урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Свято-Троицкий Каменнобродский монастырь

Расположен в Ольховском районе Волгоградской области неподалёку от села Каменный Брод. При Советской власти многие строения монастыря были разрушены и вместо них были построены конюшни, но сейчас ведётся реконструкция храмов.
Показать полностью.

По преданию, на месте монастыря ещё до нашествия татаро-монголов существовал мужской скит с очень строгим уставом.

В 1860 году в Каменном Броде была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община. В 1865 году на средства народной советницы Серафимы Персидской была построена церковь в честь чудотоворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». После 1928 года был закрыт, находился в заброшенном состоянии. В 1992 году монастырь был восстановлен как Каменнобродский Свято-Троицкий мужской монастырь. 27 августа 1996 года наместником монастыря был назначен иеромонах Елисей (Фомкин).

На землях монастыря имеется много святых источников с различной на вкус водой (всего найдено 5 источников), в том числе радоновый, серебряный и сероводородный.

Рядом с монастырём расположена Святая гора, в которой находятся монастырские пещеры. Свободного входа в пещеры нет, экскурсию проводит представитель монастыря, и только по малой части подземных ходов. Зато остается множество неразгаданных загадок, будоражащих воображение. Cогласно легендам, преданиям и воспоминаниям старожилов: трех- или четырехъярусные подземелья тянутся на десятки километров, в том числе под самим монастырем, через подземные ручьи и горы. Помимо келий монахов, подземной часовни есть и большой круглый зал с выточенными из мела круглым столом посередине, стульями, чашами для масла и святой воды. В пещерах в советские времена атеизма скрывались монахи. Лабиринты строились таким образом, что их легко можно было затворить. По рассказам местных жителей в пещерах находили даже лодку. Сейчас периодически наблюдаются провалы и просадки грунта, в том числе на территории монастыря. Сегодня работу по исследованию и расчистке второго яруса ведут специалисты-спелестологи и сами монахи. Туристам же пока доступен для осмотра только верхний первый ярус, а также огороженный таинственный ход вниз, на котором экскурсия и заканчивается.

На землях Свято-Троицкого монастыря находится природный памятник — дубы-великаны возрастом от 300 до 400 лет. Величина крон достигает у некоторых более 20 м, высота — 15 м, диаметр стволов — 2 м.

В монастыре хранится особо чтимая чудотоворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Свято-Троицкий Каменнобродский монастырь запись закреплена
Урюпинск православный-Урюпинская епархия

06 ноября Дмитриевская родительская суббота, празднование иконы Божией Матери»Всех Скорбящих Радость», епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершит Божественную литургию и панихиду о всех от века усопших православных христианах в Свято-Троицком Каменно-Бродском Белогорском мужском монастыре с. Каменный брод, Ольховского района.

Начало богослужения в 09-00

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Свято-Троицкий Каменнобродский монастырь запись закреплена
Андрей Березовский

Митрополит Герман. Светлая седмица. Случайная фотография урюпинская епархия каменнобродский монастырь

1 мая 2019 года Митрополит Герман совершил божественную литургию в храме Похвалы Пресвятой Богородицы в Ворошиловском районе Волгограда.

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Свято-Троицкий Каменнобродский монастырь запись закреплена
Роман Шкода

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Свято-Троицкий Каменнобродский монастырь запись закреплена
Урюпинская епархия

Его Преосвященству сослужили иеромонах Иакинф (Корниевский), протоиерей Максим Перевертайло, протоиерей Николай Росицкий, протоиерей Геннадий Бураков, иерей Алексий Романовский и диакон Павел Винокуров. За богослужением молились настоятельница Гусёвского женского монастыря в честь Ахтырской иконы Божией Матери игумения Серафима (Каштанова) с сестрами обители, иерей Димитрий Дычкин, насельники и прихожане.

На сугубой ектении были вознесены особые молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции и о единстве Святого Православия. После сугубой ектении архипастырь вознёс молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую, и молитву о прекращении междоусобной брани на Украине.
На заупокойной ектении была вознесена молитва о почивших насельниках обители новопреставленных иеромонахе Кононе (Панове) и иеросхимонахе Гаврииле (Берестневе).

Проповедь перед Святым Причастием произнёс иерей Алексий Романовский. По заамвонной молитве были совершены крестный ход вокруг храма обители и славление перед местночтимой иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По окончании богослужения Владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. Затем была совершена заупокойная молитва на месте погребения отца Гавриила и отца Конона.

23 августа 2014 года эти старинные иконы были похищены из монастырского храма вместе с пожертвованиями прихожан. Причём, как выяснилось позднее, сами святыни преступников не интересовали, они сначала собирались выбросить их в реку, но затем спрятали среди бытового мусора в сарае. Расследованием этого громкого преступления занимались следственно-оперативные группы из числа наиболее опытных сотрудников уголовного розыска, следователей и экспертов-криминалистов региона. Им удалось быстро установить личности подозреваемых и задержать их на территории Ростовской и Воронежской областей. А 2 сентября ими были обнаружены и чудом уцелевшие иконы. Месяц спустя, 2 октября, святыни были торжественно возвращены в обитель, а обе эти даты с тех пор стали особо почитаемыми в монастыре.

Источник

Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь

Мiръ Россия Волгоградская область посёлок Госконюшня Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь — православный монастырь Урюпинской епархии Русской православной церкви, а также одноимённый региональный памятник природы (Белогорский Свято-Троицкий Каменнобродский монастырь по документам), расположенный в Ольховском районе Волгоградской области неподалёку от села Каменный Брод.

Основан в 1860 году. При Советской власти многие строения монастыря были разрушены и вместо них были построены конюшни, но сейчас ведётся реконструкция храмов.

Содержание

История [ править ]

Ю.В. Полева обнаружила в Российском государственном историческом архиве письмо крестьянина Андрея Ветрова в Святейший Синод. Этот бывший молоканин, направляясь паломником в Киево-Печерскую лавру, встретил в Воронеже некого старца Григория. Старец и благословил его на основание монастыря, подчеркнув древнюю святость этого места, где подвизались пустынники в пещерах меловой горы, а в самих пещерах, по его сведениям, находилось множество святынь. В источнике говориться: «Возле пруда еще маленький прудик, возле лес под горой там святая Гора. Ступай туда тебе помещик одаст ето место онъ даже Сам будить с тобой строить Монастырь царица Небесная благословила Мужской там Есть в горах Святые Мощи тамъ есть пещеры в которых жили пустыники терчи они закрыты ето Святые Места иди туда».

Крестьянин с. Рыбинка Андрей Карпович Ветров в своем прошении в Синод в мае 1901 г. писал, что в 1863 г. именно он обратился к помещику Персидскому с желанием основать мужскую обитель. В этом документе Ветров сообщал : «Вышеуказанный помещик Персидский отделил от своих владений шестьсот (600) десятин земли, и кроме того изъявил свое согласие принять участие в постройке зданий для обители, расходовав на этот предмет свои собственные средства. Прежде всего была сооружена каменная церковь во имя Рождества Богородицы, при ней богадельня, и больница, затем были поставлены два жилых корпуса, тоже каменных, и затем построены необходимые для обители деревянные корпуса».

В прошении начальницы общины монахини Афанасии к саратовскому епископу Аврамию в 1893 г. упоминалось, что дворянин Персидский основал эту общину «в память посещения города Царицына в Боге почившим Государем Наследником Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем».

Сама же женская община возникла здесь в начале 1860-х гг., когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом. Официально же земля «удобная и неудобная в количестве 485 десят. 1995 саж, стоящая 6000 руб.» была подарена в 1874 г. его женой.

Со всех сторон это место окружено белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьет родник. По легенде, останавливавшийся здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через р.Иловлю. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменно-Бродской Белогорской обители. А в годы гражданской войны, по рассказам местного жителя Н.В. Гайворонского, большевики расстреляли на кургане более десятка стариков, которые просили их не обстреливать Ольховскую церковь во имя Трех Святителей.

В книге В.В. Зверинского «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» Каменно-Бродская община отнесена к разделу А: «возникновение обителей после их упразднения по штатам и учреждение новых на местах прежде существовавших», «Каменнобродская Троицкая ж. Община № 242».

История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет в Москву, где приобретает три иконы: Преображение Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и «Богородицы Всех Скорбящих Радости» и две большие иконы Святой Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав его, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство.

Владыка назначил старшей сестрой в период 1865-1867 гг. Пелагею Николаевну Водолагину мещанского происхождения из Дубовской женской общины и четырех сестер. Община сначала управлялась 12-ю выборными старшими сестрами. Сами общинницы числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек. Историки церкви отмечают в это время резкий рост числа женских общин, говоря, что «с 60-х годов явно обнаружилась тенденция к феминизации монашества».

Современное состояние [ править ]

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Количество монахов и трудников колеблется от 10 до 20 человек. На сегодня стараниями насельников монастыря оставшиеся от прошлых веков шесть зданий восстановлены, в одной из построек действует церковь, в которой хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». Полностью очищен фундамент разрушенного Свято-Троицкого храма.

Ведётся строительство гостиничного и банно-прачечного корпусов. Подведен водопровод. Идет восстановление ограды. Благоустраивается монастырская территория. Обитель также взяла на свой баланс и переданное епархии здание бывшей пекарни в с. Солодча для перестройки его под храм. Планируется газификация монастыря.

Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь в селе Каменный Брод Ольховского района Волгоградской области Монастырь имеет свое подсобное хозяйство: коров, лошадей, кур, а также земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 673 гектар, из них 349 гектар пахотной земли, 20 гектар сенокосов, 148 гектар пастбищ, 48 гектар лесов. Было засеяно 30 гектар ячменя, заготовлено сено, дрова. В хозяйстве имеются 2 трактора и 2 грузовые машины.

В этой местности растут много лекарственных трав, есть вековые дубы с величиной крон у некоторых более 20 м., высота – 15 м., а диаметр стволов – 2 м. Примерный их возраст колеблется в пределах от 300 до 400 лет.

На территории монастыря имеется девять целебных источников, содержащих в своей воде сероводород, натрий, радон. Одним из них является источник Иоанна Богослова, где в 1999 году была построена деревянная закрытая купальня.

В Волгограде монастырь имеет свое подворье – Иоанно-Кронштадский храм. При храме действует воскресная школа, дети из которой летом отдыхают в лагере, который обустроен на территории монастыря.

Святыни [ править ]

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Местные жители издавна знали о существовании неподалеку от малороссийской слободы Каменный Брод, что в 12 верстах от Ольховки на берегу р.Иловли, пещер со святыми мощами, где ранее жили некие пустынники, скрывавшиеся от людей. В меловых горах, по легенде, имелись как природные, так и рукотворные пещеры, со временем объединенные в общий комплекс. В них якобы прятались от монголов племена волжских булгар. Время создания ходов неизвестно, но еще дореволюционные археологи отмечали схожесть данных пещер по высоте и технике отделки (наличию следов острого орудия на стенах) с Дивногорскими монастырскими пещерами Среднего Дона.

До революции рядом с обителью насчитывалось до 9 источников с различной на вкус и запах водой – от сероводородной до серебряной. В настоящее время найдено 4 из них.

У истока основного источника, из которого берется вода для нужд монастыря и набирают воду паломники, водружен большой восьмиконечный крест.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Адрес: 403665, Волгоградская область, Ольховский район, с. Каменный Брод

Желающие совершить паломническую поездку в монастырь могут обратиться в местные туристические агентства, или добраться на автобусных рейсах/автомобиле.

Чтобы доехать на общественном транспорте из Камышина, садитесь на автобус или маршрутку до Ольховки. Пересаживаетесь на автобус до Волгограда (уточните расписание рейса на автовокзале), сообщаете, что едете в монастырь, просите водителя остановить у поворота с указателем и крестом. Выходите здесь. До монастыря 10 минут ходьбы по дороге.

Источник

Троицкий Каменно-Бродский мужской монастырь

Официальный приходской сайт

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

О нас

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Контактная информация

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

На землях Свято-Троицкого монастыря находится природный памятник — дубы-великаны возрастом от 300 до 400 лет. Величина крон достигает у некоторых более 20 м, высота — 15 м, диаметр стволов — 2 м. Среди этих дубов идет дорога, специально вымощенная к приезду императрицы Елизаветы Петровны. Как и Петр I, она посещала целебные источники, в которых течет различная на вкус и по составу вода.

После строительства первых зданий приступили к сооружению собора Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Холодная, однопрестольная, церковь без колокольни была построена на пожертвования П.И. Персидского. По некоторым данным, стройка началась в 1879 г.. Освятил храм 17 сентября 1895 г. саратовский епископ Николай в сослужении прот. Иакова Ивановского, местного благочинного о. Владимира Веселовского, батюшек из окрестных сел и общинного священника Михаила Малова.

Судя по косвенным данным, у монастыря имелось свое подворье в Донской епархии (ныне ст. Арчадинская Михайловского района). Именно через него в 1917 г. сестричество при Псковской церкви с. Солодчи и решило выписать икону святителя Николая Чудотворца. Образ стоимостью в 70 руб. был выслан через Арчадинское подворье и встречен в конце ноября в самом монастыре. Тысячи верующих из Солодчи и других сел пришли в обитель за этим образом, и после торжественных богослужений монахини проводили крестный ход до с. Михайловка.

В Волгоградском государственном архиве храниться документ со следующей резолюцией одного из новых начальников: «: предложить принять срочные меры к ликвидации этих религиозных общин, даже и тех, которые: успели получить юридическое оформление на предмет своего существования». Чиновники Сталинградского уездного финансового отдела собрали со всех 65 монахинь подписку о том, что они отказываются от проживания в монастыре и обязуются освободить его к 1 февраля 1928 г. (насельницам предложили платить за «квартиры» в созданной ими же обители по 323 руб. 84 коп. в месяц). Монахини стали постепенно расходиться, кто куда.

Но существует и другая версия закрытия монастыря. В канун одного из двунадесятых праздников (вероятно, Введения во храм Пресвятой Богородицы) настенная икона Божией Матери начала плакать кровавыми слезами, что сестры расценили, как печальное знамение. А вскоре ночью нагрянули красноармейцы, арестовали остававшихся насельниц, а кого то даже утопили в болоте.

Как указывают некоторые исследователи культовых пещерных комплексов, например, Ю.В. и К.Э. Полевы, вопрос о наличии других ярусов остается дискуссионным. Но, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали иеромонаху Евстафию подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась также изваянная из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). Далее мальчишки дошли до подземной реки, через которую был перекинут мост, и повернули отсюда из-за недостатка воздуха.

Изучение монастырских пещер началось еще в 1984 г., когда волгоградские спелеологи раскопали заваленный вход в подземелье. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Часто бывавшие здесь волгоградские журналисты собрали о монастыре массу легенд и небылиц, начиная от существования пещер еще в годы правления ханов, до спрятанных здесь Разиным сокровищ и пропажи людей в подземных ходах (якобы примерно в 1992 г. два мальчика бесследно пропали в подземном лабиринте).

Проезд:
если ехать на машине из Волгограда, то выезжаете на третью продольную (Пост ГАИ), поворот налево к Землячке — ул.Землячка — поворот под мостом направо на Московскую трассу — перед районным центром Иловля (пост ГАИ ГИБДД 73-й км) поворот направо на Песчанку. Отсюда до монастыря 73км. Доехать до Михайловки и после неё поворот налево, обозначенный крестом и указателем с надписью «Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь»

Источник

Свято-Троицкий Каменно-Бродский мужской монастырь

Официальный сайт. Создан по благословению настоятеля монастыря епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея (Фомкина).

Главная страница

Желающие совершить паломническую поездку в монастырь могут обратиться в местные туристические агентства, или добраться на автобусных рейсах/автомобиле. Ближайшие населенные пункты к Монастырю — Каменный Брод (4 км) и село Михайловка (3 км) Ольховского района, между которыми и располагается монастырь. От Ольховки до монастыря по карте 13 км точно на юго-запад.

Чтобы доехать на общественном транспорте из Волгограда, садитесь на автобус или маршрутку до Ольховки (через Иловлю). За Михайловкой поворот с указателем и крестом. Выходите здесь. До монастыря 10 минут ходьбы по дороге.
Если будете ехать на машине из Волгограда, то выезжаете на третью продольную (Пост ГАИ), поворот налево к Землячке — ул.Землячка — поворот под мостом направо на Московскую трассу — перед районным центром Иловля (пост ГАИ ГИБДД 73-й км) поворот направо на Песчанку. Отсюда до монастыря 73км. Доехать до Михайловки и после неё поворот налево, обозначенный крестом и указателем с надписью «Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь».

Чтобы доехать на общественном транспорте из Камышина, садитесь на автобус или маршрутку до Ольховки. Пересаживаетесь на автобус до Волгограда (уточните расписание рейса на автовокзале), сообщаете, что едете в монастырь, просите водителя остановить у поворота с указателем и крестом. Выходите здесь. До монастыря 10 минут ходьбы по дороге.

Если будете ехать на машине из Камышина — выезжаете на Волгоградскую трассу — едете до поворота на Петров Вал — поворачиваете на Ольховку — въезжаете в Ольховку и на светофоре поворачиваете налево на Солодчу — проезжаете село Каменный Брод, едете дальше 4 км — поворот направо, обозначенный крестом и указателем с надписью «Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь». Также можно воспользоваться Камышинским турагентством Благовест их сайт по ссылке здесь.

Контактная информация

В субботу:
11.00 — Панихида (если нет праздника)
17.00 — Всенощное бдение
20.00 — трапеза
21.00 — общее вечернее правило в храме

Поделиться:

Икона дня

Православный календарь

Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450).

Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III).

Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).

Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.

Источник

«Приют молитвы вековой…». Из жизни Свято-Троицкого Каменно-Бродского монастыря

Мы продолжаем публиковать интереснейшие материалы из журнала «Царицын Православный» — официального издания Волгоградской митрополии. На этот раз предлагаем вам познакомиться с историей и бытом Свято-Троицкого Каменно-Бродского мужского монастыря. У каждого, кто побывал в этой обители, посетил ее святыни, причастился здесь Святых Христовых Таин, это место оставляет большой след в сердце и желание вновь вернуться сюда.

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

«Приют молитвы вековой…».

Эта строчка из стихотворения известного православного поэта иеромонаха Романа (Матюшина) первой приходит на ум, когда смотришь на Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь с одной из окружающих его меловых гор. Строгий, основательный, до аскетичности скромный, от него словно веет силой и покоем – нет сомнений, что перед тобой именно мужская обитель. Между тем мужской она стала только летом 1991 года, когда областной совет народных депутатов возвратил её Русской Православной Церкви.

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Так-выглядит-Скорбященский храм сегодня. Строительство колокольни окончено только в этом году

Каменнобродская женская община возникла в начале 1860-х годов, устроителями и благотворителями выступили помещик и надворный советник Пётр Иванович Персидский с супругой Серафимой. Официальное утверждение Священного Синода она получила в 1873 году, а вот статус монастыря – только осенью 1903 года.

Впрочем, среди местных жителей бытует легенда, что ещё за пару веков до этого в пещерах неподалёку от поселения Каменный Брод жили некие пустынники: то ли бывшие насельники одного из разорённых монголо-татарами монастырей, то ли афонские отшельники. И будто бы даже сам император Пётр I и его дочь,

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

государыня Елизавета Петровна, посещали тех монахов, беседовали с ними и даровали им окрестные земли. Подтвердить или опровергнуть это предание, как и добраться до всех подземных помещений, пока не удалось, но ещё дореволюционные археологи отмечали сходство Каменнобродских пещер по технике отделки с Дивногорскими.

Несмотря на отдалённость от больших городов и федеральной трассы, уединённым и забытым монастырь не назовёшь. Загадочные древние подземелья, вековые дубы-исполины, «инопланетный» пейзаж меловых гор, целебные источники и благоухающая краснокнижным разнотравьем степь (монастырская территория – региональный памятник природы) привлекают сюда туристов со всей России.

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Немало и паломников, желающих помолиться у местночтимых святынь, самая известная из которых – икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость»: единственная сохранившаяся из тех пяти, с приобретения которых П.И. Персидским и началась история обители.

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

А вот насельников мало. Если в 1860-х годах общинниц было 90, а к 1913 году число сестёр перевалило за две сотни (38 монахинь и 183 послушницы), то братию возрождённого монастыря можно перечесть по пальцам. Сейчас здесь несут своё послушание иеромонахи Конон (Панов) и Давид (Берестнев), монах Амон (Семёнов), инок Калинник (Токовой), схимонахиня Агриппина (Прекраснова), пятеро трудников да недавно командированный сюда из Волгоградской епархии диакон Андрей Коновалов. Зимой, бывает, община заметно увеличивается, но приходят в основном люди тяжёлой судьбы, бездомные. Монастырь для них – просто единственная возможность как-то пережить холода, и надолго они не задерживаются.

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Владыка Елисей и игумен Пётр

– В начале 90-х годов прошлого века, когда вдруг, наконец, стало можно свободно и открыто исповедовать свою веру, ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, произошёл настоящий прорыв. В заново открывающиеся монастыри хлынуло множество людей, в том числе и молодых, горящих желанием служить Богу, – вспоминает епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, управляющий Каменнобродским монастырём с августа 1996 года. – Но, к сожалению, зачастую эта ревность была не по силам, а порой и не по разуму. Духовная преемственность монашества в нашей стране была практически полностью потеряна в годы советского богоборчества.

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

Монахам 90-х пришлось возрождать поруганные, разрушенные обители без поддержки духовников, без собственного духовного (а порой и житейского) опыта, без знания монастырского устава и традиций – фактически, начинать всё с нуля. Естественно, сопровождалось всё это разными нестроениями. Не миновала эта общая беда и Каменнобродский монастырь. И первый наместник иеромонах Савва (Кудинов), и те, кто пришли ему на смену, в том числе и я, были вынуждены учиться на своих ошибках.

Ничуть не легче, чем устроение духовной жизни в общине, давалось наместникам и насельникам восстановление монастыря, доставшегося им в крайне плачевном состоянии. После закрытия в конце 1920-х годов он долгое время стоял заброшенным. В 1938 году был уничтожен Свято-Троицкий храм, а затем и многие другие монастырские здания. В годы войны здесь размещался госпиталь для тифозных больных, потом – МТС с тракторным парком, а с 1959 года – государственный конезавод. Часть монастырской ограды и ещё несколько зданий разобрали на кирпичи, в Скорбященской церкви разместили бычатник, в игуменском доме – зерносклад, в трапезной – кузницу и мастерские, остальные постройки также приспособили для хознужд или жилья рабочих.

Несколько еле отапливаемых комнат в полуразрушенном братском корпусе да покосившийся деревянный коровник – вот всё, что представлял собой монастырь в августе 1991 года, когда началась его вторая жизнь. Сейчас же о том, что это – бывшая госконюшня, напоминает лишь пометка на Интернет-картах. Восстановлены храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и монастырская ограда, бывшая трапезная перестроена под архиерейские и игуменские покои и архондарик, приведены в порядок (хотя и требуют профессиональной реставрации) братский и сестринский корпуса и другие исторические здания, возведены гостиница для паломников, купель на святом источнике и различные хозпостройки, завершается строительство колокольни. Долгое время помещения отапливались дровами, которые заготавливали своими силами, а питьевую воду приходилось возить на лошади из источника неподалёку, но недавно в обитель подвели газ и наладили водоснабжение. Так что теперь у насельников хоть на пару послушаний, но стало меньше.

урюпинская епархия каменнобродский монастырь

На клиросе. Монах Аммон и Геннадий Гоголев

Хотя работы всё равно хватает всем с лихвой. Посильная помощь строительным бригадам, наведение порядка на обширной монастырской территории, уход за огородом и садом, за коровами, овцами, лошадьми и курами… Обычные сельские заботы, только помноженные на масштаб монастыря и лежащие на плечах всего нескольких человек, большинство из которых далеко не молоды. А ведь есть ещё самое главное монашеское послушание – ежедневные богослужения, молитвенные правила, духовное окормление жителей близлежащих сёл. Увы, немногие из приезжающих сюда помолиться и потрудиться во славу Божию задерживаются надолго, а послушниками и монахами в итоге становятся и вовсе единицы. Можно сказать, совершается некий естественный отбор. Владыка Елисей отмечает, что ситуация вполне типичная, таково влияние времени, в котором мы живём:

– До революции в монастыри уходили в основном крестьяне – люди, привычные к любому труду и молитве. Их не страшили тяготы монашеской жизни, потому что они были к ним физически и морально готовы, понимали важность служения Богу. Сейчас же в монастыри чаще идут люди с разбитыми судьбами, страдающие от разных пороков. Им кажется, что в стенах святой обители все их проблемы и неурядицы волшебным образом разрешатся, душевные раны исцелятся, а порочные склонности исчезнут. Но мгновенных чудес не происходит, а порой и вовсе всё дурное в них, наоборот, обостряется. К тому же многие не умеют и не хотят работать, у молодых людей зачастую нет даже элементарных бытовых навыков, собранности, привычки к труду. Как быть с такими насельниками? Вот тут-то и требуется от наместника духовная мудрость. Поначалу казалось, что нужно действовать жёстко, сразу выгонять за проявления укоренившихся пороков и нарушение установленного распорядка. Но с опытом пришло понимание, что одной строгостью все вопросы не решить. Монастырская община – это ведь та же семья, особенно когда она такая малочисленная, как каменнобродская. К тому же человек всегда остаётся человеком, это тоже нужно учитывать. Может быть, он не выполнил послушание, пропустил службу или как-то сорвался только потому, что очень устал. Достаточно просто дать ему отдохнуть, выспаться, поговорить с ним, и человек потихоньку начинает исправляться, проступки случаются намного реже. Поддержка нужна всем, как духовная, так и чисто человеческая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *