усадьба троице лыково как попасть
Усадьба Троице-Лыково в Москве и церковь Троицы Живоначальной
Троице-Лыково (Троицкое-Лыково) – один из самых красивых и дорогих уголков Москвы. В прошлом здесь, в излучине Москва-реки, располагались огромные пойменные луга, над которыми на отрогах холмов были построены старинные усадьбы. В 1930-е годы неподалеку пролегла лента канала Москва-Волга (ныне канал имени Москвы). Троице-Лыково и находящийся рядом Серебряный бор превратились в излюбленные места отдыха москвичей. Однако уже в наше время нашлись силы, которые решили закрыть старинную усадьбу с уникальным памятником архитектуры для свободного доступа граждан.
Бывшая усадьба Троице-Лыково. Здесь не рады гостям 🙁
Поскольку на территории бывшей усадьбы фотографировать запрещают, фотографий получилось не так много и для написания этой статьи пришлось частично воспользоваться фото из интернета.
История усадьбы Троице-Лыково
История Троице-Лыкова начинается в 1610 году, когда Василий Шуйский, в то время царь Московский, пожаловал дворцовое село Троицкое князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому (1576-1646). Тот перенес его и деревянную Троицкую церковь на две версты севернее, ближе к Москва-реке, назвав это место Новым Троицким. Прежнее место, Старое Троицкое, получило название Черевково (Черепково). На месте алтаря бывшей церкви была поставлена часовня, которая была снесена к Московской Олимпиаде 1980 года.
Лыковы принадлежали к древнему знатному роду Оболенских. Прадед князя, Иван Владимирович Оболенский, носил прозвище «Лыко». От него и пошли Лыковы. Супруга князя, Анастасия Никитична, принадлежала к знатному роду Романовых: приходилась родственницей царице Анастасии – первой жене царя Ивана Грозного и была сестрой патриарха Филарета, отца первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Благодаря такому родству Лыковы стали одной из первых фамилий московской знати. С 1619 по 1642 годы Борис Михайлович Лыков ведал важнейшими государственными Приказами – Каменным, Сибирским, Казанского дворца, Ямским, Монастырским, был одним из участников Семибоярщины – переходного правительства Русского царства.
Согласно писцовым книгам 1646 года, в Троицком-Лыкове стояли двор боярский, двор скотный, 16 дворов задворных людей, а в них 27 человек. После смерти Бориса Михайловича село перешло в дворцовое ведомство.
В 1690 году владельцами Троицкого, а также Черепкова, Рублева и других деревень становятся Нарышкины, братья царицы Натальи Кирилловны, которым, соответственно, Петр I приходился племянником. В 1698-1703 годах на насыпном холме над Москва-рекой, в самом высоком месте усадьбы, на месте старого храма была возведена парадная каменная Троицкая церковь в стиле «нарышкинского барокко».
Троицкая церковь
По некоторым данным, автором проекта мог быть русский зодчий Яков Григорьевич Бухвостов, один из основоположников нарышкинского стиля. На это указывает документ, гласящий: «Да помяни Господи мастеры здатели Святые церкви сия рабов твоих каменодельцев Михаила да Митрофана да Якова…», обнаруженный в архиве профессором В.С.Топоровым. Кроме того, композиция и декор Троицкого храма близки Спасской церкви в Уборах и Входоиерусалимской надвратной церкви в Новом Иерусалиме, автором которых является Яков Бухвостов. По преданию, Петр I заложил камень в основание строящегося храма.
Троицкая церковь
Троицкая церковь стоит на невысоком подклете-гульбище, со всех сторон украшенным балюстрадой. Церковное здание представляет собой обычную для времени строительства ярусно-пирамидальную композицию «восьмерик на четверике». На восьмерике поставлен более узкий ярус, в котором располагаются колокола, соединяя, тем самым, в одном здании церковь и колокольню — «церковь иже под колоколы». Венчает храм узорчатый барабан с одной главкой. С востока и запада к зданию пристроены симметричные алтарная часть и западный притвор, увенчанные главками на двухъярусных барабанах. Красочные, не повторяющие друг друга наличники обрамляют окна. Стены покрыты белокаменными украшениями. Кованые двери и ставни были украшены растительным орнаментом. Кресты были позолочены мастерами Оружейной палаты Алексеем и Борисом Маеровым.
Троицкая церковь, вид с запада
Троицкая церковь
Троицкая церковь, деталь
Колонны
Наличник окна
Северный фасад, деталь
Северный фасад
Внутреннее убранство храма было не менее роскошным. Высокий резной девятиярусный иконостас в барочном стиле украшали резные виноградные лозы с гроздьями, диковинные растения и плоды. Вдоль стен идут два яруса хоров, из верхнего яруса можно попасть на колокольню. Царское место, устроенное в западной части хора, представляет собой фонарь с венчающей его короной. Стены внутри первоначально были расписаны под мрамор.
В 1935 году Троицкий храм получил статус памятника архитектуры мирового значения и был взят на учет Лигой Наций.
Царское место
Иконостас Троицкой церкви, фото с сайта www.art-sobor.ru
После раздела недвижимости между братьями Нарышкиными в 1732 году, Троице-Лыково перешло к капитану Ивану Львовичу Нарышкину (1700-1734), а затем – к его дочери Екатерине Ивановне (1729-1771). Благодаря её браку с Кириллом Григорьевичем Разумовским (1728-1803), имение в 1749 году перешло во владения Разумовских.
В историю граф Кирилл Григорьевич Разумовский вошел как генерал-фельдмаршал, блистательный вельможа при дворе императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, президент Петербургской Академии Наук. При нем и его сыне Алексее Кирилловиче (1748-1822), который увлекался ботаникой, в усадьбе был заложен регулярный парк.
К началу XIX века население села Троицкое увеличилось до 339 человек. Местные жители занимались сельским хозяйством, торговлей на московских рынках, обслуживали переправу на Москва-реке и сплавляли лес. Славились и кружева, изготовленные в Троицком.
Во время Отечественной войны 1812 года французская кавалерия и мародеры разорили усадьбу. Из Троицкого храма были вывезены многочисленные церковные ценности, в частности, святой антиминс. Однако благодаря партизанам, действовавшим неподалеку, награбленное удалось отбить и вернуть в усадьбу. Утраченным оказалось только старинное паникадило, которое распилили на куски. Взамен него император Александр I прислал новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. 14 февраля 1813 года усадебные храмы были вновь освящены и в них возобновились богослужения.
В 1834 году владельцем Троицкого-Лыкова стал граф Николай Александрович Бутурлин (1801-1867). В 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, выполненный в русско-византийском стиле, а также кирпичный господский дом и оранжереи.
В 1876 году Троицкое-Лыково приобрел купец и промышленник, владелец московских доходных домов и гостиниц, почетный гражданин Иван Андреевич Карзинкин (1790- после 1869). После его смерти усадьбу унаследовал его сын, тульский дворянин и владелец чайной компании Сергей Иванович Карзинкин (1847-1887). После его смерти усадьба отошла к его вдове, Юлии Матвеевне Карзинкиной (1850-1915).
При Юлии Матвеевне в усадьбе развернулось большое строительство. На обрыве над Москва-рекой по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (Петрова) был построен сказочный деревянный дом в старинном русском стиле, украшенный затейливой резьбой (к несчастью, сгоревший в 1990 году). Облик этого дома можно отчасти представить по другому сохранившемуся творению Ропета — бане-теремке в Абрамцеве.
В усадьбе помимо хозяев жили многочисленные гости и странники. Здесь бывали братья Васнецовы, Третьяковы, Гнесины, подолгу гостила семья Шаляпиных.
За домом был разбит красивый сад, парк с «затеями» — рекой, прудами, островками, беседками, парковой скульптурой. Кроме того, в усадьбе были построены конюшни, каретный сарай, овчарня, скотный двор, свинарник, птичник, кузница с мастерской и водокачкой, амбар с подвалом, зернохранилище, деревянная баня, каменная оранжерея с теплицей и биологическая станция.
В 1876 году при Успенской церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году — лечебница для бедных. Юлия Матвеевна Карзинкина основала школу, сиротский приют, детскую больницу. В 1879 году была отремонтирована Троицкая церковь: заново позолочены иконостас и центральная главка, поновлена роспись, оштукатурены и побелены наружные стены.
По данным на 1884 год, в селе насчитывалось 88 крестьянских домов, в которых проживали 371 мужчина и 397 женщины, имелось одно земское училище, один конный завод, одна лавка и один трактир. Троицкое-Лыково в то время получило новое название – Карзинкино, и некоторое время в московских путеводителях можно было встретить два названия – новое и старое. В 1899 году заботы об усадьбе взял на себя сын Юлии Матвеевны, Сергей Сергеевич Карзинкин.
В начале 1900-х годов Успенская зимняя церковь была перестроена в псевдорусском стиле по проекту архитектора Семена Кулагина. Были построены колокольня, двухэтажная трапезная, приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского (не сохранились).
Успенская церковь
Успенская церковь
Внутреннее убранство Успенского храма в Троице-Лыково. Фото с сайта tl.strogino.ru
К 1904 году Троицкое-Лыково насчитывало уже 125 дворов, в которых проживало 610 человек. В 1914 году по распоряжению Юлии Матвеевны Карзинкиной главный усадебный дом был отдан под богадельню, а Карзинкины переехали в деревянный дом Ропета. В 1915 году, перед своей смертью, Юлия Матвеевна Карзинкина завещала усадьбу Свято-Троицкой общине, которая вселилась сюда в 1917 году и открыла здесь Свято-Троицкий женский монастырь.
Удивительно, но Карзинкины благоволили революционным настроениям. У них часто собиралась революционно настроенная молодежь, Сергей Сергеевич был знаком с Лениным, оказывал финансовую помощь РСДРП и революционерам.
После революции усадьбу национализировали, некоторые из рода Карзинкиных эмигрировали. Вскоре монастырь прекратил свое существование, хотя община, преобразованная в коммуну, просуществовала до 1929 года. В марте 1922 года в Троице-Лыкове на протяжении почти трех недель отдыхал В.И.Ленин, поскольку ГПУ сочло, что пребывание вождя революции в Горках было опасным. Троице-Лыково даже рассматривалось в качестве одного из вариантов резиденции Ленина.
По словам Н.К.Крупской, во время прогулок они много разговаривали на антирелигиозные темы, и, возможно, именно здесь Ленин написал статью «О значении воинствующего материализма». В 1929 году деревянный дом, где жил Ленин, сгорел.
Затем бывшая усадьба была передана московскому зоопарку, который предложением так и не воспользовался. Потом здесь разместился дом отдыха сотрудников ГПУ. В 1924 году Троице-Лыково передали под Туркменский дом просвещения. О том периоде напоминает название — Туркменский проезд. Сюда привезли более 200 детей-туркмен и расселили в бывших храмах. Местные жители были возмущены таким соседством. В один из дней на Масленицу произошла такая большая драка, что в церквях стали бить в набат.
Впрочем, со временем страсти улеглись, местные жители и туркмены сдружились. Дом просвещения был преобразован сначала в туркменский рабфак, а затем – в Туркменский дом отдыха. В 1936 году сгорел деревянный Успенский храм.
Деревянный Успенский храм (не сохранился)
Осенью-зимой 1941 года, когда линия фронта подошла близко к Москве, по заданию Академии архитектуры были организованы обмеры и фиксация лучших архитектурных памятников Подмосковья. Обмерами Троицкой церкви занимался знаток «нарышкинского барокко» Василий Иванович Подключников. В 1945 году, уже после его смерти, был опубликован альбом «Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком».
В 1942 году усадьба была передана Суворовскому музыкальному училищу. В 1960-е годы Троице-Лыково вошло в состав Москвы, но сумело сохранить свой дачный облик. Была снесена лишь северная часть села, находящаяся за оврагом – сейчас здесь высятся многоэтажки района Строгино. В настоящее время Троице-Лыково внесено в «Список охраняемых деревень Москвы» и является единственным селом в пределах МКАД, снос которого в ближайшее десятилетие не планируется.
Троице-Лыково
Руины дома Ропета
На рубеже 1980-90-х годов храмы на территории бывшей усадьбы были переданы Русской Православной Церкви. Они были восстановлены, начались регулярные богослужения. Казалось бы, на этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить рассказ. Если бы не одно «но».
Таинственная стройка, или посторонним вход воспрещен
Я приехала в усадьбу Троице-Лыково с экскурсией. У входа на территорию стояла рамка металлоискателя. Это было странно, но не более. Сразу за ней ко мне подошел охранник, и, указывая на мой зеркальный фотоаппарат, запретил снимать на территории. Правда, милостиво разрешил нашей группе фотографировать на телефоны.
Охранники ЧОПа у входа на территорию бывшей усадьбы
Разумеется, я была возмущена. Перед нами стояли старинные памятники архитектуры. Откуда запрет именно на съемку зеркальным фотоаппаратом?
Невзирая на запреты охранников, я все-таки стала фотографировать, тем более что экскурсовод сказал, что еще две недели назад такого запрета не было. Охранники стали ходить за нами, пристально следя, чтобы мы не нарушали запрет на фотосъемку. Наверное, можно было бы согласиться с ними и фотографировать на телефон. Но беда в том, что мой телефон садился. Да и сам этот запрет был в высшей степени абсурден.
Охранники в Троице-Лыково повсюду сопровождали нашу группу, пристально следя, чтобы мы не фотографировали на фотоаппараты
Когда мы вошли в Троицкую церковь, они встали с двух сторон, зорко следя, чтобы мы ничего не фотографировали внутри. Запретили они фотографировать снаружи и некое здание в старинном стиле, которое назвали «Гимназией». На мои просьбы показать письменный официальный запрет на фотосъемку зеркальным фотоаппаратом мне ответили отказом, мотивируя, что они люди подневольные, им начальник запретил и прочее-прочее.
Слева — здание Гимназии, которую по непонятным причинам запрещают фотографировать. По слухам, месяц обучения в ней стоит 15 тыс. рублей без питания
Естественно, настроение было подпорчено. Если бы не запрет охранников на фотосъемку, я спокойно сфотографировала бы храмы, прослушала замечательную экскурсию и затем написала бы статью про красоты этого места. Вместо этого они заострили моё внимание на серьезной проблеме.
Уже дома я стала разбираться, в чем же дело. Оказалось, что нынешняя ситуация весьма далека от идеала.
Доступ на территорию Троице-Лыково регулируется следующими законодательными актами:
1. Постановление правительства Москвы № 1012 от 1998 года «О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природного парка «Москворецкий», природно-исторического парка «Останкино» и комплексного заказника «Петровско-Разумовское»,
2. Согласно закону № 48 от 2001 года «Об особо охраняемых природных территориях г. Москвы» Троице-Лыково признан зоной особо охраняемого ландшафта и зоной охраны историко-культурных объектов.
3. Федеральный закон № 73 от 2002 года «Об объектах культурного наследия народов России» гарантирует свободный доступ на территорию любому гражданину.
В интернете можно найти немало свидетельств того, как в Троице-Лыково нарушаются права граждан: ограничивается вход на территорию, запрещается фотосъемка. Из бесед с теми, кто неоднократно бывал здесь прежде, выяснилось, что уничтожены многие деревья в парке, часть территории огорожена и там ведется непонятное строительство.
С 1992 года здесь бесчинствовал «священник» Стефан Пристая, закрывший территорию от обычных граждан и превративший парк в гигантскую помойку, где были уничтожены сотни деревьев, кустарников и тысячи квадратных метров почвенного покрова. … В 2012 году усилиями общественности эти факты получили широкую огласку. Однако власти города вместо привлечения г-на Пристая к суду за совершённые преступления и расторжения договора аренды с РПЦ как недобросовестным арендатором передали усадьбу в прямое ведение патриарха Кирилла (Гундяева). Подробнее: http://openbereg.ru/?p=5749
В апреле 2013 года храмовый комплекс на территории храма Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Троице-Лыково был передан в качестве подворья Покровскому ставропигиальному женскому монастырю, расположенному в Москве у Покровской заставы.
Мне очень бы хотелось узнать у настоятельницы монастыря, почему на территории запрещается фотографирование на хороший фотоаппарат памятника архитектуры, который находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще хочется понять, почему вообще запрещают фотографировать на территории монастырей и в храмах объекты культурного наследия. Когда идет служба, запрет понятен и обоснован. Но в другое время? Ведь наверняка многие, кто прочтут эту статью или увидят фотографии Троицкого храма в интернете, захотят увидеть его воочию, запечатлеть фото на память. И что же? Получат нагоняй от охранников. Будет ли после этого у человека доброе отношение к РПЦ? Ведь многие просто развернутся и уйдут. И больше никогда не вернутся сюда, помятуя о том гадливом чувстве, что это место для избранных небожителей. И еще, думаю, если бы я была здесь не в составе экскурсионной группы, а самостоятельно, охранники бы не стали церемониться и наверняка могли бы отобрать дорогостоящий фотоаппарат.
Усадьба Троице-Лыково на карте
Относительно того, когда можно попасть на территорию бывшей усадьбы, я не могу ничего сказать. Возможно, самый простой способ — это с экскурсией. Есть надежда, что по крайней мере своими глазами вы увидите все основные достопримечательности.
PS. К сожалению, вынуждена закрыть комментарии к этой статье по причине неадеквата некоторых комментаторов.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Троице-Лыково: точка притяжения на правом берегу Москва-реки
Лыков-Оболенский: вотчина за службу
Расположившееся на правом берегу Москвы-реки Троице-Лыково получило свое имя то ли от первого владельца – князя Лыкова-Оболенского, то ли от возведенной здесь Троицкой церкви, то ли от них обоих. Село изначально называлось Троицкое, в исторических документах оно встречается с XVI века. Во времена царствования Василия Шуйского Троицкое было пожаловано князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому «за его службу из его же прежнего поместья».
Фото: shutterstock.com
Лыков-Оболенский был, как бы сказали сейчас, на ответственных постах и при Шуйском, и при Михаиле Романове, входил в знаменитую Семибоярщину в период междуцарствия. Числятся за ним и ратные подвиги.
Женой князя Лыкова-Оболенского была Анастасия Никитична Романова, которая являлась родственницей царицы Анастасии (жены Иоанна Грозного) и сестрой патриарха Филарета, поэтому муж ее был дядей царю Михаилу Романову. Хочется надеяться, что не только связи, но и таланты помогли Лыкову управлять важнейшими государственными приказами. В полученном имении князь построил деревянную церковь в честь Святой Троицы. В 1627 году рядом с церковью в селе Новом Троицком расположился «двор чиновников, а в нем живут деловые люди, и пять дворов людских, и в них пять человек. В деревне Новой Черепковой на пруде, что было село Старое Троицкое, 17 дворов крестьянских и 5 дворов бобыльских».
Все трое детей Лыковых умерли в младенчестве, поэтому после ухода хозяина село было «взято на великого князя» и находилось в дворцовом ведомстве. И там было, что брать: в 1646 году, когда умер князь Борис Михайлович, «в селе Троицком-Лыкове находился двор боярский, да двор скотный, 16 дворов задворных людей, а в них 27 человек, да вместе с деревнями Черепково и Луки 47 дворов крестьянских и один двор бобыльский, а в них – 18 человек».
Нарышкины: усадьба за родство и преданность
Почти полвека вотчина оставалась без хозяина. Есть предположение, что какое-то время имением владел дядя Петра I Иван Кириллович Нарышкин. Но по документам 1689 года село называлось «государевым дворцовым Троицким селом». Историки отмечают, что вообще-то земли из дворцового приказа выдавали только по особым случаям, но это как раз мог быть случай Нарышкиных. Они были не просто родственниками молодого правителя, но и по-настоящему преданными царю людьми, активно помогавшими ему удержаться у власти. И если про Ивана Кирилловича точных данных нет, то с другими представителями этой фамилии все гораздо понятнее. После низложения царицы Софьи братьям Натальи Кирилловны Нарышкиной (матери Петра I) из дворцового приказа были пожалованы села. Тогда Троице-Лыково досталось Мартемьяну Кирилловичу, который едва не погиб в дни Стрелецкого бунта. 4 марта 1697 года Мартемьян Кириллович умирает, а 11 января 1698 года по Именному Указу село Троице-Лыково отдано его брату Льву и их матери Анне Леонтьевне – бабушке Петра I.
Именно при них на месте деревянной церкви появляется парадный каменный храм. Деревянная же церковь была аккуратно разобрана и просуществовала до 1936 года. Новый храм Живоначальной Троицы строил крепостной мастер Яков Бухвостов. По легенде, первый камень в его основание заложил сам Петр I. Храм был возведен в стиле, который называется нарышкинским, или московским, барокко. Белоснежное строение сравнивали с невестой, которую нарядили в кружева и золотой кокошник, с драгоценностью, усыпанной бисером и обтянутой золотыми нитями, которая сверкает и переливается в лучах солнца. Его называли «Белым лебедем», любовались его отражением в вводах Москвы-реки. Во внутреннем убранстве были использованы изображения (резьба по дереву или камню) винограда, ананасов, гранатов и другие растительные орнаменты.
Фото: shutterstock.com
Это классический барочный храм с ярусно-пирамидальной композицией. С боков его окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор. Окна на каждом ярусе имеют оригинальные наличники. Внутри был поставлен резной девятиярусный иконостас, от тонкой золоченой резьбы которого, как говорили, нельзя было оторвать глаз. Достаточно вспомнить, что работы выполнили мастера Оружейной палаты.
Разумовский: земли в приданое
Троице-Лыково принадлежало Нарышкиным до 1746 года, когда Екатерина Ивановна Нарышкина – двоюродная племянница Петра I – вышла замуж за Кирилла Григорьевича Разумовского. Ну а имение стало ее приданным.
27 октября 1746 года с пышностью и церемониями, подобающими только особам царского дома, была сыграна свадьба Е.И. Нарышкиной и К.Г. Разумовского, на которой, помимо самой императрицы Елизаветы и всего двора, присутствовали и иностранные посланники. Молодые толком не знали друг друга и чувств не испытывали, что не помешало будущей императрице Екатерине II в своих «Записках» отметить, что «они, казалось, жили хорошо».
В 1784 году Разумовский, уже после смерти жены, обратился к Екатерине II с просьбой о разделе имения (у Разумовских было шестеро сыновей и пятеро дочерей). Село Троице-Лыково досталось Андрею Кирилловичу. Жил он за границей, имением интересовался мало. Но крестьянам это не очень мешало, что доказывают документы, гласившие: «Крестьяне многие имеют торг в Москве в Охотном ряду и торгуют певчими птицами. Другие гоняли лес по Москве-реке. Состояния значительного. Женщины плетут кружева простые, другие вяжут колпаки, чулки».
Фото: shutterstock.com
Бутурлины: выгодная покупка
В начале XIX века Троице-Лыково у Разумовского отобрали за долги, а в 1804 году его за 60 тысяч рублей покупает «вдова Гвардии порутчица Катерина Павловна Бутурлина».
Наполеоновская армия разорила Троице-Лыково, что произошло со многими подмосковными усадьбами. Здесь расположилась кавалерия, что, возможно, повлияло на сохранность крестьянских домов, тогда как в соседних селах все было сожжено. А вот каменный храм был разграблен.
В 1843 году сын Катерины Павловны Николай, став владельцем Троице-Лыкова, подает прошение о строительстве новой каменной церкви, отмечая, что это – воля его покойной матери. Новый Успенский храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца, а архитектура воплотила черты модного тогда «русско-византийского» стиля. Строительство закончили в 1851 году.
Фото: wikipedia.org
После событий 1861 года во владении помещика остается только усадьба и треть земель.
Карзинкины: преобразования рачительных хозяев
В 1876 году хозяином усадьбы Троице-Лыково становится Почетный гражданин Иван Иванович Карзинкин и его супруга Екатерина Ивановна. Семья Карзинкиных принадлежала к числу самых богатых в Москве, владела текстильными фабриками, магазинами, доходными домами, гостиницами «Метрополь» и «Гранд-отель». Став хозяином Троице-Лыкова, Иван Карзинкин озаботился сохранением деревянного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Это дело продолжил его сын Сергей, который также потратил много усилий, чтобы поддержать в должном состоянии каменные Троицкий и Успенский храмы. Но и он не успел все сделать, поэтому в дальнейшем за работами следила его вдова – Юлия Матвеевна. При ней в усадьбе развернулось масштабное строительство: над Москвой-рекой возвели сказочный деревянный особняк в старинном русском стиле. Автор проекта – архитектор Иван Павлович Ропет – украсил дом оригинальной резьбой. Резной дом пережил многие перипетии, но, к сожалению, сгорел осенью 1990 года. Каким он был, можно представить, если рассмотреть баню-теремок в Абрамцево, который также построил Ропет.
Фото: wikipedia.org
На полях усадьбы сажали картофель, капусту, лук, свеклу; сеяли рожь, овес да гречиху. Здесь были флигели, сараи, конюшни, свинарник, птичник, овчарня, скотный двор, кузница с мастерской и водокачкой, каретный сарай, зернохранилище, амбар с подвалом, баня деревянная, оранжерея каменная, а еще теплица и … биологическая станция. В самом Троице-Лыкове находились земское училище, конный завод, лавка и трактир. Были даже попытки по-новому назвать имение – «Карзинкино», но старое имя все равно победило. Усадьба стала настоящим тургеневским дворянским гнездом с барским домом в центре и раскинувшимися за ним садом, парком, рекой, прудами, беседками и статуями.
Уже при сыне Юлии Матвеевны – Сергее Сергеевиче – Карзинкины содержали в Троицком школу, помогали молодоженам в постройке собственного дома и поддерживали тех, с кем случалась беда.
В 1901 году начались работы по расширению Успенского храма.
Фото: shutterstock.com
Еще в 1880-х годах в Троице-Лыкове обосновалась община сестер милосердия, а в 1914-м Юлия Матвеевна распорядилась передать ей все имение с усадебным зданием и фермой, скотом и инвентарем, богадельней и лечебницей. Главный дом был отдан вместе со всей обстановкой. В феврале 1917 года в селе Троице-Лыково была учреждена «Свято-Троицкая женская община»: сестры собрали прекрасный урожай, продолжали обустраивать налаженное хозяйство.
После революции: дети солнечного Туркменистана и Ленин
Процветающее хозяйство привлекло большевиков: община стала Трудовой коммуной, в уставе которой было прописано: «Хозяйство коммуны ведется на строгом принципе личного труда. Наемный труд не допускается». Но уже в мае 1918 года все хозяйство общины было «реквизировано» Хорошевским волостным совдепом.
Потеряла все и семья Карзинкиных: большой дом усадьбы облюбовало ГПУ и устроило там дом отдыха. Скромный работник Наркомпроса Иван Сергеевич Карзинкин смог остаться в доме вместе с семьей: скорее всего, помогло знакомство с главой советского государства. Когда в марте 1918 года решили найти место для систематического загородного отдыха В.И. Ленина, выбор пал на Троице-Лыково. С огромного балкона Ленин мог любоваться рекой и Серебряным бором. Позже усадьбу хотели отдать Государственному Зоологическому саду. А в августе 1924 года сюда заселили детей из Туркменистана, чтобы те получили образование и в будущем могли работать на благо молодой Советской республики. Не сразу сложились отношения местных жителей и молодых туркмен, но со временем они стали вместе ходить в лес за грибами и ягодами, заниматься, читать и играть. В 1929 году этот социальный эксперимент закончился: младшеклассников сразу перевезли в Ашхабад, а ученики трех старших классов остались учиться до июня.
В итоге здесь появился обычный колхоз, который в 1930-м получил имя «Новый путь». Крестьяне сеяли рожь, овес, гречиху, пшеницу, сажали свеклу, морковь, капусту, но больше всего было картошки. В начале 1930-х были закрыты Троицкий и каменный Успенский храмы. К счастью, в 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций. Это помогло спасти его от разрушения.
Фото: wikipedia.org
В 1936 году сгорел деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. В годы войны в бывшей господской усадьбе открылось Суворовское музыкальное училище, которое просуществовало здесь до 1979 года.
Тогда храм Живоначальной Троицы представлял печальное зрелище: от интерьера остались жалкие фрагменты, были сбиты несколько резных колонн снаружи. В 1985 году усадьба и участок деревни Троице-Лыково были переданы Институту атомной энергии им. И.В. Курчатова с целью построить здесь профилакторий и провести обязательные восстановительные и реставрационные работы. С годами здесь сохранились лишь два храма и 8 других строений.
В октябре 1989 года полуразрушенный храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково вернули Православной Церкви. В ходе реставрации была возведена колокольня, воссозданы купол и крыша, реконструированы иконостас, киоты, алтарь. Стены вновь украшают прекрасные иконы. 30 октября 2011 года восстановленный храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Сейчас здесь действуют воскресная школа, библиотека и православная гимназия.