уровни обучения в медицинском вузе
Как прокачать знания и навыки для медфака
Что сделать сегодня, чтобы поступить в медвуз и облегчить себе студенческую жизнь
Врач — одна из немногих профессий, где от работы специалиста зависит жизнь человека. Именно поэтому на медицинских факультетах так долго учатся и к студентам предъявляют высокие требования. Часто у доктора нет времени загуглить нужные показатели, необходимо знать строение органов и нормы содержания веществ наизусть, чтобы мгновенно принимать решения. Студентам приходится изучать большое количество дисциплин одинаково глубоко, параллельно приобретая практические навыки.
Почему в медвузе сложно учиться
Даже если вы прекрасно подготовились к ЕГЭ по биологии и химии, этих знаний недостаточно для учёбы на первых курсах. Разница между уровнем подготовки школьников и сложностью материала на первых двух курсах превращает жизнь студентов в страдание. Микробиология, с которой в школе знакомятся весьма поверхностно, теперь изучается подробно. Химия подразделяется на физическую и биохимию, где на каждой лекции дают огромный объём материала. Домашние задания задают регулярно: выучить тему, решить задачи, подготовиться к тестам.
Как готовят будущих врачей
Студенты-медики постоянно, особенно на последних трёх курсах, изучают одно и то же, углубляясь в разные темы. Таким образом даже самый ленивый студент к шестому курсу запоминает основную часть материала. Возможно поэтому среди выпускников хорошего меда вряд ли встретишь совсем уж безграмотного доктора. После окончания университета можно пойти работать врачом в поликлинику. Чтобы стать кардиологом или, например, гастроэнтерологом, придётся окончить ординатуру.
В ординатуре будущие врачи специализируются в выбранной области и проходят практику в больницах. Они носят белые халаты и бейджи с надписью «врач-ординатор», а пациенты относятся к ним как к обычным докторам. Сложных пациентов ведут опытные специалисты, а в типичных ситуациях за ординатором закрепляют палату больных. Молодые врачи собирают анамнез и назначают лечение, а наставник контролирует их работу.
Чтобы стать квалифицированным практикующим врачом в России, придётся учиться минимум восемь лет: сначала шесть лет на медицинском факультете, затем два года в ординатуре. Можно было бы сократить период обучения за счёт непрофильных предметов, например правоведения или экономики, но в целом всё оправданно. Для сравнения: в США будущий доктор сначала оканчивает четырёхлетний бакалавриат, потом ещё четыре года учится в медицинской школе и только после этого приступает к специализации и практике под руководством опытных коллег. В зависимости от выбранной специальности американские врачи учатся от десяти до четырнадцати лет.
Пример расписания занятий студентов 2-го курса медуниверситета
Как избежать разочарования на первых курсах
Мои родители — медики, так что я выросла в этой среде и довольно хорошо представляла учёбу в медуниверситете. Многие термины мне были знакомы, и я всегда могла задать вопросы родителям. Для других студентов выбор специальности не всегда бывает осознанным, ведь разница между терапией и педиатрией для выпускника школы не очевидна.
Часто ребята, которым легко даются биология и химия, сдают ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим предметам. Без глубоких знаний математики остаётся поступать только в медицинский. С высокими баллами по профильной математике вариантов больше: например, можно поступить на биологический, химический факультет, а в МФТИ — на «Молекулярные технологии» или «Биомедицинскую инженерию».
Не каждый абитуриент медвуза понимает, на каком факультете он хотел бы учиться. Довольно трудно выбрать между стоматологией, педиатрией и лечебным делом. А ведь ещё существуют факультеты клинической психологии и фармакологии — чтобы сориентироваться и принять оптимальное решение, нужно собрать информацию о каждой специальности.
Чтобы познакомить школьников с медициной и дать представление о врачебных профессиях, я придумала курс «Хочу быть врачом». За 15 занятий ученики 7–9-х классов узнают об основных органах и системах человека с точки зрения медицины. Мы разбираем распространённые заболевания, способы их диагностики и лечения.
Например, я рассказываю, как распознать инфаркт — это важно, потому что помогает спасти жизнь. В результате школьники будут понимать, на чём специализируется хирург, чем интересна стоматология, как работают кардиолог, педиатр и гастроэнтеролог.
Всем, кто хочет самостоятельно разобраться в специфике медицинских профессий, я советую читать статьи о болезнях и врачах в «Википедии». Ещё полезно расспрашивать знакомых медиков об их работе, а студентов медвузов — об учёбе и практике.
Что изучать в средней и старшей школе, чтобы легче пройти первые курсы в меде
Биологию и химию
Я училась в сильной школе, в биолого-химическом классе. Занятия по химии вёл прекрасный учитель, и мне это очень помогло на первом курсе. Многое я знала и понимала, мне не приходилось штудировать учебник. Если бы я глубже знала анатомию, учиться было бы ещё легче, я бы более успешно сдала экзамены. Полезно углубиться в микробиологию, которую очень подробно изучают в университете. Важно узнавать как можно больше материала, который встретится на лекциях.
Современные иностранные языки
Как и большинство взрослых людей, я поздно поняла, как много свободного времени у меня было в 8–10-м классах. Его следовало тратить не на сериалы, а на занятия английским и другими языками. Я владею английским и испанским, но мой уровень мог быть выше. От знания языка зависит участие студента в зарубежных стажировках.
Латынь
Отличный способ помочь себе будущему — заранее освоить латинский язык. Именно поэтому мы придумали курс медицинской латыни. Всего за 13 занятий старшеклассники усвоят необходимый минимум: запомнят основные термины, разберутся с грамматикой, образованием слов и окончаниями.
На первом курсе приходится учить наизусть огромные списки слов к диктантам по латыни. Тот, кто заранее познакомился с этим языком, сэкономит кучу времени и сил.
Мнемонические техники и приёмы конспектирования
Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки.
В старших классах я очень любила стихи, и это здорово развило мою память. Способность запоминать большие объёмы информации пригодилась в университете: я учила материал в два раза быстрее одногруппников.
Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки. Если у вас сильная моторная и зрительная память, пишите себе шпаргалки по разным предметам. На экзамене вы вспомните, как выглядит термин, записанный вашей рукой. Используйте для запоминания перечней не только известные фразы вроде «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для цветов радуги, но и собственные.
Кислоты в цикле Кребса можно запомнить так: «Целый Ананас И Кусочек Суфле — Сегодня Фактически Мой Обед»: цитрат, цис-аконитат, изоцитрат, альфа-кетоглутарат, сукцинил-CoA, сукцинат, фумарат, малат, оксалоацетат. Придумайте своё мнемоническое правило, возможно, оно получится более удачным. А навык создания подобных правил пригодится, когда готовых решений не будет.
Советы старшеклассникам
Не смотреть сериалы
Смотреть сериалы про врачей — совет неоднозначный. Порой они подогревают интерес и мотивируют узнавать новое. В то же время содержание этих сериалов далеко от реальности. Зарубежные сериалы вообще не соответствуют происходящему в российской медицине. Пожалуй, стоит посмотреть «Доктор Хаус»: там рассказывают о необычных заболеваниях, а главный герой демонстрирует потрясающее клиническое мышление.
Читать книги врачей, о врачах и не только
Когда я была в школьном возрасте, мне было интересно, как развиваются смертельные болезни. Я штудировала «Википедию»: читала про аутоиммунные и хромосомные заболевания. Позднее я прочитала несколько книг, которые меня впечатлили, например, «Когда дыхание растворяется в воздухе» Пола Каланити. Это автобиография нейрохирурга, который умер от рака, но до последнего работал и писал книгу.
Коллега П. Каланити нейрохирург Генри Марш тоже рассуждает о жизни и профессии врача в своей книге «Не навреди». Автор посчитал важным поделиться историей своих сомнений, успехов и ошибок, чтобы молодые специалисты могли их избежать.
