успенский храм в смоленске
Успенский собор в Смоленске и достопримечательности Соборной горы
Успенский собор в Смоленске стоит на высокой Соборной горе. Величественный белый с бирюзовым пятиглавый храм в стиле барокко не оставит никого равнодушным. Его пощадили и французы, и большевики, и немцы. Кажется, что он парит над городом, защищая его. В архитектуре храма и композиции строений Соборной горы уже чувствуется некоторое европейское влияние. Официальное его название — Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.
Успенский собор
Детинец на Соборной горе
Смоленск — один из древнейших городов Руси. Самые древние археологические слои, обнаруженные на Соборной горе в районе Школьной улицы, относятся к IX веку. В XI-XII веках здесь находился детинец — религиозный и административный центр не только города, но и всего Смоленского княжества. Он был окружен деревянной стеной, валом и рвом. В восточной части Соборной горы археологи обнаружили остатки каменного терема, к юго-западу от Успенского собора — фундаменты каменной церкви.
В XV-XVI веках, когда Смоленск оказался в составе Великого княжества Литовского, детинец превратился в религиозный центр, утратив свои административные функции. Хотя внешне он по-прежнему производил впечатление крепости. Вот почему в Смоленске отсутствует кремль как таковой.
Успенский собор со стороны Школьной улицы
Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель
Первый Успенский собор в Смоленске был заложен в 1101 году князем Владимиром Мономахом, бывшим некоторое время князем Смоленским (1073-1078), а затем — князем черниговским, переяславским и, наконец, Киевским. Возможно, храм возводился по образу Спасского собора в Чернигове. Ипатьевская летопись гласит:
…в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью.
Это был большой городской собор, первый каменный храм в Смоленске. В 1150 году его освятили. В последующие годы он сохранял свои первоначальные черты. Но ему не суждено было пережить Смутное время.
В сентябре 1609 года польское войско под предводительством короля Сигизмунда III осадило Смоленск. Долгих 20 месяцев продолжалась осада. Несмотря на то, что среди защитников города началась цинга и дизентерия, город успешно оборонялся. Но предатель Андрей Дедешин указал полякам слабое место — восточную стену Смоленской крепости, построенную в крайней спешке мокрой осенью 1602 года. Неприятель, сосредоточив все свои силы на том участке, 3 июня 1611 года ворвался в город.
Успенский собор в Смоленске
Однако захватчики не стали разрушать собор. Они перекрыли его досками и устроили в нем костел. Рядом был возведен дом епископа. Сохранились гравюры В.Гондиуса, сделанные в 1634-1635 годах, по которым можно примерно предположить, как выглядел Успенский собор в Смоленске в то время. Даже в таком полуразрушенном виде собор производил сильное впечатление: польские источники называют его «огромным» и «красивым»
Успенский собор. С гравюры В.Гондиуса
Строительство нового Успенского собора
После того, как Смоленск снова стал русским, были предприняты попытки восстановить древний храм. Однако они не увенчались успехом — ремонт полуразрушенного здания был признан невозможным. В 1674-1675 годах собор разобрали. 30 ноября 1676 года царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону план нового собора, который надлежало поставить на месте прежнего. Из Москвы прибыл мастер Алексей Корольков. На строительство из казны было отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
Торжественная закладка нового Успенского собора Смоленска состоялась 2 августа 1677 года. Строительство шло быстро, и уже через 1,5 года стены поднялись до уровня окон. За усердие царь даже возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Однако в 1677 году работы были приостановлены. Причиной послужило то, что из-за недостатка материалов Корольков не стал возводить стену за иконостасом. Иконостас оказался не соединен с капитальными стенами собора и отошел от них по всей высоте. Был принят указ о прекращении строительных работ.
Строительство возобновилось лишь в 1712 году при Дорофее. Алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, что исказило его пропорции.
Архитектор Шедель: отец или сын?
В 1728 году архиепископ Гедеон принял решение о продолжении строительства собора. Архитектором, как считается, был назначен Антон Иванович Шедель, сын русского архитектора немецкого происхождения Иоганна Готфрида Шеделя (около 1680-1752). Но здесь кроется одна загадка. Версию о том, что новый собор строил Антон Иванович Шедель, выдвинул С.Д.Ширяев*.
*Сергей Дмитриевич Ширяев (1898—1961) — историк и музейный деятель. Один из разработчиков плана Музея старого Смоленска. В 1922 году принимал непосредственное участие в изъятии ценностей из смоленского Успенского собора. С октября 1923 года — директор Музея искусств и древностей. Автор «Этюдов по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины» (Смоленск, 1924).
Окно Успенского собора
Дух западно-русского барокко, который обнаруживается в архитектуре Успенского собора, создался вероятно под влиянием тех художественных впечатлений, которые Шедель-сын мог получить в том же Смоленске. Характерно отметить ту же склонность к западно-русскому искусствопониманию архитектуры барокко и у Шеделя-отца… Едва ли мы всё же имели бы право связать достроение Успенского собора с именем Шеделя-сына, если бы не могли ссылаться на архитектуру собора, определенно говорящую о большом мастере, а главное, на некоторые приемы её, типичные для построек Шеделя-отца, с которым Шедель-сын вполне естественно мог быть духовно связан… Этот приём двухъярусного карниза, вообще свойственный барокко, типичен для Шеделя-отца… Верхние же окна трактованы в виде круглых «oeil de boeuf», встречающихся также у Шеделя-отца в воротах Ораниенбаумского дворца…
Но здесь есть такой нюанс. Источники не сообщают о том, что у Иоганна Готфрида Шеделя был сын, говорится только о дочери. Возможно, Иоганн Готфрид, сменивший неблагозвучное имя Ивана Ивановича, данного ему в России, на Антона Ивановича, стал творцом величественного храма.
Южные врата Успенского собора
Гораздо более вероятно, что смоленский епископ Гедеон Вишневский, получивший первоначальное свое образование в Киевской духовной академии и выписывавший впоследствии оттуда учителей для основанной им в Смоленске духовной семинарии, обратился вовсе не к воображаемому сыну, а к самому Готфриду Иоганну Шеделю, работавшему в то время в Киеве. И известный архитектор вполне мог сделать проект достройки громадной каменной коробки, стоявшей на Соборной горе Смоленска с 1679 года.
О том, что такой проект существовал, известно из цитируемого всё тем же Ширяевым текста договора с подрядчиками из Рославльского уезда «достроить церковь соборную каменную по абрису архитектом данному». При этом Ширяев обращает внимание на то, что постройка собора была поручена недостаточно опытным «каменного дела подрядчикам» и, кажется, велась иногда в отсутствие архитектора, который «в деле о достроении Успенского собора упоминается один только раз в 1735 году». Напомним, что в 1735 году Готфрид Шедель закончил перестройку корпуса Духовной академии, а уже в следующем, 1736 году приступил к выполнению крупного и ответственного заказа — строительству лаврской колокольни. — В.М. Аникеев: Святыни и подвижники смоленские. Смоленск, 2009. Стр. 48-51.
Так что, возможно, именно знаменитый Иоганн Готфрид Шедель, строивший дворцы Меншикова в Петербурге и в Ораниенбауме (1713—1727); дом Меншикова в Кронштадте (совместно с И.Ф.Браунштейном), дворец «Фаворит» в Стрельне (1716), домовую церковь Воскресения Христова при василеостровском дворце, создавший ансамбль Киево-Печерской лавры — колокольню, галереи на Ближних и Дальних пещерах, ключни с кельями и другие знаменитые здания, является автором величественного Успенского собора Смоленска.
Вновь построенный храм был увенчан 7 главами. 13 августа 1740 года Успенский собор в Смоленске был освящен. Но вскоре после этого в сводах и куполах появились опасные трещины. Вследствие этого было принято решение заменить тесовую крышу жестяной. К 1760 году большой каменный купол провалился вовсе.
По ходатайству Преосвященного Парфения, возглавлявшего в то время Смоленскую кафедру, было дано высочайшее разрешение на переделку верхних сводов. На 11900 рублей, пожертвованных императрицей Екатериной II и 45 тысяч рублей пожертвований, собранных стараниями Парфения, удалось капитально отремонтировать собор. По проекту архитектора Петра Ивановича Обухова (около 1735 — после 1768) главы Успенского собора были перестроены. Большой каменный купол переделан на деревянный, а вместо 7 глав сделано традиционное пятиглавие. Для укрепления верхних сводов были протянуты железные связи.
Купола Успенского собора
В 1772 году строительство Успенского собора было завершено. С тех пор никаких особенных изменений в облик собора не вносилось, лишь в 1890 году к западному фасаду было пристроено застекленное крыльцо.
Западный фасад Успенского собора
Памятная надпись на стене Успенского собора
Невероятно, но Успенский собор в Смоленске уцелел и в Отечественную войну 1812 года, и в бурные послереволюционные годы, и в Великую Отечественную. По личному распоряжению Наполеона, очарованного красотой собора, к нему даже была приставлена охрана. В послереволюционные годы в соборе некоторое время располагался музей атеизма, позволивший сохранить все ценности. В 1941 году, когда фашисты захватили Смоленск, командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Советским артиллеристам было запрещено использовать собор как ориентир для наведения орудий.
Разрушенные здания и уцелевший Успенский собор
Успенский собор
Панорама церковных строений Успенского собора
Внутреннее убранство и святыни Успенского собора
Главный престол Успенского собора освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Площадь внутри собора огромна — более 2000 кв. метров, что почти в два раза больше Успенского собора в Московском Кремле. Четыре колонны делят собор на 3 нефа и несут на себе своды. Высота стен четверика достигает 29,7 метров. На высоте 18,65 метров расположены хоры.
Пятиярусный барочный иконостас собора был выполнен в 1730-1740 годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Ими же были написаны, вероятно, и иконы.
Внутреннее убранство Успенского собора в Смоленске. Источник: Смоленская народная газета, http://smolnarod.ru
В Успенском соборе хранилась главная святыня — первообраз Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Однако после оккупации Смоленска в Великую Отечественную войну она безвозвратно исчезла. Сейчас в соборе хранится икона начала XVII века, перевезенная из церкви Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости.
Главная достопримечательность Смоленского собора — св. чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою губернию, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанною.
По словам Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V в. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм, к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава — Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г.
Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так почернела, что трудно определить из какого она дерева; длиною она 1 арш. 2 верш., шириною 14 верш. Во время нашествия татар на Смоленскую область, Богоматерь призвала св. воина Меркурия спасти город, и в память своего избавления смоляне установили празднование 24 ноября.
В начале ХV в. Смоленский князь Юрий Святославич (Юрга) отправился в Москву с иконою Одигитрии просить помощи великого князя и, когда узнал о завоевании Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 слишком лет, в 1455 г., вел. князь Василий Васильевич по просьбе смолян, возвратил им св. икону. Во время осады Смоленска Сигизмундом св. икона заблаговременно отправлена была в Москву, а по занятии Москвы поляками, — в Ярославль. Здесь она находилась до окончательного присоединения Смоленска к Московскому государству царем Алексеем Михайловичем. 1812 г. 6 августа, в день штурма, икона вынесена была из собора и отправлена в Москву, а затем в Ярославль, откуда возвращена была 25 декабря. — «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г.; цит. с сайта sobory.ru
Другая святыня Успенского собора — сандалии святого Меркурия Смоленского. Меркурий, иностранец по происхождению, молился перед иконой Богородицы, когда услышал повеление напасть ночью в стан Батыя, войска которого подошли к Смоленску. Ему удалось почти исполнить задуманное и перебить множество монголов и их главаря-батыра. Наутро перепуганные монголы отошли от стен Смоленска. Погибший в схватке с ними Меркурий был причислен к лику святых.
Еще одна святыня Успенского собора — плащаница «Положение во гроб», которая находится в левом опорном столбе. Согласно вышитой на ней надписи, она была создана в 1561 году в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного. Первоначально плащаница хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда была похищена французами в 1812 году. Смоленские партизаны сумели отбить её, за что она была пожалована Успенскому собору в Смоленске. Еще две плащаницы из мастерской Старицкой хранятся в Троице-Сергиевой лавре (1561) и в Русском музее (1560).
Окно в алтарной части Успенского собора
Западный фасад Успенского собора
Соборная колокольня
В 1766-1772 годах у северо-западного угла Успенского собора была построена колокольня. В её нижний ярус были включены части более ранней колокольни XVII века. Нижний ярус украшен 24 колоннами тосканского ордера. Главка на небольшом барабане венчает шлемообразную кровлю. В восточной части находится пристройка с часами, изготовленными в 1795 году смоленским мастером В. Соколовым. Рядом с колокольней стоит колокол 1636 года, как явствует из надписи на нем.
Соборная колокольня
Соборная колокольня
Колокол 1636 года
Ансамбль Соборной горы
Во второй половине XVII века на Соборной горе началось строительство других церковных зданий, которые ныне составляют целостный ансамбль. Были сооружены колокольня, церковь Иоанна Предтечи (1703), Богоявленский собор, Архиерейский дом (ныне Смоленское межъепархиальное православное духовное училище), консистория, хлебный корпус. Вокруг них была возведена каменная стена с тремя воротами. Кроме того, стена была построена между Архиерейским домом и Успенским собором.
Ансамбль Соборной горы
На территории около Успенского собора
Богоявленский собор
Теплый Богоявленский надвратный собор (собор Богоявления Господня) был возведён по проекту смоленского губернского архитектора М.Н.Слепнёва в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм на высоком основании 1708-1713 годов постройки.
Богоявленский надвратный собор
Надвратная часовня и здания Смоленского межъепархиального православного духовного училища
С западной стороны для входа с Большой Благовещенской улицы (ныне Большая Советская) была построена парадная лестница с гульбищем. К северу от неё возвели здание служб архиерейского дома. В XIX веке с юго-востока построили новое здание консистории, на гульбище Богоявленского собора появилась новая ограда. Позднее ниже по оси парадной лестницы была построена новая деревянная лестница, перестроенная в камне в начале XX века.
Лестница к Успенскому собору
Богоявленский надвратный собор
Успенский собор и Соборная колокольня
Смотровая площадка на Соборной горе
К северо-востоку от Успенского собора расположена смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды на Смоленскую крепость, Днепр, храмы и новые городские кварталы. Здесь стоит побывать обязательно.
Восточный участок крепостной стены
Панорама восточного участка крепостной стены Смоленска
Вид на север: крепостные стены и заднепровская часть Смоленска
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Днепровские ворота)
Нижне-Никольская церковь
Церковь Георгия Победоносца и крепостная стена
Информация для путешественников
Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Невероятно красивый собор! Как настоящий дворец!
Расписание Совершения богослужений в свято-успенском кафедральном соборе
ноябрь
1
ноября
Прор. Иоиля. Мч. Уара и с ним семи мчч., учителей христианских.Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского
18.00.. . Вечерня. Утреня
2
ноября
9.00. Часы. Божественная литургия
18.00. Вечерня с акафистом у иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия». Утреня с полиелеем.
3
ноября
Прп. Илариона Великого
Яхромской иконы Божией Матери
9.00. Часы. Божественная литургия.
18.00. ..Всенощное бдение
4
ноября
Празднование Казанской иконе Божией Матери
9.30. Часы. Божественная литургия.
18.00. Вечерня с акафистом свт. Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. Утреня
5
ноября
Апостола Иакова, брата Господня по плоти
9.00. Часы. Божественная литургия
18.00. Вечерня. Утреня. Лития
6
ноября
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
9.00. Часы. Божественная литургия.
18.00. Всенощное бдение
7
ноября
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Мчч. Маркиана и Мартирия
7.00. Божественная литургия
10.00. Божественная литургия
18.00. Вечерня с акафистом у иконы Божией Матери «Казанская». Утреня с полиелеем
Обращение митрополита Исидора в связи с введением на территории Смоленской области дополнительных ограничительных мер
Митрополит Исидор возглавил Воскресное богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе
Правящий архиерей возглавил Всенощное бдение в Свято-Успенском кафедральном соборе
Архипастырь совершил богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска
Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя.
Таинство Покаяния (Исповедь)
Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).
Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00
Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00
Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери