Управление автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости
Управление автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости
ПДД РФ, 19. Пользование внешними световыми приборами
и звуковыми сигналами
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:
в населенных пунктах, если дорога освещена;
при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
(п. 19.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.
19.8. Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.
(см. текст в предыдущей редакции)
19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:
для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.
(п. 19.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
Особенности управления автомобилем в темное время суток
Известно, что при езде на автомобиле в темное время суток повышается вероятность дорожно-транспортных происшествий. Согласно данным статистики, опасность наезда на пешехода, велосипедиста или столкновения с другой машиной ночью в несколько раз выше вероятности таковых происшествий днем. Соответственно, по возможности, следует избегать езды в ночное время. Но если все-таки необходимость в ночной поездке возникла, надо предпринять все меры для обеспечения собственной безопасности на дороге.
Подготовка автомобиля к ночной поездке
В первую очередь, следует убедиться в исправности световых приборов (фары, стоп-сигналы, указатели поворотов должны быть исправными, а их стекла чистыми). Фары должны быть хорошо отрегулированы, чтобы зона видимости (освещаемый фарами участок дороги) была как можно более широкой.
Придерживаясь приведенных ниже рекомендаций, Вы сможете если не обеспечить стопроцентную безопасность движения, то значительно минимизировать риск попасть в различного рода неприятности на ночной дороге.
Главные правила ночной езды
1. В ночную поездку следует отправляться обязательно отдохнувшим. Стоит ли говорить о том, к каким последствиям может привести рассеянность внимания и «клевание носом» при управлении автомобилем? Даже если днем вы несколько часов поспали, так называемые биологические часы обмануть трудно, человеческий организм «не приучен» бодрствовать ночью, поэтому для того, чтобы бороться с заторможенностью, следует принять меры. Они просты:
— приоткрыть окно, чтобы поток воздуха обдувал лицо;
— включить энергичную музыку;
— периодически (естественно, во время остановок!) устраивать легкие перекусы или выпивать чашку горячего чая.
— если в зоне видимости отсутствуют другие автомобили, то при движении следует использовать дальний свет фар. При появлении встречных транспортных средств переключите свет на ближний (не позже, чем за 150-200 метров до встречной машины). Переключать ближний свет обратно на дальний можно после того, как Вы поравняетесь со встречным автомобилем;
— если Вы собрались остановиться, старайтесь съехать с проезжей части подальше на обочину дороги. Если невозможно съехать с дороги полностью, обязательно включите габаритные огни, чтобы остальные участники движения смогли заблаговременно увидеть ваш автомобиль и сориентироваться в дорожной ситуации;
— если Вас ослепил дальний свет фар встречного автомобиля, и в течение нескольких секунд зрение не восстановилось, включите аварийные сигналы и, не меняя полосы движения, плавно притормозите и остановитесь.
4. При ночной езде надо обязательно учитывать, что в условиях плохой видимости изменяется зрительное восприятие расстояния. В темноте расстояние до окружающих объектов, как движущихся, так и неподвижных, кажется больше, чем есть на самом деле. В связи с этим возникает необходимость особо тщательно следить за соблюдением дистанции.
5. При движении по дороге (особенно незнакомой) в темноте, для ориентира можно использовать край обочины или разделительную полосу. Иногда российские дороги имеют тенденцию неожиданно сужаться или резко поворачивать. Если Вы не заметите предупреждающего знака (или его вообще нет), то при потере концентрации есть риск вылететь в кювет. Также для ориентации на ночной дороге автолюбители используют такой способ, как «следование за лидером». В этом случае надо держать безопасную дистанцию, а дальний свет фар переключить на ближний (с дальним светом едет только «лидер»). И, конечно, будьте внимательны, чтобы, как в известном анекдоте, не приехать вслед за водителем машины к его гаражу.
6. В связи с тем, что ночью внимание любого, даже самого опытного, водителя, притупляется, не рекомендуется совершать резких маневров, если в непосредственной близости от Вас находятся другие участники движения.
7. Если, двигаясь по дороге, впереди в темноте Вы увидели одну горящую фару, то варианта два: либо это мотоциклист, либо это автомобиль с неработающим световым сигналом. В любом случае, самым безопасным вариантом для Вас будет в своей полосе «прижаться» к правому краю или, при необходимости, свернуть на обочину, предварительно убедившись, что на ней нет пешеходов, велосипедистов и стоящих машин.
Следует уважительно относиться к таким же, как и Вы, ночным путешественникам: не слепить водителей встречных автомашин дальним светом, не выезжать без необходимости на полосу встречного движения, не превышать скорость, заранее предупреждать окружающих о том, что хотите совершить какой-либо маневр, с помощью соответствующих световых сигналов.
При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо звонить
по единому телефону пожарных и спасателей «101», «01»
(все операторы сотовой связи)
Единый телефон доверия Главного управления МЧС России
Управление автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости
Особое внимание необходимо уделить очистке, проверке комплектности и исправности осветительных приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей.
Скорость движения в тёмное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости в дневное время. Её необходимо устанавливать такой, чтобы остановочный путь автомобиля был меньше расстояния видимости.
Сближаясь со встречным автомобилем, водитель должен быстро определить, движется он или стоит на месте. Убедиться в этом можно по тени, отбрасываемой передней частью автомобиля, или по отражению света фар увлажнённой поверхности дороги. Переключать фары на ближний свет необходимо в том случае, когда водитель испытывает ощущение неудобства или переключил свет водитель встречного автомобиля. После переключения следует установить скорость в соответствии с уменьшенным расстоянием видимости и наблюдать за правым краем проезжей части. Периодически нужно просматривать свою полосу, но избегать задержки взгляда на фарах встречного автомобиля. Это позволит сохранить наилучшее зрительное ощущение и поможет заменить препятствие, которое окажется на полосе движения или появится справа от неё.
Если водитель встречного автомобиля не выключает дальний свет, его нужно предупредить повторным переключением. В том случае, когда он продолжает нарушать Правила или если после переключения состояние неудобства не исчезает, следует снизить скорость, осторожно принять право и остановиться на своей полосе. Так же рекомендуется поступать и при встречном движении колонны автомобилей с включенными фарами.
Необходимо быть особенно осторожным, если встречное транспортное средство следует с выключенным светом или с одной включенной фарой. Не исключено, что навстречу движется автомобиль с неисправными фарами (обеими или одной).
На дорогах в сельской местности возможно встречное движение сельскохозяйственных самоходных машин, габариты которых превышают ширину полосы движения. В таких ситуациях, как и в случаях с неисправной левой фарой, опасность вполне реальна, так как левая часть встречного транспортного средства незаметна и возможно столкновение. Чтобы предупредить его, необходимо увеличить интервал до полуторной ширины грузового автомобиля или, приняв вправо, остановиться.
Ночью сильно затрудняется оценка расстояния до встречного автомобиля или его скорости. Поэтому при наличии каких-либо признаков встречного автомобиля от намерения совершить обгон следует отказаться. Приближаясь к обгоняемому автомобилю, нужно сменить дальний свет на ближний свет расстоянии не менее 150м от него. При этом дорога хорошо просматривается благодаря свету фар обгоняемого автомобиля. Дальний свет можно включить перед завершением обгона, а водителю обгоняемого автомобиля перед завершением обгона следует включить ближний свет.
Повороты дороги ночью выглядят иначе, чем днём. Трудно оценить их кривизну, а следовательно, и выбрать безопасную скорость. При поворотах лучше освещается внешняя полоса движения. В том случае, если автомобиль оборудован противотуманными или широкоугольными фарами, их следует включать перед началом поворота.
Когда водитель видит на тёмной дороге падающий поперёк неё пучок света, то это означает, что он приближается к пересечению, к которому подъезжает другой автомобиль. Необходимо установить такую скорость, которая позволит водителю принять необходимые меры безопасности. Приближаясь к неосвещённому перекрёстку, следует предупредить участников движения, расположенных на пересекаемой дороге, несколькими включениями и выключениями фар. При движении на неосвещенных дорогах большую опасность представляет транспортное средство, остановленное на проезжей части или вблизи неё. Поэтому даже для кратковременной остановки необходимо стараться выезжать за пределы дороги.
При движении по мокрой или грязной дороге необходимо периодически останавливаться и протирать лобовое стекло, фары, фонари указателей поворота и стоп-сигнала. Кроме того, для хорошей очистки лобового стекла необходимо постоянно следить за состоянием стеклоомывателя и щёток стеклоочистителя. Если автомобиль движется по разбитой дороге, рекомендуется пользоваться ближним светом фар, который при ограниченной скорости лучше освещает дорогу непосредственно перед автомобилем.
Учитывая интенсивное утомление водителя при работе в тёмное время суток, желательно, чтобы продолжительность её не превышала 6 часов. Для восстановления работоспособности необходимо обязательно делать перерывы на 5-8 минут: первый – после 2-3 ч движения, а последующие – через 1-1,5 ч, причём отдых должен быть активным. Желательно также, чтобы после 4-5 ч движения перерыв был продолжительный, с приёмом горячей пищи. После ночного рейса, как и перед ним, водителю необходим хороший отдых.
Значительно ухудшаются условия видимости во время снегопада, проливного дождя и особенно при тумане. Туман закрывает ориентиры, изменяет окраску лучей всех цветов, кроме красного. Так, жёлтый свет в тумане становится красноватым, а зелёный-желтоватым. Пелена тумана может быть настолько густой, что даже с включенными фарами нельзя ничего различить на расстоянии 3-5 м.
В тёмное время и в условиях недостаточной видимости водитель большую часть времени находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, поэтому он намного быстрее утомляется, чем в светлое время.
Ограниченная и недостаточная видимость в ПДД
Добрый день, уважаемый читатель.
В правилах дорожного движения есть два схожих понятия: ограниченная видимость и недостаточная видимость. И хотя они относятся к совершенно разным ситуациям, водители довольно часто путают их между собой.
В этой статье рассмотрены оба перечисленных термина а также ситуации, в которых эти термины применяются.
Что такое недостаточная видимость?
Термин недостаточная видимость расшифровывается в пункте 1.2 ПДД:
Говоря простым языком, недостаточная видимость означает, что дорогу плохо видно из-за погоды или времени суток.
Данный термин распространяется на дорожную ситуацию в целом. То есть если водитель проедет по дороге еще сотню метров, то погода и время суток не изменятся и видимость останется недостаточной.
Что такое ограниченная видимость?
Еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:
Термин ограниченная видимость также означает, что дорогу плохо видно. Однако в данном случае видимость ограничена чем-то, то есть какими-то объектами на проезжей части или вблизи нее.
Например, на обочине растут кусты, которые своими ветками заслоняют часть дороги.
Данный термин распространяется только на конкретное место, из которого плохо видно дорогу. Если проехать мимо объекта, ограничивающего видимость, то исчезнет и сама ограниченная видимость.
Правила для недостаточной видимости
Поскольку термин недостаточная видимость распространяется на ситуацию в целом, то и связанные с ней правила в основном относятся к использованию световых приборов и световозвращателей, уменьшающих риск наезда на плохо видимый объект.
Использование фар и фонарей
Правила использования фар и фонарей в условиях недостаточной видимости перечислены в пунктах 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8.
При движении должны быть включены следующие световые приборы:
В дополнение к фарам при движении в условиях недостаточной видимости могут быть включены противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
При остановке или стоянке должны быть включены:
Обозначение выступающего груза
Груз, значительно выступающий за габариты транспортного средства, должен быть дополнительно обозначен фонарями или световозвращателями спереди и сзади.
Световозвращатели для пешеходов
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
В условиях недостаточной видимости пешеходы должны использовать световозвращающие элементы при переходе дороги или движении по ней (по обочине или проезжей части). Вне населенных пунктов световозвращатели являются обязательными, в населенных пунктах их использование рекомендуется.
Световозвращатели для велосипедов и мопедов
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
Для велосипедистов и водителей мопедов использование световозвращателей не является обязательным, однако правила все же рекомендуют иметь такие элементы.
Фонари для пеших колонн
Ограничения на прогон животных
25.6. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:
В условиях недостаточной видимости прогон животных по дорогам запрещен (кроме прогона по специальным тоннелям или мостам для животных).
То есть все правила для условий недостаточной видимости направлены на то, чтобы сделать объекты на дороге более заметными и уменьшить риск столкновения.
Правила для ограниченной видимости
Запрет обгона
На участках дорог с ограниченной видимостью запрещается обгон транспортных средств.
Световозвращающий жилет для водителя
2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.
Пункт 2.3.4 правил говорит о том, что при ограниченной видимости водитель должен надевать одежду со световозвращающими полосами.
При рассмотрении данного пункта можно предположить, что его составители перепутали понятия ограниченная и недостаточная видимость.
Например, водитель находится на проезжей части на участке дороги с ограниченной видимостью (за крутым поворотом). Если водитель наденет световозвращающий жилет, то это никак не повлияет на его безопасность, т.к. его все равно не будет видно за поворотом.
Если же водитель наденет куртку со световозвращающими полосами при недостаточной видимости (в тумане), то водители проезжающих транспортных средств смогут заметить его раньше и принять меры для избежания столкновения.
Также можно вспомнить и о том, что выше в тексте этой статьи было обнаружено, что фары, фонари и световозвращатели следует использовать именно в условиях недостаточной видимости.
Дорожные знаки при ограниченной видимости
На крутых поворотах с ограниченной видимостью могут устанавливаться следующие дорожные знаки:
Примечание. Кроме крутых поворотов существуют и другие места с видимостью менее 300 метров, однако специальными знаками они не обозначаются.
Правила, если видимость небольшая
Существуют также несколько пунктов правил, которые относятся ко всем ситуациям, когда дорогу плохо видно. То есть не имеет значения причина плохой видимости, правила в любом случае должны выполняться.
Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки
7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:
Если водитель совершил вынужденную остановку и автомобиль плохо видно, то он должен включить аварийку и выставить знак аварийной остановки.
Разворот
8.11. Разворот запрещается:
Если видимость составляет менее 100 метров, то разворот запрещается.
Скорость
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
При выборе скорости движения водитель должен учитывать видимость в направлении движения. То есть в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью имеет смысл снизить скорость.
Очень часто причиной ДТП становится тот факт, что водитель не снижая скорости въезжает в туман или дым и врезается в неподвижное препятствие.
Остановка и стоянка
12.4. Остановка запрещается:
Также как и разворот, в местах с видимостью менее 100 метров запрещаются остановка и стоянка.
Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что правила составлены таким образом, чтобы исключить дорожно-транспортные происшествия в условиях, когда дорогу плохо видно.
Ну и в любом случае, если дорогу видно недостаточно хорошо, то будьте внимательны и осторожны.
Особенности управления автомобилем при неблагоприятных погодных условиях
Сотрудники Госавтоинспекции предупреждают водителей о необходимости повышенного внимания при управлении автомобилем при неблагоприятных погодных условиях. Самым важным условием безопасного управления автомобилем во всех дорожных условиях, является хорошее техническое состояние автомобиля, исправная работа стеклоочистителей и световых приборов, а также соответствие типа шин времени года и климатическим особенностям региона.
При управлении автомобилем в туман, или в условиях ограниченной видимости, в обязательном порядке необходимо снизить скорость движения до уровня, позволяющего совершить экстренное торможение автомобиля перед возможным неожиданным препятствием.
Кроме этого, необходимо включить дополнительные световые приборы, или противотуманные фары, а в качестве дополнительного источника привлечения внимания, включить аварийную сигнализацию, которая привлечет внимание других участников движения и создаст дополнительную зону безопасности.
Категорически не рекомендуется при движении автомобиля в условиях ограниченной видимости, использование дальнего света фар в качестве источника дополнительного освещения, ведь в данном случае, дальний свет, не только ухудшает видимость, но и приводит к повышенной утомляемости зрения водителя автомобиля.
Сильный дождь, вносит свои коррективы в любое движение, так, при управлении автомобилем в дождливую погоду, необходимо снизить скорость движения и, увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.
Следует избегать резких перестроений, ускорений, и торможения, стараясь максимально прямолинейно управлять автомобилем, а при возникновении эффекта аквапланирования вызванного резким ухудшением контакта автомобильных покрышек с дорожным покрытием, необходимо плавно и постепенно отпустить педаль газа, осуществляя таким образом мягкое торможение, и возобновление контакта шин с покрытием.
Неплохим решением, будет включение дополнительных источников света, а в случае очень сильного дождя и аварийной сигнализации.
При движении на автомобиле в гололед, и в условиях сильного снегопада, следует учитывать увеличенную тормозную дистанцию, поэтому, расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть максимально большим.
Категорически запрещаются резкие ускорения, торможения и перестроения, все эти маневры совершаемые в гололед и в снегопад, даже на ровной дороге, неизбежно приводят к потере сцепления с покрытием, и последующим срывом автомобиля в занос.
Скоростной режим движения необходимо выбирать не только, исходя из общей скорости транспортного потока, но, и с учетом индивидуальных свойств автомобиля, а также, типа установленных автомобильных покрышек.