Серия книг «Сенсация в медицине» без заумных терминов рассказывает о работе отдельных органов, тканей и систем. Мне особенно понравились «Тук-тук, сердце! Как подружиться с самым неутомимым органом и что будет, если этого не сделать» и «Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами».
Если говорить о художественной литературе, то стоит обратить внимание на канадского автора Артура Хейли и его «Сильнодействующее лекарство» и «Окончательный диагноз». А ещё я рекомендую прочитать «Расширенный фенотип» Ричарда Докинза. Эта книга продолжает логику книги «Эгоистичный ген», где автор излагает остроумный взгляд на эволюцию.
Учиться онлайн
Я бы с удовольствием посоветовала разные очные и онлайн-курсы, а также погружения и образовательные лагеря о медицине для школьников, но их, к сожалению, нет. При этом с приходом пандемии основным образовательным каналом для будущих медиков становится онлайн-обучение.
Подписывайтесь на околомедицинских и медицинских блогеров, смотрите интересное на ютьюбе, например про эпидемии чумы или холеры. Это не поможет успешно сдать ЕГЭ, но даст понимание, ради чего врачи проходят свой долгий образовательный путь.
Медицинское образование в России
Выпускники российских медвузов успешно работают в более чем 100 странах мира.
Одно из самых популярных направлений обучения иностранцев в России – медицина. Российские университеты имеют богатую историю подготовки врачей. Первое учебное медицинское заведение – Аптекарский указ – появилось в России в XVII веке. Сейчас врачей готовят в более чем 70 российских вузах.
Как поступить в медицинский вуз России
Высшее медицинское образование в России можно получить только путем очного обучения в вузе. Заочное медицинское образование в России не существует. Сроки обучения в медицинском университете зависят от специализации. Например, стать бакалавром по направлению «Сестринское дело» можно за 4 года. А чтобы получить диплом хирурга, придется отучиться в общей сложности 8-9 лет.
В США, например, для того чтобы стать врачом, получить высшее мед. образование, необходимо потратить на учебу 12-18 лет. В Великобритании студенты-медики проходят обучение на протяжении 10 лет, в Германии – 8-10 лет. Чтобы получить диплом врача в Канаде, нужно 4 года отучиться в медицинской школе, еще столько же – в университете, а затем, в зависимости от специализации, от 3 до 5 лет в интернатуре.
В медицинские вузы России можно поступить сразу после школы. Университеты предлагают программы на русском и английском языках. Если вы не знаете русского, то его можно выучить на подготовительном отделении или курсах, действующих при ведущих медицинских вузах России. На таких отделениях, помимо языка, иностранные абитуриенты изучают и другие дисциплины, что помогает им лучше подготовиться к предстоящей учебе.
Абитуриентам предстоит сдавать экзамены по основным дисциплинам – биологии и химии. Некоторые вузы проводят дополнительные вступительные испытания. Например, в Балтийском федеральном университете имени И. Канта (БФУ им. Канта) при поступлении на русскоязычную программу «Лечебное дело» абитуриенты сдают русский язык, биологию и химию. При поступлении на аналогичный англоязычный курс – экзамены по биологии и химии.
А в Казанском федеральном университете (КФУ) абитуриенту, который поступает на программу General Medicine («Лечебное дело»), помимо химии и биологии, придется сдавать экзамен по английскому языку либо предоставить сертификат TOEFL. Полный перечень вступительных испытаний необходимо уточнять в приемной комиссии университета непосредственно перед поступлением.
© МГМУ
Бакалавриат в медицинских вузах России
Бакалавриат, который длится 4 года, в российских вузах предусмотрен только по направлению «Сестринское дело». В среднем обучение по этой программе в медицинских университетах стоит 90-100 тысяч рублей (1,5-1,7 тысячи долларов) в год.
Если вы хотите стать врачом общей практики, то срок обучения увеличивается еще на 2 года. А если планируете работать по узкой специальности, то на 4 года.
Специалитет в медицинских вузах России
На отделения «Лечебное дело» и «Педиатрия» студенты сразу поступают на программу специалитета, срок обучения – 6 лет. На «Лечебном деле» есть как русскоязычные, так и англоязычные программы обучения. Стоимость варьируется от 80 до 400 тысяч рублей (1,4-7 тысяч долларов) в год.
К примеру, прослушать курс по основным лечебным специальностям в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) стоит 180 тысяч рублей (около 3,2 тысячи долларов) в год. А программу «Педиатрия» в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова (МГМУ им. Сеченова) – около 260 тысяч рублей (5 тысяч долларов) в год.
Исключение здесь – «Фармация», «Клиническая психология» и некоторые другие специальности, срок обучения по которым – 5-5,5 года. Стоимость этих направлений несколько ниже. Так, курс по направлению «Фармация» стоит от 140 тысяч рублей (2,3 тысячи долларов) в год в КФУ и ДВФУ.
© РУДН
Стоматологическое образование в России
Российские вузы принимают абитуриентов на факультет «Стоматология» сразу после школы. Вступительные экзамены здесь такие же, как и при поступлении на другие основные медицинские направления.
Срок обучения по направлению «Стоматология» составляет 5 лет. Стоимость одного года варьируется от 170 до 430 тысяч рублей (3-7,5 тысячи долларов). Цена зависит от города, в котором расположен вуз, а также от специфики университета.
Российские вузы предлагают будущим стоматологам программы на русском и английском языках. Например, англоязычная программа в КФУ стоит 170-255 тысяч рублей (3-4,5 тысячи долларов) в год. Однако стать полноценным специалистом выпускник стоматологического факультета сможет только после окончания ординатуры.
Ординатура в России
Чтобы стать врачом более узкой специализации, например, дерматовенерологом, гастроэнтерологом или ортодонтом, после специалитета необходимо поступить в ординатуру.
В России срок обучения в ординатуре составляет 2-4 года в зависимости от выбранной специализации и университета. Стоимость одного года обучения – от 100 до 380 тысяч рублей (1,8-6,6 тысячи долларов).
Ординатура для стоматологов длится 2 года. Здесь молодые врачи проходят углубленную подготовку и получают практические знания в определенном направлении: например, в терапевтической, хирургической или детской стоматологии.
Один год обучения в Москве в ординатуре МГМУ им. Сеченова по основным направлениям стоит 377 тысяч (6,5 тысячи долларов). Программа детской стоматологии – 316 тысяч рублей (5,5 тысячи долларов).
Российские вузы предлагают и англоязычные программы ординатуры. Так, получить специализацию «Дерматовенеролог» на английском языке в Новосибирском государственном университете (НГУ) стоит около 580 тысяч рублей (10 тысяч долларов) в год. Курс для кардиологов в Российском университете дружбы народов (РУДН) – 260 тысяч рублей (4,5 тысячи долларов) в год, эта англоязычная программа рассчитана на 4 года обучения.
Программ ординатуры на русском языке заметно больше, и стоимость их несколько ниже. Все направления ординатуры в БФУ им. Канта стоят около 180 тысяч рублей (3,2 тысячи долларов) в год. Стать детским хирургом в МГМУ им. Сеченова можно за 250 тысяч рублей (4,3 тысячи долларов) в год.
Российские вузы готовят ординаторов не только по классическим специальностям, но и по ряду редких направлений. Так, в МГМУ им. Сеченова можно пройти подготовку по программам «Водолазная медицина», «Авиационная и космическая медицина». Стоимость этих программ составляет 250 тысяч рублей (4,3 тысячи долларов) в год.
© МГМУ
Аспирантура для медиков
Выпускники специалитета медицинского вуза в России могут не идти в ординатуру, а заняться наукой. Для этого нужно поступить в аспирантуру. В российских вузах аспиранты учатся 3 года. После чего они должны защитить диссертацию, а затем – получить ступень кандидата наук.
Для поступления в аспирантуру понадобится сдать экзамен по специализации, английскому языку, предоставить портфолио своих научных статей и пройти собеседование – перечень испытаний каждый университет устанавливает самостоятельно.
Есть очные и заочные программы. Например, учиться в аспирантуре МГМУ им. Сеченова по направлению «Клиническая медицина» можно заочно. Стоимость программы – 233-316 тысяч рублей (4,2-5,5 тысячи долларов) в год. А пройти аспирантуру по специальности «Наркология» в РУДН можно только очно. Ее стоимость – 264,5 тысячи рублей (4,7 тысячи долларов) в год.
После окончания медицинского вуза в России большинству иностранных студентов нужно будет пройти процедуру признания диплома для допуска к врачебной деятельности в своих странах.
Подать заявку бесплатно и без посредников вы можете в Личном кабинете абитуриента на нашем сайте.
Порядки в современном медицинском образовании. Часть 1: Кратко о поступлении в медицинский ВУЗ (специалитет)
*Этапы медицинского образования в РФ рассмотрены в предыдущем посте (сознательно не описана аспирантура, т.к. это уже подготовка не специалиста, а научно-педагогических кадров и заслуживает отдельного поста): https://pikabu.ru/story/kratko_ob_yetapakh_meditsinskogo_obr.
Несмотря на многочисленные негативные отзывы о работе врачом, количество желающих стать им год от года растет. Итак, 11 класс, и по окончании школы вы решаете попробовать себя в медицине. Для этого вам необходимо определиться, на какой факультет вы желаете поступить и какие экзамены (ЕГЭ) вам необходимо для этого сдать (рассматриваются только те факультеты, которые готовят непосредственно врачей):
После того, как пришла ясность с факультетом, необходимо понять, в каком порядке вы будете поступать:
Как понять какие у вас примерно шансы?
Просматриваете архивы приемной комиссии на сайте интересующего вас ВУЗа за предыдущие годы с количеством абитуриентов, конкурсе на место и проходными баллами. Готовьтесь к жесточайшей конкуренции в любом (особенно общем) конкурсе, если вы хотите попасть в более-менее приличное заведение. Проходя мимо СЗГМУ им. И.И. Мечникова в 2017 году, в пик приемной кампании, я обратил внимание на 5-метровый стенд рядом с приемной комиссией. Там были вывешены ранжированные списки абитуриентов на листах формата А4. На первом листе я не увидел ребят с количеством баллов ниже 280, по сумме трех предметов, на лечебный факультет (проходной балл на лечфак в тот год составил 260, все что ниже – мимо). Количество поданных заявлений переваливало за 1300. Да, часть ребят подает документы в несколько ВУЗов и на несколько факультетов, но это дела не меняет, даже если они выберут другое учебное заведение. При таком количестве заявлений, необходимый балл все равно будет оставаться очень высоким.
Каждый выбирает то, что ему ближе и то, что ему нравится. Составьте список интересующих вас ВУЗов в порядке убывания их приоритета и подайте в них документы, но не более, чем в 5 ВУЗов одновременно (на 2018 год). Подавайте документы и на бюджет и на внебюджет (о наличии такой возможности необходимо проконсультироваться в приемной комиссии или посмотреть информацию на сайте учебного заведения).
По моему мнению, не имеет принципиального значения, в каком ВУЗе сидеть за партой (естественно существуют ВУЗы-аутсайдеры, это можно посмотреть по рейтингу медицинских ВУЗов, туда соваться не стоит). Иногда, учеба в провинциальном образовательном учреждении бывает более качественной ввиду меньшего количества понтов и гонора у преподавательского состава, нежели в столичном. На красивый профессорский состав на сайтах ориентироваться не стоит, потому что не факт, что вы к ним попадете, да и у профессуры своя жизнь, им, как правило, не до студентов. Программы обучения везде одинаковые (исключение МГУ) и если вы учитесь, то выучитесь в любом месте, если не учитесь, то вас в два счета выпнут отовсюду. В дальнейшем, всем будет плевать, откуда вы выпустились. Принципиальное значение имеет место, где вы будете проходить последипломное обучение. Вот тут стоит подсуетиться (об этом в следующих постах).
