упражнение как единица обучения иностранным языкам

Упражнение как единица обучения иностранным языкам

Название работы: Упражнение, как элементарная единица обучения

Предметная область: Иностранные языки, филология и лингвистика

Описание: Письменные упражнения не рекомендуется делать в классе. Связанно это с полной невозможностью устного общения вне уроков и следовательно тратить время на письменные упражнения не рекомендуется. Отдельно на аудирование проводить упражнения не целесообразно. 5 по коммуникативной направленности: языковые упражнения на отработку языковых навыков: фонетические лексические грамматические.

Дата добавления: 2013-08-09

Размер файла: 33.5 KB

Работу скачали: 23 чел.

Упражнение, как элементарная единица обучения.

Упражнение – это основная единица учебного процесса, в ходе которой происходит отработка навыков и умений. Выделяются различные классификации упражнений:

Типы условно-речевых упражнений:

4. упражнения на расширение. Суть в том, что предложенная фраза расширяется за счет каких-либо слов. Например, «снежный ком» или описать какой-то предмет. Эти упр-я только на лексику.

5. комбинативные упр-я. Суть их в том, чтобы в собственном рассказе или диалоге скомбинировать все изученные ранее структуры. В них всегда есть какая-либо опора: грамматические структуры, ключевые слова, картинки, дословный текст. Эти упражнения даются ближе к концу прохождения материала.

1. направлены на формирование умений

2. они полностью самостоятельны

3. не предполагают образца. На начальном этапе их практически нет, это связано с нехваткой лексики, маленьким даже на русском языке сложно говорить связанно. Маленьким очень сложно быть самостоятельными.

Речевые упражнения очень похожи на комбинативные, но у них есть 2 отличия:

1. комбинативные упр-я практически всегда однотипные

2.в них всегда есть опора

Речевые не ограничивают тему.

Монолог:
1. связанность
2. логичность. следовательно четкая структура, план, вводные слова, союзы.
3. эмоциональная выразительность
4. самостоятельность при обучении достигается путем постепенного снятия опор. На
1ом этапе применяются языковые и содержательные опоры: слова, ключевые фразы и т. д.
потом на 2ом этапе можно оставить языковые опоры. На Зем этапе оставляются самые
незначительные опоры (картинки, начало фраз). На 4ом этапе можно все убрать.
5. законченность высказывания, которая достигается заключением.

Источник

Упражнения как единица обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Упражнения как единица обучения. Роль упражнений в формировании навыков и умений. Классификация упражнения.

Липская Екатерина Андреевна

Упражнения предназначены для закрепления, активизации учебного материала и организации контроля за качеством его усвоения. Такие упражнения подразделяются на языковые-речевые и условно-речевые.

Языковые упражнения направлены на усвоение учащимися значения языковой формы. Результатом их выполнения является формирование навыков (фонетических, лексических, грамматических) Чаще всего в учебнике используются следующие виды таких упражнений:

Имитативные (повторяет вслед за диктором) – механическое повторение – наименее эффективны.

Упражнения в сознательном выборе. Цель – автоматизация введенного материала в условиях учебной ситуации.

Подстановочные- предлагают сделать замену слова или группы слов по образцу.

Трансформационные (заменить утверждение на отрицание, преобразуйте активный оборот в пассивный, замените прямую речь косвенной)

Упражнения на дополнения предложений:

На расширение предложений.

На соединение предложений.

На аналогию. Высказывание в форме утвердительного предложения и вопрос, который служит стимулом для ответа. Вопрос содержит подсказку с указанием на слово, кот нужно использовать в ответе.

Упражнение со стандартными фразами.

Упражнения с ключом (учащимся дается слово (ключ) кот нужно использовать при построении фразы.

Ответ на вопросы в соответствии с инструкцией

Ответы на встречный вопрос. Вслед за утверждением следует вопрос, на который надо дать ответ.

Речевые упражнения направлены на развитие и совершенствование речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. При их выполнении внимание сосредоточено не на форме, но прежде всего на содержании высказывания. Такие упражнения всегда ситуативны и контекстны. Считается, что соотношение между языковыми и речевыми упражнениями при коммуникативном подходе должно быть в пределах 1:4. Развернутая классификация речевых упражнений была предложена В.Л. Скалкиным: вопросно-ответные, репликовые, условная беседа

Вопросно-ответные – вопросы, на кот предстоит ответить учащимся касаются содержания прочитанного текста либо ситуации общения, кот обсуждаются на занятии.

Ролевая игра: социально-бытовые, профессионально-педагогические (деловые)

Репродуктивные. Учащиеся воспроизводят прочитанное, прослушанное, просмотренное.

Пересказ. – не средство контроля понимания текста

Описательные (дескриптивные) упражнения Передают содержание зрительного ряда

Некоторые методисты выделяют также группу условно-речевых упражнений, занимающих промежуточное место между упражнениями языковыми и речевыми (Пассов, 1989). Подобно речевым, такие упражнения предназначаются для развития речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. Однако их выполнение предусматривает использование учебных ситуаций и решение менее сложных мыслительных задач, которые имеют место при выполнении речевых упражнений.

Источник

Тема 6. Упражнение как элементарная единица обучения иностранным языкам

При чтении настоящего материала обратите внимание на следующие проблемы:

Роль упражнений в формировании навыков и умений.

Упражнение как психологическое, дидактическое и методическое понятие

«Упражнение», как подлинный термин, достигло высокой степени обобщения и оказалось в центре обширного терминологического поля, породив значительное число видовых терминов, отношения между которыми носят характер, как иерархической зависимости, так и бинарного противопоставления.

В отечественной методической системе упражнение рассматривается как а) структурная единица методической организации учебного материала и как б) единица обучения иноязычной речевой деятельности. Упражнения реализуют разнообразные приемы обучения, создают условия для речевой практики (Колесникова И.Л., Долгина О.А.).

При рассмотрении термина «упражнение» следует учитывать, что в психологии под ним понимается многократное выполнение действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание, сознательный контроль и корректировку; в дидактике – тренировка, т.е. регулярно повторяющееся действие, направленное на овладение каким-либо способом деятельности; в методике – специально организованная и целенаправленная деятельность (Е.И.Пассов), учебные действия, направленные на формирование и совершенствование речевых умений и навыков и составляющие главную часть учебной работы на уроке (М.С.Ильин), процесс решения условно-коммуникативных или коммуникативных задач (И.Л.Бим), «специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдельной операции, ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера» (Шатилов С.Ф.). «…Главное содержание обучения ИЯ составляют учебные упражнения», – считает Э.П.Шубин. Однако не всякое «делание» чего-то есть упражнение. Анализ психологического и методического толкования термина «упражнение» позволяет выявить структуру упражнения:

а) наличие цели (усвоить, овладеть) – упражнение, конечно, может попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно не направлено, но все же важно определить главную цель каждого упражнения;

б) наличие содержания, т.е. того, что усваивается;

в) наличие реальных учебных действий как опредмеченного процесса решения учебно-коммуникативной задачи, реализации методов и приемов учебной работы;

г) учет условий (осознание учеником цели учебных действий, отражение в сознании содержания учебных действий и наличной ситуации, в которых эти действия совершаются);

д) осуществление контроля и самоконтроля (сличение выполняемого учебного действия с образцом, эталоном, а также внесение коррекций, поправок) (В.М. Филатов, Т.А. Уланова).

Упражнения являются подлинными средствами обучения. Только выполнение упражнений приводит к цели, а их отсутствие есть отсутствие всякого целенаправленного обучения. Ведь чаще всего цель на уроке не достигается именно из-за того, что нет плохих или хороших упражнений, а есть учителя, которые либо хорошо, либо неправильно их используют. Одно и то же упражнение в разных условиях, на разных этапах и стадиях, по-разному организованное, может быть в разной степени адекватно развитию того или иного качества навыка или умения. Не вызывает сомнения, что успех в обучении зависит от адекватности средств. Чтобы определить степень адекватности упражнения, нужно знать его методическую характеристику, т.е. на что и при каких условиях способно данное упражнение.

Е.И. Пассов выделяет три основных компонента, определяющих адекватность использования того или иного упражнения: во-первых, это конкретная цель, которую нужно достичь посредством упражнения; во-вторых, это качественные параметры упражнения, создающие его потенциал; в-третьих, это конкретные условия использования упражнения.

Первый компонент – цель – весьма многогранен. Это может быть:

а) навык (лексический, грамматический, произносительный);

б) умение (говорить, читать, аудировать, писать);

в) качество навыка (устойчивость, гибкость, и др.);

г) качество умения (самостоятельность, диалогичность и др.);

д) механизм речевого высказывания (антиципация, комбинирование и др.);

е) качество речи как процесса или продукта (скорость, выразительность, логичность);

ж) действие по формированию навыка (имитативное, трансформационное и т.д.).

Второй компонент – параметры упражнения – определяется прежде всего составом и характером действия, которое совершает обучаемый при выполнении упражнения (действие конструирующего плана, комбинирование речевых средств или их трансформация и т.д.).

Третий компонент – условие – может быть двух видов: условия внешние и внутренние. Внешние условия определяются фактором организации упражнения:

– установка перед упражнением, её характер;

– вербальное подкрепление в разных видах;

– иллюстративное подкрепление в разных видах;

– время на подготовку;

Внешними условиями можно считать:

– уровень его умений и навыков;

– отношение ученика к иностранному языку;

– речевой статус личности в классе.

Методическая значимость внутренних условий для уровня адекватности упражнения очень важна. Внешние условия всегда выступают в единстве с внутренними, т.к. всякое упражнение при его выполнении как-то организовано. Все указанные условия по-разному влияют на параметры упражнения. Тот или иной фактор может делать упражнение более или менее адекватным намеченной цели.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Тема 6. Упражнение как элементарная единица обучения иностранным языкам

При чтении настоящего материала обратите внимание на следующие проблемы:

Роль упражнений в формировании навыков и умений.

Упражнение как психологическое, дидактическое и методическое понятие

«Упражнение», как подлинный термин, достигло высокой степени обобщения и оказалось в центре обширного терминологического поля, породив значительное число видовых терминов, отношения между которыми носят характер, как иерархической зависимости, так и бинарного противопоставления.

В отечественной методической системе упражнение рассматривается как а) структурная единица методической организации учебного материала и как б) единица обучения иноязычной речевой деятельности. Упражнения реализуют разнообразные приемы обучения, создают условия для речевой практики (Колесникова И.Л., Долгина О.А.).

При рассмотрении термина «упражнение» следует учитывать, что в психологии под ним понимается многократное выполнение действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание, сознательный контроль и корректировку; в дидактике – тренировка, т.е. регулярно повторяющееся действие, направленное на овладение каким-либо способом деятельности; в методике – специально организованная и целенаправленная деятельность (Е.И.Пассов), учебные действия, направленные на формирование и совершенствование речевых умений и навыков и составляющие главную часть учебной работы на уроке (М.С.Ильин), процесс решения условно-коммуникативных или коммуникативных задач (И.Л.Бим), «специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдельной операции, ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера» (Шатилов С.Ф.). «…Главное содержание обучения ИЯ составляют учебные упражнения», – считает Э.П.Шубин. Однако не всякое «делание» чего-то есть упражнение. Анализ психологического и методического толкования термина «упражнение» позволяет выявить структуру упражнения:

а) наличие цели (усвоить, овладеть) – упражнение, конечно, может попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно не направлено, но все же важно определить главную цель каждого упражнения;

б) наличие содержания, т.е. того, что усваивается;

в) наличие реальных учебных действий как опредмеченного процесса решения учебно-коммуникативной задачи, реализации методов и приемов учебной работы;

г) учет условий (осознание учеником цели учебных действий, отражение в сознании содержания учебных действий и наличной ситуации, в которых эти действия совершаются);

д) осуществление контроля и самоконтроля (сличение выполняемого учебного действия с образцом, эталоном, а также внесение коррекций, поправок) (В.М. Филатов, Т.А. Уланова).

Упражнения являются подлинными средствами обучения. Только выполнение упражнений приводит к цели, а их отсутствие есть отсутствие всякого целенаправленного обучения. Ведь чаще всего цель на уроке не достигается именно из-за того, что нет плохих или хороших упражнений, а есть учителя, которые либо хорошо, либо неправильно их используют. Одно и то же упражнение в разных условиях, на разных этапах и стадиях, по-разному организованное, может быть в разной степени адекватно развитию того или иного качества навыка или умения. Не вызывает сомнения, что успех в обучении зависит от адекватности средств. Чтобы определить степень адекватности упражнения, нужно знать его методическую характеристику, т.е. на что и при каких условиях способно данное упражнение.

Е.И. Пассов выделяет три основных компонента, определяющих адекватность использования того или иного упражнения: во-первых, это конкретная цель, которую нужно достичь посредством упражнения; во-вторых, это качественные параметры упражнения, создающие его потенциал; в-третьих, это конкретные условия использования упражнения.

Первый компонент – цель – весьма многогранен. Это может быть:

а) навык (лексический, грамматический, произносительный);

б) умение (говорить, читать, аудировать, писать);

в) качество навыка (устойчивость, гибкость, и др.);

г) качество умения (самостоятельность, диалогичность и др.);

д) механизм речевого высказывания (антиципация, комбинирование и др.);

е) качество речи как процесса или продукта (скорость, выразительность, логичность);

ж) действие по формированию навыка (имитативное, трансформационное и т.д.).

Второй компонент – параметры упражнения – определяется прежде всего составом и характером действия, которое совершает обучаемый при выполнении упражнения (действие конструирующего плана, комбинирование речевых средств или их трансформация и т.д.).

Третий компонент – условие – может быть двух видов: условия внешние и внутренние. Внешние условия определяются фактором организации упражнения:

– установка перед упражнением, её характер;

– вербальное подкрепление в разных видах;

– иллюстративное подкрепление в разных видах;

– время на подготовку;

Внешними условиями можно считать:

– уровень его умений и навыков;

– отношение ученика к иностранному языку;

– речевой статус личности в классе.

Методическая значимость внутренних условий для уровня адекватности упражнения очень важна. Внешние условия всегда выступают в единстве с внутренними, т.к. всякое упражнение при его выполнении как-то организовано. Все указанные условия по-разному влияют на параметры упражнения. Тот или иной фактор может делать упражнение более или менее адекватным намеченной цели.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Упражнение как элементарная единица

Обучения иностранному языку

Проблемы для обсуждения:

· Роль упражнений в формировании навыков и умений.

«Упражнение», как подлинный термин, достигло высокой степени обобщения и оказалось в центре обширного терминологического поля, породив значительное число видовых терминов, отношения между которыми носят характер, как иерархической зависимости, так и бинарного противопоставления.

В отечественной методической системе упражнение рассматривается как а) структурная единица методической организации учебного материала и как б) единица обучения иноязычной речевой деятельности. Упражнения реализуют разнообразные приемы обучения, создают условия для речевой практики (Колесникова И.Л., Долгина О.А.).

При рассмотрении термина «упражнение» следует учитывать, что в психологии под ним понимается многократное выполнение действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание, сознательный контроль и корректировку; в дидактике – тренировка, т.е. регулярно повторяющееся действие, направленное на овладение каким-либо способом деятельности; в методике – специально организованная и целенаправленная деятельность (Е.И.Пассов), учебные действия, направленные на формирование и совершенствование речевых умений и навыков и составляющие главную часть учебной работы на уроке (М.С.Ильин), процесс решения условно-коммуникативных или коммуникативных задач (И.Л.Бим), «специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдельной операции, ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера» (Шатилов С.Ф.). «…Главное содержание обучения ИЯ составляют учебные упражнения», – считает Э.П.Шубин. Однако не всякое «делание» чего-то есть упражнение. Анализ психологического и методического толкования термина «упражнение» позволяет выявить структуру упражнения:

а) наличие цели (усвоить, овладеть) – упражнение, конечно, может попут-

но работать и на те механизмы, на формирование которых оно непо-

средственно не направлено, но все же важно определить главную цель

б) наличие содержания, т.е. того, что усваивается;

в) наличие реальных учебных действий как опредмеченного процесса ре-

шения учебно-коммуникативной задачи, реализации методов и приемов

г) учет условий (осознание учеником цели учебных действий, отражение в

сознании содержания учебных действий и наличной ситуации, в кото-

рых эти действия совершаются);

д) осуществление контроля и самоконтроля (сличение выполняемого

учебного действия с образцом, эталоном, а также внесение коррекций,

поправок) (В.М. Филатов, Т.А. Уланова).

Упражнения являются подлинными средствами обучения. Только выполнение упражнений приводит к цели, а их отсутствие есть отсутствие всякого целенаправленного обучения. Ведь чаще всего цель на уроке не достигается именно из-за того, что нет плохих или хороших упражнений, а есть учителя, которые либо хорошо, либо неправильно их используют. Одно и то же упражнение в разных условиях, на разных этапах и стадиях, по- разному организованное, может быть в разной степени адекватно развитию того или иного качества навыка или умения. Не вызывает сомнения, что успех в обучении зависит от адекватности средств. Чтобы определить степень адекватности упражнения, нужно знать его методическую характеристику, т.е. на что и при каких условиях способно данное упражнение.

Е.И. Пассов выделяет три основных компонента, определяющие адекватность использования того или иного упражнения: во-первых, это конкретная цель, которую нужно достичь посредством упражнения; во-вторых, это качественные параметры упражнения, создающие его потенциал; в-третьих, это конкретные условия использования упражнения.

Первый компонент – цель – весьма многогранен. Это может быть:

а) навык (лексический, грамматический, произносительный);

б) умение (говорить, читать, аудировать, писать);

в) качество навыка (устойчивость, гибкость, и др.);

г) качество умения (самостоятельность, диалогичность и др.);

д) механизм речевого высказывания (антиципация, комбинирование

е) качество речи как процесса или продукта (скорость, выразитель-

ж) действие по формированию навыка (имитативное, трансформаци-

Второй компонент – параметры упражнения – определяется прежде всего составом и характером действия, которое совершает обучаемый при выполнении упражнения (действие конструирующего плана, комбинирование речевых средств или их трансформация и т.д.).

Третий компонент – условие – может быть двух видов: условия внешние и внутренние. Внешние условия определяются фактором организации упражнения:

— установка перед упражнением, её характер;

— вербальное подкрепление в разных видах;

— иллюстративное подкрепление в разных видах;

— время на подготовку;

Внешними условиямиможно считать:

— уровень его умений и навыков;

— отношение ученика к иностранному языку;

— речевой статус личности в классе.

Методическая значимость внутренних условий для уровня адекватности упражнения очень важна. Внешние условия всегда выступают в единстве с внутренними, т.к. всякое упражнение при его выполнении как-то организовано. Все указанные условия по-разному влияют на параметры упражнения. Тот или иной фактор может делать упражнение более или менее адекватным намеченной цели.

Большинство методистов выделяют упражнения для усвоения материала и для его использованияв речи. Терминология при этом чрезвычайно разнообразна: первые называют языковыми, подготовительными, тренировочными, вторые – речевыми, коммуникативными, творческими. В рамках коммуникативного подхода удачными представляются следующие термины, обозначающие три существующих в практике обучения типа упражнений (Шатилов С.Ф.): подлинно-коммуникативные (естественно-коммуникативные), условно-коммуникативные (учебно-коммуникативные) и некоммуникативные. Липецкая методическая школа Е.И. Пассова считает, что для каждого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или условно-речевые упражнения (УРУ), и те, в которых происходит развитие речевого умения, или речевые упражнения (РУ) (см. схему 1).

Схема соотношения речевых навыков и умений и используемых

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *