урок на тему рождество
Конспект занятия «Рождество Христово»
Ольга Корелякова
Конспект занятия «Рождество Христово»
Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.
— познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова;
— расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;
— привлечь внимание детей к христианским традициям;
— воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.
Предварительная работа: Посещение церкви; ознакомление с иконами «Рождество Христово»; картинами великих художников, которые повествуют о Рождестве; чтение. Евангелие для малышей, сборника рождественских рассказов, стихов, колядок и песнопений; заучивание стихотворений.
Материал: проектор; экран; компьютер; Рождественский вертеп; белая бумага, клей, ножницы.
Ход мероприятия:
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.
— Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
— Что происходит в этот день?
— А почему поздравляют в этот день именно вас?
— А кто знает, что такое Рождество Христово?
— Когда его празднуют?
— Рождество в нашей стране празднуют7 января.
В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества
6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос.
— Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?
Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида.
Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались,но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом.
Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении.
Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.
Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения.
Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами).
Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу.
Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу.
Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны)
И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок)
Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих
Птенчики сидят в гнезде. (присели, руки под подбородок)
Ярко звездочки горят — (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами
(все пальцы свели и резко развели)
Нам о Боге говорят. (указательным пальцем показали на небо)
Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.
Праздник Рождества любят взрослые и дети.
7 января в Рождество Христово, уже после праздничной службы в церкви, начиналось веселие. Каждый день люди гуляли возле своих деревень, пели песни, наряжались в диковенные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами, исполняя специальные песни, которые назывались колядками. Люди радовались, если к ним заходили колядовщики, ведь это считалось хорошей приметой. И гостей старались угостить пряниками или пирогами.
На день рождения принято дарить подарки. Давайте и мы светому младенцу подарим маленьких ангелочков, которые будут оберегать его пока он маленький.
Конструирование из бумаги «Рождесвенские ангелочки».
(музыка во время работы «Звездочки ярко сияли»).
Готове работы дети несут к Рождественскому вертепу.
А теперь, ребята отгадайтеРождественские загадки:
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).
И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские … (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании … (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился … (Иисус Христос).
Подведение итогов. Рефлексия.
— Ребята, что нового вы узнали о Рождестве Христовом,
— О христианских традициях?
— Кто такой Иисус Христос?
— Что принесли волхвы в дар младенцу?
Прикреплённые файлы:
Сценарий праздника «Рождество Христово» Автор: Колесова Юлия Викторовна –музыкальный руководитель г. Петровска Саратовской области. МБДОУ детский сад №17 «Рождественский» Сценарий.
Фотоотчет «Встречаем Рождество Христово!» Наступило Рождество Христово. Морозной свежестью чищается воздух, падают снежинки и перекликаются с блеском ночных звезд. В такую же ночь,.
Досуговое мероприятие для детей 6–7 лет «Рождество Христово» Цель. Приобщать детей к русской народной культуре, народным традициям. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать.
Рождество Христово в Екатеринбурге (фотозарисовка) С Рождеством!В нашем городе Екатеринбурге был 10-й международный фестиваль скульптуры изо льда «Вифлеемская звезда».Приглашаю на экскурсию.
Лэпбук «Рождество Христово» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию лэпбук, посвященный светлому празднику Рождества Христова. Задачи лэпбука: •.
Сценарий праздника «Рождество Христово» Ведущая: Дети, наши встречи у нарядной елочки продолжается. На пороге большой христианский праздник – Рождество. А вы знаете, что это за.
Праздник «Рождество Христово» для детей 6–7 лет Праздник «Рождество Христово» для детей 6-7 лет. Цель праздника: создание у детей представления об истории праздника Рождества Христова.
Сценарий праздника «Рождество Христово» Сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников Рождество Христово, Цель: 1. Познакомить детей с православным праздником.
Конспект урока «Рождество Христово»
Цель: знакомство детей с событиями и традициями, связанными с праздником Рождества Христова.
Задачи:
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). (Слайд 3)
— Девизом нашего урока будет высказывание. Прочитайте его. (Хорош праздник после трудов праведных.)
— Чем является данное высказывание?
— Как понимаете смысл данной пословицы?
— Что такое праздник?
— Обратимся к словарю. Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.
Слово образовалось как суффиксальное производное от старославянского праздьнъ, «праздничный». Буквальное значение — «день, не занятый делами, свободный от работы».
— А какие праздники вы знаете?
— Сгруппируйте праздники, пользуясь таблицей. (Слайд 4)
— Все ли праздники празднуют одинаково?
— У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своя музыка. Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение. (Приложение 1) (Слайд 5)
— Как вы думаете, о каком празднике идет речь? Почему вы так думаете?
— К какой из трех групп праздников можно отнести «Рождество Христово»?
2. Постановка цели и учебных задач. (Слайд 6)
3. Актуализация знаний.
— Почему этот праздник так называется?
— Что вам известно об этом празднике?
— А вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе? А в России?
— Да, в Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество, а в России – 7 января – Рождество Христово.
— А какое событие легло в основу этого праздника?
— А раз мы говорим о рождении младенца, то обязательно должны знать… (кто его родители)
— Как звали родителей Иисуса?
— Что вам известно о них?
Учитель:
Люди давно ожидали рождения Спасителя.
— Почему люди ожидали рождения Спасителя? В каком городе по предсказанию пророков должен был родиться Спаситель?
Учитель: (Слайд 9 – 10 )
Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме. Вифлеем был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий. Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид, должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф и Дева Мария.
Праведный Иосиф и Пресвятая Дева отправились в путь. (Мультфильм «Рождество Христово» Приложение 2).
— Как на свет появился спаситель?
— Что такое ясли? Встречается ли данное слово в современной жизни?
— Кто первым узнал о рождении Спасителя?
— Как вы думаете, что сказал им Ангел?
— Что послужило ознаменованием рождения Иисуса Христа?
Учитель: (Слайд 11)
В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе загорелась большая звезда. А раньше считалось, что при рождении великих людей загорается яркая звезда. Эту звезду увидели три мудреца их еще называют волхвами: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, жившие на Востоке. Они поняли, что ожидаемый всем миром Царь уже родился. Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2).Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».
— Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус?
— А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец?
Учитель: (Слайд 12- 14)
Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
Физминутка
— Что вы знаете о праздновании Рождества на Руси и в России?
Учитель: (Слайд 15)
Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.
Давайте разберемся с датами. Сегодня мы уже говорили о том, что в Европе Рождество празднуют 25 декабря, а в России – 7 января.
— С чем связано это расхождение?
Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.
Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.
— Как называется день перед Рождеством? (Слайд 16)
День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.
После Сочельника наступал великий церковный праздник – Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать – считалось, что это привлечет неудачу. Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает нечистая сила. Она празднует последнюю ночь на земле, потому что с рассветом должна будет исчезнуть.
Раз ночь такая волшебная, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.
— Знаете ли вы, что такое колядки? (Слайд 17)
Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в козла, кто в русалку, кто в лешего. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.
Колядки – задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.
Посмотрите на картину:
Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке) (Слайд 18)
Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.
А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка – не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.
Ф.Достоевский «Божий дар» (Слайд 19)
— Кого же называют самым добрым, ласковым и чутким?
— Ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение, посмотрели мультипликационный фильм, прочитали поэтическое произведение, посвященные великому празднику Рождество.
— А какой еще вид творчества позволяет нам глубже окунуться в атмосферу удивительного события – рождения Спасителя?
— Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника.
(Показ иконы) (Слайд 20)
— Что вы на ней видите?
— Что мы видим в центре иконы?
— Почему Младенец родился в бедной пещере?
— Кто изображён наверху?
— Что пели ангелы в ночь Рождества Христова?
— Как они узнали, что родился Спаситель?
— Кто еще изображен на иконе справа и слева от пещеры?
— Как узнали о рождении Спасителя пастухи?
— А как узнали о рождении младенца волхвы?
— Кто находится внизу иконы?
— А ещё внизу изображено как омывают младенца.
— Что еще изображено на иконе?
5. Первичное закрепление.
— Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф)
— А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог)
— Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов.
— Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество)
— Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли)
— Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда)
— Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех)
-Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары)
-Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем)
6. Рефлексия деятельности. Итог урока. (Слайд 23)
— О каком празднике мы сегодня говорили?
— Что нового вы узнали на уроке?
Источники информации
Внеклассное занятие с презентацией на тему: «Рождество»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Рождество в России.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
РОЖДЕСТВО В РОССИИ
Новый год у древних славян обычно совпадал с началом весны. Его праздновали в день весеннего равноденствия – 21 марта.
В 1492 году великий князь Иван III постановил отмечать Новый год 1 сентября
Весь декабрь в деревнях на Руси ждали Светлого Рождества Христова. К нему готовились, очищаясь Филипповским постом Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем
В крестьянском быту к рождественскому сочельнику хозяйки прибирали избы и горницы : мыли, белили своё жилище, завершали Варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а так же приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.
Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги. Половину собранных денег полагалось отнести в церковь
В городах также с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями, делали из различных материалов страшные маски. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганы, карусели,
Царь Петр I изменил летоисчисление и способ празднования Нового года 1 января 7208 года (от Сотворения мира) объявили началом нового 1700 года (от Рождества Христова)
«Всем горожанам предписывалось «на своем дворе учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится, по ночам огни зажигать из дров или хвороста или из соломы».
Первое письменно зафиксированное свидетельство об украшении ёлки на Рождество относится к 1605 году: на Рождество некий немецкий путешественник пришел в Страсбург, бывший в то время вольным городом империи, пересек Рейн и увидел в домах тамошних жителей украшенные (но не освещенные) елки. Он писал по этому поводу: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи»
Обычай ставить в доме наряженную ель привезла в Россию Императрица Александра Фёдоровна (прусская принцесса Шарлотта)
Петербургские немцы привозили с собой в Россию свои обычаи и обряды
Как надо украшать ёлку к Рождеству
Выбранный для просмотра документ Рождество.doc
МКОУ «Лозовская СОШ»
Тема: Рождество. (Праздник)
Цели: 1. В увлекательной форме познакомить учащихся с традициями Рождества.
2. Активизировать познавательную активность первоклассников.
3. Развивать внимание, память, речь, творческие способности школьников
4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к культурному
наследию русского народа, отражённому в народных обычаях и традициях.
Оборудование: костюмы для инсценирования. Музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубны, бубенцы, колокольчики. Иллюстрации, изображающие Рождество; изображения зимних пейзажей. Карточки для учащихся « Рождественские колядки»; музыкальные записи; подсвечники со свечами; « мешок загадок».
I . Эмоциональный настрой.
Мальчишки и девчушки!
Всех зову на Рождество,
На сказки чудесные,
Всем петь и плясать –
II . Актуализация знаний учащихся.
— А что за праздник – Рождество?
( Выслушиваются ответы учащихся).
— Рождество – это день рождения Иисуса Христа. Вот уже около двух тысяч лет миллионы людей одной веры отмечают этот праздник.
А родился Иисус, по легенде, так…
Свечи зажигаются – Рождественская сказка начинается.
III . Чтение « Рождественской сказки».
Было это далеко-далеко, в древней стране Иудее. И так давно это было, что уж и не помнит никто, вот только из святой книги, что Библией называется, узнать можно. А рассказано там вот что.
Завоевали римляне древнюю страну Иудею. И захотелось римскому императору Августу узнать число людей в своём царстве, тогда повелел он сделать общую перепись. Каждый должен был записываться в том месте, откуда он родом. Вот и пошли добрый старый Иосиф и дева Мария в город Вифлеем, к которому они были приписаны. Они шли долго. Пришли в Вифлеем к ночи. В городе было так много приезжих, что праведный старец Иосиф и Дева Мария нашли себе пристанище лишь в пещере на окраине города, куда пастухи загоняют свои стада. В этой бедной пещере, ночью родился у Девы Марии сын. И назвали его Иисус, что означает Спаситель.
Мария спеленала его и положила в ясли – ящик, из которого кормят скот. С самого рождения не было у Иисуса ни мягкой постели, ни красивой колыбельки. Малышу хорошо было и в яслях, ведь его так любила и ласкала Мать.
Когда родился маленький Иисус, загорелась на небе новая звёздочка, да такая яркая, что далеко её было видно. На Востоке от Вифлеема жили люди богатые и умные – это были волхвы. Когда увидели они новую звезду, догадались, что родился Сын Бога на Земле. Волхвы хотели поклониться ему, но не знали, где найти его. И вот эта чудесная звезда пошла впереди их и указала им дорогу. Когда звезда остановилась, волхвы увидели Марию, а на руках у неё был младенец Иисус. Стали волхвы перед ним на колени, подали ему свои подарки: золото, ладан и ароматную смирну ( пахучую смолу растений). Волхвы поднесли ему эти подарки в знак того, что он царь земли и неба и нарекли младенца Христом, что значит царь. Иисус Христос родился для того, чтобы научить людей жить в радости и счастье. Но Иисус был царём необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворцов, ни трона, ни войска. А было у него одно лишь Слово. Но Слово это – божье, заветное. И учит оно всех людей на земле жить любовью, не враждовать, сохранять чистоту сердца и добрые помыслы. Слово Христа так же нужно людям, как воздух, вода, пища. Рождение Христа так важно, что от него ведут все народы счёт годам. Сейчас 2007 год. Значит, столько лет прошло с Рождества Христова.
Иисус Христос открыл всем нам великие тайны жизни, добра. Через него говорит с нами таинственный Создатель Вселенной.
IV . Калейдоскоп обычаев ( устные сообщения учащихся).
( Учащиеся выступают с устными сообщениями).
— В Германии принято дарить Рождественскую звезду. Сто лет назад это растение привезли из Мексики, у нас оно называется Молочай. При правильном уходе в Рождество на зелёном кустике красуется ярко-красный или розовый венчик, напоминающий звезду.
— Англичане готовятся к Рождеству заранее. Самое главное приготовить праздничный пудинг.
— В Бельгии на рождественский завтрак предлагается булочка в форме овала или двух кругов – намёк на новорожденного. В середину помещается раскрашенная медалька в форме звезды.
— Голландцы на рождество пекут пирожные с корицей в форме покровительствующих святых.
— В Португалии в конце Рождества дарят «кортиев пирог». Кроме цукатов и миндаля в нём запечены медаль и различные фигурки. Есть их необязательно – сюрприз означает: « мир дому твоему».
V . Выразительное чтение стихотворений, посвящённых празднику.
— Рождество рождает в душе человека самые светлые, прекрасные чувства. Поэтому многие поэты посвящали этому празднику свои произведения.
Послушаем некоторые из них.
По тверди зыбкой
Звёзды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далёких стран;
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.
…Так легко, как снежный пух,
Рождества крылатый дух
Сводит праздник на леса,
Чтоб от неба и земли
Светы встретиться могли,
Чтоб меж небом и землёй
Загорелся луч иной,
Чтоб от света малых свеч
Длинный луч, как острый меч,
Сердце светом пронизал,
Путь неложный указал.
VI . Инсценирование « Рождественские колядки».
Если в Святочную ночь вы, открыв двери, увидите на пороге незнакомых людей в чудной одежде, не удивляйтесь, к вам пришли ряженые. Ещё с порога они начинают славить хозяев, а те, в свою очередь, не должны остаться в долгу – гостей положено угощать.
Посмотрите, как это было…
Коляда, коляда, да накануне праздника.
Блин да лепёшка на заднем окошке.
Бабушка добра, дай лепёшки сдобной,
Хошь кисленькой да пшеничненькой!
Не режь, не ломай, лучше так подавай,
Открывай сундучок, подавай пятачок,
Не жалей пятачок, дай и гривенничек.
Дай кусочек пирога.
Ты не режь, не ломай,
Лучше весь подавай!
Стяну быка за рога,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или свинку с пятачком,
Или в спину кулачком.
Дай, хозяйка, пирожок.
Ох, спасибо, ребятушки.
Не забыли вы старушки.
Вот пятачки, вот гривеннички.
А дай бог тому, кто в этом дому,
Наделил бы вас господь
Уж ты, дядюшка Данила,
Золотая голова, шёлковая борода.
Открывай, дядя, окошки,
Подавай-ка нам лепёшки;
В коробейку – копейку,
В колпачок – пятачок.
Уж ты, дядька добренький,
Подай кулич сдобненький,
Крошки на пол не кидай.
Кину снегу в окошко!
( Выходит, машет палкой, кричит):
Я не ждал таких гостей,
Вместо сдобных пирогов
Колядники.
( За столом сидят хозяин, хозяйка и дети. Входят ряженые).
Мы пришли колядовать,
Вас с праздником поздравлять!
Матушка, колядники пришли!
Сядь на место, сядь!
Не кричите, расходитесь по домам,
Ничего я вам не дам!
У ней шуба не зашита
И посуда не помыта.
Не ткачиха и не пряха,
Что вы, что вы, оставайтесь!
Чем хотите угощайтесь!
С Рождеством вас поздравляю!
Счастья будет вам горой!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
На столе всегда пирог!
Лёгких вам всегда дорог!
VII . Разучивание рождественских колядок.
Коляда, коляда
Мы пришли колядовать,
Вас с праздничком поздравлять!
На двор много лилось.
Велись бы цыплятки,
Велись бы поросятки!
На красное вам лето!
Столько вам свиночек,
Хозяин с Хозяюшкой!
Воробушек летит, хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте, столы застилайте,
Гостей принимайте, Рождество встречайте!
VIII . Народная игра « Коза-дереза».
( Дети становятся в круг).
Учитель( выводя ученика в маске козы):
А ну, народ, расступись,
Коза идёт, посторонись!
Где Коза ходит – там жито родит.
( Идёт по кругу, толкаясь).
Где Коза хвостом – там жито кустом.
Где Коза ногой – там жито копной.
( Старается наступить на ногу).
Где Коза рогом – там жито стогом.
Ты, Коза, не сердись.
Ты бодаться не спеши,
Вместе с нами попляши!
( Учитель показывает движения, дети их повторяют).
Пошла Коза по лесу
Искать себе принцессу ( 3 раза)
( Хоровод вокруг козы).
Ручками похлопаем ( 3 раза),
Ножками потопаем ( 3 раза)
( Коза выбирает друга, выводит его в центр хоровода, а сама встаёт на его место).
IX . Отгадывание загадок.
Нам загадки принесла.
Кто загадку отгадает,
Тот отгадку получает.
( Достаёт из мешочка листки с записанными на них загадками).
В поле был я колоском,
После стал муки мешком.
Меня тестом замесили,
В жарку печку посадили.
У меня – румяный бок,
И комковато, и ноздревато,
Любят меня взрослые
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Из плодов он твёрже всех.
И на стол принесёшь.
X . « Легенда про ёлочку». Инсценирование.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
Одна из легенд рассказывает так…
— По легенде Иисус Христос родился в пещере. Все – и ангелы, и люди, и растения – старались заглянуть внутрь, чтобы увидеть свершившееся чудо.
Когда Пальма и Маслина, которые росли у самого входа, решили войти внутрь и поклониться Божественному Младенцу, скромная Ёлочка попросила взять её с собой.
Маслина, ( презрительно посмотрев на Ёлочку):
— Этот разговор услышал Ангел.
— Не бойся, милая Ёлочка, я возвеличу тебя и украшу больше твоих сестёр!
— Он сделал звёздам знак, и те одна за другой стали скатываться на зелёные ветви ели. И через мгновение вся она засияла блестящими огоньками.
( Ангел украшает Ёлочку блестящими звёздочками).
— С тех пор и повелось украшать на Рождество скромную зелёную ёлочку. Так, во всяком случае, говорит легенда…
XI . Подведение итога.
Как встречают Рождество узнали.
Вам понравилось? Скажите.
Что запомнили, расскажите.
Что бы вам хотелось пожелать друг другу?
Подготовила учитель начальных классов: Пахомова В.В.