унт и индивидуализация и дифференциация обучения м педагогика 1990 188 с
Понятия индивидуализации и дифференциации обучения
Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою в весьма-таки неопределенных значениях. К таким понятиям относится и «индивидуализация обучения». Анализ соответствующей литературы показывает, что более точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются большие различия как в разных странах, у разных авторов, так и в повседневной школьной практике.
Наибольшее затруднение при определении этого понятия вызывает то обстоятельство, что смешиваются два таких понятия, как «индивидуализация» и «дифференциация». Предпочтение того или иного слова в педагогике — это по большей части вопрос традиции или договоренности.
В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «. организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» (Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. С. 201). Большинство наиболее известных советских исследователей индивидуализации обучения используют понятие индивидуализации примерно в том же значении. Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося, чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств (Бударный, 1965-А; Рабунский, 1970, 1975; Кирсанов, 1972, 1982). С той же позиции, например, дает определение А. А. Кирсанов. Он рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» (Кирсанов, 1980. С. 138).
Однако часто встречается употребление терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов. Так, в одном и том же значении говорят об индивидуальном и дифференцированном подходе к учащимся на уроке. Е. Я. Голант вообще ограничился термином «дифференциация» (Голант, 1970. С. 4—6).
Вместе с тем термин «дифференциация» зачастую рассматривается в значительно более узком смысле, а именно как разделение школы на потоки, иногда даже как формирование специальных школ и классов. Примерно так истолковывает это понятие Е. С. Рабунский (Рабунский, 1975. С. 18).
Различные варианты использования этих понятий можно встретить и в зарубежной педагогике. В США понятием «индивидуализация» обычно охватываются любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся (Individualizing Instruction, 1962; Thomas, Thomas, 1965). Индивидуализированное обучение иногда рассматривается как стратегия обучения. По мнению Н. Э. Гронлунда, это проявляется в следующих вариантах: 1) от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование темпа учения, целей обучения, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости; 3) использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала или же отдельными учащимися. К этим возможностям добавляются еще так называемые административные стратегии — это формирование различных групп на основании общих признаков учащихся (Gronlund, 1974. Р. 1—2). Как видим, понятие индивидуализации здесь используется в весьма широком понимании.
Во французской педагогике уже с 1930-х гг. под индивидуализацией понимается прежде всего совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями. Если учащиеся в классе самостоятельно работают над выполнением одних и тех же заданий, то это считается индивидуальной работой; если же задания подобраны для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, то мы имеем дело с индивидуализацией (Dottrens, 1936-Б). В немецкой педагогике (как в ГДР, так и в ФРГ) понятие дифференциация укоренилось в том значении, в каком в педагогике США употребляется термин «индивидуализация»; индивидуализация для немцев означает частный случай дифференциации (так называемая внутренняя дифференциация) (Einheitlichkeit und Differenzierung im Bildungswesen, 1971; Morawietz, 1980; Fischer, 1972).
Из всего сказанного выше перед нами встает задача определить понятие «индивидуализация» в данной работе. Будем исходить из необходимости, чтобы это понятие правильно и исчерпывающе отражало в общих чертах учет индивидуальных особенностей детей и по возможности охватило бы все формы и методы учета этих особенностей.
По этим соображениям, по нашему мнению, нецелесообразно использовать понятие «индивидуализация» в узком смысле (например, в значении внутриклассной индивидуализации учебных заданий), поскольку такое понятие не в состоянии обозначить учет индивидуальных особенностей во всем их объеме, а только частично и изолированно, а в таком случае трудно определить место и роль индивидуализации в системе обучения в целом. Использование терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов мы также считаем нецелесообразным, поскольку это приведет к еще большей неопределенности этих понятий.
Исходя из этих соображений, в данной работе мы используем понятие «индивидуализация» в таком значении: «Индивидуализация — это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».
Под дифференциацией мы подразумеваем учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам.
В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Однако необходимо иметь в виду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы мы сталкиваемся с дифференциацией по возрастному, половому, регионально-экономическому, национальному и другим признакам. В данной работе при определении и разработке дифференциации мы ограничиваемся в основном теми проблемами, которые связаны с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
При использовании нами понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, различные свойства характера или темперамента); 3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.
Индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая — создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся, и третья — формирования различных типов школ и классов.
Книга: Унт И. Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения»
Автор книги, доктор педагогических наук, в популярной форме рассматривает педагогические и психологические проблемы индивидуализации, различные формы дифференциации обучения. Предлагается оригинальная методика индивидуализированной внутриклассной учебной работы в школе. Особое место уделяется вопросам углубленного изучения отдельных предметов, массовому использованию рабочих тетрадей на почетной основе для самостоятельной работы учащихся.
Для работников народного образования и специалистов в области педагогики.
Содержание:
От автора. 3 Глава I. Педагогические и психологические основы индивидуализации обучения. 6 1. 1. Понятия индивидуализации и дифференциации обучения. 6 1. 2. Обучение и развитие. 9 1. 3. Активизация учащихся в процессе обучения. 12 1. 4. Учет психических особенностей учащихся как психологическая основа индивидуализации обучения. 17 1. 51 Цели индивидуализации в обучении. 31 Глава II. Формы индивидуализации и дифференциации обучения. 37 2. 1. Краткий обзор форм индивидуализации и дифференциации обучения. 37 2. 2. Дифференциация обучения. 38 2. 3. Прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе. 46 2. 4. Внутриклассная индивидуализация учебной работы. 53 2. 5. Комбинации основных форм индивидуализации учебной работы. 55 2. 6. Открытое обучение как основной путь к формированию индивидуальности учащегося. 62 2. 7. Руководство индивидуализацией обучения на разных уровнях руководства школой. 66 Глава III. Проблемы внутриклассной индивидуализации учебной работы в советской и зарубежной педагогике. 69 3. 1. Научно-исследовательская работа в советской педагогике в области внутриклассной индивидуализации учебной работы. 69 3. 2. О внутриклассной индивидуализации обучения в зарубежной педагогике. 76 3. 3. Выводы из нашего исследования индивидуализации учебной работы. 83 Глава IV. Методика индивидуализированной самостоятельной работы. 132 4. 1. Самостоятельная работа учащихся как форма учебной работы. 132 4. 2. Организация самостоятельной работы учащихся. 152 4. 3. Методика внутриклассной индивидуализированной учебной работы. 161 Литература. 180 Оглавление. 190
Издательство: «Педагогика» (1990)
Другие книги схожей тематики:
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
Т. Г. Рамзаева | Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 частях (комплект из 2 книг) | Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень. В учебнике, разработанном на единой концептуальнойоснове, органически соединяются… — @ДРОФА, @(формат: 70×90/16, 304 стр.) @ @ @ Подробнее. | 2014 | 640 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — организация уч. процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной уч. работы в рамках общих задач… … Российская педагогическая энциклопедия
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — организация уч. процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной уч. работы в рамках общих задач… … Российская педагогическая энциклопедия
ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве,… … Российская педагогическая энциклопедия
Глейзер, Григорий Давыдович — Григорий Давыдович Глейзер (род. 19 марта 1934, Новоград Волынский, Украина) российский математик, академик РАО (1993), доктор педагогических наук (1985), профессор (1986). Окончил Курский педагогический институт (1955). С 1958 преподавал… … Википедия
Григорий Глейзер — Григорий Давыдович Глейзер (род. 19 марта 1934, Новоград Волынский, Украина) российский математик, академик РАО (1993), доктор педагогических наук (1985), профессор (1986). Окончил Курский педагогический институт (1955). С 1958 преподавал… … Википедия
Григорий Давыдович Глейзер — (род. 19 марта 1934, Новоград Волынский, Украина) российский математик, академик РАО (1993), доктор педагогических наук (1985), профессор (1986). Окончил Курский педагогический институт (1955). С 1958 преподавал математику в школах и вузах Москвы … Википедия
ГЛЕЙЗЕР — Григорий Давыдович (p 19 3 1934, Новгород Волынский, Украина), методист математик, акад РАО (1993), д р пед наук (1985), проф (1986) Окончил Курский пед ин т(1955) С 1958 преподавал математику в ср школах и вузах Москвы, с 1986 проф МПГУ, с 1961… … Российская педагогическая энциклопедия
ГЛЕЙЗЕР Григорий Давыдович — (p 19 3 1934, Новгород Волынский, Украина), методист математик, акад. РАО (1993), д р пед. наук (1985), проф. (1986). Окончил Курский пед. ин т (1955). С 1958 преподавал математику в ср. школах и вузах Москвы, с 1986 проф. МПГУ, с 1961 в системе… … Российская педагогическая энциклопедия
Дошкольное образование в России — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Фуркация — (от позднелат. furco разделяю) в школе построение учебных планов старших классов, при котором в целях учёта индивидуальных склонностей учащихся разрабатываются специальные учебные циклы и разделы с преимущественным вниманием к профилирующей… … Педагогический терминологический словарь
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — направление в пед. теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Ведущие принципы С. в.: вера педагога в творческие… … Российская педагогическая энциклопедия