упражнения мелкой моторики для мозга

Упражнения мелкой моторики для мозга

Ожидайте

Перезвоните мне

упражнения мелкой моторики для мозга

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

упражнения мелкой моторики для мозга

Аннотация: Сегодня всё чаще родители могут услышать, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика.

Статья:

Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека. Если не прибегать к научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук.

Как взаимосвязаны головной мозг и мелкая моторика?

Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?

Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Дальше необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать, растегивать пуговицы. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с нашей помощью ребёнок быстро этому научится. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

Упражнения для развития мелкой моторики.

1) Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка.

2) «Найди меня» — эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

3) Лепка. В настоящее время представляется огромное количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоёное тесто. Детям это занятие очень нравится. Начинать можно с простых шариков, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.

4) «Распредели по местам» — для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом – для этого пусть ребёнок растирает их в руках.

5) Выкладывание мозаики – в любом магазине детских товаров можно приобрести мозаики и выкладывать их вместе с ребёнком. При этом важно помнить, что мозаика должна соответствовать возрасту ребёнка.

6) Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе.

7) Игры-шнуровки. Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть бусины.

9) Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Это занятие требует большой усидчивости и внимания, поэтому заниматься им дольше десяти минут не стоит, чтобы у ребёнка не пропал интерес к нему. Не смешивайте много бусин, чтобы ребёнок смог перебрать всё до конца, не бросая дело, не завершив его.

Заключение.

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наш ребёнок был умным и способным, то нужно обратить внимание на развитие мелкой моторики. Стараться как можно больше заниматься с ребёнком дома. Использовать для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для нашего малыша просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребёнок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролёт смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Источник

Упражнения мелкой моторики для мозга

Мелкая моторика — это скоординированная работа пальцев и кистей рук. Движения имеют короткую амплитуду, целенаправленные, точные. Родители часто слышат о необходимости развивать мелкую моторику. Но зачем? Какой эффект принесут подобные занятия и как их проводить?

Зачем нужно развивать мелкую моторику

Головной мозг человека устроен так, что в двигательном участке зоны речи и проекции кистей находятся рядом. Отсюда и прослеживается взаимосвязь: чем быстрее развиваются движения кисти и пальцев, тем лучше становится речь ребенка. Можно сказать, что моторные навыки играют решающую роль в процессе освоения функций речевого аппарата.

Групповые занятия по развитию мелкой моторики способствуют социализации ребенка. Они проводятся в игровой форме, увлекательны и познавательны. Во время такого обучения дети усваивают модели поведения, социальные нормы и психологические установки. Они получают бесценные навыки воспринимать и обрабатывать информацию, что позже позволит им хорошо учиться в школе.

Повысит успеваемость и каллиграфия, которая просто невозможна без активного развития мелкой моторики. Ребенок с развитой кистью более уверенно держит ручку и сможет вводить все нужные штрихи для написания букв.

Развитие мелкой моторики положительно влияет не только на речь, но и на воображение, когнитивную функцию, наблюдательность, память (зрительную и слуховую). То есть мы можем говорит о всестороннем развитии ребенка с помощью методик воздействия на моторные функции кисти.

Как развивается мелкая моторика

Моторные навыки у пятилетки и грудничка значительно отличаются. Младенцы еще только учатся управлять ручками, имея в арсенале лишь хватательный рефлекс. Позже он трансформируется в целенаправленный жест, который позволит ребенку дотянуться до любимой погремушки, а потом — встать на ноги.

В грудничковом возрасте мелкая моторика развивается за счет тактильного восприятия. Малыш с удовольствием проводит пальчиками по предметам с разной фактурой и учится распознавать информацию, которая передается через ощущения. В это время закладывается мощный фундамент для дальнейшего развития и полноценной жизни, ведь умение кончиками пальцев ощущать фактуру предмета позволяет нам ориентироваться в темноте, играть на музыкальных инструментах и т. д.

Когда стоит приступать к развитию мелкой моторики

С рождения. В течение первого месяца жизни ручки малыша практически постоянно сжаты в кулачки из-за гипертонуса. В течение следующих 2-3 месяцев ладошка постепенно разгибается. Чтобы ускорить этот процесс и снять перенапряжение, следует массировать ручки, уделяя особое внимание ладошкам. Однако не переусердствуйте с разжатием кулачка — делать это нужно легко, без усилий и только если малыш не против.

Потрите ладошку, кисть, согните поочередно пальчики, помассируйте суставы, потрясите ручкой в воздухе. Повторяйте массаж ежедневно в одно и то же время, лучше утром.

Когда малыш научится хватать погремушки или удерживать ваш палец, легонько потяните за него (или игрушку), как бы отбирая. Пусть он учится управлять кистью и тренирует силу захвата. Со временем, когда гипертонус полностью уйдет, можно начать игры с прибаутками: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и пр. Они не только очень нравятся деткам, но и развивают мелкую моторику — появляются первые целенаправленные движения кистью и пальчиками.

А далее все зависит от фантазии, мотивации и наличия свободного времени у родителей.

Игры для развития мелкой моторики

Известно, что любая наука, поданная в игровой форме, — в радость. И развитие моторных функций не исключение. Советуем чередовать виды деятельности, чтобы ребенку не наскучили занятия, например, один день = одно упражнение. Или же осваивать один вид, пока у ребенка не станет хорошо получаться, а после — взяться за другой.

Какие же игры помогут развить мелкую моторику?

Купите пальчиковые краски, большой лист ватмана и разложите перед ребенком. Покажите ему, как можно рисовать, макая пальчики поочередно в краску и воду, оставлять красочные отпечатки ладошки, делать волны, круги, точки на бумаге. Не беда, если кроха испачкается краской — ее состав совершенно безопасен для кожи. А вот одеться юному художнику лучше во что-то подходящее — отстираются ли пятна краски, неизвестно.

Лепить можно из пластилина, теста, полимерной глины и пр. Существуют целые наборы для лепки разных фигурок и создания объемных картин. Приобщайте к этому занятию всю семью, лепите сюжеты из мультфильмов, разыгрывайте сценки с фигурками персонажей.

Можно приобрести готовые игрушки, книжки со шнуровкой. Они изготовлены из дерева или плотного картона, отличаются разнообразием вариантов крепления шнурков, наличием бусин, стяжек и других элементов. Можно изготовить игрушку-шнуровку самостоятельно. Для этого нужно с помощью дрели пробить в дощечке несколько отверстий и «зашнуровать» их яркими шнурками. В процессе игры дайте задание малышу распутать шнурки до истечения заданного времени.

Смесь из круп разных сортов — отличное обучающее пособие. Ею можно набить небольшую подушечку, которую ребенок будет разминать пальчиками, можно сделать объемную картинку, используя клей, или устроить сухой бассейн для ручек. Также можно смешать два вида круп (например, горох и гречку) и наперегонки отделить один сорт от другого.

Сюда относят аппликации, оригами, скрапбукинг, квиллинг, да и просто вырезание снежинок к новогодним праздникам. Дети обожают возиться с бумагой, это самый «благодарный» материал для поделок. К тому же многофактурный: тисненая, шелковистая, металлик, пористая, матовая, глянцевая бумага, гофрокартон и пр. Во время этих занятий вы будете развивать у ребенка не только мелкую моторику, но и художественный вкус, фантазию, креативность.

Это занятие для более старших детей — от 5 лет. Плести можно украшения, игрушки, декор. Популярные материалы для плетения: бисер, шнурки, бусины, мелкие резиночки. Разработайте вместе с ребенком дизайн аксессуара, нарисуйте цветовую схему. Приурочьте плетение к какой-либо дате. Например, ко дню рождения бабушки, а потом вручите ей оригинальный подарок.

Кроме классических, есть объемные (3d), фактурные (велюр, пробка, дерево, японская бумага), голографические и флуоресцентные пазлы. Размер кусочков и картины определяет сложность работы. Чем она выше, тем сильнее развивающий эффект. Главное, чтобы ребенку был интересен сюжет изображения.

Теневой и кукольный театры

Для игры с тенями не понадобится никаких приспособлений — просто складывайте фигурки с помощью пальцев и разыгрывайте с ребенком сценки. Для кукольного представления понадобится реквизит в виде игрушек, надеваемых на руку. Их можно сшить самостоятельно — в сети достаточно примеров лекал.

Помощь взрослым в приготовлении пищи — очень эффективный метод развития мелкой моторики. На кухне всегда есть чем заняться: лепить что-то из теста, очищать вареные яйца от скорлупы, перебирать ягоды. К тому же помощь маленького поваренка актуальна каждый день и не требует дополнительных затрат времени. Просто усадите ребенка где-то рядом, дайте посильное задание и занимайтесь готовкой.

Источник

Развитие мелкой моторики рук у детей с рождения

Как развивать мелкую моторику у ребенка разного возраста, что родители могут для этого сделать и что вам понадобится для занятий.

Что такое мелкая моторика рук у детей?

«Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» — эти потешки знает каждая мама. И любой малыш любит, когда мама водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает пальчики, читает стишок. Кажется, что ничего особенного в этой игре нет. А ведь на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей, известный многим поколениям родителей.

Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук. Дошкольник выдаст свой уровень владения рукой, завязывая шнурки ботинок перед прогулкой, клея аппликацию для мамы к 8 Марта и собирая конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника учитель быстро вычислит по первым прописям: если ребенок предпочитал футбол мозаике, то и почерк у него, как правило, хуже.

Поэтому лучше вовремя начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям, а ребенка к взрослой жизни.

Мелкая моторика у детей — основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), — это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом. Поэтому важно предложить ему большое разнообразие занятий на мелкую моторику.

Давайте посмотрим, что это за занятия и какие игры и игрушки для моторики рук нам пригодятся.

Кстати, фруктовое пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке специально разработано так, чтобы малыш мог тренировать мелкую моторику, отвинчивая и завинчивая крышечку и сжимая в руках пюре в мягко шуршащей упаковке.

Развивать мелкую моторику рук у ребенка надо с самого раннего детства. К счастью, это совсем не сложно. Перечислим самые простые и доступные вам средства (в порядке взросления ребенка).

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев. Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения. Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.Игры для развития пальчиковой гимнастики

От 8 месяцев: вкладыши

От 1 года: природные материалы

Предложите ребенку игру «Золушка» — сортировать фасоль, горох, крупные бусины, сухие макароны разного цвета по разным емкостям.

От 1 года: первые навыки самообслуживания

От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику

Более сложные занятия на моторику

Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.

Особый случай: а как же левши?

Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.

Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).

В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.

Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.

Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.

упражнения мелкой моторики для мозга

Чтобы определить, какая рука у младенца ведущая, по-наблюдайте: какой рукой он тянется к висящим над ним по¬гремушкам, какой берет игрушку, карандаш, складывает пирамидку, держит ложку, бросает мяч и т. д. Детям постарше можно предложить расчесать¬ся (следите, в какую руку он возьмет щетку); похлопать в ладоши так, что¬бы одна из рук была сверху (какой рукой ударные действия выполняются более активно); скрестить пальцы и руки на груди (палец и предплечье какой руки окажутся наверху). Так вы узнаете, какая рука у ребенка ведущая. Но не обязательно выбирать ее в качестве пишущей!

Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.

Источник

Развитие мелкой моторики рук – залог успешного обучения

Не секрет, что степень функционального развития головного мозга влияет не только на успешное обучение ребенка в школе, но и на его адаптацию к социальной жизни. Каким же «волшебным образом» упражнения для развития мелкой моторики рук у детей влияют на развитие мозга?

Существуют специальные упражнения и игры на развитие мелкой моторики, которые способствуют активизации работы обоих полушарий мозга, улучшению связей внутри полушарий. Что это означает?! Да, все очень просто. Игры на развитие пальцев рук положительно влияют на:

Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление, а левое за абстрактно-логическое. Так вот, ученые выяснили, что проекция руки в коре головного мозга занимает 1/3 всей площади двигательной зоны. Это говорит о том, что при выполнении двигательных упражнений образуются кинестетические импульсы, идущие от нервных окончаний пальцев рук в кору головного мозга.

Регулярным повторением мы «обучаем» кору головного мозга новым двигательным навыкам, что в свою очередь способствует расширению функциональных возможностей кистей и пальцев рук ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики

Перед тем как начать выполнять с ребенком упражнения для развития мелкой моторики рук, познакомимся с общими рекомендациями.
1. Упражнения выполняем ежедневно в первой половине дня. Начинаем с 5-ти минут и доводим по мере их освоения до 10-20 минут.
2. Исключаем все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, телевизор, игрушки и т.д.
3. Взрослый показывает упражнения ребёнку в медленном темпе. Затем помогает ему их освоить с использованием своей руки (совместно). После этого просит ребенка выполнить задание самостоятельно.
4. Все игры выполняются сначала ведущей рукой, затем противоположной, после обеими руками.
5. После каждого упражнения необходимо научить ребёнка умению расслаблять руки (для этого нам помогут упражнения «Мороженное тает», «Вареные макаронки»).
6. При использовании мелких деталей соблюдаем правила безопасности!
Вооружаемся позитивным, бодрым настроением и начинаем!

Упражнения на расслабление.

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны и напряжены. Взрослый озвучивает, что его руки превращаются в вареные макаронки. Ребенок делает медленный, глубокий вход, сгибается вперед корпусом. С медленным выдохом руки опускаются и болтаются из стороны в сторону.
! Повторить несколько раз до полного расслабления рук и предплечья.

Упражнение №1 «Счетные палочки»
1. Раскладываем счетные палочки (можно использовать трубочки от коктейля, разрезав их пополам) на столе перед ребёнком.
2. Ребёнок берёт каждую палочку двумя одноимёнными пальцами правой и левой руки (указательными, средними, безымянными, мизинцами) и перекладывает на другое место.

Упражнение №2 «Весёлый карандашик»
1. Ребёнок кладет граненный карандаш между ладонями.
2. Плотно прижимает ладони между собой.
3. Медленно прокатывает карандаш от запястья к кончикам пальцев и наоборот.
4. При усложнении задания: можно использовать два карандаша.

Упражнение №3 «Фокус»
1. Ребёнок берет ведущей рукой детский носовой платок за уголок.
2. Затем медленно начинает пальцами вбирать его в ладонь (другая рука не помогает).
3. После другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Упражнение №4 «Бусы»
1.Ребёнок берёт бусы за края на вытянутой нитке обеими руками.
2. Перебирает медленно руками по одной бусине двигаясь к центру.
3. После, от центра медленно перебирает руками по одной бусине к краям бус.
4. Для начала можно взять более крупные бусы, после более мелкие.

Упражнение №5 «Горошек»
1. Насыпать горох на блюдце.
2. Ребёнок берёт большим и указательным пальцами горох, удерживая его в руке.
3. Задача ребёнка: собрать и удержать в руке как можно больше горошка.
4. Работаем также с другой рукой, после двумя руками одновременно.

Упражнение №7 «Рыбалка»
1. Налить воду в миску и положить в нее небольшие плавающие игрушки или предметы (маленькие крышки или скатанные шарики из фольги).
2. Ребенка просят ложкой вылавливать предметы по одной штуке ведущей рукой, затем другой.
3. После предложить вылавливать предметы по очереди, то правой, то левой рукой.

Вы можете дать волю своей фантазии и придумать свои игры для развития мелкой моторики рук, используя при этом различные бытовые предметы. Желаем вам творческих успехов и развития!

Голубкина Ольга, Савкина Марина, учителя-дефектологи Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Развитие мелкой моторики рук у детей

упражнения мелкой моторики для мозга

Сегодня каждый родитель понимает важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции.

Ещё около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е. И. Исениной (1981).

Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторики у детей наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка.

Но родители далеко не всегда занимаются этим вопросом, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения, у них есть проблемы с дикцией, плохая артикуляция. Все эти проблемы приводят к трудностям с овладением письмом и чтением. Важно знать, какие игры и упражнения необходимы для развития мелкой моторики, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.

Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). Все, у кого есть маленькие дети, замечали, что у младенцев хорошо развит хватательный рефлекс, т.е. ребенок может достаточно крепко схватить за палец взрослого и не отпускать его в течение нескольких секунд. Поэтому работу с мелкими мышцами руки можно начинать с грудничкового возраста.

Роль мелкой моторики

Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

Воображение. Учеными доказано, что просмотр картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения работы головного мозга. Воображение способствует развитию пространственного мышления и креативности.

Планирование. Ребенок при взаимодействии с предметами учится оценивать вероятные последствия того, что он делает. У детей формируется понимание того, что им нужно сделать для достижения нужного им результата.

Развитие речи. Когда малыш ощупывает предметы, то в мозг поступают нервные импульсы, в результате чего оказываются задействованы соседние центры (включая речевой).

Усидчивость. Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.

Память. После занятий лучше запоминаются зрительные образы.

Развитие мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами. Поначалу движения будут неаккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих навыков.

упражнения мелкой моторики для мозга

Этапы развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:

2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.

3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т.е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.

8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.

1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.

12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т.д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т.д.

18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т.е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.

24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.

3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.

4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т.д.

5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

В дальнейшем уже происходит полноценная подготовка к школе, поэтому занятия становятся более сложными.

Когда и как начинать заниматься с малышом

Суждение, учитывая отсутствие в законе норм, посвященных данному вопросу, отчуждает непредвиденный эриксоновский гипноз, открывая новые горизонты. Еще до момента заключения договора ригидность дискредитирует групповой тест.

Репрезентативная система преобразует интеллект. Искусство, как бы это ни казалось парадоксальным, осмысляет код, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальтпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше гарант притягивает ничтожный язык образов.

Упражнения и игры

Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития мелкой моторики у детей. Их условно можно разделить на несколько категорий: массаж, рисование и лепка, пальчиковые игры и игры с мелкими предметами.

Соответственно, для каждого возраста есть свои определенные игры для развития мелкой моторики, поэтому рассмотрим основные из них.

Упражнения для детей до 3 лет

Пальчиковые игры являются наиболее подходящим вариантом занятий для детей раннего возраста. Их можно сопровождать различными песенками, присказками и прибаутками.

«Сорока-ворона кашу варила»

Это игра – массаж. Необходимо поглаживать ладошки ребенка, массируя их и побуждая его сжимать и разжимать пальчики. Свои действия сопровождаем присказкой:

«Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:

Этот (берете большой палец ребенка) – воду носил,

Этот (указательный) – дрова колол,

Этот (безымянный) – кашу варил.

А ты (мизинец) – за водой не ходил,

Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.

Не будет тебе каши!».

Это популярная игра, которая может использоваться с самого раннего возраста. Нужно взять ручки ребенка в свои ладони и, слегка похлопывая его ладошками, проговаривать:

Где были? – У бабушки!

Разбили чашку, хлоп!»

Это упражнение подходит для детей с семи месяцев. Ребенку нужно дать несколько листов цветной мягкой бумаги. Она приятна на ощупь, поэтому он будет с большим желанием ощупывать ее, рассматривать, вертеть в руках и рвать.

Перелистывание страниц

После 12 месяцев можно заменить разрывание бумаги на перелистывание страниц какого-нибудь журнала или книги. Старайтесь донести до малыша, что он должен перелистывать каждую страницу, одну за одной.

упражнения мелкой моторики для мозга

Упражнения после 3 лет

В эту категорию входят игры с маленькими предметами. Это может быть все что угодно – бисер, бусинки, различные крупы и т.д.

Можно начинать с более крупных предметов. К примеру, большие бусы, которые ребенок будет с большим интересом перебирать в своих ручках.

Другой вариант – это крупы. Насыпьте в чашу гречку или другую крупу и дайте малышу. Он будет трогать ее, перекатывать в пальчиках. Таким образом у детей хорошо развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Можно добавить к этим занятиям какую-то цель. К примеру, высыпьте гречку на стол и попросите ребенка отделять черные крупинки от нормальной гречки. Также можно попросить его отсортировать бисер по цветам.

Закручивание и раскручивание крышек

Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.

Аналогичный эффект дает расстегивание и застегивание молний и пуговиц. Помимо этого, так ребенок быстрее приучается к самостоятельности. Вы можете постепенно развить в ребенке понимание, что он должен сам застегивать свою кофту, зашнуровывать ботинки и т.д.

Она подходит для детей разного возраста. Можно использовать разные материалы – пластичное тесто, пластилин, глину. Старайтесь каждый раз вносить разнообразие в ваши занятия. К примеру, если сначала вы просто даете ребенку пластилин, и он пытается что-то слепить из него, то в дальнейшем в занятия можно добавить какие-то предметы и сказать малышу, чтобы он облепливал их пластилином. Из глины можно делать отпечатки ладони и различных предметов.

Родителям можно порекомендовать брать ребенка с собой на кухню, когда вы хотите что-то испечь. Дайте малышу поработать с тестом, поразминать его руками, но будьте аккуратны и уберите все острые предметы.

Здесь возможно множество различных вариаций. Ребенок может рисовать пальцем на песке, можно прятать какие-то предметы и просить ребенка находить их в песке. Подобные занятия подходят только для детей после 3 лет, потому что малыши раннего возраста все тащат в рот.

Рисование, вырезание, пазлы, конструкторы

Вырезание фигурок и различных предметов из бумаги оказывает крайне благоприятное влияние на развитие мелкой моторики. Здесь нужно начинать с простого (вырезания фигур с прямыми линиями) и переходить к более сложному (вырезание фигур с изогнутыми линиями, снежинок и т.д.). Вырезание полезно еще и тем, что оно развивает пространственное восприятие.

То же самое касается и рисования. Сначала можно просто дать ребенку фломастер и полный простор для творчества. Затем попросить его дорисовать недостающую часть рисунка, обвести линией по контурам и т.д.

Конструкторы и пазлы не только развивают мелкую моторику, но и благоприятно влияют на воображение, память и креатив ребенка. Кроме того, у малыша формируется терпение и усидчивость. В продаже есть большое количество вариантов для детей разных возрастов.

упражнения мелкой моторики для мозга

Советы родителям

Чтобы упражнения и игры давали свой результат, родителям важно знать о нескольких правилах:

Ваши занятия должны вызывать интерес у ребенка. В противном случае он просто не будет выполнять то, что вы ему говорите. Нагрузка должна быть адекватной его возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме.

Принимайте активное участие. Занятия дома крайне важны, ведь для ребенка вы – это самый близкий человек. Совместные занятия мотивируют его, помогают укреплять взаимоотношения.

Почаще хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.

Не делайте упражнения слишком длительными. Не нужно доводить до переутомления малыша, иначе ваши с ним занятия будут у него ассоциироваться не с совсем приятными впечатлениями.

Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т.д. Для этих целей очень полезны сортеры. И старайтесь держать все эти игрушки в отдельном месте, куда нет доступа у ребенка. В противном случае он быстро потеряет к ним интерес, ведь детям раннего возраста интересно все то, что им не хватает в повседневной жизни.

Занятия должны быть ежедневными. Не нужно думать, что вы проведете одно очень длинное занятие и это будет полноценной заменой нескольким коротким упражнениям.

Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.

Начинать заниматься можно с самого раннего возраста, при этом не нужно останавливаться, даже если ребенок пошел в школу. При условии периодичности проведения упражнений и игр, вы уже в скором времени заметите, как движения ребенка становятся более четкими и акцентированными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *