урок учение дарвина об искусственном отборе
Тема урока: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе
Тип урока: урок решения проблемной задачи.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе»
Тема урока: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе
Цель урок: исследование причин многообразия культурных форм и выяснение механизма их образования.
Обучающие: выявление сущности искусственного отбора и его творческой роли в создании новых пород животных и сортов растений
Развивающие: формирование умения сотрудничать в коллективе, самостоятельно работать с различными источниками информации, выдвигать предположения и аргументированно отстаивать свою точку зрения, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме;
Воспитывающие: стимулирование познавательного интереса, внутренней мотивации к учению.
Тип урока: урок решения проблемной задачи.
Оснащение урока: ЭОР, компьютерная презентация
1. Организационный момент (2 мин)
2. Актуализация знаний (7 мин)
На прошлом уроке мы изучали с вами тему «Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина». Давайте ответим на несколько вопросов:
1. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Дарвина?
2. Какие достижения в области цитологии и эмбриологии послужили предпосылкой эволюционной теории Дарвина?
3. Расскажите об основных этапах жизнедеятельности Дарвина.
4. Как повлияло кругосветное путешествие на мировоззрение Дарвина?
5. Какие наблюдения Дарвина поколебали его веру в неизменности видов?
I. Постановка проблемы урока (слайд 2)
Можно предположить, что многообразие пород и сортов объясняется следующими факторами: действием Творца или результатом деятельности человека.
Если это результат творения, то почему творец многократно повторяется?
Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов? (слайд 3)
1.Исследуем первую версию, обратимся к трудам Линнея, Ламарка, Дарвина.
Карл Линней полностью разделял метафизические представления о природе, усматривая в ней изначальную целесообразность, якобы доказывающую «премудрость творца». Каждый вид он считал результатом отдельного творческого акта, неизменным и постоянным, не связанным с другими видами родством. Однако к концу жизни, под влиянием наблюдений в природе признал, что иногда виды могут возникать путем скрещивания или в результате действия изменений среды. (слайд 4)
Жан Батист Ламарк подверг критике идеи о постоянстве и неизменяемости видов. Он утверждал, что образование новых видов происходит в природе очень медленно и потому незаметно. Глубина понимания эволюционных процессов в природе выводит его на постановку вопроса о движущих силах эволюции. (слайд 5)
Чарлз Дарвин первоначально придерживался метафизического взгляда на природу, но впечатления от наблюдаемого во время кругосветного путешествия полностью поменяли его мировоззрение. В книге «Изменение домашних животных и культурных растений» на огромном фактическом материале он показал закономерности эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений. (слайд 6)
Вывод: Роль Творца в многообразии пород и сортов была отвергнута наукой. Дарвин обстоятельно изучил происхождение разных пород домашних животных и пришел к заключению, что человек сам создал все их многообразие.
2. Переходим к исследованию причин многообразия культурных форм.
Каков же механизм изменения живых организмов? (слайд 7)
Учитель демонстрирует слайды презентации о бархатцах (слайды 8,9 )
Школьники анализируют полученную информацию о бархатцах:
— Какое свойство живых организмов вы наблюдаете? (Наследственную изменчивость)
— Чем обусловлена наследственная изменчивость? (Наследственная
изменчивость обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в
приводящее к изменению тех или иных признаков)
Учитель : Наследственная изменчивость сама по себе не может привести к
созданию породы или сорта. ( если это и происходит, то случается крайне редко) –она лишь является предпосылкой возникновения культурных форм.
Творческим фактором создания является целенаправленная деятельность человека,
которую Ч. Дарвин назвал искусственным отбором. (слайд 10)
Так что же такое искусственный отбор?
Знакомство с понятием искусственного отбора (самостоятельная работа с учебником на стр23 и запись определения в тетрадь)
Вывод : В основе работы по выведению нового сорта (породы) лежит
изменчивость признака у организмов и отбор человеком таких изменений, которые
наиболее для него желательны (слайд 11)
Работа с анимацией. Искусственный отбор на примере растений.
А) Извлекаем информацию по следующим вопросам:
В чем суть массового отбора? Массовый отбор проводится по внешним, фенотипическим, признакам в популяциях перекрестноопыляемых растений. При посеве человек сохраняет только растения с необходимыми качествами, а при повторном посеве снова отбирает растения с определенными признаками.
В чем суть индивидуального отбора? При индивидуальном отборе выбирают отдельную особь с интересующим человека признаком и получают от нее потомство. Применим для самоопыляемых растений.
Установите связь мутации и искусственного отбора. Мутации поставляют материал для искусственного отбора.
Б) Структурируем материал о формах искусственного отбора
Большое внимание Дарвин уделял изучению различных сортов культурных растений. Так, сравнивая разнообразные сорта капусты, он сделал вывод о том, что все они выведены человеком из одного дикого вида (Слайд №3). Таким образом, было показано, что в процессе одомашнивания человек может добиться больших изменений у растений и животных. Однако породы и сорта, создаваемые человеком, характеризуются од-ной особенностью: несмотря на то, что изменчивость затраги-вает все органы животных и растений, домашние породы от-личаются теми признаками, которые особенно ценятся челове-ком. Так, например, выведенные селекционером сорта капусты редко различаются формой листьев, а их цветки и семена остаются похожими. У декоративных растений, например у разных сортов анютиных глазок, получены разнообразные цветы, а их листья почти одинаковы. У сортов крыжовника разнообразны плоды, а листья почти не различаются. Новые сорта и породы улучшены, усовершенствованны, но их со-вершенство заключается лишь в том, что они соответствуют потребностям человека. Например, быстро жиреющие свиньи вполне удовлетворяют человека, но в условиях дикой природы они не могли бы защитить себя от врагов и найти достаточное количество корма. Эти примеры показывают, что человек сам создает необходимые ему породы и сорта. Каким же путем это достигается?
III. Выражение решения
Задание для групповой работы: Чем объясняется многообразие сортов капусты? (слайды 13, 14)
Вывод: Природа поставляет самые разнообразные наследственные изменения.
Обсуждение вопроса №2 на с.23
Приведите примеры многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Чем объясняется это многообразие? ( слайды 15-16)
Вывод:
Вывод.Искусственный отбор является главной движущей силой в образовании новых пород животных и сортов растений, приспособленных к интересам человека. Учение об искусственном отборе теоретически обобщило тысячелетнюю практику человека по созданию пород домашних животных и сортов культурных растений и стало одной из основ современной селекции.
Виды искусственного отбора.
Дарвин различает два вида искусственного отбора – методический, или сознательный, и бессознательный отбор (Слайд №5).
Сущность методического отбора заключается в следующем: приступая к работе, селекционер ставит перед собой определенную задачу в отношении тех признаков, которые он хочет развить у данной породы. Прежде всего, эти признаки должны быть хозяйственно ценными, а некоторые из них должны удовлетворять эстетические потребности человека. Признаки, с которыми работают селекционеры, могут быть и морфологическими и функциональными. К ним может относиться и характер поведения животных, например драчливость у бойцовых петухов. Решая поставленную перед собой задачу, селекционер выбирает из уже имеющегося материала все то лучшее, в чем проявляется хотя бы в малой степени, интересующие его признаки. Выбранные особи содержатся в изоляции во избежание нежелательного скрещивания. Затем селекционер выбирает пары для скрещивания. После этого, начиная уже с первого поколения, он ведет строгий отбор лучшего материала и выбраковку того, который не удовлетворяет предъявленным требованиям (Слайд №6).
Таким образом, методический отбор – это творческий процесс, приводящий к образованию новых пород и сортов. Используя этот метод, селекционер, как скульптор лепит новые органические формы по заранее продуманному плану. Успех искусственного отбора зависит от степени изменчивости исходной формы: чем сильнее изменяются признаки, тем легче найти нужные изменения. Немалое значение имеет и величина исходной партии: в большой партии большие возможности выбора. Сохранению отобранного материала способствует устранение скрещивания с другими формами, то есть изоляция и накопляющее действие отбора, другими словами, усиление нужных признаков в поколениях вследствие отбора в одном и том же направлении. Дарвин отмечал, что это усиление новых признаков достигается в процессе дивергенции, то есть уклонения от первоначальной формы.
Бессознательный отбор производится человеком без определенной, заранее поставленной задачи. Дарвин показал, что такой отбор действительно имеет место. Так, например, крестьянин, имеющий двух коров, желая использовать одну из них на мясо, зарежет ту, которая дает меньше молока; из кур он использует на мясо самых плохих несушек. В обоих случаях крестьянин, сохраняя наиболее продуктивных животных, производит направленный отбор, хотя и не ставит перед собой цели вывести новые породы. Именно такую примитивную форму отбора Дарвин называет бессознательным отбором (Слайд №7).
Применение знаний. (слайды 21-23)
1.Однородная группа животных, обладающих наследственно закрепленными, хозяйственно значимыми признаками, называется:
2.Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами образуют
Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе
Разделы: Биология
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Техническое оборудование: Компьютеры, проектор, экран
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока, целей, задач.
2. Введение в тему.
Основной труд Ч.Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь”, в корне изменивший представление о живой природе, появился в 1859 году.
Дарвин вернулся из кругосветного путешествия убежденным сторонником изменяемости видов под влиянием условий обитания.
Данные многих наук это подтверждали.
Однако никто не наблюдал превращение одних видов в другие.
Поэтому Дарвин сосредоточил свои усилия на раскрытии механизма эволюционного процесса.
С этой целью он обратился к практике с/х Англии.
Английские фермеры к этому времени вывели множество новых пород животных и сортов культурных растений.
3. Актуализация знаний.
Внимание на экран. Посмотрим глазами Дарвина на достижения сегодняшних селекционеров. Это лишь некоторые формы, существующих ныне пород животных (слайды с рисунками пород кур и кроликов).
Изучение нового материала.
Общие черты пород (сортов) домашних животных (растений)
В ходе одомашнивания животные и растения претерпевали глубокие изменения. Чарльз Дарвин отметил: “что все группы одомашненных животных и растений обладают тремя общими свойствами”.
Каждая группа включает множество пород или сортов, то есть обладает большим разнообразием. Во времена Дарвина существовало 150 видов голубей, 350 пород собак, 120 сортов пшеницы. Проследив историю некоторых пород, Дарвин выяснил, что они произошли от одного или нескольких, но не более двух-трех диких предков. Так, он полагал, что все породы голубей происходят от дикого скалистого голубя. Все виды кур – от дикой курицы. А предками крупного рогатого скота были два вида туров. Предками собаки считались волк и шакал.
Прирученные животные (введенные в культуру растения) резко отличаются как между собой, так и от дикого прародителя. Например, из дикой капусты человеком были получены: цветная, брюссельская, кочанная, савойская, кольраби и другие, совсем не похожие на себя сорта.
Дикая капуста (слева) и сортовая капуста (справа)
Породы собак так сильно отличаются, что их можно принять за различные виды.
Все домашние породы животных и сорта растений строго приспособлены к нуждам человека. У них развиты те органы, которые используются в сельскохозяйственной практике человеком, из-за чего они слабо приспособлены для жизни в дикой природе. Например, фениксовые куры, выведенные в Японии, чрезвычайно декоративны. Но очевидно, что такие птицы не смогут существовать в дикой природе и не смогут спастись от хищника, и погибнут на воле. На основе этих наблюдений Дарвин пришел к выводу, что человек не только отбирал из дикой природы интересующие его виды, но и изменял их в нужном направлении, то есть осуществлял искусственный отбор.
Искусственный отбор – это создание новых пород домашних животных и сортов культурных растений путем систематического отбора и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами на основе наследственной изменчивости.
Лабораторная работа: «Выявление изменчивости у особей одного вида».
Цель: Сформировать понятие изменчивости организмов, научиться находить признаки наследственной изменчивости у представителей разных сортов растений и пород животных.
Ход работы
1. Рассмотреть предлагаемые изображения организмов, принадлежащих к одному виду. Выделить особенности внешнего строения, общие для всех представителей одного вида, а также особенности строения, по которым они различаются.
2. Проанализировать, по каким признакам проводился отбор, в результате которого были сформированы указанные в таблице сорта и породы.
3. Для контроля знаний дать ответы на тестовые вопросы.
4. Сделать вывод из проделанной работы.
Лабораторная работа выполняется в компьютерном классе или на уроках информатики по теме “Работа с биологическими моделями” с использованием электронного образовательного ресурса, размещенного по адресу: http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=183:2009-08-30-10-45-51&catid=45:10&Itemid=106,
Подведение итогов урока.
Конспект, флипчарт урока по биологии на тему «Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе» (9, 11 классы).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ конспект урока Учение Дарвина об искусственном отборе 11 кл 2013.doc
Тема урока: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. 11 класс 2013г (флипчарт, 1)
Цель: раскрыть сущность учения Ч.Дарвина об искусственном отборе.
Обучающие: выявление сущности искусственного отбора и его творческой роли в создании новых пород животных и сортов растений
Развивающие: формирование умения сотрудничать в коллективе, выдвигать предположения и аргументированно отстаивать свою точку зрения, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, приложением, умения выделять главное, делать выводы.
Воспитывающие: стимулирование познавательного интереса.
Оборудование: флипчарт, видеофрагмент «Растения»
Тип урока: урок решения проблемной задачи, комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, беседа, самостоятельная работа, групповая, работа в парах..
Проверка д/з- 10 мин
Изучение н/м – 20 мин
Мотивация учебной деятельности- 5 мин.
Выводы урока – 2 мин.
Домашнее задание – 2мин
А) по карточкам – 4 человека (рабочим тетрадям)
Задание 2 стр. 18 (Ламарк)
Б). Работа с флипчартом, 2- 4:
Перечислите предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина:
(общественно- экономические, естественно- научные).
Открытия, каких ученых способствовали формированию эволюционных взглядов ученых первой половины 19 века? (1861г- Бутлеров – теория строения органических веществ, 1869г- Менделеев – Периодическая система элементов, закон сохранения энергии Лайель – геологические изменения под действием не катастрофами, под влиянием климата, клеточная теория Шванна- Шлейденаи т.д.).
Что обнаружил в растениях и животных Ч.Дарвин во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль»? (Из кругосветного путешествия Ч. Дарвин вернулся убежденным сторонником изменяемости видов под влиянием условий обитания).
Какой вклад сделал Ч. Дарвин, изучая галапагосских вьюрков?
(близкие виды вьюрков, сходные с материковым видом, НО приспособившиеся к разным источникам питания – твердым семенам – клювы толстые, ягодой и плодами – длинные и тонкие, нектару цветковых растений и насекомым – острые как шило).
Дарвин ставит вопрос о роли условий среды в видообразовании.
Какой фактор по мнению Дарвина, влияет на процессы видообразования? (условия среды).
Откройте тетради, запишите тему урока (флипчарт, 5).
IV . Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы урока (флипчарт, 6):
Можно предположить, что многообразие пород и сортов объясняется следующими факторами: действием Творца или результатом деятельности человека.
Если это результат творения, то почему творец многократно повторяется?
Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов?
Исследуем первую версию, обратимся к трудам Линнея, Ламарка, Дарвина.
(флипчарт, 8): Чарлз Дарвин в книге «Изменение домашних животных и культурных растений» (1868г) на огромном фактическом материале он показал закономерности эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений.
Вывод: Роль Творца в многообразии пород и сортов была отвергнута наукой. Дарвин обстоятельно изучил происхождение разных пород домашних животных и пришел к заключению, что человек сам создал все их многообразие.
Самостоятельная работа с учебником по заданию: используя параграф 10 стр. 37, найдите ответ на вопрос: поддерживал ли Дарвин господствующее утверждение в 18в, что каждая порода имеет своего дикого предка?
Б). Переходим к исследованию причин многообразия культурных форм (флипчарт, 9).
Каким же образом человек получил многочисленные сорта растений и породы животных, на какие свойства живых организмов опирался он?
Каков же механизм изменения живых организмов? (флипчарт, 10).
Благодаря своей крайней неприхотливости и высокой декоративности, являются наиболее популярными растениями в озеленении школы. Цветы различаются и по высоте куста и по диаметру и по окраске соцветия. Кроме эстетического значения, бархатцы имеют и вполне практическое применение в саду, они обеззараживают почву от нематоды, отпугивают зелёную тлю.
Работа в парах (флипчарт, 10).
Школьники анализируют полученную информацию о бархатцах:
Какое свойство живых организмов вы наблюдаете? (Наследственную изменчивость)
Чем обусловлена наследственная изменчивость? (Наследственная изменчивость обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в последующих скрещиваниях).
Что такое мутация? (внезапное изменение наследственных свойств организма,
приводящее к изменению тех или иных признаков).
Наследственная изменчивость сама по себе не может привести к созданию породы или сорта. Если это и происходит, то случается крайне редко) – она лишь является предпосылкой возникновения культурных форм.
Творческим фактором создания является целенаправленная деятельность человека , которую Ч. Дарвин назвал искусственным отбором.
1. Любая из форм изменчивости сама по себе не приводит к созданию породы или сорта (исключения бывают крайне редко)
3. Творческим фактором создания является целенаправленная деятельность человека, которую Ч. Дарвин и назвал искусственным отбором.
В). Так что же такое искусственный отбор?
флипчарт 12. Самостоятельная работа с учебником на стр 38 найдите определение понятия искусственного отбора и запишите его в тетрадь)
Вывод : В основе работы по выведению нового сорта (породы) лежит изменчивость признака у организмов и отбор человеком таких изменений, которые наиболее для него желательны
1) Структурируем материал о формах искусственного отбора (флипчарт, 13).
2). Самостоятельная работа по парам по заданию: используя дополнительный материал из приложения, заполните схему «Формы искусственного отбора»:
При бессознательном отборе человек не ставит задачу создать новый сорт или породу; сохраняются и ценятся лучшие экземпляры, например, сохраняются более удойные коровы, лучшие лошади, хорошо несущие куры.
3. Работа в группах по заданию (Приложение 1):
Прочитайте отрывок рассказа Н.Носова «Незнайка и его друзья» и ответьте на вопросы:
О каком методе говорится в рассказе?
Флипчарт, 14. Просмотрев видеофрагмент, впишите вторую форму искусственного отбора (массовую).
Д). Выражение решения
Чем объясняется многообразие пород кур? (флипчарт, 15)
наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности
Породы и сорта, происходящие от общих диких предков, развиваются под влиянием человека в разных направлениях, сообразно его целям, вкусам и запросам.
Вывод: Природа поставляет самые разнообразные наследственные изменения.
Флипчарт, 17- 18. Задание для групповой работы:
Приведите примеры многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Чем объясняется это многообразие?
Физминутка для глаз.
Е). Итак, давайте еще раз остановимся на основных положения учения Ч.Дарвина об искусственном отборе (флипчарт, 19- 21):
Д). Творческая роль искусственного отбора (флипчарт, 22):
Особи, отобранные человеком для размножения, передадут свои признаки потомкам (наследственность);
многообразие потомков объясняется разными комбинациями признаков от родителей и мутациями (наследственная (по Дарвину неопределенная) изменчивость )
Искусственный отбор ведет к изменению органа или признака, интересующего человека
Искусственный отбор ведет к расхождению признаков: члены породы (сорта) все более и более становятся непохожими на дикий вид
Искусственный отбор и наследственная изменчивость — главная движущая сила в формировании пород и сортов
Что лежит в основе работы по выведению новых сортов или пород? Решение проблемы в процессе беседы с опорой на текст учебника на с 37-38 и флипчарт, 23- 24.
2. Тест (флипчарт 25) – устно.
Искусственный отбор является главной движущей силой в образовании новых пород животных и сортов растений, приспособленных к интересам человека. Учение об искусственном отборе теоретически обобщило тысячелетнюю практику человека по созданию пород домашних животных и сортов культурных растений и стало одной из основ современной селекции.
Учение об искусственном отборе стало теоретической основой селекции и привело Дарвина к мысли о наличии аналогичного процесса в природе.
VI . Подведение итогов урока
VII . Домашнее задание (флипчарт, 27).
Допускаю их к размножению и среди потомства снова провожу отбор по желаемому признаку
Из года в год черная окраска накапливается, что и приводит к образованию голубей с черным опереньем)
VIII . Представляете (флипчарт, 28).
IX . Рефлексия, оценка и самооценка работы на уроке (флипчарт, 29).
Работа в группах по заданию:
Прочитайте отрывок рассказа Н.Носова «Незнайка и его друзья» и ответьте на вопросы:
О каком методе говорится в рассказе?
…Тут Незнайка увидел чудо природы, которого ни разу в жизни не видел. Посреди улицы лежали огромные зеленые шары….
– А что это за воздушные шары? – удивился Незнайка.
Снежинка и Синеглазка засмеялись.
– Это арбузы, – сказали они. – Разве вы никогда не видели арбузов?
– Никогда, – признался Незнайка. – У нас арбузы не растут. А для чего они?
– Малыш, а не знает, для чего арбузы? Вы еще спросите, для чего яблоки и груши.
– Неужели их едят? – удивился Незнайка. – Такую громадину и за год не съешь!
– Мы не едим их, – ответила Синеглазка. – Мы добываем из них сладкий сок, то есть сироп. Если просверлить внизу арбуза дырочку, то из нее начинает вытекать сладкий сок. Из одного арбуза можно получить несколько бочек сиропа.
– Кто же это придумал сажать арбузы? – спросил Незнайка.
Искусственный отбор. Проанализировав огромный материал по культурным формам животных и растений, Дарвин пришел к выводу, что их многообразие происходит от единичных родоначальных форм. Он доказал, что породы и сорта отличаются по признакам, отражающим различные интересы человека: все они — результат разнонаправленной естественной изменчивости и искусственного отбора, проводимого человеком. Например, все породы кур произошли от дикой банкивской курицы, ныне живущей в Индии. В соответствии с интересами человека селекция кур велась в нескольких направлениях, в результате чего были созданы группы пород, имеющие разные признаки и продуктивность: яйценоские, мясные, общепользовательные, декоративные и бойцовские.
Дарвин различал две формы искусственного отбора.
Бессознательный отбор применялся на первых этапах одомашнивания растений и животных. На протяжении тысячелетий человек вел его стихийно, отбирая, сохраняя и накапливая из поколения в поколение интересовавшие его признаки, часто не представляя конечных результатов. Так были созданы многие сорта растений и породы животных, значительно отличавшиеся от своих диких предков.
Методический отбор человек стал вести с конца XVIII в., создавая новые породы животных и сорта растений, по заранее намеченному плану. Сознательно подбирая для скрещивания исходные пары, он получал разнообразный материал для отбора и из поколения в поколение отбирал особи с наиболее удачным, нужным ему сочетанием признаков.
Так, Дарвин, вопреки господствовавшему в науке мнению о неизменяемости видов, доказал, что, ведя целенаправленный отбор, можно изменять виды.
Учение об искусственном отборе стало теоретической основой селекции и привело Дарвина к мысли о наличии аналогичного процесса в природе.