уровень результатов и система отслеживания и оценивания результатов обучения детей прописывается
Проблема отслеживания и оценивания результата деятельности
Тема: Проблема отслеживания и оценивания результата деятельности.
Цель: познакомить с системой контроля, отслеживания и оценивания результата. Познакомить с возможными вариантами диагностики.
Результат и его измерение, отслеживание и оценивание – проблемы неразрывные. Измерение педагогического результата даёт возможность диагностировать состояние образовательной системы, оценить процесс её развития, прогнозировать достижения новых результатов, сравнивать потенциалы разных образовательных систем. Для начала необходимо понимать следующие определения.
Результат педагогической деятельности – итог целенаправленной совместной деятельности педагога и ребёнка; деятельность, дающая промежуточный или конечный продукт, имеющий две грани – внешнюю (видимую) и внутреннюю (личностную).
Отслеживание результата – это видение того, насколько идёт продвижение к целям; повременной контроль за деятельностью в достижении целей; процесс систематического снятия показателей; система наблюдений и изучения деятельности по определённым критериям.
Оценивание результата – это сопоставление полученных результатов с предполагаемыми или заданными; соотношение результатов отслеживание с критериями; качественный анализ деятельности относительно целей.
Анализируя выше изложенное возникает вопрос, что оценивать в системе дополнительного образования детей, результат чьей деятельности оценивается, кто субъект, автор результата – важная проблема в системе образования вообще и в дополнительном образовании в частности. Эту проблему можно рассмотреть с той точки зрения, что результат в дополнительном образовании может иметь место на уровне ребёнка, на уровне педагога, на уровне всего учреждения. На уровне ребёнка оцениваются результаты деятельности самого ребёнка, но автором результата может быть как сам ребёнок, так и его педагог. Результат на уровне педагога оценивается по результатам деятельности педагога. Тогда на педагог, как субъекта результата собственной деятельности, оказывают влияние, с одной стороны, деятельность детей, а с другой стороны –деятельность всего педагогического коллектива учреждения. Оценивание результата деятельности на уровне всего учреждения должно, вероятно, рассматриваться как комплекс образовательной педагогической и управленческой деятельности субъектов образовательного процесса учреждений ДО детей.
Субъект, объект и предмет оценивания. Современные подходы к построению взаимодействий в образовательном процессе позволяют субъектом оценивания считать не только того, кто собственно выполняет оценочную деятельность, но и того, результат чьей деятельности оценивается. Объектами оценивания в дополнительном образовании могут быть, например: знания понятий, фактов, законов, теорий; прикладные знания, умения навыки; способности. Предметом оценивания может быть: соответствие знаний, умений и навыков программе обучения; соответствие достижений обучающихся нормативным результатам; уровень и качество изготовления творческого продукта; мастерство, культура, техника исполнения; степень самостоятельности в приобретении знаний; развитие творческих способностей ребёнка и др.
В системе ДО детей особо стоит вопрос: что интересует нас в динамике объекта: его изменения относительно самого себя (т. е. первоначального состояния ЗУН, качеств личности и т. д.).
Вопрос: кто должен оценивать результаты деятельности учреждения, педагога – администрация, педагоги, независимые эксперты, учащиеся, родители, «заказчики» и т. д.
При оценивании результата проблема состоит еще и в том, чтобы найти инструмент оценивания, т. е. определить, какие принципы должны войти в основу оценивания, какие методы, способы, средства оценивания результативности педагогической деятельности могут иметь место в системе дополнительного образования детей, какие требования можно предъявить к процедуре отслеживания и оценке вообще.
И наконец, по каким параметрам и критериям можно оценивать результаты деятельности в учреждении дополнительного образования детей.
1. Целевой (уровень постановки, осознания, выполнения целей, которые ставит перед собой ребёнок или его родитель в процессе занятий в учреждении ДО детей).
3. Когнитивный (уровень освоения ребёнком знаний умений, навыков; уровень развития способностей, интеллекта и т. д.)
4. Деятельностьный (степень продуктивности деятельности, оптимальности затрат, уровень коллективизма, степень перспективности деятельности для будущей профессии и т. д.)
5. Социальностьребёнка(степень адаптации, автономности, активности ребёнка). Этот критерий может выступать на уровне ребёнка как интегральный.
На уровне учреждения:
1. Целевой (на уровне постановки, отслеживания, выполнения целей деятельности учреждения).
2. Содержательный (уровень выполнения функционала учреждения, степень многообразиявидов деятельности, дополнительных образовательных программ, содержательных аспектов деятельности, форм образовательных объеденений в учреждении и т. д.).
3. Эмоционально-мотивационный (уровень состояния психологического климата в педагогическом коллективе, степень организованности коллектива и т. д.).
4. Обеспечивающий (уровень материально-технического, учебно-дидактического, учебно-методического обеспечения и т. д.).
5. Интегральный (уровень системности деятельности учреждения).
Предлагаю традиционную систему контроля уровня знаний, умений и навыков детей.
В сентябре определение начального уровня ЗУНов учащихся;
Январь промежуточный контроль;
Май итоговый контроль;
Начальный уровень ЗУНов проверяется при записи ребёнка в коллектив или на первых занятиях. У детей которые занимаются в коллективе не первый год, мы определяем исходное положение на начало учебного года, т. к. за лето какие-то знания и навыки теряются.
Цель промежуточного контроля – посмотреть, как каждый ребёнок осваивает программу, и скорректировать её, если надо.
Все три этапа контроля отражаются по каждому ребёнку в журнале.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
В ходе реализации данной программы используются следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. Предварительный контроль осуществляется в начале учебного процесса, направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Предварительный контроль необходим еще и для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности или подготовленности. В начале учебного года проводится анкетирование детей для выявления их психологических особенностей.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление образовательной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Чтобы посмотреть динамику творческого роста, важно наблюдать за ребенком на каждом занятии по заранее обозначенным параметрам.
Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на итоговых занятиях по темам и проводится в разных формах: творческие задания, викторины, тестовые задания, тематические выставки-презентации, творческие работы.
Итоговый контроль проводится по окончании ступени обучения. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных на занятиях за определенный период обучения. Проводится анкетирование учащихся.
2. Место курса в учебном плане
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностносмысловой сферы личностина основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирования эстетических чувств и чувства прекрасного;
• развитие умения учитьсякак первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
— формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Освоение детьми программы декоративного творчества направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
— учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
— чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
— навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
— ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
— способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
— заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
— устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
— осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
— возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
— эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
— выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
— учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
— адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
— навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
— моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
— различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
— приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
— осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
— развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
— художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
— развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
— развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
— понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
— более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
— формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
— учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
1 год обучения (34 часа)
Тема 1.Вводное занятие.
История развития искусства оригами. Входная диагностика.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Создание единой системы отслеживания результатов обучающихся (ФГОС И БУД) из опыта работы Учитель: Старокожева З.С.
Актуальная педагогическая проблема – привести систему оценивания в соответствие с поставленными целями образования, разработать технологичные измерители уровня достижения как содержательных, так и деятельностных, а также воспитательных целей. В связи с возникающими вопросами по оцениванию детей, возникла необходимость в рассмотрении данного вопроса.
Просмотр содержимого документа
«Создание единой системы отслеживания результатов обучающихся (ФГОС И БУД) из опыта работы Учитель: Старокожева З.С.»
Создание единой системы отслеживания результатов
обучающихся (ФГОС И БУД) (слайд 1)
01.11.2018 г педсовет
(слайд 2) «Сравнивать можно результаты
сегодняшней работы одного и того же школьника
с результатами того, что было раньше».
Ш.А. Амонашвили.
(слайд 3) Актуальная педагогическая проблема – привести систему оценивания в соответствие с поставленными целями образования, разработать технологичные измерители уровня достижения как содержательных, так и деятельностных, а также воспитательных целей. В связи с возникающими вопросами по оцениванию детей, возникла необходимость в рассмотрении данного вопроса.
На сегодняшний день нет нормативных документов, регламентирующих критерии оценивания ЗУН учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Поэтому за основу возьмем ФГОС и я расскажу о некоторых вариантах оценивания результатов обучения. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют
отметку. Проблема отметки образовательной деятельности – одна из ключевых проблем современной педагогики. Оценка связана непосредственно с эффективностью образования, именно она является в конечном счете, выражением качества обучения. От того, насколько современны средства отметки, как они связаны с целями, содержанием и методами обучения, во многом зависит успешное функционирование образования.
(слайд 4) Цель системы оценивания: разработка и создание единой системы отслеживания результатов обучающихся в освоении основной образовательной программы.
1) создание модели системы оценивания достижения планируемых результатов,
обеспечивающей комплексный подход к оценке всех групп результатов образования;
2) определение объектов оценивания;
3) обозначить цель использования результатов.
Дети с интеллектуальной недостаточностью требуют вдвое больше внимания к оцениванию своей деятельности. Данная потребность может утрачиваться, что влечет за собой низкую мотивацию на учебную деятельность
Во время обучения в 1-м классе всячески старалась поощрять и стимулировать работу учеников, используя качественную оценку. На этом этапе обучения результатом является появление даже незначительных предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления под руководством и контролем учителя.
Оценка достижения предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Первокласснику не всегда понятны качественные оценки. Исходя из этого мы использовали безотметочную систему оценивания понятную родителям и детям. Предметные результаты оценивались словесно: словесно («Умница», «Молодец», «Ты пример». «Ты справился», «Все получится», «Постарайся» и т. д.) (слайд 5) и с использованием графических символов (▲, ☼, ☺, ■ и др.). (слайд 6)
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями оценке подлежат личностные и предметные результаты детей.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения первоклассниками социальными (жизненными) компетенциями осуществлялась на основании применения метода экспертной оценки. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью мы учитывали и мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служил анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты были представлены в табличной форме с удобными и понятными всем условными единицами:
навыка нет – 0 начинающийся навык – 1 в стадии формирования – 2 сформирован – 3
(слайд 7) Диагностическая карта
Графо-моторные умения Знания об окружающем мире
Социальная адаптированность Развитие связной речи
Чтение Русский язык
(слайд 8) Личностное БУД на уроке и внеклассных занятиях
(слайд 9) Диагностика уровня усвоения предметных результатов
Это таблицы отслеживания образовательных достижений обучающихся, позволяют: (слайд 10)
выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
определить типичные ошибки в знаниях и умениях обучающихся по предмету;
скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.
В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить качество усвоения обучающимся того или иного умения. В таблицу усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые обозначения того или иного уровня.
Одной из основных задач начального обучения обучающихся является формирование основ элементарных знаний в таких образовательных областях, как русский язык, чтение и речевая практика, математика и применение математических знаний, мир природы и человека – практика взаимодействия с окружающим миром, знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми, знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества. По этим основным параметрам построена таблица.
По результатам динамики мы будем видеть не только положительный результат, но и проблемы, которые будем решать совместно с родителями. Результаты оценки личностных достижений заносятся в карту наблюдений «Солдо», что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отслеживание наличия или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
(слайд 11) Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2-го класса (согласно модели ФГОС), т. е. в тот период, когда у обучающихся уже сформированы некоторые начальные навыки, а сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. С первого дня обучения отслеживаю уровень усвоения знаний по предметам для определения эффективности своей работы.
Результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие) и т. д.
Процедура балла. (слайд 12)
1 Что контролировать и оценивать?
4. Где фиксировать результаты?
5. По какой шкале оценивать?
При выставлении баллов успешности выдвигаю для себя набор требований (правил). Оцениваю любое, особенно успешное, действие, а фиксирую баллы только после решения поставленной задачи. Баллы ставлю в рабочий журнал, дневник школьника. За каждую проверочную работу по итогам темы баллы ставлю всем ученикам.
Результаты, продемонстрированные обучающимися целесообразно соотносить, с оценками типа: (слайд 13)
0 баллов — действие отсутствует;
1 балл — смысл действия понимает, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию;
4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации
(слайд 14) Ожидаемые результаты обучающихся по предмету: Русский язык по теме:
Списывание по слогам и целыми словами с печатного текста с орфографическим проговариванием
Списывание по слогам и целыми словами с печатного текста