урок как форму организации обучения обосновал кто

Урок как основная форма образовательного процесса

Вы будете перенаправлены на Автор24

История развития урочной формы обучения

Урок – это форма организация учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специальной учебной программе.

Урочная форма организации обучения была внедрена в образовательную практику в период развития классно-урочной формы обучения. Ее развитие прошло длинный исторический путь, но она не утратила своей актуальности и по сей день используется учебными учреждениями.

В развитие урочной формы организации учебного занятия можно выделить следующие этапы:

Сущность и признаки урока

Урок является многогранным, многоплановым и многофакторным явлением образовательного процесса. Он предполагает взаимосвязь и взаимодействие целей, задач, методов, содержания, внешних и внутренних факторов, материального снабжения учебно-воспитательной деятельности.

Урок реализуется по конкретному плану и имеет поэтапную реализацию. Каждый урок наделен конкретными временными рамками т.е. его проведение не может быть бесконечным или свободным. Как правило, уроки проводятся по 40-45 минут с небольшими перерывами между ними. Они заранее планируются педагогом т.е. распределяются временные ресурсы на проведение каждого этапа занятия.

Урок характеризуется рядом признаков. К ним относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура урока

Структура урока – это расположение составных компонентов уроков в соответствии с логической, организационной и психологической целостностью.

В общем виде структуру урока можно представить следующим образом:

Данная структура может быть изменена: дополнена иными пунктами и сокращена в зависимости от конкретного назначения урока, его содержания, особенностей темы и т. д.

Рисунок 2. Рациональная структура урока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правила эффективной организации урока

Чтобы урок приносил должный образовательный эффект, его организация требует соблюдения ряда правил. К ним относятся:

Источник

Онлайн-тест «Современный урок» с ответами

Онлайн-тест «Современный урок»

1. Урок как форму организации обучения обосновал:

Я. А. Коменский.

2. Какие задачи решает современный урок?

образовательную, воспитательную, развивающую.

проблемного обучения и личностного развития.

информационную и контрольно-оценочную.

3. Главная форма организации учебного процесса — это:

урок.

4. Признаки, характеризующие современный урок:

наличие технологической карты урока, формирование УУД.

развитие каждой личности, в процессе образования, реализация идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

использование ИКТ-технологий, реализация идеи дифференцированного обучения, наличие технологической карты урока.

5. Целью каждого урока является:

познание, воспитание и развитие.

формирование познавательных УУД (универсальные учебные действия*).

6. Критерии эффективности современного урока:

обучение через открытие, наличие дискуссии, самоопределение, развитие личности.

инновационные технологии, авторитарность, развитие интеллектуальных способностей.

самореализация, развитие коммуникации, моделирование проблемных ситуаций, дифференциация, рефлексия.

7. Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?

определить педагогическую технологию, с помощью которой будет реализован урок.

определить, какими должны быть критерии результативности урока.

четко спроектировать урок.

8. Системно-деятельностный подход предполагает:

внедрение ИКТ в реализацию урока.

мотивированность образовательного процесса.

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта.

9. Деятельностный подход — это такой метод, при котором:

одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащийся быстрее продвигается в своем развитии.

после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

10. Основные компоненты современного урока:

организационный, побудительный, проверочный, содержательный, оценочный, рефлексивный.

организационный, проверочно-оценочный, репродуктивно-обобщающий, рефлексивный.

организационный, целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, контрольно-оценочный, аналитический.

11. Использование информационных технологий на уроке ведет к:

формированию у обучающихся навыков работы с компьютером, возможности дистанционного обучения, получения большего объема информации.

повышению эффективности обучения, осуществлению индивидуального подхода в обучении, расширению объёма предъявляемой учебной информации, повышению качества контроля знаний обучающихся и разнообразию его формы.

уменьшению коммуникативной активности, снижению читательского интереса обучающихся, ухудшению здоровья школьников.

12. Какой принцип организации современного урока базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения?

Источник

Классно-урочная система Я. А. Коменского

Ян Амос Коменский – это знаменитый педагог, философ и писатель из Чехии, который оставил после себя работы по педагогике, которые по сей день являются основополагающими для научной теории и практики. Основной мыслью работ автора является постоянное совершенствование общества через совершенствование отдельных его членов. Причем совершенствование в первую очередь должно касаться духовности и характера человека.

Часть работ Я.А Коменского носит богословский характер, часть же посвящена сугубо вопросам педагогики. Педагогические идеи исследователя стали основой для создания и развития системы воспитания.

В большинстве работ по педагогике автор обобщил передовые идеи ведущих педагогов своего времени, ввел и обосновал ряд педагогических положений, активно связывал учебную деятельность с домашней и общественной работой человека. Все свои идеи Коменский активно подкреплял примерами из собственного опыта взаимодействия с подрастающим поколением.

Педагог был уверен, что в деле воспитания детей должны срабатывать законы природы, а вся школьная работа должна быть природосообразной. На основе этого убеждения Коменский предложил собственный метод обучения, а также предложил ряд показателей, которые могли применяться для оценки работы педагога и его подопечных. Свои идеи автор изложил в большом количестве сочинений, наиболее полным из которых является «Великая дидактика».

Требования к организации учебного процесса

Основные требования Коменского к организации учебного процесса следующие:

Фактически, Коменский внедрил в учебный процесс принцип наглядности, который активно используется педагогами по сей день. А его идея двигаться от простого к сложному и от частного к общему стала альтернативой главенствующим в то время схоластическому подходу к обучению. Все это создало условия для развития у детей интереса к обучению.

Важное значение исследователь придавал дисциплине как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей, важности учебного труда и развития навыков самообслуживания, учете уровня развития ребенка и имеющихся у него знаний. Если методы, которые использует преподаватель, соответствуют уровню учащихся, у последних будет развиваться интерес к познанию мира.

Начиная с работ Коменского стало меняться отношение к среднему учебному заведению. Если раньше здесь давали необходимый минимум знаний, то теперь школа стала местом формирования личности.

Формы организации обучения, предложенные Коменским, до сих пор дают мощные импульсы для развития европейского общества, являются актуальными и востребованными.

Обоснование классно-урочной системы

Я.А. Коменский был одним из первых, кто стал рассматривать урок как форму организации обучения в школе. Он обосновал и применил классно-урочную систему обучения, доказал ее целесообразность и эффективность.

До этого основной формой работы была индивидуальная работа учителя и ученика. Такая форма организации имела свои очевидные плюсы:

Коменский предложил новую форму работы, которая предполагала:

Школьный режим, существующий в то время, а также индивидуальную работу с учеником автор подвергал резкой критике. Педагог ввел новые правила классно-урочной системы, согласно которым:

Согласно рекомендациям Коменского, на каждом из уроков 25 % времени должно отводиться на изучение нового материала, а оставшиеся 75 % времени на выполнение упражнений. Фактически, это комбинированный тип урока, который используется в работе педагога чаще прочих.

Автор рекомендовал делить урок на 3 основные части:

По мнению Коменского домашние задания не должны быть трудоемкими, так как самостоятельная работа у ребенка может вызывать затруднения, вызывать сложности в изучении нового материала. Роль домашнего задания свелась к быстрому повторению пройденного материала и закреплению материала.

Именно с работ Я.А. Коменского начала свое развитие дидактическая система классно-урочного обучения, что составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики.

Источник

Онлайн-тест «Современный урок» с ответами

Онлайн-тест «Современный урок»

1. Урок как форму организации обучения обосновал:

Я. А. Коменский.

2. Какие задачи решает современный урок?

образовательную, воспитательную, развивающую.

проблемного обучения и личностного развития.

информационную и контрольно-оценочную.

3. Главная форма организации учебного процесса — это:

урок.

4. Признаки, характеризующие современный урок:

наличие технологической карты урока, формирование УУД.

развитие каждой личности, в процессе образования, реализация идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

использование ИКТ-технологий, реализация идеи дифференцированного обучения, наличие технологической карты урока.

5. Целью каждого урока является:

познание, воспитание и развитие.

формирование познавательных УУД (универсальные учебные действия*).

6. Критерии эффективности современного урока:

обучение через открытие, наличие дискуссии, самоопределение, развитие личности.

инновационные технологии, авторитарность, развитие интеллектуальных способностей.

самореализация, развитие коммуникации, моделирование проблемных ситуаций, дифференциация, рефлексия.

7. Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?

определить педагогическую технологию, с помощью которой будет реализован урок.

определить, какими должны быть критерии результативности урока.

четко спроектировать урок.

8. Системно-деятельностный подход предполагает:

внедрение ИКТ в реализацию урока.

мотивированность образовательного процесса.

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта.

9. Деятельностный подход — это такой метод, при котором:

одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащийся быстрее продвигается в своем развитии.

после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

10. Основные компоненты современного урока:

организационный, побудительный, проверочный, содержательный, оценочный, рефлексивный.

организационный, проверочно-оценочный, репродуктивно-обобщающий, рефлексивный.

организационный, целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, контрольно-оценочный, аналитический.

11. Использование информационных технологий на уроке ведет к:

формированию у обучающихся навыков работы с компьютером, возможности дистанционного обучения, получения большего объема информации.

повышению эффективности обучения, осуществлению индивидуального подхода в обучении, расширению объёма предъявляемой учебной информации, повышению качества контроля знаний обучающихся и разнообразию его формы.

уменьшению коммуникативной активности, снижению читательского интереса обучающихся, ухудшению здоровья школьников.

12. Какой принцип организации современного урока базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения?

Источник

Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

О теме. Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть — актуальный урок. Каким именно должен быть современный урок — решать каждому учителю лично, но на сегодняшний день по ФГОС современный педагог обязан изучать и применять современные образовательные технологии на уроке.

Зачем это учителю? Данный тест дает педагогам возможность проверить свои теоретические знания в сфере современных методик обучения. При успешном завершении тестирования учитель сможет получить диплом или сертификат, подтверждающий знание темы.

1. Урок как форму организации обучения обосновал:

Вы ответили верно
Целесообразность классно-урочной системы обучения и пути ее внедрения обосновал в XVII в. Я.-А. Коменский. Эта система давала возможность учителю одновременно обучать многих учеников. Она предусматривала комплектования учебных групп (классов) детьми одного возраста и с одинаковым подготовкой и обучение их по одной программе. Ее эффективность была настолько очевидной, что вскоре урок стал ведущей организационной формой обучения в школах многих стран мира.

2. Какие задачи решает современный урок?

образовательную, воспитательную, развивающую.

проблемного обучения и личностного развития.

информационную и контрольно-оценочную.

3. Главная форма организации учебного процесса — это:

4. Признаки, характеризующие современный урок:

наличие технологической карты урока, формирование УУД.

развитие каждой личности, в процессе образования, реализация идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

использование ИКТ-технологий, реализация идеи дифференцированного обучения, наличие технологической карты урока.

5. Целью каждого урока является:

познание, воспитание и развитие.

формирование познавательных УУД (универсальные учебные действия*).

6. Критерии эффективности современного урока:

обучение через открытие, наличие дискуссии, самоопределение, развитие личности.

инновационные технологии, авторитарность, развитие интеллектуальных способностей.

самореализация, развитие коммуникации, моделирование проблемных ситуаций, дифференциация, рефлексия.

Вы ответили верно
Основные критерии эффективности современного урока: самореализация развитие коммуникации моделирование проблемных ситуаций дифференциация рефлексия

7. Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?

определить педагогическую технологию, с помощью которой будет реализован урок.

определить, какими должны быть критерии результативности урока.

четко спроектировать урок.

Вы ответили верно
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

8. Системно-деятельностный подход предполагает:

внедрение ИКТ в реализацию урока.

мотивированность образовательного процесса.

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта.

Вы ответили верно
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

9. Деятельностный подход — это такой метод, при котором:

одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащийся быстрее продвигается в своем развитии.

после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Вы ответили верно
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

10. Основные компоненты современного урока:

организационный, побудительный, проверочный, содержательный, оценочный, рефлексивный.

организационный, проверочно-оценочный, репродуктивно-обобщающий, рефлексивный.

организационный, целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, контрольно-оценочный, аналитический.

Вы ответили верно
Основные компоненты современного урока: 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

11. Использование информационных технологий на уроке ведет к:

формированию у обучающихся навыков работы с компьютером, возможности дистанционного обучения, получения большего объема информации.

повышению эффективности обучения, осуществлению индивидуального подхода в обучении, расширению объёма предъявляемой учебной информации, повышению качества контроля знаний обучающихся и разнообразию его формы.

уменьшению коммуникативной активности, снижению читательского интереса обучающихся, ухудшению здоровья школьников.

Вы ответили верно
Использование информационных технологий на уроке ведет к. повышению эффективности обучения, осуществлению индивидуального подхода в обучении расширению объёма предъявляемой учебной информации повышению качества контроля знаний обучающихся и разнообразию его формы

12. Какой принцип организации современного урока базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *