уроки пения в храме

Певческая школа

уроки пения в храме

Певческая школа «София» открыта при храме в 2013 году. Ежегодно в школе обучаются около 35 певчих. В Певческую школу принимаются взрослые (от 17 лет и старше) православного вероисповедания, имеющие желание и возможность петь и участвовать в богослужениях. Возможно поступление в школу некрещеных слушателей при намерении их принять Таинство Крещения. Продолжительность обучения в школе 2 года. Зачисление в одну из групп проводится по результатам прослушивания и собеседования.

На 1 курс принимаются певчие с начальным музыкальным образованием (1-3 класса музыкальной школы) либо с опытом пения в хоре, в народном хоре на клиросе, либо с музыкальными способностями, пригодными для пения за богослужением. Набор на первый курс заканчивается 1 октября.

В подготовительную группу принимаются все желающие без учета специальных музыкальных способностей, набор осуществляется в течение всего учебного года. По окончании Певческой школы выпускники могут заниматься в Вокальном ансамбле школы, который регулярно поет за богослужениями.

Учебный год в школе начинается 1 сентября, заканчивается 30 июня.

Учебный план включает церковно-певческие и богослужебные предметы: хор, сольфеджио, вокал, церковнославянский язык, певческую практику, Литургику, основы Православия.

Учащиеся регулярно участвуют в богослужениях по мере своей готовности. По завершении обучения выдается Свидетельство.

Источник

О церковном пении: один в поле воин

В конце августа сего года я отпраздновала шесть лет клиросного послушания. Оказывается, для вокалиста это уже некоторый опыт, к тому же в основном, увы, не хоровой, а сольный. Храм у нас маленький, и зачастую в будни я пою одна или дуэтом. Эта статья не для экспертов с академическим образованием. Она для тех, кто хочет петь, но стесняется или боится. Для тех, кому приходится, и они не ведают, куда кидаться, чему и у кого учиться. Коль речь пойдет о пении церковном, поговорим и о его особенностях. Возможно, мой скромный труд вдохновит новичков и развеет миф о том, что церковные певчие – вокальные асы.

уроки пения в храме

Немного истории

Нынче модны статьи в стиле «я не эксперт, но я делюсь». На мой взгляд, полезный формат, и за шесть лет практики поделиться есть чем. У меня имеется музыкальное образование по классу фортепиано – правда, в такой сокращенной версии, что это скорее мешало, чем помогало. Однако общаясь с людьми, которые начинали петь, не имея никакого образования, я свое немного оценила. Плюс к этому бесценный опыт самоучки и наставники – как хорошие, так и не очень.

По какой причине батюшка позвал меня на клирос – до сих пор загадка. Женщина, которая тащила на себе будничные службы, собралась переезжать. Праздничный состав из трех певчих укомплектован, службу знают двое, но если раскидать им будни, нагрузка неподъемная. Вот и пригласили меня.

Первый месяц я пела с дамой, которая собиралась уходить. Она нередко фальшивила, поэтому в хор ее не брали. Одна поет и никому не мешает. Новичков обучать не берется, так что пели мы в один голос. Благодаря ей я усвоила ход службы.

Когда она ушла, меня отправили учиться к преподавателю из ближайшей музыкальной школы – она сорок лет вела хор и пела в храме по воскресеньям. Мы немного поучили гласы, а потом от меня отделались: ходи на службы и трудись, где не знаешь – помолчишь. Интересно, как, если поешь одна?

По-настоящему помогла мне Катя – профессиональный педагог по вокалу, с большим опытом пения в храме. Именно она разъяснила мне службы, и благодаря ей четыре месяца спустя мне доверили солировать. По словам батюшки, такого чуда на его памяти не случалось, даже с профессионалами. В этой статье я не буду говорить о гласах, распевах, церковнославянском языке и богослужебном уставе. Сосредоточусь только на голосе. Если упомянуть всё, что пришлось осваивать самостоятельно, сроки и впрямь впечатляют.

Однако всё вышесказанное – бессистемные потуги чему-то меня научить в сжатые сроки. Касалось это обучение в основном служб, потому как в нашем храме катастрофически не хватает кадров – певчим приходится и часы читать, и Апостол, а порой и плат держать во время Причастия, если алтарник заболел. Нет такого человека из Катиных рассказов, который странички переворачивает и пальцем тыкает, а ты рот открываешь по указке. Ее сокурсники находили себе такие храмы, а ей смолоду приходилось все везти на себе. Так и вырастают шикарные учителя.

Личный опыт

Спустя годы мне удалось привести мою самостоятельную работу в некоторую систему – о ней и поведаю ниже.

Для начала от всей души рекомендую не книги, а видео– и аудиозаписи – благо, этого добра сейчас навалом. Были попытки научиться петь по книгам – с таким же успехом можно по книгам учиться джиу-джитсу. Первый учебник приплыл от батюшки, другой подкинула подруга. В первой книге 140 страниц, и мучила я ее две недели, вторую не осилила вовсе, запутавшись, чем все-таки правильно дышать, а как лучше не делать.

Слышала в те времена, что пение – сложный процесс, которому обязательно надо учиться под контролем наставника, который именно твой голос хорошо чувствует. Я уже готова была бежать в храм Двенадцати Апостолов к тамошним народным артистам России, но кое-что меня остановило. Агитировала регент – мол, вокалом надо заниматься, сама уже пять лет хожу. Ее пример не вдохновлял: некогда чистый и звонкий голос хрипел и срывался, а когда она пела вместе с кем-то – ее вообще не было слышно.

Дальше всё веселее: поговорила на эту тему с преподавательницей из музыкальной школы, когда еще ходила к ней. Она произнесла историческую фразу:

– Раньше регент ваша пела хорошо. А потом решила поставить голос. Я за сорок лет так и не нашла человека, который поставил бы мне голос!

И такое бывает, оказывается…

Катя в свою очередь посоветовала мне походить в музыкалку на сольфеджио, попеть двухголосие, чтобы вникнуть в теорию и развить слух. Так я и поступила в сентябре. Ходила на уроки к семиклассникам два года, научилась писать музыкальные диктанты и поняла, что такое доминант-септаккорд.

– Если что, мы тебе всегда поможем и подскажем, – сказала позже появившаяся у нас певунья, хоровик с 32-летним стажем, но церковная служба долго ей не давалась.

У ее ребят был негативный опыт, когда баритонов превращали в теноров, а альтов в сопрано – в итоге даже красивого тембра не оставалось, и к пению они уже не пригодны. Я-то думала, уж тембр-то никуда не денется, и позаниматься с педагогом – в любом случае вреда не будет. Череда откровений: и в платных школах у нас шарлатаны, и в Двенадцати Апостолах сидят нецерковные, очень советские люди, закисшие в своем филармонизме, и никаких новшеств не воспринимающие. Это они научили нашего регента затыкать уши ватой и «гнуть свою линию», никого не слушая.

«Надо не петь, а молиться»

Пришлось мне учиться самой. Батюшкина книга о церковном пении содержала одну мудрость: надо не петь, а молиться, и всё Господь откроет. Или, говоря светским языком – предоставить процесс саморегуляции. Однако на протяжении книги мне пытались объяснить, что это за дыханье такое – диафрагмальное. Понимала с трудом, пока не посмотрела мастер-класс Рене Грант Уильямс (Renee Grant-Williams) – американского педагога по вокалу, обучающего поп– и рок-звезд. Перевода не предполагается, но если английский не проблема – рекомендую. Ссылка на youtube-канал

Также из западных наставников выделю:

Их аудиокурсы содержат упражнения для голоса любого регистра и совсем немного теории.

Собственно, почему мне это было важно? Казалось бы – поёшь, и слава Богу. В церковном пении есть особенности, о которых батюшка сразу мне сказал: оно не должно быть излишне благолепным, чтобы не отвлекать людей от молитвы, чтобы духовное не подменялось душевным. Поэтому даже профессионалы стараются свой голос нивелировать на благо общего дела. На практике же технические характеристики оказались немаловажными. В юности я любила петь с друзьями, и получалось неплохо. Но это не два часа в день пять дней в неделю и не хор в один голос, а партесное пение. Поэтому в начале пути у меня темнело в глазах, подгибались колени, не хватало кислорода. Тогда я и задумалась, что с этим делать, дабы не окочуриться на посту.

Вот что я для себя нашла:

Нина Серебряная – педагог, работающий как в России, так и за рубежом. Записи доступны, и если есть под рукой фортепиано, можно взять на вооружение и трудиться самостоятельно.

«Школа природного голоса» – к вопросу, если голос неприятный, а петь хочется. Создатель этой школы убежден, что некрасивых голосов не бывает, как не бывает некрасивых рек, озер, деревьев и прочего в природе. Надо лишь раскрыть потенциал. Курс платный, я его не покупала, но на ютубе есть масса полезных упражнений для новичков.

Что если слишком наслаждаешься своим голосом и сбиваешься? Признаться, о существовании такой проблемы я знаю понаслышке. В нашем храме два варианта: либо наслаждаться нечем, либо никто не сбивается.

– Кира всё переживает, что у нее голоса нет, а у кого на нашем клиросе он есть?! – сказал батюшка за моей спиной – передали добрые люди.

Второй случай – недавно появившаяся певунья со светским стажем. Она знает такие распевы и может вытянуть такие децибелы – стой в сторонке и молчи.

– Мне кажется, она так от себя тащится, аж коробит, – призналась как-то мама после воскресной службы.

Что и говорить, искушений на клиросе хватает – даже в таком непритязательном и безголосном храме, как наш.

Жить по схеме «проснись и пой» весьма жестоко. Те, кто слышал себя с утра – поймут. Но куда деваться, если домочадцы спят, в храм добираешься либо пешком в мороз, либо в общественном транспорте? Да еще кофе с крепким чаем сушат связки, а ведь так хочется проснуться! Порой думаешь: именно потому у нас читают часы – сжалился Господь. По всем правилам распевки – на одной ноте, монотонно, гундосо, десять-двадцать минут. И совсем другое дело! Мятные леденцы и глоток воды с лимоном – дополнительный бонус.

Обобщая опыт моих коллег, не могу прийти к единому знаменателю. Классику почитаешь, кажется – элементарно, все поют, кому не лень! А тут раздула проблему. Однако с теми, кто вынужден править службу в одиночку, мне общаться не приходилось. У нас же было такое, что служили двое: батюшка и я. Ни алтарника, ни псаломщицы. И никто певчую не спрашивает, какого она мнения о своих вокальных данных.

Вывод прост: если Господь вас на эту должность поставил, а такое без Его воли не происходит, бояться поздно. Своим героизмом годиться нет причин – это прекрасно иллюстрирует Олеся Николаева рассказом «Как у меня пропал голос».

Надеюсь, мои советы будут полезны таким же чайникам, какой была я шесть лет назад. Карьерного роста не случилось, но выносливости прибавилось.

Источник

КУРСЫ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ

максимально полезный
необходимый минимум

выбирай свой курс
для певчего или регента

Об авторе

Мухина Неля Александровна

регент Храма Антония и Феодосия Киево-Печерских г.Самара

— преподаватель духовной семинарии
— хормейстер детско-юношеского хора
— автор УМК по обиходному осмогласию
— педагог доп в ЦВР «Общение поколений»
— православный психолог центра «Семейный очаг»
— руководитель онлайн-школы «АзБукиВеди»
— учитель вокала (частная практика)

Курсы

ВХОД ГОСПОДЕНЬ
ВО ИЕРУСАЛИМ

Программы курсов

курс онлайн-обучения (без отрыва от работы, семьи и дома) будущих или существующих певчих и/или регентов православных храмов содержит простые обиходные гласовые напевы московской традиции (8 тропарных, 8 стихирных, 8 ирмосных) для трехголосного женского или детского хора

Какой результат:
— Знаю гласовые напевы и не путаю их
— Легко вспоминаю напев по первым словам (вспомни образ-картинку)
— Умею давать тон к любому напеву (регент)
— Уверенно и точно дирижирую гласовыми песнопениями (регент)
— Я понятно показываю движение мелодии стихир, тропарей и ирмосов (регент)
— Я больше не боюсь «накосячить» и легко могу заменить регента когда он(а) в отпуске
— Я понимаю логику последования богослужений

курс онлайн-обучения (без отрыва от работы, семьи и дома) будущих или существующих певчих и/или регентов православных храмов содержит простые обиходные песнопения Великой вечерни и Утрени для трехголосного женского или детского хора

Какой результат:
— Знаю последование службы
— Умею пользоваться богослужебными книгами (знаю что, где и как искать)
— Держу любую партию и уверенно пою
— Развитый навык задавание тона (для регента)
— Дирижирую и управляю хором (для регента)

курс онлайн-обучения (без отрыва от работы, семьи и дома) будущих или существующих певчих и/или регентов православных храмов содержит простые обиходные песнопения Божественной Литургии для трехголосного женского или детского хора

Какой результат:
— Знаю последование службы
— Умею петь и держу любую партию
— Чисто интонирую и «читаю с листа» обиходные (простые) песнопения
— Развитый навык задавание тона (для регента)
— Дирижирую и управляю хором (для регента)

курс онлайн-обучения (без отрыва от работы, семьи и дома) будущих или существующих певчих и/или практикующих регентов православных храмов содержит простые известные песнопения Божественной Литургии архиерейским чином (обиход и авторские песнопения) для трехголосного женского или детского хора

Какой результат:
— Знаю последование службы
— Умею петь и держу любую партию
— Могу солировать в трио «Исполла эти, деспота»
— Развитый навык задавание тона (для регента)
— Дирижирую и управляю хором (для регента)

курс онлайн-обучения (без отрыва от работы, семьи и дома) будущих или существующих певчих и/или начинающих практикующих регентов православных храмов содержит простые известные Пасхальные песнопения. Включает песнопения Утрени, начиная с Крестного хода, Канона и Литургии для трехголосного женского или детского хора

Какой результат:
— Знаю последование службы
— Чисто интонирую и держу любую партию
— Могу на спевке подыграть хору на фортепиано любую партию и многоголосье
— Развитый навык задавание тона (для регента)
— Дирижирую и управляю хором (для регента)

курс онлайн-обучения (без отрыва от работы, семьи и дома) будущих или существующих певчих и/или регентов православных храмов содержит простые обиходные праздничные песнопения Двунадесятых праздников для трехголосного женского или детского хора

Какой результат:
— Знаю и понимаю последование праздничной службы
— Пою партию любого голоса (певчий)
— Понимаю смысл песнопений (певчий)
— Умею давать тон к любому песнопению (регент)
— Уверенно и точно дирижирую песнопениями (регент)
— Могу спеть, подыграть и разучить на спевке с хором любую партию (регент)

Преимущества обучения у нас

уроки пения в храме

уроки пения в храме

уроки пения в храме

Что вы получите в результате

уроки пения в храме

уроки пения в храме

уроки пения в храме

уроки пения в храме

Этот курс для вас, если

Как будет проходить обучение

уроки пения в храме

уроки пения в храме

уроки пения в храме

уроки пения в храме

Вы сможете воспользоваться гарантией возврата средств, если не подойдет обучение

Гарантия возврата действует в течение 14 дней со дня покупки любого курса. Для возврата, напишите нам на почту c указанием причины и номером заказа. Контактные данные внизу данного сайта.

Мы даем возможность попробовать всем желающим, поэтому не проводим отбор абитуриентов. Экзамен по проведению службы в реальном храме вы проходите в конце прохождения курса.

На наших курсах, Вы сможете узнать много нюансов реальной, практической деятельности регентов, о которых не пишут в учебниках и рассказывают в семинариях и духовных школах

Как выучить
Осмогласие
легко и надолго

Запишитесь на бесплатный вебинар

Отзывы учеников

Популярные вопросы и ответы

Источник

Кому и зачем стоит пойти на певческие курсы

Православный христианин, хоть раз побывавший в храме, восхищается церковным песнопением. При каноническом исполнении богослужение наполнено особой благодатью и благоговением. Клирос – один из способов служения богу. Почти любой прихожанин может петь в церковном хоре, пройдя обучающие певческие курсы.

Как выбрать курс

Обучение церковному пению получило распространение с середины 80-х годов прошлого века. После периода «советского атеизма» люди тянулись в храм. Возрастал интерес к богослужениям. Ощущалась нехватка певчих.

Так при церквях появились обучающие певческие курсы. В крупных городах набор проходит ежегодно. Для выбора направления нужно обратиться к настоятелю или к регенту для грамотного определения подходящего.

В Москве каждый год идет набор на регентско-певческие курсы при Храме прп. Марона Пустынника Сирийского. До обучения желающим нужно определиться с направлением, их три:

уроки пения в храме

Первое отделение подойдет прихожанам с музыкальным образованием или без него, но с минимальными вокальными данными. После прослушивания у регента можно выбрать подготовительную программу или сразу основную. Чтобы научиться петь на клиросе, понадобится минимум 2–3 года. Курсы бесполезны без практики пения в церковном хоре.

Для поступления на регентское отделение требуется подготовка или опыт в руководстве хором, музыкальное образование или хотя бы певческие курсы при храме. Регент — руководитель хора, это следующая ступень в развитии исполнителя церковных песнопений.

На отделение чтецов принимаются все желающие с благословения настоятеля храма. Если опыта группового пения нет, вокальные данные неразвиты, лучше выбрать это направление. После практики чтения во время богослужения можно попробовать обучиться на певчего.

Кому пригодятся курсы

Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:

уроки пения в храме

Песнопения действуют умиротворяюще и приравниваются к медитации и как нельзя лучше подойдут жителям больших городов.

Что изучают на курсах

Каждое отделение проходит несколько обязательных дисциплин. На певческом это:

В певческих классах занятия организуют исходя из результатов прослушивания.

Как и где можно применить полученные знания

Выпускники используют полученные знания, работая в храмах. Несмотря на то что церковное пение – это служение богу, за него можно получать небольшое вознаграждение. Плата за одно участие в богослужении составит не более 300 рублей. Однако большая часть певчих работает бесплатно.

уроки пения в храме

Также выпускники курсов занимаются организацией образовательной и просветительской деятельности в приходах и епархиях.

Отзывы тех, кто прошел курсы

«Для меня было открытием, что певческие курсы можно пройти онлайн, по скайпу. Учеба, работа, маленький ребенок… Не хватало времени, чтобы посещать занятия в храме. Организация процесса через интернет стала настоящим спасением. Я планировала прослушать подробно осмогласие, церковный устав, но получила огромную практику взаимодействия с участниками хора, разобралась в последовательности песнопений, упорядочила имеющиеся скудные знания о церковном обиходе. Помимо практических занятий, огромная часть работы проводилась самостоятельно по рекомендованным учебным материалам.

В теории помогла книга Клавдии Никольской – Береговской «Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века» В аудировании полезно слушать пособие «Школа церковного пения. Осмогласие» для понимания и практики в песнопении смешанного четырехголосного хора. Курсы систематизировали имеющиеся знания, дали много дополнительного материала и практики».

«До того как я пришел в храм и попросился в церковный хор, за спиной было обучение в консерватории П. И. Чайковского. Обучение проходило при монастыре Московской Сретенской Духовной Семинарии. После прохождения певческого курса я участвовал в песнопениях при храме. Иногда меня просили руководить хором. Еще через некоторое время был собран и организован коллектив певчих, которым мне предстояло управлять. То есть из певчих я дорос до регента. Но, кроме работы при храме, я занимаюсь оперным пением, к чему меня подтолкнуло во многом церковное пение и работа в храме. Сейчас регентство – это скорее хобби, чем основная работа. Однако это огромный вклад в духовное и профессиональное развитие музыканта и приобретение опыта».

«Я всегда была человеком воцерковленным, посещала литургии и богослужения. Постепенно появилось желание петь в хоре. Мне казалось, что это очень приближает к богу, создает атмосферу благодати и одухотворения. Когда подошла к регенту с просьбой, получила рекомендацию пройти певческие курсы и не пожалела об этом. Помимо певческого опыта, получила много базовых знаний о церковном обиходе, нотной грамоте, развитии голоса и работе в хоре. Планирую в будущем пройти обучении регентству».

Требования к будущему курсанту певческого отделения

Для обучения пению на клиросе требуется:

уроки пения в храме

Обязательно получить благословение настоятеля.

Школы и курсы церковного пения

В Москве наибольшую известность получили:

Почти в каждом крупном городе при православном храме организованы курсы для певчих.

Для чего поют в храме

Часто посетителям непонятно, для чего петь во время богослужения, ведь молитвы можно просто читать.

Опытные прихожане, настоятели храма, регенты на это отвечают, что церковь без пения – церковь без души. Песни в храме — это выражение душевной боли человека, его переживаний.

Все службы в церквях и храмах поются:

уроки пения в храме

Человек, который приходит в церковь с болью, вопросом, духовными переживаниями получает вдохновение и облегчение благодаря церковному пению, приближающему прихожанина к богу. Текст молитвы в виде песни легче проникает в сердце и душу. Церковное благолепие быстрее достигается через пение, чем через сухое чтение псалмов и молитв.

Несколько полезных советов

Приняв решение пойти на курсы пения, нужно правильно оценить вокальные возможности и желание обучаться. До начала занятий определите для себя следующее:

Церковное пение – непростой путь служения господу. Но если есть желание, можно получить необходимые знания и практику при храме в своем городе с благословения настоятеля.

Алексий I, патриарх: «Певчий на клиросе — это ученик, который пошел в первый класс ангельской школы. Сегодня певчий только учиться славить Бога. Если певчий пройдет свой путь достойно, после смерти он перейдет во взрослый лик настоящих ангелов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *