условия обучения общие основания целевой прием особое право по сверхплановому набору
Условия обучения общие основания целевой прием особое право по сверхплановому набору
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2016 г. N ЛО-1841/05 «О целевом приеме и целевом обучении в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях»
В соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.
В соответствии с Правилами заказчик целевого приема направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, после чего образовательная организация в течение 10 календарных дней сообщает заказчику Целевого приема о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема.
Отбор кандидатов для участия в конкурсе в рамках целевого приема, заключение договоров о целевом обучении и формирование списка граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, осуществляется заказчиком целевого приема самостоятельно (пункт 6.1 Правил).
Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение пяти календарных дней со дня его получения.
Согласно Правилам договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Заказчик целевого приема до начала целевого приема в письменной форме информирует образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении.
Согласно части 4 статьи 56 Федерального закона право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с заказчиком целевого приема и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 56 Федерального закона федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.
Заключение указанных договоров возможно как с лицами, обучающимися по программам высшего образования, так и с теми, кто осваивает образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе в профессиональных образовательных организациях. При этом законодательством об образовании установлены единые требования к целевому обучению для среднего профессионального и высшего образования.
Обязательными условиями целевого обучения (как в случае поступления по целевому приему, так и вне его) являются трудоустройство выпускников и оказание мер социальной поддержки студентам в виде стимулирующих выплат и стипендий, компенсации затрат на жилье, оплаты образовательных услуг и т.п.
Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, обязан возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Аналогичная ответственность предусмотрена и для заказчиков целевого приема, не обеспечивших трудоустройство выпускника.
Минобрнауки России рекомендует рассмотреть возможность использования механизмов целевого приема и целевого обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. При рассмотрении указанного вопроса Минобрнауки России просит обратить внимание на доступность для абитуриентов и студентов информации о возможности заключения соответствующих договоров, а также на создание организациями, в которые планируется трудоустройство выпускников, условий для работы лиц с инвалидностью и ОВЗ в случае заключения договоров с указанными лицами.
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу целевого приема и обучения в целях дальнейшего трудоустройства обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Минобрнауки России считает возможным применение действующего механизма.
При этом рекомендуется обращать внимание на доступность для абитуриентов и студентов информации о возможности заключения соответствующих договоров, а также на создание потенциальными работодателями условий для работы указанных граждан.
Как работает целевое обучение?
Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?
Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.
Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.
Что такое целевое обучение
Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.
Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.
Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.
Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.
Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.
Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:
Отдельные заказчики могут установить свой порядок заключения договоров о целевом обучении. Например:
Как победить выгорание
Договор о целевом обучении
Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.
Вот как это работает на примере из медицинской сферы:
В случае приема по квоте заказчиком могут быть только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например «Росатом» или Сбербанк. Конкурс при приеме на места целевой квоты проводится отдельно. В этом случае за обучение платит государство. Заключение договоров по квоте распространено в медицинских вузах: доля от общего числа бюджетных мест в этой сфере — 70%, а порой и 100%.
Абитуриент или студент могут заключить договор о целевом обучении и с частной компанией или с ИП. Но в таком случае речь о квоте не идет, поступать придется по общему конкурсу. Заказчик обязуется поддерживать ученика, а вуз может и не знать, что у поступающего или студента есть с кем-то договор.
Надо ли возвращать деньги за учебу
Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:
Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.
Договор предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. Такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон: гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, если он отчислен из университета или расторг трудовой договор менее чем через три года по собственному желанию.
Студент обязан возместить и меры поддержки, указанные в договоре, и расходы государства на его учебу:
Договор не предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. В этом случае договор можно расторгнуть по соглашению сторон. Гражданин и заказчик должны сделать это письменно.
Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р : семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.
Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении. В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.
Что в итоге
Если вы поступили в вуз после марта 2019 года на целевое место, то вы должны компенсировать заказчику те меры поддержки, что он вам оказывал. А образовательная организация выставит вам штраф за досрочное расторжение договора без уважительной причины. Стоимость обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг тут значения не имеет.
Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.
Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Минобрнауки России от 09.07.2019 N МН-3.6/3890 «Об организации приема на целевое обучение»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
от 9 июля 2019 г. N МН-3.6/3890
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА НА ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Квота приема на целевое обучение устанавливается по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в пределах контрольных цифр приема на обучение по специальностям, направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной год, в котором осуществляется прием на целевое обучение, посредством определения доли мест для приема на целевое обучение в общем количестве бюджетных мест (процентов).
Квота приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год установлена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. N 979-р.
В соответствии с Постановлением федеральный государственный орган на основе квоты приема на целевое обучение, установленной Правительством Российской Федерации, вправе распределить общее количество мест по специальности, направлению подготовки, предусмотренных в рамках квоты приема на целевое обучение подведомственным организациям, по специальности, направлению подготовки с установлением количества мест для приема на целевое обучение в конкретные подведомственные организации.
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предоставленных Постановлением, осуществлено распределение количества мест по специальностям, направлениям подготовки для приема на целевое обучение в конкретные подведомственные организации.
Информация о распределении количества мест по специальностям, направлениям подготовки для приема на целевое обучение в конкретные подведомственные организации доведена до образовательных организаций высшего образования письмом от 31 мая 2019 г. N МН-3/859.
При этом количество мест для приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в осуществляющих образовательную деятельность организациях, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, по специальностям, направлениям подготовки, не указанным в письме от 31 мая 2019 года N МН-3/859, на 2019 год определяется данными организациями в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. N 979-р.
При выделении количества мест для приема на целевое обучение в соответствии с количеством мест для приема на целевое обучение, распределенных учредителем, либо квотой приема на целевое обучение, установленной Правительством Российской Федерации, образовательная организация при необходимости самостоятельно распределяет места между образовательными программами, выделяемыми в рамках специальностей, направлений подготовки, по которым установлена квота приема на целевое обучение.
Заказчиками целевого обучения могут выступать:
а) федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
б) государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
в) государственные корпорации;
г) государственные компании;
д) организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
е) хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
ж) акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
з) дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 части 1 статьи 71.1 Федерального закона;
и) организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
При этом, в соответствии с пунктом 46 Положения о целевом обучении, договор о целевом обучении с гражданином, поступающим на обучение по образовательной программе в пределах квоты приема на целевое обучение, должен предусматривать условие поступления гражданина на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение. В ином случае гражданин может поступать на обучение только на общих основаниях.
Таким образом, допуск поступающего к участию в конкурсе на места в пределах целевой квоты осуществляется на основании договора о приеме на целевое обучение.
Поступающий при подаче заявления о приеме представляет копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком, или незаверенную копию договора о целевом обучении с предъявлением его оригинала.
При приеме документов граждан, желающих поступать на обучение в рамках квоты приема на целевое обучение, образовательным организациям следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации («Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с Федеральным законом существенными условиями договора о целевом обучении являются:
1) обязательства заказчика целевого обучения:
а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;
б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;
2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:
а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);
б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.
Таким образом, при отсутствии в представленном поступающем договоре вышеуказанных существенных условий данный договор считается не заключенным, а следовательно, не может являться основанием участия поступающего в конкурсе на места в пределах целевой квоты.
Договором о приеме на целевое обучение также устанавливается период времени, до истечения которого гражданин обязан заключить трудовой договор с заказчиком или организацией-работодателем после отчисления гражданина в связи с получением образования (завершением обучения) из организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 14 Положения о целевом обучении).
Форма (формы) обучения, наименование организации (организаций), осуществляющей образовательную деятельность, в которой (в одной из которых) гражданин должен освоить образовательную программу, уровень общего образования, на базе которого должно осуществляться освоение образовательной программы среднего профессионального образования и направленность (профиль) образовательной программы (образовательных программ) указываются по решению заказчика (пункт 6 Положения о целевом обучении).
В соответствии с Порядком приема образовательная организация осуществляет проверку достоверности сведений, указанных в заявлении о приеме, и подлинности поданных документов, а следовательно, и несет ответственность за достоверность соответствующих документов. При проведении указанной проверки организация вправе обращаться в соответствующие государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и организации.
Кроме того, организация, осуществляющая образовательную деятельность, в месячный срок после зачисления гражданина на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение обязана направить заказчику уведомление в письменной форме о приеме гражданина на целевое обучение (пункт 46 Положения о целевом обучении).
После завершения Приемной кампании Департаментом будет проведен мониторинг приема на целевое обучение, в рамках которого будут рассмотрены и вопросы наличия в представленных договорах обязательств заказчика по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения»
Документ является поправкой к
Принят Государственной Думой 25 июля 2018 года
Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года
Статья 1
Внести в статью 43 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4234) следующие изменения:
1) в пункте 1 слова «договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении, заключаемых» заменить словами «договора о целевом обучении, заключаемого»;
2) в пункте 3 слова «договора о целевом приеме и (или)» исключить.
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 50, ст. 7337; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 1, ст. 62; 2017, N 31, ст. 4824; 2018, N 1, ст. 7) следующие изменения:
1) в пункте 3 части 4 статьи 24 слова «договором о целевом приеме или» исключить;
2) в пункте 12 части 1 статьи 44 слова «договоров о целевом приеме и» исключить;
3) в части 2 статьи 61 слова «договора о целевом приеме или» исключить.
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 27, ст. 4160; 2017, N 18, ст. 2670; 2018, N 27, ст. 3945) следующие изменения:
1) в части 3 статьи 53 слова «договора о целевом приеме и» исключить;
2) статью 56 изложить в следующей редакции:
«Статья 56. Целевое обучение
2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:
1) обязательства заказчика целевого обучения:
а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;
б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;
2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:
а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);
б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.
3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.
5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).
6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.
7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.»;
3) в части 4 статьи 68 третье предложение изложить в следующей редакции: «В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71 1 настоящего Федерального закона.»;
4) в части 3 статьи 70 слова «в том числе целевой прием» заменить словами «в том числе прием на целевое обучение»;
5) дополнить статьей 71 1 следующего содержания:
1. Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:
1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;
3) государственными корпорациями;
4) государственными компаниями;
5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части;
9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.
3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:
4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
5. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
6. В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.»;
6) в части 5 статьи 100 слова «вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в порядке, утвержденном в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона» заменить словами «осуществляют прием на целевое обучение в пределах установленных контрольных цифр приема в порядке, установленном в соответствии со статьей 71 1 настоящего Федерального закона».
Статья 4
1. Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
2. Действие положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.