Бюджет или внебюджет?
Все зависит от конкурса в конкретном ВУЗе, на конкретный факультет в этом году и количества набранных вами баллов. Не прошли на бюджет в приоритетный ВУЗ, смотрим следующий по списку. Не получилось на бюджет, начинаем смотреть внебюджет, одновременно поглядывая в прейскурант на образовательные услуги и в ваш кошелек, рассчитывая перспективу на 6 ближайших лет, минимум. Если никуда не получилось поступить, что ж, удачи в следующем году.
Все о медицине
5.9K постов 30.3K подписчиков
Правила сообщества
1)Не оскорбляйте друг друга
2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением
3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).
— сестринское дело (высшее образование, учиться не 6 а 5 лет)
— подология (да, отдельные факультеты)
А вот педиатрии отдельной нет.
Есть возможности перевода из нашего вуза в иностранный.
Интересно, чем занимаются спецы, после «медицинской биофизики» и «медицинской кибернетики»?
Что, реально, в России на фармацевтическом факультете только и учат заниматься целенаправленным улучшением всеми средствами и методами человечества ОБОРОТА лекарственных средств?! Я-то думала их не продажничеству учат, а разработке лекарств.
В Астрахани есть медакадемия. Ну как есть. Сделали академией, потом видать очухались и теперь университет. Ощущение, что там готовят чабанов с высшим образованием.
И все же фармацевтический факультет готовит не врачей. У нас кто-то даже обижается, когда говорят, что мы врачи
Главное быть хачом, тогда зачисляют походу вообще без конкурса.
Дайте автору лодку и вёсла. Абсолютно непонятно к чему пост
Ответ на пост «Грустно»
Ответ на пост «Грустно»
Грустно
Целующиеся позвонки. Одна из причин боли в спине, про которую мало кто знает. Нейромемоблог
Сегодня нам предстоит ответить на сложные вопросы:
1. Могут ли позвонки целоваться?
2. Всегда ли это по любви?
3. Почему из-за этого болит спина?
Шуточки и клинический пример моей пациентки с МРТ прилагаются.
Эту болезнь часто называют «болезнь поцелуев позвоночника» или «болезнь Баструпа» и суть её сводиться к тому, что один позвонок избыточно давит на другой.
Формируется тесный контакт и этот участок воспаляется. Так как очень мало врачей знают про такую патологию, часто она остается недиагностированной. Отсутствие лечения приводит даже к формированию ложного сустава между отростками позвонка.
Часто данная проблема формируется уже на фоне чего-либо: грыжи диска, спондилолистеза, спондилеза, нарушений осанки, профессиональной деятельности.
Симптомы: боль по центру спины, вдоль позвоночника (не справа или слева).
Боль усиливается при разгибании, вставании со стула и уменьшается при сгибании.
Могут быть сопутствующие симптомы со стороны ног при развитии стеноза позвоночного канала. Например такие.
Диагностика: клиническая, при осмотре врачом + методы визуализации. Рентгенография, КТ и самый чувствительный метод – МРТ.
Локальное введение кортикостероидов под навигацией. Я делаю под УЗИ. Грубо говоря это прицельный укол в место воспаления.
Индивидуальный подбор упражнений.
При неэффективности хирургическое лечение: остеотомия, фиксация сегмента.
Стаж безуспешного лечения – 2 года.
Сделали свежее МРТ.
Вообще чаще всего прогноз благоприятный.
Болезнь Бааструпа недооценивается и часто пропускается, что приводит к неправильному лечению. Некоторые исследования предполагают, что болезнь Бааструпа не может быть взаимоисключающей с другими причинами дегенеративного заболевания позвоночника, и одновременно могут сосуществовать несколько патологий. Получается целоваться позвонки могут, но не от любви, а от безысходности.
Теперь про статины
Данный пост носит информацирнный характер, назначать или отменять лечение может только ваш врач, потому что все мы разные и у каждого есть свои особенности. На приёме врачи не всегда успевают рассказать пациенту за 12 минут приёма всю информацию в доступной форме. Это постараюсь сделать я. Будут вопросы, пишите.
Население не только Пикабу, но и всего земного шара стареет и люди стали доживать до старческих болезней, теперь, кстати, их так уже не называют. Основная причина смертности населения в развитых странах это заболевания сердечнососудистой системы, если простым языком инфакрты и инсульты (по этому показателю мы развитая страна). А их основная причина избыточных холестерин.
В настоящее время основной группой препаратов для снижения уровня холестерина являются статины, с которыми в свою очередь связано много мифов.
Но прежде, что же они делают
1. Снижают уровень плохого холестерина и повышают уровень хорошего.
2. Снижают образование эндогенного (внутреннего) холестерина в печени, посредством блокировки фермента
3. Укрепляют холестериновую бляшку, делая её покрышку более устойчивой к повреждениям
4. Имеют плеотропный эффект, т.е. опосредовано влияют на другие системы, например уменьшают воспаление сосудистой стенки
Казалось бы одни плюсы, но пациенты по прежнему отказываются их принимать. И виной мифы
Основные мифы
1. Они вызывают и усиливают диабет
2. Они сажают печень
3. Они разрушают мышцы
4. Их нельзя старикам
Теперь развенчивание
1. Отчасти это правда. Здесь много споров, сами ли статины повышают риски или это закономерное течение заболевания ( сердце и диабет очень связаны). Но даже если статины в какой-то степени повышают риск диабета, то любой приём препаратов проходит под контролем анализов и если сахар стал расти, мы корректируем диету и если нужно назначаем таблетки. А когда диабет уже есть, то тут даже бояться не надо, статины входят в схему комплекса лечения.
2. Это было актуально для первых поколений. В новых препаратах этого нет, а страхи остались. Однако, в стандартах так же остаётся контроль показателей печёночный ферментов. Здесь действует принцип лучше перебздеть. Кстати, эти фермены могут повышаться, все-таки препарат работает через печень, но повышение в 3-4раза выше нормы это нормально и не стоит этого бояться.
3. Также наследство первых поколений. Сейчас это очень редкий побочных эффект. Но врачи так же должны спрашивать своих подопечных о новых болях в мышцах. Принцип тот же, лучше перебздеть.
4. Отчасти это правда. Но смотря кого считать стариками, многие 80 летние бабульки и дедульки поднимаются на 5 этаж почти без одышки. В медицине есть понятие хрупкий пациент или старческая астения, характеризуется такое состояние здоровья, если пациент набирает 3 и более из 5 пунктов 1) потеря веса, 2)
снижение силы кисти руки 3) общая слабость и повышенная утомляемость, 4) медлительность 5) снижение физической активности.
Так что старость это не цифра в паспорте
Теперь, что касается дозы. Это нужно запомнить, если уже есть клинические проявления маленькие дозы не работают! Все рекомендации пишут, что пациенты с повышенным холестерином должны принимать максимально переносимые дозы, иначе бесполезно. Холестерин на фоне приёма препаратов должен достигнуть целевых значений! Не просто пить для галочки, а под контролем анализов и с достижением нужного эффекта. Если на максимальных дозах эффект не достигнут, подключают дополнительные препараты, не заменяют, а подключают.
Итоги:
1. Статины безопасны в любой дозировке
2. Статины продлевают жизнь
3. Статины снижают риск смерти от инфаркта или инсульта
4. Низкие дозы статинов остались в прошлом
5. Чтобы сработали 2 и 3 пункты нужно достичь целевых показателей.
5. Любое лечение требует контроля