Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Цифровые LCD приборные панели С&D

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиляУниверсальная цифровая жк приборная панель С&D, представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий выводить показания, как штатных датчиков автомобиля, так и дополнительных, установленных пользователем, на широкоформатном HD дисплее с соотношением сторон 8:3.

Так же, в Цифровой приборной панели C&D возможна настройка протокола передачи данных с Универсальная цифровая приборная панель для автомобиляразличными спортивными блоками управления двигателем, такие как VEMS, AEM, и т. д. В приборной панели есть предустановленный WiFi, при подключении к точке доступа запущеной на телефоне или в стационарной сети, позволяет удаленно настроить, обновить софт, вносить изменения в работе Приборной панели C&D, а так же добавлять новые скины.Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Имеет 121 универсальных входов/выходов. Из них:

Приборная панель C&D может комплектоваться тремя видами дисплеев:

Благодаря яркой и высококантрастной светодиодной подсветке, данные с Приборной панели C&D Хорошо читаются, как при ярком солнечном свете, так и в темное время суток при снижении яркости. При подключеном сигнале габаритов к приборной панели, яркость автоматически снижается до установленного пользователем значения. Так же возможно подключить датчик освещенности, и тогда яркость Приборной панели С&D будет меняться автоматически.

Если у вас возникли вопросы, или нужна дополнительная информация по Цифровой панели приборов C&D, отправьте сообщение в разделе Контакты !

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиляУниверсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Источник

Создаем универсальную панель приборов из планшета

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Универсальная панель приборов VENATOR представляет собой программно-аппаратную систему, позволяющую дублировать показания штатной приборной панели автомобиля, и выводить их в графическом виде, на дисплее CAR PC под управлением Windows (на отдельном, или в составе фронтенда на основном) или на разного рода ANDROID устройствах. Блок сбора данных не использует протоколы СAN, K-line, OBD и подобные, чем принципиально отличается от аналогичных решений. Все штатные датчики подключаются непосредственно к блоку. Блок опрашивает датчики с периодом 50 мс, и передает данные в цифровом виде в программу визуализации. Независимый опрос датчиков позволяет значительно повысить частоту опроса, а также использовать систему на автомобилях не имеющих ЭБУ (карбюраторные, дизельные, электро).
Система состоит из Блока сбора и обработки данных Venator PSU, программы Venator и устройства отображения (компьютер на Windows или Android устройство)

Программа Venator использует платформу Adobe AIR. Благодаря этому достигается высокое качество графики и совместимость с платформами Windows и Android. Так же присутствуют несколько стилей оформления активных элементов пользовательского интерфейса и возможность использовать пользовательские фоны (скины).
Передача обработанных данных осуществляется по интерфейсам COM over USB, Ethernet, Wi-Fi, причем одновременно, что дает возможность, запустив программу на нескольких устройствах, получать на них данные с одного блока обработки

На сегодняшний день доступен следующий функционал:
1. Индикация скорости
2. Индикация оборотов ДВС
3. Сигналы зеленой и красной зоны оборотов ДВС т.н. SHIFT (настраиваются пользователем)
4. Общий одометр (начальный пробег задается пользователем)
5. Суточный сбрасываемый одометр (сбрасывается кнопкой)
6. Сервисный счетчик обратного отсчета (интервал межсервисного пробега задается пользователем)
7. Индикация напряжения бортсети (калибруется пользователем)
8. Индикация температуры ДВС (калибруется пользователем)
9. Индикация остатка топлива (калибруется пользователем)
10. Контрольные лампы
11. Часы
12. 5 скинов
13. Дневной и ночной режим каждого скина (переключение при включении габаритов или по датчику освещенности)
14. 4 стиля стрелок (выбирается пользователем)

На данный момент в базовую версию программы включены 5 скинов:

Источник

20 умных Android панелей приборов для автомобиля с Алиэкспресс

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Nissan

1. Мультимедийная панель приборов для Nissan Patrol 2016-2019

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Эта мультимедийная панель приборов предназначена для установки в автомобили Nissan Patrol с 2016 по 2019 год выпуска. И это не просто замена стоковой панели на электронную, но кардинальный апгрейд, в результате которого владельцы Nissan Patrol получают современную мультимедийную систему, сочетающую в себе множество возможностей современных технологий в электронике.

Это и навигационная система, и FM-тюнер для приема сигналов радиостанций в популярных диапазонах, и аудиосистема! Кроме того, в панели приборов предусмотрено подключение камеры заднего вида, а также управление по Bluetooth и поддержка Wi-Fi. Мультимедийная панель приборов, изготовленная по технологии Plug & Play, начинает работать сразу после подключения без каких-либо дополнительных настроек!

2. Мультимедийная панель приборов для Nissan Patrol Royale Y62 2010-2020

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Сайт super-blog.ru нашел мультимедийную панель приборов, которая станет достойной заменой для стоковой панели автомобилей Nissan Patrol Royale Y62 с 2010 по 2020 год выпуска! Эта интеллектуальная мультимедийная система, работающая на платформе Андроид, позволяет с удобством пользоваться всеми функциями панели, поддерживающей не только сенсорное, но и голосовое управление!

Поддержка Wi-Fi и 3G, возможность подключения камеры заднего вида, а также зеркальное отображение содержимого экрана смартфона, подключенного к системе – все это позволяет в полной мере использовать все возможности мультимедийной системы. Сенсорная ЖК-панель Nissan Patrol Royale преображает автомобиль, добавив не только стиля в дизайн интерьера, но и существенно улучшив комфорт для водителя!

Infiniti

3. Мультимедийная панель приборов для Infiniti QX80 2016-2019

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Данная мультимедийная сенсорная панель приборов изготовлена для автомобилей Infiniti QX80 с 2016 по 2019 год выпуска. Встроенный GPS-навигатор, сенсорное и голосовое управление, поддержка всех популярных форматов видео и возможность подключения камеры заднего вида, дают максимум комфорта при использовании данной мультимедийной системы, устанавливаемой взамен штатной панели приборов!

Поддержка Wi-Fi и сетей 3G/4G позволяет, используя возможности Android 9.0, скачивать и устанавливать любые приложения с Google Play, тем более, что встроенная память устройства в 64 гигабайта позволяет это делать с легкостью! Эта мультимедийная система для Infiniti QX80 станет прекрасной заменой штатной панели автомобиля!

Toyota

4. Мультимедийная панель приборов для Toyota Highlander 2014-2019

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

У владельцев Toyota Highlander есть прекрасная возможность обновить свой автомобиль, добавив в него неповторимое удобство управления и навигации благодаря установке мультимедийной сенсорной панели приборов взамен штатной! Яркий и контрастный дисплей с диагональю 12,3 дюйма и разрешением 1920 на 1080 дюймов, позволит не только четко видеть показания приборов, но и наслаждаться прекрасным изображением при просмотре видео и различать все детали местности при использовании камеры заднего вида!

Мультимедийная панель приборов Toyota Highlander с 2014 по 2019 год выпуска, использует все возможности современных цифровых технологий – Bluetooth, Wi-Fi, 3G/4G, голосовое управление и поддержку всех известных форматов аудио и видео! В комплекте прилагаются все необходимые кабели со стандартными разъемами, а также usb-антенна для приема радиосигналов и GPS-антенна для встроенного навигатора!

5. Мультимедийная панель приборов для Toyota Vellfire и Alphard 20 2008-2014

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Для самых популярных японских минивэнов Toyota Vellfire и Alphard с 2008 по 2014 год выпуска, есть прекрасная мультимедийная система, которая устанавливается вместо штатной панели приборов! Установив эту сенсорную панель, владелец минивэна получает в свое распоряжение самый современный электронный гаджет с очень широкими возможностями!

Во-первых, это панель приборов, на экране которой четко видны все показания датчиков автомобиля!

Во-вторых, это мультимедиа-комбайн, поддерживающий такие технологии, как Bluetooth, 3G/4G, Wi-Fi, GPS, а также встроенный радиоприемник и проигрыватель аудио-видео файлов всех форматов!

В-третьих, приборная панель имеет OBD-II разъем, что позволяет производить диагностику всех систем автомобиля сидя за рулем!

6. Мультимедийная панель приборов для Toyota Vellfire и Alphard 30 2015-2019

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Эта многофункциональная панель приборов предназначена для установки вместо штатной панели в автомобили Toyota Vellfire и Alphard 30, выпущенные в период с 2015 по 2019 год! Это не просто замена классической панели приборов, но и полноценная и самая современная мультимедийная система, способная заменить собой сразу несколько гаджетов!

Это достигается благодаря тому, что сенсорная панель, работающая под управлением Андроид, поддерживает технологии Wi-Fi, 3G/4G Bluetooth, что позволяет использовать ее как планшет, способный не только воспроизводить видео и аудио файлы, но и работающий с Интернетом, из которого можно загружать в гаджет любые приложения! Встроенный радиоприемник, проигрыватель видео Full HD 1080p, GPS-навигатор и много других функций порадуют каждого владельца Toyota Vellfire и Alphard 30!

7. Мультимедийная панель приборов для Toyota RAV4 2019-2020

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Если вы владеете автомобилем Toyota RAV4 2019-2020 годов выпуска, то пора задуматься о незначительном апгрейде, который существенно повысит комфорт в вашем авто! Для этого нужно лишь заменить штатную приборную панель на мультимедийную сенсорную панель, работающую под управлением Android 9,0!

Система со встроенным Wi-Fi модулем поддерживает сети 3G/4G, оснащена оперативной памятью 2 гигабайта и встроенной памятью в 32 гигабайта для хранения данных. Подключившись к Интернету, можно скачать с Google play и установить любое нужное приложение! Мультимедийная система способна воспроизводить практически все форматы аудио и видео и без проблем подключается по Bluetooth к любому смартфону!

8. Мультимедийная панель приборов для Toyota Land Cruiser Prado 150 2010-2020

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Если вы собираетесь установить GPS-навигатор на свой автомобиль TOYOTA LAND CRUISER Prado, то стоит присмотреться к мультимедийной панели приборов, которая кроме наличия встроенного навигатора, обладает многими функциями, способными решать разные задачи!

Во-первых, это прекрасная замена классической панели, так как все показания приборов теперь будут четко видны на ЖК-дисплее устройства!

Во-вторых, это сенсорный экран мультимедийной системы, работающей под управлением Android и оснащенной шестиядерным процессором и оперативной памятью 4 гигабайта!

В-третьих, это полноценный планшет c выходом в Интернет, работающий с сетями 3G/4G, имеющий встроенный Wi-Fi модуль и поддерживающий подключение к смартфону по Bluetooth!

Музыка, видео, навигация, а также любые приложения к вашим услугам вместе с сенсорной панелью приборов!

9. Мультимедийная Android панель приборов для Toyota Highlander Kluger XU50 2013-2019

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Эта мультимедийная сенсорная панель приборов изготовлена для установки в автомобили Toyota Highlander (на внутреннем рынке Японии модель называется Toyota Kluger), выпущенные с 2013 по 2019 год. Мультимедийная система, которая легко подключается к бортовой сети автомобиля, оснащена встроенным GPS-навигатором, Wi-Fi модулем, и поддерживает сети 3G.

Электронная начинка выполнена по типу Plug & Play, и потому не требует специальной установки! В настройках панели можно выбрать один из 3 типов отображения данных на дисплее – экономичный, спортивный или комфортабельный! Подключив к панели приборов свой смартфон, можно зеркально отображать на нем содержимое экрана телефона!

10. Мультимедийная панель приборов для Toyota Land Cruiser 200 J200 LC200 Roraima

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Эта электронная панель приборов подходит для установки в автомобили Toyota Land Cruiser 200 J200 LC200 Roraima! Система работает под управлением Андроид, и обладает всеми возможностями, присущими данной операционной системе.

Вместо обычной панели приборов, на которой можно увидеть лишь показания приборов, мультимедийная панель позволяет полноценно использовать ее, как сенсорный планшет для запуска приложений, воспроизведения аудио и видео файлов, а также в качестве GPS-навигатора. Управление панелью можно производить прямо с сенсорного экрана, с помощью кнопок на руле автомобиля, а также подключаться к ней со смартфона по Bluetooth!

11. Мультимедийная панель приборов для Toyota Land Cruiser J200 LC200 2007-2015

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Автомобили Toyota Land Cruiser J200 LC200, выпущенные с 2007-го по 2015 год можно существенно улучшить, поставив взамен штатной панели приборов суперсовременную мультимедийную систему LiisLee с жидкокристаллическим дисплеем!

Мультимедийная панель, работающая под управлением ОС Андроид, оснащена оперативной памятью в 2 гигабайта и внутренней памятью в 32 гигабайта, что позволит хранить в ней немало аудио и видео файлов! Встроенный GPS-навигатор, Wi-Fi модуль и поддержка 3G сетей, превращают эту панель приборов в самый современный гаджет, который пригодится в дороге каждому автолюбителю!

12. Мультимедийная панель приборов для Toyota Land Cruiser 2008-2020

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Эта мультимедийная сенсорная панель приборов предназначена для замены штатной панели приборов автомобилей Toyota Land Cruiser, выпущенных с 2008-го по 2020-ый год! Причем панель приборов отличается для машин 2008-2015 и 2016-2020 годов, поэтому перед покупкой нужно правильно указать год своего авто!

Мультимедийная система, работающая под управлением ОС Android 9.0, оснащена 4 гигабайтами оперативной памяти и 32 гигабайтами встроенного дискового пространства для хранения данных! Вместо скучной панели приборов, показывающей лишь данные датчиков автомобиля, вы получаете стильную и очень удобную современную мультимедийную систему с жидкокристаллическим сенсорным экраном. Возможности — Bluetooth, Wi-Fi, 3G/4G сети, GPS-навигатор, голосовое управление, поддержка многих форматов аудио и видео, а также установка приложений из Google Play!

13. Мультимедийная панель приборов для Toyota Corolla E170 2013-2019

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Штатная панель приборов автомобилей Toyota Corolla E170 2013-2019 готов выпуска с легкостью может быть заменена на эту удобную информативную мультимедиа панель приборов, работающую под управлением Андроид! При этом на панели сохранятся показания всех приборов, таких, как уровень топлива, аварийный указатель низкого давления, спидометр, одометр, указатель температуры охлаждающей жидкости и тахометр!

Наряду с этим появляются совершенно новые возможности, которые дает мультимедийная система! Это встроенный GPS-навигатор, Wi-Fi модуль, воспроизведение аудио и видео, работа с приложениями! Работать с системой одно удовольствие, так как экран у панели приборов сенсорный, треками и громкостью можно управлять кнопками на руле, а также подключаться к системе со смартфона по Блютуз!

Mitsubishi

14. Мультимедийная панель приборов для Mitsubishi Pajero 2006-2016

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Если вы владеете легендарным Mitsubishi Pajero 2006-2016 годов выпуска, то стоит призадуматься о том, чтобы выкинуть старую не информативную панель приборов и заменить ее на современную мультимедийную сенсорную панель с широкими возможностями!

Произведя такую замену, вы не только сохраняете возможность следить за показаниями систем и агрегатов автомобиля, но и получаете мультимедиа-комбайн, работающий под управлением Android 9.0! А это возможность воспроизведения аудио и видео файлов, использование Интернета благодаря наличию Wi-Fi модуля и поддержке 3G/4G сетей, а также встроенного GPS-навигатора! Яркая, стильная и очень информативная панель приборов не оставит равнодушным владельцев Mitsubishi Pajero!

Volkswagen

15. Мультимедийная панель приборов для Volkswagen Touron 2010-2015

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Эта сенсорная панель приборов предназначена для автомобилей Volkswagen Touron, произведенных с 2010-го по 2015-ый год! Мультимедийная панель с сенсорным управлением легко вставляется вместо штатной панели автомобиля! После этого остается лишь соединить ее со стандартными разъемами и все! Никакой настройки не требуется, так как все работает по принципу Plug & Play! Однако, несмотря на это рекомендуется воспользоваться услугами специалиста автоэлектрика для правильной установки!

Сенсорная панель, работающая под управлением Android 9.0, оснащена шестиядерным процессором и оперативной памятью в 4 гигабайта, что обеспечивает быструю и стабильную работу устройства! Благодаря этому у панели приборов появляются все возможности современного планшета – Bluetooth, Wi-Fi, 4G, установка приложений и воспроизведение мультимедиа!

16. Мультимедийная панель приборов дляVolkswagenGolf 7 Golf 7,5

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Эта мультимедийная панель приборов адаптирована для установки в автомобили Volkswagen Golf 7 и Golf 7,5! После замены штатной панели приборов на сенсорную панель с жидкокристаллическим экраном, владелец авто получает в свое распоряжение удобную мультимедийную систему с широкими возможностями, которые дает Андроид 9 версии!

Это поддержка Bluetooth, Wi-Fi, 3G/4G сетей сотовой связи, голосовое управление на английском языке и возможность воспроизведения аудио и видео файлов практически всех популярных форматов. При этом все показания приборов автомобиля сохраняются без потерь! Но самое главное в том, что эта сенсорная панель представляет собой настоящий гаджет на Android, что позволяет скачивать и устанавливать на нее любые приложения!

17. Мультимедийная панель приборов для Volkswagen CC

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Счастливые обладатели Volkswagen CC могут сделать свой автомобиль еще круче и солидней! И для этого не нужно делать дорогостоящий апргейд, а всего лишь стоит заменить штатную панель приборов! Современная электронная панель приборов с жидкокристаллическим экраном представляет собой полноценный гаджет, работающий под управлением операционной системы Android 9.0, благодаря чему имеет непревзойденный функционал!

С одной стороны панель приборов, как и прежде, будет информировать водителя о состоянии систем автомобиля, а с другой стороны появляется возможность работы с Интернетом, аудио и видео файлами, различными приложениями, GPS-навигатором! А шестиядерный процессор и 4 гигабайта оперативки способствуют быстрой и безотказной работе устройства!

18. Мультимедийная панель приборов для Volkswagen Tiguan 2016-2020

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Данная мультимедийная сенсорная панель приборов LiisLee предназначена для установки в автомобили Volkswagen Tiguan, произведенные с 2016-го по 2020 год! После замены штатной панели приборов на эту мультимедийную систему, владельцы Tiguan получают непревзойденное удобство управления мультимедиа возможностями приборной панели.

Встроенная память объемом 64 гигабайта позволяет сохранять и воспроизводить большой объем аудио и видео файлов. Кроме того новая сенсорная панель представляет собой современный гаджет, дающий все преимущества системы Android – GPS-навигатор, подключение к Интернету 3G, Wi-Fi, поддержку Bluetooth соединения!

19. Мультимедийная панель приборов для Jeep Wrangler JK 2010-2017

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Автомобили премиум класса, такие, как Jeep Wrangler, должны быть идеальны во всем! Именно поэтому многие владельцы автомобилей Jeep Wrangler JK, выпущенных в период с 2010 по 2017 год, вместо устаревшей панели приборов устанавливают современные мультимедийные системы, сочетающие в себе и функции классической панели приборов, и современные возможности электронных гаджетов!

Система, работающая под управлением Андроид 8.1, оснащена оперативной памятью в 2 гигабайта и встроенной памятью 32 гигабайта для хранения данных! Яркий и очень информативный дисплей очень прилично смотрится, а информация на нем прекрасно читается при любом освещении. GPS-навигатор, селективный тюнер, подключение к Интернету и воспроизведение аудио и видео – это лишь часть возможностей современной мультимедийной системы!

Mercedes Benz

20. Мультимедийная панель приборов для Mercedes Benz MB C GLC Class C200L C260L C180L

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Эта мультимедийная панель приборов подходит для различных модификаций автомобиля Мерседес, таких, как Mercedes Benz MB C GLC Class C200L C260L C180L. Она устанавливается в штатное гнездо стоковой панели приборов и полностью заменяет ее.

При этом сохраняются все функции контроля за системами автомобиля и дополнительно появляются функции мультимедийной системы. Она сочетает в себе все возможности современного гаджета, работающего на платформе Android – подключение к Интернету, GPS-навигацию, воспроизведе6ние музыки, а также видеофайлов на экране разрешением1920X720 пикселей.

Источник

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Когда в середине семидесятых годов на ВАЗе начали заниматься темой электромобилей, одновременно в том же бюро автозавода занялись и разработкой перспективных изделий, которые принято называть «автомобильная электроника».

У же на ВАЗ-2103 образца 1972 года появились два транзисторных прибора: часы АЧХ-1 минского часового завода и тахометр ТХ193 производства ПО «Автоприбор» во Владимире.

Владимир Сергеевич Соловьёв, ставший первым в истории предприятия главным конструктором Волжского автозавода, поставил перед инженерами-«электронщиками» ряд интересных задач – в частности, разработку коммутатора бесконтактной системы зажигания, электронных часов и тахометра, антиблокировочной системы тормозов и даже такой экзотики, как системы управления углом опережения зажигания.

Цифра атакует

Уже на ранних этапах конструкторы столкнулись с проблемами не только технического, но и экономического характера – по сравнению с чисто механическими или электромеханическими аналогами себестоимость автомобильной электроники была на порядок выше. Снизить затраты на изготовление каждого изделия можно было путем разработки и производства специальной элементной базы с минимумом навесных элементов и одной интегральной микросхемы.

Увы, Министерство электронной промышленности было полностью занято военными заказами и работами по «ширпотребу» заниматься не могло (или не хотело?). Другие профильные министерства (Минприбор, Минрадиопром, Минавтопром) планировали наладить производство подобной электроники для различных отраслей промышленности на базе калужского завода КЗАМ, однако для этого не хватало средств.

Небольшое отступление. Электроника стремительно наступала и захватывала не только инженерные умы, но и привлекала простого обывателя по всему миру. Немаловажно, что в середине семидесятых годов даже рядовому советскому гражданину стали доступны кварцевые часы с цифровой индикацией, которым отдавали предпочтение те, кто шел в ногу со временем и научно-техническим прогрессом.

В тот период «дигитальная эра» наступила и в автомобильной отрасли: некоторые производители первыми отреагировали на новейшие тенденции и уже в начале восьмидесятых годов выпустили диковинные комбинации приборов с цифровыми указателями вместо традиционных стрелочных.

Как показал исторический опыт, ВАЗ работал практически на опережение, поскольку одновременно с завершением разработки наших электронных компонентов «цифровые приборки» появились на самых знаковых конкурентах Спутника – Volkswagen Golf MKII (панель под названием Digifiz) и Opel Kadett E (Digitaltacho). В то время «дигитальные дашборды» были модной инновацией, которую не обошли своим вниманием многие мировые производители. В частности, информационным табло с электронной индикацией оснащались: Dodge Daytona Shelby, Chevrolet Cavalier Z24, Nissan 300ZX Turbo, Subaru XT6TT, Audi UR-Quattro, Fiat Tipo, Chevrolet Lumina, Renault 11 (AMC Encore), Buick Riviera и т.д.

Сложный путь

Но вернёмся к ВАЗам. Работу над маршрутным компьютером и электронной комбинацией приборов для «люксовых» модификаций Спутника начали с разработки датчика скорости.

Выбранный вариант установки датчика (в разрыв троса спидометра) позволял как на ранних этапах сохранить механический привод спидометра, так и использовать электронную комбинацию приборов без вращающихся деталей привода.

Кроме датчика скорости, для работы комбинации приборов и маршрутного компьютера был необходим еще один датчик – расхода топлива. В очередной раз инженеры столкнулись с проблемой – изделие получалось либо слишком дорогим, либо ненадёжным и неподходящим для крупносерийного производства в силу нетехнологичности.

Более того, ранние опытные образцы страдали не только низкой надежностью, но и «никакой» точностью – бывало, что испытатели вставали в чистом поле, что называется, «с сухим баком» по той причине, что полагались на показания опытного прибора.

Вообще, тема точности и надёжности сразу стала больной для практически любого изделия автоэлектроники СССР. При этом инженеры автопрома ничуть не уступали «оборонным» специалистам по квалификации – просто для ВПК не существовало ограничений по стоимости или рентабельности продукции, а надёжность обеспечивалась драгметаллами и схемами с дублированием и даже троированием одной и той же функции.

В то время как на «ширпотреб», к которому относилась и автомобильная отрасль, смотрели «сквозь пальцы» – особенно в случае, если изделия формально соответствовали ТУ и укладывались в номинальные требования заказчика, которого никто особо и не спрашивал – чай, не ракеты в космос на «жигулёвских» деталях запускали…

Попытки привлечения различных институтов приборостроения и авиапрома не увенчались успехом, зато в начале восьмидесятых советским предприятиям по политическим соображениям разрешили сотрудничать со странами, входящими в совет экономической взаимопомощи (СЭВ), на что предусматривались достаточные средства.

В рамках такого сотрудничества в болгарском городе Пловдив «с чистого листа» был построен объект по производству микросхем и других компонентов для автомобильной электроники. Кроме того, на производственном объединении «Электрон» в Софии совместно со специалистами ВАЗа был разработан маршрутный компьютер, который прошел все этапы доводки и приёмочных испытаний.

Однако «маршрутник» был лишь вспомогательным оборудованием, в то время как на ВАЗе задумали «перевести на цифру» показания основных указательно-измерительных приборов переднеприводных автомобилей – конечно, не всех, а лишь «люксовых» модификаций.

Для этого понадобилось «с нуля» разработать элементную базу на шести (!) различных предприятиях оборонной отрасли, расположенных в разных уголках СССР – Киеве, Минске, Вильнюсе, Риге, Саратове и Новосибирске. Под этот проект были выделены немалые средства – три с половиной миллиона долларов, на которые были приобретены лицензия и оборудование для выпуска вакуумно-люминесцентных индикаторов, без которых производство электронных комбинаций было бы невозможным.

Электронную приборку планировали ставить на улучшенные комплектации ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099, которые должны были оснащаться и другими опциями – центральной блокировкой дверей, АБС и даже кондиционером!

Правда, все эти «допы» должны были заметно увеличить розничную цену автомобиля, ведь одна только цифровая комбинация приборов по себестоимости обходилась впятеро (!) дороже обычной аналогово-механической. Однако Самара с подобными «фишками» была крайне необходима на внешних рынках, где даже в гольф-классе электроприводы стёкол, зеркал и дверных замков уже встречались в качестве опций в списке оборудования, устанавливаемого за отдельную плату. Именно поэтому новомодные «допы» не выглядели излишеством, ведь их освоение было изначально связано с экспортными планами и «хотелками» Волжского автозавода.

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Электронная приборка (выделена салатовым) и маршрутный компьютер – предполагаемые «навороты» для улучшенных комплектаций Спутника

Опция, так и не ставшая реальностью

Производство электронных комбинаций должны были наладить на двух советских предприятиях – производственном объединении «Автоприбор» (давний поставщик электрооборудования на ВАЗ) и житомирском заводе «Измеритель», который к началу выпуска «восьмерки» в конце 1984 года провёл весь цикл испытаний и даже поставил на ВАЗ первую товарную партию из 1 500 штук электронных «приборок» КЭП 43.501 для автомобиля ВАЗ-21093-03.

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Функционал электронной комбинации приборов был детально расписан в руководстве по эксплуатации Лады Спутник

На владимирском же «Автоприборе» процесс так и застопорился на опытных образцах. При этом реальное сравнение двух «живых» приборок показывает, что, несмотря на общую схемотехнику и единую элементную базу, в мелочах владимирские и житомирские изделия всё же отличались. Как и следовало ожидать, комбинация от «Автоприбора» с изнанки все же больше походила на опытный образец, в то время как житомирский «дашборд» вплоть до самых незначительных нюансов соответствовал уровню серийной продукции.

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

КЭП 43.501 производства ПО «Автоприбор» (г. Владимир). Фото: Евгений Карпунин

Универсальная цифровая приборная панель для автомобиля

Начинка электронной комбинации радикально отличалась от обычных «приборок» с аналоговыми циферблатами и механическим приводом спидометра. Фото: Евгений Карпунин

Предполагалось, что электронная комбинация приборов вместе с другими опциями будет поставляться из Житомира и Владимира на вазовский конвейер в крайне небольших количествах – 1 500-2 000 комплектов ежегодно.

Увы, даже столь скромным планам не суждено было сбыться по простой причине – автомобили ВАЗ пользовались стабильным спросом в любой версии, а для завода освоение подобных опций и обеспечение требуемой стабильности их характеристик было настоящей головной болью. Ведь при этом слишком многое было завязано на поставщиков-смежников, у которых также хватало своих производственных проблем.

К сожалению, именно поэтому электронная комбинация приборов так и осталась «вещью в себе», став в наше время желанным и очень редким артефактом – этаким святым Граалем «зубиловодов», за которым не без успеха гоняются некоторые энтузиасты-владельцы автомобилей переднеприводного семейства. Особенной редкостью по понятным причинам является предсерийная продукция владимирского завода, которая так и не получила статус товарного изделия.

Несмотря на то, что электронную комбинацию приборов запустить в производство так и не получилось, даже сегодня трудно отрицать, что автомобильной электроникой на ВАЗе занимались плотно и успешно. Ведь уже к 1986 году в Тольятти были разработаны и реализованы на практике: электронный коммутатор и цифровая система зажигания, электронные часы, блок управления заслонкой карбюратора (так называемый «автоподсос»), блок управления системой экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) и даже такая экзотичная для СССР система, как сигнализация оставленного в замке ключа зажигания и индикация непристёгнутых передних ремней безопасности.

Останавливаться на достигнутом на ВАЗе не собирались. В ближайших планах новосозданного отдела автомобильной элекроники были АБС и электронная система впрыска топлива, о которой мы уже рассказывали. Увы, переход автопрома наряду с другими отраслями промышленности на систему хозрасчета и самоокупаемости поставил крест на многих перспективных разработках, без которых автомобиль мог выпускаться. Упомянутых выше электронных «фишек» в силу их некоторый «экзотичности» это коснулось в первую очередь.

Тем не менее, работа над сложной и высокотехнологичной электроникой в середине восьмидесятых не была напрасной, ведь многое из наработок, а также общий подход к проектам удалось на практике реализовать несколько позже – уже в девяностые годы.

Правда, к тому времени «цифровая тема» несколько утратила свою актуальность – как оказалось, пользоваться аналоговыми шкалами все равно удобнее, чем модными электронными. Однако «изнанка» у якобы обычных приборов стала полностью электронной – как показало время, так намного проще, технологичнее и удобнее.

Интересно, что многие из функций, над которыми инженеры трудились еще тридцать лет назад, сегодня реализованы во многих автомобилях с ладьей на капоте. К примеру, это и бортовой компьютер с функцией измерения расхода топлива, и спидометр с датчиком скорости без механического привода, и жидкокристаллические дисплеи одометров, появившиеся на серийных ВАЗах в начале двухтысячных годов.

В статье использованы данные и изображения книги «Высокой мысли пламень» (том 2, Тольятти, 2004 год).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *