урлукский монастырь варлаама чикойского
Урлукский монастырь варлаама чикойского
Всего около столетия просуществовал в отрогах Малханского хребта созданный трудами преподобного Варлаама Чикойского монастырь. Но и за это короткое по историческим меркам время обитель, прозванная в народе «Забайкальским Афоном», стала местом духовного притяжения для множества людей, у места упокоения основателя монастыря происходило немало исцелений, а трудами и молитвами насельников монастыря сотни и сотни раскольников и иноверцев вошли в ограду Церкви.
Что было, что осталось
Монастырь находился на юго-западе нынешней Читинской области, в шести километрах к югу от села Урлук Красночикойского района и в 180 километрах к востоку от Кяхты, старинного торгового центра этого региона.
Высота окружающих обитель горных вершин достигает 1300 метров. Монастырские строения размещались на 100-150 метров ниже от этих отметок. С гребня хребта открывается круговая панорама, в которую входят все населенные пункты, которые находятся на расстоянии пятнадцати-двадцати километров.
Вокруг нет горизонтальных площадок большой площади, поэтому центральная часть зданий монастыря располагалась на насыпной террасе, ширина которой составляет 25 метров. Монастырские строения сохранялись до конца 20-х годов прошлого века, а сейчас от них остались разрушенные фундаменты и каменные основания других зданий. Кое-где сохранились части построек из дерева и кирпича, колодцы и многое другое. На наиболее крутых участках склона были деревянные или каменные лестницы.
Колодцы – одна из местных достопримечательностей. Их насчитывалось около тридцати. Они представляют собой деревянные срубы шириной один-два метра. Глубина – от пяти до девяти метров. До настоящего времени хорошо сохранились три колодца, а остальные затянуло травой. Уровень воды в сохранившихся колодцах поднялся до краев. В русле ручья, который протекает из центральной части монастыря, были устроены две каменные дамбы.
Основная часть построек была сосредоточена вокруг храма. Близко к нему находились три больших здания. Ко второму храму, который построили в ста метрах от собора, вела еловая аллея.
Возле северной стены главного храма сохранились остатки двух склепов. Рядом с ними – каменные надгробия, выполненные в виде прямоугольных плит. Одна плита сохранилась только частично: фрагмент с надписью утрачен. На второй плите различима выбитая надпись, по которой можно установить, что захоронение относится ко второй половине XIX столетия. По сведениям местного населения, еще до начала 70-х годов прошлого века вокруг склепов сохранялось ограждение, выполненное из металлических цепей.
Крестьянин, ссыльный, молитвенник, учитель
Обломок чугунного надгробия с могилы настоятеля монастыря игумена Варлаама находится в школьном музее села Урлук. Местоположение его захоронения сейчас уже неизвестно. Земля, в которой лежал Варлаам, была влажная, гроб весь истлел и рассыпался, но игуменский крест на груди святого сохранился, как новый. Мощи святого были переложены в заранее заготовленную раку и привезены в Читу. Они выставлены для почитания в Казанском кафедральном соборе. Праздничные службы в дни поминовения святого Варлаама в Чите совершаются 5 февраля, в день его кончины (†1846), и 21 августа, в день обретения мощей.
Чикойский монастырь был широко известен в конце XIX – начале XX столетий. Его история берет начало с появления в Чикойских горах Василия Надежина.
Кем был этот Василий, которого Церковь почитает как преподобного Варлаама Чикойского? Родился он в 1774 году в селе Маресево Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Родители его были крепостными П.И. Воронцова. В Маресеве Василий вступил в брак с Дарьей Алексеевой, так как своих детей у них не было, они брали на воспитание сирот.
Однажды Василий исчез из дома, никому ничего не сообщив. Объявился он в 1811 году в Киево-Печерской лавре, но, не имея при себе документов, был отправлен в ссылку в Сибирь за бродяжничество. Из Иркутска, где он нашел себе прибежище у мощей Иннокентия Иркутского в Вознесенском монастыре, отправлен был на поселение за Байкал, в село Малокударинское Урлукской волости. В тех местах и было положено начало его трудам. Он старался приютиться около храмов, исполнял при них обязанности сторожа и другие послушания, своим поведением притягивал к себе любовь и уважение прихожан и других людей.
В 1820 году в семи верстах от селения Урлук и в трех верстах от селения Галдановка в глухой чаще леса он построил себе келью и поставил большой крест. Весть об удивительном пустыннике разнеслась по Чикою. Уже в 1828-м здесь возводится часовня, а рядом строится еще несколько келий (сейчас от этих построек ничего не осталось).
В 1931 году часовня преобразуется в церковь, ниже по склону возводится двухэтажный настоятельский корпус.
Перед монастырем была поставлена задача «обращать в православную веру бурят. ». В 1839-м при обители открылось училище, где детей обучали читать и писать, учили молиться, воспитывали в православном духе – впервые дети местных крестьян получили возможность овладеть грамотой. Обучением занимался сам настоятель отец Варлаам. Под его руководством в селениях на реке Чикой было создано более десяти единоверческих церквей.
Второй храм на территории монастыря был заложен в 1836 году; строительство завершилось спустя пять лет. К этому времени Чикойский горный скит переведен в разряд заштатных монастырей, иеромонах Варлаам возведен в сан игумена Чикойского Иоанно-Предтеченского мужского заштатного монастыря.
Тем временем в обители возводится еще два больших строения: странноприимный дом и корпус для братии. Также можно предположить, что устройство дорог было проведено примерно в то же время, так как для возведения второго храма был использован привозной кирпич. Имевшаяся тропа не подходила для его подвоза, поэтому возникла необходимость строительства пути для конных повозок. Время прокладки дороги подтверждается и тем, что для нее использовался такой же кирпич, как и для других сооружений этого периода.
Насельники обители разводили скот, завели пашни, разбили огород. Монастырская казна пополнялась за счет пожертвований богатых кяхтинских купцов. Например, проценты от банковского вклада в 50 тысяч рублей ассигнациями купца первой гильдии Пахолкова ежегодно отчислялись монастырю.
Около 25 лет старец продолжал трудиться на пользу окрестных жителей. В январе 1846 года совершил миссионерское путешествие по селениям Урлукской волости. Из этой игумен Варлаам возвращался уже больным, и 23 января, на 71-м году жизни, он предал дух свой в руки Божии. Тело его было предано земле напротив алтаря монастырского храма.
Окрестные жители и в XIX столетии, и в бурном прошлом веке, и ныне почитают игумена Варлаама. До революции и закрытия монастыря постоянно заказывались по нему панихиды.
В 1915 году монастырь прекратил существование из-за исчезновения в колодцах воды. Насельники были переведены Новоселенинский монастырь. Окончательно уничтожена гороная обитель была в 30-е годы прошлого века: поборники атеизма вырубили даже аллеи из кедров и елей. Монастырские иконы, которые не успели забрать и спасти местные жители, вывезли и сожгли на окраине леса.
Восстановление «Забайкальского Афона»
Обитель, на не слишком длинную историю выпало столько перипетий, может быть восстановлена. В 2015 году митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир благословил восстановление Иоанно-Предтеченского Варлаамо-Чикойского мужского монастыря, дабы там, где подвизался благословленный преподобным Серафимом Саровским Забайкальский чудотворец Варлаам, вновь затеплился огонек молитвенной жизни.
Сейчас на месте разрушенной обители действует архиерейское подворье.
– Мы уже провели большую работу: очистили территорию от мусора, построили келии для братии, но главное – организована молитвенная жизнь, регулярно совершаются богослужения, – рассказал иеромонах Евстафий (Третьяков). – Монастырь удален от Читы на 700 километров, а само село Урлук весьма немногочисленно. Поэтому нам нужна помощь.
В продолжении дела возрождения «Забайкальского Афона» может принять участие каждый с помощью платформы «Начинание». На собранные средства силами местных умельцев будут изготовлены четыре купола. Один купол установят на часовню на месте разрушенного монастырского храма Рождества Иоанна Предтечи, а три – на храм пророка Божия Илии, в котором на данный момент уже совершается Божественная литургия. Увенчивающие храмы в настоящее время ветхие конструкции не только не украшают их, но и не дают герметичности крыше.
Уже сейчас место подвигов преподобного Варлаама Чикойского вновь стало местом паломничеств. В частности, около месяца назад была совершена традиционная поездка в село Урлук Красночикойского района на крестный ход, который из года в год собирает сотни людей. К сожалению, тогда путь паломников трагически оборвался: один из автобусов с возвращавшимися после крестного хода людьми перевернулся на трассе. Трагедия произошла на 702-м километре федеральной трассы «Байкал», где проводились ремонтные работы. Погибли двенадцать человек, более тридцати были доставлены в больницы. Священники и монашествующие помогали извлекать раненых из перевернувшегося автобуса, оказывали им психологическую помощь. Чтобы поддержать пострадавших, на место страшной аварии прибыл митрополит Димитрий, посещавший в тот день окрестные села.
О том, как можно внести свой вклад в восстановление горного монастыря, основанного преподобным Варлаамом Чикойским, можно узнать на странице проекта на платформе «Начинание».
Чикойский монастырь
История Забайкалья, а так же вопросы его основания и заселения, привлекали внимание ученых.
Урлукский монастырь находился на юго-западе Читинской области, в острогах Малханского хребта, в 6 км к югу от села Урлук Красночикойского района и в 180 кв. к востоку от старинного торгового центра г. Кяхты.
Монастырские строения сохранялись еще до конца 20-х годов 20 века, а сейчас от них остались разрушенные фундаменты и каменные основания других зданий. Кое-где сохранились части построек из дерева и кирпича, колодцы и многое другое.
Центральная часть монастырских строений располагалась на насыпной террасе, ширина которой 25 м. Необходимость возведения террасы была вызвана отсутствием горизонтальных площадок. Края террасы выложены были из необработанного камня. Каменный материал использовался широко в строительстве самого монастыря. На наиболее крутых участках склона, занято монастырскими постройками, были деревянные или каменные лестницы.
Основная часть построек была сосредоточена вокруг храма. Близко около храма находились 3 больших здания.
Возле северной стены главного храма сохранились остатки двух склепов. Рядом с ними каменные надгробья, выполненные в виде прямоугольных плит. Одна плита сохранилась только частично: фрагмент с надписью утрачен. На второй плите различима выбитая надпись, по которой можно установить, что захоронение относится ко второй половине 19 в. По сведениям местного населения, еще до начала 70-х годов 20 в. вокруг склепов сохранилось ограждение, выполненное из металлических цепей.
Чикойский монастырь был широко известен в конце 19 нач. 20 в. история монастыря берет свое начало с появления в этих местах Василия Надежина. Он удалился в эти глухие места в 1820 г., установил крести срубил себе келью. Весть об удивительном пустыннике разнеслась по Чикою. Уже в 1828 г. здесь возводится часовня, а рядом строится еще несколько келий.
Остатки келий и часовни не сохранились до настоящего времени. В 1931 г. часовня преобразуется в церковь. Ниже по склону возводится двухэтажный настоятельский корпус. Перед монастырем была поставлена задача «обращать в православную веру бурят. » В 1839 г. при монастыре открылось училище, где обучали грамоте детей, также обучали их молитвам, воспитывали в духе православия. Впервые дети крестьян получили возможность овладеть грамотой. Обучением занимался сам настоятель, отец Варлаам. Под его руководством в селениях на реке Чикой было создано более 10 единоверческих церквей.
Второй храм на территории монастыря был заложен в 1836 г., строительство которого было завешено в 1841 году. К этому времени Чикойский горный скит переведен в разряд заштатных монастырей, иеромонах Варлаам произведен в сан игумена Чикойского Иоанна Предтеченского мужского заштатного монастыря. Официальная православная церковь высоко оценивала деятельность монастыря и его настоятеля. Варлаама стали называть «Подвижником Чикойских гор», церковью он был причислен к лику святых.
В это же время возводится еще два больших строения: дом для странноприемницы и корпус для братии. Также можно предположить, что устройство дорог было проведено, примерно, в это же время, так как для возведения второго храма был использован привозной кирпич. Для его подвоза имеющаяся тропа не подходила. Возникла необходимость строительства дороги для конных повозок. Время прокладки дороги подтверждается и тем, что использовался такой же кирпич, как и для других сооружений этого периода.
Монахи разводили скот, завели пашни, разбили огород. Монастырская казна пополнялась за счет пожертвований богатых кяхтинских купцов. Например, проценты от банковского вклада в 50 000 ассигнациями купца первой гильдии Пахолкова ежегодно отчислялись монастырю.
В 1915 году монастырь прекратил существование из-за исчезновения в колодцах воды. Монахи были переведены новоселенинский монастырь. Окончательно уничтожен в 30-е годы прошлого века. Поборники атеизма вырубили даже аллеи из кедров и елей. Монастырские иконы. Которые не успели забрать и спасти местные жители. Вывезли и сожгли на окраине леса
Святой Варлаам Чикойскии.
Осваивая новые Сибирские земли шли смеренные иноки. Они строили новые кельи, и часовни, учили христианским нормам жизни, боролись с сектантами. Которые бежали в эти земли. Где была еще нестабильна советская власть.
Однажды Василий исчез из дома. Никому ничего не сообщив. Объявился он в 1811 г. в Киево-Печерской лавре. Но, не имея при себе документов, был отправлен в ссылку в Сибирь за бродяжничество. Из Иркутска, где он нашел себе прибежище у мощей Иннокентия Иркутского в Вознесенском монастыре. Отправлен был на поселение за Байкал. В селе Малокударинское Урлукской волости. Было положено начало его трудам. Он старался приютиться около храмов. При всех храмах исполнял обязанности сторожа и другие послушания. И этим притягивал к себе любовь и уважение прихожан и других людей. И вот в 7 верстах от селения Урлук и в 3 верстах от селения Галдановки в глухой чаще леса он построил себе келью и поставил большой крест.
Варлаам очень много молитв и слез пролил. Окрестные жители все более и более проникались а нему доверием и уважением. Его трудами и усилиями было построено несколько церквей. Его труды были более прославлены тем, что он создал училище для детей.
Всего старец Варлаам трудился в Чикойских горах около 25 лет и скончался на 71 году жизни. Окрестные жители до сих пор имеют веру к старцу. До революции и закрытия монастыря постоянно заказывались по нему панихиды. С закрытием и разорением монастыря память о нем не исчезла.
Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг, доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!
Урлук. Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
«Забайкальским Афоном» называли затерянный в Чикойских горах Иоанно-Предтеченский монастырь. Обитель, основанная трудами преподобного Варлаама Чикойского, просуществовала около ста лет. Срок не слишком большой. Но и за это малое время милостью Божией совершено было многое: сотни и сотни раскольников и иноверцев приняли православную веру, сотни и сотни людей получили по молитвам насельников обители духовную помощь, сотни и сотни людей чудесно исцелились у могилы преподобного Варлаама.
Преподобный Исаия-отшельник сказал: «Слава святых подобна сиянию звезд, из которых одна светит очень ярко, другая тускнее, иная – едва приметно; но эти звезды все – на одном небе». Яркой звездой для Забайкалья стал преподобный Варлаам Чикойский. Таинственен и непостижим путь монаха, скрыт от людского глаза, никто кроме Бога не знает, какие искушения приходится претерпевать вставшему на этот прямой путь в Царствие Небесное. Трудности и лишения, жизнь в диких местах среди людей диких нравом, несправедливости от властей не сломили преподобного Варлаама. Смирением, терпением, любовью к людям, проповедью слова Божия пустынник Варлаам стяжал милость Божию и ныне пред Богом ходатайствует за весь Забайкальский край.
Каждый год на протяжении более сотни лет от отдаленного от крупных городов и дорог селения Урлук к Иоанно-Предтеченскому монастырю двигался многотысячный крестный ход.
По случаю большого стечения паломников иеромонах Нектарий при содействии мецената Немчинова перестроил первый монастырский храм. В 1869 году храм был переосвящен епископом Селенгинским Мартинианом (Муратовским) в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Со смертью монахов-старцев жители окрестных сел, в особенности старообрядцы, перешедшие в единоверие, не оставили обитель на полное разорение безбожникам: до 50-х годов прошлого века в обители сохранялись некоторые постройки, могилы и келья преподобного Варлаама. Из 30 монастырских колодцев, выкопанных братией, сохранилось в хорошем состоянии три.
Но самое главное: была жива народная память почитания святого места и святынь монастыря. В течение всех десятилетий безбожия 29 мая/11 июня, в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных», в память о принесении в Иоанно-Предтеченский монастырь из Кяхты чудотворной иконы жители совершали крестный ход от Пророка-Илиинского храма с. Урлук к развалинам монастыря.
Несмотря на различные запреты власть имущих, несмотря на насмешки односельчан, ходили верующие к заброшенному Чикойскому монастырю, дабы поклониться святыне, набрать святую воду из монастырских колодцев, помолиться о здравии своих родных, об урожае, о заступлении от бед. Отправлялись группками и поодиночке, пешком, на лошадях, а иногда и на машинах. Со временем селяне заметили, что у тех, кто каждый год ходит на «Споручницу», и дом полон, и дети здоровы, и в огороде все растет.
В наше время крестные ходы вновь стали тем, чем и должны быть, – молитвенным шествием. И с каждым годом число крестноходцев увеличивается. В 2002 году в крестном ходе впервые приняли участие паломники из Читы, а через год к крестному ходу присоединились прихожане Успенского храма г. Кяхта и Богородице-Казанского города Северобайкальск, возглавляемые своими настоятелями. На крестный ход ими была привезена святыня кяхтинского храма и всего Забайкалья – икона Божией Матери «Споручница грешных», обретенная в середине 90-х годов прошлого века.
Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь располагался на границе Китая, Верхнеудинского и Троицкосавского окр. Заб. обл. (ныне тер. Красночикойского р-на в 8 км от с. Урлук). Ближайший крупный населенный пункт в 138 км – пограничная слобода Кяхта. Монастырь находился на склоне сопки, в 4,2 км от р. Чикой. Строения обители возводились по искусственным террасам, находившимся одна над другой. Для предохранения созданных ровных площадок от осыпания по краям их укрепляли каменными кладками. На наиболее крутых участках (подъемах) сооружались деревянные или каменные лестницы. Основан в 1826 как заштатная пустынь В. Ф. Надежиным (1-й настоятель, в монашество пострижен с именем Варлаам). С 1836 – заштатный монастырь.
В обители разновременно действовали 3 храма. Во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна возведен в 1830 из часовни, позже обновлен в честь иконы Божией Матери Споручницы грешных. Соборный во имя Иоанна Предтечи строился в 1837–41. Во имя Преподобного Варлаама, Киево-Печерского Чудотворца находился над кельей основателя монастыря игумена Варлаама (см. Варлаам Чикойский). Церковь во имя Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона (1890) располагалась в скиту при Ямаровских минеральных водах в 213 км от монастыря.
Имелись часовни во имя Св. Преподобного Андрея Критского и во имя Святителя и Чудотворца Николая, постройки бытового назначения: настоятельский корпус, кельи для братии, гостиница для приезжих, трапезная, кухня, амбары, скотный двор. Воду добывали из колодцев, отапливаемых в зимнее время, или использовали сточную, после дождя, для чего были вырыты колодцы и устроена система дамб. Все постройки были обнесены деревянной оградой. Монашествующие и послушники занимались хлебопашеством, скотоводством, в небольшом объеме рыболовством. Число обитателей монастыря во все годы его существования оставалось незначительным.
Обитель владела наибольшими, по сравнению с др. православными монастырями края, земельными угодьями, в кон. XIX в. – более 800 га. Монастырь обладал самым крупным неприкосновенным капиталом – до 50 000 р. Братия занималась миссионерской и просветительской деятельностью. Известны случаи крещения коренных жителей края – бурят. При монастыре работала школа грамоты. Обитель часто посещали епархиальные архиереи. В 1915 монастырь перенесли к Староселенгинскому собору. В чикойской тайге располагалась заштатная пустынь, просуществовавшая до 1-й пол. 1920-х. В 1927 умер последний монах, в 1930 монастырь уничтожен.
Лит.: Филимонов А. В. Чикойский монастырь (ист.-археол. исследование) // Иннокентьевские чтения. – Чита, 1998; Дроботушенко Е. В., Филимонов А. В. Василий Надежин – подвижник веры и образования // Роль интеллигенции в духовном развитии о-ва. – Чита, 1999; Косых В. И. Заб. епархия накануне и в годы 1-й рос. революции. – Чита, 1999; Дроботушенко Е. В. Православные монастыри Заб. во 2-й пол. XIX–XX в.: Автореф. дис. канд. ист. наук. – Чита, 2001; Косых В. И. Церковно-монастырское рыболовство в епархии Вост. Сиб. в кон. XIX – нач. XX в. // Действующая структура. Проблемы формирования гуманитарной среды: Науч. альманах. – Чита, 2002.
Комментарии и обсуждение
Крестный ход от села Урлук до бывшего Чикойского мужского монастыря проходит ежегодно в день памяти иконы Пресвятой Богородицы, которая называется «Споручница грешных». В честь этого образа когда-то в монастыре был освящен храм, и полтора века назад зародилась традиция крестного хода с иконой «Споручница грешных». В этом году крестный ход собрал более тысячи паломников.
Забайкальский Афон
В Читинской епархии возрождается старинный Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь.
Просим помощи в возрождении Забайкальского Афона. Дорогие братья и сестры, все, у кого есть желание и возможность оказать посильную помощь в возрождении Православной обители! С нижайшим поклоном и убедительной просьбой обращается к вам наместник Чикойского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Забайкалье иеромонах Евстафий (Третьяков).
Преподобный Варлаам Чикойский.
Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь расположен в восьми километрах от села Урлук Забайкальского края на одной из сопок Чикойского хребта. В 1820 году здесь построил келью отшельник Василий Надежин. В 1824 году на пустынника наткнулись охотники, и вскоре молва о благочестивом старце распространилась среди местного населения.Пустынь стали посещать как живущие неподалеку староверы, которых он выводил из раскола, так и именитые граждане из Кяхты. Весть о пустыннике дошла до епархиального начальства. В 1828 году Василий Надежин был пострижен в монахи с наречением имени Варлаам и рукоположен в священный сан.
Епископ Михаил благословил «устроение Чикойского скита на твердом основании» и обязал иеромонаха Варлаама соорудить в скиту храм, руководить собранной братией и проводить миссионерскую работу среди монгольского, бурятского и старообрядческого населения. В 1835 году скит был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи. Особо почитал старца Варлаама и его скит Архиепископ Нил (Исакович), который неоднократно посещал Чикойскую пустынь. Он исходатайствовал на устройство Чикойской обители у Священного Синода три тысячи рублей и сам руководил планировкой и застройкой Забайкальского Афона, как стали называть монастырь. Архиепископом Нилом иеромонах Варлаам был возведен в сан игумена.
На территории монастыря было построено три храма: собор в честь Рождества Иоанна Предтечи, а также две церкви: в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и во имя преподобного Варлаама Хутынского, Небесного покровителя основателя монастыря. К монастырю относилась также церковь во имя Великомученика Пантелеимона в скиту при Ямаровских минеральных водах. С самого своего основания монастырь вел миссионерскую деятельность среди бурят, при нем располагалась школа.
Видя благочестие и искренность игумена Варлаама, жители окрестных старообрядческих сел стали принимать единоверческих священников. Всего трудами игумена Варлаама было обращено из раскола около пяти тысяч староверов. Успехи единоверия на Чикое стали известны далеко за Уралом.
В 1845 году старец Варлаам почувствовал упадок сил, но продолжал трудиться на пользу обители и окрестных жителей. В январе 1846 года он совершил последнее свое миссионерское путешествие — прощание с паствой Урлукской волости. В обитель преподобный вернулся больным и 23 января 1846 года скончался. Тело его было погребено близ главного храма обители. Позднее над могилой был устроен кирпичный памятник с могильной плитой.
Преподобный Варлаам Чикойский прославлен в соборе Сибирских святых в 1984 году, память 5 февраля/23 января и 23/10 июня. Святой Варлаам — единственный из подвижников, прославленный в лике святых в Забайкалье.
Крестоходцы у часовни преподобного Варлаама.
В 2002 году среди руин Чикойского монастыря было определено место захоронения преподобного Варлаама Чикойского и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 21 августа состоялось обретение его мощей, которые поместили в приделе Александра Невского Казанского собора города Читы. Но хотя мощи и перенесены с места их первого упокоения, благодать Божия на том месте остается и преподобный Варлаам равно ходатайствует за всех с верой притекающих к его мощам и к месту их былого упокоения.
В 1865 году кяхтинским промышленником М.Ф. Немчиновым Иоанно-Предтеченской обители была пожертвована икона Божией Матери «Споручница грешных». Чтимый образ Крестным ходом был перенесен из Кяхты в монастырь. В память об этом событии каждый год 11 июня (29 мая по старому стилю), в день празднования «Споручницы грешных», в Иоанно-Предтеченский монастырь совершается Крестный ход.Поначалу ходили несколько десятков человек, сегодня в нем идут более тысячи паломников из Читы, Иркутска, Улан-Удэ, других городов и даже из зарубежья.
В 1930-е годы строения монастыря были разрушены. Но вот настало долгожданное время возрождения обители в Чикойских горах Забайкальского края.
28 марта 2016 года Министерством юстиции Российской Федерации принято решение о регистрации Архиерейского подворья бывшего Иоанно-Предтеченского Варлаамо-Чикойского мужского монастыря Красночикойского района Забайкальского края Читинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Уже проведена большая работа: очистили территорию от мусора, построили часовню на месте разрушенного храма в честь Рождества Иоанна Предтечи и кельи для братии, но главное — организована молитвенная жизнь, регулярно совершаются Богослужения. Монастырь удален от Читы на 700 километров, а само село Урлук весьма немногочисленно. Поэтому нам очень нужна помощь. Мы просим всех неравнодушных людей откликнуться на нашу просьбу помочь в возрождении святой обители.
Иеромонах Евстафий (Третьяков),
наместник Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря.
Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка 4276 8740 1131 7408 Третьяков Олег Иванович (иеромонах Евстафий).
В графе «наименование платежа» просим обязательно указать: «пожертвование на восстановление Иоанно-Предтеченского Варлаамо-Чикойского мужского монастыря Красночикойского района Забайкальского края».
Почтовые переводы присылайте по адресу: 673055 Забайкальский край, Красночикойский район, с. Урлук, ул. Заводская, 117, храм Илии Пророка, иеромонаху Евстафию (Третьякову Олегу Ивановичу).
Тропарь преподобному Варлааму Чикойскому, глас 4.
Ангельски на земли поживших / и со ангельскими чинми на небеси ныне светло ликующих святых, / в земли сибирстей просиявших, песньми почтим / радуйся, преподобный отче богоносный Ваарламе, /подвиги и молитвами твоими яко звезды / тьму полуночных стран озаривший, / ты моли о нас Превечнаго Бога.