упражнения для тренировки каллиграфического почерка
8 способов улучшить почерк + пропись для тренировки
1. Используйте удобную ручку
Ручек великое множество и я рекомендую вам походить по магазинам и попробовать несколько вариантов, прежде чем выбрать свою. Не имеет значения, предпочитаете ли вы гелевые, перьевые или шариковые ручки – подойдёт любая, удобная лично вам.
2. Свободный хват
Многие склонны сильно сжимать ручку, что приводит к болям в руке после нескольких минут письма. Очень часто это происходит бессознательно, по этому, старайтесь проверять себя время от времени, правильно ли вы держите ручку.
3. Начните с упражнений
Сложно выводить хорошие, красивые буквы без разогрева. Выполнение нескольких простых упражнений поможет вам писать буквы четко и уверенно. Вы можете воспользоваться нашими упражнениями из набора прописей.
…а можете просто нарисовать несколько “пружинок” или похожих линий.
Все средства хороши!
4. Выберите удобное положение бумаги
Детьми, нас учили вертикально располагать бумагу на столе. Если для вас удобно такое положение, отлично! Если нет, не стесняйтесь экспериментировать с различными вариантами. Удобное расположение бумаги помогает улучшить почерк!
Для правшей нормальным расположением считается вертикальное, но не для меня. Мне всегда было легче писать (особенно рукописные тексты), располагая лист бумаги горизонтально. Я не шучу, можете убедиться в этом, посмотрев короткое видео.
Каждый сам для себя определяет наилучшее расположение бумаги. Попробуйте различные варианты и выберите наиболее удобный. Правшам лучше начать с вертикального расположения и поворачивать бумагу налево, пока не найдете свою позицию. Левши могут сделать так же, но поворачивая бумагу направо.
5. Упражнения с прописью
В процессе обучения чистописанию поможет пропись. Можете скачать ее в интернете. В ней вы найдёте упражнения, примеры написания заглавных и строчных букв, слова и предложения.
Примеры, указанные в прописи, не относятся к формальному стилю написания. Напротив, они основаны на использовании буквенных форм, которые я использую в обычном написании от руки. Эти буквы легче написать и они прекрасно соединяются вместе, что способствует быстрому написанию.
Если вы предпочитаете заниматься по книгам, можно найти учебники, которые вас заинтересуют.
6. Практикуйтесь в чистописании в любое время
Как и в любом другом деле, результат приходит с опытом. Чем чаще вы пишите правильно, тем лучше становится ваш почерк.
Вы можете практиковаться различными способами. Например, вместо электронной почты или текстового сообщения, можно написать письмо от руки. Заведите дневник! Не обязательно писать длинные заметки, достаточно коротких фраз, описывающих основные события дня.
7. Пишите на разлинованной бумаге или используйте шаблоны
Этот момент напомнил мне об еще одном совете: Не важно, какие листы вы используете, всегда подкладывайте еще один. Дополнительная подложка значительно улучшает качество письма.
8. Выработайте свой стиль
Написание рукописных текстов очень плавный, личный, видоизменяющийся процесс. Он не похож на каллиграфию, где вы каждый раз пишите более или менее одинаково. У вас могут быть аккуратные дни, когда чистописание дается легко, а бывают и не очень (примерно как на картинке ниже).
Не важно как ваш почерк выглядит, он удивительным образом отражает ваше я, вашу личность. Именно по этому людям нравится получать письма написанные от руки: они представляют часть вас самих. Итак, не ждите кардинальных перемен, просто сосредоточьтесь на аккуратном написании легко читаемых букв.
Надеюсь эта статья вдохновит вас отложить в сторону клавиатуру и написать что-нибудь от руки. Не забывайте, что вы можете скачать бесплатную пропись для тренировки. Упражнения в ней просты, но они обязательно помогут.
Картотека упражнений на развитие навыков каллиграфии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФилиалМАОУ Тоболовская СОШ – С(К)ОУ «Карасульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Картотека коррекционных упражнений
на развитие навыков каллиграфии
Выполнил: учитель – логопед
Коррекционные упражнения на развитие навыков каллиграфии.
Данная разработка содержит систему коррекционных упражнений на развитие навыков каллиграфии.
Обучение письму начинается с формирования у обучающихся каллиграфических навыков. В процессе работы по развитию каллиграфического навыка решаются задачи привития интереса к языку, к письменной речи как способу самовыражения, укрепления мелкой моторики руки. Система специальных коррекционных упражнений по формированию каллиграфических навыков подбирается с учётом принципа последовательности, систематичности и индивидуально – дифференцированного подхода.
Цель обучения каллиграфическим навыкам:
· формировать каллиграфические навыки через различные методы и приёмы на уроках.
Задачи обучения каллиграфическим навыкам:
· формировать самостоятельное соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при работе;
· формировать умения и навыки работы с различными типами букв и схожими по написанию, соединениями букв и т.п.
· развивать способность понимать разницу звукового и зрительного образа слова, его звукобуквенный состав;
· формировать способность рассматривать письменную речь как способ самовыражения;
· совершенствовать способности к зрительному восприятию различных форм;
· развивать потребность в овладении письменной речью;
· доводить до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.);
· уметь ориентироваться в пространстве листа, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма.
· формировать у обучающихся внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей;
· воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, терпение, волевые
При формировании каллиграфических навыков письма главным образом используются следующие методы:
· использование художественно-иллюстративных пособий;
· беседы с элементами диалога;
· ответы на вопросы педагога, детей;
· сообщения дополнительного материала;
· моделирование; дидактическая игра.
Для того чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:
1. Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.
2. В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.
3. Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.
4. Замедленное движение «под диктовку».
5. Повторение инструкции.
6. Самостоятельное выполнение действия.
1. Правильная посадка за столом.
Сидеть необходимо прямо, опираясь спиной на спинку стула, ноги прямо, стопы на полу (если не достают до пола, можно поставить их на специальную подставку).
2. Проследить, чтобы ребенок держал правильно ручку во время письма.
Вот так выглядит правильный захват ручки, карандаша или любого другого пишущего инструмента:
Признаки неправильного захватывания ребенком пишущего инструмента:
— удерживает карандаш в кулаке;
-сильно сдавливает карандаш в руке;
-держит большой палец на карандаше ниже указательного;
-пальцы расположены на карандаше слишком низко или слишком высоко;
-рисуя, вращает листок бумаги, а не карандаш.
-верхняя часть карандаша направлена не к шее, а к плечу.
Проверить правильность захвата, можно так:
Попросить ребенка поднять указательный палец. Карандаш должен остаться на месте.
3. Правильное положение тетради.
Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Для ребенка левши, правила те же, только в зеркальном отображении.
На тетрадь обязательно одевайте обложки (чтобы тетрадь не скользила по столу во время письма). Лучше всего подойдут классические полиэтиленовые.
4. Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.
1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;
2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;
3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев
4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до
металлической части стержня – один пальчик;
Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
5. Упражнения и игры для мелкой моторики рук.
Гимнастика для рук хорошо подготавливает ребёнка к письму, снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.
· «Домик – ежик – замок», «Домик – стул – стол», «Братцы», «Колечки», «Улитка», «Зернышко» и другие.
· Лепка из глины и пластилина.
· Рисование, раскрашивание картинок.
· Изготовление поделок из бумаги, природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
· Конструкции из спичек.
· Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
· Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
· Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.
· Пальчиковая гимнастика с предметами.
· Упражнения с мячом.
6. Упражнения для тренировки мышц спины, плечевого пояса и рук.
· Приложить листок к стене и рисовать в таком положении.
· С положенной на голову книгой, ходить по комнате.
· Ребенок ходит на руках, а взрослый держит ему ноги.
7. Списывание с готового образца
Упражнение основано на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.
8.Воображаемое письмо, или письмо в воздухе
Упражнение опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б.
Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.
9. Письмо под счёт или в такт счёту
10. Упражнения для развития пространственного восприятия.
Пример графического диктанта
.
Сначала раскраски обводилки, а затем переходим к штриховке.
Подойдет срисовывание, как под копирку, так и просто смотря на рисунок. Хорошо развивается внимательность, усидчивость, глазомер.
Начинаем с простых геометрических фигур, постепенно усложняя. Существуют специальные тренажеры для того чтобы ребенку научиться хорошо вырезать.
тренажер для вырезания
15. Рисование по клеточкам
Во время такого рисования рука подготавливается к письму, а также развивается внимание, аккуратность и пространственное восприятие.
16.Прописи обычные и каллиграфические
17. Графические упражнения для тренировки каллиграфичности письма.
Обращайте внимание, что бы написание букв ребенком соответствовали следующим правилам:
-У букв должен быть одинаковый наклон;
-Между ними должно быть одинаковое расстояние;
— И примерно (учитывается особенности написания букв) одинаковая высота.
Выполнять их лучше на альбомном листе. Начинаем с простого (обычные вертикальные линии), постепенно усложняя узоры и переходя к буквам. Если ребёнок «уходит» вниз или вверх можно поставить точки для ориентировки на листе.
18. «Ломаные дорожки»
Учитель: «Перед вами лежат карточки. Что изображено? (Мальчик, который идёт по пунктирным линиям). Какие это линии? (ломанные, крутые, с петлями, острыми и крутыми концами). Не легкий путь у мальчика, правда же? Но ему нужно дойти до финиша по такой опасной дорожке. Давайте поможем мальчику и укажем ему правильный путь. Для этого нам нужно будет постараться, точно следовать всем изгибам и поворотам линий, не выходить за линии, чтобы мальчик не сбился с пути. Возьмите в руки ручку и проведите ломанную дорожку, соединяя линию штриховки (учащиеся выполняют задание).
Учитель: «Как вы бы оценили свою работу? Удалось ли вам помочь мальчику правильно, аккуратно пройти по ломанной линии? Я очень рада за вас, вы сделали доброе дело, помогли мальчику».
1. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, М., 1973.
2. 1.А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» Просвещение 2004г.
3. 2.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М: Просвещение, 1988 г.
6. 6.Мирхайдарова Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики//Начальная школа. – 1996. – №2.
Каллиграфия для детей 6-11 лет: упражнения
Ваш ребенок пишет как курица лапой, учителя всячески проявляют недовольство, проверяя его школьные тетради, а родственники утверждают, что ваше чадо — будущий врач и плохой почерк тому подтверждение? Не стройте напрасных иллюзий. Небрежный почерк ни о чем таком не свидетельствует, напротив, это признак нарушения письма или один из видов дисграфии. Но, к счастью, письмо (почерк) можно тренировать. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет.
Каллиграфия для детей: почему это важно?
Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность.
Письменная работа сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто — один клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо — потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.
Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма.
Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.
Нарушение письма: виды дисграфии
Среди детей школьного возраста все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам — от 5 до 20% детей школьного возраста имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.
Дисграфия — это длительная неспособность овладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент буквы, а в другом случае — дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.
В соответствии с этим существует три вида дисграфии:
Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно сходные по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.
Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во время письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.
Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда ребенок не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на письме, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.
Иногда причиной дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.
При обнаружении дисграфии у ребенка важно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких важных задач.
Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:
Одновременно происходит написание закрытого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…
Вторая задача — предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых занятий моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ есть огород.
Третья задача — предотвращение возникновения акустической дисграфии.
При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим признакам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают склады и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренировки этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.
Четвертая задача — формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически правильной речи, например: гора — горы, нос — носик, идти — прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.
Коррекционная работа по предотвращению и преодолению дисграфии кропотливая, длительная и требует терпения, как со стороны учащихся, так и учителей, родителей. Главное — она должна продолжаться во время всего периода обучения в школе.
Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям
Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько.
Тренировка навыков письма
Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий ребенка дома. При этом родители и педагоги могут оценивать такую деятельность, учитывая усердие ребенка и успехи при написании определенных элементов или букв.
Не стоит сразу требовать от ребенка переписывать целые предложения и слова. Сначала достаточно обратить особое внимание на написание отдельных букв или их элементов. Для этого можно завести отдельную тетрадь с прописями.
Родителям стоит запастись терпением, поскольку обучение правильному письму — это длительный процесс, который нужно чередовать с занятиями мелкой моторики рук, чтобы укрепить мышцы, которые участвуют при письме. Перерывы на упражнения должны составлять не более 15 минут.
Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма:
Упражнения для каллиграфии
Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:
При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок часто встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать.
Чтобы преодолеть эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:
Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей
Родителям очень важно в подготовительный период ребенка к школе, включить в его ежедневные занятия такие упражнения, которые будут формировать мастерство рук, точность движений и координацию, например:
А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку руки ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведение.