усадебный парк троице голенищево
Троицкое-Голенищево Москва
Теперь Троицкое-Голенищево является частью Москвы. И даже не самым окраинным ее районом, а, скорее, почти центральным. Место это весьма примечательно. Во-первых, поблизости проходила дорога, по которой в Москву прибывали гости с запада и по которой в столицу пытались войти враги. Во-вторых, эти места связаны с историей отечественного кинематографа, улицы, находящиеся рядом, носят имена кинематографистов и имеют отношение к кино. Тут и улица Довженко, и улица Пырьева и Второй Мосфильмовский переулок, и Мосфильмовская улица. Разумеется, это связано с тем, что в непосредственной близости от старинного храма расположен киноконцерн Мосфильм. А еще здесь были сделаны уникальные археологические находки, потому что эти места с древности привлекали людей, как пригодные для жизни.
Троицкое-Голенищево История
Теперь Голенищево является частью Москвы, но во времена московских патриархов место слияния рек Раменки и Сетунь было довольно отдаленным Подмосковьем. Первые упоминания места в летописях относятся к 1406 году и связаны они с именами святителя Алексия и Киприана, московских митрополитов.
Как свидетельствует летопись, в XIV веке на здешней земле был разбит сад, стояли кельи и клети. Святитель Киприан очень любил Голенищево, избрав именно это село местом отдохновения. Здесь митрополит Киприан занимался на досуге переводами церковных книг с греческого на славянский язык. И здесь же святитель написал житие митрополита Петра.
Будучи совсем немощным, святитель Киприан провел в Голенищеве последние дни своей жизни и умер здесь 16 сентября 1406 года «в старости велице» на 30 году своего митрополичьего служения.
Преемники митрополита Киприана также любили эти места. Особенно нравилось здесь митрополиту Ионе, служившему на московской кафедре в 1449-1461 годах.
В 1645 году в Голенищеве возвели каменный храм Троицы Живоначальной. В 1649 году «в селе Троицком (Село уже именуется по названию церкви.) Государь Алексей Михайлович изволил кушать у патриарха Иосифа». Вокруг села были богатые охотничьи угодья, и царь любил охотиться в этих местах. Вот что писал Алексей Михайлович своему ловчему: «А в Голенищеве приказать бы вам прикащику Патриархову, чтобы берегли орликов и всяких птиц».
Голенищево продолжало быть резиденцией всех патриархов в досинодальный период. В частности, в этих угодьях часто бывал Патриарх Адриан.
Синодальное правление
Патриарший дом и здесь сыграл свою роль. В 1771— 1772 годах здесь был устроен карантин для «сумнительных людей, кои в одном покое с зараженными жили», но больны не были.
В XVIII веке в Голенищеве было учреждено фабричное производство. Часть земель уже принадлежала полотняному фабриканту Василию Чурашеву «доколе на той земле фабрика стоять будет». Другая часть была под Усть-Сетуньским кирпичным заводом и Устинской слободкой, его окружавшей.
В период Отечественной войны 1812 года село было захвачено войсками императора Наполеона. Храм Троицы Живоначальной был осквернен, не избегнув участи других русских храмов. Французские солдаты разместили в нем конюшню.
До 1861 года местные крестьяне считались государственными. На 1852 год здесь насчитывалось 90 дворов и 340 жителей. После отмены крепостного права село стало быстро расти, и к 1869 году тут стоял уже 131 двор и проживало 700 жителей. И население продолжало увеличиваться, так как с 1876-го в Голенищеве стояли и кирпичный завод Байдаковых, и суконноотделочное заведение Досужева. А производства требовали рабочих рук.
Усадебный парк троице голенищево
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Секреты малой родины
Удивительно, но многие москвичи даже не подозревают, сколько интересного происходит вокруг их собственного дома. Некоторое время назад мы пообщались с жителями района Фили-Давыдково. Да, все они были уверены, что их район самый лучший в городе. Все говорят, что с экологией здесь порядок, жить престижно и до центра недалеко. На этом общие сведения заканчиваются. На вопросы типа: «Как давно вы ходили по собственному заповедному (!) лесу?» Отвечали, как правило: «Не был, но собираюсь. ».
Мы показали нашим собеседникам фотографии: реконструированный парк, облагороженные лесные тропинки, места для тихого спокойного отдыха. Многие потом признались, что все-таки нашли в своем «страшно загруженном графике» пару часов для парка. И не пожалели.
Здесь был царь. Стояли дачи
Сетуньский заповедник, в который мы оправляемся на прогулку, огромный и проходит практически через весь Западный округ. Поэтому сегодня мы посетим только самую центральную его часть, расположенную в Матвеевском лесу.
Нам нужна станция метро «Славянский бульвар». Переходите по подземному переходу шоссе и выходите к Славянскому бульвару, следуйте по нему к улице Давыдковская (направление к центру города). Ориентир – высотка «Эдельвейс», в народе называемая домом Бэтмена. Возле башни мы должны повернуть направо, это и есть Давыдковская. Минут пять по непримечательному участку улицы и снова направо, в продолжение Давыдковской. Нам нужны окрестности домов №№ 10–14. Здесь находится удобный вход в парк.
Давыдковская улица, расположенная на территории района Фили-Давыдково, получила современное название по бывшему подмосковному селению Давыдково, вошедшему в состав Москвы в 1960 году.
Улица в центральной части проходит параллельно реки Сетунь, то есть по самой границе заповедника. Вероятно, поэтому на Давыдковской расположено несколько школ, детских домов и новые дорогие жилые комплексы, например, «Дом на Давыдковской» (д. 16) и «Форт Кутузов» (д. 18).
Место имеет свою историю. В городских справочниках указано, что первое свидетельство поселения человека в районе Давыдкова – курганный могильник – относится ко II тысячелетию до н.э.! В 1930 годах на месте могильника были найдены топор, кремневое орудие и части скелета человека.
Судьба этого поселения неизвестна. Зато известно, что с конца I-го тысячелетия нашей эры местность уже была заселена славянами. В XIII веке поселения имели знакомые нам сегодня названия Матвеевское и Сетуньское. («Сетунь» от славянского слова «седун» – трясина, топкое место, а также долина).
Более подробные сведения о жизни в Давыдково относятся уже ко временам ближе к нашей эпохе.
Так, из официальных справочников мы знаем, что название Давыдково происходит от имени Давыдка, уменьшительного от Давыд или канонического Давид. Давыдом был владелец села – третий сын Дмитрия Боброком-Волынского, воеводы Дмитрия Донского. Вместе с соседним селом Волынским Давыдково долгое время входило в состав царских владений. В XVII–XVIII веках земли принадлежали княжеским семьям: Лобановым-Ростовским, Долгоруким и др. Но как и повсюду в московской губернии жизнь в Давыдково глобально изменилась в эпоху дачного бума второй половины XIX века. Чистый воздух, река и близость к городу привлекала в эти места москвичей. Здесь отдыхали известный историк Т.Н. Грановский и композитор М.А. Балакирев, на своей даче летом жил писатель А.Ф. Писемский, художник И.Н. Крамской приезжал рисовать окрестные пейзажи.
К концу XIX столетия деревня выросла в довольно большой дачный поселок. Дачники переезжали в деревню каждое лето на протяжении многих лет, вплоть до 30-х годов XX века.
В послевоенное время село постепенно становится пригородом Кунцево. Но не надолго. Генплан 1935 года предусматривал значительное расширение Москвы, главным образом на запад. В 1960 году на месте деревни вырос жилой район с высокими домами, большими магазинами и зеленой зоной. Сегодня живописный вид долины – единственное напоминание о безмятежном дачном прошлом.
Как вы заметили, мы прошли совсем немного. В районе домов №№ 10 и 12 вы можете смело уходить вглубь леса. Сетуньский парк расположен по левую сторону от Давыдковской улицы по ходу нашего движения.
Природный заказник «Долина реки Сетуни» относится к особо охраняемым природным территориям регионального значения. И это единственный парк такого уровня в пределах города. Для большинства из вас заповедник станет настоящим открытием. Один из его посетителей писал «Территория заказника красива и бесподобна. Такого обилия красок трудно встретить в одном месте. Я убежден, что природный заказник «Долина реки Сетунь» – изумительное место отдыха москвичей и гостей столицы».
Представьте себе, в нашем огромном каменном мегаполисе берегам Сетуни почти на всем протяжении удалось сохраниться в естественном виде.
В долине реки много прудов и родников. Есть пойменные луга и даже болота. А в нашей части заповедника есть не только сосны, липы и березы, но и редкие для Москвы ельники и ольшанник. В тишине глухого леса прячутся представители «Красной книги Москвы»: ландыш, колокольчики, орхидеи. И, во что вообще трудно поверить, в пойме Сетуни до сих пор встречаются ласка, черный хор, горностай и ондатра и бобры.
Не бойтесь, пройдите в дикую чащу до извилистого берега реки. Гуляйте по тропинкам в свое удовольствие. Сетунь будет служить вам границей. А улица Давыдковская, к которой нам нужно будет потом вернуться, как вы помните, расположена параллельно реке.
В пределах же сегодняшнего маршрута мы рекомендуем дойти до дома № 12 (пятиэтажка, следующая за ним современная башня – ваш ориентир). Напротив дома № 12 – вход в парк со стороны Давыдковской. Здесь есть рекламные щиты, представляющие информацию о заповеднике и о проделанной работе по благоустройству территории. Судя по этим объявлениям, в текущем году в парке предусмотрено устройство газонов, цветников, комфортных тропинок сквозь парк к реке. А в будущем, в границах парка, появятся спортивная и детская площадки, площадка для скейтеров и др.
Здесь же, перед входом в парк и домом № 12 в этом году построена небольшая часовня в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Возвращаться к метро рекомендуем по проезду возле дома № 12. Этот путь короче и приятнее, чем обратная дорога по Давыдковской, тем более, что местная география вам уже понятна, не запутаетесь. Идите прямо минут пять, на перекрестке двух дорог поверните направо. Дорога через большой уютный сквер, окруженный пятиэтажками выведет вас обратно к Славянскому бульвару.
В следующий раз мы отправимся в Крылатское и встретим осень в тишине Олимпийского парка.
А пока приятных открытий и легкой прогулки!
Наша справка
В настоящее время в границах природного заказника находятся три старинных усадебных парка: усадьба Троекурово, Спасское на Сетуни, Троице-Голенищево. К памятникам архитектуры, расположенным на территории заказника, относятся: церковь Спаса Нерукотворного на Сетуни (1676 год), церковь Николая Чудотворца с элементами парка (XVII–XVIII вв.), церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (1644–1645 гг.), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (XVII в.), загородная усадьба князя Троекурова (XVIII–XIX вв.). Долина реки Сетуни – самый большой природный заказник, находящийся в черте города Москвы. Река Сетунь является самым крупным правым притоком Москвы-реки в черте города. Длина реки – 38 километров, 17 из которых находятся в границах заказника. Река берет начало в районе деревни Румянцево Московской области, протекает через Солнцево, пересекает МКАД, затем Аминьевское шоссе, Минскую улицу и впадает в Москву-реку возле Бережковского моста.
Усадебный парк троице голенищево
Находится недалеко от Воробьевых гор, в глубине Мосфильмовской улицы у дома 28. Голенищевская местность на берегу речки Сетунь с XIV века принадлежала митрополитам и патриархам. Здесь долгие годы была дача патриарха. В 1644 году была построена каменная Троицкая церковь. При дворце был сад. Церковь Троицы сохранилась. Из старых деревьев растет здесь ива ломкая. Немного средневозрастных тополей канадских, лип мелколистных, клена ясенелистного. Между жилыми домами во дворе растут две относительно старые ели колючие и две липы крупнолистные.
Детали материала
Находится недалеко от Воробьевых гор, в глубине Мосфильмовской улицы у дома 28.
На высоком обрывистом берегу разместилось древнее патриаршие село Троицкое-Голенищево, ныне почти растворившееся среди жилых корпусов и производственных зданий. Красотой местоположения село привлекало внимание своих владельцев — митрополитов, а затем и патриархов. Летопись живописует Троицкое-Голенищево как любимую их усадьбу. Однако лишь в 1647 году здесь возводится каменный храм, прославившийся впоследствии красотой и стройностью трехшатрового завершения.
В первой половине XVII столетия этот тип храма сильно изменился: заметно возросла высота шатра за счет уменьшения высоты основного объема храма; шатер приобрел более вытянутые, устремленные ввысь пропорции; своего рода «накладные лопатки» на ребрах его граней усилили динамику подъема. Именно этими свойствами отмечен центральный шатер храма в Троицком-Голенищеве, высоко вознесшийся над долиной Сетуни. Боковые шатры, поставленные над приделами, отличаются большей массивностью и приземистостью, чему отвечают тяжеловатые фронтоны в их основании. Вместе с тем в архитектуре храма со значительной силой еще сказываются приемы XVI века: общая симметричная композиция, строгий рисунок наличников окон с глубокими откосами, вызывающими в памяти крепостные бойницы. Колокольня и отдельные части низкой одноэтажной трапезной относятся ко второй половине XIX века. (М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г)