24 октября: Австрия, Пруссия и Россия выкопали «историческую могилу» для Польши

униатские храмы в россии

В то же самое время австрийская императрица Мария Терезия заявляла свои претензии на назначение своего епископа для своих униатов, что не могло обрадовать Рим, поскольку таким образом нарушалась юрисдикция Папы над униатами. Но поскольку курия не могла похвастать внушительной мобилизационной мощью, то новых митрополитов приходилось назначать только после согласования с местными монархами.

Так что митрополитом униатов у Романовых стал пророссийский митрополит Ираклий (Лисовский), которого до этого русская императрица назначила архиепископом Полоцка (и параллельно запретила всякие сношения с митрополитом в Польше). Ираклий работал над «делатинизацией» и «деполонизацией» униатской церкви, что фактически способствовало интеграции униатов с православием.

На габсбургской стороне границы тоже ввели своего митрополита, с чем Рим тоже был вынужден согласиться не без скрипа, хотя здесь дипломатический шторм был потише (всё-таки Габсбурги были католиками с очень долгой историей сотрудничества со Святым престолом).

Восстание Костюшко и его последствия для униатов

Два последующих раздела Польши и вооруженная попытка польской шляхты возродить Речь Посполитую в прежних границах заставили русские власти задуматься о дальнейшей ассимиляции потенциально нелояльного униатского сообщества. «Полонез» Огинского от «Песняров»: польские восстания и место в них белорусов

униатские храмы в россии

После присоединения Правобережья русские власти взяли курс на поглощение униатских приходов и массовое обращение униатов в православную веру.

Возможно, если бы не польское восстание 1795 года, то этот процесс растянулся бы во времени и тогда бы встретил большее сопротивление. Но так как делалось всё, по сути, в военно-походных условиях, Романовы смогли обрушиться на униатов со всей мощью, изымая приходы и передавая их в руки православных священников.

К слову, возможно, именно диспропорционально широкое применение силового ресурса и привело к тому, что «ассимиляция» униатов прошла так быстро — униатское духовенство увидело, что сопротивление грозит им только мученичеством, и либо признавало верховенство русской православной церкви, либо эмигрировало. Массы же восприняли переход в православие довольно легко, поскольку индоктринация униатством на местном уровне была довольно слабая.

В этом плане преемственности у современных униатов Украины со временами XVII века практически нет. По большей части современная популярность униатской церкви на Украине — это националистический новодел, вызванный к жизни запросом патриотов украинского государства на духовное оформление независимости в 1990-е годы.

В итоге униатской церкви был нанесён существенный урон, и к моменту её ликвидации при Николае I она уже фактически была поглощена русской церковью и контролировалась изнутри симпатизантами русской церкви. Петербург против Ватикана. Конфликт русских властей с католическим духовенством на Правобережной Украине

униатские храмы в россии

Что характерно — Габсбурги делали то же самое. Правда, униатскую церковь они не ликвидировали, но во многом потому что сами были католиками и подчинённое положение униатов им не казалось чем-то из ряда вон. Но униатскую церковь Габсбурги контролировали очень жёстко.

Русские власти довольно быстро ликвидировали искусственный раскол среди русского населения западных окраин и поставили религиозную жизнь региона под контроль, что, очень вероятно, снизило мобилизационный потенциал польских повстанцев в 1812, 1831 и 1863 годах и облегчило последующую интеграцию этих земель уже в составе Украины. Но не это главный урок сегодняшней истории.

Вместо заключения. «Рим предателям не платит»

Если вы внимательно читали статью, то заметили, что основными действующими лицами в этой истории были представители Ватикана, Петербурга, а также местные униатские функционеры. Интересы всех этих сторон понятны и очевидны. При этом во всей этой истории отсутствует ключевой игрок — поляки.

Почему? Да потому что поляки самоустранились в этом вопросе. Папские посланники и униатские священники заваливали польское правительство прошениями предпринять действия в поддержку униатов Украины, но поляки не делали ничего. Религиозный вопрос на Правобережной Украине: борьба за умы и души малороссов в XIX веке

униатские храмы в россии

Конечно, важную роль играют внутренние неприятности в самой Речи Посполитой, вызвавшие дисфункцию и распад этого государства. Но основной причиной мне видится то, что польским верхам было наплевать на состояние униатской церкви, поскольку они создали её с чисто утилитарными и, прямо скажем, не очень благородными целями — поддержания русинской массы в угнетенном подчинённом положении не только в экономической, но и религиозно-культурной сфере.

Это прекрасно видно по отсутствию хоть сколько-нибудь значительного количества историй успеха перешедших в униатство крестьян — придуманное поляками униатство не создавало никаких социальных лифтов, это был лишь инструмент идеологического контроля над населением, которому шляхта предписала трудиться в поте лица и терпеть её же шляхетский беспредел.

Что крайне характерно, когда на украинских территориях бывшей Речи Посполитой в XIX веке наметилось польское диссидентское сопротивление русским властям, в религиозной форме оно практическим целиком заключалось в попытках окатоличивания польскими священниками украинского населения.

То есть даже польские националисты понимали, что униатская церковь — это дутая величина и на такой основе ничего не построить.

Источник

II. Униатская иерархия

Права и власть митрополита. – Униатские митрополиты именовались киевскими, галицкими и всея Poccии, и сначала жили в Kиеве, а после того, как в 1632 г. Киев оставлен православным митрополитам, – в Вильне, Новогрудке литовском, в Минске, или же в тех епархиях, которыми управляли до возведения в сан митрополита. Митрополиты имели также дворец в Варшаве.

В 1744 году pyccкие епископы жаловались римскому престолу на различные неудобства, происходящия из того, что митрополит киевский (униатский) не имеет постоянной резиденции, вследствие чего священные принадлежности теряются, архив в беспорядке, всем труден доступ к митрополиту, живущему иногда на окраине царства, и просили назначить для митрополита одну определенную кафедру – владимирскую, луцкую или львовскую, с тем, чтобы перемещение на оную уже было обязательно для назначаемого митрополита: 1127 но и после этого дело осталось в прежнем положении.

При самом начале унии звание митрополита облечено было очень большими правами. Митрополиту предоставлено было папой право назначать и посвящать епископов, не требуя утверждения папы; обозревать епархии; судить и наказывать виновных епископов и давать разрешения во многих случаях и обстоятельствах, подлежащих апостольскому престолу (в преступлениях, возбраняющих принятие священного сана, в нарушении обетов, разрешении браков в близких степенях родства и в родстве духовном и расторжении браков, разрешении от ереси и раскола и т. п.). Нo это была только завлекающая политика римского двора. С усилением, при содействии базилиан, папской власти в униатской церкви, митрополит все более и более был ограничиваем в своих правах и, наконец, со времени Замойского собора, власть его почти совершенно упала. Папа привлек к своей непосредственной юрисдикции множество дел, которые прежде разрешал митрополит.

Избрание и посвящение епископов. – При начале и в первое время унии, епископы избираемы были из белого духовенства и мирян. Епископы первого поставления, посвященные м. Поцеем, когда только что введенная уния еще не приобрела доверия, не отличались ни образованием, ни порядочностью жизни. Большей частью это были люди низкого происхождения, недостойные сана, который они носили. 1128 Светские люди, как напр. канцлер литовский Сапега, ставили это в вину Поцею, и митрополит оправдывался тем, что ему рекомендовали этих лиц королевские чиновники, и что он должен был спешить посвятить хотя каких-нибудь, чтобы не заняли епископских мест схизматики. 1129 Но после учреждения в 1616 году базилианского ордена и по постановлению Замойского собора (Titul. VI de episcopis), епископы избираемы были почти исключительно из монашествующих этого ордена, который потому назывался Praelaticum, большей частью из иезуитов, перешедших в униатство. Способ избрания был не одинаков. Большей частью епископы были назначаемы митрополитом; но иногда избираемы были при участии духовенства, братств и народа.

Назначению предшествовал канонический процесс, известный под названием: processus informativus. В состав этого процесса входили показания трех или четырех свидетелей, на предлагаемые им вопросы, о лице кандидата (времени его рождения, исповедании, воспитании и учении, служении и образе жизни), о состоянии епархии (числе церквей, монастырей мужских и женских, числе душ), о состоянии епископского города и кафедрального храма, о состоянии архиерейского помещения, о способах содержания епископа, о мощах, имеющихся в епархии и проч. Процесс заканчивался исповеданием веры предлагаемого к избранию в епископы.

Посвящение совершаемо было митрополитом или, по его полномочию, старшим епископом, при участии не менее двух других епископов, униатских или латинских.

Митрополиты и епископы извещали о своем вступлении в управление грамотами.

Епископы, посвященные из базилиан, звались и писались монахами-епископами. Точно также звания архимандрита, игумена, супериора, опата и пр. обозначали собою настоятельство в том или другом монастыре: но лица, имеющие это звание, не переставали именоваться монахами или иноками и писалась инок – архимандрит, инок – игумен и проч.

Епархчальные чины. – Под главным начальством епископа, епархиальное управление составляли: 1) оффициал, первое начальственное лицо после епископа и заместитель его в случае отсутствия или кончины; должность эту базилиане забрали в свои руки; 2) теолог, ближайший советник епископа; 3) экзаменаторы ставленников; 4) визитаторы церквей; 5) деканы или благочинные, назначаемые из старших пресвитеров. Деканы собирали от времени до времени свои деканальныя конгрегации или соборчики из подведомых им священников, на которых, перед обсуждением дел, совершалось соборное богослужение и один из священников говорил проповедь.

Состав униатской митрополии. – Униатскую митрополию составляли епархии: 1) Митрополичья, 2) Владимирская, 3) Полоцкая, 4) Луцкая, 5) Холмская, 6) Пинская, 7) Львовская и 8) Перемышльская.

В 1625 году учреждена 9) униатская архиепископия в Смоленске.

В начале XVIII в., перешли в унию епархии: Львовская, Перемышльская и Луцкая.

Митрополичья епархия

Митрополичья епархия обнимала воеводства: Виленское и Трокское с княжеством Жмудским, Новгрудское, Минское и Киевское.

Стольным городом митрополитов была Вильна. Богатая и роскошная столица великого княжества Литовского, Вильна переживала в первой половине XVII в. последний и важнейший момент своей исторической жизни. Но он продолжался не долго. Взятая, разоренная и опустошенная русскими войсками, во время войны Poccии с Польшей (1655–1661), она упала и не поднималась болеe, сохранив за собой значение только религиозного центра унии и католичества.

Кафедральной митрополичьей церковью в Вильне была Успенская церковь.

Но кроме того, митрополиты имели в великом княжестве Литовском еще две церкви: в Новогрудке – Бориса и Глеба и в Минске – Успения пресв. Богородицы.

Новогрудок со времени Стефана Батория был местом заседаний главного трибунала для воеводств Новогрудского и Брестского, также как Минск был местом заседаний трибунала для воеводств Минского, Мстиславского и Витебского. Но затем положено было трибуналу собираться попеременно, один год в Новогрудке, другой в Минске. Съезды многочисленной шляхты обогащали эти города. Новогрудок упал с 1775 года, когда трибунал перенесен в Гродно.

В Новогрудском воеводстве была знаменитая резиденция Радзивилов – Несвиж, с костелами бенедиктинским, бернардинским, доминиканским и иезуитским. Князь Николай Христофор Радзивил (Сиротка) основал здесь иезуитский коллегиум.

В половине XVIII века считалось в Митрополичьей епархии более 1000 церквей именно в 20 деканатах великого княжества Литовского: в лидском 12, в ошмянском 24, в долгинском 25, мядзиольском 23, новогрудском 35, слонимском 43, цириненском 16, несвижском 31, клеценском 35, минском 45, блоненском 28, логойском 21, пугавицком 14, туменском 13, глющенском 19, бобруйском 20, рогачевском 29, гродненском 40, волковыском 30, подляшском 15; – в 20 деканатах Киевского воеводства: в житомирском 45, бердичевском 34, любарском 34, чудновском 43, белоцерковском 33, паволоцком 46, погребицком 44, фастовском 35, смелянском 28, корсунском 40, мошненском 38, чигиринском 29, овручском 32, радомышльском 37, брагинском 18, димиренском 26, барашовском 24. – Монастырей женских, подведомственных митрополиту, в великом княжестве Литовском 5, именно: в Вильне – Троицкий, в Новогрудке – Борисоглебский, в Минске – Троицкий и Святодуховский, в Гродно – Рождества пресвятой Богородицы. Мужские базилианские монастыри не зависели от юрисдикции митрополита и управлялись орденом. (Митроп. Афанасия Шептицкого: Relatio informativa de statu ecclesiae et archidioecesis metropolitanae Kiovensis, 15 авг. 1746 r. – Арх ун. митр. кн. 1. № 36).

Униатские митрополиты 1130

1) Михаил Рагоза, с 27 июля 1589 г. из архимандритов Минского Вознесенского монастыря митрополит киевский; в 1595 г. увлеченный происками и настойчивостью владимирского и луцкого епископов принял унию. Умер 1599 года.

2) Ипатий Поцей, литвин, епископ владимирский, с 26 сентября 1599 г. митрополит. Умер 18 июля 1613 г. во Владимире Волынском и погребен при тамошнем соборе. О деятельности Поцея в пользу унии, М. О. Кояловича Литов. церк. уния, т. II, стр. 54 – 79. Трипольского: униатский митрополит Ипатий Поцей и его проповедническая деятельность. Труды киевск. акад. 1877 г.

3) Иосиф Велямин-Рутский, с 1613 года митрополит. В 1617 г. преобразовал униатское монашествующее духовенство в базилианский орден и выпросил у Владислава IV привиллегию на предоставление высших иерархических мест и должностей монахам этого ордена. Умер в Дермане 5 февраля 1637 г. Папа Урбан VIII называл его fidci columnam Russiaeque Athanasium. 1131

4) Рафаил Корсак, белорус, учился в Несвижской иезуитской коллегии; галицкий епископ; с 1637 года митрополит. Вытесненный православным митрополитом Петром Могилой из Киева, он удалился в 1639 году в Рим искать помощи у папы и там умер в 1643 году. 1132 Погребен в униатской церкви св. Сергия и Вакха.

5) Антоний Селлява, архиепископ полоцкий, с 1640 г. администратор митрополии, с 1645 г. митрополит. Ему довелось управлять митрополией в самое тяжелое время казацких войн Хмельницкого, когда святая уния (sancta unia) была в опасности совершенного уничтожения. 1133 Между тем это был больной старик, которому были не под силу и менее тяжелые испытания. 1134 В 1655 году «убегая от Москвы», прибыл из Белоруссии в Супрасль, а отсюда выехал в Тыкоцин на Подляшье, где тяжко заболел и умер. Тело его перенесено в Супрасль и похоронено в гробнице ктиторов. 1135

После него в униатской церкви, по случаю военных замешательств, 9 лет не было митрополита.

6) Гавриил Коленда (Коляда), архиепископ полоцкий, с 1656 года администратор митрополии, с 1665 г. митрополит «по милости Божией и святой апостольской столицы». Коленда умер 18 февраля 1674 года.

7) Киприан Жоховский, архиепископ полоцкий, с 1674 года митрополит. Слепой изувер, Жоховский видел спасение для униатской церкви только в соединении с римской. Обряды римской церкви приводили его в благоговейное умиление; восточные же – возбуждали отвращение. Жоховский присутствовал на неудавшемся люблинском съезде в 1680 году, который и описал в Colloqvium Lubelskie. Домогаясь управления Супрасльским монастырем, он вел с ним тяжбу пред нунцием и в Риме, и хотя не выиграл процесса, но успел завесть в монастыре типографию и настойчиво присвоял себе звание архимандрита этого монастыря. 1136 Жоховский умер 2-го октября 1693 г. в Супрасле; похоронен в Полоцке.

8) Лев Шлюбиц-Заленский, волынянин, епископ владимирский, с 15 ноября 1693 г. администратор митрополии, с 1696 г. митрополит. Умер 21 июля 1708 г. во Владимире Волынском.

9) Георгий Винницкий, галичанин, епископ перемышльский, с 1708 г. митрополит. Умер 22 сентября 1713 г. в Стражевичах, в Перемышльской епархии.

10) Лев Кишка, епископ владимирский, с 21 ноября 1713 г. митрополит. Умер во Владимире 19 октября 1728 года.

11) Афанасий Шептицкий, епископ львовский, с 1729 г. митрополит. Умер 11 декабря 1746 года.

12) Флориан Гребницкий, белорус; после тридцатилетнего управления полоцкой архиепископией, с 1748 года митрополит. 1137 По старости и слабости его, униатская паства, в четырнадцать лет правления его, оставалась как бы без пастыря.

13) Филипп(Фелициан) Володкевич, епископ владимирский, с 1762 г. митрополит. Во время Барской конфедеренции, при вступлении русских войск в Польшу, Володкович убежал в 1769 г. в Пруссию; администрация митрополии и епархии передана была коадъюторам его – Льву Шептицкому по митрополии и Антонину Млодовскому по епархии. По возвращении в Литву, после долгих смут, в 1779 г. он снова получил права митрополичьей юрисдикции, но в следующем же году принужден был, по умственной неспособности, уступить управление частью митрополичьей епархии (на Украйне) Шептицкому и владимирской епархией своему коадъютору, брестскому епископу Млодовскому; сам же остался при дейоцезии собственно Литовского княжества. Но междоусобие между ним и коадъюторами его продолжались до конца его жизни. Володкевич скончался в 1778 г.

14) Преемник его, львовский епископ Лев Шептицкий, управлял митрополией всего один год и скончался 24 мая 1779 года.

Полоцкая епархия

Полоцкая епархия, начинаясь от границ Курляндии и Ливонии, обнимала воеводства Полоцкое, Витебское (с поветами витебским и оршанским) и Мстиславское. В 1664 году она имела до 1,000 церквей. 1138

Полоцкие епископы именовались: архиепископами полоцкими, епископами витебскими, мстиславскими, оршанскими, могилевскими и всей Белоруссии.

1) Григорий Загоровский, протопотарий митрополии киевской, принявший при посвящении имя Германа, с 1595 г. 1139

2) Гедеон Брольницкий, из настоятелей лавришевских, получил епископию в 1601 г. при содействии чиновников королевской канцелярии. 1140 Гедеон хотя и принял унию, но не был особенно ревностным ее распространителем вследствие чего ему назначен был коадъютор.

3) Иосафат Кунцевич. Посвященный в Вильне 12 ноября 1617 г. Иосафат прибыл в Полоцк 9 января 1618 года и принялся горячо за дело унии. По смерти Брольницкого (в конце 1618 г.), Иосафат немедленно получил утвердительную грамоту на полоцкую архиепископию и затем выпросил привиллегии на подчинение себе всех православных церквей епархии. Судьба Кунцевича известна. Он был убит 2 ноября 1623 года.

4) Антоний Селлява, из настоятелей виленского Свято-троицкого монастыря с 1624 г.; с 1640 г. администратор митрополии; с 1645 г. митрополит. Коадъютором его, по управлению полоцкой архиепископией, был жидичинский архимандрит Никифор Лозовский, а после смерти Лозовского Гавриил Коленда.

5) Гавриил Коленда, сын виленского писаря Яна Коленды, с 1656 г. полоцкий архиепископ; в одно время со вступлением в управление епархией, занял и управление (администрацию) митрополии; с 1665 г. митрополит. Но так как Полоцк находился под властью русских, то Коленда долгое время имел пребывание в Супрасльском монастыре, по званию архимандрита оного. Монастырю эта честь стоила очень дорого, так как во все время жизни его в Супрасле совершались беспрестанные угощения, с трубами и криками, при постоянных съездах, что приносило монастырю нищету и тесноту; а наибольшее мучение монастырь имел от того, что он всегда пребывал в нем со всем своим двором, очень редко выезжая из него. Коленда умер в Полоцке 18 февр. 1674 г. 1141

6) Киприан Жоховский, с 1665 года архимандрит дерманский и дубненский, с 1668 г. лещинский, с 1670 дерманский, с 1671 епископ витебский, коадъютор полоцкого архиепископа, с 1674 г., по смерти Коленды, полоцкий архиепископ, и в том же году вступил в управление митрополии.

7) Марциан Белозор, из пинских епископов, с 27 сентября 1696 г. Умер в преклонных летах 1707 года.

8) Сильвестр Пешкевич с 1708 года. Умер 1713 г.

9) Флориан Гребницкий. Родился в полоцком воеводстве от родителей католического исповедания; обучался в виленском университете и получил степень доктора богословия; после был учителем философии в Жировицах и оффициалом базилианского ордена; в 1716 г. 11 марта, при содействии великого канцлера литовского, князя Карла Станислава Радзивила, получил полоцкую кафедру, на которую желал перейти из Владимира митрополит Кишка. 1142 По смерти митрополита Aфaнасия Шептицкого, был администратором митрополии, а с 1748 г. митрополитом.

10) Иасон Смогоржевский, по происхождению мазур из Великой Польши, сын родителей римско-католического исповедания, обучался в греческой коллегии в Риме, с 1747 г. генеральный митрополичий викарий, с 1758 г. коадъютор полоцкого архиепископа, с 1762 г. архиепископ.

Пинская епархия

Пинская епархия была самой малой из всех униатских епархий, обнимая лишь Пинский повет Брестского воеводства и простираясь в длину и ширину на 40 немецких миль.

В 1631 году высланный из пинской иезуитской коллегии иезуит Андрей Боболя, для совращения православных в католическую веру, избрал главным местом своей пропаганды м. Янов в Пинской епархии и в течениии 26 лет вел дело с таким фанатизмом, что православные, ворвавшись 19 мая 1657 г. в католическую церковь, схватили его и умертвили. В последствии папа Бенедикт XIII причислил его к лику святых.

В 1664 г. Пинская униатская епархия имела лишь до 10-ти приходских церквей. 1143

В 1676 году протопоп пинский Курцилович показывал, что в королевских имениях священников состоит 39 и протопоп, а в имениях земских, наследственных шляхетских, 46 священников, а лиц светских, мужчин и женщин 74. 1144

Пинским епископом во время введения унии был Леонтий Зиновьевич-Пельчицкий, переведенный сюда в 1585 г. на место Кирилла Терлецкого из холмских епископов. 1145 Леонтий принял унию и был одним из усерднейших ее поборников. Скончался в 1595 г. На место его митрополит Рагоза с Терлецким и Поцеем избрали кобринского архимандрита Иону Гоголя, изъявившего согласие на принятие унии.

2) Иона Гоголь, в мирянах Иван Богушевич, дворянин; в 1586 г. получил от короля Кобринский Спасский монастырь с обязательством «до року» вступить в стан духовный 1146 в 1596 г. получил королевскую привиллегию на пинскую и Туровскую епископию. 1147 Умер 1602 года.

3) Паисий Сахновский, с 1603 г. из архимандритов минского Вознесенского монастыря; прежде того игумен бытенский; был на соборе Брестском 1594 года. 1148 В 1623 г., по случаю тяжкой параличной болезни его, король поручил митрополиту Рутскому озаботиться охраной имений пинской кафедры (А. к. 3. Р. IV, № 223).

4) Григорий Михаловский, епископ и архимандрит кобринский, с 1624 г. Умер 1632 года.

5) Рафаил Корсак, из пинских епископов, в 1633 г. переведен в Галич; с 1637 г. митрополит.

6) Пахомий Война-Оранский, из жидичинских архимандритов с 1637 г. Умер 1653 г.

7) Андрей Квиснинский-Золотый, изгнанный из Смоленска при занятии сего города русскими войсками, с 1654 г. Умер 1665 г.

8) Марциан (Михаил) Белозор, архимандрит виленский и лавришевский, в 1666 г. посвящен в Вильне митрополитом Колендой; в 1696 г. переведен на полоцкую архиепископию.

9) Антонин Любич-Жолкевский, архимандрит дерманский и дубненский с 1696 г. Родился в 1667 г. в луцком округе; обучался в римской коллегии de propaganda fide; бывши пинским епископом управлял архимандриями виленской и лавришевской; по показанию свидетелей его информативного процесса, в пинской епархии plures esse schismaticos, quam unitos et ritus latini. Умер 1702 года.

10) Порфирий (Петр) Кульчицкий, с 1703 г. Родом из Холмской епархии, обучался в Львове; исполнял должности миссионера в Венгрии и Перемышльской епархии, после был консультором (советником) базилианского ордена, генеральным оффициалом в великом княжестве Литовском и настоятелем Бытенского монастыря. В звании епископа управлял Лавришевским, потом Лещинским монастырем. Умер в 1716 году.

11) Иоаким (Иосафат) Цеханович, происходил от родителей римско-католической веры, владевших обширными имениями в пинском повете и на Волыни, обучался до философии в Вильне при епископской кафедре, был подкоморием в Пинске (Акт. Вил. арх. ком. XI, 1717 года № 115); в 1705 г. поступил в монашество; с 12 апреля, из оффициалов пинской епархии, епископ. Епархия Пинская, по его processus informativus, 1149 обнимает один только пинский округ (повет). Christi fideles pauci, nec caret etiam in schismaticis. Соборная церковь кафедры, в честь Рождества пресвятой Богородицы, деревянная старая, так как прежняя, каменная, бывшая в замке, незадолго перед тем сожжена. Униатских приходов в Пинской епархии было не много более 100; в Туровской же вовсе не было. Для помещения епископа был деревянный дом под городом. Кроме кафедральной церкви в городе находились: приходская св. Николая в мужском Лещинском монастыре и в женском монастыре св. Варвары. Семинарии не было. – Цеханович отличался строгостью жизни. Скончался в Пинске 4 апреля 1719 г.; по желанию его тело перевезено было в Жировицы и погребено в общей братской усыпальнице.

12) Феофил Годебский, из антопольских архимандритов, с 1719 г. администратор, с 7 сентября 1720 г. епископ. Посвящен во время Замойского собора. Родился в пинском уезде; обучался в греческой коллегии в Pиме. Бывши епископом обратил на унию православные монастыри: Брестский, Пинский, Купятицкий и Новодворский. (Бант. Камен., Истор. изв. об унии, стр. 145). В 1730 г. весной, после Пасхи, переведен на владимирскую кафедру.

13) Юрий Булгак, родился в селе Сергеевичах, слонимского уезда, наследственном в их фамилии, от родителей римско-католического исповедания; обучался в римской коллегии de propaganda fide, где получил степень доктора богословия, и посвящен в иеромонахи; по возвращении из Рима был аудитором во Владимирской епархии и секретарем протоархимандрита базилианского ордена; с 1730 г. епископ пинский и вместе архимандрит супрасльский. 1150 В 1743 г. он издал славянскую библию в Супрасле. Умер 1769 г. и погребен в Бытенском монастыре. При нем викарием, с званием туровского епископа, был, с будущим преемством, Антонин Млодовский, переведенный в год смерти Булгака на владимирскую кафедру.

14) Гедеон Горбацкий, с 21 апреля 1769 г. Родом белорус, обучался в Риме в греческой коллегии. Скончался в 1784 г.

Смоленская епархия

Униатская епархия и кафедра в Смоленске основана в 1625 г., со занятии этого города поляками, Сигизмунд III отдал ее униатам in proemium sangvinis, paulo antem sparsae B. Iosaphat, Polocenss antistitis. 1151 Смоленская епархия имела титут apxиепископии и обнимала Смоленскую, Северскую и Черниговскую области, так как они в то время соединены были в одну епархию в православно-русской церкви. Епископы ее именовались смоленскими и всего севера.

1) Первым смоленским архиепископом был Лев Кревза-Ревуский, посвященный в 1626 г. митрополитом Рутским из настоятелей Виленского монастыря. 1152 В 1633 г. король Владислав IV дал ему монастыри Пречистенский Браславский и Гродненский Борисоглебский, с имениями их, «где бы могл голову свою склонить», 1153 так как имения кафедры его в Смоленской области были совершенно опустошены и разорены во время войн Сигизмунда III с русскими. В 1634 году король утвердил в его управление монастыри и церкви в Смоленске и других воеводствах, в границах Смоленской архиепископии, «дабы едность святую с костелом римским во всей своей архиепископии помножать мог». 1154 В 1636 г. Кревза отказался от Гродненской архимандрии. 1155 Суша, в донесении Риму, похваляя его ревность, говорил, что в правление его не осталось в Смоленской епархии ни одного схизматика. 1156

2) По смерти его, в смоленские архиепископы посвящен в 1640 г.

Андрей Кваснинский-Золотой. Прежде он был православным и пользовался расположением православного смоленского епископа Сергия, но потом принял унию и, при посвящении в епископа, дал присягу всех людей благочестивой христианской веры обратить к унии, а старую веру греческого благочестия искоренить без остатку. И действительно он отличался такой фанатической ревностью, что сжег православную церковь, которую выстроили себе в Смоленске тамошные православные. При занятии Смоленска русскими войсками (23 сентября 1654 г.) Кваснинский-Золотой выгнан был из города и удалился в Виленский монастырь, откуда митрополит Антоний Селлява перевел его в Пинскую епархию.

3) Варлаам Козинский, из архимандритов минских, с 1666 года. 1157 Умер в том же году.

4) Михаил Пашковский с 1667 года. Митрополит Коленда выпросил ему у короля Лавришевский монастырь, а по возвращении от русских Онуфриевского и Пустынского монастырей они отданы, под видом королевского подавания, на содержание смоленской кафедры. Пашковский умер в 1670 г.

5) Митрофан, князь Друцкой-Соколинский, посвящен в епископы между 1671–1674 гг. Фамилия Друцких-Соколинских владела имениями в Смоленском воеводстве, почему и удобно было назначение из оной епископов в епархию, состоявшую из 15–20 церквей. Будучи светским паном, Митрофан Друцкой приобрел большую славу силой своей отличной элоквенции, ради которой митрополит Коленда привлек его в монашество и обещал высшие духовные достоинства. Вслед за исполнением искуса, он возведен был в сан смоленского архиепископа, архимандрита онуфрийского и гродненского. Последнюю из этих архимандрий он отдал в управление брату своему, декретовому писарю великого княжества Литовского, Флориану Соколинскому, который обращал монастырское добро в свою пользу. 1158 Владимирский епископ Венедикт Корсак-Глинский и пинский Марциан Белозор, приглашенные митрополитом Колендой к рукоположению его, отказались принять в этом участие, за что подверглись временному запрещению до раскаяния. 1159

В дел греко-униатского архива под 1672 г. № 204, говорится о привиллегии короля Михаила, данной Александру Котовичу, нареченному епископу смоленскому, на право владения имениями Печорск, Барсуки и др., отнятыми от Киевопечерского монастыря за измену Польше архимандрита Гизеля. Ни у Стебельского, ни в информаторских процессах епископов того времени, мы еще не встречали этого имени. В 1680 г. епископ Митрофан был на люблинском съезде; умер 1690 года.

6) Георгий Малевский с 1690 г.; умер в 1696 г.

7) Иосафат Гуторович с 1697 г.; умер в 1702 г.

В греко-униатских делах, № 219, находится привиллегия короля Августа II пинскому оффициалу, Кириллу Епимаху Шапилле, на Смоленскую архиерископию после смерти Иосафата Гуторовича. Более мы ничего не знаем о нем.

8) В 1703 г. на смоленскую кафедру посвящен был Гедеон Шумлянский, из минских архимандритов. Обучался в Виленском университете; по назначении в епископы управлял Минским, Пустынским и Онуфриевским монастырями. (Арх. сборн., VI № 97). Умер в 1715 году.

9) Михаил Гратус-Тарновский, родом, белорус, обучался в Бромбергской коллегии; с 1711 г. архиепископ, из настоятелей Полоцкого Борисоглебского монастыря. Умер в апреле 1718 года.

10) Лаврентий, князь Друцкой-Соколинский, из гродненских архимандритов, с 11 ноября 1718 г. Родился в Полоцком воеводстве от родителей римско-католического исповедания; обучался в Риме, где получил степень доктора богословия и там же рукоположен в пресвитера; после того был аудитором Полоцкой епархии при архиепископе Пашкевиче; с 1710 г. вступил в управление Гродненской архимандрией, но жил чаще в имениях своих, в Белоруссии, нежели в монастыре, а в Гродне держал викария. После посвящения в епископа, он хотел удержать за собой и Гродненскую архимандрию, но митрополит Кишка не дозволил этого. 1160

В епархии его находилось около 20 приходов в Мстиславском воеводстве. Желая увеличить свою паству, Соколинский нападал на православные церкви «яко тать» и сопротивляющихся насильственному обращению в унию подвергал разным истязаниям, так что русский комиссар Рудаковский предлагал схватить этого фанатика и отправить в Россию. 1161 Умер в 1726 году.

11) Антонин Томилович, родом из Луцка, обучался в Бромбергской коллегии; после разных послушаний, был протоархимандритом базилианского ордена; в сентябре 1736 г., имея около 60-ти лет от роду, из онуфриевских архимандритов, посвящен митрополитом Афанасием Шептицким в архиепископы смоленские. Игнатий Кульчинский говорит, что, по возвращении из Рима, где он исправлял должность генерального прокурора, он получил привиллегию на смоленскую архиепископию, но уступил ее Антонию Томиловичу, который, взамен сего, уступил ему свою привиллегию на Гродненскую архимандрию. 1162 Томилович умер 1745 года.

После Томиловича, в 1746 г. назначен был на смоленскую кафедру Иасон Смогоржевский, но отказался от этого назначения. С 1749 г. управлял смоленскою архиепископией, с званием номината, протоархимандрит Поликарп Мигуневич, но посвящен не был. Умер в 1753 году.

12) Цезарий Стебновский, с 13 сентября 1756 г. Родился в Перемышльской епархии от родителей римско-католического исповедания; обучался в Риме, в коллегии dе propaganda fide, где и получил степень доктора богословия и охридским архиепископом Матренгой посвящен в иеромонахи; здесь он издал на русском и латинском языке сочинение под заглавием: Officia sanctorum Ruthenorum; по возвращении из Рима, был супериором Жировицкого и потом архимандритом Онуфриевского монастырей; с 1756 г. архиепископ смоленский. Умер 1762 года.

13) Ираклий Лисянский с 1763 г. Умер 1771 года.

14) Иосиф Лобкович с 1771 г. По присоединении Белоруссии к Poccии, после первого раздела Польши в 1772 году, Смоленская униатская епархия закрыта. Лобкович после того имел пребывание в Онуфриевском монастыре, где и умер в 1778 году.

Владимиро-Брестская епархия

Владимиро-Брестская униатская епархия обнимала Волынское воеводство до Подолии; на северо-запад – Брестское воеводство, Подляшье и округа Бельский, Мельницкий и Дрогичинский. 1163

В течении первых девятнадцати лет, после Брестского собора, в целой Брестской епархии ни один приход и ни один священник не изменил православию. Первый переход в унию целого прихода (Сомятыч, Гродненской губернии) был в 1614 г.

Но уже с первой половины XVII в., образовался на Подляшье центр унии во владельческом городе Беле, бывшем во власти князей Радзивилов (Несвижских). В 1628 г. Христофор Вильский Циборович, каноник и оффициал бресто-литовский, пробощь бельский, основал в Беле высшую школу для образования юношества, подчинив ее Краковской академии. Владелец места, князь Александр Лудовик Радзивил, маршалок великого княжества Литовского, снабдил ее средствами, а преемник Вильского, Мацией Дрвенский, выпросил для нее у Краковской академии важные привиллегии. 1164 Этим положено было начало полонизации Подляшья. Нападения казаков в 1648 и 1657 г. на Белу и прилегающие к ней села дали грозный урок русским, отказывавшимся от своей веры. Бельская академия была разорена. Для восстановления унии и привлечения к ней народа, Катерина Радзивил (из Собиесских), воеводина виленская, и сын ее Станислав, в 1680 г. восстановили раззоренную академию и устроили базилианский монастырь и наконец дали, будто бы, убежище в своем замке святыне униатов, мощам Иосафата Кунцевича, вынесенным из Полоцка во время нападения русских на этот город. С этих пор Бела делается центром не только для униатского Подляшья, но и для всего униатского мира, и крепостью для борьбы с православием. В 1765 году мнимые мощи Кунцевича были перенесены в новопостроенную каменную базилианскую церковь. 1165 Перед воссоединением униатов, в 1874 г., они были перенесены в склеп, под церковью, и вход к ним замурован.

Епископы этой епархии именовались владимирскими и брестскими и, кроме того, носили почетный титул прототрониев, т. е. первых после митрополита епископов русской иерархии, удержав этот титул со времени бытности в православии.

1) Адам Поцей, сенатор и каштелян брестский, с 1593 г. (после Мелетия Хребтовича-Богуринского), приняв при посвящении в епископа имя Ипатия в 1595 году принял унию; с 1599 года митрополит. Умер в 1613 году.

2) Илья Мороховский, королевский писарь, получил привиллегию от короля по ходатайству митрополита Поцея; при посвящении 3-го июля 1614 г. митрополитом Велямином-Рутским принял имя Иоакима. Известно возражение его (Parygoria) на «Плачь» Теофила Ортолога (Мелетия Смотрицкого). Мороховский учредил в епархии капитул и завел школы. Умер 19 марта 1631 г. 1166

3) Иосиф Мокосей Баковецкий, из сановных мирян, с 1632 г. Умер 1650 г.

4) Иоанн (Адам) Поцей, внук Ипатия Поцея, с 1654 г. Умер 1666 года.

5) Венедикт Корсак-Глинский, из кобринских архимандритов, с 1666 г. Умер 1678 г.

6) Лев Новина-Заленский, волынянин, с 1679 г.; с 11 ноября 1693 г. администратор митрополии и потом митрополит. Умер 21 июня 1708 года и погребен во Владимире.

7) Лев (Лука) Кишка, родился 1668 г. в Ковле, куда родители его бежали во время incursionis Scythicae (вероятно казацкого погрома); был родственником (consangvineus) холмского епископа Я. Суши; обучался в Риме и получил степень доктора богословия; по возвращении из Рима обучал во владимирской коллегии, заведенной епископом Львом Заленским, включительно до философии; после того был настоятелем монастырей в Вильне, Полоцке и Супрасле; с 1711 г. из протоархимандритов базилианского ордена епископ. Во время назначения его епископом, во Владимире, кроме соборной церкви Успения пресвятой Богородицы, было до 12-ти униатских церквей и ни одного братства. 1167 В 1713 г. возведен в сан митрополита. В 1714 г. издал в Супрасле собрание проповедей митрополита Ипатия Поцея, приложив к оному описание его жизни. В 1720 г. созвал униатский собор в Замостье и акты его напечатал в Риме в 1724 г. на собственный счет. 1168 Скончался в 1728 г. Кульчинский делает об нем следующий отзыв: vir procul dubio ob assiduos in promovenda unione labores inter illustriores rassiae primates recensendus. (Specimen, p. 138). От него остались исторические записки на латинском языке, в виде летописца из различных грамот и актов, относящихся к истории униатской церкви, в особенности базилианского ордена. Описание этой рукописи в Перемышлянине 1852 г. и в Галицком Историческом сборнике, Львов, 1854 г. Ею пользовался А. С. Петрушевич, при составлении истории Холмской епархии.

8) Корнелий Столповицкий-Любецкий. Родился в слонимском уезде от родителей латинского обряда; по окончании учения в Риме, был проповедником в Вильне, учителем новициев в Бытенском монастыре, ректором во Владимире, протоархимандритом, старшим Березвецким, архимандритом Дерманского и Дубенского монастырей и игуменом святокрижским (св. Креста); с 1729 г. епископ. Скончался 20 января 1730 г. в Ятвисском римско-католическом монастыре, Гродненской губернии.

9) Феофил Голебский, из пинских епископов, с 1730 г. За два года до вступления его на эту кафедру, дом епископский сгорел до основания. Приходских церквей в городе считалось 11. Семинария заведена еще митрополитом Кишкой на 12 воспитанников. Оеофил умер 12 сентября 1756 года.

10) Филипп (Фелициан) Володкевич, из холмских епископов с 1756 г.; в 1762 г. назначен митрополитом, в 1773 г., по причине умственной неспособности, устранен был от управления. При нем коадъютором, с званием брестского епископа, с 1769 по 1778 г. был Антонин Млодовский, преемствовавший ему на владимирской кафедре.

Луцкая епархия

Луцкая епархия была православной до начала XVIII века. Но после Кирилла Шумлянского завладели ей униаты и уже не возвращали православным. – Епископы ее именовались луцкими и острожскими.

1) После устранения православного епископа Шумлянского, в 1713 г. управление луцкой епархией поручено Иосифу, графу Выговскому, посвященному в епископы, с титулом Мстиславского. Выговский родился в 1660 г. в Замостье, от родителей православного исповедания, Константина и Раины Выговских, и воспитан был в православии, но потом принял унию и вступил в базилианский орден в Супрасле; обучался в школах до философского класса; богословского образования не получил и духовных должностей не занимал, но propter commoditatem ecclesiae посвящен был в пресвитеры и потом в епископы. Именуясь мстиславским, он в 1713 г. давал присягу: имений до епископии луцкой и острожской належачих не имам даровати, а ни продавати. 1169 В 1720 г. Выговский присутствовал на Замойском соборе. Скончался в 1730 г.

2) Феодосий Рудницкий – Лубенецкий, родом волынянин, от родителей римско-католического исповедания; обучался в Львове; после того архимандрит каневский, игумен почаевский, ректор гощского коллегиума; с 1730 г. епископ луцкий. При вступлении его на кафедру, Луцк находился во владении Мещинского; другой епископальный город, Острог, во владении частью князя Сангушко, частью Яблоновского. В Луцке, кроме кафедральной церкви св. Иоанна Богослова, были две приходских, Троицкая и Покровская, и три монастыря: мужской при кафедре, братский св. Креста и женский. Ceминарии не было. Три стипендиата воспитывались во Львове. Феодосий Рудницкий был одним из ревностных пастырей униатской церкви, живо помнил и свято хранил древние предания восточной церкви.

3) Сильвестр Рудницкий – Лубенецкий, брат предыдущего, обучался в Риме, после того управлял монастырями Лавришевским и Каневским и был генеральным митрополичьим викарием; с 1752 г., из овручских архимандритов, епископ луцкий. В 1757 г. митрополит поручил ему управление украинскими благочиниями (Дело греко-ун. митр. № 383). Умер 7 мая 1777 г. Управление епархией, до назначения нового епископа, принял митрополит Володкевич и после него Шептицкий.

4) Киприан Стецкий с 1778 г. Умер 26 декабря 1786 года.

Холмская епархия

Холмская униатская епархия обнимала Холмскую землю, Белзское воеводство и часть Люблинского к северу до Лукова, простираясь более чем на 50 квадр. нем. миль. В половине XVIII в. она делилась на деканаты: холмский, грубешовский, тышовецкий, замостский, городельский, шебрешинский, люблинский, ромненский, кашгородский и любомльский. (Последние три принадлежат ныне к русским епархиям австрийской Галиции).

По смерти Збируйского (в 1604 г.) в холмские епископы посвящен Арсений Андреевский, униат. Митрополит Поцей писал о нем к канцлеру Сапеге: холмского (епископа), говорят, поставил староста угровеский; правда, это простак, зато католик». 1170

Преемником его, с 1619 г. был виленский уроженец, минский игумен, Афанасий Пакоста. 1171 Депутат виленского братства Л. Древинский, на сейме 1620 г., в Варшаве говорил о нем: «кому, свидетельствуюсь Богом живым, неизвестно, что холмский владыка есть некий прозываемый пакость, виленского купца сын, который у одного бургомистра виленского унес сукно и если бы его не спас монашеский клобук, давно бы он попал на висельничий крюк». 1172 Пакоста умер в 1625 году. 1173

Феодор Феодосий Мелешко, из архидиаконов владимирских, бакалавров владимирской коллегии с 1626 г. После рукоположения на епископство, когда он служил первую литургию, у алтаря постигла его падучая болезнь и так его немилосердно замучила до смерти. 1174

В том же году избран в холмские епископы и получил королевскую грамоту на епископство Мефодий Терлецкий, самый фанатический из холмских униатских епископов. 1175 Действия его описаны нами выше. В 1638 г. он основал при своей кафедре униатскую гимназию; для преподавания наук в оной вызвал из Литвы Якова Сушу, с другими базилианами. Терлецкий умер 7 июня 1649 года.

По смерти его управление униатами холмской епархии принял, с званием епископа-номината, ректор владимирской гимназии Афанасий Фурс; но в том же году, чрез пять месяцев скончался.

В 1650 г. Холмскую епархию занял православный митрополит Сильвестр Коссов. Униатский администратор епархии, из игуменов холмского базилианского Спасского монастыря, Яков Суша, в продолжении полуторых лет помещался с своим духовенством в частных домах холмских обывателей и совершал богослужение в богаделенной латинской церкви. Но, с последовавшей за тем переменой военных обстоятельств, 1176 Холмская епархия в 1651 г. 29 июля снова отдана униатам.

В это смутное время Холмской епархии, латинское духовенство старалось и ходатайствовало пред королем об упразднении этой епархии и слитии ее с латинской холмской епархией. Для расположения народных мыслей к этому, латинский капитул взял оставшееся непогребенным тело последнего холмского униатского епископа Мефодия Терлецкого и похоронил его в Красноставе в гробнице латинских епископов. Вследствие этого, когда, с переменой военных обстоятельств, Холмская епархия возвращена была униатам, администратор Суша получил ее лишь в пожизненное управление. В 1652 г. он посвящен был в епископы холмские; в 1664 г. послал в Рим свое известное донесение, в котором защищает униатскую церковь и описывает подвиги ее епископов, направляя свое описание против стремления латинян к уничтожению униатской церкви. «Если бы по какому-либо случаю захотели уничтожить нас – писал Суша, то следовало бы опасаться, чтоб эти столь многочисленные народы, так крепко привязанные к богослужению и обрядам греческим, не перешли мало по малу в православие». Суша умер 2 августа 1685 г.

Александр Августин Лодята, с 1685 г. Умер 1691 г.

Иоанн Малаховский, из перемышльских епископов, с 1691 г. Умер, не получивши инвеституры, 12 февраля 1693 г.

Гедеон Война-Оранский, администратор луцкий и острогский, архимандрит жидичинский, с 1693 г. епископ холмский. Умер 22 сентября 1709 года.

Иосиф Левицкий, родом из Грубешова, обучался в люблинской иезуитской коллегии; после был секретарем холмского епископа Гедеона Оранского и настоятелем Холмского монастыря; в 1711 г. 24 июня посвящен митрополитом Георгием Винницким, в Перемышле, в епископа холмского и кроме того до 1713 г. управлял Луцкой епархией; в 1715 г. присутствовал в Львове при избрании епископа Афанасия Шептицкого; в 1720 г. бы на Замойском соборе. Умер в Почаеве в июле 1730 г.

Филипп (Фелициан) Володкович, родился в Минской губернии, в селе Новоселках, от родителей римско-католического исповедания; отец его был стольником в Минском воеводстве, два брата вступили в орден доминиканов. Фелициан обучался в бромбергской коллегии; после был супериором в Люблине, вице-ректором во Владимире; с 1730 г. из архимандритов дерманских и дубненских епископ холмский. В 1756 г. переведен на владимирскую кафедру. 1177

Максимилиан Рылло, родился в 1758 г. в с. Борисовщине;, новогрудского уезда, от родителей римско-католического исповедания Иеронима Рылло и Анны, урожденной Мечниковской; обучался в римской коллегии de propaganda fide, где получил степени доктора богословия; по возвращении из Рима занимался проповеданием слова Божия в Витебске, Полоцке и Вильне, наконец был игуменом Холмского монастыря и учредил при оном польско-латинские братства шкаилеровое и poзариевское; в то же время был секретарем базилианского ордена; с 1756 г. епископ холмский; посвящен в Полоцке 21 февраля 1759 г. Рылло вел дневник событий своего времени (с 1742 по 1793 г.), который хранится в архиве львовского греко-униатского капитула, в 6-ти томах.

Рылло был очень деятельный епископ, но деятельность его направлена была ложным путем. Он ставит себе в особую заслугу, что купил орган для церкви в Замостье за 8 тысяч, снабжал церкви дорогими монстрациями; ревностно заботился о благосостоянии базилианского ордена; преследовал православных и винил польских панов в недостатке ревности, когда они удерживали его от проявлений фанатизма.

Галицкие епархии: Львовская и Перемышльская

В начале XVIII в. уния утвердилась в Львовской, а вслед затем и в Перемышльской епархии. Но шляхта, видя, что чрез унию не достигла того, чего надеялась, переходила прямо в латинство и делала это тем охотнее и стремительнее, что униатов называли русскими, а принявших латинский обряд – поляками. Самое имя их наводило подозрение в том, что они схизматики или склонны к схизме. Униатские епископы, конечно, не были довольны переходом русских в латинство, но, между тем, употребляли все усилия, чтобы сблизить унию с латинством. Недовольствуясь введенными на Замойском соборе латинским прибавлением к символу и искажением на литинский лад восточного богослужения, установлением латинских праздников, читанной мши, обношения монстраций, закрыия и потом уничтожения царских врат, латинской товсуры для священников, галицкие епископы хотели простереть еще дальше свою преданность католицизму. Львовский епископ Шептицкий и перемышльский Устрицкий позволяют произносить проповеди для русских на польском языке и запрещают священникам показываться в народе и ездить вместе с своими женами. «С женами по праздниках и торгах на едином поезде публично ездити и волочитися (священники) неповинны, под виной за каждый раз пяти гривен двунедельного карцересу». А протопресвитерам приказано: «мают з людей парохиальных веры годных и жадным гневом противо парохом нераздеженным пытати о правах и житии пароха: ежели набоженства завше пильнует, с женою на едином возе публично не ездить». (Постановления диецезиальных конгрегаций перемышльской 1740 г. и львовской 1744 г. в Перемышлянине на 1857 г. стр. 92).

С этого же времени крайне тяжелым становится положение белого духовенства, особенно в Перемышльской епархии. Шляхта, имея из своей среды епископов Винницких, Устрицких, Шептицких, и будучи соединена с ними давней приязнью и узами крови, делала с духовенством что хотела, считала священников за своих подданных, обходилась с ними презрительно и насильно гнала их на свою панскую работу. Школ не было. В священники ставились полуграмотные селяне, умение только читать по-русски и по-польски и разве немного писать. В таком положении духовенство находилось до самого раздела Польши.

Мы выше видели, как львовский епископ Иосиф Шумлянский отрекся от православной веры и изложил свое исповедание пред папским нунцием в Варшаве.

Львовская кафедра не могла отбиться от Шептицких. В преемники Афанасию назначен был Лев (Леонид) Шептицкий. Этот епископ родился в 1714 г.; обучался в львовских школах, потом в Риме; с 9-го марта 1747 г. из мелецких игуменов администратор холмской епархии; 14-го мая 1749 г. посвящен во епископа львовского в Мелецком монастыре; с 1762 г. коадъютор митрополита Володкевича cum futura successione; с 28 го мая 1768 г. за отсутствием митрополита из царства Польского, управлял митрополией в течение года и четырех месяцев; в 1775 г. пожалован орденом Белого Орла; с 1-го февраля 1778 г. митрополит. При нем в 1750 году учреждена в Львове епархиальная семинария; в 1773 г. униатская семинария в Bене. Умер 13-го мая 1779 года. 1181

В Перемышльской епархии 1182 после изменившего православию Иннокентия Винницкого, епископами были:

Георгий (Гавриил) Винницкий, брат предыдущего; прежде служил в войске, но наконец вступил в духовный чин и принял монашество в Лаврове монастыре и, не прошедши еще всего, установленного для новициатов, искуса, в 1700 году митрополитом Львом Заленским посвящен в епископы. Георгий усильно старался утвердить в епархии унию, введенную его братом и уничтожить православие. Ревность и деятельность его были поводом, что, по смерти Заленского (1708 г.), он избран был в митрополиты киевские и притом был архимандритом дубненским и дерманским. Скончался 22-го сентября 1713 г. в Страшовичах около Самбора и похоронен в монастыре Лаврове.

По смерти Георгия Винницкого управление епархией принял, с званием администратора, игумен Лавровского монастыря, Вениамин. Но он так отягчил духовенство, что оно занесло на него жалобу панскому нунцию в Польше, кардиналу Одескальки, который поручил управление Перемышльской епархией владимирскому епископу Льву Кишке; заведовавшему также и митрополией. Наконец, чрез два года избран и посвящен был в перемышльские епископы Иероним Устрицкий. Родиной Устрицких было селениe Унихов или Унегов в Семиградии; переселившись в Галицию они занимали в Саноцкой земле Устрики Горные, откуда и получили фамилию. Иероним родился в 1658 г.; проходил разные мирские должности; женат был на Елисавете Готинской, разведенной с Горским; после вступил в базилианский орден и проходил послушания в львовском монастыре св. великомученика Георгия; вскоре посвящен в пресвитеры. 1183 В 1720 г. присутствовал на Замойском соборе, где, вместе с епископами львовским и владимирским, протестовал против изъятия монахов чина Василия Великого из-под власти епархиальных епископов, но без успеха. В 1739 г. Устрицкий взял себе помощника Онуфрия Шумлянского, с наименованием его епископом самборским cum futura successione, и с жалованьем 4,000 польских злотых; в 1746 г. сдал всю власть своему преемнику, а сам удалился в Лавров монастырь, где жил еще два года, закончив жизнь свою в глубокой старости 12-го октября 1748 года.

Онуфрий (в мире Иосиф) Шумлянский, с 1746 г. епископ перемышльский, самборский и саноцкийй. Шумлянский, как и предшественник его, имел много хлопот и неприятностей с монастырями и монахами своей епархии, которые, вышедши из-под власти своего епископа, не только не подчинялись никаким его распоряжениям, но постоянно досаждали, то происками, то насильственно овладевая имуществами кафедры и присвоивая их себе или своему ордену. Шумлянский скончался 20-го апреля 1762 года.

Афанасий Шептицкий с 1762 года; скончался 6-го июня 1779 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *