уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

Урок обучения грамоте на подготовительном этапе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока обучения грамоте в подготовительном этапе

Тема: Слово и слог. Люби всё живое.

Цель: учить разделять слово на слоги.

Образовательная: учить разделять слово на слоги, познакомить с графическим изображением слогов

Развивающая: развивать связную устную речь и фонематический слух

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь ко всему, что нас окружает.

Оборудование: схемы, предметные картинки, сюжетные картинки, загадки, схема «Речь».

— Тихонечко сели. Проверьте, всё ли готово к уроку обучения грамоте. ( «Азбука», схемы)

Самоопределение к деятельности. (Объявление целей и задач урока)

— Сегодня мы с вами отправимся в деревню. Вместе с нами пойдёт маленький мальчик, которого зовут Почемучка. Идти мы будем долго, длинными и короткими путями.

— Вот и слово может делиться на слоги.

Актуализация знаний (повторение)

— На прошлых уроках мы уже кое-что узнали о речи. Давайте расскажем Почемучке о наших знаниях по опоре «Речь».

Работа над новым материалом.

Там много интересного.

— Ребята, а как вы думаете, кого мы встретим в деревне?

( учитель загадывает загадки, а дети отгадывают)

Я на поле и в хлеву

Маме, папе и ребенку.

А зовут меня Буренка. (Корова)

Громко хрюкаю в хлеву

И сынка к себе зову:

«Детка, ты не голоден?

Съешь на ужин желуди!» (Свинья с поросенком)

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

— Молодцы ребята! Вы отгадали все загадки!

— Ох, как много мы с вами уже прошли, давайте ненадолго остановимся!

Физкультминутка «Раз грибок, два грибок»

По тропинке леший шёл,

На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания — руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

— Молодцы ребята! Вот мы с вами и дошли до деревни. Нас встречает бабушка, а на улице гуляют коровы, телята, козочки, барашки.

— Ребята, а Почемучка то, совсем растерялся, спрашивает, зачем мы в деревню то пришли?

— А пришли мы сюда потому, что здесь живет наша любимая бабушка и она хочет нам рассказать что-то новенькое!

— Говорит бабушка: загадаю вам загадки:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Кто в лесу глухом живёт,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь)

И для сока, и для щей,

Для салатов и борщей,

В пироги, и винегрет,

И зайчишкам на обед! (Морковь)

Он и в дождик, он и в зной

Прячет клубни под землёй.

Клубни вытащишь на свет —

Вот и завтрак, и обед.

А его соседу в поле

Хорошо расти на воле.

Чем жара стоит сильнее,

Тем он слаще и краснее.(картофель, помидор)

Через речку во всю ширь

Лёг могучий богатырь.

Он лежит — не дрожит,

По нему трамвай бежит. (Мост)

— Что вы сейчас произнесли?

— Малина, медведь, морковь, картофель, помидор, мост – что это?

— Правильно, это слова.

— Слова делятся на более мелкие, короткие части, на слоги.

— Ма-ли-на. Сколько слогов – 3

— Ме-дведь. Здесь 2 слога

— Мост. Здесь только 1 слог

— Ребята, количество слогов в слове мы с вами будем изображать так: (изображение на доске)

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте2 слога уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте3 слога

— Кто здесь нарисован? Бе-лка

— Сколько слогов в этом слове? (2)

— А что вы видите на этой картинке? (трактор)

— Произнесите слово сначала целиком, а потом по слогам.(руки ставим на локотки и хлопаем в ладоши) ( тра-ктор)

— Какая схема подходит?

— Вот ребята, сколько всего нового нам рассказала бабушка. Кто сможет повторить? (2-3 человека)

— Скажем спасибо бабушке!

— Нам пора попрощаться с бабулей и Почемучкой! Но скоро мы опять встретимся!

— Открываем Азбуку на странице 9. Что вы видите?

— Попробуйте сами восстановить сказку «Колобок», а мы вас послушаем.

— Какие животные нам встречались в сказке?

— Давайте определим, сколько слогов в каждом слове и составим схемы.

-Итак, ребята, что мы сегодня узнали?

-На что делятся слова?

— Мне было интересно…

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

Номер материала: ДБ-302477

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема 2. Подготовительный период обучения грамоте

Обучение грамоте состоит из 2-х периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени. Продолжительность подготовительного периода бывает различной. Это зависит от уровня готовности первоклассников к обучению.

Задачи подготовительного периода сформулированы в соответствии с результатами психологических наблюдений и содержанием изучаемого материала:

1. Приобщение детей к учебной деятельности:

· усвоение правил поведения на уроке, перемене,

· умение правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе;

· умение громко и четко отвечать;

· умение слушать учителя и выполнять его указания, слышать ответы товарищей;

· выработка навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой.

2. Выявление уровня готовности к обучению. (Эта задача начинает решаться при записи детей в школу. Это необходимо для правильной организации обучения грамоте.)

3. Обучение первоначальному анализу речи.

Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период:

1. Дети овладевают такими представлениями и терминами как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние.

2. Начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.

3. Происходит знакомство с учебной книгой – «Букварем» («Азбукой») и средствами письма.

4. В результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух, что имеет большое значение для формирования представлений о звуковой природе речи и звуковом строе.

В некоторых системах обучения рассматриваются несколько гласных звуков и их букв:

· дети учатся обозначать гласные звуки буквами в словах, написание которых соответствует их произношению.

· создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова.

· дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков.

· ведется работа по активизации словаря детей.

Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте.

В процессе обучения первоначальному анализу речи учащиеся усваивают важнейшие языковые понятия.

ПонятияСодержание работы
Речь. Предложение.Ответы на вопросы; составление предложений по картинкам. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке.
Слово.Введение в активный словарный запас ребенка новых слов. Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы, игрушки, посуда, цветы и т.п. Выделение слова из предложения.
Чтение.Чтение учителем текстов, доступных пониманию детей. Беседы по прочитанному. Чтение стихов, заученных до школы.
Грамматика и фонетика.Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Выделение звуков: по порядку; из каких звуков состоит слог. Произнесение слогов.

Основными направлениями в работе в работе с учащимися являются:

1) Тщательное изучение состава учащихся: уровень общего и речевого развития (произношение, словарный запас, грамматический строй), учебные навыки.

2) Развитие речи детей. Все случаи нарушения произносительной стороны речи фиксируются педагогом. Дети с грубыми нарушениями речи направляются к логопеду для специальных занятий. Несложное косноязычие исправляет сам учитель. Уточняется, обогащается и активизируется словарь учащихся. Начинается формирование навыков связной речи. Учатся понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные задания, правильно строить предложения при ответах на вопросы.

3) Формирование фонематического восприятия и представления – основы для выработки навыков чтения и грамотного письма. Для более прочного закрепления некоторых понятий (предложение, слово, слог, звук), для формирования навыков звукового анализа рекомендуется применение условно-графических обозначений: полосок и кружков определенного цвета.

4) Развитие зрительных и пространственных восприятий и представлений: упражнения на различение детьми наиболее распространенных цветов (черного, коричневого, красного, желтого, синего, зеленого, белого), геометрических фигур, их расположения.

5) Подготовка руки учащихся к обучению письму. Эта работа заключается в специальных упражнениях для развития моторики руки.

Требования к урокам обучения грамоте в подготовительный период.

Уроки в начальный период ОГ строятся с учетом особенностей внимания первоклассников: дети не могут долго заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому необходимо менять виды деятельности детей каждые 10 – 15 мин.

1. Урок, как правило, начинается с беседы по сюжетной картинке. Задача учителя – развитие монологической речи детей.

2. В процессе беседы или после нее осуществляется анализ звучащей речи последовательно по всем этапам: речь – предложение — слово – слог – ударный слог – звуки.

3. Схемы выполняют роль подсказки.

4. Объяснение нового материала должно быть многократным, с повторением образца рассуждения, с опорой на предметную картинку.

5. В урок включаются упражнения по развитию речи и мышления детей: свободные высказывания, логические упражнения.

6. Умеющие читать должны читать дополнительный материал по теме урока.

7. На уроке должны звучать тексты из художественной литературы.

Содержание уроков. (Методика введения лингвистических понятий).

Урок №1. «Речь устная и письменная».

Понятие речи в дошкольном возрасте почти не формируется. Важно подчеркнуть, что в речи человек выражает свои мысли и чувства. Устную речь слышим, письменная речь записана с помощью букв, ее читаем. Термин «речь» надо закреплять на следующих уроках.

уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте

Урок №2. «Предложение».

Учитель произношением показывает деление речи на предложения. Термин «предложение» многократно повторяется. Методический прием – прохлопывание, сравнение набора слов и предложений. Методическое требование – предложения в рассказе учителя должны быть короткими, несложными, разными по тематике. Дети должны знать:

1) речь состоит из предложений, которые выражают законченную мысль;

2) определять о ком (о чем) говорится в предложении;

3) произносить предложение с интонацией конца;

4) фиксировать конец предложения паузой;

5) уметь изобразить схемой.

Урок №3. «Предложение состоит из слов».

Учитель фиксирует остановки внутри предложения. Методические требования:

1) ребенок сам должен произносить предложение и слышать паузы;

2) в предложении не больше 3-5 слов;

3) не брать предложения с предлогом.

1) определять предложения в речи;

2) фиксировать паузы хлопком;

4) записать слово, предложение схемой.

1) Составление предложения по данной схеме.

2) Наращивание предложения. Прием — «живые слова».

3) Ладошка под подборобок. (гласные [а], [о]).

Методические требования: ударный слог определяется после произнесения слова целиком, без деления на слоги.

2) «Молоточек» ( ударим по слогу).

3) Противопоставление (чайка, а не чайка).

Урок №6. «Звук. Гласный звук».

При объяснении опираться на признаки гласных звуков (отсутствие преграды при произношении; произносится с голосом, громко, легко; рот открывается широко; может образовать слог). Очень важно научить последовательно вычленять звуки в логе, правильно их произносить и воспринимать, слышать сильные и слабые позиции в слове — на основе этого строится обучение правописанию.

Порядок звукового разбора:

1) Скажи и послушай слово.

2) Произнеси по слогам, затем с ударением.

3) Определи ударный слог.

4) Протяни первый звук, назови, дай характеристику, обозначь условным значком и т.д.

5) Проверь, получилось ли слово – произнеси по схеме.

1) слово произносить хором, отдельно;

2) звук надо тянуть;

3) схемы – материальная опора действиям.

Структура урока на безбуквенной ступени.

1. Проверка домашнего задания.

2. Повторение изученного материала.

4. Закрепление – тренировочные упражнения, игры.

5. Рассказ по картинке, работа по схемам.

Основные методические этапы уроков изучения гласных букв.

2. Выделение нового звука:

— анализ слого-звуковой с опорой на предметную картинку, схему;

— артикуляция (как работают органы речи) и характеристика звука.

3. Упражнения в слышании звука (произношение слов не должно расходиться с их написанием).

4. Знакомство с буквой.

Упражнения в запоминании графического образа буквы:

1) Сравнение буквы с предметом, рисунком ( на что похожа?).

2) Использование веселых стихов о буквах (С.Маршак, Степанов, Шибаев, Волина и др.)

4) Составление буквы из счетных палочек.

5) Выгибание контура буквы из проволоки.

6) Вылепливание из пластилина.

7) «Выщипывание» буквы из листа бумаги.

8) «Письмо» мокрой кисточкой на доске.

Упражнения в узнавании букв:

1) Поставь буквы правильно.

3) Различение буквы в ряду других, даже и не изученных ( в кассе, в газете).

5. Упражнения в чтении буквы.

1) Чтение с договариванием (А ).

2) Чтение на основе звукоподражания.

3) Чтение маленьких слов (союзов) в предложениях с картинками.

4) Подстановка буквы под схему.

6. Беседа по сюжетной картинке. С этого этапа можно начать урок. Из предложения выделить слово для слого-звукового анализа.

7. Обобщение по ленте букв. Следует разграничить звук и букву.

8. Работа над русскими народными сказками.

Если учащиеся не знают сказку, учитель читает ее, затем дети пересказывают два раза (проверка содержания; выделение слов с новым звуком).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Задачи, содержание и структура уроков чтения в основной период обучения грамоте.

Nbsp;

Периодизация процесса обучения грамоте. Принципы построения современных «Азбук» («Букварей») (по выбору).

Процесс обучения грамоте разделяется на 3 периода: подготовительный (добукварный), основной (букварный) и послебукварный.

Подготовительный период решает традиционные задачи:

· Приобщение детей к учебной деятельности, требованиям школы;

· Усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;

· Подготовка к чтению и письму;

· Развитие речи учащихся (обогащение словаря, овладение техникой речи, составление предложений, рассказов);

· Выявление уровня готовности учащихся к обучению.

На данном этапе дети овладевают такими лингвистическими терминами и понятиями, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние согласного звука с гласным. Особое внимание учитель уделяет выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и, конечно, говорения.

Учащиеся знакомятся с первой учебной книгой; со средствами письма и «Прописями», где предлагаются упражнения, тренирующие руку для письма. Начинается простейшее моделирование: с помощью схем анализируются предложения, слова, слоги. В результате аналитико-синтетических упражнений развивается речевой слух детей. Его развитию придается большое значение: к моменту начала обучения чтению дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуковом строе языка.

Успех подготовительного периода становится возможным при условии дошкольной подготовки в детском саду или в семье. Проблема преемственности является чрезвычайно важной, поскольку от уровня подготовленности детей к обучению грамоте зависит его качество.

Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.

Задачи основного периода:

· Изучение всех букв;

· Усвоение сочетаний букв;

· Практическое усвоение правил графики;

· Выработка плавного слогового чтения с переходом на целые слова;

· Развитие интереса к чтению и литературе;

· Развитие речи и мышления.

Основной (букварный) период включает четыре последовательные ступени. На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Проводится целенаправленная работа по слоговым таблицам для отработки чтения слогов и составления слов. Тексты для чтения просты и кратки. На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слогозвуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях. Учащиеся обучаются приему выборочного чтения, правильному построению ответов на вопросы по содержанию прочитанного или по сюжетным картинкам, осваивают подробный пересказ прочитанного. На третьей ступенизначительно возрастает объем чтения, дети упражняются в выразительном чтении стихотворных текстов. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. В звуковом анализе упражняются в основном отстающие учащиеся. Детям разъясняются правила произношения некоторых слов, проводится грамматико-орфографические наблюдения на страницах «Азбуки» и прописей. Большое внимание уделяется развитию связной речи (высказывания по картинкам, активизация и обогащение словаря). На четвертой ступени дети читают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая будет присутствовать на уроках литературного чтения.

В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение занятия по внеклассному чтению с использованием книги Н.Н. Светловской «Учимся любить книгу».

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу основного периода обучения грамоте:

· свободно и правильно произносить все звуки как вне слова, так и в слове в сильных и слабых позициях;

· определять звуковой состав слов, последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, называть ударный слог;

· составлять слова из букв разрезной азбуки, а также записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукобуквенного состава;

· различать твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, называть пары звонких и глухих согласных;

· знать все буквы, соотносить их со звуками;

· соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном чтении слов и текстов, делать паузы, логические ударения, передавать простейшие интонации;

· понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать прочитанное, выполнять логические операции на сравнение, группировку, обо

Задача послебукварного периодазакрепление и усовершенствование навыков чтения и письма, выработанных в букварный период.

Обучение грамоте организуется с помощью учебных книг: букваря, который используется для обучения семилетних детей, и азбуки — для обучения шестилетних детей.

Новым по сравнению с ранее действовавшими учебниками в букваре и азбуке является иная последовательность изучения звуков и букв. Их расположение основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных ы и у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику ученика и ускорить процесс становления техники чтения. Появляется возможность проводить работу по развитию речи и мышления в связи с чтением и анализом содержания текстов, выполнением специальных упражнений над словом (логические упражнения, обобщения и классификация, наблюдения над многозначностью слов, антонимами, омонимами, словоизменением и словообразованием), над предложением (составление предложений по вопросам, картинкам, схемам, распространение предложений и др.), над связной речью (составление рассказов по серии картинок, по аналогии с прочитанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по вопросам и др.).

Материалы каждой страницы учебника объединены одной темой, что направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности.

На каждый урок отводится две страницы букваря (разворот азбуки), которые содержат текстовой материал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополняется иллюстративным: предметными и сюжетными картинками. Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сюжетные картинки содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и рассказов. Для упражнений в связном рассказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков.

Кроме текстового материла и иллюстраций букварь (азбука) содержит разнообразные внетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы и лента букв), которые способствуют выработке техники чтения и развитию речи и мышления.

В учебнике широко представлен разнообразный занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

Обучение письму является составной частью обучения грамоте. Уроки письма проводятся на материале прописи, где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей. В разработках уроков письма нередко дается материал в несколько большем объеме, чем нужно для урока. Это позволяет учителю отобрать необходимый материал с учетом возможностей своего класса.

«Дидактический материал к урокам обучения грамоте»

является важной составной частью комплекса пособий для обучения детей грамоте. Он дополняет букварные страницы разнообразным материалом, который открывает широкие возможности для проведения упражнений в анализе и чтении, обогащения словаря, развития устной речи.

Дидактический материал построен по принципу вариантов букварных страниц, т.е. по звукобуквенному составу слов он находится в строгом соответствии с теми страницами букваря, к которым относится. В этих вариантных страницах содержатся только те буквы, которые уже изучены к данному уроку, что позволяет работать по ним детям с разным уровнем подготовки.

Дидактический материал может быть целиком или выборочно использован как на самом уроке, так и для домашнего самостоятельного чтения и разбора.

Помимо учебной книги, дидактического материала и прописи на уроках обучения грамоте используются другие разнообразные пособия.

Демонстрационные таблицы бывают следующих видов:

1) картинный алфавит, помогающий детям запомнить букву;

2) предметные картинки со схемами слов для аналитико-синтетических упражнений;

3) сюжетные картинки для составления предложений и связных рассказов;

4) таблицы письменных и печатных букв, используемых на уроках письма.

Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам:

а) на основе гласного: ма, на, ра, та, ла, да, ка, ба;

б) на основе согласного: на, ну, но, ны, ню, ни, не, ня.

Слоговые таблицы могут включать слоги, составленные из букв, изученных на момент данного урока:

6.Задачи, содержание и структура уроков чтения в подготовительный период обучения грамоте.

Подготовительная ступень (добукварный этап) выделяется практически в каждой системе обучения грамоте почти без каких-либо исключений(2 недели).

— приобщение детей к учебной деятельности;

— усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;

— подготовка к чтению и письму;

— выявление степени готовности учащихся к обучению.

Решая задачи приобщения к учебнойдеятельности, учитель:

1) добивается усвоения детьми правил поведения на уроке и перемене;

2) формирует умения правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе;

3) вырабатывает умения громко и чётко отвечать;

4) приучает слушать учителя и выполнять его указания;

5) учит слышать ответы товарищей и реагировать на них;

6) добивается выработки навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой и другими учебными средствами.

Выявление степени готовности к обучению – задача, которая решается учителем при записи детей в школу (весной во время тестирования будущих первоклассников) и в первые дни обучения.

— читает целыми словами;

— читает по слогам (аналитическое чтение);

— читает по буквам (неправильный навык чтения);

— знает больше половины букв, но не читает;

— знает менее половины букв, не читает;

— знает лишь отдельные буквы.

— умеет писать все буквы;

— пишет слова (печатными или письменными буквами)

-вычленяет в письменной букве все элементы, называет их;

— изображает букву по элементам, не нарушая последователь-ности начертания;

— умеет писать лишь некоторые буквы (печатные или письменные);

— не умеет писать вовсе.

3. Готовность к звуковому анализу:

— правильно указывает ударный слог (или звук);

— делит слова на слоги;

— выделяет звук в слове или слоге;

— произносит правильно все звуки вне слова (выявление дефектов произношения);

— неправильно произносит звуки (указать какие);

В рамках некоторых систем обучения на подготовительной ступени рассматриваются (изучаются) несколько гласных звуков и их букв. Есть системы, где в число последних включаются все гласные буквы, даже йотированные. Правда, они берутся только в той функции, когда служат способом графического обозначения гласного звука и одновременно указания на то, что согласная буква, предшествующая йотированной гласной букве, обозначает мягкий согласный звук.

В.Г. Горецким в подготовительном периоде выделены две ступени: безбуквенная (до ознакомления с гласными) и ступень, на которой изучаются гласные звуки и буквы а, о, и, ы, у. Все уроки на этих ступенях посвящены обучению первоначальному анализу речи.

На безбуквенной ступени:

1) дети овладевают такими представлениями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние гласного с согласным;

2) начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги;

3) происходит знакомство с учебной книгой и средствами письма;

4) в результате аналитико-синтетических слогозвуковых упражнений развивается речевой слух

На буквенной ступени вводятся первые гласные:

1) изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы, их обозначающие;

2) изучается обозначение гласных звуков буквами в словах, написание которых соответствует их произношению;

3) создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова;

4) дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков;

5) ведётся работа по активизации словаря детей.

Уроки в начальный период обучения грамоте строятся с учётом

особенностей внимания первоклассников: дети не могут долго заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому необходимо менять виды деятельности детей каждые 10-15 минут. Рассказ и беседа должны сменяться активными действиями детей, в том числе и физическими упражнениями.

Примерная структура урока обучения чтению в подготовительный период такова:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение изученного материала.

4. Беседа на заданную тему или по сюжетной картинке.

5. Составление учащимися предложений или связного текста.

6. Звуковой анализ, работа со схемами (по теме урока).

7. Объяснение нового материала.

8. Закрепление нового материала, тренировочные упражнения.

10. Задание на дом. (Привести пример)

Задачи, содержание и структура уроков чтения в основной период обучения грамоте.

Основной этап обучения грамоте — самый объемный по совокупности решаемых задач — предусматривает знакомство с буквами, их функциями в языке, освоение норм русской графики, становление первоначального умения читать и писать.

Обучение чтению осуществляется но специальной учебной книге — букварю (азбуке), а обучение письму — по специальному пособию — прописям, составляющим с букварем единый комплекс. Для обучения грамоте современных первоклассников созданы различные УМК по обучению грамоте.

Основной формой организации учебной работы в период обучения грамоте является урок. Классификация уроков обучения грамоте может быть построена по разным основаниям. По содержанию различают уроки чтения, письма и интегрированные. По учебной задаче выделяют урок знакомства с новой буквой, а также урок закрепления и обобщения знаний и умений. В соответствии с требованиями звукового аналитико-синтетического метода структура урока знакомства с новой буквой стабильна, к уроку обобщения знаний и умений это требование не предъявляется.

Представим типовую структуру урока чтения — урока знакомства с новой буквой; кратко обозначим примерное содержание каждого его этапа. На этапе фонетической работы имеют место: беседа по иллюстрациям страницы букваря, выделение из слов звука или звуков, которые будут обозначены новой буквой, определение их акустических особенностей, выбор условных обозначений. Звуковой анализ может носить характер частичного. На этапе введения новой буквы (ее печатного варианта) проводится обсуждение ее назначения: обозначать звук (звуки). На этом этапе уместно привлечение дополнительных средств, облегчающих ученикам запоминание графического образа буквы: специальных рифмовок, загадок, занимательных заданий. Важно сообщить детям алфавитное название («имя») буквы, тренировать в правильном ее использовании. В этой части урока основным приемом работы выступает звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ. На этапе составления и чтения слогов с новой буквой важно предложить материал для упражнения в составлении и чтении слогов. Современные методические рекомендации связаны с использованием слогов различных типов, причем в первую очередь следует применять закрытые двубуквенные. На этапе составления и чтения слов с новой буквой важно показать первоклассникам, как слоги соединяются в слова. Для этого к уже прочитанным слогам можно слева или справа добавлять известную букву: О-НО, О-НА, О-НИ и т.д. На этапе чтения предложений и текста необходимо позаботиться о становлении у школ

В этот период выделяется 2 типа урока:

1. Урок знакомства с новыми звуками и буквами;

2. Урок закрепления.

2. Структура урока чтения.

Урок знакомства имеет жёсткую структуру:

2. Сообщение темы и цели урока;

3.Знакомство со звуками.

7. Чтение столбиков слов.

9. Работа по сюжетной иллюстрации. Конкурс рассказчиков. Устанавливается соответствие между текстом и иллюстрацией.

10. Работа над пословицами, поговорками, текстами для хорошо читающих детей.

Структура урока закрепления (анализ букварей (азбук)).

Уроки-закрепления не имеют жесткой структуры, поэтому учителю дается большая возможность для творчества, можно проводить нетрадиционные уроки: путешествия, викторины, конкурсы.

2. Сообщение темы и целей урока:

а) речевая подготовка, чтение слогов с использованием различных приёмов,

б) работа над скороговорками,

в) чтение слов, написанных на доске со всеми пометами. Выполнение различных заданий по выборочному чтению, составление предложений с данными словами, подбор схем к словам;

г) чтение слов по азбуке;

5. Работа с кассой букв (печатание), составление и анализ слов, составление схем;

6. Работа по сюжетной иллюстрации;

7. Чтение текста и работа над его содержанием;

8. Проведение игровых упражнений. Работа с лентой букв (3-5 мин в конце урока). На более поздних этапах можно использовать специальные книжки.

9.Работа по развитию речи.

-Какую букву повторяли? Какие новые слова узнали?

3. Особенности изучения гласных букв, которые могут обозначать два звука.

Структура урока письма. Методы и приемы уроков письма.

В этот период особое внимание следует обращать на формирование навыка правописания слов, написание которых не расходятся с произношением; умение проверять написание слов, работать над усваиванием написания букв и их соединений. Упражняясь в записи слов и предложений, учащиеся накапливают некоторые простые грамматико-орфографические сведения:

а) о написании сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

б) о написании большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках
животных, в начале предложения.

в) о точке в конце предложения.

Структура урока письма.

2 Сообщение итогов проверки прописи. Учитель говорит о тех учащихся, кто
правильно и аккуратно выполнил работу.

3 Связь с уроком чтения. Сообщение целей урока.

5 Письмо соединений.

6 Письмо слов (слого-звуковой анализ слов, работа над лексическим
значением слов).

8 Работа над предложениями.

8.Особенности содержания и структуры уроков письма в период обучения грамоте.

Особенности содержания и структуры уроков письма на элементной стадии. Процесс формирования навыка письма у учащихся начальных классов – длительный и сложный. В нем принято выделять три стадии:

1. Стадия элементного письма.

2. Стадия буквенного письма.

Рассмотрим их подробнее.

1. Стадия элементного письма. Сроки. Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода,

в школе соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву и учатся читать ее, а на уроке письма пишут эту букву и слова с ней.

В соответствии с этим, подготовительному периоду обучения чтению соответствует элементная стадия о

бучения письму. На этой стадии учитель должен решить следующие конкретные задачи:

1) Познакомить учащихся с гигиеническими нормами письма, научить соблюдать эти нормы в процессе работы (положение тела при письме, положение тетради, ручки, рабочая и дополнительная строка, верхняя и нижняя линейка и т.д.)

2)Совершенствовать координацию движений учащихся (укреплять мелкие мышцы пальцев, развивать глазомер и т.д.)

3)Познакомить учащихся с основными элементами букв, научить их писать основные элементы букв.

4)Развивать речь и мышление детей.Выделяют три разновидности упражнений для развития координации

движений и укрепленные мелкой мускулатуры пальцев.

1) Упражнения на развитие мускульной памяти (рисование, обводка, штриховка). Для штриховки используются вс

е известные элементы букв. Детей знакомят с правилами штриховки: штриховать только в заданном

направлении;не выходить за контуры рисунка; соблюдать одинаковое расстояние между

2) Упражнения для развития тактильной памяти (обводка образца элемента

буквы или самой буквы, изготовленной из наждачной бумаги.(Обводка производится указательным пальцем по направлению письма).

3) Конструирование или переконструирование букв из специальных шаблонов (элементов).

Особенности содержания и структуры уроков письма на буквенной стадии

Буквенная стадия обучения письму соответствует основному периоду обучения чтению.

Основная задача работы на этой стадии –сформировать у учащихся ясное, сознательное представление о начертании букв русского алфавита, научить их соединениям этих букв в словах. Решение этой задачи достигается, во-первых, эффективным, методически обоснованным знакомством с графическим обликом каждой новой буквы и системой упражнений, направленных на закрепление этих знаний, формирование конкретных практических умений. В соответствии с поставленной задачей в центре урока письма на этой стадии –знакомство с новой буквой и соединениями этой буквы в словах.

Как строится урок письма на этой стадии?

I.Подготовка к письму

Задача: подготовить руку ребёнка к письму; повторить материал, необходимый для восприятия новой темы.

повторение гигиенических норм письма;рисование, обводка, штриховка;звуковой анализ слов, повторение фонетических понятий;повторение изученных на предыдущих уроках чтения и письма букв.

II.Знакомство с графическим обликом новой буквы

Задача: познакомить учащихся с графическим обликом новой буквы.

Научить отличать ее от других букв.

поэлементный анализ графического облика буквы; сравнение этой буквы с уже изученными буквами; сравнение новой буквы с какими- либо предметами; конструирование буквы из готовых шаблонов (элементов), переконструирование.

III.Знакомство с процессом письма новой буквы

Задача: познакомить учащихся с процессом письма новой буквы, научить

их правильно и красиво писать ее и соединять с другими буквами в словах.

показ учителя с объяснением процесса письма новой буквы;

письмо буквы под счет в воздухе; копировальные приемы (обводка буквы по пунктирным линиям, через

кальку, по трафаретам и др.); письмо буквы в прописях; анализ качества письма. Работа над ошибками; упражнения в написании слогов с разными типами соединений.

IV.Упражнения в письме

Задача: закрепить навык написания новой буквы, учить детей списывать и

писать под диктовку, проводить широкую орфографическую, грамматическую

и лексическую пропедевтику.

1.Списывание с готового текста.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 11392 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *