урок это основная форма организации обучения
Сообщение на тему: «Урок как основная форма организации обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сообщение на тему: «Урок как основная форма организации обучения»
Печерской Алены Ш-21 группы
Возможность осуществления педагогического процесса в виде различных форм известна всем, но среди всего разнообразия основное место занимает – урок (занятие) – главный модуль учебного процесса, в котором и происходит взаимодействие педагога и учащегося.
Урок (занятие) – это в свою очередь форма организации, которая обеспечивает адекватную учебно-познавательную деятельность, не зависимо от количественного состава учащихся, т.е. будь-то это класс, состоящий из 20 человек, или же это индивидуальные занятия. Наша система образования предполагает урок, как главную единицу организации обучения.
Система дополнительного образования, несколько нивелирует само понятие урока, т.к. в первую очередь ставит перед собой задачу организации досуга для учащихся. Следовательно занятия в рамках тех или иных объединений не всегда можно четко определить, как урок. От самого понятия урока,
Задачи и принципы учебного процесса во многом определяются пониманием и выполнением педагогом поставленных перед ним социальных и педагогических требований. Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.
К дидактическим, требованиям относятся:
Четкое определение образовательных задач урока и определение конкретного места в общей системе.
Определение адекватного содержания урока в соответствии с учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
Выбор рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
Применение на уроке принципов и условий успешного обучения.
Воспитательные требования к уроку:
Постановка воспитательных задач урока
Формирование у учащихся моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.
Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.).
Соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку:
Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, с учетом повсеместного внедрения компьютерных технологий, рационально было бы использовать и достижения компьютерных технологий.
При условии выполнения выше перечисленных требований урок можно назвать эффективным.
Надо сказать, что данные требования уместны, как для преподавания предметов в рамках школьного образования, так и в сфере дополнительного образования, даже без конкретизации по предметам.
Нельзя забывать и о качественных особенностях уроков, которые определяются содержанием, применяемым методическим материалом, спецификой образовательного учреждения, и конечно же индивидуальными особенностями педагога ученика.
Возможны следующие варианты уроков.
Рассмотрим на примере музыкальных занятий в рамках дополнительного образования:
Урок направленный на приобретение новых знаний и навыков (обучение нотной грамоте, навыки игры на фортепиано).
Урок направленный на закрепление знаний и навыков. Это наиболее часто встречающийся тип урока, его цель – это усовершенствование музыкально-исполнительских способностей ученика.
Урок направленный на приобретение умения выполнения самостоятельно домашней работы. Цель такого урока научить ребенка логической, самостоятельной и систематической работе дома. (выполнение домашнего задание, отработка умений игры на фортепиано).
Урок, направленный на углубление и отшлифовку исполнительских возможностей ученика. Такой урок, как правило, проводится перед публичным выступлением. Основная задача этого урока исполнение учеником всего произведения целиком. Здесь очень важно не вносить поправки во время исполнении произведения и не прерывать игру, т.к. это нарушает концентрацию внимания ученика, контроль за своим исполнением и течение музыкальных мыслей, создающих душевный настрой исполнителя. После проигрывания всего сочинения целиком ученик должен сам указать на то, что не удалось осуществить и каким образом можно избежать повторения замеченных недостатков.
Исследуя урок, как форму взаимодействия педагога и ученика в образовательном процессе, нельзя забывать и о его структуре, как таковой.
Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. Не мало важное значение на структуру урока оказывает влияние творческого подхода педагога, так называемый “педагогический подчерк”.
Подготовка к проведению урока музыки, начинается с изучения методического материала и подбора музыкальных произведений относительно уже имеющихся навыков у воспитанника, составления плана проведения урока в произвольной форме, но наличие следующих пунктов в плане занятия обязательно присутствует:
дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
название темы урока; (если это занятия по сольфеджио или музыкальной литературе).
задачи, которые ставит перед собой педагог;
структура занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
содержание учебного материала;
методы и приемы работы педагога и учащегося в каждой части урока;
учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные и технические средства обучения;
В ходе урока педагог стремится обеспечить активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: коллективную уроки сольфеджио и музыкальной литературы, где занятия проводятся в классах, в коллективной форме, и индивидуальную, т.е непосредственно уроки специальности – обучение игре на фортепиано.
Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с другими учащимися, поэтому индивидуальная работа должна сочетаться с коллективными формами ее организации. Именно поэтому при обучении музыке существует такая форма взаимодействия, как отчетные концерты, где каждый из учеников может показать свои умения полученные в ходе занятий.
Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.
Среди педагогов есть решительные противники всякой схемы урока. Они считают, что каждый урок должен иметь неповторимую структуру, т.е. быть источником вдохновения для творческой деятельности преподавателя. Но это не совсем так. Характерной особенностью, например, преподавания игры на фортепиано является индивидуальный характер обучения, который дает возможность учитывать индивидуальные способности и личные качества ученика и уж точно никогда нельзя говорить о том, что каждое занятие похоже на предыдущее, т.к. существует масса независимых переменных, в том числе и субъективного характера, которые априори отменяют однотипность взаимодействия педагога и ученика.
Таким образом, можно выбирать методы, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру определенного ученика. В этом, конечно, кроется опасность, что учитель станет использовать для уроков с отдельными учащимися шаблон или, лишь узко ограниченные методические средства, что может, со временем привести к ослаблению интереса к работе у ученика.
В заключении, необходимо отметить, что педагогическое искусство состоит не в том, что преподаватель обязан строго соблюдать план урока, а в его способности разрешать непредвиденные ситуации, возникающие на уроке, причем ненавязчивым и интересным образом, так чтобы это не повредило главной линии развития ученика. Ведь главной целью любого урока является в первую очередь формирование правильного вектора развития личности ученика, приобретения знаний, усвоения норм поведения, построение моделей поведения относительно окружающего социума, а в данном рассматриваемом случае – это еще и умение играть на фортепиано.
Урок как основная форма организации обучения в школе
С позиций целостности педагогического процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальной формой организации обучения. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Урок — это основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формирования умений и навыков и личностного развития всех учащихся.
В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.
Типология уроков. Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Так, И.Н. Казанцев выделяет типы уроков по способу их организации или ведущему методу обучения: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, киноурок, урок самостоятельной работы, лабораторные и практические уроки, уроки с разнообразными видами заданий.
Все остальные классификации типов уроков, предложенные С.В. Ивановым, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, В.А. Онищук, Г.И. Щукиной, мало чем отличаются друг от друга. В их основе лежит ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения:
· уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;
· уроки закрепления и повторения знаний;
· уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
· уроки выработки и закрепления умений и навыков;
· уроки проверки знаний и разбора проверочных работ;
· комбинированные, или смешанные, уроки.
Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока такова: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.
Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в третьих — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.
Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.
Уроки проверки (контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.
Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы.
Тенденции развития урока. Урок как организационная форма обучения — явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и в его направленности на творческое развитие сущностных сил учащихся.
Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является широкое использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий и т.п.), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и особенно коллективных форм обучения.
Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения; в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, использование этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя как раз в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.
В современной практике обучения применяются нетрадиционные видыурока, среди которых можно назвать путешествие, концерт, суд, диспут, брифинг, пресс-конференцию, заочную экскурсию, КВН, конкурс «Что? Где? Когда?» и др. Все это многообразие видов урока по существу выступает модификациями урока-игры.
Требования к современному уроку. Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в организационных и собственно дидактических требованиях.
К первой группе требований относятся внешняя организованность, внутренняя целенаправленность и четкое построение урока. Внешняя организованность связана со своевременным началом и окончанием урока; соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проведении урока.
Внутренняя целенаправленность предполагает ясно сформулированные цели и задачи как всего урока, так и отдельных его этапов; своевременное и четкое их доведение до сознания учащихся; отбор наиболее рациональных методов и средств обучения в строгом соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, особенностями класса, возможностями учителя.
Четкое построение требует целесообразного разделения урока на этапы в соответствии с уровнем подготовленности учащихся; ясного представления учителем и учащимися характера и последовательности работы на каждом этапе урока; логической взаимосвязи в переходах от одного этапа урока к другому; целесообразной смены видов и форм работы.
Дидактические требования к уроку сводятся к его содержательной ценности, созданию благоприятного микроклимата, интенсификации и оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся, высокой результативности.
Содержательная ценность урока обусловлена выбором в изучаемом учебном материале наиболее значимых для развития личности разделов и тем; четким пониманием учителем развивающего, обучающего, воспитывающего потенциала отобранного учебного материала.
Создание благоприятного микроклимата требует осуществления индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся на основе учета различий в познавательной и эмоционально-волевой сферах учащихся; совместного творческого взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой; создания ситуации удовлетворенности успехами в обучении; объективности в оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Интенсификация и оптимизация предполагают насыщенность урока разнообразными и результативными учебно-познавательными действиями; рациональное использование каждой минуты урока; отсутствие перегруженности на уроке, сокращение объема домашнего задания; своевременное и рациональное использование технических и информационных средств обучения и возможностей кабинетной системы.
Высокая результативность связана с осуществлением межпредметных и внутрипредметных связей; актуализацией опорных знаний, умений и навыков при переходе к новому материалу; нацеленностью на максимально высокие результаты, которых можно достичь в данном классе.
Реализация всего комплекса требований к современному уроку требует от учителя тщательной и основательной подготовки к его проведению.
Подготовка учителя к уроку. Эффективный урок – это не только рациональная конструкция, но и творческий проект учителя. В нем должны быть заложены его авторская идея, замысел, выявляться индивидуальный стиль. Обстоятельства обучения настолько разнообразны и многогранны, что точно учесть их заранее невозможно, поэтому, опираясь на основные факты, примерные правила и алгоритмы, необходимо составить творческий сценарий урока, предвосхитить планируемые ситуации обучения.
Подготовка к уроку представляет собой разработку комплекса мер, выбор такой его организации, которая в конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяют три этапа: диагностику; прогнозирование; проектирование (планирование). При этом имеется в виду, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в учебном предмете.
Диагностика заключается в изучении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры ypoкa и затрат времени на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний и умений.
Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального для решения целей урока.
Проектирование (планирование) – это завершающая стадия подготовки урока, оканчивающаяся разработкой плана (для опытных учителей) или конспектом урока (для начинающих учителей).
План урока – это краткий и конкретный произвольно составленный рабочий документ, в котором отображается методический вариант его организации. В плане обычно указываются тема и цель урока (образовательная, развивающая, воспитательная), распределение времени по этапам (проверка задания, объяснение нового, упражнения и т.д.), кратко поясняется содержание и методы изучения и проверки усвоения учебного материала, отмечается домашнее задание. Полезно наметить запасные варианты на случай несовпадения реального хода урока с запланированным и подготовить дополнительный материал для тех, кто раньше других справится с заданиями, или на случай, если запланированное удалось выполнить в более сжатое, чем предполагалось, время.
Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока, отражающие такие моменты, как дата проведения урока и его номер по тематическому плану; название темы урока и класса, в котором он проводится; цели обучения, воспитания и развития школьников; оборудование, необходимое для проведения урока; структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; описание хода урока, раскрывающее содержание учебного материала; методы и приемы работы учителя в каждой части урока; задание на дом.
Качество каждого урока и всей системы обучения во многом определяется стремлением и умением учителя осуществлять педагогическую рефлексию (анализировать и адекватно оценивать свою деятельность). Учитель, анализируя проведенный урок, выявляет то, что удалось, и то, что не удалось, ищет возможности дальнейшего совершенствования процесса обучения.