успенский и дмитриевский соборы во владимире

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, XII в.

Феодальное княжеское искусство Владимира выражало прогрессивные идеи своего времени — идеи единства Русской земли и русского народа. Башни, крытые шатрами, и композиция боголюбовского дворца связаны с деревянным зодчеством. Любовь к декоративному оформлению здания, резьба и роспись свидетельствуют также о роли народных мастеров, принимавших большое участие в строительстве, которое проводил Андрей Боголюбский.

Большим достижением Владимиро-Суздальской архитектуры является строительство монументальных дворцовых ансамблей и умение найти место здания в городском комплексе и пейзаже.

При брате Андрея Боголюбского — Всеволоде III (1177—1212) продолжается строительство. При Всеволоде авторитет владимирского князя получил общерусское признание. Его военное и политическое могущество воспел автор «Слова о полку Игореве». К Всеволоду обращался народный поэт, призывавший князей к прекращению гибельных усобиц и к объединению, его имя произносилось с уважением на Руси и в Западной Европе. Но успехи Всеволода были временными. С 80-х годов XII в. начал распадаться союз князя с горожанами, а в первой четверти XIII в. распалось и единство Владимирской земли.

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Успенский собор во Владимире. 1185—1189

Первым большим сооружением Всеволода была обстройка и расширение Успенского собора во Владимире, который сгорел в 1185 г. Работа продолжалась в течение четырех лет и была закончена в 1189 г. Перед владимирскими зодчими стояла крупная по масштабу и сложная в техническом отношении задача — обстройка старого трехнефного собора с севера, юга и запада новыми стенами, в результате чего собор стал пятинефным. Увеличение его масштаба вызвало необходимость постройки новых алтарных апсид. Стены старого собора были укреплены пилонами (пилоны — мощные столбы, служащие опорой для плоских или сводчатых перекрытий), и связаны с новыми наружными стенами дополнительными арочными перемычками на уровне хоров. В нижней части старых стен были сделаны арочные проемы, превратившиеся в столбы нового собора. Таким образом, пространство старого собора слилось с галереями Всеволода. В их восточных углах были устроены приделы, а в стенах — ниши для гробниц князей и епископов.

успенский и дмитриевский соборы во владимире

План Успенского собора во Владимире. 1185—1189 гг.

Владимирские мастера создали более обширный храм и придали собору новый характер спокойной торжественности и величия; галереи ниже старого собора и его закомары выступают над их закомарами, что придает ступенчатый характер массам храма. Ступенчатость усиливается выступающим над сводами квадратным основанием центральной главы. Над галереями по углам возвышаются четыре новые главы. Симметричное пятиглавие еще более подчеркивает монументальность нового храма. Окна собора размещены в верхней части стен; южный фасад, обращенный к обрыву городского холма, имеет два ряда окон для усиления освещения; обработка фасада рассчитана на точку зрения снизу. Мастера усилили его пластику, врезав колончатый пояс в толщу стены и углубив его ниши. Этот пояс опущен ниже, чем на других стенах, чтобы смягчить оптический ракурс высоты храма при взгляде снизу. Наружный облик Успенского собора, который был епископским храмом, отличается строгостью. На стенах его нет скульптурных украшений, за исключением аркатурно-колончатого пояса и пилястр с капителями. Отдельные маски и рельефы перенесены на них со стен собора Андрея Боголюбского. Внутри собор был украшен новой росписью, полы покрыты фигурной майоликовой мозаикой.

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Дмитриевский собор во Владимире. XII в.

Дмитриевский собор 1193—1197 гг. представляет замечательный памятник архитектуры конца XII в., с изумительной силой воплотивший прогрессивные идеи своего времени. Композиция его выражает спокойную торжественность. Великолепие, царственное величие внешнего облика и стройность пропорций создают впечатление могучей и величавой архитектуры. В массах храма нет вертикального движения. Его строгие пилястры делят стены на три широких доли, но не увлекают глаз ввысь, а переходят в горизонтальное движение полукруглых закомар. Узкие и высокие окна прорезают верхние части стен. В плане собор представляет четырехугольник, вытянутый по продольной оси. Он имеет четыре столба, один купол и три апсиды в виде массивных полуцилиндров, приставленных к кубу храма; плоский шлемовидный купол покрыт позолоченной медью. Его внутреннее пространство широко и спокойно, мерный и торжественный ритм могучих арок придает ему величие и пышность. Стены собора внутри были украшены замечательными фресками, из которых сохранились фрагменты «Страшного суда» на западной стене и сводах. Наружная Декорация собора необычайно своеобразна. Верхняя половина стен покрыта белокаменными рельефами, которые украшают также барабан главы. Аркатурно-колончатый пояс густо насыщен резьбой, покрывающей даже стволы колонок. Расположение рельефов ровными горизонтальными рядами усиливает впечатление неподвижности здания и тяжести стены. На некотором расстоянии аркатурно-колончатый пояс благодаря насыщенности резьбой сливается в широкую горизонтальную ленту. Декоративная скульптура, украшающая верхние части стен, напоминает драгоценную ткань с каменной бахромой колонок пояса. Декоративное убранство Дмитриевского собора не дошло до нас в первоначальном виде (есть новые вставки – результаты позднейших реставраций нарушен первоначальный порядок размещения). Новыми доделками является «Крещение» на южном фасаде и большинство фигур святых в аркатурно-колончатом поясе (кроме правого деления северного фасада). В центральных закомарах изображен псалмопевец Давид как пророк, с поднятой правой рукой и свитком в левой руке, окруженный рельефами с растительными мотивами, чудовищами, зверями, птицами, всадниками, святыми и ангелами. Основная тема этой декорации также прославление творца и вселенной, представленной в виде зверей, птиц и растений. Строчное распределение рельефов роднит замысел резного убранства с народными вышивками и напоминает также резьбу по дереву на крестьянских избах более позднего времени, возможно, повторяющих древние образцы. В первой закомаре южного фасада изображено «Вознесение Александра Македонского», а на северном фасаде, обращенном к городу – фигура строителя храма Всеволода на престоле с сыном на коленях, окруженного четырьмя склонившимися старшими сыновьями. Эти композиции должны были представлять силу и могущество великого князя. В декорации Дмитриевского собора христианским сюжетам отведено незначительное место (из 566 резных камней только 46 имеют христианские сюжеты). Основная масса рельефов представляет изображения зверей, растений и птиц (470), затем следуют изображения грифов, борьбы зверей, охоты и т. д.

Эти образы связаны отчасти с средневековой книжной литературой, бытовавшей в княжеско-боярской среде (княжеские летописи и дружинная поэзия), но они, несомненно, связаны и с народным творчеством, отличаются непосредственностью и глубокой поэтичностью. Народные анимистические представления об одухотворенности природы сочетаются здесь с прославлением ее «творца», иллюстрируя тексты псалмов. Характерной чертой резного убранства Дмитриевского собора является сопоставление сказочных и христианских образов. Только в скульптуры колончатого пояса был вложен христианский смысл (изображения святых, среди которых были Борис и Глеб в русских княжеских одеждах). Система декоративного убранства этого храма не имела аналогий в искусстве средних веков.

Рельефы собора выполнены с различным мастерством и в различной технике. Часть изображений сделана высоким округлым рельефом. Большинство рельефов исполнено в плоскостной, орнаментальной манере, напоминающей резьбу по дереву, в них как бы перенесены в камень приемы и навыки резчиков по дереву. Особенно характерна моделировка (моделировка — выявление рельефа), выполненная ногтеобразными (или «ногтевидными») врезами (левое деление южного фасада). Мотивы деревянной резьбы можно наблюдать и в орнаментации колонок пояса, напоминающих столбики деревянных прялок. Ковровый орнамент покрывает архивольты (архивольт — резное или лепное обрамление арочного проема) порталов, широкий барабан главы и простенки между колонок пояса.

При всем значении скульптурной декорации конструктивная ясность и строгость здания не утеряны: пилястры четко прорезают резной наряд Дмитриевского собора. Этот собор был центром ансамбля княжеского двора, две лестничные башни с западной стороны соединялись с хорами собора посредством переходов. Башни, по-видимому, были также украшены белокаменной резьбой (плоскими рельефами) и аркатурно-колончатым поясом. К северу и югу от собора были расположены дворцовые здания из белого камня и кирпича.

Строительство Всеволода показывает, что русские мастера были самостоятельными и своеобразными зодчими. Они в совершенстве овладели художественным и техническим опытом предшествующих поколений мастеров и умело пользовались их приемами для выражения идеи величия Владимиро-Суздальской Руси в своих монументальных сооружениях.

Смерть Всеволода в 1212 г. развязала силы, враждебные объединительной политике владимиро-суздальских князей. Ростовские бояре поссорили старших сыновей Всеволода — Константина ростовского и Юрия владимирского. В междоусобие вмешались и другие князья. Липицкая битва окончилась поражением Юрия, и великим князем сделался Константин. После смерти последнего в 1218 г. ему наследовал Юрий, но церковное и политическое единство Владимиро-Суздальского княжества было разрушено, и авторитет Владимира был утрачен.

Ю. А. Лебедева

«Древнерусское искусство X-XVII веков»

· Опубликовал Pretich February 13 2017 · В История России и СССР · 0 Комментариев · 5946 Прочтений · успенский и дмитриевский соборы во владимире
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация

Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

Источник

Древние ведические храмы Владимирской области и их энергетическое значение в формировании поселений людей

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Во Владимирской области есть несколько комплексов древних ведических храмов, встроенных в энергетическую решетку Земли и формирующих энергетические потоки, имеющие огромное значение для жизни людей. Мы рассмотрим на наш взгляд основные.

Первый комплекс – это Успенский и Дмитриевский соборы.

Успенский собор во Владимире — православный храм, кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви. В настоящее время также государственный музей, выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Успенский собор, г. Владимир

Дмитриевский собор города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой.

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Дмитриевский собор, г Владимир

Расстояние между этими двумя Храмами – 233 м (7/3=2,33 х 10 2 ). К сожалению, энергетические потоки между ними частично экранируются каменным зданием, построенным во 2-ой половине XVIII века по приказу Екатерины II архитектором Карлом Бланком. Азимут Успенского собора 53 град, Дмитриевский 60 град. Интересно отметить, что река Клязьма вблизи этих Соборов протекает на расстоянии около 2,5 км почти прямолинейно в направлении 57 град, что возможно связано с наличием здесь георазлома, задающего соответствующие направления энергетических потоков.

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Второй комплекс – Церковь Покрова на Нерли и Боголюбский монастырь Рождества Богородицы.

Церковь Покрова на Нерли — белокаменный храм во Владимирской области России, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества. Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время преобразился Владимир и рядом с ним появилась княжеская резиденция Боголюбово с белокаменными укреплениями, княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За 1158—1165 годы строительная артель Андрея Боголюбского создала ряд замечательных белокаменных построек. Его храмостроительная программа сопоставима с деятельностью Ярослава Мудрого, отстроившего Киев веком раньше.

Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали ко княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир.

Летописные свидетельства о церкви Покрова весьма скупы. В Кратком Владимирском летописце говорится: «и потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град… и постави церкви две камены». «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» — сообщает Новгородская первая летопись. Очевидно, одна из упоминаемых церквей — Покровская. Наконец, «Житие князя Андрея Боголюбского», источник 1702 года, содержит более подробные сведения. Из текста следует, что храм построен за один сезон в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию.

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток, на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму. Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты в 1877 году). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом. К примеру, Игорь Грабарь расценивал её не только как «самый совершенный храм, созданный на Руси, но и один из величайших памятников мирового искусства».

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Церковь Покрова на Нерли.

Напомним, что длина окружности Земли по меридиану 40 008 км и, следовательно, один градус широты на любой параллели равен 111,1 км. Это характерный размер нашей планеты. Поэтому не удивительно, что ряд рельефных элементов на поверхности Земли имеет кратные этой величине размеры, а также расстояния между ними 111,1 × n × 10 k , где n=1,2,3…9 и k=1,2,3… Без этого были бы просто невозможны резонансные явления…

Характерный размер Земли проявлен и в размерах Церкви Покрова на Нерли, которые были взяты из книги

Покров на Нерли (XII век) / Составил М. И. Рзянин ; Под редакцией Д. Е. Аркина ; Академия архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры. — Москва : Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1941. — 12 с.

Перейдем к вертикальной плоскости. Высота до центральной арки фасада 12,85 м, что соответствует уже среднему диаметру Земли 12 742 км с точностью до коэффициента 10 6 (отклонение 0,8%). Высота до начала купола 18,94 м, что соответствует утроенному среднему радиусу Земли 6 371 км с точностью до коэффициента 10 6 (отклонение 0,9%).

Таким образом, размеры Храма Покрова на Нерли подобны размерам Земли: в горизонтальной проекции — длине окружности Земли, в вертикальной — радиусу Земли. Можно предположить, что данные размеры способствуют возникновению в Храме резонансов с радиальными волнами из ядра Земли и круговыми стоячими атмосферными волнами планеты.

Боголюбский монастырь Рождества Богородицы (c XIX века в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери) — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской православной церкви).

Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания домонгольской Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею.

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Монастырь Рождества Богородицы, г. Боголюбово

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Сергей Заграевский. Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Боголюбский монастырь (азимут 68 град) и Храм Покрова на Нерли (азимут 54 град) находятся на одном меридиане на расстоянии 1 575 м (π/2 х 10 3 или 11/7=1,571 х 10 3 ). Линия, соединяющая два Храма проходит параллельно руслу реки Нерль, текущей в восточном направлении (азимут 90 град) прямолинейно на расстоянии около 500 м.

Интересный факт: многие города и природные объекты находятся на окружностях: 60,120, 180, 240… 1200, 1800 и т.д. км от г. Владимира.

успенский и дмитриевский соборы во владимире

На окружность радиусом 60 км попадает 8 поселений, в том числе г.Юрьев-Польский с Георгиевским собором и г.Гусь-Хрустальный

успенский и дмитриевский соборы во владимире

На окружность радиусом 120 км (60 х 2) попадает г.Муром с Спасо-Преображенский монастырь и г.Переславль-Залесский с Спасо-Преображенский собор

успенский и дмитриевский соборы во владимире

На окружность радиусом 180 км (60 х 3) попадает г.Москва, Рязань, Кинешма, Кострома

успенский и дмитриевский соборы во владимире

На окружность радиусом 720 км (60 х 12) попадает г.Санкт-Петербург, Харьков

успенский и дмитриевский соборы во владимире

На окружность радиусом 2 700 км (60 х 45 = 2700) попадает Лондон, Париж, Иерусалим

Имеется также геометрическая связь с природными объектами, находящимися на расстояниях, кратных 600 км:

Пирамида Хеопса 2 996 км (3 х 10 3 или 600 х 5, отклонение 0,1%)

Все четыре храма изначально (в более поздние времена перестраивались, практически в исходном состоянии сохранился Дмитриевский собор и Церковь Покрова на Нерли) имели сходное строение:

В этих белоснежных храмах мы пережили уникальный опыт молитвы без слов, молитвы настолько естественной, как дыхание: выдох – и вверх восходит энергия из человека такого, какой он есть со всеми его радостями и переживаниями, вопросами и просьбами; вдох и небеса несут энергию Света вниз, как-бы наполняя человека той энергией, которая ему сейчас так необходима. И эта энергия расходилась кругами все дальше и дальше по Земле…

Интересно, что похожий опыт мы пережили, когда пробовали взаимодействовать с энергией Кайласа…

Мы получили своеобразное подтверждение: в орнаментах, запечатленных в каменной резьбе Георгиевского собора в г. Юрьев-Польский сохранились образы тонкоэнергетических потоков, именно в таком виде, который мы увидели и почувствовали.

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Георгиевский собор, г. Юрьев-Польский

успенский и дмитриевский соборы во владимире

успенский и дмитриевский соборы во владимире

Можно предположить, что комплексы сакральных центров Успенский Собор – Дмитриевский Собор и Боголюбский монастырь – Церковь Покрова на Нерли являются энергетическими центрами первого порядка, которые были созданы для наполнения определенными энергиями и синхронизации возникающих центров поселения людей. Эти центры второго порядка впоследствии превратились в столицы, вокруг которых образовывались новые поселения.

Источник

Домонгольская красота Руси. Дмитриевский собор

Конечно, во Владимир все едут в первую очередь, чтобы поглазеть на фрески Успенского собора, постоять около него на круче над Клязьмой, потом съездить в Боголюбово, а дальше туристов везут в Суздаль. Дмитриевский собор слишком активным вниманием обделен, а совершенно напрасно. Потому что, конечно, Успенский собор – это Андрей Рублев и Даниил Черный, это мощи Александра Невского и Андрея Боголюбского и еще многих князей и епископов. Зато Дмитриевский собор – это домонгольская Русь. Такая, какой она была, без дальнейших переделок и перестроек.

Как считается, Дмитриевский собор был построен как домовая церковь княжеской семьи. Потому и Дмитриевский – в честь святого Дмитрия Солунского. Ведь собор этот построили по заказу Всеволода Большое Гнездо, а он по крестильному имени – Дмитрий. Кстати, в соборе имелась икона Дмитрия Солунского.

Теперь она хранится в московских музеях, в Дмитриевском соборе – копия. Но когда вы будете смотреть на эту копию, то вспомните, что есть довольно большая вероятность того, что это – портрет Всеволода Большое Гнездо, так как оригинальная икона была написана как раз во время его правления.

Да и на самом соборе, среди большого количества элементов белокаменной резьбы, а Дмитриевский собор в плане белокаменной домонгольской резьбы один из самых впечатляющих, есть вырезанное изображение Всеволода и его сыновей – Константина, Юрия, Ярослава, Владимира. На руках Всеволод видимо держит своего младшего сына – князя Святослава, который потом будет править в городке Юрьев Польский, где тоже стоит Столп Земли – один из сохранившихся до нашего времени домонгольских соборов. Ну а Ярослав – это отец Александра Невского, сами понимаете, очень знаковая фигура нашей истории.

Резьба на Дмитриевском соборе, конечно, очень впечатляет своим разнообразием и интересным подходом. Тут вам и Александр Македонский, и львы, и царь Давид со славянскими гуслями. Христианские каноны вместе со славянскими легендами далеко залесской стороны.

Жалко мы не знаем и никогда не узнаем, кто конкретно строил этот собор. Мы даже наверняка не знаем, принимал ли участие в постройке тот безвестный архитектор с севера Италии, присланный германским императором Фридрихом Барбароссой далекому другу из Гардарики Андрею Боголюбскому. Скорее всего, нет, потому что Успенский собор и церковь Покрова на Нерли, построенные европейским архитектором, возвели намного раньше Дмитриевского собора. А этот одноглавый собор, скорее всего, возводили его русские ученики, артель, научившаяся каменному строительству у мастера, имя которого так и осталось в глубине веков.

Этот собор прекрасен. Несмотря на то, что внутри почти не сохранилось старых фресок, только отдельные элементы, он все равно впечатляет. Своей белокаменной резьбой, своей основательной солидностью. Тем, что стоит века, несмотря на нашествия, перемены, невзгоды, смены династий и политического строя. И будет стоять дальше, основательно вросший во владимирскую землю, тоже недалеко от обрыва над бегущей внизу Клязьмой.

Будете во Владимире, пойдете смотреть Успенский собор, не забудьте, что рядом, совсем недалеко есть еще и Дмитриевский. Который не менее уникален и интересен и тоже стоит памятником Древнерусскому государству – домонгольской эпохе страны городов Гардарики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *