условия крещения ребенка в православной церкви правила
Правила крещения ребенка в Православной церкви
Христианство предусматривает обязательно крещение детей и взрослых, которое считается одним из основных таинств Православной церкви. Существует поверье, что Крещение защищает человека от воздействия на него злых сил, возрождает его духовность, открывает двери в Царствие Небесное.
Некоторые люди утверждают, что единственным правильный и действительным является крещение уже взрослого человека, который подходит к таинству осмысленно, верит в Бога. Крещение же младенцев, по их мнению, бессмысленно, поскольку он еще совсем беспомощный и не в состоянии осмыслить все таинство.
Почему же мы продолжаем крестить детей, которые не понимают, что с ними происходит в тот момент, а не ждем их физического и эмоционального взросления, а также каковы правила крещения ребенка в Православной церкви, попробуем разобраться вместе.
Когда и почему нужно крестить младенцев
Фундаменталисты часто критикуют практику крещения младенцев. По их словам, крещение для взрослых и детей старшего возраста, более рационально, потому что в этом возрасте крестящиеся на самом деле принимают Бога Иисуса Христа в свое сердце. В момент принятия Бога люди становятся христианами. Крещение маленьких детей не несет в себе никакого фактического значения спасения.
Православная церковь считает, что крестить детей еще в младенчестве очень важно и необходимо. Как гласит молитва «Символ Веры», обряд крещения снимает с малыша первородный грех, полученный им «по наследству» от отца и матери. Таинство Крещения означает своего рода перерождение и повторное рождение в Вере Господней. Чем раньше это будет сделано, тем лучше для ребенка.
Согласно установленных традиций Православная церковь рекомендует крестить младенцев на 8-й день после их рождения или на 40-й. Предусматриваются и более ранние сроки проведения обряда. К ним относят:
Кроме всего прочего, Православная церковь рекомендует родителям поторопиться с крещением своего ребенка по той причине, что после совершения таинства малыш получает в надежные защитники Ангела-Хранителя, которых будет сопровождать его и оберегать всю его жизнь.
Существует поверье, что чем чаще обращается христианин за помощью к своему Ангелу-Хранителю, тем сильнее и могущественнее он становится.
Вторым заступником младенца является тот Святой, чьим именем нарекают малыша во время проведения обряда. Именно поэтому перед крещением ребенку следует выбрать православное имя.
В старину было принято скрывать второе имя ребенка, данное ему при крещении, от посторонних людей. Считалось, чем меньше людей знают его, тем более спокойной, благодатной и защищенной будет жизнь ребенка.
В наши дни большинство этих традиций сохранилось, но сроки крещения молодые родители привыкли варьировать, подгоняя их под свои семейные праздники, устои и прочие факторы. Например, если ребенок родился в холодное время года, родители не торопятся покрестить его в установленные церковью сроки. Как правило, они ждут наступление теплых погожих дней и тогда начинают планировать Крещение ребенка.
Правда, к тому времени ребенок подрастает и самое простое из сложностей, с чем могут столкнуться крестные родители, это большой вес ребенка, которого нужно будет держать на руках всю церемонию.
Когда нельзя крестить ребенка
Крещение ребенка не будут проводить, если крестные родители не имели личной беседы со священником. Время, когда следует подойти на беседу, следует согласовать заранее. Священник также объяснит, как будет происходить обряд, как к нему подготовиться и расскажет о других организационных моментах.
Несмотря на то, что детей крестят даже в праздничные дни и во время поста, все же существуют некоторые дни, когда совершать таинство крещения никто не будет. И не потому, что в эти дни крестить детей запрещено. Просто в особенно праздничные дни, когда в церкви проходит Служба, вряд ли у священника найдется время на совершения обряда крещения. Как правило, это дни больших церковных праздников: Пасха, Троица, Рождество, Крещение и прочие.
Как выбрать крестных
Выбор крестных родителей – дело очень ответственное. При этом, важно соблюдать традиции и правила христианства. Например, для крещения мальчика, следует выбрать крестного отца, а для девочки – крестную мать. Правда, церковь не запрещает иметь одному младенцу обоих крестных родителей. Правда, относиться формально к вопросу выбора крестных для своего чада не стоит.
К сожалению, в настоящее время главным критерием в выборе крестных остается финансовый вопрос. Люди стремятся выбрать в крестные для своего ребенка состоятельного, могущественного человека, который в дальнейшем будет поддерживать крестника финансово, дарить дорогие подарки, помогать устраиваться в жизни. А между тем, основная задача крестных родителей заключается в духовном наставничестве крестника, в его духовной развитии.
Также, выбирая крестных для своего ребенка, родители останавливают свой выбор на родственниках или друзьях. В этом нет ничего предосудительного, но нужно помнить, что дальнейшее общение крестных с крестником не должно ограничиваться только лишь праздниками и случайными, редкими встречами.
Крестный – это духовный наставник помощник, советчик крестника, который должен стать для него вторым родителем.
Согласно правилам крещения детей Православной церковью, выбранные крестные должны быть Христианской Веры. Если по каким-то причинам они исповедовали другую веру или вообще являются некрещеными, но хотят принять Христианство, им следует позаботиться об этом заранее. Кстати, эти требования не касаются кровных родителей ребенка и не являются препятствием к совершению таинства.
Кого нельзя брать в крестные
Правилами крещения детей в Православной церкви предусмотрены положения, которые запрещают выступать в качестве крестных родителям следующим лицам:
Кроме этого, нельзя становится крестными родителями братьям и сестрам по отношению друг к другу. А также церковью запрещено одновременно крестить близнецов. А вот крестные у близнецов могут быть совершенно одинаковые.
Как подготовиться к крестинам
Таинство крещения совершается по старинной традиции. Проведение обряда предусматривает приобретение крестильной рубашки, сорочки или пеленки, которая называется крыжмой.
Крестильные принадлежности малыша в Христианстве считаются реликвией и хранятся всю жизнь. Крыжма или крестильная рубашка наделана удивительной силой: ее чудодейственные свойства помогают заболевшему человеку скорее выздороветь и восстановиться. Для крестильных аксессуаров подойдет любая белая ткань, не бывавшая ранее в стирке. Крыжму к крестинам покупает мать ребенка или крестная.
Нательный крестик для крещения ребенка покупает крестный отец. Для обряда приобретается простой крестик из недорогого металла. В дальнейшем, при желании и возможности, можно будет приобрести нательный крестик из драгоценных металлов.
Нательный крестик ребенок должен носить постоянно после совершения таинства крещения. Нательные крестики должны быть надеты на всех участках обряда: на ребенка, его крестных родителей и его кровных родителей, если они присутствуют на церемонии.
Кстати, присутствие матери ребенка на самом таинстве строго запрещено. После родов женщина не должна входить в церковь до тех пор, пока после крещения ее ребенка батюшка не прочитает над ней «Молитву Матери», но никак не раньше, чем на 40-й день после родов.
Поэтому, обычно, кровная мать ребенка проводит время обряда у дверей Крестилки (специальное помещение при Храме для совершения таинства крещения) или у дверей самого Храма.
В старину детей было принято крестить на 8 день после рождения. Мать же не имела возможности войти в церковь целых 40 дней, поэтому на крестины обычно она не ходила в церковь. С тех пор повелась традиция отправляться крестить ребенка без матери.
Крестная мать должна позаботиться о том, чтобы крещение не совпало с ее женским циклом (началом менструации), поскольку в эти дни по правилам Православной церкви женщина считается «грязной» и не имеет права входить в Храм.
К одежде крестной матери (и других женщин, присутствующих на таинстве) также существуют некоторые требования.
Женщина должна быть в платье или юбке, длина которых должна прикрывать колени. Верх платья запрещает обнажать плечи. Брюки, джинсы, шорты и прочая одежда по мужскому типу для женщин не допустима. Голову следует покрыть платком или косынкой.
Для мужчин также существуют некоторые правила. Они не должны появляться в церкви в шортах и майках, голова у мужчины должна оставаться непокрытой.
Негласные правила крестин
Негласные правила проведения крестин никаким образом не связаны с православием и Христианством. Крестные могут договориться о крестинах заранее и распланировать необходимые покупки между собой.
Так, например, сам обряд крещения оплачивает крестный отец. Если крестят мальчика, то крестный и покупает крестик. Если же крестят девочку, то покупкой крестика занимается крестная. На плечи крестной ложится обязанность приобрети крестильный комплект (крыжма, рубашка, сорочка – на выбор) и икону того Святого, чьим именем собираются крестить ребенка.
Как уже говорилось, нательный крестик должен быть либо простым, либо серебряным. Золотой крестик недопустим при совершении таинства, поскольку само золото, как металл, в Православной церкви считается греховным металлом.
Кровные родители малыша должны позаботиться о том, чтобы в церковь не забыли взять свидетельство о рождении ребенка.
Если вы хотите, чтобы таинство обряда было запечатлено на фото и видео камеры, то об этом следует заранее попросить у батюшки благословения. В церковь на крестины следует приехать заранее, минут на 15-20 раньше, чтобы успеть сориентироваться по ситуации.
Крестные родители должны забрать своего будущего крестника из родительского дома и вместе с ним приехать в церковь, а не прийти туда самостоятельно. Придя в дом ребенка до крещения, крестным нельзя садиться. Существует поверье, что, выходя с ребенком в церковь, крестная должна разжевать зубчик чеснока и слегка подуть чесночным дыханием на ребенка. Так она отгоняет от младенца злых духов.
В церковь на крещение можно приходить только родственникам и близким друзьям. Остальные приглашенные встречаются уже за праздничным столом в доме малыша, если предусмотрено празднование крестин. На крестины принято приносить ребенку подарки: одежка, игрушки, детские аксессуары, церковные вещицы и прочее.
Вместо заключения
Крестины детей обоих полов проходят совершенно одинаково, с той лишь разницей, что мальчика вносят в алтарь, а девочкам туда путь заказан. И второй особенностью является обязательный головной убор для девочки, будь то платочек, косыночка, чепчик или шапочка.
Мальчики считаются полноценными священнослужителями, так как в алтаре служат только мужчины. Женщины в церкви – это помощники священнослужителей, поэтому в алтарь их входить запрещено.
Выполняя все правила крещения детей в православной церкви и соблюдая старинные традиции таинства крещения не только кровными родителями и самим ребенком, но и крестными родителями, можно надеяться, что ребенок вырастет здоровым, крепким, духовно богатым человеком, которому будут чужды греховные дела и поступки.
Как крестить ребенка
Вы решили крестить своего ребенка, но не знаете, с чего начать. Как это делать? Что для этого нужно? Разобраться поможет священник Сергий Звонарев, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве.
Читайте также:
Сейчас почти все родители, вне зависимости от того, живут они по церковным канонам или нет, стараются крестить своих детей. Отец Сергий, что вы об этом думаете?
Священник Сергий Звонарев
Конечно, желание крестить младенца в любом случае только приветствуется. Однако родителям хочется пожелать более ответственного отношения к таинству. Крещение не дань моде или традиции, но духовное рождение человека для таинственной жизни с Богом, которое происходит лишь однажды. В таинстве Крещения человеку дается благодать Святого Духа, помогающая ему возрастать духовно, укрепляться в любви к Богу и ближним. Принимая святое Крещение, человек становится полноправным членом Церкви и может участвовать в других таинствах.
Вера является важным условием для принятия таинства Крещения. Конечно, требовать от младенца веры – бессмысленно. Крещение детей происходит по вере их родителей, а также крестных.
В каком возрасте лучше крестить ребенка?
Никаких строгих требований нет: крестите ребенка, когда сочтете нужным. Впрочем, учитывая духовную важность этого таинства, особо тянуть тоже не следует — обычно детей крестят в первый год жизни.
Можно ли крестить ребенка, если его родители некрещеные, другой веры или крещеные не в православии (например, католики, армяне или баптисты)?
Можно и нужно. Вероисповедание родителей в данном случае не является определяющим фактором.
Существуют ли предписания насчет одновременного крещения нескольких людей? Можно вместе креститься детям и родителям, братьям и сестрам?
Ничто не препятствует одновременному крещению нескольких человек: в наше время часто совершается крещение 20-30 человек одновременно. Можно креститься вместе и родственникам. Думаю, что это большая духовная радость, когда святое Крещение принимают вместе близкие люди.
Большинство семейных пар, которые хотят крестить своего малыша, не состоят в церковном браке. Можно ли им крестить своего ребенка?
Призывая православных людей заключать церковный брак, Церковь, в то же время, признает брак, зарегистрированный в ЗАГСе — законным. Если родители ребенка не венчаны, это никак не препятствует его крещению.
Отец Сергий, Вы знаете, что, к сожалению, есть много неполных семей и детей, рожденных вне брака. Что делать в таких случаях?
Наличие в семье лишь одного из родителей не является препятствием для крещения ребенка, равно, как и иные условия его рождения.
Крещение может совершаться в любой день
Вопрос выбора имени, пожалуй, один из самых волнующих. Несмотря на то, что в принципе, ребенка можно крестить с любым именем, в Русской Православной Церкви принято крестить детей с именем одного из святых, который упоминается в Святцах (перечне имен святых). Если имя, которое дали при рождении, отсутствует в Святцах, то, как правило, дается созвучное имя одного из угодников Божьих (например, Карина – Екатерина, Инга – Инна, Роберт – Родион), или же имя святого, память которого приходятся на дату рождения ребенка (например, 14 января – Василий Великий, 8 октября – преподобный Сергий Радонежский, 24 июля – равноапостольная княгиня Ольга). С этим именем человек принимает Крещение, может участвовать в таинствах. Это имя пишут в записках о поминовении.
Как выбрать церковь, где будут крестить ребенка и можно ли крестить ребенка дома?
Выбор храма, где будет совершаться крещение, более важен для родителей, чем для самого младенца. Если Вы являетесь прихожанами конкретного храма, то лучше крестить именно там.
Крещения на дому, как правило, совершается только при каких-то особых обстоятельствах, мешающих прийти людям в храм, например, в случае серьезной болезни ребенка.
В какие дни совершается крещение? Можно ли крестить ребенка в пост?
Крещение может совершаться абсолютно в любой день — постный, обычный или праздничный. Но в каждом храме существует свой распорядок, поэтому при выборе дня крестин необходимо посоветоваться со священником.
Лучше крестить детей в первый год жизни
Кого можно приглашать стать крестными родителями? Какие обязанности это на них налагает?
Крестными родителями могут стать православные христиане, не состоящие друг с другом в браке, а также не планирующие дальнейшего брачного союза, поскольку кумовья состоят между собой в духовном родстве.
Роль крестных родителей велика. Именно они дают обещание воспитать малыша в вере. Участие крестных в духовном воспитании детей должно быть реальным, а не номинальным. Сегодня для этого есть все возможности. Священнослужители всегда готовы обсудить вопросы духовного воспитания детей, в церковных лавках имеется религиозная детская литература, рассказывающая о Боге, вере, Церкви.
Для того чтобы научить крестных детей основам веры крестные родители и сами должны понимать и уметь объяснить то, во что и в Кого они верят.
Крестным может стать как дальний или близкий родственник крещаемого – дядя или тетя, брат или сестра, бабушка или дедушка, так и просто хороший друг родителей ребенка. При выборе крестного, безусловно, нужно руководствоваться тем, насколько хорошим духовным воспитателем и советчиком он сможет стать для вашего ребенка.
Что нужно для крещения? Как надо к нему готовиться?
В тех храмах, где принято проводить огласительные (то есть обучающие) беседы, крестным родителям необходимо их заблаговременно посетить. Для крещения младенца нужно иметь крестильную рубашку, нательный крестик, полотенце, несколько свечей. Все это можно заранее приготовить самим, либо приобрести в церковной лавке. По традиции нательный крестик и икону его небесного покровителя младенцу дарят крестные родители. Перед крещением ребенка православным христианам желательно исповедаться и причаститься, поскольку в день крещения впервые вместе с ними причастится и их малыш.
Кто может присутствовать в церкви во время крещения?
Могут присутствовать все, кому небезразлично это духовное событие в жизни семьи, и кто молитвенно хочет разделить радость святого Таинства.
Как следует праздновать крестины?
Можно накрыть стол, приготовить угощение, пригласить крестных, родственников, чтобы отметить это событие. Но помните, что дню крестин не следует быть омраченным злоупотреблениями. Он должен освящаться любовью и духовной радостью.
Как проходит Крещение ребенка в православной церкви
В храмах с крещальней (баптистерием) крещение проводится именно в этом специальном помещении со святой купелью, которое представляет собой отдельное здание или пристройку к церкви. В большинстве же случаев крещение ребенка проходит непосредственно в храме путем троекратного погружения в чашу или обливанием святой водой через голову. С точки зрения фотосъемки лучше выбирать церковь, где крестят в основном храме и выбирать будний день, чтобы было меньше людей.
Дату для крещения можно выбирать любую, так как таинство разрешено проводить на Великие Божественные праздники, и в периоды постов. Учесть только стоит следующее:
Крестным родителям перед крещением обязательно нужно пройти огласительные беседы, исповедаться и причаститься. За три дня до таинства необходимо соблюдать пост: не употреблять пищу животного происхождения, не сквернословить, не вступать в интимную близость.
Подготовка к крещению девочки
Подготовка к крещению мальчика
Подготовка к крещению мальчика проходит аналогичным образом. Крестильное полотенце и рубашку приобретает крестная мама, крестик необходимо купить крестному отцу.
После окунания в купель мальчика принимает в крыжму крестный, как главный восприемник. После облачения в крестильную одежду держит ребенка на руках также крестный отец.
Кроме того, крестному отцу нужно быть готовым оплатить обряд крещения.
Таинству крещения предшествует чин наречения именем.
Оглашение
Перед таинством ребенка полностью раздевают и держат в одних пеленках. Если в храме прохладно, то разрешается некоторую одежду оставить, оголив грудку, ручки и ножки.
Само таинство крещения начинается чином оглашения. Священник возлагает руку на крещаемого и произносит слова молитвы, в которой просит Бога разрешить крещаемому приступить к Его имени Господнему и заручится Его защитой.
Отречение от дьявола и сочетание с Христом
По церковной традиции вместо младенца восприемники отрекаются от диавола и сочетаются с Христом.
Само Крещение
Далее батюшка проводит освящение елея и воды в купели. Перед погружением младенца в купель елеем помазывает грудь, ушки, руки, ноги, чтобы укрепить ребенка на борьбу с дьяволом, которую православному христианину придется вести на протяжении всей жизни.
Наступает кульминация таинства:
Миропомазание
Сразу после крещения следует таинство Миропомазания, наделяющее новокрещенного благодатной силой Святого Духа:
В заключение читается молитва о восприемнике и новокрещенном, упоминая имя небесного покровителя ребенка, сугубая ектения и отпуст.
Воцерковление
Над крещеным ребенком после 40-го дня от рождения проводится чин воцерковления. Батюшка трижды приподнимает младенца и изображает им крестное знамение в притворе храма, посреди храма и у Царских Врат со словами: «Воцерковляется раб Божий (раба Божья) во имя Отца и Сына, и Святого Духа».
Далее чинопоследование для девочек и мальчиков разнится:
Причастие
Иногда причастие проходит сразу после крещения, но чаще всего священник приглашает родителей прийти с ребенком в другой день, например, через неделю. В назначенный день маме с малышом разрешается подойти ближе к окончанию утренней службы, после которой следует Причащение, где младенца причащают вином (Кровью Христа).
Сколько длится обряд крещения
Длительность обряда зависит от количества крещающихся. Индивидуальное таинство занимает около 40 минут, групповое – до 1 часа.
Особенности крещения детей разного возраста
Крещение ребенка возрастом от 7 до 14 лет (отрока) проводится схожим образом, как и у взрослых. Ему также нужно пройти огласительные беседы, выучить молитвы, выполнить подготовку к обряду: посетить службу в храме, выдержать трехдневный пост (при отсутствии медицинских противопоказаний).
Согласие на проведение таинства должен дать и сам ребенок, и его родители. Самостоятельно решить принять крещение могут дети старше 14 лет. Согласие родителей для этого не потребуется.
По церковным канонам, детям до 12 лет, чтобы принять крещение, нужны восприемники. В случае с младенцами крестные произносят обеты вместо крестников, в случае со старшими детьми – поручаются за их слова перед Господом.
Сам обряд крещения отроков в одних храмах может проводиться путем полного погружения, в других – через обливание через голову (когда размер чаши недостаточный). В случае окунания в купель ребенку разрешено погружать в нательном белье. Девочке-подростку рекомендуется надеть маечку. После ребенка обтирают и переодевают в крестильную одежду, в которой он пребывает до окончания обряда.
Набор крестильных принадлежностей для подростка включает:
Видео: как проходит таинство крещения ребенка
Запечатлеть светлое таинство на видео в некоторых храмах можно только с благословения батюшки, поэтому согласовать данный вопрос необходимо заранее.
Фоторепортаж: как проходит Таинство Крещения?
Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.
Как проходит Таинство Крещения?
Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.
Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.
Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.
Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:
«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».
В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.
Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.
Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.
После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве.
Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.
После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:
«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.
Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.
— Почему в алтарь вносят только мальчиков?
– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.
— Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.
– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.
Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.
Что происходит во время крещения?
Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение. Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.
Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.
Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.
Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.
Чин оглашения
Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.
Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».
Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).
Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву.
Три запрещения на нечистых духов
Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.
Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.
Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов[2] его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отревает[3] и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.
Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.
Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».
Отречение от сатаны
Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.
Исповедание верности Христу
Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.
Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5 И воскресшаго в третий день по Писанием.
6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11 Чаю воскресения мертвых,
12 и жизни будущаго века. Аминь.
Символ веры содержит все основные христианские истины.
В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.
Таинство Крещения
Освящение воды
В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.
Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:
«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».
Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.
В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.
Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).
Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила — таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.
Освящение елея
После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.
Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).
Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).
Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.
Погружение в купель
Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения — погружение в купель.
Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:
Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).
Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест — знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками — здесь и теперь — жизни вечной.
Облачение новокрещенного
Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.
Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.
В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).
Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, — это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.
Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.
Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).
Таинство Миропомазания
После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».
Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро — это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.
Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.
Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.
Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши — чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста — чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.
Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).
Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.
Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.
Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».
Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — Святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.
Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.
Чтение Священного писания и шествие вокруг купели
После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.
С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.
Завершающие обряды Крещения
Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания — смывание святого Мира и пострижение волос — совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд — это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.
Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос.
Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Заключение
Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.
Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.
С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.