упражнения для пальцев рук для развития головного мозга и памяти взрослым

Тренировки для мозга: какие они бывают, и зачем они нужны. Советы специалиста

упражнения для пальцев рук для развития головного мозга и памяти взрослым

Человеческий мозг по-прежнему остается самой большой загадкой. Однако, благодаря стремительному развитию нейронаук, мы научились управлять его состоянием. Медитация и релаксация, развивающие и интеллектуальные упражнения, нейрофидбэк-тренинг — всё это методики, направленные на тренировку нашего мозга. Рассказываем, как это работает и зачем это нужно. В тонкостях данного вопроса нам помогла разобраться Ольга Чащина, врач-психотерапевт, к. м. н., специалист по нейротехнологиям X-Clinic.

упражнения для пальцев рук для развития головного мозга и памяти взрослым

Зарядка для мозга

Тренировки для мозга, подобно зарядке для тела, помогают нам оставаться молодыми и энергичными. При занятиях спортом формируется мышечная ткань, тело становится упругим и подтянутым, примерно тот же принцип соблюдается и при работе с головным мозгом: при регулярных упражнениях формируются новые нейронные связи, которые влияют на психологическую гибкость и способность адаптироваться к разным условиям. Причем, как и в ситуации с телом, систематичность — важное условие крепкого и устойчивого здоровья.

Тренировать сознание и головной мозг можно самыми различными способами, например, для улучшения концентрации внимания подойдут головоломки, видеоигры, различные тренажеры и скорочтение. Улучшить память и избавиться от стресса можно при помощи медитаций и практики осознанности. Есть и сочетающие в себе все это методики, основанные на новейших исследованиях в области нейрофизиологии, например, нейрофидбэк-тренинг.

Медитация

Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться. Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.

Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания. А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.

Онлайн-тренажеры и игры

На смену кроссвордам и печатным судоку пришли онлайн-сервисы для развития и тренировки мозга. Можно выбрать любой: начиная от онлайн-головоломок до развивающих игр, которые анализируют ваше игровое поведение и адаптируются под ваши решения. Самые популярные — «Викиум», Uplift и «Битрейника». Для чего это нужно? Во-первых, выполнение упражнений может быть просто интересным. Во-вторых, это позволяет отвлечься от будничных стрессовых ситуаций с пользой для здоровья. С прагматической точки зрения такие упражнения способствуют улучшению когнитивных способностей, что со временем поможет вам быстрее решать жизненные и рабочие задачи, запоминать имена коллег и знакомых, а также не забывать про важные семейные даты.

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

упражнения для пальцев рук для развития головного мозга и памяти взрослым

Подписаться на новости

В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, отправляя любую форму на этом сайте, вы подтверждаете свое
согласие на обработку персональных данных.

Источник

Пальчиковая гимнастика для взрослых: развитие памяти, замедление старения мозга

упражнения для пальцев рук для развития головного мозга и памяти взрослым

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нам предстоит узнать, что такое пальчиковая гимнастика для мозга, научиться делать упражнения, чтобы убежать от склероза, восстановить память, улучшить работу мозга. И главное – замедлить старение мозговых клеток.

Ухудшилась память. Что делать?

упражнения для пальцев рук для развития головного мозга и памяти взрослым

Чтобы восстановить, а кому-то просто улучшить память поможет гимнастика для пальцев. Есть специальные упражнения, которые помогу мозгу оставаться в молодом состоянии много лет.

Как руки связаны с мозгом: левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Таким образом, делая упражнения пальчиками, вы равномерно распределяете энергию (уставшее полушарие «отправляется» на отдых, а другое —начнет работать).

Читайте также
3 способа заставить мозг работать
Ох, как часто приходится искать решения, как заставить мозг работать. Озадачивание мозга непривычными для него…

Занимаясь, вы не просто будете шевелить пальчиками, а осознанно начнете контролировать свои действия, тем самым повышая концентрацию внимания.

Дважды в день делайте простые упражнения. Вы очень скоро заметите, что произошло улучшение мышления, координации внимания.

Уникальный комплекс «Пальцовки»

Прежде, чем приступать к упражнениям, проведите подготовку: руки хорошо растереть, потом проделать движения, словно моете очень грязные руки. Время выполнения — до 5 минут. Это движение время от времени можно повторять, когда долго сидите за компьютером или готовитесь к экзаменам. Мозг начнет работать намного активнее.

Простой комплекс упражнений для взрослых доступен для понимания и выполнения даже тем людям, у кого плохо слушаются пальцы рук. Гимнастика улучшит память, а заодно разовьет их подвижность.

Движения, под названием «Пальцовки», необходимо выполнять двумя руками. Научитесь выполнять главное упражнение.

Польза упражнения «Пальцовки»:

Кроме улучшения памяти, движения несут оздоровление для всего организма. По сути, это вариант восточного точечного массажа. Примерно через три месяца будет происходить замедление старения мозга и всего организма. Поэтому стоит приступить к занятиям уже сегодня.

В чем суть «пальцовки»: подушечками большого пальца вы поочередно нажимаете на все пальцы, начиная с мизинца и до указательного, потом в обратном направлении. Тем самым вы заставляете оба полушария мозга работать согласованно.

упражнения для пальцев рук для развития головного мозга и памяти взрослым

Есть много других упражнений этого комплекса.

После «пальцовки» выполните еще одно упражнение. В центр правой ладони поставьте не точеный карандаш или палочку. Держите равновесие 1 минуту. Другой карандаш поставьте в центр ладони левой руки. Теперь два карандаша должны держать равновесие. Очень полезное упражнение на развитие координации и внимания.

Выполняя гимнастику, вы придете к тому, что будете быстро запоминать номера телефонов, тексты документов или книг. Легко начнете запоминать стихи, быстрее выучите иностранный язык.

Комплекс упражнений для улучшения памяти и работы мозга

Прежде, чем приступить к самим упражнениям, посмотрите видеоролик от эксперта. Автор проекта — Станислав Матвеев, знает о методах развития памяти как никто другой. Он — эксперт по развитию памяти на каналах РЕН-ТВ, ТВЦ, Пятый канал, Россия, рекордсмен России по запоминанию 2011 года, автор бестселлера «Феноменальная память».

Каждое упражнение имеет свое название, что поможет лучше его запомнить. От выполнения этих движений произойдет замедление старения мозговых клеток. Комплекс лучше всего делать утром, чтобы разбудить мозг.

Читайте также
10 утренних упражнений для отличного самочувствия
Продолжим знакомиться с комплексами, которые помогают приобрести человеку здоровье, увеличить…

Сначала крепко приложите ладошки друг к другу, энергично потрите. Затем потрите уши, потяните их вверх. Вот организм уже проснулся, можно приступать к выполнению комплекса.

Меняя и пряча пальцы, можно придумать много упражнений.

Полезные упражнения для людей старшего возраста

упражнения для пальцев рук для развития головного мозга и памяти взрослым

Не все люди пожилого возраста могут понять, как выполнять предложенные движения. Чтобы избежать старения мозга, делайте самое простое движение:

Чтобы развитие памяти не останавливалось, сделайте упражнение «Весла». Правую ладонь положить на тыльную часть левой ладони, образуя «лодочку». Большие пальцы выставлены по бокам. Они будут выполнять роль весел. Вращать «веслами» назад и вперед.

И еще один видеоролик с канала Advance club — лучшие техники обучения. Чем хорош? А тем, что вы уже за время просмотра видео раскачаете свой мозг и поверите в свои возможности.

Напоследок: пальчиковая гимнастика для мозга полезна и доступна, попробуйте выполнить ее, не теряя ни минуты, чтобы всегда иметь свежую память и ясный ум.

Источник

Мелкая моторика рук

Краевое государственное бюджетное учреждение «Советско-Гаванской комплексный центр социального обслуживания населения»

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук для граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов в период прохождения социальной реабилитации

(методическое пособие)

Разработал: специалист по социальной работе

отделения социального сопровождения

г. Советская Гавань

Развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи. Доказано, что простые движения рук способствуют снятию умственной усталости.

С физической точки зрения, такого рода гимнастика задействует сразу несколько систем – нервную (о с количестве нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев не упоминает только ленивый!), мышечную и костную, а еще зрительную. Слаженная работа всех этих систем как раз является тем, что называется мелкой моторикой рук.

Под мелкой моторикой рук подразумевается комплекс скоординированных движений кистей, а также пальцев рук и ног человека. Все это важно и крайне необходимо не только для детей, у которых навыки речи только зарождаются, но и для тяжелобольных, перенесших серьезное заболевание или травму людей, у которых эти навыки были утрачены. У пожилых людей функции мышления, памяти, речи напрямую зависят от мельчайших движений рук. Широкое распространение упражнения для пальцев рук получили при проведении реабилитационных мероприятий больных при таких заболеваний, как инсульт, рассеянный склероз и клещевой энцефалит, после различных травм, а также при профилактики нарушения умственной деятельности при некоторых видах болезней.

Существуют различные типы нарушений мелкой моторики рук. К ним относятся:

— нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы).

— нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии).

— нарушения в приеме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т.д.)

Развитие мелкой моторики рук осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления.

Польза для мозга

Чем полезны всевозможные упражнения от вышивания бисером для регулярных занятий ассиметричной (или пальцевой) гимнастики?

В – третьих, мелкая моторика способствует развитию речи у детей, а также у взрослых, которые в силу различных обстоятельств ее утратили. Нервные окончания на кистях рук передают импульсы в головной мозг, стимулируя различные его отделы, в том числе, речевой центр.

Способы развития мелкой моторики у тяжелобольного человека

В обычной жизни здоровый человек редко озадачивается выполнением

комплекса специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Чаще всего о пользе мелкой моторики для взрослых говорят в тех случаях, когда была получена какая-либо травма головного мозга, спровоцировавшая нарушения двигательной, либо речевой активности, чтобы ускорить процесс восстановления данных функций. Подобные упражнения ему преподносит сама жизнь: это каждодневное застегивание пуговиц, ремней и часов на запястье, завязывание шнурков, плетение кос и другие манипуляции.

Однако то, что кажется привычным и вовсе не обременительным здоровому человеку, может оказаться непосильным для лежачего больного, а поэтому для начала возьмем на вооружение…

Занятия должны проходить в спокойном, привычном для клиента месте.

Для упражнений понадобятся самые разные предметы:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т.п.);

— рисование – окажут неоценимую услугу вашему мозгу. Писать картины, раскрашивать мандалы или просто рисование (каляки-маляки в стиле трех-летки) в свободное время;

— занятие каллиграфией или регулярное письмо от руки любого текста;

— массаж по системе Су-Джок. Разминка кистей рук, пальцев ладошек.

— рукоделие (вышивание, вязание и др.) – развитие навыков концентрации внимания и терпения;

— моделирование, конструирование. Увлечение созданием самолетов, пароходов, шедевров архитекторы – способ «прокачать» моторику, пространственное мышление и воображение. («Лего»);

— развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.);

Упражнения без предметов

Практически ни одно занятие не обходиться без традиционной пальцевой гимнастики. Нехитрые сгибания пальцев способствуют развитию памяти, внимания, концентрации и стимулируют воображение. Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики. Цель проведения самомассажа – улучшения координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

— Разогреваем ладони, интенсивно потирая их одну о другую, до ощущения тепла;

— Сжать ладони в кулак, затем растопырить в разные стороны;

— Поворачивать ладони вверх-вниз;

— Кладем ладони на ровную поверхность (или просто на живот) и поочередно, один за другим, поднимаем вверх пальцы, не отрывая при этом сами ладони;

— «Щелбаны». Выполнять всеми пальцами поочередно;

— Поочередно соединяем мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы рук с большим пальцем, образуя кольцо;

— Пощипываем пальцами одной руки кисть и пальцы другой руки. Меняем руки «ролями»;

— «Вертушка» ручкой между пальцами;

— раздвигать и сдвигать пальцы рук, лежащие на столе;

— положить руки на стол, кисть приподнять, специалист отстукивает пальцем определенный ритм. Клиент должен повторить этот ритм поочередно каждым пальцем. Кисть должна быть неподвижна;

После каждого упражнения следует потрясти расслабленными кистями рук и сделать массаж.

Упражнение с бумагой

— мять – развитие силы рук (после получиться «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния);

— рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

— делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарывать на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт, например, кошка, барашек, тучка).

— вырезание ножницами различных рисунков, фото из журналов.

Для развития мелкой моторики можно использовать различные упражнения с бумагой: складывать и разворачивать, скатывать и рвать, вырезать и склеивать, выполнять задания по оригами.

— складывание бумаги ширмочкой (или гармошкой). Бумагу лучше использовать разной толщины. Начать лучше с тонкой цветной бумаги. Можно устроить соревнование, кто быстрее сложит. Или у кого будет длиннее ширмочка. Потом задание можно усложнить, взяв альбомный лист или картонный.

— накручивание на карандаш ленточку бумаги. Бумагу сначала резать тонкими разноцветными полосками, потом накручивать на карандаш (как круглый, так и ребристый), а потом склеивать по длине,

— разрывание и сминание мелких кусочков бумаги и сложение из них картинки. Это игра противоположная остальным. Бумагу надо не порезать, а как попало порвать или помять кусочки.

Игры с использованием нестандартного оборудования,

вспомогательных материалов

Дать больному шишку или горсть орехов, чтобы он мог сжимать их в руке, а также перекладывать их из одной руки в другую;

— Насыпать в одну емкость горох и фасоль разных сортов, после чего произвести их сортировку;

— Дать больному ленту или кусок бечевки, а также крупные бусины, что он мог поочередно нанизывать и снимать;

— Взять шарик или небольшой мячик между ладонями, а также по ровной поверхности (крышке стола или обычной разделочной доске);

— Можно немного поиграть: подобрать несколько разных по материалу и фактуре предметов, а затем попросить больного пощупать с закрытыми глазами распознать каждый предмет. В качестве предметов для этой игры можно использовать мягкие или керамические игрушки (в том числе фигурки животных), статуэтки, столовые приборы и многое другое.

— Можно мелкие предметы разной фактуры, запустить руку внутрь. Не глядя, на ощупь определить, что находиться.

Кистевые эспандеры, виде резинового кольца, способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Сжимают на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук:

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильней

А головушка – умней!

Бельевые прищепки

Включение бельевых прищепок разных цветов и размеров, конфигураций и упругости в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук, помогает тренировать пальцы рук.

Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Наблюдая за игрой, можно определить какой рукой предпочтительнее работает – правой или левой. Приветствовать работу обеими руками.

Материал для упражнений: разноцветные бельевые прищепки основных цветов (цвета насыщенные: красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые, деревянные; плоская фигура из толстого картона или ковролина (солнышко, ёжик и др.).

Варианты упражнений с прищепками для развития мелкой моторики:

— Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки.

— Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.

— Прикрепить прищепки к серому полукругу. Получится колючий ёжик.

— Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные – к красной)

— Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.

— Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок.

— Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно:

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Телефонный аппарат

— отключенный или вышедший из использования телефонный аппарат с диском или отдельный диск, укрепленный на доске, диск которого можно использовать для тренировки пальцев, путем вращения подвижного диска, собранными в «щепотку».

Игры на развитие внимания

«Найди меня». Нарисовать на листе в клетку в произвольном порядке контуры множества различных геометрических фигур. Найти все фигуры и закрасить своим цветом.

«Многорукий Шива». Например, лепить из пластилина шары и перекладывать по одной фасолине из мисочки в стакан.

Счетные палочки или спички

Рассыпать коробок счетных палочек или спичек на столе и собрать их по одной пальцами правой и левой руки в различных комбинациях; сначала простые фигуры – квадрат, треугольник, ромб, буквы «Л, П, Г» и т.д, А потом посложнее – звездочку, флажок, кораблик, елочку, домик, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. Развивается подвижность пальцев рук, потому как процесс творения очень тонкий, сложный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *