успенский храм советск кировская область

Советск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Карта и ближайшие объекты

успенский храм советск кировская область

Статьи

Успенская церковь была обращена в приходскую из упраздненного в 1740 году Успенского женского монастыря (основанного в 1678 году). Церковь была деревянной и неоднократно подвергалась пожарам. На основании храмозданной грамоты Преосвященника Лаврентия от 9 июля 1786 года вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков готовит сметы и чертежи на строительство каменной Успенской церкви. В 1788 году каменная церковь была построена об одном теплом приделе и расширена в 1796 году пристройкой двух холодных приделов.

В таком виде церковь существовала до 1862 года. К этому времени в слободе сложился зажиточный слой купечества, и его представители считали за честь своим материальным участием украшать храмы в слободе. С 1862 по 1867 годы Успенская церковь, холодная часть ее, перестраивается и делается вся с духовым отоплением. Позже на средства семейства П.П. Носова была построена новая просторная ограда — на опочном цоколе с такими же опочными точеными столбами, забранными кованными узорчатыми решетками. Вносят свои пожертвования в украшение церкви купцы Д.Д. Якимов, М.И. Кошкин, Н.П. Утробин. Строится каменная паперть. Изготавливается двухярусный иконостас, в котором пишутся 16 картин (икон) в стиле католицизма учеником К. Брюллова, известным художником Эльвиро Андриолли, находившимся в вятской ссылке.

Этот великолепный и богатый храм был описан в 1918 году с целью учета и изъятия ценностей. В 1930 году церковь была закрыта. Какое-то время в ней размещался музей религии, затем использовалась как производственное здание различными организациями. В 1989 году Успенскую церковь начали реставрировать по чертежам, сделанным нашими предками более ста лет назад и сохранившимся в местном музее. С августа 1991 года в ней возобновляется служба. 19 апреля 2008 года на нее водружен колокол кукарского литья (снятый с пожарной каланчи).

Успенская церковь ведет свою историю от кукарского Успенского женского монастыря, который был основан в слободе Кукарке не позднее 1678 года. Церковь в монастыре была деревянной, служила немногие годы, перестраивалась, неоднократно подвергалась пожарам. В 1740 году монастырь был упразднен, а церковь переведена в приходскую. После пожара 1750 года церковь выстроена в 1764 году, но и она сгорела в 1780-х годах. Еще при существовании деревянной церкви, на основании храмозданной грамоты Преосвященника Лаврентия от 9 июля 1786 года, вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков готовит сметы и чертежи на строительство каменной Успенской церкви.

В 1788 году каменная церковь была построена об одном теплом приделе и расширена в 1796 г. пристройкой двух холодных приделов. Левый—в честь мучеников, потом переименовали во имя Сергия Радонежского, а правый—во имя всех святых. Эта церковь существовала в таком виде до 1862 года. В это время в слободе сложился зажиточный слой купечества и представители его считали за честь своим материальным участием украшать храмы в слободе. С 1862 по 1867 гг. Успенская церковь, холодная часть ее, перестраивается и делается вся с духовым отоплениемКолокольная, трапезная и центральная часть остаются от прежней, фасада 1788 года, церкви. Средства на перестройку были только от прихожан-благотворителей. Все три престола освящены в 1868, 1869 и 1870 гг. Каменная ограда от прежней церкви казалась тесной и ее в 1876 г. снесли, была временно деревянная, до 1895-1897 г., когда на средства семейства П.П. Носова была построена просторная ограда на опочном цоколе с такими же опочными точеными столбами, забранными коваными узорчатыми решетками.

Вносят свои пожертвования в украшение церкви купцы Д.Д. Якимов, И.М. Кошкин, Н.П. Утробин, строится каменная паперть. Изготавливается 2-х ярусный иконостас, в котором пишутся 16 картин (икон) в стиле католицизма известным художником М.Ф. Андриолли. В главном приделе живопись выполняется учениками московского училища ваяния и зодчества по эскизам художника В.М. Васнецова из Библии ДОРЭ под руководством художника Ергунова (1884 г.). В восьмигранном куполе в строгих позах застыли легендарные прорицательницы Савиллы во главе с Кумской. Могли ли они предсказать судьбу храма и что их образы ровно через 110 лет сметут метлой (в прямом смысле) приезжие ценители местной истории. (Летом 1993 г. при ремонте купола по распоряжению протоиерея П.В. Ковальского была уничтожена живопись в куполе). В 1887 и 1889 годах на средства прихожан и П.П. Носова строятся две часовни по фасаду храма в честь знаменательных дат царской фамилии. Часовни, похожие друг на друга, в высоту около 16 м и около 7 метров каждая сторона, были отделаны белой резной опокой по красному кирпичу с высоким цоколем и витражами в дверях.

На северном фризе здания церкви была исполнена живопись на библейский сюжет. Маковки церкви и колокольни сверкали золотом на солнце. В кресты были вмонтированы зеркальные отражатели. В церкви хранилась икона «Трех радостей» неизвестного художника, учитываемая особо как имеющая великую ценность. Подобно ценны иконы Преподобного Марона и Ахтырской Божьей Матери.

Весь этот великолепный и богатый храм был описан в 1918 году с целью учета ценностей и их изъятия. В 1930 году церковь была закрыта. В апреле того же года спилили кресты и установили красные флаги на маковки церкви. Какое-то время в ней размещался музей религии, затем использовалась как производственное здание различными организациями. Поочередно им владели МТС, авторота, сельхозтехника, перчаточная фабрика. В 50-х годах была сломана колокольня, трапезная и две боковые палатки. Кирпич расходовали на сооружение городской водонапорной башни. Ажурная ограда на опочном фундаменте и часовни разрушены были много раньше. Меняются времена, меняются интересы. В 1989 году Успенскую церковь начали реставрировать. Благодаря просвещенным предкам, патриотам, которые организовали в 1910 г. в ел. Кукарке музей, были сохранены чертежи на перестройку храма 1862 года и ограды 1890-х годов с ажурной решеткой, а также часовен.

В 1990 году были восстановлены четверик, барабан и главка. 8 сентября 1990 года был установлен крест.

Когда совершалась первая служба, то народа было так много, что храм не смог вместить всех. Было принято решение восстановить и вторую часть храма, совершенно разрушенную. В 1994 году был создан профессиональный хор. Огромную роль в восстановлении храма сыграл благочинный Советского (в настоящее время возвращено историческое название – Кукарское благочиние) округа протоиерей Петр Ковальский. Великолепием и красотой Успенского храма был восхищен митрополит Вятский и Слободской Хрисанф, который летом 2006 года посетил город и совершил Божественную литургию в восстановленном храме. Владыка поблагодарил всех, кто принимал участие в восстановительных работах и благословил народ и власть на строительство колокольни. Эти работы начались летом 2007 года, и уже в Пасхальную ночь в апреле 2008 года над Кукаркой-Советском раздался долгожданный колокольный звон.

Более 20 лет продолжаются восстановительные работы в Успенской церкви. Сегодня в храме регулярно совершаются богослужения.

Источник

КУКАРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Благочинный – иерей Николай Андреев
сайт: vozrosdenie.ru

успенский храм советск кировская область

Приход Успенской церкви города Советска

613340, Кировская обл., г. Советск, ул. Малькова, 9.

успенский храм советск кировская область

Приход храма Покрова Божией Матери города Советска

613340, Кировская обл., г. Советск, ул. Колхозная, 1.

успенский храм советск кировская область

Приход храма Святителя Николая села Завертная

613343, Кировская обл., Советский р-н, с. Завертная, ул. Колхозная, 11.

успенский храм советск кировская область

Приход Троицкой церкви села Среднеивкино

613333, Кировская обл., с. Среднеивкино, ул. Советская, 28.

успенский храм советск кировская область

Приход Преображенской церкви села Зашижемье

613393, Кировская обл., с. Зашижемье, церковь

успенский храм советск кировская область

Приход Вознесенской церкви села Ильинск

613340, Кировская обл., Советский р-н, с. Ильинск, ул. Комсомольская, 18.

успенский храм советск кировская область

Приход церкви в честь Казанской иконы Божией Матери села Васильково

613346, Кировская обл., Советский р-н, с. Васильково, ул. Октябрьская, 9-а.

успенский храм советск кировская область

Приход церкви святой великомученицы Екатерины села Кичма

613375, Кировская обл., с. Кичма, ул. Кирова, 1.
Председатель приходского совета Леухин Сергей Евгеньевич

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

Епархиальный Архиерей
Митрополит Вятский и Слободской Марк

Подробнее document.write(‘ ‘); print_header(); // вывести заголовок дня document.write(‘

‘); // пустая строка print_day(); // вывести календарь на сегодня Четверг,
5 июля 2012 года

Источник

Православие в Кукарке

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

17 февраля 2021 года, по случаю празднования Дня православной молодежи благочинный Кукарского церковного округа иерей Николай Андреев провел беседу с учащимися Техникума промышленности и народных промыслов г. Советска.
Встреча была посвящена празднику Сретения Господня. Во время встречи ребята узнали историю и традиции праздника. В рамках встречи состоялся показ документального православного фильма «Форпост». Данный фильм дал возможность по-иному взглянуть на ценности в жизни человека и показал пример того, как воплощается в реальную жизнь одна из важнейших заповедей: относиться к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

После просмотра фильма у ребят была возможность получить ответы на интересующие их вопросы. В завершение встречи благочинный по доброй традиции благословил всех учащихся и пожелал всем помощи Божией во всяком благом начинании.

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

успенский храм советск кировская область

На нашем ресурсе Вы сможете узнать о Православной Жизни в г. Советске (ранее слободе Кукарке) и Советском районе.

Слобода Кукарка основана в конце XVI века, уже в середине XVII века здесь располагался монастырь.
Показать полностью.

Ныне существующая каменная Покровская церковь обнесена каменной оградой с красивейшим главным входом — некогда за этими стенами располагался Иоанно-Предтеченский монастырь.

Богослужения в храмах г. Советска совершаются ежедневно.

Храм Покрова Божией Матери
613340, Кировская область, г. Советск, ул. Колхозная, 1

Время работы: ежедневно 8:00-14:00.

успенский храм советск кировская область

Православие в Кукарке запись закреплена

В Кукарском благочинии в праздник Казанской иконы Божией Матери будут совершаться праздничные богослужения

4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, установленный в память об избавлении в 1612 году Москвы и России от интервентов, в храмах Кукарского благочиния пройдут праздничные богослужения.

В день праздника в Кукарском благочинии Божественная литургия по традиции будет совершаться в пяти храмах, три из которых в этот день отмечают свой престольный праздник.

В Успенском и Покровском храмах г. Советска всенощное бдение 3 ноября начнется в 17:00. Литургия 4 ноября начнётся в 09:00.

Утром Божественная литургия также будет совершаться в Казанско-Богородицом храме г. Советска (Жерновогорье), Казанском храме с. Борок и Казанской церкви с. Васильково. Начало богослужений 4 ноября в 9:00.

успенский храм советск кировская область

Православие в Кукарке запись закреплена

4 ноября – Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время.
Показать полностью. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву Святейшего Патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября/4 ноября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

успенский храм советск кировская область

Православие в Кукарке запись закреплена

30 октября в Русской Православной Церкви совершаются заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

В нашей стране в этот день отмечается День памяти жертв политических репрессий. День памяти был установлен в 1991-м, а в нынешнем году в Русской Православной Церкви установили день особого поминовения погибших в результате политических репрессий. Каждый год 30 октября будут совершаться заупокойные богослужения по православным христианам, убитым или пребывавшим в заключении.

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 23-24 сентября 2021 года установил в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, обычно 7 февраля, дата переходящая) совершать поминовение и 30 октября.

успенский храм советск кировская область

Православие в Кукарке запись закреплена

26 октября – Празднование Иверской иконы Божией Матери.

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.
Показать полностью.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

успенский храм советск кировская область

Православие в Кукарке запись закреплена

Освящение и установка креста на купол Троицкой церкви с. Мокино

В субботу, 23 октября 2021 года, состоялось знаменательное событие: освящение и установка креста на купол Троицкой церкви с. Мокино Советского района.

Чин освящения креста совершил настоятель Успенской церкви г. Советска митрофорный протоиерей Петр Ковальский. Установка купола и креста для прихожан храма — особо значимое и радостное событие. С волнением и трепетом все неравнодушные люди наблюдали за процессом подъема и установки старинного красивого креста. Совсем недавно здание церкви было в руинах, но теперь храм постепенно возрождается. После серых дождливых дней, как бы подчеркивая торжество момента, ярко светило солнце отражаясь золотыми бликами от шпиля, шара и креста.

Сердечно благодарим о. Петра за организацию работ, строителям за качественно выполненные работы, спонсорам за финансовую поддержку, торговым организациям за отсрочку платежей, местным жителям за бескорыстную помощь.

По материалам Прихода Троицкой церкви с. Мокино

успенский храм советск кировская область

Православие в Кукарке запись закреплена

️24 октября. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцев VII Вселенского собора. Воскресная Божественная литургия в храме Казанской иконы Божией Матери г. Советска (Жерновогорье).

Отметим, что в настоящее время продолжаются работы по благоукрашению Казанско-Богородицкой церкви. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка в данный храм изготавливается новый иконостас. В соответствии с церковными традициями каждый из ярусов будет содержать иконы определенного «чина». Но самое главное – на протяжение нескольких лет на новом приходе начали и продолжают совершаются богослужения.

успенский храм советск кировская область

Православие в Кукарке запись закреплена
Нижегородская епархия

Стартовал приём заявок на педагогический конкурс «Серафимовский учитель – 2021/2022».

Проект направлен на повышение общественного статуса и поддержку педагогов, работающих в области духовно-нравственного просвещения.

Педагогический конкурс способствует нравственному становлению детей и молодежи, а также позволяет выявлять наиболее эффективные практики и методики в области их просвещения и патриотического воспитания.
Показать полностью.

Для участия принимаются разработки тематических разделов для преподавания учебных предметов, а также программы духовно-нравственного просвещения, включая планы уроков и классных часов, сценарии мероприятий с указанием применяемых дидактических средств и диагностического инструментария.

«В этом году мы ожидаем увеличения количества участников и дальнейшего расширения географии – буквально за один день подано порядка 15 заявок от представителей Сибирского, Дальневосточного и других федеральных округов. Мы ждем, в первую очередь, повышения качества работ – глубины, комплексности, продуманности и, прежде всего, погруженности в православную традицию. По результатам традиционно будет опубликован сборник материалов конкурса, поэтому организаторам интересны качественные апробированные практики и методики», – отметила советник главы Нижегородской митрополии, руководитель проекта «Серафимовский учитель» Ольга Бараева.

Заявки можно отправить до 31 января 2022 года на странице конкурсы.серафим.рф. Там же можно ознакомиться с полным Положением конкурса. Инструкция по подаче заявок опубликована по ссылке: https://серафим.рф/serafim-project/serafim-teacher.

Дополнительные организационные вопросы можно направить на адрес электронной почты serafimychitel@mail.ru с указанием данных о кандидате и выдвинувшей его организации.

Традиционно по итогам конкурса проводится конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и проблемы духовно-нравственного просвещения», издается сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи. Конференция и награждение победителей проходят в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре (село Дивеево Нижегородской области).

Напомним, 24 сентября 2021 года в Дивееве наградили победителей конкурсов «Серафимовский учитель – 2019/2020» и «Серафимовский учитель – 2020/2021».

успенский храм советск кировская область

Православие в Кукарке запись закреплена

23 октября – День памяти преподобного Амвросия Оптинского (1891).

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами.
Показать полностью. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога. »

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.

Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него. Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни — заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *