управляющий мужского монастыря старший священник
Настоятель
В современной Русской церкви настоятель храма имеет сан протоиерея (если он является лицом белого духовенства) или иерея. Согласно пп. 18 и 19 Главы XI Устава РПЦ (от 2000), «во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчётен епархиальному архиерею. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.» [1]
Настоятель монастыря в современной РПЦ во многих случаях — епархиальный архиерей (в «епархиальных монастырях» — пункт 5 Главы XII Устава [2] ); прежде игумен или архимандрит.
В синодальный период в России, по штатам 1764 года, игумен был настоятелем монастыря третьеклассного. Начальственные права и должностные обязанности его были те же, какие имел всякий настоятель монастыря. Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первоклассного и второклассного) состояло в том, что при богослужениях он облачался в простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит облачается в мантию с скрижалями, наперсный крест, палицу и митру.
В католических церквях настоятель — аббат — настоятель мужского монастыря.
См. также
Примечания
НАСТОЯТЕЛЬ — НАСТОЯТЕЛЬ, настоятеля, муж. (церк.). 1. Начальник мужского монастыря. 2. Старший священник церкви у православных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
НАСТОЯТЕЛЬ — НАСТОЯТЕЛЬ, я, муж. 1. Начальник, управляющий православного или католического мужского монастыря. 2. Старший священник в православной церкви. | прил. настоятельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
настоятель — я, м. 1) Начальник мужского монастыря; игумен. Старичка отправили тотчас же в монастырь. в Суздальский, где настоятелем и комендантом был отец Мисаил (Л. Толстой). 2) Старший священник собора или приходской церкви. Ничего с этим дураком не… … Популярный словарь русского языка
Настоятель — старшее духовное лицо в монастыре или храме. Настоятеля мужского монастыря называют архиереем, а женского – игуменьей. Настоятель представляет административную церковную власть … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
настоятель — НАСТОЯТЕЛЬ1, я, м Священнослужитель в русской православной церкви, управляющий причтом и приходом какого либо храма, назначаемый на эту должность епархиальным архиереем. Таким образом в Алабинской церкви причет и подсобные служащие были… … Толковый словарь русских существительных
Настоятель — м. 1. Глава мужского христианского монастыря; игумен (в православии). 2. Старший священник собора или приходской церкви. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
настоятель — настоятель, настоятели, настоятеля, настоятелей, настоятелю, настоятелям, настоятеля, настоятелей, настоятелем, настоятелями, настоятеле, настоятелях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Настоятель — старшее духовное лицо в монастыре, храме … Православный энциклопедический словарь
Кто Живёт в Монастыре — (Что об Этом Известно)
Кто живёт в монастыре
Вопрос – Кто живёт в монастыре? – один из наиболее распространённых. Особенно актуален в среде обывателей, не входящих в круг воцерквлённых людей. Однако прежде, чем ответить на него, полагаю не лишним напомнить, что православные христианские (да и буддийские) монастыри возникли не случайно. Немаловажный смысл монашеской жизни связан с обязательным уединением от мирской суеты, посвящение себя молитвам и служению Всевышнему.
Монастырь
Далее речь пойдёт исключительно о православных монастырях. Напомним: Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Иерархия живущих в монастырях
В русских православных монастырях существует устоявшаяся веками иерархия живущих там людей. Чуть подробнее об этом.
Настоятель монастыря
Главный, кто живёт в монастыре, это – Настоятель. Он же — игумен. Он же является главным священником обители. Отличие его от священника обычной городской/сельской церкви в том, что священник монастыря даёт всякие монашеские обеты. Едва ли не главный из них — обет безбрачия. В отличие от него священник обычной городской/сельской церкви — может жениться, иметь семью и детей (разумеется, только в законном браке).
Кроме того, настоятель монастыря является как бы исполнительным директором обители. При этом, хозяином практически любого действующего православного монастыря в России является Русская Православная Церковь, в других странах — аналог РПЦ.
Статус настоятеля монастыря
Настоятель даёт указания всем остальным жителям монастыря (включая младших священников). Он благословляет их на послушание (на выполнение работы), определяет, что им надо делать, а что — нельзя. Следует также иметь в виду, что практически каждый настоятель до своего статуса проходит поэтапно определённый путь. Многие будущие настоятели начинают свой путь с самой низшей ступени монашеской иерархии — в качестве трудника-послушника.
Другие священники монастыря (иеромонахи)
Это более старшие по чину монахи, которые могут быть одновременно и монастырскими священниками – иеромонахами (то есть, старшими монахами). Такие монашествующие священники относятся к категории «чёрного духовенства» ибо облачены в чёрные одеяния. В отличие от них мирские священники относятся к «белому духовенству».
По рангу иеромонахи выше монахов, однако ниже настоятеля. Тем не менее, и они могут самостоятельно вести церковную службу. С благословения настоятеля они также могут давать указания более низшим по иерархии жителям обители. Вправе они определять, кому что делать, кого пускать на ночлег или в трапезную на обед и т.д.
Монахи
Это как бы средний класс жителей монастыря. Они, наравне с послушниками и трудниками, по благословению настоятеля или иеромонаха выполняют ту или иную работу. Как правило, им поручают более чистую и ответственную работу. К примеру, они выполняют обязанности звонаря, библиотекаря, водителя, кухонного работника и т.п.
Схимники
Есть ещё одна интересная категория православных монахов — схимник. Это не просто монах, а тот, который ушёл в затворничество или принял очень строгие обеты (принял схиму). По сложившейся традиции схимники пользуются особым уважением среди верующих и монастырских братьев и сестёр.
Послушники
Послушник — это тот, кто уже поднялся по иерархической лестнице со ступени трудника и в послушании готовится стать монахом.
Трудники
И самая низшая в иерархии категория, кто живёт в монастыре, это — трудники. Значительную часть среди них составляют те, кто пришёл в монастырь оттого, что им некуда больше податься. В то же время эти люди не хотят деградировать до статуса «бомжей». В каких-то монастырях таких бывших бездомных абсолютное большинство, в каких-то меньше… Это обычное явление, сопряжённое с современной монашеской жизнью.
Однако среди трудников есть и такие, кто попал в эту категорию не случайно. Многие из них преследуют цель подняться в дальнейшем по карьерной духовной лестнице до послушника, а затем и до монаха. Иными словами, эта категория трудников желает посвятить свою жизнь (или её часть) Богу и молитвам в Его адрес. Или, по крайней мере, пытается это делать. Однако одному Богу ведомо, как всё сложится.
Путники и паломники
Среди тех, кто живёт в монастыре, различают также путников и паломников. Это – категория лиц, временно пребывающих на территории монастыря с той или иной целью.
Путник – это путешественник, странник, идущий или едущий куда-либо, находящийся в пути; прохожий, проезжий.
Паломник – богомолец, странствующий по святым местам.
Некоторые люди прибывают в монастырь просто «поработать во славу Божию» на определённое время — на неделю, на месяц и т.д.
При необходимости временного пребывания в обители с благословения Настоятеля указанных лиц обычно также селят в келии к трудникам.
Женщины в монастыре
Как правило, женщины в мужском монастыре не проживают. Иногда днём в монастырь приходят кухарки, технички, какие-нибудь другие работницы. Однако в любом случае на ночь им оставаться в обители не дозволяют.
А кто живёт в монастыре, но не в мужском, а женском?
В женских монастырях существует примерно такая же система, что и в мужских. Исключением является то, что в женских монастырях нет священников. Ибо, в православии женщина не может быть священником. По этой причине в храмах женских монастырей службу ведут мирские священники из ближайшего населённого пункта.
Настоятельница женского монастыря
По аналогии с мужской обителью в женском монастыре главным лицом является настоятельница. Она же — игуменья монастыря.
Прочие, кто живёт в женском монастыре
В женском монастыре проживают также упомянутые:
Особо о мужчинах в женском монастыре
При некоторых женских монастырях (чаще снаружи, чем внутри них) живут мужчины. Чаще всего они чем-то помогают монастырю — обычно выполняют что-то, связанное с физической силой. Днём некоторые из них работают. Как правило, такие мужчины не курят и не употребляют спиртное. Однако на ночь они обязательно покидают территорию женской обители. Ночевать там им категорически запрещено.
Административное устройство монастыря
Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.
Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.
Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.
Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.
Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).
Из опытной братии выбираются:
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.
Правила поведения в монастыре
Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают направлены настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
В отличие от мира, при приветствии, за руку друг друга не берут.
Вместо «спасибо» принято говорить «Спаси Господи».
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
Скорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.
Настоятель монастыря — это… Определение, особенности и интересные факты. Настоятель католического монастыря
Как называются настоятели православных монастырей
Настоятелями православных монастырей являются заслуженные и опытные игумены или архимандриты. Эти священнослужители имеют духовный опыт учительства. Игумены и архимандриты являются священниками, которые в свое время приняли на себя монашеский постриг. Настоятель монастыря считается главой конкретной монашеской общины.
Настоятели монастырей избираются на усмотрение правящего архиерея той епархии (церковной области), в ведении которой находится монашеская община. Иногда управителем православного монастыря может стать иеромонах. Однако, по вступлении на должность, иеромонаху автоматически дается сан игумена. За выслугу лет игумен уже становится архимандритом.
В хритсианстве существуют также и женские монастыри, которые не остаются без своего управляющего. Настоятельницами женских общин считаются игуменьи. Игуменья занимает административную должность, она может на свое усмотрение избирать устав монашеской общины. Однако игуменья не принимает участие в священнослужении, потому что женщина не может быть православным священником. В женских монастырях служат священники мужского пола, именуемые иеромонахами или игуменами (в этом случае должность игумена давалась еиеромонаху за заслуги или выслугу лет). Игуменья не принимает таинства рукоположения во священство. В православии существует отдельный чин поставления в игуменьи. На эти должности назначает епископ епархии.
Кроме этого, настоятелями некоторых особо крупных монастырей (лавр) могут считаться правящие архиереи епархии или даже сам патриарх. Монастыри, в которых главным настоятелем считается предстоятель Русской Православной Церкви, называются ставропигиальными. Именно поэтому патриарха Московского и всея Руси могут именовать священноархимандритом. Например, в Троице-Сергиевой Лавре патриарх Кирилл является священноархимандритом.
Из истории основания некоторых монастырей известно, что первыми игуменами монашеских обителей были святые люди. Например, Сергий Радонежский, Феодосий Киево-Печерский, преподобный Савва Освященный и многие другие.
Женский и мужской храмы. Настоятели
Обязанности главы в женском и мужском монастырях несколько разные. Так как игуменья не имеет права, согласно христианской вере, проводить обряды священнослужения.
Исходя из этого, стоит подробнее рассмотреть, чем именно должен заниматься настоятель мужского монастыря.
Игумен, в отличие от игуменьи, обязан проводить все церковные обряды. От также имеет право исповедовать людей. Это не имеет права делать настоятельница женского монастыря. В случае преждевременной кончины или болезни игумена его обязанности возлагаются на казначея на временных основаниях. После чего духовенство рассматривает новые кандидатуры на освободившийся пост и принимает решение.
Также следует отметить, что роли настоятеля католической и православной церкви несколько отличаются друг от друга. В чем именно? Особенности каждого мы рассмотрим далее.
Игумен монастыря: чин или звание?
Игумен – это духовный сан высокого ранга, самый древний на земле. Такой человек становится наставником для насельников монастыря (слово произошло от греч. ἡγούμενος — “ведущий”).
Игумен – начальник монастыря, который контролирует все процессы в монастыре, решает возможные конфликты, примиряет братию. Значение греческого слова, от которого произошло звание “игумен”, достаточно полно раскрывает то, чем занимается игумен – “ведущий”. Игумен ведет братию к образцу праведной жизни.
Согласно святителю Василию Великому, в монастыре вместе живут люди, происходящие из разных мест, но все они настолько притираются и приобретают одни и те же свойства, как если бы одна душа пребывала во многих телах и имела бы единое мнение. Братия, как подчеркивает святитель, в равной мере становятся друг для друга и рабами, и господами.
Игумен, настоятель монастыря, обладает правом ношения посоха.
В 1764 году в ходе реформы русские монастыри были распределены по трём классам; главу монастыря третьего, низшего класса стали называть игуменом. Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первого или второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит облачается в мантию со «скрижалями», наперсный крест, палицу и митру. Во времена гонений на Церковь общее число монастырей сильно сократилось, и сан игумена стал наградой для монашествующего духовенства (сан соответствовал протоиерею в белом духовенстве) и не обязательно связывался с управлением монастырём.
Данная практика закрепилась в XX веке, когда после революции были закрыты все монастыри в СССР, а после Великой Отечественной войны действовало незначительное их число. Только игумен, являвшийся начальником монастыря, обладал правом ношения посоха.
Без давления и угроз
Залог успеха в вышесказанном состоит в приближении и в прикосновении к душам – в существовании духовной связи настоятеля с братией, такой связи, которая, если она глубока, существенна и угодна Богу, продолжается и в будущей жизни. Это весьма красноречиво описывается в одном из текстов раннехристианской кельтской традиции словами «настоятель – друг души». Сообщается, что преподобный Коломб (521–597), ирландский святой, настоятель общежительного монастыря и духовный наставник многих монахов, плакал вместе с раскаивавшимся братом 22.
Святитель Василий Великий подчёркивает: «Настоятель, как отец, преклонится к нуждам каждого, и предложит, по мере сил, надлежащее лекарство и исправление, и поддержит действительно болящего члена с любовью и отеческим благоволением как телесно, так и душевно» 23.
Тот же дух различим и в тексте «Лествицы» преподобного Иоанна Синаита, который пишет, что настоятель должен будет учить и исцелять кроткими и мягкими словами и с предельным снисхождением 24. Преподобный Феодор Студит призывает игумению Евфросинию руководить сёстрами с терпением и любовью: «Итак, заботься о том, чтобы пасти вверенных тебе сестёр. Руководи ими во Христе со многим долготерпением, состраданием, добиваясь исполнения ими своих обязанностей без излишнего давления. Но как мать окружает заботой своих детей, так и ты с материнской любовью преподавай им всё то, в чём они имеют нужду, полагай даже собственную душу ради них… Делись своей любовью со всеми сёстрами, не оказывая предпочтения той или иной. Одну – утешай, другую – побуждай, третью – укрепляй и в целом подавай каждой то, в чём она имеет нужду» 25.
Старец Паисий Величковский в своём письме к игумении Марфе пишет: «Учи сестёр путям спасения, с Божией помощью подавая им примеры всякого доброго дела с прилежным соблюдением евангельских заповедей, с любовью к Богу и ближнему, с кротостью и смирением, с самым глубоким миром Христовым в отношении ко всем людям, с истинно материнским милосердием» 26.
В монастыре материнское милосердие приобретает глубокий смысл и духовную широту, поскольку обращено к чадам, которые не произошли из естественной материнской утробы, а рождены через духовное усыновление. И поэтому оно может объять всех, даже немощных и строптивых братьев, и уж конечно, нестойких и искушаемых, жаждущих духовной поддержки.
Архимандрит — это настоятель православного монастыря
Начнём с ответа на первый вопрос. Никакого «мандрита» в православной иерархии действительно нет.
Слово «архимандрит» образовано другим способом. На греческом оно пишется так: ἀρχιμανδρίτης — и состоит из двух частей:
Сразу стоит поосторожничать и избежать дословного перевода.
«Вождь хлевов» — это, конечно, издержки разницы в языках. Подразумевается, что архимандрит — это человек, который главный в месте, где обитают заблудшие овцы. Это явный намёк на слова Иисуса Христа:
«Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся?».
Овцы — символ по нынешним меркам для русского обидный, но для своей эпохи это была прекрасная иллюстрация. Итак, верующие — это овцы, которые держатся в стаде.
Его хозяин — Бог, ну а представители духовенства — своего рода сменные пастыри, которые заботятся о христианах и представляют Всевышнего на земле.
Архимандрит — это управляющей группой таких овец, общиной монахов. Нам сегодня понятно слово «монастырь», но в своё время уместнее было говорить именно об общинах.
Так что архимандрит — это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря.
У католиков есть аналогичный титул — аббат, то есть руководитель аббатства. А ещё есть аббатиса, то есть настоятельница, а по-нашему — игуменья.
Архимандрит Тихон (Секретарёв)
Обязанности настоятеля монастыря
Сегодня обязанности настоятеля монастыря, как и сотни лет назад, весьма обширны. На него ложатся как духовные, так и материальные проблемы его подопечных. В частности, настоятель монастыря выполняет следующие задачи:
Под конец следует заметить, что обязанности, которые выполняет настоятель мужского монастыря, немного отличаются от тех, что ложатся на плечи управляющей женской обителью. В частности, игуменьи не проводят священных обрядов, так как в христианской вере женщина не может быть священником.
Священноархимандрит — это управляющий монастырём архиерей, а схиархимандрит — монах-аскет
Священноархимандрит
Так могут называться только патриарх или епархиальный архиерей.
Так как священноархимандриты — люди занятые, которые вряд ли смогут каждый день находиться в монастыре, назначают наместника лавры (монастыря, обители). Это полномочный представитель архиерея.
Схиархимандрит
Чтобы понять, кто такой этот человек, нужно поговорить немного о схиме.
Схима — это клятва православных монахов вести особо аскетичный образ жизни. Есть более щадящая, Малая схима, но обычно, когда не уточняют, подразумевают Великую схиму.
Человек, который даёт обет на аскетическое подвижничество, приравнивается к ангельскому образу.
Он уходит жить отдельно от братии, снимает с себя все послушания. Лишь участвует в литургиях и выполняет обязанности духовника. Обычно схимники запираются, чтобы реже общаться с другими людьми.
Схиархимандрит Гавриил (Бунге)
Если архимандрит станет архиереем, он тоже может принять схиму, но такие случаи редки. Схима предполагает монашеский образ жизни и уход на покой. И всё же в Русской православной Церкви есть примеры подобного.
Чин архимандрита появился в исторических документах в V веке или чуть раньше
Впервые чин архимандрита упомянут в Антиохийском Патриархате. Уже в V веке почти весь греческий Восток имеет в своём составе архимандритов.
В актах Третьего Вселенского Собора (431 год) мы можем найти прошение от имени архимандрита и прочих монахов.
Архимандриты постоянно фигурируют и во многих исторических документах:
«Божья, кафолическая и апостольская Церковь, неразрушимая и бессмертная мать наших держав и чтобы благочестивые народы, пребывая в мире и единомыслии касательно Бога с боголюбезнейшими епископами, благочестивейшими клириками, архимандритами и монахами, приносили благоприятные моления о нашем царствовании».
«Поелику же эта безукоризненная вера так хранит и нас и дела римские; то богочестивешие архимандриты, пустынники и другие почтенные люди приносили нам просьбы и со слезами умоляли об устроении единения святых церквей, и о том, чтобы одни члены Церкви пришли в связь с другими; так как ненавистник добра давно уже усиливается расторгнуть их, зная, что, если станет бороться с целым телом Церкви, то будет побежден».
Титул «архимандрит» использовался почти как синоним игумена
Мы можем с уверенностью сказать, что означало быть архимандритом на рубеже V и VI веков. Таким титулом наделяли тех игуменов, которые должны были надзирать за всеми монастырями епархии.
Затем эту должность вытеснили великие сакелларии.
После этого архимандритами стали называть игуменов, которые руководили самыми крупным и стратегически важными монастырями в епархиях.
Но в то же время можно заметить, что на Константинопольском Соборе 535 года практически не делают различия между архимандритами и игуменами. Это практически синонимы с единственной разницей:
Появление первых монастырей
После вознесения Иисуса Христа на небеса его последователи разбрелись по всему свету с единой миссией – нести слово Божье. Шли года, власть менялась быстрее ветра в поле, а с нею и отношение к христианам. То их гнали отовсюду, то принимали, как дорогих гостей. И все же, в конечном счете, большая часть Европы признала новое учение, что позволило христианам без опасения проповедовать.
Однако многих верующих смущал тот разврат и безбожие, что царили в городах. Поэтому они решили уйти из них и жить вдали от мирской суеты. Так в начале IV века в Европе появились первые христианские монастыри.
Естественно, подобная структура требовала того, чтобы кто-то ею управлял. А потому неудивительно и то, что появилась такая должность, как настоятель монастыря. Изначально у католиков этот сан носил иное наименование (аббат), а посвящал в него Папа римский или епископ. Впервые это случилось примерно в VI веке.
Преподобная Евпраксия — первая женщина-архимандритисса
Особо интересный эпизод истории архимандритов — наличие среди них женщин. Сегодня в Русской православной Церкви это сложно представить, но это происходило в лоне именно нашей церковной традиции.
Женщин называли игуменьями, как и сейчас, но были также и архимандритиссы.
Она родилась в 383 году в Константинополе, в семье Антигона — вельможи и родственника царя Феодосия Великого и женщины по имени Евпраксия (таким же, как потом у дочери).
Семья отличалась благочестием, щедро раздавала милостыню, но вот однажды случилась беда — умер отец семейства. Безутешная мать приняла решение отправиться в Египет, где заинтересовалась жизнью женской общины возле Фиваиды.
Однако игумения Феодула наотрез отказалась принимать финансовую помощь. Лишь несколько вещей она позволила передать монастырю:
Это было желание самой семилетней Евпраксии. Девочка с усердием отдалась служению, а мать вскоре умерла.
Когда Евпраксия осталась сиротой, царь Феодосий послал ей письмо, в котором напомнил, что та с пяти лет обручена с сыном одного сенатора.
Но будущая преподобная заявила, что выполнять это обязательство не намерена, так как у неё появился более важный долг — перед Христом.
Преподобная Евпраксия — первая известная архимандритисса
Затем Евпраксия щедро распорядилась семейными имениями — передала их нуждающимся и Церкви.
Евпраксия вела очень трудную жизнь:
Но сложности не пугали Евпраксию, и вскоре она обрела чудесные способности:
Умерла она рано, в тридцать лет, в 413 году.
Так как тёска-мать тоже причислена к лику святых, то к имени Евпраксии обычно добавляют «младшая» или «дева».
В РПЦ архимандриты с XII века служили наместниками монастырей
В Русской православной Церкви титул «архимандрит» известен с XII века. О том, что именно представляли собой в ту эпоху русские архимандриты, остаётся только догадываться. Письменных свидетельств почти нет.
Но нет оснований сомневаться, что люди с этими титулами занимались примерно тем же самым, чем и их «коллеги» с Запада: управляли крупными монастырями. Но игумены сосуществовали с архимандритами недолго.
Как уже говорилось выше, в 1764 году архимандритами стали называть настоятелей монастырей первого и второго класса. При этом не существовало разрыва между должностью и саном. Чтобы руководить монастырём, нужно было стать архимандритом, а те, кто имел такой сан, но не управлял обителями, насчитывались по пальцам.
Чем же занимались эти титулярные архимандриты? Они не пропадали без дела и служили помощниками в тех монастырях, где руководили священноархимандриты (архиереи).
Настоятель монастыря в Киевской Руси
Для Киевской Руси 988 год стал великим – именно тогда князь Владимир крестил свой народ. Спустя несколько лет появились первые монастыри, послужившие приютом для всех, кто хотел посвятить всего себя Богу.
Чем же отличался настоятель монастыря в Киевской Руси от своего коллеги из католической церкви? Прежде всего заметим: православный устрой, позаимствованный из Византии, не предусматривал наличия системы орденов и святых воинов. Русские монахи были простыми верующими, ведущими аскетический образ жизни.
Поэтому главной задачей настоятеля такого монастыря было поддержание морального и материального состояния обители. То есть в духовном плане он следил за тем, как монахи выполняют свои обязанности (соблюдают ли они пост или таинство молитвы) и так далее. Что касается материальной стороны вопроса, то настоятель монастыря должен был вести учет расходов, следить за состоянием зданий, запасаться припасами, а при необходимости договариваться о помощи с синодом или местным князем.
Сегодня архимандрит — этот титул, равный митрофорному протоиерею
Но, в конце концов, архимандритов разделили с наместниками. Произошло это из-за бедствий, которые обрушила на Церковь советская власть.
Монастыри в Советском Союзе повсеместно закрывали, так что архимандриты оставались, а нести службу им было негде.
Посох — атрибут архимандрита, управляющего монастырём
Сегодня архимандрит — это в первую очередь сан или титул. Возвести в него может только патриарх. Раньше эти полномочия принадлежали Святейшему Синоду.
По старшинству архимандрит равен митрофорному протоиерею. Если архимандрит служит наместником или настоятелем монастыря, то его награждают посохом.
Католические монастыри
С годами роль монастырей в католическом мире сильно переменилась. Из обычной обители монахов они превратились в важные административные единицы. Бывало и так, что настоятель монастыря мог управлять всеми землями, что входили в его удел. Подобная власть была предметом зависти для многих представителей местной знати, а посему они всеми силами пытались усадить туда своего человека.
Дошло даже до того, что королевские семьи сами назначали аббатов. В частности, подобная практика имела место быть во время правления династии Каролингов с VII по X век. Однако с годами католическая церковь вернула себе власть, что позволило вновь назначать настоятелей монастырей по своему усмотрению.