упражнения для тренировки речи педагога
Тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить»
Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога.
Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характер, педагог воздействует на ребёнка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, требует точности использования языковых средств, выразительности.
Речь воспитателя для ребёнка является образцом принятого употребления языковых средств. Дошкольник подражает речи педагогов, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.
Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос.
Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.
Специальные дыхательные упражнения для правильной и красивой речи
Специальные дыхательные упражнения способствуют развитию силы голоса, формированию правильного тембра речи и предупреждают заикание и запинки.
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно.
Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
1. Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).
Одновременно с дыханием животом можно выполнять «незаметные» упражнения, например, сжимать-разжимать кулаки.
2. Упражнение «Ладошки» — одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой.
И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки <хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
3. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох.
— Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.
4. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ);
5. Произносить слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев);
6. Фразы на одном выдохе.
4. Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол).
Тембр голоса
Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос.
Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон.
Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса и некую певучесть, мелодичность уроки вокала. Можно самому почаще петь. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно, но чтобы пощадить чувства окружающих, можете громко включать любимые песни и подпевать. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать во время разговора, и при длительных выступлениях вы не будете задыхаться.
Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:
Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат.
Если вы хотите научиться красиво говорить, ни в коем случае не пропускайте гласные звуки – не надо говорить вместо «я пошел», «япшел».
Не надо удваивать и утраивать согласные – не стоит говорить «зелленный», «иззъящный».
Не проглатывайте звуки: например, не стоит говорить вместо «сколько» слово «скоко».
Правильная, красивая речь – это признак образованности, благородства и высокой культуры.
А эти качества всегда в моде!
Интонация
Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания.
Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» — меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.
А сейчас мы с вами выразительно почитаем отрывки из любых стихов, сказок, рассказов, которые вы читаете детям. (Чтение отрывков)
Правильная дикция
Кроме того, если вы хотите научиться красиво и правильно говорить, необходимо обратить внимание на правильную дикцию.
Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно. Для более четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики.
Гимнастика для губ
Положение 1. Вытяните губы «для поцелуя» (до крайнего положения). Положение 2 – Растяните губы в улыбке (до крайнего положения, максимально). Упражнение следует делать, увеличивая темп.
Вытяните губы «для поцелуя» и делайте движения губами вверх, вниз, влево, вправо.
Вытяните губы «для поцелуя» и делайте круговые движения.
Вибрирование губами – «Останови лошадку»
Гимнастика для языка – артикуляционные упражнения.
«Почистим зубы», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «На лошадках» и т.д.
Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо выполнять специальные упражнения на артикуляцию и научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух — рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли.
Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Большое количество скороговорок, чистоговорок можно найти, пожалуй, в любом учебном пособии. Вот самые популярные:
Можно обыграть скороговорку (проговаривание с разной интонацией, делая логическое ударение, выделяя наиболее существенные слова, произнести в разном темпе, меняя силу голоса). Например, скажи, как я:
Старайтесь тренироваться в произношении тех скороговорок, звуки в которых у вас произносятся хуже всего.
Положение тела
Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос).
Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.
Словарный запас
Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка.
Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.
Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые)
Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.
В заключение, хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.
Рекомендации:
Агапова Ольга Владимировна,
учитель-логопед,
МКДОУ №8 «Солнышко»,
г. Барабинск, Новосибирская область
Практикум «Развитие четкой грамотной речи у педагогов при общении с детьми»
Галина Терлецкая
Практикум «Развитие четкой грамотной речи у педагогов при общении с детьми»
Практикум
«Развитие четкой, грамотной речи у педагогов при общении с детьми»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов
— познакомить педагогов с методами развития четкой и грамотной речи;
— развивать коммуникативные способности педагогов;
— повысить качество работы педагогов;
— сплотить педагогический коллектив.
Оборудование,материал: карточки с пословицами, карточки со словами, игрушка медведя, рукавичка, мяч, телевизор для просмотра видиоролика.
Прежде, чем мы начнём наше занятие, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет».
Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста,внешних признаков: цвета волос, глаз и т. д. Тот, кто получает мяч,говорит: «Я согласен», если он согласен,или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч.
Для многих мастерское владение словом – это не прихоть, а насущная необходимость, одно из ценнейших качеств. Это касается, в первую очередь, дикторов, артистов, педагогов, лекторов и руководящих работников — всех тех, кто использует речевое воздействие в профессиональной деятельности.
Хорошая дикция – залог четкой, красивой и грамотной речи. А она, в свою очередь, – залог успеха во многих сферах жизни. Довольно редко уникальные речевые данные даются от природы, чаще – это результат упорных тренировок, частью которых являются специальные упражнения для дикции. Чтобы избавиться от говора, выработать красивый тембр и стать выдающимся оратором, надо упорно трудиться.
Задание 1. Скороговорки.
— Формирование правильного звукопроизношения и дикции.
Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
Для первой группы: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
Для второй группы: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
Знать все секреты как чётко говорить не достаточно. Очень важно уметь грамотно и правильно строить свою речь. Если вы уверены в том, что у вас с этим всё в порядке, включите диктофон и запишите свой рассказ, к примеру, о пройденном дне. Вы и сами удивитесь насколько много ошибок и повторов вы сделаете.
Задание 2. «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от группы.
Задание для группы №1.
«Рукавичка» от лица рукавички
Задание для группы №2.
«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
Умение грамотно говорить, необходимо много читать. В процессе чтения человек непроизвольно учится грамотно строить фразы, пополняет свой словарный запас и улучшает правописание. Очень важно, чтобы чтение было не в тягость, а приносило истинное удовольствие. Лучше отказаться от романов Донцовой в пользу классики или научно-популярной литературы, или устному народному фольклору.
Задание 3. Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.
— С волками жить. (по-волчьи выть)
— С миру по нитке. (голому рубаха)
— Всяк сверчок. (знай свой шесток)
2. «Перевести» пословицу на русский язык.
— Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.
— Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.
3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
— Вчера Макар грядки копал, а ныне Макар в воеводы попал.
— Вышел из грязи в князи.
4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.
— Человек без друзей, что дерево без корней.
— Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
— Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
— Друзья познаются в беде.
— Старый друг лучше новых двух.
2. «Перевести» пословицу на русский язык.
— Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.
— Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.
3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
— Всяк купец свой товар хвалит.
— Всяк кулик своё болото хвалит.
4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.
— Человек славен трудом.
— Терпение и труд всё перетрут.
— Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
— Труд человека кормит, лень портит.
— Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Каков работник, такова ему и плата.
Очень просто и интересно повысить грамотность можно с помощью несложных игр, таких как шарады, кроссворды, ребусы, интеллектуальные и развивающие игры.
Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к
которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к
которым надо подобрать антонимы.
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Дискуссия – спор, диспут, прения.
Грусть – тоска, печаль, кручина.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.
Выполняя даже эти несложные задания, вы достаточно быстро сможете повысить свой уровень грамотности и добиться хороших результатов. Вы и сами не успеете заметить, как разговаривать чётко и грамотно станет для вас вполне привычным занятием.
Очень полезная привычка – постоянное пользование словарем. Словарь помогает разобраться с ударениями, найти для слова синонимы, выяснить его значение. Вводя в личный словарь новое затейливое слово, узнайте его точное значение, поинтересуйтесь, откуда оно пришло в русский язык и когда. Новыми словами также не стоит злоупотреблять. Всё хорошо в меру.
Занятие мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы еёпродолжите:
Красно поле пшеном, а беседа (умом).
Каков разум, таковы и (речи).
Коротка речь и ясна – оттого и ….(прекрасна).
Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака (по речам).
Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо (думать).
Краткость – сестра (таланта).
Кто ясно мыслит, тот ясно (излагает).
Спасибо за работу, понимание. До новых встреч!
Анкета для воспитателей по формированию у дошкольников основ безопасного поведения при общении с чужими людьми Ф. И. О. педагога___ 1. Считаете ли Вы необходимым в детском саду знакомить детей с правилами безопасного.
Игра-инсценировка «Безопасность при общении с животными» Задачи : Научить детей понимать состояние и поведение животных. Учить осторожному обращению с животными на основе инсценировки различных.
Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы «Путешествие по стране Грамотной речи» Итоговое логопедическое занятие для детей подготовительной группы. Тема: Путешествие по стране Грамотной речи. Цели: • Закрепить согласование.
Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста» Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой, связной речью.
Повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми Познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность» и «тревожность». 1. Настроить педагогов на работу. Педагоги сидят кругом. Познакомить.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.
Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Подготовила:.
Семинар-практикум «Развитие профессиональной направленности педагогов ДОО» Цель: рассмотрение понятия «педагогическая направленность», самодиагностика развития профессионально важных качеств, осознание истинных.
Семинар-практикум в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей» ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ» Чумакова Елена Станиславовна Вступительное слово Значение речи в жизни людей огромно. Речь.
Тренинг по развитию речи для педагогов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога.
Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характер, педагог воздействует на ребёнка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, требует точности использования языковых средств, выразительности.
Речь воспитателя для ребёнка является образцом принятого употребления языковых средств. Дошкольник подражает речи педагогов, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.
Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.
Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.
Специальные дыхательные упражнения для правильной и красивой речи
Специальные дыхательные упражнения способствуют развитию силы голоса, формированию правильного тембра речи и предупреждают заикание и запинки.
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно.
Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
1. Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).
Одновременно с дыханием животом можно выполнять «незаметные» упражнения, например, сжимать-разжимать кулаки.
2. Упражнение «Ладошки» — одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой.
И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
3. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох.
— Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.
4. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ);
5. Произносить слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев);
6. Фразы на одном выдохе.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Загадки: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает».
4. Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол).
Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.
Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос.
Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон.
Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса и некую певучесть, мелодичность уроки вокала. Можно самому почаще петь. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно, но чтобы пощадить чувства окружающих, можете громко включать любимые песни и подпевать. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать во время разговора, и при длительных выступлениях вы не будете задыхаться.
Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:
Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат.
Если вы хотите научиться красиво говорить, ни в коем случае не пропускайте гласные звуки – не надо говорить вместо «я пошел», «япшел».
Не надо удваивать и утраивать согласные – не стоит говорить «зелленный», «иззъящный».
Не проглатывайте звуки: например, не стоит говорить вместо «сколько» слово «скоко».
Правильная, красивая речь – это признак образованности,
благородства и высокой культуры.
А эти качества всегда в моде!
Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания.
Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» — меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.
А сейчас мы с вами выразительно почитаем отрывки из любых стихов, сказок, рассказов, которые вы читаете детям. (Чтение отрывков)
Кроме того, если вы хотите научиться красиво и правильно говорить, необходимо обратить внимание на правильную дикцию.
Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно. Для более четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики.
Гимнастика для губ
Положение 1. Вытяните губы «для поцелуя» (до крайнего положения). Положение 2 – Растяните губы в улыбке (до крайнего положения, максимально). Упражнение следует делать, увеличивая темп.
Вытяните губы «для поцелуя» и делайте движения губами вверх, вниз, влево, вправо.
Вытяните губы «для поцелуя» и делайте круговые движения.
Вибрирование губами – «Останови лошадку»
Гимнастика для языка – артикуляционные упражнения.
«Почистим зубы», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «На лошадках» и т.д.
Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо выполнять специальные упражнения на артикуляцию и научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух — рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли.
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»,
«В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы»,
«Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и другие.
Можно обыграть скороговорку (проговаривание с разной интонацией, делая логическое ударение, выделяя наиболее существенные слова, произнести в разном темпе, меняя силу голоса). Например, скажи, как я:
«От топота копыт пыль по полю летит».
Старайтесь тренироваться в произношении тех скороговорок, звуки в которых у вас произносятся хуже всего.
Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос).
Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.
Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка.
Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.
Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые)
«позвонИшь», а не «позвОнишь»,
«договОр», а не «дОговор»,
«КаталОг», а не «катАлог»,
«кАмбала», а не «камбалА»,
«кУхонный», а не «кухОнный»,
«бралА», а не «брАла» и т.д.
Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.
В заключение, хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.
Чтобы говорить грамотно, нужно быть грамотным. Необходимо учить родной язык!
Заглядывайте чаще в словари, особенно в орфоэпический и толковый. Словари помогут вам избавиться от косноязычия.
Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.
Избавляйтесь от слов-паразитов. Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми.
Будьте уверенными в себе. Старайтесь также избегать вопросительных предложений вроде «Ну вы же понимаете?» и оправданий.
Совершенствуйте технику речи.
Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.
Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством! Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль.
Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.