уровни сформированности знаний и умений соответствие уровней и методов обучения

Основы формирования и усвоения знаний, навыков, умений

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет ).

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Источник

Методическое пособие на тему: «Система формирования общеучебных умений и навыков у учащихся» (для преподавателей образовательной организации)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Методическое пособие

Система формирования

общеучебных умений и навыков у учащихся

(для преподавателей образовательной организации)

Разработала: заместитель директора по УВР

Турчанинова Н.Л.

Рассмотрено на заседании методического совета и рекомендовано к использованию в образовательном процессе.

Директор школы:____________Иванова Л.А.

Кант-2013

Вступление

уровни сформированности знаний и умений соответствие уровней и методов обученияуровни сформированности знаний и умений соответствие уровней и методов обученияуровни сформированности знаний и умений соответствие уровней и методов обученияуровни сформированности знаний и умений соответствие уровней и методов обучения уровни сформированности знаний и умений соответствие уровней и методов обученияЗа последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.

Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

По данным Международного исследования образовательных достижений учащихся с помощью теста PISA (PISA-2012) Россия заняла 34 место. Одной из причин столь низкого результата специалисты считают недостаточное внимание, уделяемое формированию общеучебных умений ( ОУ ) в наших школах.

Программы общеобразовательных учреждений включают разделы, определяющие знания и умения, которыми должен овладеть выпускник при изучении конкретных дисциплин, повышающие практическую направленность и качество подготовки, но это – специальные (предметные) знания и умения. Таким образом, в общеобразовательной школе общеучебные умения не выступают предметом специального усвоения, их формирование идет по ходу изучения отдельных учебных предметов, т.е. в большинстве случаев – стихийно и бессистемно.

Данные проведенного исследования по изучению сформированности общеучебных умений у учащихся также подтверждают недостаточно высокий, а по отдельным умениям – низкий уровень их сформированности.

В современных условиях необходимо включать учащихся в процесс непрерывного образования, самостоятельного добывания знания, где общеучебные умения являются “инструментом” овладения любого учебного материала. Но выпускник общеобразовательной школы часто не владеет в достаточной степени такими умениями.

Любые умения формируются в систематической деятельности, причем начинается это формирование с объяснения сущности любого умения. Трудно себе представить, как сформировался бы навык счета или письма, если бы такая работа не имела бы четкой последовательности в отработке отдельных компонентов. Именно это и происходит в отношении развития общеучебных умений. Они выносятся из основного русла учебной деятельности, несмотря на то, что вся она построена на них.

Таков порядок существующей системы образования “сверху” к формированию общеучебных умений, преподаватели “в одиночку” пытаются исправить положение дел, используя материал своего предмета.

Данные умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в рамках всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность общеучебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива, настоятельно требуется координация взаимодействия всех преподавателей.

Педагоги должны использовать единые подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования.

Программа формирования общеучебных умений

Классификация общеучебных умений.

Требования к сформированности общеучебных умений с 5 по 11 класс.

Методические рекомендации по формированию общеучебных умений.

Классификация общеучебных умений и навыков

1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимся. К ним относятся:

определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

сравнение полученных результатов с учебной задачей;

владение различными формами самоконтроля;

оценивание своей учебной деятельности и установление их причины;

постановка целей самообразовательной деятельности.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

работа с основными компонентами учебника;

использование справочной и дополнительной литературы;

различение и правильное использование разных литературных стилей;

подбор и группировка материалов по определенной теме;

составление планов различных видов;

создание текстов различных типов;

владение разными формами изложения текста;

составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

составление тезисов, конспектирование;

владение цитированием и различными видами комментариев;

подготовка доклада, реферата;

использование различных видов наблюдения;

качественное и количественное описание изучаемого объекта;

использование разных видов моделирования.

3. Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

выявление существенных признаков объекта;

определение соотношения компонентов объекта;

проведение разных видов сравнения;

установление причинно-следственных связей;

оперирование понятиями, суждениями;

владение компонентами доказательства;

формулирование проблемы и определение способов ее решения.

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

выслушивание мнения других;

владение различными формами устных и публичных выступлений;

оценка разных точек зрения;

владение приемами риторики;

организация совместной деятельности;

владение культурой речи;

Требования к сформированности общеучебных умений с 5 по 11 класс

Важным составляющим элементом данной программы является дифференциация требований к сформированности общеучебных умений с 5 по 9 класс. Это позволяет определить задачи учителя по формированию конкретизированных умений, которые представлены как направленно развивающиеся с 5 по 9 класс учебно-логические, учебно-информационные, учебно-коммуникативные и учебно-организационные умения и навыки.

Общеучебные умения и навыки (5-й класс)

ставить учебную задачу;

понимать последовательность действий;

сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

оценивать свою деятельность и деятельность других;

правильно оформлять и вести тетрадь.

работать с учебником и дополнительной литературой;

различать повествование, описание, рассуждение;

составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;

осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;

владеть различными видами пересказа.

составлять простой план;

сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;

давать определение по существенным признакам;

высказывать суждения, подтверждать их фактами;

обобщать, подытоживать информацию.

задавать уточняющие вопросы;

слушать друг друга;

распределять работу при совместной деятельности;

участвовать в учебном диалоге;

организовывать работу в группе.

Общеучебные умения и навыки (6-й класс)

определять учебную задачу;

выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

осуществлять самоконтроль учебной деятельности;

сотрудничать при решении учебных задач;

планировать собственную деятельность.

различать научный, художественный и публицистический тексты;

создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение;

составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;

задавать вопросы разного вида;

определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.

определять понятия по существенным признакам;

выявлять свойства объекта;

выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

доказывать утверждение, тезис;

продолжить и развить мысль собеседника;

использовать структурирующие фразы;

соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

кратко формулировать свои мысли.

Общеучебные умения и навыки (7-й класс)

определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности;

оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;

организовать деятельность в группах и парах.

подбирать и группировать материал по определенной теме;

создавать тексты различных типов;

владеть различными способами изложения текста;

составлять сложный план;

формулировать проблемные вопросы;

качественно и количественно описывать объект;

формировать программу эксперимента.

определять объект анализа;

выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

классифицировать информацию по различным признакам;

различать компоненты доказательства;

уметь доказывать и опровергать;

самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;

устанавливать межпредметные связи.

владеть приемами риторики;

уметь вести дискуссию, диалог;

выслушивать и объективно оценивать другого;

вырабатывать общее решение.

Общеучебные умения и навыки (8-й класс)

ставить цели самообразовательной деятельности;

самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями;

планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач.

владеть навыком аналитического чтения;

составлять сложный и тезисный планы;

владеть различными видами изложения текста;

готовить доклады, рефераты;

планировать и проводить наблюдения за объектом;

составлять программы эксперимента;

создавать модели изучаемого объекта.

определять аспект анализа (точку зрения);

соотносить различные компоненты объекта;

классифицировать по нескольким признакам;

выбирать форму доказательства (прямое, косвенное);

опровергать выдвинутый тезис;

определять проблему и предлагать способы ее решения.

выступать перед аудиторией;

придерживаться определенного стиля при выступлении.

Общеучебные умения и навыки (9-й класс)

владеть различными способами самоконтроля;

определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;

определять содержание своей учебной деятельности;

корректировать объем собственной учебной деятельности;

соблюдать последовательность действий по достижению целей самообразовательной деятельности.

составлять конспект текста, выступления;

составлять рецензию на ответ;

выполнять реферативные работы;

выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста;

использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.

определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;

выполнять сравнение по аналогии;

осуществлять опровержение аргументов;

решать проблемные учебные задачи;

комбинировать известные средства для решения новых задач;

проводить работу исследовательского характера;

владеть навыками анализа и синтеза;

осуществлять мысленный эксперимент.

выступать перед аудиторией;

вести полемику, участвовать в дискуссии;

быть корректным к мнению других;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

уметь донести свое мнение до других.

Методические рекомендации по формированию общеучебных умений

В методических рекомендациях по формированию общеучебных умений наряду с определениями методической, психологической и педагогической сути каждого умения приводятся конкретные приемы и алгоритмы по формированию умений с примерами на материале различных учебных дисциплин (литературы, биологии, истории и т.п.)

“ Формирование и развитие учебно-информационных умений у учащихся”

Учебно-информационные умения – это общеучебные умения, которые обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Информация – отражение предметного мира (окружающей реальности) с помощью знаков и символов.

Совокупность сведений (данных), воспринимаемых от окружающей среды (входная информация), выдаваемых в окружающую среду (выходная информация), либо сохраняемых внутри некоторой системы (внутренняя информация).

Информационная технология – совокупность технологических элементов, средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Информационная культура – свод правил поведения в информационном обществе, в системах человек-компьютер.

Овладение информационной культурой предполагает способность человека разумно строить индивидуальную информационную среду, отсеивать поток избыточной, ложной и т.п. информации, оценивать информацию по количеству, уровню информационного взаимодействия, по ценности для человека.

Информационное обеспечение – совокупность, система информации, унифицированных систем документации и информации, используемых в образовательной деятельности.

Носитель информации – устройство, система или физическая среда, предназначенные для хранения в определенной форме различной информации.

Носители информации и технические средства их воспроизведения

Технические средства воспроизведения

Бумажные Книги, журналы, газеты

Ксерокс, проекционный аппарат

Пленочные Слайды, диапозитивы, кинопленка Проекционный аппарат

Магнитные Аудиокассеты, видеокассеты Аудиомагнитофон, видеомагнитофон

Цифровые Дискеты, CD-диски, платы Flash-памяти

Компьютер и программное обеспечение, цифровая камера, мультимедиа-проектор

Информация(файлы), хранящиеся на компьютерах. Компьютерная сеть

Критерии сформированности у учащихся учебно- информационных

Определяет объем, вид носителей и средства воспроизведения информации, предъявляемой для изучения.

Организует работу с информацией на различных этапах урока.

Определяет характер познавательной деятельности при работе с носителями информации:

Проводит инструктаж для успешного выполнения домашнего задания и разнообразных заданий творческого характера.

Реализует алгоритм формирования умений:

— объясняет значение данного умения для успешного обучения и самообразования;

— разбивает умение на составляющие компоненты;

— показывает последовательность действий;

— подбирает задания, задачи, упражнения для выработки умения;

— осуществляет педагогическую диагностику овладения умением;

— тренирует и закрепляет умение через систему самостоятельных заданий;

— предлагает измененные и нестандартные задания и ситуации для применения умений;

— организует взаимо- и самоконтроль за применением умений;

— проводит контроль качества сформированности умения;

— предъявляет творческие задания по закреплению умений. Работают с письменными текстами:

— читают бегло, сознательно, выразительно, правильно

(с соблюдением норм литературного произношения);

— владеют различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, аналитическим, по ролям;

— работают с основными компонентами учебника: оглавлением, структурными компонентами, заданиями, словарем, иллюстрациями, схемами, таблицами, сносками;

— умеют пользоваться библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями;

— различают научные, художественные и официально-деловые тексты;

— умеют составлять простой и сложный план письменного текста;

— умеют составлять на основе письменного текста таблицы, схемы, графики, диаграммы;

— составляют произвольные цитированные выписки из письменного текста;

— владеют различными видами изложения текста (краткое, развернутое, выборочное);

— создают тексты различных типов (доклады, рефераты, курсовые работы и др.).

Работают с устными текстами:

— умеют выразительно излагать устный текст;

— умеют слушать, задавать восполняющие и уточняющие вопросы;

— умеют рецензировать выступление одноклассника;

— взаимодействуют в различных организационных формах диалога и полилога (обсуждение, дискуссия, интервью).

Работают с реальными объектами как источниками информации:

— используют различные виды наблюдений;

— осуществляют описание наблюдаемого объекта.

Умеют пользоваться техническими средствами воспроизведения информации: работа с компьютерными каталогами, банками данных, в системе Интернета, в локальной компьютерной сети, владение современными информационными технологиями.

Вопросы для самоанализа проведенного урока по проблеме:

“ Формирование и развитие учебно-информационных умений и навыков у учащихся”.

Какие носители информации я предлагаю учащимся на уроке?

Какие технические средства воспроизведения учебной информации я использую?

Какие методы работы с учебной информацией я применяю?

Как я формирую и развиваю учебно-информационные умения и навыки учащихся?

Как я контролирую качество сформированности учебно-информационных умений и навыков у обучаемых?

1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимся. К ним относятся:

-определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

-выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

-сравнение полученных результатов с учебной задачей;

-владение различными формами самоконтроля;

-оценивание своей учебной деятельности и установление их причины;

-постановка целей самообразовательной деятельности.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

-работа с основными компонентами учебника;

-использование справочной и дополнительной литературы;

-различение и правильное использование разных литературных стилей;

-подбор и группировка материалов по определенной теме;

-составление планов различных видов;

-создание текстов различных типов;

-владение разными формами изложения текста;

-составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

-составление тезисов, конспектирование;

-владение цитированием и различными видами комментариев;

-подготовка доклада, реферата;

-использование различных видов наблюдения;

-качественное и количественное описание изучаемого объекта;

-использование разных видов моделирования.

3. Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

-определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

-выявление существенных признаков объекта;

-определение соотношения компонентов объекта;

-проведение разных видов сравнения;

-установление причинно-следственных связей;

-оперирование понятиями, суждениями;

-владение компонентами доказательства;

-формулирование проблемы и определение способов ее решения.

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

-выслушивание мнения других;

-владение различными формами устных и публичных выступлений;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *