Уровень электролита в банках аккумулятора автомобиля
Уровень электролита в аккумуляторе
Электролит — это смесь из серной кислоты и дистиллированной воды. Он является не отъемлющей составляющей любого аккумулятора. Очень важно следить за его состоянием и уровнем и при необходимости доливать или менять. В противном случае АКБ может выйти из строя.
Для чего нужен электролит в аккумуляторе
В свинцово-кислотных батареях происходят электрохимические процессы, благодаря которым получается электричество. Эти процессы возможны только при непосредственном участии электролита.
В АКБ имеются отрицательно и положительно заряженные пластины. В их состав входят свинцовые токоотводящие элементы. Они могут иметь различные добавки, от которых зависит тип аккумулятора.
В зависимости от плотности электролита зависит степень заряженности аккумулятора. Если она будет повышенная, то АКБ будет перезаряжена, а агрессивная среда вообще может нанести вред батареи. Когда она понижена, то батарея будет разряжена. Плотность концентрированной кислоты для аккумуляторной батареи составляет 1,835. Для того чтобы привести к нормальному показателю необходимо использовать дистиллированную воду.
Диапазон показателей нормально заряженного аккумулятора находится в пределах 1,23 – 1,25 гр/см3. При старте двигателя, включении аудио и световых элементов происходит разрядка АКБ. Происходит это из-за протекания электрохимической реакции. Вещество теряет серную кислоту, в результате чего происходит падение плотности и разрядка батареи.
Сколько электролита должно быть в аккумуляторе
Владелец автомобиля должен постоянно следить за уровнем электролита. Если он понизится, то необходимо будет долить дистиллированную воду. В зависимости от емкости батареи будет зависеть объем смеси:
В зависимости от производителя, технологии и модели эти цифры могут разниться, поэтому они условные. Главное запомнить, что электролит должен полностью покрывать пластины на 10-15 мм и они ни в коем случае не должны выступать.
Датчик на крышке аккумулятора
Как проверить уровень электролита в аккумуляторе
У большинства АКБ на банках есть шкала со значением MIN и MAX именно в этом диапазоне должен находиться электролит. Встречаются модели с пластиковыми язычками под пробками опускающиеся внутрь банок, они должны погружаться в жидкость на 5 мм.
Современные аккумуляторы оснащены специальным датчиком на корпусе, который говорит о низком уровне электролита и о степени разряженности батареи.
Если по какой-то причине никаких обозначений нет, то можно прибегнуть к следующему способу:
Если в банках не будет хватать смеси, то нужно будет долить дистиллированную воду. Доливать нужно до тех пор, пока пластины полностью не закроются. Дистиллированную воду можно купить в аптеке. Заливать обычную водопроводную воду нельзя.
Если эксплуатировать автомобиль с «оголенными пластинами», то они быстро осыплются и развалится.
Сейчас на рынке имеются необслуживаемые аккумуляторы. Если на корпусе отсутствуют крышки, то в него долить воду не получится.
Почему может упасти уровень электролита
Если батарея не герметично запаянная, то жидкость потихоньку испаряется и выкипает. Поэтому периодически требуется доливать дистиллированную воду.
Так же при зарядке всегда происходит закипание смеси, поэтому после каждой зарядки рекомендуется замерять уровень электролита. Предварительно нужно подождать, пока не прекратит кипеть электролит.
Что можно доливать в аккумулятор воду или электролит
Если пластины аккумуляторной батареи не закрыты, значит, уровень вещества недостаточно высокий и необходимо долить дистиллированную воду. При этом простую воду заливать нельзя, поскольку в ней имеются различные примеси, которые могут нарушить работу АКБ вывести его из строя.
Если смесь имеет достаточную плотность, то доливается дистиллированная вода. Если плотность электролита приближается к нижней отметке, то можно доливать щелочную смесь. При прохождении тока через аккумулятор, происходит расход кислоты. Процесс называется диффузией H2SO4 между объемом и электродом. Так происходит поддержание напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.
Что делать если низкий уровень электролита
В случае падения уровня электролита его необходимо будет долить. Для начала стоит залить дистиллированную воду и поставить аккумулятор на зарядку. Если плотность не начнет повышаться, то можно попробовать слить всю жидкость и полностью заменить электролит.
Иногда АКБ разряжается до такой степени, что доливка новой смеси может быть нецелесообразной. Если элемент прослужил не долго, то сделать такую процедуру можно. Но это не всегда работает на старых батареях. Они приходят в негодность, если эксплуатируются на электролите с низким щелочным уровнем.
Остались вопросы по уровню электролита или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе
Принцип работы автомобильного аккумулятора не отличается от других типов автономных источников питания. Составная часть, обеспечивающая химическую реакцию – электролит, благодаря которому происходит зарядка-разрядка аккумуляторной батареи. Для поддержания работоспособности автомобиля, водитель должен контролировать уровень и плотность технологической жидкости, что позволит продлить срок службы АКБ, сохранить ёмкость в амперах, обеспечить уверенный пуск двигателя при отрицательных температурах.
Важно контролировать уровень и плотность электролита в АКБ, чтобы продлить срок его службы.
Важность уровня электролита в аккумуляторе
Электролит – технологический раствор, являющийся проводником между свинцовыми пластинами. В состав входит: 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Если нарушить пропорции, изменится плотность, что может стать причиной:
Электролит обеспечивает нормальную химическую реакцию в банках. Без него автоаккумулятор не будет функционировать. Чтобы понять, для чего нужен электролит, нужно узнать принцип работы АКБ. В каждой из банок расположены пластины разной полярности (анод и катод). К ним подведены токоовыводящие решётки, куда, в зависимости от полярности, нанесён диоксид свинца или свинцовый порошок.
Для обеспечения перетекания энергии, что случается при разряде или заряде аккумулятора, и используется электролит.
Сколько должно быть электролита в АКБ
Для нормальной работы аккумулятора, следует поддерживать два параметра:
Чтобы правильно проверить параметры в домашних условиях, не нужны специальные, знания, дорогостоящий инструмент.
Почему количество электролита изменяется
Конструкция корпуса аккумулятора предельно герметична. Но через крышки, закрывающие банки несущественно испаряется электролит. Если крышка не докручена, процесс происходит активней, соответственно в банке будет низкий уровень, потребуется добавлять жидкость. Электролит частично состоит из дистиллированной воды, под воздействие температуры плотность жидкости меняется.
Электролит может испаряться через неплотно закрученные крышки.
Это также может привести к тому, что электролит будет над пластинами, либо, наоборот, не полностью покрывать катоды и аноды.
Порядок проверки
Чтобы определить, какое количество электролита доливать, нужно ли вообще обслуживать аккумулятор, достаточно замерить два параметра.
Уровня электролита
На некоторых моделях аккумуляторных батарей на корпусе нанесён уровень с насечками «минимум» и «максимум». По ним автолюбитель может измерить объём жидкости, её соответствие нормативам. Уровень в одной банке должен находиться в пределах указанных границ. На практике выполнять проверку таким способом не всегда удобно. Корпус АКБ непрозрачен, соотносить текущий объём с нормальным приходится на глаз.
Чтобы померить, какой уровень электролита в аккумуляторе должен быть, следует использовать следующий метод:
Взять прозрачную трубку с незапаянными концами, например, корпус от шариковой ручки или трубочку от пакета с соком.
В необслуживаемых аккумуляторных батареях провести замер при помощи трубки не получится, доступ к банкам ограничен. В таких АКБ предусмотрен специальный индикатор, показывающий, когда нужно наливать электролит.
Плотности электролита
Плотность электролита – показатель, влияющий на работу аккумулятора. Контролируя плотность ареометром, можно определить:
Правильная эксплуатация аккумулятора требует регулярной проверки плотности электролита. При невысокой стоимости ареометра в пределах 150-200 рублей, сделать это вполне реально. Тестирование осуществляется при полностью заряженном аккумуляторе. Показания должны быть в диапазоне 1,27-1,29 г/м3. Остальные значения – отклонение от нормы, требующее действий.
Значения плотности электролита при разной температуре.
Алгоритм проверки плотности электролита:
Что делать, если уровень не соответствует норме
Если уровень на мм выше, ниже допустимых значений, это может привести к неправильной работе аккумулятора, падению ёмкости, сокращению срока эксплуатации. В зависимости от установленных значений, потребуется выполнить определённый порядок действий.
Выше нормы
Если уровень электролита при замерах оказался выше уровня, установленного производителем, требуется откачать жидкость, используя резиновую грушу или клизму. Для процедуры рекомендуется заранее подготовить ёмкость на 0,2-0,5 литра, куда будут сливаться излишки. По завершении необходимо проверить плотность электролита. Изменение объёма может повлиять на плотность, которую потребуется выровнять.
Ниже нормы
Если уровень ниже нормы, появляется реальная опасность для аккумулятора. Вода испаряется, в результате растёт плотность серной кислот. Создавшаяся кислотная среда постепенно разрушает пластины, выводя АКБ из строя. О начале процесса распада свидетельствует радикальное изменение цвета электролита.
Низкий уровень запускает процесс сульфататции, негативное влияние на пластины усиливается при зарядке под воздействием высоких температур. Также падает и ёмкость в ампер-часах, в результате автомобиль может не завестись. Отсутствие нормального уровня электролита в аккумуляторе способно разрушить пластины за 3-5 месяцев. Именно поэтому важно проводить регулярный контроль.
Чтобы понять, какую жидкость доливать для поднятия уровня электролита в АКБ, следует предварительно замерить плотность. Если она повышена – добавляется дистиллированная вода (в процессе первой зарядки она разбавится серной кислотой, нормализовав показатели среды). Если плотность понижена, заливается корректирующий (чистый) электролит, повышающий кислотность тех. жидкости.
Проблема изменения уровня, плотности электролита решается в домашних условиях. Процесс не требует специальных знаний, для контроля значений достаточно иметь ареометр, грушу, пластиковую трубку. Перед началом работы важно провести текущие замеры плотности, уровня, это поможет создать оптимальные условия работы, продлевающие срок службы аккумулятора.
Какой должен быть уровень электролита в АКБ на 50, 60, 75, 190 А*Ч, как проверить и залить
Каждый гражданин знает о принципе работы аккумулятора, установленного в его машине. Составной частью АКБ является электролит – раствор серной кислоты в дистиллированной воде, который обеспечивает протекание нужных электрохимических реакций для должного функционирования аккумуляторной батареи. Владельцу машины необходимо тщательно следить за уровнем раствора и его плотностью, чтобы избежать поломки АКБ и возможных проблем, связанных с ее эксплуатацией.
Что такое электролит
Под аккумуляторным электролитом понимается раствор, который служит своеобразным проводником между свинцовыми пластинами и который состоит:
Нарушение указанных соотношений влечет за собой:
Для чего нужна электролитическая жидкость в аккумуляторе
Этот раствор в автомобильном аккумуляторе необходим для обеспечения его функционирования. Без него АКБ попросту не будет работать.
Чтобы понять, для чего нужен электролит, требуется знать, как вообще работает автомобильная АКБ. Внутри пластикового корпуса аккумулятора находятся 6 банок. В каждой из банок расположены по 2 пластины разной полярности:
К пластинам подведены токоотводящие решетки, на которые нанесены вещества:
Чтобы обеспечивался цикл заряда, разряда и отдачи электрической энергии потребителям автомобиля, необходимо, чтобы выполнялись следующие химические реакции.
Указанные реакции протекают при разрядке аккумулятора, то есть при отдаче им энергии. В случае заряда реакции протекают в противоположном направлении.
И как раз-таки в целях обеспечения их протекания и нужна электролитическая жидкость.
Сколько электролита должно быть в аккумуляторе
Аккумуляторная электролитическая жидкость характеризуется двумя показателями:
Владелец авто должен поддерживать и уровень электролита в аккумуляторе, и его плотность. Для этого не потребуется наличие особых знаний и / или инструментария.
Зависимость объема водяного раствора серной кислоты от емкости аккумулятора
При необходимости уточнения, сколько должно быть электролита в аккумуляторе, автомобилисту в первую очередь нужно выяснить – какую емкость имеет его аккумуляторная батарея. От этого напрямую будет зависеть – сколько в норме в литрах должно быть жидкости внутри.
Сейчас на рынке России представлены аккумуляторы, начиная от 55 А * ч и вплоть до 190 А * ч. Наибольшее распространение получили АКБ с емкостью примерно от 60а и до 70а.
Приведем таблицу зависимости емкости АКБ от номинального уровня водного раствора серной кислоты:
Емкость АКБ, в А * ч
Количество раствора, в литрах
10 и более (в зависимости от конкретной модели АКБ – Зверь, Mutlu, Exide и др.)
Как осуществить проверку уровня
На определенных типах автоаккумуляторов на пластиковом корпусе наносятся отметки “Min” и “Max”, по которым автолюбитель может отслеживать уровень электролита. Жидкость должна находиться в пределах границ указанных отметок.
Однако на практике мерить объем жидкости внутри АКБ представленным образом проблематично – в связи с тем, что корпус аккумулятора непрозрачный. Равно как и не очень удобно смотреть внутрь банок через открытые крышки и соотносить текущий уровень с этими отметками.
Поэтому измерять рекомендуется иначе – одним эффективным способом:
Дальнейшие действия автолюбителя зависят от того, меньшее или большее количество жидкости по факту:
В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет доступа к банкам, поэтому проконтролировать уровень раствора представленным образом не получится. Работоспособность таких АКБ проверяется:
Опасность высокого и низкого уровня
И высокий, и низкий уровень в аккумуляторах разных емкостей – на 55а, на 60, 65, 90 или 190 – по-своему опасны из-за множества причин.
Опасности при низком уровне:
Что можно наливать в АКБ – воду или электролит?
После того как автомобилист понял, какой уровень электролита должен быть в аккумуляторах согласно таблице, приведенной выше, и проверил его при помощи стеклянной прозрачной трубочки, следует решить вопрос, что доливать – воду или электролитический раствор (и нужно ли это делать вообще).
Сама же электролитическая жидкость состоит из, собственно, серной кислоты и дистиллированной воды на 35 и 65 % соответственно, как мы указали выше. И дистиллят, и электролит, продаются свободно в любых автомобильных магазинах.
Что делать, если низкий или высокий уровень электролитического раствора
После того как гражданин определил, какой в его аккумуляторной батарее уровень, следует решить, что именно наливать (и нужно ли лить вообще):
Проверка плотности
Плотность – важный показатель. От нее не только зависит, что нужно лить при малом количестве жидкости внутри АКБ, но и:
Правильное обслуживание аккумулятора заключается в периодическом контроле за плотностью. Делается это при помощи специального прибора, продающегося в любом автомобильном магазине – ареометра. Стоимость этого приспособления составляет 150 – 200 рублей.
После того как правильно была определена плотность, решится вопрос с тем, что нужно заливать, и нужно ли это делать вообще:
Процедура доливки дистиллированной воды
В этой процедуре нет ничего сложного – просто заливаем понемногу в каждую банку. Далее проверяем уровень (см. выше). Как только он станет нормальным, еще раз производим проверку плотности.
Добавление или замена электролитического раствора
При низкой плотности нужно добавлять или вообще полностью менять электролит, находящийся в аккумуляторе.
Что именно делать, зависит от того, какая конкретно концентрация серной кислоты была определена по результатам замера ареометром:
Чтобы довести плотность до нормы путем добавления электролита (ситуация № 1), необходимо:
Если плотность – крайне низкая, электролитический раствор придется весь заменить (ситуация № 2). Делается это сложнее, чем в случае добавления:
Правила заливки
Автомобилист должен следовать 3 основным правилам заливки электролита и дистиллированной воды:
Важность значений плотности
Автомобилисту важно знать не только, как проверить уровень электролита в аккумуляторах, но и понимать, в чем же заключается такая важность концентрированности электролита:
Сухозаряженные аккумуляторные батареи
Суть сухозаряженных АКБ на 12в можно понять из названия. Они делаются на заводе так же, как и обычные аккумуляторы, но с единственным отличием – внутрь не заливается электролит.
В частности, купить электролитическую жидкость в бутылках и залить в количестве, соответствующем емкости АКБ (см. таблицу выше). Далее нужно проверить уровень и плотность стандартным образом.
Итак, внутри АКБ находится электролит. Это токопроводящая жидкость, обеспечивающая работу аккумулятора. Автолюбителю требуется следить за ее уровнем и концентрацией. Если этого не делать, возможно появление проблем – вплоть до взрыва батареи.
Какими должны быть плотность и уровень электролита в автомобильном аккумуляторе
Практически все владельцы автомобиля имеют представление о том, что такое аккумулятор. Однако немногие знают, что он требует периодического обслуживания и ухода. В лучшем случае владелец авто просто заряжает АКБ от случая к случаю. Но этого недостаточно. Нужно периодически проверять уровень электролита в банках аккумулятора и контролировать его плотность. Причём, если плотность не соответствует норме, её нужно корректировать. Что касается плотности, то её рекомендуется измерять после зарядки батареи. А уровень электролита нужно проверять чаще, чтобы он сильно не понижался. Особенно за уровнем нужно следить в летнее время года, когда под капотом держится высокая температура. В этом материале мы подробно поговорим об уровне и плотности электролита в автомобильном аккумуляторе.
Что заливают в аккумулятор автомобиля?
В свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторах группы WET в качестве электролита используется водный раствор серной кислоты (H2SO4). Есть ещё AGM аккумуляторы, в которых электролитом пропитано стекловолокно. И ещё одна разновидность свинцово-кислотных АКБ ─ это GEL. В них электролит переведён в гелеобразное состояние с помощью добавки оксида кремния. Уровень электролита требует контроля в автомобильных аккумуляторах WET. Всё сказанное ниже справедливо в отношении этих АКБ.
Уровень электролита в АКБ
Электролит представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде с содержанием 30─35% (вес.). Обычная вода из-под крана не подходит. Для приготовления электролита используется именно дистиллированная вода, которая очищена от примесей. Если примеси (соли, оксиды металлов) попадут в раствор, это приведёт к возникновению паразитных реакций, коррозии пластин и сокращению срока эксплуатации АКБ.
Электролит для свинцово-кислотных аккумуляторов
Советуем дополнительно прочитать статью о том, как самостоятельно провести обслуживание автомобильных аккумуляторов.
Роль кислоты в аккумуляторной батарее автомобиля
В предыдущем разделе было описано, из чего состоит электролит автомобильного аккумулятора. Теперь поговорим о том, какую роль играет серная кислота в работе АКБ. Аккумулятор автомобиля состоит из пластикового корпуса, свинцовых пластин разной полярности и электролита, в который они погружены. Конструкция пластин предусматривает наличие токоотводящих свинцовых решёток. В зависимости от типа батареи в материале решёток могут присутствовать различные легирующие добавки. Электролит в корпусе залит до определённого уровня, о котором подробнее будет сказано ниже.
Конструкция автомобильного аккумулятора
На аноде (положительный электрод) протекает обратимая реакция:
На катоде (отрицательный электрод):
В прямом направлении идёт разряд, в обратном ─ заряд аккумулятора.
Плотность электролита может меняться и по другой причине. В жаркую погоду температура под капотом может подниматься выше 100 градусов по Цельсию. В результате нагрева уровень электролита в аккумуляторе падает.
Объём уменьшается в основном за счёт испарения дистиллированной воды. В результате меняется плотность и, что ещё хуже, оголяются пластины. Поэтому требуется контролировать уровень и доливать воду.
Плотность и уровень электролита в автомобильном аккумуляторе
Контроль уровня электролита
От автомобилиста требуется проводить периодический контроль уровня электролита в АКБ. Как это делается? Вообще, на корпусе автомобильных аккумуляторов наносятся метки min и max, которые показывают минимальный и максимальный уровень, соответственно.
Одна крышка на все пробки
Отдельные пробки на каждую банку
Измерение уровня электролита
Стоит также сказать пару слов об измерении уровня электролита в необслуживаемых автомобильных аккумуляторах. В них нет доступа к банкам. Поэтому контроль уровня в них выполняется с помощью меток на корпусе или индикатора заряда АКБ. Его ещё называют гидрометр или «глазок».
Вернуться к содержанию
Контроль плотности электролита
В таблице ниже можно посмотреть зависимость степени заряженности АКБ и плотности электролита, а также температуры его замерзания.
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
---|---|---|---|---|
1,11 | 11,7 | 8,4 | 0 | -7 |
1,12 | 11,76 | 8,54 | 6 | -8 |
1,13 | 11,82 | 8,68 | 12,56 | -9 |
1,14 | 11,88 | 8,84 | 19 | -11 |
1,15 | 11,94 | 9 | 25 | -13 |
1,16 | 12 | 9,14 | 31 | -14 |
1,17 | 12,06 | 9,3 | 37,5 | -16 |
1,18 | 12,12 | 9,46 | 44 | -18 |
1,19 | 12,18 | 9,6 | 50 | -24 |
1,2 | 12,24 | 9,74 | 56 | -27 |
1,21 | 12,3 | 9,9 | 62,5 | -32 |
1,22 | 12,36 | 10,06 | 69 | -37 |
1,23 | 12,42 | 10,2 | 75 | -42 |
1,24 | 12,48 | 10,34 | 81 | -46 |
1,25 | 12,54 | 10,5 | 87,5 | -50 |
1,26 | 12,6 | 10,66 | 94 | -55 |
1,27 | 12,66 | 10,8 | 100 | -60 |
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
Если уровень низкий и плотность выше нормы, то просто добавляете дистиллированной воды. Она также продаётся в автомобильных магазинах и стоит недорого. Если уровень в норме, а плотность высокая, то отбираете часть электролита из банок и заливаете воду. Эту операцию нужно делать для каждого аккумуляторного элемента, поскольку банки не сообщаются между собой.
Как заменить электролит в автомобильной АКБ?
Замена электролита в автомобильном аккумуляторе может потребоваться, если его плотность значительно ниже нормы. Процедура достаточно трудоёмкая. Для её выполнения потребуются:
Внимание! Не переворачивайте аккумуляторную батарею для слива старого электролита. В результате вы можете повредить пластины и спровоцировать их замыкание, а это верный выход из строя АКБ.
При замене электролита нужно сначала откачать его из банок, используя «грушу». После этого заливаете свежий. Как залить электролит в аккумулятор автомобиля, я думаю, разберётся каждый из вас.
Внимание! При работе с электролитом надевайте резиновые перчатки и защитные очки. Серная кислота – это едкое вещество, которое при попадании на кожу и слизистые оболочки вызывает ожог.